От diver17
К All
Дата 01.12.2006 14:16:00
Рубрики Прочее;

столкновение при возращении с Кубы

По рассказам отца и его сослуживцев с подплава СФ, я узнал об столкновении АПЛ в подводном положение с банкой в Атлантике(примерно 1973-1976). Лодка возвращалась после дружественного визита на Кубу. Лодка получила очень сильные повреждения. Произошло затопление 1 отсека. Торпедные аппараты загнулись вместе с торпедами в них. Лодка добралась до Западной Лицы в надводном положении. Командиром лодки был Дмитриев. Командир БЧ-5 - Чуриков.
Все поиски этого события в интернете оказались безрезультатны. Кто-нибудь имеет информацию по этому проишествию.

От Dimas
К diver17 (01.12.2006 14:16:00)
Дата 06.12.2006 08:39:31

из книги Михайловского А.П.

«Продержался» я всего месяц с небольшим, когда на флоте стало известно, что подводная лодка «К-1»
со вторым экипажем капитана 2-го ранга Юрия Дмитриева из состава дивизии контр-адмирала В. С. Каравашкина, находясь на бо-
127
евой службе в Карибском море и следуя для делового заход, в порт Съенфуэгос на Кубе скоростью 16 узлов, на глубине погружения 120 метров ударилась о юго-восточный склон банки Хогуа.Осмотром, произведенным в порту, установлено, что лодка получила повреждения носовой оконечности с торпед-ными аппаратами и торпедами в них по левому борту. Самое неприятное в том, что одна из поврежденных торпед имеет ядерный заряд, освидетельствовать который и тем более предпринимать какие-либо ремонтные работы на Кубе не-возможно. В то же время энергетическая установка исправна, и лодка способна двигаться самостоятельно.
В этих условиях командующий флотом принял решение возвращать «К-1» через весь океан в базу, сопровождая ее спасательным судном. Переход сквозь бурные воды Атлантики прошел хоть и трудно, однако без особых приключений так что уже в середине сентября я встречал лодку в Малой Лопатке, предварительно освобожденной ото всех кораблей, судов и плавсредств. Состояние «К-1» обследовала специальная комиссия, которая установила, что передние крышки трубы левых торпедных аппаратов и боевые зарядные отделения обеих торпед вмяты в прочный корпус и значительно деформированы. Извлечь торпеды невозможно.
Рассматривалось несколько вариантов освобождения: лодки от поврежденных зарядных отделений, состояние которых внушало серьезные опасения. В конце концов решили отрезать оба поврежденных аппарата (вместе с торпедами) от прочного корпуса и затем уничтожить их установленным порядком. Руководство всеми мероприятиями по ликвидации последствий аварии и обеспечению безопасности проводи-мых работ командующий флотом возложил на меня.
Разработать план предстоящей операции помогли Вла-дислав Зарембовский вместе с флагманским минером Бори-сом Мериновым, а также возвратившийся из отпуска и про-явивший недюжинную работоспособность Федор Воловик, что даже вызвало у меня сомнения в достоверности недавне-го диагноза.
Вскоре мы подготовили три смены лучших мичманов-га-зорезчиков, такелажников, крановщиков и дозиметристов, руководимых опытными инженерами. На автомобилях, в не-посредственной близости от места работы установили де-журство пожарных расчетов. Организовали прямую связь с командным пунктом флотилии. Оцепили Малую Лопатку, за-крыв въезд в нее специально занаряженным караулом. Егоркин принял свои меры по предотвращению утечки информа-ции. Экипаж Дмитриева не сходил с корабля, находясь во время работ по готовности № 1. Лодку сдифферентовали на
128
корму и, задрав нос, приподняли над водой поврежденные участки корпуса.
Прежде чем приступить к работам, мне пришлось реши-тельно пресечь многочисленные попытки понаехавших на-чальственных штурманов и гидрографов заняться разбира-тельством навигационной части происшествия.
Непосредственное руководство работами на причале у борта лодки осуществлял командир дивизии Валентин Каравашкин, чередуясь посменно со своим заместителем Влади-миром Пановым и начальником штаба Константином Мака-ровым. Я приезжал в Малую Лопатку практически на каж-дую пересменку, наблюдая, как постепенно обрезаются конструкции легкого корпуса, обнажаются изуродованные торпедные аппараты, и говорил подчиненным:
