От vladre
К All
Дата 21.10.2007 05:58:46
Рубрики Современность;

Формирование и становление 10-й дивизии подводных лодок

Формирование и становление 10-й дивизии подводных лодок

В.В.Осинцев

1 февраля 1967 г., была издана директива о создании в составе эскадры 10-й ДиПЛ, формирование которой было завершено к 31 июля. В соответствии с приказом ГК ВМФ в этот день отмечается годовой праздник соединения.
Местом базирования 10-й ДиПЛ был определен поселок Рыбачий (ныне — район города Вилючинск) Камчатской области. В дальнейшем здесь появилось здание штаба дивизии, казармы экипажей ПЛ, камбуз личного состава и другая необходимая для нормальной жизнедеятельности соединения инфраструктура.
Первоначально в состав дивизии вошли четыре АПЛ пр.675 и четыре вторых экипажа этих ПЛ. Лодками командовали капитан 2 ранга Н.Д.Удовиченко (К-189), капитан 2 ранга Н.А.Дронов (К-116), капитан 1 ранга Р.В.Мазин (К-10), капитан 1 ранга Г.В.Таргонин (К-94). Лодки передавались из состава 26-й и 45-й ДиПЛ ТОФ. Позднее в состав дивизии вошли К-108, К-34, К-48, К-175, К-184.
На вооружении АПЛ пр.675 дивизии были крылатые ракеты П-5Д и П-6 для стрельбы по береговым и морским целям соответственно. Задачи, которые ставились перед кораблями этого проекта — нанесение ударов по береговым объектам противника и уничтожение крупных морских целей (в первую очередь авианосцев) и соединений надводных кораблей противника.
Вскоре ракетный комплекс П-5 (П-5Д) был снят с вооружения, так как опыт показал, что при стрельбе по наземным целям БРПЛ значительно эффективнее КР. Основной для АПЛ пр.675 стала задача уничтожения авианосцев, крупных кораблей и конвоев вероятного противника. Но еще несколько раз АПЛ пр.675 успели сходить к берегам Америки, имея на борту ракеты П-5Д.
Первым командиром дивизии стал капитан 1 ранга Аркадий Викторович Ганрио, НШ — капитан 1 ранга Вилен Петрович Рябов, заместителем командира дивизии — капитан 1 ранга Виктор Григорьевич Туманов. Заместителем командира дивизии по политической части был назначен капитан 2 ранга Ефим Ефимович Попов, заместителем командира дивизии по электромеханической части — капитан 2 ранга Виктор Николаевич Леонтьев.
С первых дней своего существования подводники дивизии активно занимались БП и уже в 1967 г. экипажами ПЛ соединения четыре раза выполнены и все успешно четыре ракетные стрельбы по морской цели. По итогам БП 1967 г. соединение заняло первое место в ВМФ по ракетной подготовке, а экипаж капитана 2 ранга Н.Д.Удовиченко удостоился приза министра обороны в состязаниях ракетных частей при проведении инспекторской ракетной стрельбы крылатой ракетой по береговой цели.
С 1968 г. АПЛ дивизии начали выполнять задачи автономных плаваний в Тихом океане. Первыми в дальние походы вышли К-10 (капитан 1 ранга Р.В.Мазин) и К-94 (капитан 1 ранга Г.В.Таргонин). Поставленные задачи были успешно выполнены, по результатам походов, а также за успехи в боевой и политической подготовке, за поддержание высокой боевой готовности и освоение новой техники в 1968 г. ряд подводников дивизии были удостоены правительственных наград.
Серьезной проверкой для подводников в апреле-мае 1970 г. стали стратегические учения ВМФ СССР “Океан”. В соответствии с планом было проведено скрытное развертывание четырех ПЛ по боевой тревоге. Лодки находились в назначенных точках и по ходу разворачивавшихся на театре событий выполнили условный ракетный удар по авианосной ударной группе “противника” и ракетную стрельбу двумя крылатыми ракетами по двум малоразмерным надводным целям.
Помимо основных задач выполнялись операции по поиску ПЛАРБ вероятного противника, отрабатывался прием целеуказания от самолетов-разведчиков, проводились специальные учения по плаванию АПЛ совместно с надводными кораблями и по оказанию помощи аварийной АПЛ в надводном положении.
По завершении стратегических учений “Океан” БП подводников 10-й ДиПЛ продолжилась. Тремя экипажами АПЛ были выполнены дальние походы, проведены совместные с морской авиацией учения, в ходе которых отрабатывалась задача нанесения совместного ракетного удара по АУГ, отряду боевых кораблей и конвою вероятного противника. Выполнявшаяся противокорабельными ракетами стрельба была успешной. Отрабатывались новые тактические приемы, а также ракетная стрельба в кратчайший срок в назначенное время. Проведены стрельбы, в ходе которых одна ПЛ нанесла ракетный удар по нескольким целям.
По результатам года* наибольших успехов в боевой и политической подготовке добились экипажи АПЛ под командованием капитанов 2 ранга Л.В.Кнута и Ю.М.Ищейкина. Командиры экипажей были награждены орденами Красной Звезды.

