>>Дорога для того и строилась. А там больше негде было разогнаться (если нужно)? Обязательно в тену нестись?
>
>Белое море не такое уж обширное и глубокое. Пл маневрировала в отведенном полигоне. Выход из полигона - это уже серьезное нарушение, как и съезд с дороги. Конечно, схема маневрирования должна предусматривать погрешность в месте. Однако, думается, что 2.5 мили до навигационной опасности - вполне безопасная дистанция, 7.5 минут 20-узлового хода.
>Можно с натяжкой говорить о непредусмотрительности и низком уровне морской практики в предварительной прокладке, но не о чем-то криминальном.
С натяжкой? :) Неубедили. Даже если бы все закончилось нормально.
>А вот "забыли повернуть" - это уже перл!
>>В свете вышесказанного - в такой ситуации: самолет в пике (хоть и управляемом), а командир встает и идет пить кофе.
>
>Это в свете нынешних знаний действия командира выглядят возмутительными.
>Там все спокойно было, никакого пике. Командир не бросил управление, а предал его вахтенному офицеру, которому и положено управлять пл по боевой готовности №2. Для того, чтобы избежать аварии, тому нужно было выполнить довольно простую и рутинную обязанность - повернуть в назначенной точке.
И всеже... :) Рутинная: поворот в открытом океане, в пустынном районе. А в узкозсти например? А уж тем более в данной ситуации. Не ну я понимаю некоторые и швартуются на полном ходу. (хотя сомневаюсь, что такой фокус получится с БДР).
Хорошо, а еслибы в надводном положении лодка неслась с полной скоростью на берег и должна была отвернуть в 2,5 мили. Это тоже рутина.
>Я бы не стал ставить в вину командиру уход из ЦП именно в этой ситуации.
Я не ставлю никому ничего в вину. Просто мне не понятно его поведение. Не знаю может это действительно нормальная практика? Но в свете того что знаю, мне так не кажется.
И вот схемка.
После первой точки поворота оставалось 6 мин. до столкновения.
После второй точки поворота осталось 2 минуты.
>Я не ставлю никому ничего в вину. Просто мне не понятно его поведение. Не знаю может это действительно нормальная практика? Но в свете того что знаю, мне так не кажется.
>И вот схемка.
Схемка наглядная, но не достаточная для окончательных выводов. Хорошо бы еще взглянуть на карту всего полигона.
Выводы, тем не менее рискну сделать такие: Непосредственная причина - проспали поворот. Все, и командир 2-го экипажа, и вахтенный офицер, обязанный контролировать место, и особенно штурман, обязанный докладывать за 5 минут, за минуту и время поворота.
Основная, фундаментальная причина - плохая организация ГКП и безответственность должностных лиц. Это беда нашего флота - везде надсмотрщики, проверяющие, обеспечивающие, поддерживающие штаны. Действительно, порой легче и безопаснее самому выполнить какой-то маневр, чем научить этому подчиненного. Какой процент вахтенных офицеров выполняли маневр срочного погружения? а дифферентовались самостоятельно? а сколько старпомов швартовались? Единицы, имхо. И стоит ли после этого удивляться его безответственности и беспомощности, когда остается без широкой спины впереди.
И только как факторы, косвенно способствующие аварии я бы назвал неудачную схему маневрирования (тут еще надо на карту взглянуть) и отсутствие командира в ЦП в момент поворота.
Еще раз повторяю - обстановка была довольно простая. 2.5 мили (5 верст!) до отдельной навигационной опасности - не узкость. А 20 узлов - скорость высокая, но не сверхзвуковая.
И к тому же, скорее всего, всей правды о ситуации в ЦП перед аварией мы не знаем и не узнаем.
С уважением, КМ
И не путайте подводную лодку с подледной водкой (с)