От Igor
К KM
Дата 23.06.2007 10:45:53
Рубрики Современность;

Пусть они Вас не гложут(+)

День добрый
!

>>ПЛ (613 пр.) легла на 40 метрах, обеспечивающие водолазы - все как положено.
>
>Кем положено? Выход из ТА с 40 м не предусмотрен никаким курсом БП. Это могло быть только что-то чрезвычайно специальное.

Ошибся - на 60 ;-)))
"в начале сентября 1988 г., в дивизии провели специальное учение по спасению экипажа «затонувшей» на глубине 60 м С-197 (В.Смирнов). Старшины 2 статьи Е.Стебелецкий, А.Комаров и В.Чернаит выходили с глубины 60 м через торпедный аппарат, были поощрены в приказах командира дивизии и командующего ЧФ «за проявленное высокое мужество, морально-психологические качества и безупречную специальную выучку, что послужило результатом успешного завершения специального учения». (Ю.М. Ничик, В.Р. Захар ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА)

1. И вроде ничего "черезвычайно-специального" в этом в те времена небыло. Если память не изменяет, то раз в 2-3 года это проводилось на каждом флоте. Ведь курс БП есть не только у ПЛ, а у АСС тоже :-)))
2. Кроме курса БП еще существуют "Оргмет указания с постановкой задач" Читать не приходилось? В полном виде?

>>Приоткрыли щель, а тяга возьми и соскочи.
>
>Ой, опять что-то такое... невероятное. Минеры, которые после праздника пришли в себя! Что там может там откуда соскочить, не подскажете?

А вы устройство коробки где происходит переключение с гидравлики на ручное хорошо знаете? Для ТА 613 пр.?

>>20-30 минут бойцы лежали в затопленном аппарате, пока в отсеке зубилом, кувалдой и нецензурными выражениями открывали ПК.
>>После выхода - все в отпуск. Год 86-87.
>
>На подобные учения, если они действительно имели место, должны назначать не бойцов, сиречь штатных матросов, а специально подготовленных водолазов.

В настоящее время - да, водолазов-глубоководников!
А раньше обыкновенные бойцы, готовили их конечно с месяц.
А так - см.выше (даже мичмана небыло)

>В общем, имхо - 99,98% байка.
Только приказы подлинные ;-))

С уважением

От KM
К Igor (23.06.2007 10:45:53)
Дата 24.06.2007 21:23:04

Re: Пусть они...

Добрый день!
>Ошибся - на 60 ;-)))

Ну, это вообще что-то особенного...
Может быть, действительно что-то напутали и речь шла о выходе через водолазный колокол?

>"в начале сентября 1988 г., в дивизии провели специальное учение по спасению экипажа «затонувшей» на глубине 60 м С-197 (В.Смирнов). Старшины 2 статьи Е.Стебелецкий, А.Комаров и В.Чернаит выходили с глубины 60 м через торпедный аппарат, были поощрены в приказах командира дивизии и командующего ЧФ «за проявленное высокое мужество, морально-психологические качества и безупречную специальную выучку, что послужило результатом успешного завершения специального учения». (Ю.М. Ничик, В.Р. Захар ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА)

Так. Приведена цитата из какой-то статьи или художественной книги? Тогда это многое объясняет. С ТА могли приврать запросто.

>Ведь курс БП есть не только у ПЛ, а у АСС тоже :-)))

А АСС нечего делать с выходом подводников через ТА. Разве что пострадавших в барокамере откачивать... Вот колокол - другое дело.

>2. Кроме курса БП еще существуют "Оргмет указания с постановкой задач" Читать не приходилось? В полном виде?

Нет, не приходилось. А что там о таких учениях сказано?

>>В общем, имхо - 99,98% байка.
>Только приказы подлинные ;-))

Так приведите их, пожалуйста. Пока мой скептицизм не развеян.

С уважением, КМ
И не путайте подводную лодку с подледной водкой (с)

От Igor
К KM (24.06.2007 21:23:04)
Дата 24.06.2007 23:53:02

Re: Пусть они...

День добрый

>Ну, это вообще что-то особенного...
>Может быть, действительно что-то напутали и речь шла о выходе через водолазный колокол?

Нет - через ТА.

>Так. Приведена цитата из какой-то статьи или художественной книги? Тогда это многое объясняет. С ТА могли приврать запросто.

А чего Захару врать. "Он авторитет уважаемый"(с)
Цитата из книги :"Подводные силы ЧФ". Хронология по историческим журналам. Документальные данные. Могу выслать по мылу.

