Первоначального возгорания? Она озвучена уже неоднократно - повышенное содержание кислорода из-за неисправности автоматического сигнализатора и большое количество хранимого там заспиртованного хлеба.
Дальнейшего распространение пожара? Через маслянную систему турбины.
Поступления ВВД в кормовые отсеки? Ошибки л/с и (отчасти) полиамидные прокладки в системе ВВД.
Затопления? Уважаемый Курьянчик причины и последствия очень подробно озвучил.
Гибель большинства л/с? Недостатки в организации АСС.
Как в любой аварии причин есть не одна. И у конструкторов "рыльце в пушку", и у л/с. Но, к сожалению, выводов необходимых всеми причастными сторонами не сделано, поэтому на эти же грабли придётся наступить не один раз. Первый уже был: К-141. И опять выводов и нужных действий нет.
День добрый
>Первоначального возгорания? Она озвучена уже неоднократно - повышенное содержание кислорода из-за неисправности автоматического сигнализатора и большое количество хранимого там заспиртованного хлеба.
"В действительности все оказалось не так, как на самом деле"
Станислав Ежи Ленц
(добавлю слово "МОЖЕТ оказаться не так....")
"Пресс-конференция: Российский подводный флот: угроза новых катастроф? 20.09.2005.
Борис Юрьевич МУРАТОВ
капитан 1-го ранга в запасе, командир АПЛ 33-й дивизии Северного флота
эксперт следственной группы Главной военной прокуратуры от Военно-Морской академии при расследовании причин катастрофы АПЛ "Комсомолец" Северного флота
Не забудьте! Следствие по делу о гибели "Комсомольца" можно было бы считать законченным, если бы оно не было приостановлено...
Таковы выводы экспертов, участвующих в расследовании гибели атомной подводной лодки "Комсомолец" в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Авария (пожар в седьмом концевом отсеке) унесла жизни сорока двух моряков и погубила, по оценке специалистов, "уникальную глубоководную субмарину, единственную в мире способную вести боевые действия на глубинах до 1000 метров".
Расследование трагического инцидента не закончено по сей день. Правительственная комиссия во главе с секретарем ЦК КПСС О. Баклановым, заместителем председателя Совета Министров И. Белоусовым и министром обороны Д. Язовым, сформированная сразу после гибели "Комсомольца", сочла, что авария произошла "в результате конструктивных недостатков проекта подводной лодки". Эта версия, возникшая с подачи тогдашнего главкома ВМФ В. Чернавина и других высших чинов советского военно-морского ведомства, до сих пор в ходу. Хотя, как считают члены следственной группы под руководством полковника юстиции, следователя по особо важным делам Главной военной прокуратуры РФ Геннадия Целовальникова, есть основания думать, что причина трагедии кроется совсем в другом.
В национальном институте прессы председатель благотворительного общества памяти АПЛ "Комсомолец" вице-адмирал запаса Евгений Чернов и эксперт следственной бригады капитан первого ранга Борис Муратов встретились с журналистами и обнародовали "предварительные" итоги следствия. По словам Евгения Чернова, данное мероприятие было инициировано непосредственно Геннадием Целовальниковым. В начале предполагалось, что он примет участие в пресс-конференции. Однако в последний момент выяснилось, что руководитель следственной бригады приехать в Петербург не может. Репортерам была предъявлена магнитофонная запись ночного телефонного разговора между Евгением Черновым и Геннадием Целовальниковым. Последний выразил соболезнования семьям погибших моряков и подтвердил, что "следствие находится в стадии завершения, но в настоящий момент почти полностью приостановлено из-за формальных обстоятельств, которые, тем не менее, разрешимы". "Я полагаю, - заявил следователь, - что уже в этом году будут названы имена тех, кто прямо или косвенно виновен в гибели "Комсомольца".
Называть конкретные имена организаторы пресс-конференции отказались. До поры, до времени. Хотя Евгений Чернов не скрывает, что в первом круге лиц, ответственных за трагедию в Норвежском море, он видит тогдашнего командира флотилии О. Ерофеева (ныне адмирал, командующий Северным флотом), командира дивизии подводных лодок О. Шкирятова (ныне контр-адмирал, начальник НИИ ВМФ) и других высокопоставленных командиров.
- Следствие располагает данными, подтверждающими, что причина гибели К-278 (бортовой номер Комсомольца) кроется в плохой подготовке экипажа, - считает Борис Муратов.
- Мы день за днем проследили службу подводников и установили, что лодку выводил в море потерявший линейность (то есть квалификацию - прим. ред.) экипаж. Что, разумеется, было грубейшим нарушением всех установленных на море правил.
Борис Муратов дал понять, что список лиц, ответственных за катастрофу, в настоящее время уже передан для ознакомления в Главкомат ВМФ РФ. Однако назвать этих людей виновными может, разумеется, только суд.
По словам Евгения Чернова и Бориса Муратова, за девять лет работы с документами следствию удалось практически полностью опровергнуть "официальную версию", указующую на "конструктивные дефекты АПЛ" как на главную причину катастрофы ("ВМФ получил тот корабль, который заказывал"). Последнее, что осталось сделать - подтвердить или опровергнуть версию взрыва на борту К-428. Однако для этого необходимо обследовать "Комосомолец" изнутри (между так называемыми "легким" и "прочным" корпусами лодки). Следственная экспедиция на "Комсомолец" состоится, видимо, летом этого года...
Тем не менее на вопрос о том, каковы по их мнению перспективы завершения этого дела и наказания виновных, Евгений Чернов и Борис Муратов ответили скептически.
- Я сомневаюсь, что следствие удастся довести до логического конца, - считает эксперт. - Возможно, самое лучшее, что можно сделать сегодня - это честно, без фальсификаций, рассказать о случившемся, - с тем, чтобы люди узнали о "Комосомольце" всю правду и больше никогда не повторяли прежних ошибок...
Для справки: АПЛ "Комсомолец" была построена на Северодвинском судостроительном заводе. Успешно прошла заводские и государственные испытания, и в конце 1984 года была введена в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота с основным экипажем под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского. В период опытной эксплуатации атомная субмарина выполнила испытательное погружение на предельную глубину 1000 метров и осуществляла длительное плавание на рабочей глубине погружения. Корабль потерпел катастрофу на тридцать седьмые сутки своего третьего по счету похода. Пожар, вспыхнувший в седьмом концевом отсеке, (в это время лодка находилась на глубине 386 метров) заставил "Комсомольца" всплыть на поверхность. Однако попытки экипажа ликвидировать аварию не увенчались успехом. Через шесть часов лодка исчерпала, как говорят специалисты, запас надводной непотопляемости, потеряла продольную остойчивость, опрокинулась на корму и затонула.
В частности, считают эксперты следственной группы, заключение правительственной комиссси о том, что "подводная лодка вышла в море в исправном состоянии" не соответствует действительности, поскольку датчики измерителей содержания кислорода в 5-м и 7-м отсеках не работали. Возможно, данное обстоятельство и стало причиной того, что в 7-м отсеке вспыхнул фатальный пожар...