От VOICE
К All
Дата 11.11.2006 22:56:21
Рубрики Современность;

Вспоминает бывший командир «К-324» Вадим Терехин (Владивосток)


Привожу ссылку на статью Черкашина по этой же теме
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/44/44457.htm

Как наши подводники похитили суперсекрет ВМС США

Конкурент,№20 30.05.06
Евгений ШОЛОХ, специально для «К»

У подводников принято считать, что есть субмарины везучие, а есть невезучие и просто бедовые. Таковой можно считать многоцелевую атомную подводную лодку «К-324» (по классификации НАТО — Viktor 3, у нас этот тип субмарин значится под шифром «Щука»), которую преследовали злоключения на протяжении всей службы в боевом составе флота.

Так, еще во время заводских испытаний летом 1981 г. у о. Аскольд «Щуку» таранила в район 4-го реакторного отсека неизвестная атомная подлодка (по некоторым данным — китайская АПЛ типа «Хань», которая, как утверждает Япония, затонула. Сами китайцы на сей счет хранят гробовое молчание). Потом были взрыв аккумуляторной батареи и объемный пожар в 1-м торпедном отсеке, где находился полный боезапас — 24 обычные торпеды и 2 с ядерным боезарядом. И только какое-то невероятное чудо уберегло «К-324» и ее экипаж от гибели и ядерной катастрофы: отсек был полностью разрушен, но торпеды не сдетонировали. Бывало, атомоход внезапно стремительно проваливался на глубину к той роковой отметке, откуда лодки уже не всплывают — их, словно скорлупу, раздавливает дикое давление воды. Причем ЧП преследовали «Щуку» даже после вывода ее в отстой. А началось все, говорят, с того, что при спуске со стапеля на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре о киль АПЛ не разбилась бутылка традиционного шампанского. Четыре раза подряд(!), что считается недобрым предзнаменованием...
Описать все злоключения «К-324» за 20 лет ее службы в составе Тихоокеанского, а затем Северного флота — не хватит и целой газеты. А посему мы остановимся только на одной истории из жизни этой субмарины. Истории захватывающей, просто невероятной, достойной приключенческой повести.
Аварийное всплытие
Поход «К-324» к берегам Америки осенью 1983 г. устроил переполох на всю Атлантику. На исходе октября американские СМИ громыхнули на весь мир сенсацией, опубликовав снимки аварийно всплывшей в Саргассовом море у берегов США советской многоцелевой АПЛ «К-324». Лодка лежала в дрейфе, дав дифферент на нос и оголив частично корму с гребным винтом.
Надо сказать, что в то время холодная война была в самом разгаре, и на выпады американцев , в т.ч. и по поводу рыскающих у берегов США атомных субмарин СССР с ядерным оружием на борту и представляющих смертельную угрозу Америке «и всему свободному миру», военно-политическое руководство СССР не реагировало. А что можно было сказать, если в Москве толком не знали, что же приключилось в Саргассовом море с находившейся на боевой службе «К-324»?
На самом деле американцев волновал не сам по себе факт всплытия нашей субмарины. Причина столь нервной реакции крылась совсем в другом. В том, ЧТО оказалось намотанным на винт «К-324». Обстановка складывалась весьма серьезная. И на острие этого противостояния волею случая оказались командир «К-324» капитан 2-го ранга Вадим Терехин и его экипаж, в руках которого в те дни была судьба всего мира.
Так что же случилось с советской субмариной в конце октября 1983 г. в Саргассовом море?
Нечаянный улов в $500 тысяч
Это была первая боевая служба в Атлантике «К-324», которая незадолго до этого перешла с Камчатки подо льдами Арктики на Северный флот и была включена в его состав. Два рубежа довольно сложной противолодочной обороны НАТО наши подводники прошли скрытно. Во всяком случае, слежки за собой не обнаружили. Однако дней через пять услышали работу гидроакустических буев. Это свидетельствовало о том, что их засекли. Доносить на КП флота об этом не стали. Потому что это минус командиру за потерю скрытности. Капитан 2-го ранга Терехин надеялся, что ему удастся оторваться «от ушей» супостата. И случай подвернулся. В нужную сторону шло какое-то большое судно. «К-324» удачно пристроилась под его днищем и четверо суток следовала к своей позиции в Саргассовом море. В результате этого маневра противник потерял контакт с нашей лодкой.