>>Ведь курс БП есть не только у ПЛ, а у АСС тоже :-)))
>
>А АСС нечего делать с выходом подводников через ТА. Разве что пострадавших в барокамере откачивать... Вот колокол - другое дело.

А вы и с курсом подготовки АСС знакомы?

>>2. Кроме курса БП еще существуют "Оргмет указания с постановкой задач" Читать не приходилось? В полном виде?
>Нет, не приходилось. А что там о таких учениях сказано?

Ага. "Такому-то флоту, в такой-то период, подготовить и провести ..."

>>>В общем, имхо - 99,98% байка.
>>Только приказы подлинные ;-))
>
>Так приведите их, пожалуйста. Пока мой скептицизм не развеян.

В архив ЧФ можете обратится. Там же и архив 14 ДПЛ, хотя за давностью могли уже и в центральный передать.

С уважением

PS А верить или не верить... каждый решает сам

От KM
К Igor (24.06.2007 23:53:02)
Дата 25.06.2007 00:47:14

Re: Пусть они...

Добрый день!

>А чего Захару врать. "Он авторитет уважаемый"(с)
>Цитата из книги :"Подводные силы ЧФ". Хронология по историческим журналам. Документальные данные. Могу выслать по мылу.

ОК, убедили. Должен однако заметить, что подобные учения чем-то напоминают форсирование мотострелками эпицентра ядерного взрыва. На мой взгляд, чересчур рисковано. Хотя и полезно для науки и практики.

Всвязи с этим еще одна мысль напрашивается: подводники перед выходом лишних полчаса находились под давлением 6 кг. Таблицу декомпрессии наизусть не помню, но навскидку - выход свободным всплытием уже невозможен, нужны остановки. У Вас нет данных, моряки здоровыми вышли или с декомпрессионной болезнью?

>А вы и с курсом подготовки АСС знакомы?

Не знаком. Просто на БФ о подобных чудесах не слышал.

>В архив ЧФ можете обратится.

Спасибо, завтра забегу по дороге на работу :о)))

С уважением, КМ
И не путайте подводную лодку с подледной водкой (с)

От Igor
К KM (25.06.2007 00:47:14)
Дата 25.06.2007 21:08:57

Re: Пусть они...

День добрый
>У Вас нет данных, моряки здоровыми вышли или с декомпрессионной болезнью?

Утверждать не буду. Но вроде здоровые. Обеспечение было - их скорее всего сразу в барокамеру.

>Не знаком. Просто на БФ о подобных чудесах не слышал.

БФ мелкое - развернуться негде :-)))

С уважением

От Igor
К Igor (24.06.2007 23:53:02)
Дата 25.06.2007 00:18:48

Re: Пусть они...

>>А АСС нечего делать с выходом подводников через ТА. Разве что пострадавших в барокамере откачивать... Вот колокол - другое дело.

На "Ленке" тоже так наверно думали.

От nick191
К Igor (23.06.2007 10:45:53)
Дата 24.06.2007 10:37:27

Re: Пусть они...

Здравствуйте.


>>>ПЛ (613 пр.) легла на 40 метрах, обеспечивающие водолазы - все как положено.
>>
>>Кем положено? Выход из ТА с 40 м не предусмотрен никаким курсом БП. Это могло быть только что-то чрезвычайно специальное.
>
>Ошибся - на 60 ;-)))
>"в начале сентября 1988 г., в дивизии провели специальное учение по спасению экипажа «затонувшей» на глубине 60 м С-197 (В.Смирнов). Старшины 2 статьи Е.Стебелецкий, А.Комаров и В.Чернаит выходили с глубины 60 м через торпедный аппарат, были поощрены в приказах командира дивизии и командующего ЧФ «за проявленное высокое мужество, морально-психологические качества и безупречную специальную выучку, что послужило результатом успешного завершения специального учения». (Ю.М. Ничик, В.Р. Захар ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА)

>1. И вроде ничего "черезвычайно-специального" в этом в те времена небыло. Если память не изменяет, то раз в 2-3 года это проводилось на каждом флоте. Ведь курс БП есть не только у ПЛ, а у АСС тоже :-)))

Проводилось, учавствовали. Вот только выход осуществляли не через ТА, а через люк 7-го в колокол. Причем с очень переменным успехом...

>>>Приоткрыли щель, а тяга возьми и соскочи.
>>
>>Ой, опять что-то такое... невероятное. Минеры, которые после праздника пришли в себя! Что там может там откуда соскочить, не подскажете?
>
>А вы устройство коробки где происходит переключение с гидравлики на ручное хорошо знаете? Для ТА 613 пр.?