* — Прим. авт. В 1970 г. экипажами ПЛ дивизии выполнено 37 торпедных стрельб, выпущено 38 торпед. Во время отработки задач не была потеряна ни одна торпеда.

В 1970-х гг. дивизия успешно выполняла поставленные перед соединением задачи. Приобретался и осмысливался боевой опыт, экипажи осваивали эксплуатацию боевой техники и оружия в водах Тихого и Индийского океана. Ежегодно экипажи соединения выполняли от двух до пяти БС, причем одну-две из них — в южных широтах.
Промышленностью проводились работы по расширению боевых возможностей АПЛ пр.675. Первой модернизации подверглась К-48, на которой по пр.675К была установлена аппаратура “Касатка”, обеспечивающая прием и обработку данных целеуказания от искусственных спутников земли; К-48 оказалась единственной ПЛ дивизии, модернизированной по пр.675К, основная часть лодок была модернизирована по пр.675МК.
В ходе модернизации крылатые ракеты комплекса П-6 заменялись ракетами комплекса П-500 “Базальт”, которые отличались большей скоростью полета, дальностью стрельбы и более мощной боевой частью. Кроме того, на лодки пр.675МК устанавливалась новая система управления “Аргон” и система космического целеуказания “Касатка-Б”. У прошедших переоборудование кораблей появлялась возможность выполнения залпа восемью ракетами.
В 1972-1982 гг. по пр.675МК прошли модернизацию четыре лодки дивизии. Первой стала К-204 (бывшая К-94, капитан 1 ранга А.А.Чернышев), работы на которой были завершены в 1976 г. Затем последовали К-175 (1977), К-184 (1978) и К-144 (бывшая К-189, 1982).* Не прошедшие модернизацию АПЛ пр.675 передавались 26-й и 29-й ДиПЛ ТОФ.

* — Прим. авт. Пятой АПЛ пр.675МК дивизии стала К-557 (бывшая К-57), прибывшая после окончания ремонта в 1979 г. (до ремонта входила в состав 26-й ДиПЛ ТОФ).