Прибыв в Саргассово море, «К-324» заняла позицию в 38 милях от базы ВМС США Джексон Вил. Здесь находилась судоверфь, где янки строили атомоходы типа «Огайо». Как раз в это время, по данным нашей разведки, должен был проходить испытания 5-й корпус этого типа лодок «Флорида». У кромки территориальных вод США ее выход контролировал корабль разведки Северного флота «Находка». Замысел нашего командования был такой. Как только разведчики обнаружат покидающую базу «Флориду», они тотчас должны передать контакт с ней экипажу «К-324», чтобы уже подводники работали с американской субмариной — писали ее характеристики, элементы маневренности и т.п. Кроме того, «К-324» должна была осуществить разведку американских систем дальнего акустического обнаружения наших кораблей. Через некоторое время терехинцы получили шифрорадиограмму: выход «Флориды» задерживается на несколько суток, смените район дежурства, следуйте в такой-то квадрат. Подводники перешли в указанный район. Гидроакустик обнаружил какое-то судно. На нашей подлодке решили, что это рыболовный траулер. Потом экипажу Вадима Терехина снова приказали сменить район. Вместе с этим «рыбаком», поднырнув под него, наши ребята поменяли позицию.
Как позже выяснится, терехинцы «присоседились» под днище фрегата ВМС США «Макклой» (McCloy), который как раз и искал «К-324» с помощью новейшего суперсекретного буксируемого гидролокатора (это несколько сот метров специального кабеля, на конце которого в капсуле находится умная гидроакустическая начинка). Советская разведка охотилась за этой новой американской системой дальнего обнаружения чужих подводных лодок, но добыть ее пока не удавалось.
Затем курсы лодки и фрегата разошлись. «Макклой», так и не обнаружив русскую субмарину (таившуюся под ним), вернулся в базу. И тут янки пришли в ужас: оказалось, что они каким-то непонятным образом утратили свою суперсекретную дорогостоящую буксируемую антенну. Командира фрегата вышестоящие начальники «драли» так, что он проклял тот день и час, когда решил пойти на службу в ВМС США. В конце концов было сделано заключение: антенна оторвалась в результате начавшегося сильного шторма. Хотя в это все равно верилось с трудом: уж больно надежно она была закреплена, танком не оторвать! Танком-то оно, возможно, действительно не оторвать, а вот подводной лодкой, да еще советской...
«С 00 до 8 часов утра 25 октября я нес вахту в центральном посту, — вспоминает бывший командир «К-324» капитан 1-го ранга запаса Вадим Терехин. — Скорость 12 узлов, идем на глубине около 100 метров. В 3 часа решил попить чаю. Только присел, завибрировал корпус и раздался сигнал аварийной тревоги. Сработала аварийная защита турбины. Мы потеряли ход. Лодка у нас одновальная, поэтому ситуация весьма серьезная! Под килем более 4 тысяч метров. Держим глубину на подруливающих устройствах на тихом ходу под электромоторами 3-4 узла. Около двух часов пытались разобраться: что же случилось? Пытались запустить турбину, но это не удалось. Механик капитан 2-го ранга Анатолий Седаков понимал, что случилось что-то с винтом, но что? Если бы намотали рыбацкую сеть — ничего подобного не произошло бы, винт ее порвал бы. Значит, это было что-то другое. Тем временем подошло время сеанса связи с КП Северного флота. Около 5 часов утра дал команду всплыть под перископ. Однако на перископной глубине лодка не удержалась, нас выбросило на поверхность. Мы продули все ЦГБ (цистерны главного балласта. — Прим. авт. ) и всплыли в крейсерское положение. Понятно, что таким образом нарушили скрытность. Бушевал сильный шторм. Выбраться на мостик не представлялось возможным. В перископ удалось разглядеть какую-то петлю на кормовых стабилизаторах сантиметров 10 в диаметре. Судя по всему, этот невесть откуда взявшийся трос и накрутился на винт. Предположили, что это какой-то кабель военного назначения. Когда удалось наладить связь, дали радио на КП флота, доложили об аварийном всплытии, ситуацию. Затем дважды пытались уйти под воду. Тщетно.