В описываемые Вами времена ПК ТА 613 пр. открывались только вручную. Гидравлика для этого не использовалась, поскольку была "отрезана", потому и переключать было нечего.

С уважением, nick 191

От Igor
К nick191 (24.06.2007 10:37:27)
Дата 24.06.2007 14:20:26

Re: Пусть они...

День добрый

>Проводилось, учавствовали. Вот только выход осуществляли не через ТА, а через люк 7-го в колокол. Причем с очень переменным успехом...

Т.е. подтверждение, что ничего в этом "сверхестественного" найдено? ;-)))


>>А вы устройство коробки где происходит переключение с гидравлики на ручное хорошо знаете? Для ТА 613 пр.?
>
>В описываемые Вами времена ПК ТА 613 пр. открывались только вручную. Гидравлика для этого не использовалась, поскольку была "отрезана", потому и переключать было нечего.

1. Гидравлика может и "отрезана" а коробка (или узел, как он назывался сейчас не вспомню, а чертежей нет) осталась?
2. Там где я был приписным (С-100, может и 613В) работало ;-))).
3. У меня на 633 пр. работало, хотя система и не очень отличается, на 613 вроде ГС-53, у меня ГС-80. ТА вроде идентичные.
4. В общем собака где-то там зарыта была.

С уважением

ЗЫ Вероятность факта произошедшего сомнения вызывает?

От nick191
К Igor (24.06.2007 14:20:26)
Дата 24.06.2007 14:37:19

Re: Пусть они...

Здравствуйте.

>>Проводилось, участвовали. Вот только выход осуществляли не через ТА, а через люк 7-го в колокол. Причем с очень переменным успехом...
>
>Т.е. подтверждение, что ничего в этом "сверхестественного" найдено? ;-)))

Выход через ТА "по-мокрому" и через люк 7-го в колокол "по-сухому" - две большие разницы...

>>>А вы устройство коробки где происходит переключение с гидравлики на ручное хорошо знаете? Для ТА 613 пр.?
>>
>>В описываемые Вами времена ПК ТА 613 пр. открывались только вручную. Гидравлика для этого не использовалась, поскольку была "отрезана", потому и переключать было нечего.
>
>1. Гидравлика может и "отрезана" а коробка (или узел, как он назывался сейчас не вспомню, а чертежей нет) осталась?

Переключатель привода остался. Вот только нечему там "заедать".

>2. Там где я был приписным (С-100, может и 613В) работало ;-))).

Все могло быть, конечно. Но,может, Вы за давностью лет, чего-то забыли, или путаете?

>3. У меня на 633 пр. работало, хотя система и не очень отличается, на 613 вроде ГС-53,

ГС-30, впоследствии - ГС-56,

>у меня ГС-80.

а не ГС-100?

>ТА вроде идентичные.

Трубы, безусловно, очень похожи:-)))

>4. В общем собака где-то там зарыта была.

>ЗЫ Вероятность факта произошедшего сомнения вызывает?

Не вызывает. Однако, такое мероприятие по подготовке л.состава, матчасти и сил обеспечения "рядовым" быть не может, и отказ привода открывания ПК ТА - ну очень маловероятен.

С уважением, nick 191

От Igor
К nick191 (24.06.2007 14:37:19)
Дата 25.06.2007 00:11:33

Re: Пусть они...

День добрый

>Выход через ТА "по-мокрому" и через люк 7-го в колокол "по-сухому" - две большие разницы...

А кто спорит? :-)))
Вообще на ЧФ в те времена отрабатывалось много "не спецефических задач" :-)).

"Комплексные испытания подводных аппаратов и части водолазной техники прошли 14-16 августа 1981 года на глубоководном полигоне под Ялтой.
Учения предполагали фактический выход подводников из «аварийной» подводной лодки. На грунт, на глубину 60 метров, в качестве аварийного объекта улеглась подводная лодка 641 проекта. «Эльбрус» нашел ее, и команда старшего лейтенанта Сергея Крыльцова немедленно «предала» морю аппарат-разведчик.
АРС АС-4 под командованием старшего лейтенанта Ильина вышел на лодку, произвел необходимую разведку, обследовал чистоту коммингс-площадки и другое «состояние» лодки, включая придонные течения. Затем Ильин, действуя манипуляторами аппарата, открыл на лодке эпроновскую выгородку, а затем, дойдя до сигнального буя, обрезал тросик буя. После этих демонстрационных операций АС-4 лег рядом с 641-м проектом на грунт и включил акустический маяк, подзывая к себе спасательный подводный снаряд. СПС АС-5, ведомый капитан-лейтенантом Денисовым, состыковался с первым отсеком подводной лодки и вывел из лодки за две ходки наверх семь человек."