С мая 1974 г. в состав дивизии стали поступать АПЛ пр.670.
Первой с Севера на Дальний Восток прибыла К-201 (командир — капитан 1 ранга В.Д.Хайтаров, старший на борту — командир 11-й ДиПЛ контр-адмирал Р.А.Голосов), совершив совместно с К-314 пр.671 (капитан 1 ранга В.П.Гонтарев) 120-суточный переход южным морским путем. В ходе плавания лодки преодолели Атлантический, Индийский и Тихий океан. Старший на переходе и командиры ПЛ за переход с СФ на ТОФ были отмечены ценными подарками министра обороны и главкома ВМФ.
Этот поход по южному маршруту остался единственным для кораблей дивизии. Далее все новые лодки, построенные в европейской части Советского Союза, прибывали на Дальний Восток, прокладывая свой путь подо льдами Арктики.
В 1977 г. в состав дивизии прибыла К-429 (командир — капитан 1 ранга В.Т.Козлов, старший на борту — контр-адмирал Е.Д.Чернов). За успешный переход подо льдами Арктики экипаж корабля был награжден вымпелом министра обороны “За мужество и воинскую доблесть”, командир корабля и старший на переходе удостоены звания Героя Советского Союза. Орденом Ленина был награжден командир БЧ-5 капитан 2 ранга Александр Константинович Чаусов, орденами Октябрьской Революции — старший помощник командира капитан 3 ранга Анатолий Олегович Губанов, командиры дивизионов БЧ-5 капитаны 3 ранга Вячеслав Константинович Черемисин, Борис Васильевич Удот, Иван Хугович Пурнис, командир БЧ-2 капитан-лейтенант Евгений Викторович Мякишев, 10 офицеров экипажа были награждены орденами “За службу Родине в ВС СССР” 3-й ст., пять мичманов — медалями Ушакова, 12 мичманов и старшин — медалями Нахимова.
В 1978 г., совершив групповой переход впервые в составе тактической группы, в дивизию прибыли К-212 (бывшая К-87, командир — капитан 3 ранга А.А.Гусев, старший на борту —командующий 1-й ФлПЛ СФ вице-адмирал Р.А.Голосов) и К-325 (командир — капитан 2 ранга В.П.Лушин, старший на борту — командир 11-й ДиПЛ СФ капитан 1 ранга Е.А.Томко). Флагманским кораблем в ходе перехода была К-325, помимо командира группы вице-адмирала Р.А.Голосова на ней находился походный штаб, флагманский штурман ВМФ контр-адмирал Д.Э.Эрдман и будущий член Военного совета 2-й ФлПЛ контр-адмирал К.М.Амбаров.
За успешный переход подо льдами Арктики экипажи кораблей были награждены вымпелами министра обороны “За мужество и воинскую доблесть”, вице-адмирал Р.А.Голосов, капитан 1 ранга Е.А.Томко, капитан 2 ранга В.П.Лушин, капитан 3 ранга А.А.Гусев удостоены звания Героя Советского Союза, орденами Красного Знамени были награждены командиры БЧ-5 обеих лодок капитаны 2 ранга Николай Александрович Мельников и Анатолий Андреевич Шестопалов, заместители командиров ПЛ по политической части капитаны 2 ранга Олег Викторович Васюков и Руслан Харитонович Цховребов. Всего было награждено 94 подводника, в том числе орденом Красной Звезды 28 офицеров, орденом “За службу Родине в ВС СССР” 3-й ст. 6 офицеров, медалями “За боевые заслуги” 5 офицеров и мичманов, медалью Ушакова — 26 подводников, медалью Нахимова — 6 подводников.
В 1979 г. в состав дивизии вошла К-320 (командир — капитан 2 ранга В.Т.Аникин, старший на борту — 1-й заместитель командующего 1-й ФлПЛ СФ Герой Советского Союза контр-адмирал Е.Д.Чернов). За переход командир награждён орденом Октябрьской Революции, старший помощник командира капитан 3 ранга Б.Г.Бледнов, командир БЧ-5 капитан 3 ранга Л.В.Розин, заместитель командира по политической части капитан 3 ранга В.В.Чуприн награждены орденом Красной Звезды, восемь офицеров экипажа награждены орденом “За службу Родине в ВС СССР” 3-й ст. Врач капитан медицинской службы Н.А.Попов награждён медалью “За боевые заслуги”, 15 мичманов и старшин награждены медалью Нахимова или медалью Ушакова. Экипаж награждён вымпелом министра обороны “За мужество и воинскую доблесть”. К-320, первая из лодок данного проекта, во время перехода трижды всплывала во льдах Центральной Арктики.
В 1980 г. в состав дивизии прибыла К-43 (командир — капитан 2 ранга Н.Я.Марьяшин, старший на борту — контр-адмирал В.В.Мочалов). Переход совершён при осуществлении ближнего охранения РПКСН К-223 (командир — капитан 1 ранга Д.Н.Новиков, старший на борту вице-адмирал Л.А.Матушкин).* Новикову и Матушкину присвоено звание Героя Советского Союза, командир К-43 награждён не был.

* — Прим. авт. В Чукотском море лодки были встречены кораблями ТОФ. Не заходя в базу, К-43 убыла на БС в Берингово море (старший на борту — капитан 1 ранга А.А.Шиков).