Причем второй раз стали так стремительно проваливаться на глубину, что мысль мелькнула: все, конец! Ведь на 140 метрах, на которых мы уже были, продуть цистерны тяжело. С трудом, но удалось предотвратить падение лодки на запредельную глубину. Всплыли. Шторм не унимается. Лодку водоизмещением в 7,5 тысячи тонн бросало на волнах, как пустую жестяную банку. В отсеках все, что было не закреплено и даже что крепилось, посрывало с мест и разбросало по палубе. Получили радио. КП Северного флота перевел нас на связь с ЦКП Главного штаба ВМФ. Ситуация очень серьезная. В Москве долго думали, что делать. Генеральный секретарь ЦК КПСС Андропов был болен, а ответственность за возможные последствия из-за нашего нештатного всплытия никто не хотел брать на себя».
(часть II)
В конце октября — начале ноября 1983 г. мир вновь стоял на грани ядерной войны. Экипаж советской АПЛ «К-324» в Саргассовом море случайно завладел одним из важнейших секретов ВМС США — суперсовременной антенной, предназначенной для обнаружения подводных лодок. Американцы были в ярости и предпринимали такие действия, чтобы отбить свой секрет, что дело чуть не дошло до вооруженного столкновения, которое могло перерасти в войну между двумя сверхдержавами... Вот как об этом вспоминает бывший командир «К-324», капитан 1-го ранга в отставке Вадим Терехин, ныне проживающий во Владивостоке.
«Лодкой не рисковать»
«...Главный штаб ВМФ наконец дал шифровку, в которой просил определить: что за трос намотала лодка на винт? И тут же приказал не рисковать кораблем и людьми. А что мы можем сделать, если корабль без хода и шторм бушует? Под вечер 26 октября стихия немного поутихла, я взял автомат, зацепился страховочным концом и стал пробираться на корму. Вплотную приблизиться к стабилизаторам и винту было невозможно. Метров с 6-7 стал стрелять по кабелю. Летят искры, пули его не берут. Значит, бронированный. Вторую попытку сделал мичман. Он с топором пробрался на корму, сел верхом на моток кабеля и как рубанет! Топор полетел в одну сторону, мичман — в другую. Что делать? Решили ждать, когда шторм совсем утихнет. Пока ждали, показался канадский авиалайнер. Мы сразу поняли: сейчас сообщит американцам и нам добавится головная боль. И точно, минут через 40 два противолодочных «Ориона» ВМС США были тут как тут. Забросали нас гидроакустическими буями, обложив со всех сторон, как охотники волка красными флажками. Когда эта пара улетела на базу, их тут же заменила другая. И так более 10 суток. Да еще вертолеты постоянно висели над нами.
В ночь на 27 октября получаем радио из Москвы: к вам направлены разведкорабль «Находка» и с Кубы спасательное судно «Алдан» для оказания помощи. Прикинули: «Находка» — суденышко небольшое, проку с него мало. А «Алдану» до нас шлепать не менее 10-11 суток...
Командир группы ОСНАЗа старший лейтенант Сергей Арбузов, прикомандированный на «К-324», из радиоперехвата узнал, что американцы штурмом захватили Гренаду, и теперь два эсминца ВМС США «Николсон» и «Питерсон» полным ходом следуют к нашей лодке. Я объявил боевую тревогу. Мы без хода, беспомощны, что ждать от янки, неизвестно. Тем более что Арбузову удалось узнать, что «К-324» зацепила и оборвала сверхсекретную суперсовременную буксируемую кабель-антенну системы ГАС TASS, которую испытывал американский эсминец «Макклой». Так невольно мы похитили большой секрет ВМС США. Стало ясно, что американцы попытаются отбить этот кабель».
Противостояние на грани фола
Подойдя к беспомощной русской субмарине, американцы стали зажимать ее в клещи: с двух сторон опасно маневрировали на расстоянии 30 м. При этом издевательски-вежливо предлагали помощь. Командир «К-324» Терехин приказал вывесить сигнал на перископ: «Спасибо, не нуждаемся! Прекратите опасное маневрирование! Имею на борту опасный груз!». А груз действительно был опасный: торпеды и ракеты с ядерными боеголовками дальностью стрельбы 3 тыс. км, запросто достающие Вашингтон. Между тем их корабли могли если не специально, то из-за волны ударить атомоход и серьезно повредить его, а то и потопить. Эсминцы, зайдя с кормы «К-324», пытались крючьями зацепить кабель-антенну. Такую же операцию производили и висящие над лодкой вертолеты. Но это не удалось сделать. Была настоящая борьба нервов, грозящая вот-вот перерасти в боевые действия.