"Следующей операцией по плану учений была спасательная работа водолазов-глубоководников.
Лодка 641 проекта вновь улеглась на грунт, на этот раз - на 160 метров. Из-за недокомплекта водолазных штатов на 641-й «объект» пошли опытные водолазы с СС-26. В снаряжении СВГ-200 водолазы опустились на лодку и выполнили задачу № 1 - подсоединили шланги к эпроновской выгородке для вентиляции отсеков и подачи воздуха высокого давления. Вторая запланированная операция не получилась. Следовало несколько довольно внушительных пеналов весом до 70 кг каждый с одеждой и пищей подать через торпедные аппараты экипажу подводной лодки. Пеналы завели в направляющие торпедных аппаратов, но там они застряли и в отсеки идти не пожелали. После ряда напряженных попыток протолкнуть пеналы внутрь аппаратов - от бесплодной затеи отказались."

"Перерывы между практической работой заполнялись учениями по оказанию помощи затонувшим подводным лодкам. Фактический вывод подводников по 5-6 человек осуществлялся несколько раз с глубины 60 метров. На 120 метрах проходили учебные стыковки с комингс-площадкой."

ПРЕЕМНИК ЛЕГЕНДАРНОГО ЭПРОНа.
К 80-летию Управления поисковых, аварийно-спасательных работ Черноморского флота Российской Федерации
ISBN 5-87314-056-1



>>1. Гидравлика может и "отрезана" а коробка (или узел, как он назывался сейчас не вспомню, а чертежей нет) осталась?
>
>Переключатель привода остался. Вот только нечему там "заедать".

Ручку между двумя гидроцилиндрами помню, а вот как там внутри - уже не помню ;-((.
Но вроде одно из правил Мерфи гласит - все что не может сломаться - в конце концов ломается в самый неподходящий момент ;-)))

>>2. Там где я был приписным (С-100, может и 613В) работало ;-))).
>Все могло быть, конечно. Но,может, Вы за давностью лет, чего-то забыли, или путаете?

Неее. Гидравлика на 30 уже не открывала, а в ручную еще можно было "щель" сделать (хотя "с дуру" можно было и тягу сломать ;-)).
Так, как обычно ТА заполняли из-за борта (ЦКЗ не герметична была) про гидравлику помню.

>>3. У меня на 633 пр. работало, хотя система и не очень отличается, на 613 вроде ГС-53,
>ГС-30, впоследствии - ГС-56,

Точно - ГС-56.

>>у меня ГС-80.
>а не ГС-100?

Нет. 80. Сам удивлялся. Разницы с ГС-100 никакой, а в формуляре ГС-80.


С уважением

От nick191
К Igor (25.06.2007 00:11:33)
Дата 25.06.2007 00:42:22

Re: Пусть они...

Здравствуйте.

>Неее. Гидравлика на 30 уже не открывала, а в ручную еще можно было "щель" сделать (хотя "с дуру" можно было и тягу сломать ;-)).

Потому и не открывала, что система расчитывалась на ГС-30, т.е. ТА заполнялись водой и ПК открывались на глубинах менее 30м.

>Так, как обычно ТА заполняли из-за борта (ЦКЗ не герметична была) про гидравлику помню.

На 613-м заполнение ТА из-за борта - обычное дело. ПК приоткрывались вручную и ТА заполнялись либо в позиционном, либо на перископной глубине, во время дифферентовки. Хотя и из ЦКЗ можно было, но из-за борта - быстрее.

>>>у меня ГС-80.
>>а не ГС-100?
>
>Нет. 80. Сам удивлялся. Разницы с ГС-100 никакой, а в формуляре ГС-80.

Разница в устройстве ГРВ (АРВ).

С уважением, nick 191

От Igor
К nick191 (25.06.2007 00:42:22)
Дата 25.06.2007 19:42:13

Re: Пусть они...

День добрый
>Здравствуйте.

>>Неее. Гидравлика на 30 уже не открывала, а в ручную еще можно было "щель" сделать (хотя "с дуру" можно было и тягу сломать ;-)).
>
>Потому и не открывала, что система расчитывалась на ГС-30, т.е. ТА заполнялись водой и ПК открывались на глубинах менее 30м.

Хм... А с ГС-100 гидравлика должна на 100 открывать?

>>Так, как обычно ТА заполняли из-за борта (ЦКЗ не герметична была) про гидравлику помню.
>
>На 613-м заполнение ТА из-за борта - обычное дело. ПК приоткрывались вручную и ТА заполнялись либо в позиционном, либо на перископной глубине, во время дифферентовки. Хотя и из ЦКЗ можно было, но из-за борта - быстрее.