В течение двух последующих лет дивизия пополнения не получала, а с 1983 по 1988 г. прибыли ещё пять кораблей пр.670.
В 1983 г. — К-121 (бывшая К-143, командир — капитан 1 ранга Е.Н.Телегин, старший на борту — капитан 1 ранга И.И.Налетов). Старший на борту и командир ПЛ награждены орденом Красной Звезды.
В 1984 г. — К-25 (командир — капитан 2 ранга И.А.Фомин, старший на борту — капитан 1 ранга Н.А.Ручьёв). Командир и старший на борту награждены орденом Красной Звезды.
В 1985 г. — К-308 (командир — капитан 2 ранга В.А.Малых, старший на борту — капитан 1 ранга И.И.Налетов). Командир награждён орденом Красной Звезды, старший на борту — орденом “За службу Родине в ВС СССР” 2-й ст.
В 1986 г. — К-313 (командир — капитан 2 ранга М.А.Мажуго, старший на борту — капитан 1 ранга Михаил Васильевич Моцак). Командир ПЛ и старший на борту награждены орденом Красной Звезды.
В 1988 г. — К-302 (командир — капитан 2 ранга М.А.Мажуго, старший на борту — капитан 1 ранга М.В.Моцак). За переход М.А.Мажуго награжден министром обороны именными часами.
С включением в состав дивизии АПЛ пр.670 командование дивизии начало подготовку к плаванию подо льдами Арктики. Первый тренировочный поход в арктические районы осуществил экипаж К-212 (командир — Герой Советского Союза капитан 2 ранга А.А.Гусев, руководитель похода — командир 10-й ДиПЛ контр-адмирал А.С.Берзин). В августе — начале сентября 1979 г. К-212 действовала по утвержденному плану в Чукотском море, проведя подо льдами двое суток.
Для дивизии 1979-1982 гг. были особенно напряженными: бывали моменты, когда в базе оставались одна или две ПЛ, а все остальные корабли находились в море, где отрабатывали задачи БП или несли БС. Не все было гладко, не всегда удавалось решить с первого раза поставленные задачи, но, тем не менее, за три года было осуществлено более двух десятков автономных плаваний (особой интенсивностью отличались БС в Индийском океане), все они были положительно оценены командованием. Дивизия выдержала две инспекции Министерства обороны (обе с положительными оценками).
В марте 1980 г. К-212 с 379-м экипажем на борту (командир — капитан 1 ранга Н.М.Суворов, старший на борту — НШ дивизии капитан 1 ранга Н.Н.Алкаев) первой при несении БС в Южно-Китайском море посетила порт Камрань Социалистической Республики Вьетнам, ставший впоследствии ПМТО и местом базирования 17-й ОПЭСК ТОФ.
В июле-сентябре 1980 г. К-325 (командир — капитан 2 ранга В.П.Валуев, старший на борту — НШ дивизии капитан 1 ранга Н.Н.Алкаев) совершила поход с проходом проливов Алеутской гряды, районов Гавайских островов, западного побережья США с целью вскрытия системы ПЛО и организации боевой подготовки ВМС США в районе Гавайских островов.
Летом 1981 г. были проведены учения в открытой части Тихого океана. В ходе учений корабли дивизии выполняли практическую торпедную стрельбу, а совместная ракетная стрельба К-201 пр.670 (капитан 2 ранга Б.Г.Бледнов) и ПЛ пр.675МК (капитан 2 ранга Е.В.Орсагош) осуществлялась по мишени, буксируемой находящейся в подводном положении АПЛ пр.658. Экипажи под командованием Б.Г.Бледнова и Е.В.Орсагоша завоевали приз главкома ВМФ.
С августа по октябрь 1981 г. К-201 пр.670 (командир — капитан 2 ранга Б.Г.Бледнов, старший на борту — Герой Советского Союза заместитель командира дивизии капитан 1 ранга В.Т.Козлов) совершила поход в составе отряда боевых кораблей ТОФ (БПК «Петропавловск», СКР «Резкий», СКР «Ретивый», танкер «Иркут») с проходом проливов Алеутской гряды, западного побережья США, вдоль Гавайских и Японских островов. Перед отрядом стояла задача вскрытия системы противолодочной обороны ВМС США в этом регионе, тактики использования сил и средств и выявления боевых возможностей, сильных и слабых сторон вероятного противника. Главком ВМФ высоко оценил итоги похода.
С июля 1982 г. по март 1983 г. К-429 (командир — капитан 3 ранга Е.В.Мякишев, старший на борту — командир 228-го экипажа ПЛ капитан 2 ранга Г.А.Сорокин) совершила длительный поход в Индийский океан, где выполнила три БС, провела межпоходовый ремонт в ПМТО на о. Дахлак, совершала деловые заходы в порт Камрань (СРВ) и порт Аден (НДРЙ). Во время перехода в Индийском океане в сентябре-октябре 1982 г. К-429 участвовала в учениях на тему “Разгром КОН противника торпедными и многоцелевыми ПЛ ТОФ” под руководством ГК ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова, проводившемся в Филиппинском море с фактическим развертыванием двух ПЛ пр.641 19-й бригады ПЛ 6-й ЭсПЛ ТОФ и двух АПЛ 10-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ (одной командовал капитан 2 ранга Е.В.Орсагош, второй была К-429). К-429 была отведена роль корабля разведки и непосредственного слежения. По сигналу руководителя учений, находившегося во Владивостоке на КП ТОФ, К-429 вошла в полосу вероятного движения КОН условного противника, своевременно обнаружила КОН в составе танкера «Иркут», госпитального судна «Обь», морского буксира МБ-126, плавмастерской ПМ-156 и трех кораблей охранения, вышла на гидроакустический и визуальный контакт, начала длительное слежение, периодически сообщая на КП ТОФ и на взаимодействующие ПЛ данные о движении КОН. По приказанию КП ТОФ выполнила условную ракетную стрельбу и торпедную атаку по кораблям КОН.
За отличное выполнение задач учения и грамотные действия главком ВМФ объявил всему личному составу К-429 благодарность. В 1982 г. К-429 была объявлена отличной, по итогам боевой и политической подготовки за 1982 г. учебный год заняла первое место в ВМФ.
В мае 1982 г. в состав дивизии вошла ПБПЛ «Иван Кучеренко». Пришлось приложить много сил для отработки организации службы её экипажа, подготовки её к плаванию и вводу в состав сил постоянной готовности. Дело было новое, так как в дивизии впервые появился боевой надводный корабль. Штабом дивизии эта задача была успешно решена, личный состав плавбазы (капитан 2 ранга В.А.Березинский) достойно нёс БС в южных широтах Мирового океана.
В 1982 г. дивизия сформировала из лучших специалистов инструкторский экипаж (капитан 2 ранга А.И.Теренов) для передаваемой в аренду индийскому флоту К-43** пр.670.