Особенно критической ситуация сложилась 5 ноября. Янки подняли сигнал: готовим к спуску десантно-штурмовые средства! На борту эсминцев появились бойцы, демонстративно облачающиеся в костюмы аквалангистов.
Атомоход «К-324» — территория суверенного государства. Находится в нейтральных водах. Если американцы действительно решатся на захват лодки — это война! Капитан 2-го ранга Терехин пригласил на совет старпома, замполита, особиста и минера. Было ясно: если начнется штурм, подводникам не отбиться. На всякий случай командир «К-324» приказал минеру подготовить атомоход к подрыву и затоплению. Экипаж планировалось пересадить на плоты, а затем на подошедший разведкорабль «Находка».
Когда американцы стали готовить десантно-абордажную группу, командир послал в кормовую надстройку восемь офицеров с автоматами и гранатами. Приказал: стрелять, если янки решатся на штурм. Для острастки подводники демонстративно продули кормовые балластные цистерны давлением в 200 атмосфер. Пузыри с шумом до неба! Для борьбы с десантом в сложившихся условиях это тоже оружие!
Тут как раз Москва шифровку «К-324» прислала: не поддаваться на провокации, ситуация складывается чрезвычайно опасная! Терехин тогда еще не знал, что все силы НАТО приведены в повышенную боеготовность и только ждали приказа начать боевые действия. Мир оказался на грани войны. В другой шифровке за подписью Главкома ВМФ СССР Горшкова приказывалось во что бы то ни стало сохранить «трофейную» антенну и с оказией отправить в Москву. Жесткое противостояние двух сверхдержав продолжалось до 7 ноября. Но американцы так и не рискнули взять русскую субмарину на абордаж.
Янки остались с носом
8 ноября подошло спасательное судно «Алдан». Спустили водолазов. На ступице винта «К-324» обнаружили мощный клубок рваного металла и два конца кабеля, тянущегося далеко по корме. Освободить винт в походных условиях не представлялось возможным. Что касается кабеля длиной 420 м, то целые сутки наши ребята выбирали его из воды с помощью электрошпиля и размещали в 1-м отсеке. После чего ЦКП Главного штаба ВМФ дал указание: следовать на буксире на Кубу.
Легко сказать — следуйте! Завести буксир оказалось не так просто: янки до последнего не хотели отпускать советскую субмарину с «добычей». «Алдан» встал на ветер, «К-324» — под ветер. С помощью резиновых плотиков наши моряки стали заводить буксирную драгу, на что ушло около 10 часов. И когда почти все было готово, американский офицер с борта эсминца «Питерсон» расстрелял плотики из карабина. Стали делать все заново. И янки опять расстреляли-потопили наши плотики с буксиром. На «Алдане» остался последний комплект плотиков. Что делать? На сей раз операцию заводки буксира решили прикрыть кораблем разведки «Находка». Получилось! И аварийную «К-324» повели к берегам Кубы. Эсминцы ВМС США эскортировали лодку до территориальных вод Острова свободы.
Кубинцы встретили советских подводников радушно. Выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день секретный кабель самолетом был отправлен в Москву. А вот выплавлять металл из ступицы винта «К-324» двум кубинским братьям-газорезчикам пришлось четверо суток. Через 11 суток советские подводники покинули Кубу и взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу. И только потом получили приказ возвращаться домой. Пришли в базу за неделю до нового, 1984 года. У командования лодки особисты забрали вахтенный журнал и все другие документы. Говорят, все официальные документы по эпопее «К-324» в Саргассовом море засекречены по сей день. И с нашей, и с американской стороны.
— Вадим Александрович, вас наградили за то, что хотя и нечаянно, волей случая, но выполнили, по сути, работу разведчиков, добыв суперсекрет ВМС США?
— Слава богу, не наказали! В нашем случае это была лучшая награда!


