Маленькие, если не получили в свое время самодостаточного развития, всегда страдают неким болезненным самолюбием. Которое потом обязательно, в виде желчи, на кого-то и выльют. А когда и в росте рядом стоящего Большого было не все гладко, то встреча этих чувств вызывает серьезное расстройство наблюдателя. Настроение его портится, как min.
Темой заголовка, журналист Е.Вышенков высказал некоторые свои мечтания: (выдержки)
"Если бы я был эстонским царем, то приказал бы по всем каналам своего ТВ в прайм-тайм показать художественный фильм "Никто не хотел умирать", снятый литовским режиссером Витаутасом Жалакявичусом в 1966 году...
Мне хочется вспомнить об идеологии и драматургии сюжета. Главный герой по фамилии Медведь к концу фильма схватывается с командиром лесных братьев по прозвищу Домовой. Мирское имя Домового в фильме - Святой Йозефос (!). Между ними происходит следующий диалог:
-А может, он надеется, что народ про него песни сложит?- вдумчиво ухмыляется Святой Йозефос, подразумевая себя.
-Грустные это будут песни, отвечает Медведь, понимая, кто перед ним.
-Грустные. А может, он не видит другого пути? - продолжает Святой.
-Слепота его всем дорого стоит, - не соглашается Медведь, зная о том, что вскоре предстоит резня.
По законам жанра герой побеждает антигероя. В последних кадрах ленты Медведь дважды стреляет в грудь Святому Йозефосу из карабина. Домовой, умирая, произносит: "Ты даже не знаешь, как мне больно".
-Нет. Не знаю, - безразлично отвечает Медведь и уходит.
Сегодня герои поменялись местами. Хотим мы этого или нет, именно Домовой стал героем и про него сложили песни в Прибалтике. Единый и собирательный Медведь стал оккупантом.
Фильм этот немедленно необходимо посмотреть как в России, так и во всей Прибалтике (европейцам трудно будет понять), чтобы подумать и передумать. Особенно взрослым с двух сторон.
Глубочайшая и сверхталантливая картина учит не власть советскую устанавливать.
Она рассказывает об истории. О том, как хорошие и честные люди давили друг друга, не видя другого пути. О том, как не хотели или не могли чувствовать обоюдную боль.
Сейчас происходит то же самое. Теперь мы говорим: "Вы даже не знаете, как нам больно". А нам отвечают: "Нет. Не знаем". И мы в лице русскоговорящей эстонской молодежи беремся за булыжник. Полиция берется за дубинки. Все. Дальше не разобраться, так как надо дотянуться до рожи противника словом и делом. Каждый делает это эмоционально..."
См.: Евгений Вышенков "Никто не хотел умирать". //Ваш тайный советник. 07.05.2007, №16, стр.3.
Но всё же художественный образ есть художественный образ, без него картина тех событий была неполна, но им она тоже не исчерпывается, нужно ещё и мат.часть нам всем учить - в данном случае знать и понимать как можно более достоверные исторические события тех лет.
>Но всё же художественный образ есть художественный образ, без него картина тех событий была неполна, но им она тоже не исчерпывается, нужно ещё и мат.часть нам всем учить - в данном случае знать и понимать как можно более достоверные исторические события тех лет.
Проблема в том, что "знать и понимать как можно достовернее" и "использовать во внутри- и внешнеполитических целях" - это, как говорится, две большие разницы. И несовместимы вещи, к тому же. Вот когда прибалты, русские, украинцы, грузины, чеченцы перестанут использовать историю и те или иные ее эпизоды как средство зарабатывания рейтинга/выбивания грандов, а просто начнут учить историю - тогда кино будет. А так - все обречены на новые "шокирующие подробности из жизни Петра Первого", "украиноцентрическую картину мира", "гордых и непокорившихся империи горцев", "наследников тевтонских рыцарей", которые будут вбивать кол в любые попытки наладить отношения между разными народами.