** — Прим. авт. После модернизации с августа 1984 г. она служила для подготовки индийских экипажей (30 августа 1984 г. переименована в УТС-550) в учебном центре ВМФ во Владивостоке (бухта Малый Улисс), а с января 1988 г. по январь 1991 г. входила в состав ВМС Индии, где именовалась S-71 «Chakra». С июня 1991 г. и до передачи 42-й ДиПЛ К-43 (прежний номер возвращен 1 марта 1989 г.) вновь в 10-й ДиПЛ.

В январе 1983 г., находясь на БС в Аравийском море, К-429 была перенацелена в район учений на тему “Поиск, длительное слежение и уничтожение отряда боевых кораблей противника”, проводившегося по плану ГК ВМФ под руководством командира 8-й ОПСЭК. Роль условного противника выполняли корабли ТОФ, включая ТАКР «Минск» и три противолодочных корабля, выполнявших переход из европейской части СССР на Дальний Восток. Экипажем К-429 поставленная задача была выполнена с оценкой “отлично”. Подводная лодка своевременно вышла в предполагаемую полосу движения ОБК, обнаружила корабли, сфотографировала главную цель («Минск») через перископ, донесла на КП 8-й ОПЭСК, произвела длительное слежение в течение двух суток, по приказанию КП нанесла условный ракетный удар по главной цели и выполнила торпедные атаки по кораблям охранения. По итогам учения экипажу объявлена благодарность ГК ВМФ.
По окончании БС и возращении в порт Аден штабу 8-й ОПЭСК (ВрИО командира эскадры контр-адмирал Семенов) был сдан отчет по проведенному учению, однако штаб объединения затребовал все черновые документы по проведенному мероприятию, включая журналы с основных постов и вахтенный журнал корабля. В течение суток действия экипажа ПЛ на учениях тщательно изучались, так как руководство ГШ ВМФ было очень недовольно тем, что новейший противолодочный крейсер с противолодочными вертолетами на борту и новейшими противолодочными кораблями охранения не смог обнаружить К-429. В итоге сравнив отчет К-429, отчет разведывательного корабля, находившегося в районе учений, данные о маневрировании ТАКР «Минск» и анализ штаба 8-й ОПЭСК, оценку “отлично” экипажу К-429 за действия во время учений утвердил главком ВМФ.*