От Илья на работе
К VOICE (11.11.2006 22:56:21)
Дата 12.11.2006 03:09:08

ради красного словца...

Ох уж эти журналюги... Слов нет, одни буквы и те не выговорить.

>Привожу ссылку на статью Черкашина по этой же теме
>
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/44/44457.htm

>Как наши подводники похитили суперсекрет ВМС США

>Конкурент,№20 30.05.06
>Евгений ШОЛОХ, специально для «К»

>У подводников принято считать, что есть субмарины везучие, а есть невезучие и просто бедовые. Таковой можно считать многоцелевую атомную подводную лодку «К-324» (по классификации НАТО — Viktor 3, у нас этот тип субмарин значится под шифром «Щука»), которую преследовали злоключения на протяжении всей службы в боевом составе флота.

>Так, еще во время заводских испытаний летом 1981 г. у о. Аскольд «Щуку» таранила в район 4-го реакторного отсека неизвестная атомная подлодка (по некоторым данным — китайская АПЛ типа «Хань», которая, как утверждает Япония, затонула. Сами китайцы на сей счет хранят гробовое молчание). Потом были взрыв аккумуляторной батареи и объемный пожар в 1-м торпедном отсеке, где находился полный боезапас — 24 обычные торпеды и 2 с ядерным боезарядом. И только какое-то невероятное чудо уберегло «К-324» и ее экипаж от гибели и ядерной катастрофы: отсек был полностью разрушен, но торпеды не сдетонировали.

Похоже автор немного болен. Крыша давно в пути... Я про "полностью разрушенный отсек" с ЯБП.
Тут он похоже перепутал с "Курском".

А про 1981 год - нашу лодку таранили в район реакторного отсека, а затонула таранившая? Причем атомная и у о-ва Аскольд (т.е. в наших терводах?
Бред сивого мерина.

Он перепутал с другим случаем, но там было наоборот.

От M.Lukin
К Илья на работе (12.11.2006 03:09:08)
Дата 12.11.2006 14:42:07

Это вообще похоже на анекдот (+)

Когда в статье написано "Иванов выиграл в лотерею 100 рублей", а потом выясняется, что не Иванов, а Рабинович, не 100 рублей, а 10, не в лотерею, а в преферанс и к тому же не выиграл, а проиграл :-))

>>Так, еще во время заводских испытаний летом 1981 г. у о. Аскольд «Щуку» таранила в район 4-го реакторного отсека неизвестная атомная подлодка (по некоторым данным — китайская АПЛ типа «Хань», которая, как утверждает Япония, затонула. Сами китайцы на сей счет хранят гробовое молчание).