— Не спешить! Не волноваться! Никого не подгонять и самим не уставать! Понятно? Работайте спокойно и ничего с вами не случится.
А затем, обращаясь уже лично к насквозь промерзшему и от этого пританцовывающему на причале командиру диви-зии, добавил:
— Думаю, что Вам, Валентин Степанович, когда закончи- те эту эпопею, следует приступить к написанию мемуаров на тему: «Как я резал атомную бомбу».
Каравашкин, блестя золотыми зубами, понимающе улы-бался и, плотнее завернувшись в походную шубу, заверял, выкладывая в ряд на причале здоровенные куски породы кораллового рифа, вырезанные вместе с металлом из корпу-са корабля:
— Не беспокойтесь, товарищ командующий. Все будет тип-топ. А это Вам на память сувенирчики.
Беспокойства я, конечно, не проявлял, но и позволить себе уехать домой, хотя бы на пару часов, не мог. Так и провел в штабе те несколько суток, в течение которых бое-вые зарядные отделения торпед вместе с частью труб аппа-ратов были отрезаны от прочного корпуса, а лодка поставле-на на ровный киль. Отделение с обычной взрывчаткой вы-везли в сопки, где Борис Меринов ликвидировал его путем подрыва.
С ядерным зарядом дело обстояло сложнее. Его с вели-чайшей осторожностью уложили на специально изготовлен-ный ложемент в своеобразном саркофаге, залили цементиру-ющим составом и на тщательно подготовленном катере - торпедолове перевезли морем на техническую позицию, откуда вскоре отправили на Новоземельский полигон для ликвида-ции в подземной шахте. А куски кораллового рифа нашли себе достойное место за стеклами книжных полок мебель-ной стенки моего кабинета. На память!
129
Только после всего этого и позволил себе вздохнуть спо-койно, да и то относительно, поскольку сдерживать напор расследователей по штурманской части уже не было основа-ний. Как я и ожидал, навигационная сторона аварии оказа-лась тривиальной. Командир лодки капитан 2-го ранга Ю. Дмитриев, плавая в слабо изученном, изобилующем ри-фами, банками и представляющем серьезную опасность рай-оне, проявил беспечность и не выполнил ни одного требова-ния Корабельного устава по обеспечению безопасности. Эхолот и гидроакустический комплекс не использовал. Место определял только по американской радионавигацион-ной системе «Лоран-А», при этом оценки точности счисле-ния пути от штурманов не потребовал и определяться други-ми способами не заставил. В результате, имея фактическую невязку 8 миль, напоролся на банку.
Зазнаваться стали «океанские подводники» на дивизии у Каравашкина, чем и сам комдив порой грешит. Полагают, на-верно, что взяли уже Бога за бороду? Вот и дополагались! Такому командиру, как Дмитриев, видимо, не место в цент-ральном посту атомохода, хотя парень он в общем-то неплохой и после аварии действовал безупречно. Переживает сверх вся-кой меры! Однако переживать нужно до того, как... а не после. Неужели Валентину Степановичу становится трудно управ-ляться со своими четырнадцатью «подводными авианосцами»? Надо не спеша и тщательно разобраться, определиться, при-нять меры, а происшествие сделать достоянием широкого круга офицеров флотилии. Но и тянуть не следует, иначе свое решение мне навяжут вышестоящие начальники.
В таких раздумьях прошла последующая пара недель, когда однажды, обедая дома, вдруг почувствовал, как легонь-ко звякнули хрустальные подвески потолочной люстры. Жена даже внимания на это не обратила, но я немедленно взялся за трубку красного телефона.
— Совершенно верно, сработала Новая Земля. Поздрав-ляю Вас, — ответил мне оперативный дежурный флота.
— Неужели на слух восприняли? Невероятно!
Так закончилась эпопея с ликвидацией ядерного заряда аварийной торпеды. Только после этого решился напомнить командующему флотом о том, что мне вроде бы давно уже, в соответствии с планом, положено быть в отпуске.
— А кто за Вас останется? — раздался ожидаемый мною вопрос.
— Воловик? Но это же...
Пришлось убеждать, что Федор Степанович вполне рабо-тоспособен и ни на что не жалуется. Оставлять же за себя одного из командиров дивизий при здравствующем началь-нике штаба — непорядочно, негуманно, да и не соответству-ет уставу. К тому же бывает, что и врачи ошибаются...