Так и на 633 обычное. Только если кэп всплывать на 30 не хочет, а заполнять вроде еще рано (сидеть в подводном еще черт знает сколько) - тогда как чуствуешь, что пора - клапан уравнивания давления открыл и ждешь ... ;-)))


>
>Разница в устройстве ГРВ (АРВ).

Угу. ГРВ

С уважением

От nick191
К Igor (25.06.2007 19:42:13)
Дата 26.06.2007 15:57:37

Re: Пусть они...

Здравствуйте.

>>Потому и не открывала, что система расчитывалась на ГС-30, т.е. ТА заполнялись водой и ПК открывались на глубинах менее 30м.
>
>Хм... А с ГС-100 гидравлика должна на 100 открывать?

ПК открывались гидравликой для "ускорения" приготовления ТА к выстрелу. Т.к. ГС-30 позволяла стрелять до Н=30м (т.наз. "глубоководный режим стрельбы":-)), то глубже использовать гидравлику уже не было смысла. Система стрельбы со временем модернизировалась, а система гидравлики - нет. Поскольку она "перестала справляться" с открытием ПК ТА на больших глубинах (ГС-56 "стреляла" до Н=70м), ее "отрезали".

С уважением, nick 191

От Igor
К nick191 (26.06.2007 15:57:37)
Дата 26.06.2007 19:35:20

Re: Пусть они...

День добрый
>Поскольку она "перестала справляться" с открытием ПК ТА на больших глубинах (ГС-56 "стреляла" до Н=70м), ее "отрезали".

Странная логика. Я думал гидравлика для "облегчения труда" ;-)) и если давление уравнено какая ей разница.
Около 60 оборотов вроде открывание ПК - замучаешься на 4х-6ти открывать.

С уважением

От nick191
К Igor (26.06.2007 19:35:20)
Дата 26.06.2007 21:43:04

Re: Пусть они...

Здравствуйте.

>Странная логика. Я думал гидравлика для "облегчения труда" ;-))

Облегчение труда = ускорению процесса:-)))

>и если давление уравнено какая ей разница.

по идее - никакой.

>Около 60 оборотов вроде открывание ПК - замучаешься на 4х-6ти открывать.

вот я и говорю, - ускорение процесса.

С уважением, nick 191

От Igor
К nick191 (26.06.2007 21:43:04)
Дата 28.06.2007 00:19:21

Re: Пусть они...

День добрый
>>и если давление уравнено какая ей разница.
>по идее - никакой.

Так я и говорю -клапан уравнивания давления открыл, набежало, а потом "хлопай" сколько влезет, а то командир то стрелять (на 50-70), то погружаться (на 150-200), а я сосуды с давлением не люблю ;-)).
И процесс "быстрый". И зачем у вас гидравлику "отрезали" - не понимаю.

С уважением

От nick191
К Igor (28.06.2007 00:19:21)
Дата 28.06.2007 08:47:49

Re: Пусть они...

Здравствуйте.

>Так я и говорю -клапан уравнивания давления открыл, набежало, а потом "хлопай" сколько влезет, а то командир то стрелять (на 50-70), то погружаться (на 150-200), а я сосуды с давлением не люблю ;-)).
>И процесс "быстрый". И зачем у вас гидравлику "отрезали" - не понимаю.

Так, вот, "нехорошо работала" глубже 30 м.-))

С уважением, nick 191

От nick191
К Igor (25.06.2007 00:11:33)
Дата 25.06.2007 00:31:30

Re: Пусть они...

Здравствуйте.

>Вообще на ЧФ в те времена отрабатывалось много "не специфических задач" :-)).

То, что Вы описываете, проводилось на всех флотах...
Отличия только в глубинах и в составе сил участников.

>"Комплексные испытания подводных аппаратов и части водолазной техники прошли 14-16 августа 1981 года на глубоководном полигоне под Ялтой.
>Учения предполагали фактический выход подводников из «аварийной» подводной лодки.

Однако, в приведенной цитате не сказано, что выход осуществлялся через ТА.

>После этих демонстрационных операций АС-4 лег рядом с 641-м проектом на грунт и включил акустический маяк, подзывая к себе спасательный подводный снаряд. СПС АС-5, ведомый капитан-лейтенантом Денисовым, состыковался с первым отсеком подводной лодки и вывел из лодки за две ходки наверх семь человек."

Опять же, не через ТА...

>"Перерывы между практической работой заполнялись учениями по оказанию помощи затонувшим подводным лодкам. Фактический вывод подводников по 5-6 человек осуществлялся несколько раз с глубины 60 метров. На 120 метрах проходили учебные стыковки с комингс-площадкой."