Это К-10 1 января 1983 якобы с китайцем столкнулась в Филиппинском море. А дальше идет невнятица -- по одной версии, все остались целы. По другой -- китайская лодка погибла. КНР по традиции хранила молчание. Однако через два года в китайской прессе был опубликован некролог по поводу гибели в море группы китайских ученых "во время испытания нового оружия".

С уважением, МЛ

От Илья на работе
К M.Lukin (12.11.2006 14:42:07)
Дата 14.11.2006 04:04:46

Re: Это вообще...


>
>Это К-10 1 января 1983 якобы с китайцем столкнулась в Филиппинском море. А дальше идет невнятица -- по одной версии, все остались целы. По другой -- китайская лодка погибла. КНР по традиции хранила молчание. Однако через два года в китайской прессе был опубликован некролог по поводу гибели в море группы китайских ученых "во время испытания нового оружия".

Не якобы, а фактически. Погибшая лодка вероятнее всего проекта 633 или ее модификация. Китаезы хранят гробовое молчание. Поищите поисковиком, я уже не помню на каком форуме выкладывал все что накопал по данному вопросу.

От VOICE
К M.Lukin (12.11.2006 14:42:07)
Дата 12.11.2006 18:07:17

Re: Это вообще...

Сколько было столкновений наших подводных лодок с иностранными?
На 30_04_2003 приводят цифру 20.

ПОДВОДНЫЙ ШПИОНАЖ
АМЕРИКАНЦЫ НАБЛЮДАЛИ ЗА ХОДОМ УЧЕНИЙ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА У БЕРЕГОВ КАМЧАТКИ
Эдуард Фролов.
“КВ”.
http://troyka.iks.ru/kv/archive/30_04_2003/index.shtml

Не все контакты российских подводников с американскими заканчивались благополучно. Существует несколько десятков доказанных столкновений наших подводных лодок с иностранными, в том числе, 20 столкновений лодок ВМФ с иностранными подводными лодками при нахождении их в подводном положении. Из них 11 произошли в полигонах боевой подготовки на подходах к основным пунктам базирования Северного и Тихоокеанского флотов, в том числе, восемь - на Севере и три - на Тихом океане.

Северный флот: 1968 год - столкновение АПЛ (атомной подводной лодки) К-131 с неустановленной АПЛ ВМС США. Этот факт американцы, полагая, что наша лодка затонула, длительное время тщательно скрывали от общественности своей страны, журналистов и даже международной организации “Гринпис”;

1969 год - столкновение АПЛ К-19 с АПЛ “Гато” ВМС США;
1970 год - столкновение АПЛ К-69 с неустановленной АПЛ ВМС США;
столкновения в 1981 году АПЛ К-211
и в 1983 году однотипной с ней АПЛ К-449 с неустановленными АПЛ ВМС США;
в 1986 году АПЛ ТК-12 столкнулась с АПЛ “Сплендид” ВМС Великобритании;
в феврале 1992 года АПЛ К-276 в наших территориальных водах столкнулась с АПЛ “Батон Руж” ВМС США,
в марте 1993 года АПЛ “Борисоглебск” столкнулась с АПЛ “Грейлинг” ВМС США.