* — Прим. авт. Возращение К-429 в базу состоялась 9 марта 1983 г. В марте – апреле на лодке прошел полный курс БП 228-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга Г.А.Сорокин) с выполнением положенных торпедных и ракетных стрельб, противолодочных учений (линейность экипажа подтверждена). Ракетную стрельбу совместно с К-320 (капитан 2 ранга В.Т.Аникин) 228-й экипаж ПЛ на К-429 выполнил с оценкой «отлично».
В самом конце апреля командир 228-го экипажа ПЛ капитан 2 ранга Г.А.Сорокин сдал дела и обязанности старшему помощнику командира капитану 3 ранга В.Рычкову и убыл во Владивосток для сдачи экзаменов в ВМА им. А.А.Гречко.

В первой половине 1980-х гг. корабли дивизии продолжали выполнять поставленные задачи. Наступил пик интенсивности БС советского ВМФ, значительный вклад в укрепление обороноспособности нашей страны вносили подводники 10-й ДиПЛ. Выполнялись БС, с высокими результатами проходили ракетные и торпедные стрельбы, отрабатывались приемы использования ракетного оружия в составе тактических групп. Каждый год АПЛ дивизии принимали участие в соревнованиях на приз главкома ВМФ, и с 1978 по 1990 гг. один (а в отдельные годы и два) экипаж обязательно завоевывали его. Исключением стал 1983 г., хотя три корабля К-320 (капитан 1 ранга В.Т.Аникин), К-212 (на борту 379-й экипаж ПЛ, командир — капитан 1 ранга Н.М.Суворов), К-201 (капитан 2 ранга Б.Г.Бледнов) в назначенное время, одновременно каждая, успешно выполнили двухракетный залп. Упражнение было оценено на “отлично” и представлялось на приз главкома ВМФ.
В июне 1983 г. корабельный состав понес, как выяснилось позже, невосполнимую потерю. В районе дифферентовки в б. Саранная затонула К-429 с 379-м экипажем ПЛ на борту (капитан 1 ранга Н.М.Суворов, старший на борту — капитан 1 ранга А.А.Гусев). Из затонувшей ПЛ удалось вывести 103 человека, 16 человек погибли.
К-429 подняли и поставили на СРЗ-49 для восстановительного ремонта. В ходе проведения ремонтных работ в сентябре 1985 г. лодка вторично затонула у стенки завода. Командование ВМФ приняло решение лодку поднять, в боевой состав флота не вводить, а использовать корабль в качестве учебно-тренировочной станции (УТС-130).
В 1985 г. АПЛ пр.675МК были выведены из состава дивизии и переданы в состав 8-й ДиПЛ ТОФ. В дальнейшем из них в 1988 г., с добавлением нескольких АПЛ пр.670, была сформирована 42-я ДиПЛ ТОФ, командиром которой был назначен НШ 10-й ДиПЛ капитан 1 ранга В.П.Валуев.
Взамен переданных в 8-ю ДиПЛ, пришли четыре АПЛ пр.671РТМ: К-355 (капитан 3 ранга Ю.В.Безгодов), К-360 (капитан 2 ранга В.П.Кулиш), К-412 (капитан 2 ранга С.А.Голобоков), К-507 (капитан 3 ранга П.В.Котельников) и два вторых экипажа: 506-й экипаж ПЛ (капитан 2 ранга В.Е.Карих) и 581-й экипаж ПЛ (капитан 3 ранга К.С.Сиденко).
Организационно-штатные изменения были вызваны приданием 10-й ДиПЛ нового статуса: с марта 1985 г. соединение официально стало именоваться 10-й противоавианосной дивизией ПЛ ТОФ. Перед соединением ставились задачи по уничтожению как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами флота авианосных групп и отрядов боевых кораблей, по ведению боевых действий на коммуникациях противника по уничтожению десантных сил, конвоев и специальных судов противника.
В соответствии с руководящими документами корабли дивизии распределялись по трем ударным группам (УГПЛ):