130

А. П. Михайловский «Рабочая глубина» с.127-130



http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/files/Dimas/K-1.doc

От Илья на работе
К diver17 (01.12.2006 14:16:00)
Дата 01.12.2006 19:19:20

это К-1 проекта 675

это описано у А. Михайловского в книге "Рабочая глубина".
вот первая же ссылка по запросу на Яндексе дала:
http://belehoff.narod.ru/kursk2.htm#_ftn98

Например, адмирал А.П.Михайловский в книге “Рабочая глубина. Записки подводника” (СПб, «Наука», 1996 г.) на стр. 127 — 128 описывает эпизод, имевший место в 1973 г., когда атомная подводная лодка К‑1 Пр. 675 (лодка первого поколения с 6 крылатыми ракетами с надводным стартом, водоизмещение 7 400 тонн, длина 115 м), находясь на боевой службе в Карибском море, на глубине 120 м при скорости хода 16 узлов напоролась на юго-восточный склон банки Хогуа (грунт скально-кораловый). Как показало обследование на Кубе, куда лодка зашла после аварии, торпедные аппараты левого борта и находящиеся в них торпеды были повреждены. Поскольку одна из поврежденных торпед была снаряжена ядерной боевой частью, а на Кубе не было условий и средств обеспечения для проведения работ с аварийными ядерными боеприпасами, лодка совершила переход на Северный флот своим ходом в сопровождении спасательного судна. Обследование в своей гавани показало, что «передние крышки, трубы левых торпедных аппаратов и боевые зарядные отделения обеих торпед вмяты в прочный корпус и значительно деформированы. Извлечь торпеды невозможно». Однако и после такого страшного удара торпеды в смятых аппаратах не взорвались.

Было принято и осуществлено решение: вырезать из корпуса поврежденные аппараты вместе с торпедами. Работы были выполнены в бухте Малая Лопатка в течение нескольких суток без ввода лодки в док. Лодка наплаву была сдиферентована на корму, вследствие чего район повреждений поднялся над действующей ватерлинией. После вырезки из корпуса лодки аппаратов боевые отделения торпед, также отрезанные от торпед, были уничтожены подрывом: обычное в сопках по близости, а ядерное — в шахте на полигоне на Новой Земле, куда оно было доставлено со всеми необходимыми предосторожностями.


От Leo
К Илья на работе (01.12.2006 19:19:20)
Дата 05.12.2006 17:14:06

Re: это К-1...

Лично знал уже, увы, покойного, Валентина Степановича Каравашкина, командира дивизии (легендарного адмирала, отсидевшего срок в годы адроповской "зачистки").
Он встречал эту лодку и ЛИЧНО отпиливал СБЧ от торпеды. Его рассказ об этом написан им и сдан в военно-морской архив. Если у кого из форумчан есть допуск, попробуйте поискать.
Я его рассказ, к сожалению, плохо помню, смысл в том, что СБЧ была достаточно сильно повреждена, и немного фонила. Особисты и ядерщики подходить к "голове" категорически отказались, и Валентин Степанович с командиром лично отпиливали ножовкой заклинившую СБЧ от тела торпеды. По его воспоминаниям, народ из Лопатки на время операции как ветром сдуло.
Кстати, для командира К-1 (к сожалению, не могу вспомнить его фамилию, а в Интернете не нашел) эта авария оказалась роковой - карьера была закончена. Хотя его вины не было, расследовние показало, что коралловый риф не был обозначен ни на одной карте. Но - увы, его списали с плавсостава.

С уважением,
Leo


От serg
К Leo (05.12.2006 17:14:06)
Дата 05.12.2006 18:56:56

Re: это К-1...

Доброго времени суток!

>Хотя его вины не было, расследовние показало, что коралловый риф не был обозначен ни на одной карте.

Ничего не имея против командира, всё же хочу напомнить широко растиражированный в штурманских рубках постулат о том, что если на карте в данном месте не обозначена глубина, то она в этом месте может быть ЛЮБОЙ.