Вот-вот. На 60-ти м. и АС посадили на комингс-площадку, и людей вывели. Но, опять же, не через ТА. А на 120 м. чего-то не вышло видать.

С уважением, nick 191

От Igor
К nick191 (25.06.2007 00:31:30)
Дата 25.06.2007 21:06:19

Re: Пусть они...

День добрый
Небольшая подборка из книги:
"ПРЕЕМНИК ЛЕГЕНДАРНОГО ЭПРОНа."
К 80-летию Управления поисковых, аварийно-спасательных работ Черноморского флота Российской Федерации

"В середине б0-х годов водолазам Черноморского флота пришлось заниматься специфическими поисковыми работами.
В этот раз водолазам надлежало найти пропавший космический спутник «Космос-243». Аппарат, вошедший в плотные слои атмосферы, должен был, по расчетам, приземлиться в районе космодрома Байконур, однако с ним что-то стряслось, и он на парашюте упал в Аральское море."


"Об одном учении хочется сказать особо. Подводная лодка С-38 633-го проекта под командованием капитана 2 ранга Скипидарникова легла на грунт на глубине 180 метров, имитируя аварию. Спасательный колокол пристыковался к лодочному люку, и из подводной лодки вышли в колокол 10 подводников, после чего он всплыл на поверхность и передал подводников спасатель¬ному судну Во вторую «ходку» на дно СК-64 взял для подводной лодки доктора, средства регенерации воздуха, группу из сменного экипажа, продовольствие и даже в качестве своеобразного презента — арбуз.После повторной стыковки все «содержимое» СК-64 перешло в подводную лодку С-38,а из лодки — в колокол перебралась вторая пар-тия подводников.
Подобные учения с участием спасательного колокола СК-64 поисково -спасательной службой ЧФ проводились регулярно вплоть до 1980 года. В начале восьмидесятых годов эстафету спасения экипажей подводных лодок окончательно возложили на подводные аппараты."


"В истории отечественного водолазного дела есть интересный эпизод. Связан он с аварийно - спасательной службой Черноморского флота и произошел здесь же на Черном море 6 октября 1967 года. Речь идет о рекордном спуске в спасательном колоколе на глубину 427 метров."


"Случилось это несколько лет назад, Михаил Адамович тогда только что вернулся из дальнего похода и уже собирался в отпуск.
И вдруг - вызов в штаб. Как снег на голову -командировка.Пункт назначения - Кара-Куль, поселок строителей Токтогупьской ГЭС.
Сдал офицер железнодорожный билет, принялся готовить команду водолазов к выезду. А в Кара-Куле очень ждали Черноморских глубоководников. Плотина здесь уже перегородила многоводный Нарын. Пробитый в скалах обводной тоннель был закрыт стальным затвором. Но нежданная жестокая засуха нарушила все планы. Не в будущем, а сейчас срочно понадобилась вода, много воды. Решено было на время вновь открыть обводной тоннель, высвободить часть накопившегося мертвого запаса ее. Для этого в ячейки, имевшиеся в основании стального затвора, надо было заложить двенадцать зарядов. Взрыв разрушил бы его."


"Где-то в середине 50-х годов на одном из знаменитых южнобережных крымских винкомбинатов (на каком - из деликатности промолчим) в обычный день случилась «трагедия». Из громаднейшего чана с подающим надежды высококачественным коньяком по неизвестным причинам через сливной кран перестал выходить высокоградусный продукт. Где-то там внутри дубовой бочки что-то застряло и в итоге намертво закупорилось. Выдавить коньяк из емкости никакими методами, ухищрениями, гениальными новаторскими идеями, в том числе и техническим жульничеством, - не удавалось. Неделю-другую, а потом и следующую дегустаторы мучились с бочкой, но каждый раз поднимались из винных подвалов с сухими кружками. В конце концов, чтобы устранить неисправность, оставался только один путь - вычерпать многотонную емкость ведрами, перелив ее содержимое в резервную цистерну соседнего подземелья. Но тогда нарушится технология, прервутся «дубильно-напоенные» звездные процессы, спирт выдохнется, и коньяку впоследствии будет грош цена.
Сколько думали и совещались виноделы, обсуждая вопрос «Что делать?». Но обнадеживающий ход кто-то подсказал. У директора винкомбината, были установлены тесные связи с Военно-Морским Флотом, в котором, как он помнил по рассказам моряков, имелась спасательная служба. Решили попытать счастья и обратиться за помощью к ней, в частности - к водолазам. Когда начальник в погонах узнал о сути просьбы - его первая -реакция содержала строгие официальные нотки - мол, я в своем соединении денно и ношно борюсь с пьянством, а вы мне предлагаете участвовать в вызывающей акции -посылать в алкоголь водолазов. Шуму же на весь флот будет, ведь пронюхают, кому не надо - как пить дать!"