— УГПЛ №1 (К-360 пр.671РТМ, К-25 пр.670, К-212 пр.670);
— УГПЛ №2 (К-412 пр.671РТМ, К-320 пр.670, К-121 пр.670);
— УГПЛ №3 (К-507 пр.671РТМ, К-325 пр.670, К-308 пр.670).
Командирами ударных групп ПЛ назначались НШ и оба заместителя командира дивизии ПЛ. Кораблем управления была определена К-355 пр.671РТМ, на которой во время боевых действий размещался походный штаб во главе с командиром 10-й ДиПЛ, 228-й, 305-й, 379-й, 506-й и 581-й экипажи ПЛ являлись резервными в военное время и обеспечивали поддержание заданного уровня боевой готовности в мирное. В зависимости от технической готовности, ПЛ пр.670 в составе УГПЛ менялись, иногда в группу включались АПЛ из 42-й ДиПЛ.
Впервые в истории ВМФ, начиная с 1985 г., в дивизии была разработана и практически внедрена, а в дальнейшем усовершенствована и утверждена в тактическом руководстве ПЛ тактика управления противоавианосной дивизией в едином боевом порядке. Нововведение неоднократно применялось в ходе тактических учений и получало высокие оценки. Родоначальниками разработки новой тактики действий противоавианосной дивизии во флотилии стали контр-адмирал Э.Д.Балтин и капитаны 1 ранга Н.Н.Алкаев, В.П.Валуев. В дальнейшем она совершенствовалась и оттачивалась в ходе учений флота контр-адмиралами А.А.Комарицыным, В.Ф.Дорогиным, Г.Л.Бутаковым и капитаном 1 ранга Б.Г.Бледновым.
Наивысшим признанием состоятельности разработанного нового тактического приёма явилось завоевание в 1988 г. УГПЛ (капитан 1 ранга В.П.Валуев) в составе К-360 (капитан 1 ранга В.П.Кулиш), К-308 (капитан 2 ранга А.П.Нестругин) и АПЛ (лодку “держал” 335-й экипаж под командованием капитана 1 ранга И.А.Фомина) приза главкома ВМФ.
В 1989 г. приз главкома ВМФ завоевала УГПЛ (капитан 1 ранга Б.Г.Бледнов) в составе К-360 (капитан 2 ранга А.М.Томилов), К-201 (капитан 2 ранга А.В.Салтыков), К-302 (капитан 1 ранга М.А.Мажуго).
В 1990 г. результат был повторен УГПЛ (капитан 1 ранга И.В.Чехов) из трех лодок, которые “держали” 305-й экипаж (капитан 2 ранга И.Ф.Бельский), 379-й экипаж (капитан 2 ранга В.В.Щербак), 506-й экипаж (капитан 2 ранга Н.Г.Ковалевский) и приз главкома ВМФ был навечно оставлен в соединении.
Введение новой формы организации изменило требования к обеспечению боевой готовности кораблей. В отличие от прошлых лет теперь корабли дивизии несли дежурство в базе в составе ударных групп и требовалось обеспечивать техническую готовность и укомплектованность личным составом всей группы. В случае угрозы нападения со стороны вероятного противника ударная группа должна была выйти в море и развернуться у рубежей подъема палубной авиации, чтобы с получением сигнала боевого управления уничтожить авианосец противника, не позволив ему нанести удары с воздуха по территории нашей страны. Учитывая возросшие требования, большое внимание уделялось отработке взаимодействия с другими силами флота и в первую очередь — с морской ракетоносной авиацией.
Одновременно с отработкой новой организации продолжалась полноценная БП и отдельные корабли дивизии продолжали выполнять задачи БС.