Тихий океан: в июне 1970 года в полигоне боевой подготовки, у Камчатки столкнулись АПЛ К-108 и АПЛ “Тотог” ВМС США;
в 1974 году в этом же районе АПЛ К-408 столкнулась с АПЛ “Пинтадо” ВМС США,
в 1981 году в заливе Петра Великого (на подходах к Владивостоку) АПЛ К-324 столкнулась с неустановленной АПЛ типа “Лос-Анджелес” ВМС США.
Таким образом, почти все столкновения в полигонах боевой подготовки были с АПЛ ВМС США, ведущими разведку на подходах к нашим военно-морским базам (ВМБ) и записывающими гидроакустические шумовые “портреты” наших АПЛ по плану операции “Хоулистоун”. За это их командирам хорошо платили.
Остановимся на одном из столкновений подробнее, тем более, что произошло оно также у берегов Камчатки. В июне 1970 года в подводном положении у берегов Камчатки АПЛ “Тотог” ВМС США буквально протаранила нашу АПЛ К-108, командиром которой тогда был капитан 1 ранга Борис Багдасарян. Наша лодка всплыла на перископную глубину для приема сеанса связи с берегом, оказалась закрытой от следящей за ней американской субмарины слоем гидрологического “звукового скачка” и через некоторое время погрузилась на прежнюю глубину.
Гидроакустики сразу же обнаружили сильный шум турбины иностранной АПЛ по правому борту, пеленг на нее быстро менялся на нос, то есть, она обгоняла нашу АПЛ, находясь рядом. Потом внезапно ее шумы стали стихать и почти исчезли. Через минуту последовал страшный удар в кормовую оконечность К-108, стал быстро нарастать дифферент на нос, люди не могли удержаться на ногах, лодка стремительно проваливалась на глубину. Путем технических приемов и благодаря мужеству экипажа нашей лодке удалось все же всплыть на поверхность. Но на поверхности океана никого не было. Как правило, после таких инцидентов американские лодки не всплывают, должно быть, памятуя о своей шпионской миссии. Видимо, командир “Тотог” посчитал (а основания, судя по записи гидроакустических данных, для этого были), что советская лодка затонула (глубина моря в этом месте около 2,5 км). После передачи установленного донесения наша АПЛ погрузилась снова и услышала удаляющиеся шумы американской лодки.
Кроме мастерства экипажа, нашу подводную лодку от гибели спасло только то обстоятельство, что удар был нанесен рубкой американской субмарины в самый мощный узел набора корпуса К-108. Если бы удар был нанесен на 15-20 метров ближе к носовой части К-108, то она неизбежно затонула бы, как за два года до этого произошло с К-129.


От DuFF
К VOICE (11.11.2006 22:56:21)
Дата 11.11.2006 23:26:06

Re: Вспоминает бывший...

Спасибо! прочел с огромным интересом!


От VOICE
К DuFF (11.11.2006 23:26:06)
Дата 12.11.2006 17:49:40

Re:K-324

Посмотрела в Яндексе,
еще статья с упоминанием К-324

ПЯТЬ СУТОК КОНТАКТА
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.87.articles.army_02
ОСТАВАЯСЬ НЕЗАМЕТНЫМИ, СОВЕТСКИЕ ПОДВОДНИКИ "ПАСЛИ" АМЕРИКАНСКИЕ СУБМАРИНЫ



Нынешний год богат на юбилейные даты многих грандиозных событий из истории нашего государства. Но наряду с такими эпохальными из них, как 60-летие победы в Великой Отечественной войне, есть и менее масштабные события, которые не становятся от этого менее важными для Вооруженных Сил России. Так, ровно 20 лет назад, с 29 мая по 1 июля 1985 г., Военно-морской флот Советского Союза провел одну из самых интересных и грандиозных операций, названную "Апорт", по опыту которой впоследствии была реализована и более смелая задумка, нашедшая воплощение в операции "Атрина". В обоих эпизодах отличились одни из лучших отечественных подводных атомоходов - многоцелевые АПЛ семейства "671".


Крейсерская атомная подводная лодка проекта 671.
Фото из книги ''Оружие и технологии России. Энциклопея XXI век'', том 6

Надо сказать, что к тому времени, как у командования советского ВМФ созрела идея проведения операции, наглость, постоянно проявляемая американским флотом на просторах Мирового океана, уже порядком надоела Москве. Надо было что-то делать, и громко, с размахом, поскольку "янки" всегда понимали только язык силы, которую они если не боялись, то уж точно уважали. Например, во времена Карибского кризиса было достаточно только одного выступления президента Соединенных Штатов по телевидению с информацией о факте размещения советских ракет на Кубе, чтобы "великий" американский народ задрожал от страха, словно осиновый лист, тут же начал скупать в магазинах продукты, товары первой необходимости и бросился из крупных городов в глубинку - прятаться от вероятной ракетной атаки!