"В 1976 году группа севастопольских водола¬зов срочно по тревоге вылетела на высокогорное озеро Иссык-Куль. Здесь, в условиях высокогорья, требовалось найти останки экспериментальной ракеты."

"Итак, в 1976 году по инициативе учёных и при серьёзной поддержке Черноморского флота Главный Штаб ВМФ издал директиву о создании группы специального назначения в целях поиска затонувших образцов военной техники и использования служебных дельфинов для оказания помощи водолазам при проведении подводных поисково-спасательных работ.Спецгруппа была сформирована в составе 37 бригады поисково-спасательных судов.
От Океанариума ВМФ были приняты четыре служебных дельфина, адаптированных к содержанию в вольерных условиях и обученных искать и обозначать затонувшие образцы оружия и военной техники. Океанариум же осуществлял научное сопровождение использования дельфинов в практической работе."


"Третий запуск макета МКК «Буран», «Бор-4» № 405 был произведен 27 декабря 1983 года с планируемой посадкой в районе северо-западной части Черного моря. В поисковых действиях участвовали ПСК «Ямал», «Севан». «Донбасс», и ПКР «Ленинград», подъем космического аппарата на борт осуществил по градации ПСК «Ямал» и так же успешно."


"В сентябре 1970 года черноморской эскадре была поставлена задача силами КУ «С. Челюскин», ЭОС «Диксон», «Баскунчак», «С. Дежнев», «Донбасс», «Тамань», ЭМ «Возбужденный», БДК-13, ТН «Гродно» во взаимодействии с самолетами ТУ-95 РЦ авиации Северного флота обнаружить и поднять в Индийском океане космический корабль «Ж-И» № 14 «Зонд-8», в кратчайший срок, но не позднее чем через 6 часов после приводнения доставить в п. Бомбей."


"Акванавты научились на 240-метровых глубинах работать по восемь часов, «уходить» в медицинской ДП-операции на 300 метров всего за 40 минут. За восемь лет в процессе «длительного пребывания», помимо изучения в морских условиях различных акварежимов и отработки оптимальных составов газовых смесей, было испытано много экспериментального легководолазного снаряжения - СВГ-500, рассчитанного на глубины до 500 метров."

"Около 3-х суток акванавты «уходили» на требуемые три сотни метров. Процесс шел постепенно. Сперва дошли до 40 метров, остановились, проверили системы, потом довели внутреннюю атмосферу до ста метров - на этой глубине выдержали сутки. Убедившись, что опасных физиологических отклонений не наблюдается, атмосферы добавили. На 200 метрах акванавты жили двое суток. Наконец манометры приблизились к страшной цифре - 30 атмосфер.
Наступил черед открывать 1000-миллиметровый люк шлюзовой камеры, сообщающейся с забортной водой. Люк обступили акванавты, одетые в снаряжение СВГ-200В. Не исключалась любая неожиданность, вплоть до заражения микроклимата сероводородом или отравления. Нацепленные повсюду датчики и телекамера, предающая информацию в центральный пост, - помочь акванавтам никак не могли. Оценить обстановку предлагалось собственным легким. Акванавты отвернули кремальеру люка, немного посидели, смотря на уравновешенную барокамерным давлением линзу воды из «мертвого моря». Наконец, кто-то из шестерки потихоньку снял маску и вынул загубник. Симптомы отравления не наблюдались, но тухлыми яйцами пахло здорово.
На освещенную подводными светильниками водолазную площадку первым вышел капитан 3 ранга Виктор Вишневский. Пробыв в воде 40 минут, он зашел обратно. Акванавт постоянно переговаривался с центральным постом, с него снимался «физиологический фон», а за его действиями наблюдали несколько телекамер, установленных в выгородке легкого корпуса. Работы в этот день не производились.
В последующие дни начались регулярные погружения и подводные тренировки. Отрабатывались стандартные упражнения, знакомые читателю по экспериментам на «666»."