С начала 1990-х гг. в состав дивизии начали входить АПЛ 3-го поколения. Всего в период с 1990 по 1998 г. в дивизию вошло шесть АПЛ пр.949А. Строительство этих кораблей осуществлялось на СМП в Северодвинске. После вступления корабля в состав флота АПЛ на некоторое время передавалась в подчинение 11-й ДиПЛ СФ. Отработав и сдав задачи курса БП, АПЛ пр.949А совершала трансарктический переход подо льдами Арктики с СФ на ТОФ. Большая часть переходов подо льдами Арктики была выполнена экипажами СФ, которые позднее входили в состав 10-й ДиПЛ ТОФ. Перевод К-150 «Томск» был выполнен тихоокеанским экипажем ПЛ (К-442 «Челябинск»).
Первым “антеем”, вошедшим в состав дивизии 21 сентября 1990 г., стала К-132 пр.949А. Совершив трансарктический переход, корабль под командованием капитана 1 ранга С.М.Карьялайнена прибыл на Камчатку. В 1991 г. к месту постоянного базирования в составе группы прибыли К-173 и К-442. В 1993 г. дивизия пополнилась К-456, а в 1994 г. — АПЛ К-186 «Омск». Затем наступил перерыв на четыре года.
В 1998 г. на Камчатку прибыла АПЛ К-150 «Томск», ставшая последним кораблем пр.949А, построенным на СМП, и последней лодкой, вошедшей в состав 10-й ДиПЛ.
С приходом АПЛ пр.949А тактика использования сил 10-й ДиПЛ претерпевала очередное изменение. В частности АПЛ, пр.949А теперь использовались как основные ударные силы, а АПЛ пр.671РТМ — как разведывательно-ударные. Нанесение ударов по группировкам надводных кораблей осуществлялось АПЛ пр.949А в основном по целеуказанию, принимаемому от АПЛ пр.671РТМ, разведывательной авиации или разведывательных спутников. После выдачи целеуказания в реальных боевых условиях боевая устойчивость АПЛ пр.671РТМ снижалась. Вместе с тем, отработка боевого применения ударных сил 10-й ДиПЛ во взаимодействии с разнородными силами флота (с привлечением Воздушной армии Верховного Главнокомандования) продолжалась до середины 1990-х гг.
В 1998 г. была расформирована 45-я ДиПЛ ТОФ. В связи с тем, что все АПЛ пр.671РТМ по решению ГШ ВМФ уже были выведены из состава флота, было принято решение включить АПЛ пр.971 в состав 10-й ДиПЛ. С учетом вновь прибывших в соединение кораблей было произведено переформирование УГПЛ для действий против АУГ вероятного противника. Возможности ведения противолодочных операций были значительно расширены.
* * *
31 июля 2002 г. исполнилось 35 лет со дня образования дивизии.
Наилучших результатов в БП в 2002 г. добились экипажи под командованием капитанов 1 ранга В.В.Дмитриева, И.М.Дубкова, В.В.Гришечкина, гв. капитана 1 ранга В.Н.Чувашова.



Исправления и дополнения просьба посылать по адресу:
navy2000@pochtamt.ru
Осинцеву Вячеславу Валерьевичу
Они будут учтены при подготовке второго издания.

От БПК
К vladre (21.10.2007 05:58:46)
Дата 21.10.2007 11:18:04

Re: Формирование и...

С мая 1974 г. в состав дивизии стали поступать АПЛ пр.670.
Первой с Севера на Дальний Восток прибыла К-201 (командир — капитан 1 ранга В.Д.Хайтаров, старший на борту — командир 11-й ДиПЛ контр-адмирал Р.А.Голосов), совершив совместно с К-314 пр.671 (капитан 1 ранга В.П.Гонтарев) 120-суточный переход южным морским путем. В ходе плавания лодки преодолели Атлантический, Индийский и Тихий океан. Старший на переходе и командиры ПЛ за переход с СФ на ТОФ были отмечены ценными подарками министра обороны и главкома ВМФ.
Этот поход по южному маршруту остался единственным для кораблей дивизии. Далее все новые лодки, построенные в европейской части Советского Союза, прибывали на Дальний Восток, прокладывая свой путь подо льдами Арктики.
В 11 главе книги Р.А.Голосова "Продуть балласт" описывается как проходил этот переход .