С уважением, serg

От Leo
К serg (05.12.2006 18:56:56)
Дата 06.12.2006 09:57:31

Re: это К-1...

Доброго времени суток!

>>Хотя его вины не было, расследовние показало, что коралловый риф не был обозначен ни на одной карте.
>
>Ничего не имея против командира, всё же хочу напомнить широко растиражированный в штурманских рубках постулат о том, что если на карте в данном месте не обозначена глубина, то она в этом месте может быть ЛЮБОЙ.

Ничего не имея против штурманских рубок :-), все же хочу сказать, что ПЛ на переходе морем идет на заданной глубине по карте, и если на карте нет мелей и банок, считается, что пройти можно... Тем паче что здесь было даже не море, а почти океан, и кто ж мог предполагать, что впереди окажется этакая хреновина...

С уважением, Leo

>С уважением, serg

От serg
К Leo (06.12.2006 09:57:31)
Дата 06.12.2006 11:57:57

Re: это К-1...

Доброго времени суток!

>ПЛ на переходе морем идет на заданной глубине по карте,

Наводящий вопрос: КЕМ заданной?

>и если на карте нет мелей и банок, считается, что пройти можно...

Если ТАК считается, то процесс касания грунта закономерен. Но в том-то и дело, что ТАК НЕ считается. Ссылку на соответствующий руководящий документ сейчас дать не могу, но, кажется, это ПОШС-К.

> Тем паче что здесь было даже не море, а почти океан, и кто ж мог предполагать, что впереди окажется этакая хреновина...

Там речь о "склоне банки", а не об окияне, не так ли?

С уважением, serg

От Leo
К serg (06.12.2006 11:57:57)
Дата 06.12.2006 13:05:11

Re: это К-1...

>Доброго времени суток!


>Наводящий вопрос: КЕМ заданной?

А это по-разному, далеко не всегда командир волен выбирать глубину, это касается не тольки полигонов БП, хотя в общем случае, на БС, командир сам выбирает горизонт глубин.

С уважением, Leo

От serg
К Leo (06.12.2006 13:05:11)
Дата 06.12.2006 14:33:38

Re: это К-1...

Доброго времени суток!

>А это по-разному, далеко не всегда командир волен выбирать глубину,

В крайнем случае, максимум что назначается это эшелон, т.е. диапазон глубин, в пределах которого рулит именно командир. Думаю, что если бы в том конкретном случае командиру был НАЗНАЧЕН диапазон глубин с верхней границей той, на которой произошло касание грунта, то и разговора бы о вине командира никакого не было.

С уважением, serg

От Bukinist2
К Leo (05.12.2006 17:14:06)
Дата 05.12.2006 17:41:58

Командиром был Дмитриев (-)


От Leo
К Bukinist2 (05.12.2006 17:41:58)
Дата 06.12.2006 09:54:42

Точно! Юрий Дмитриев! Спасибо за уточнение (-)


От Bukinist2
К Leo (06.12.2006 09:54:42)
Дата 06.12.2006 17:48:56

Re: Точно! Юрий...

Никто действительно не был уволен. Командир (за документальность не ручаюсь, по рассказу отца) через некоторое время умер от разрыва сердца. Кажется, уже в Ленинграде. Из пострадавших во время аварии - кок обварил ноги.
И я:)) - рос трудным ребенком, потому что не наказывали за всякие глупости: отец в минуты аварии дал слово, если все обойдется, сыновей пальцем не тронуть.
Такой пробел в воспитании получился из-за безнаказанности:)
Спасибо всем, что вспомнили о К-1.
С уважением.

От Leo
К Bukinist2 (06.12.2006 17:48:56)
Дата 07.12.2006 11:59:40

Re: Точно! Юрий...

>Никто действительно не был уволен. Командир (за документальность не ручаюсь, по рассказу отца) через некоторое время умер от разрыва сердца.

Да умер, но я говорил не об увольнении, а о снятии с должности командира. Что в каком-то смысле и явилось косвенной причиной смерти. Он был именно моряк, и на берег не стремился.
Мой отец очень хорошо его знал и всегда говорит о нем с большим уважением.

>Спасибо всем, что вспомнили о К-1.