"Поводом привлечь севастопольских подводников еще к одной специфической работе послужила авария на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота. Авария случилась на атомном ракетоносце. «Завязка» в информационном плане до сих пор туманна, но сам факт неполадок, возникший в одной из ракет, отрицать трудно.
Объявили тревогу. Подводной лодке приказали немедленно «рубить швартовы» и выходить в море, подальше от населенных районов. Отойдя от базы и находясь примерно в 60 милях северней Петропавловска-Камчатского, аварийный ракетоносец ожидал развязки, а в процессе ожидания ходил галсами в надводном положении в мелководном районе.
В его визуальной видимости, на горизонте, находилось несколько кораблей, наблюдавших за развитием событий на атомоходе. Глубины в месте пребывания лодки не превышали 100 мет-ров.
Финал инцидента, как и предполагали, закончился взрывом. Ядерная боеголовка «выстрелилась» из шахты и, описав дугу, плюхнулась в море недалеко от подводной лодки. Системы предохранения грозного боеприпаса предотвратили возможный ядерный взрыв, завершив первую стадию аварии благополучным исходом. Место падения головной части ракеты засекли, осталось малое - поднять и обезвредить ее."


"4 сентября лучших офицеров и мичманов группы внезапно собрали, объяснитв общих чертах задачу, из которой вытекало, что намечается сверхважная подводная экспедиция на правительственном уровне где-то на Дальнем Востоке. В связи с важностью задания требуется вылетать немедленно. На все сборы дали около часа, после чего отобранных подводников отвезли на качинский аэродром и посадили в военно-транспортный самолет АН-12. Последний, не мешкая, взмыл в воздух и взял курс на Ленинград."

"Изучая статистику подводных происшествий или, официально, аварийных ситуаций в системе «экипаж - подводный аппарат - среда», имевших место в период эксплуатации подводных аппаратов Советского ВМФ в период с 1972 по 1990 гг., я насчитал, примерно, 14 особо опасных случаев, в результате которых аппараты вместе с экипажем реально могли погибнуть. Большая часть всех этих происшествий пришлась на Черноморский флот. И не потому, что здесь подводники халатно относятся к своим обязанностям или неосторожны при работе на глубине. Просто здесь, на Черном море, идет освоение новой техники, которая потом, после всех передряг сдачи ее флоту представителями промышленности, уйдет на другие флоты, в частности, - на Северный и Тихоокеанский. Именно здесь, на Черном море, проявляется невиданная активность подводных аппаратов, именно здесь готовятся экипажи сверхмалых подводных кораблей и именно здесь отрабатываются и отдаются задачи разной степени сложности, в течение которых и происходят всякие непредсказуемые события."

"Запланированное на июнь 1984 года по инициативе АСС ЧФ новое учение должно было закрепить достигнутые навыки подводных спасателей. Задачу усложнили до пределов разумного риска, но за глубиной не гнались, ибо, кроме акванавтов, в операции участвовало несколько человек из штатного состава экипажа обычной подводной лодки 613-го проекта.
На 30-метровой глубине подводная лодка 613-го проекта легла на грунт. Рядом с ней уложили БС-555 с возложенной на нее ролью подводного спасателя. При посадке на грунт «сослепу» «555» два раза наваливалась на лежащую «аварийную» лодку, но, хвала Посейдону, относительно легко, так что обошлось без существенных повреждений обшивки. Два человека из экипажа «аварийного» корабля через торпедные аппараты вышли в снаряжении ИДА в море и без осложнений перешли через шлюзовую камеру в комплекс ДП «трех пятерок». Действия малоопытных в водолазном деле подводников подстраховали ассы глубин - акванавты БС-555. Рискованность учений вознаградилась для спасателей успехом и возросшей уверенностью в своих силах."

С уважением

От nick191
К nick191 (24.06.2007 14:37:19)
Дата 24.06.2007 14:45:29

Re: Пусть они...

Правда, на флоте всякое бывает.
В конце 90-х в Кронштадте во время показного (для китайцев) учения по выходу из ЗПЛ через ТА два офицера получили баротравму легких. При этом пл 877экм находилась у причала, глубина выхода не превышала 2-х метров (нос притопили).
Когда на носилках с причала убирали пострадавших, рожи у китайцев были несколько вытянутые.

С уважением, nick 191

От zloba
К nick191 (24.06.2007 14:45:29)
Дата 27.06.2007 00:09:55

Только это было в 95-м (+)

>Правда, на флоте всякое бывает.
>В конце 90-х в Кронштадте во время показного (для китайцев) учения по выходу из ЗПЛ через ТА два офицера получили баротравму легких. При этом пл 877экм находилась у причала, глубина выхода не превышала 2-х метров (нос притопили).
>Когда на носилках с причала убирали пострадавших, рожи у китайцев были несколько вытянутые.

За несколько дне

От nick191
К zloba (27.06.2007 00:09:55)
Дата 27.06.2007 09:42:11

Re: Возможно, время уже много прошло, точно год не помню. (-)