Не за что, всегда с удовольствием вспоминаем 1-е поколение.
Коллега, а мы, случаем, не знакомы?
Судя по времени, в школе Западной Лицы мы учились примерно в одно время...

С уважением, Leo

От Esq
К Leo (05.12.2006 17:14:06)
Дата 05.12.2006 17:41:12

Rе: это К-1...

>Кстати, для командира К-1 (к сожалению, не могу вспомнить его фамилию, а в Интернете не нашел) эта авария оказалась роковой - карьера была закончена. Хотя его вины не было, расследовние показало, что коралловый риф не был обозначен ни на одной карте. Но - увы, его списали с плавсостава.

А не на этот ли самый риф "Лось" недавно напоролся?

От Alexander
К Esq (05.12.2006 17:41:12)
Дата 05.12.2006 19:02:33

Re: Rе: это

>А не на этот ли самый риф "Лось" недавно напоролся?

Вы это имеете в виду ?



Так это лось "Сан-Франциско". На Тихом океане дело было, ок.350 миль к югу от Гуама.
The Los Angeles-class fast-attack submarine USS San Francisco (SSN 711) in dry dock to assess damage sustained after running aground approximately 350 miles south of Guam Jan. 8, 2005.


От nota675
К Илья на работе (01.12.2006 19:19:20)
Дата 02.12.2006 15:08:06

Re: это К-1...

атомная подводная лодка К‑1 Пр. 675 (лодка первого поколения с 6 крылатыми ракетами с надводным стартом, водоизмещение 7 400 тонн, длина 115 м)


Без какой-либо иронии и сарказма, что, на самом деле всего 6 ракет? Очепятка?
С ув.

От vladre
К nota675 (02.12.2006 15:08:06)
Дата 03.12.2006 06:07:34

нет конечно, просто опечатка (-)


От diver17
К Илья на работе (01.12.2006 19:19:20)
Дата 01.12.2006 19:55:44

Re: это К-1...

спасибо за инфу

От nota675
К Илья на работе (01.12.2006 19:19:20)
Дата 01.12.2006 19:54:20

Re: это К-1...

>это описано у А. Михайловского в книге "Рабочая глубина".
>вот первая же ссылка по запросу на Яндексе дала:
>
http://belehoff.narod.ru/kursk2.htm#_ftn98

>Например, адмирал А.П.Михайловский в книге “Рабочая глубина. Записки подводника” (СПб, «Наука», 1996 г.) на стр. 127 — 128 описывает эпизод, имевший место в 1973 г., когда атомная подводная лодка К‑1 Пр. 675 (лодка первого поколения с 6 крылатыми ракетами с надводным стартом, водоизмещение 7 400 тонн, длина 115 м), находясь на боевой службе в Карибском море, на глубине 120 м при скорости хода 16 узлов напоролась на юго-восточный склон банки Хогуа (грунт скально-кораловый). Как показало обследование на Кубе, куда лодка зашла после аварии, торпедные аппараты левого борта и находящиеся в них торпеды были повреждены. Поскольку одна из поврежденных торпед была снаряжена ядерной боевой частью, а на Кубе не было условий и средств обеспечения для проведения работ с аварийными ядерными боеприпасами, лодка совершила переход на Северный флот своим ходом в сопровождении спасательного судна. Обследование в своей гавани показало, что «передние крышки, трубы левых торпедных аппаратов и боевые зарядные отделения обеих торпед вмяты в прочный корпус и значительно деформированы. Извлечь торпеды невозможно». Однако и после такого страшного удара торпеды в смятых аппаратах не взорвались.

>Было принято и осуществлено решение: вырезать из корпуса поврежденные аппараты вместе с торпедами. Работы были выполнены в бухте Малая Лопатка в течение нескольких суток без ввода лодки в док. Лодка наплаву была сдиферентована на корму, вследствие чего район повреждений поднялся над действующей ватерлинией. После вырезки из корпуса лодки аппаратов боевые отделения торпед, также отрезанные от торпед, были уничтожены подрывом: обычное в сопках по близости, а ядерное — в шахте на полигоне на Новой Земле, куда оно было доставлено со всеми необходимыми предосторожностями.

Моё почтение!
К-1 имела 6 кр. ракет?
С ув.