И вот по предложению командования ВМФ СССР было решено провести операцию, которой присвоили кодовое имя "Апорт". Задача ее была одновременно и простой, и архисложной. Предстояло в реальных условиях, "в бою", так сказать, проверить систему развертывания собственных многоцелевых атомных подводных лодок, "попробовать на зуб" существующую систему противолодочной обороны (ПЛО) и выявить тактические приемы сил ПЛО вероятного противника (коим тогда являлись Соединенные Штаты Америки и блок НАТО) в районах патрулирования его стратегических атомных подводных ракетоносцев (ПЛАРБ) к северу от Ньюфаундлендской банки. Для участия в операции были отобраны лучшие из лучших советских многоцелевых подводных атомоходов - пять атомных ПЛ семейства "671": К-147 (проект 671), К-488 (проект 671РТ), К-299, К-324 и К-502 (проект 671РТМ).

Естественно, что выход в океан такого количества атомных ПЛ не мог остаться незамеченным для американских ВМС, многоцелевые подводные лодки которых постоянно "паслись" либо в непосредственной близости, либо даже в самих территориальных водах СССР. Практически тут же начались интенсивные поиски советских субмарин, которые, однако, не принесли ощутимых результатов. Американские адмиралы день за днем ожидали рапортов об обнаружении советских подлодок, но тщетно. Шли сутки за сутками, а невидимые советские стальные акулы продолжали бороздить темные воды где-то в глубинах Атлантического океана.

За все время проведения операции только К-488 была один раз кратковременно обнаружена противолодочными силами ВМС США, да и то когда уже возвращалась домой, завершив выполнение боевой задачи. Советские же ПЛ, действуя скрытно, провели напряженную работу по слежению за американскими ракетоносцами.

Наибольший успех выпал на долю АПЛ К-147 (проект 671), которая обнаружила американскую ПЛАРБ "Симон Боливар" типа "Лафайет" и более пяти суток (!) вела скрытное слежение за ней, используя экспериментальную на то время систему обнаружения кильватерного следа (СОКС, была установлена в начале 1980-х гг. только на двух АПЛ проекта 671 - К-147 и К-438), а затем еще почти сутки "пасла" эту же подлодку, используя пассивный тракт гидроакустического комплекса "Рубикон".

Другая наша атомная подлодка, К-324, имела три гидроакустических контакта с неустановленной американской АПЛ общей продолжительностью 28 часов. Причем, что интересно, данная подлодка уже не в первый раз становилась "героем дня". Незадолго до операции, в декабре 1984 г., она несла боевую службу у атлантического побережья Соединенных Штатов. В один из периодов ей было поручено слежение за американским фрегатом FF-1038 "Мак Клой" (McCloy) типа "Бронштейн" (Bronstein), проводившим испытания новейшей на то время системы подводного наблюдения с протяженной буксируемой низкочастотной гидроакустической антенной TASS (Towed Array Surveillance System), информация о параметрах работы которой была очень важна для советской военно-морской разведки. Все шло как по маслу, однако неожиданно американский фрегат прекратил испытания и покинул район. Оставшаяся "без работы" советская подлодка получила приказ сменить район плавания, который выполнить не успела. Внезапно возникла сильная вибрация, потребовавшая остановки турбины и всплытия лодки в надводное положение. Только тогда стала ясна причина аварии - на винт лодки намотался довольно длинный кусок американской кабель-антенны, ставшей "ценным подарком от дяди Сэма". Вскоре в район нахождения советской ПЛ подошли американские эсминцы "Петерсон" (Peterson) и "Николсон" (Nicholson) типа "Спрюэнс" (Spruance), взявшие наш атомоход в "клещи", имея, видимо, твердый приказ не дать русским утащить секретную антенну.

В течение десяти суток американские корабли сопровождали советскую подлодку, практически лишенную хода, ведя себя все более резко и стремясь пройти в непосредственной близости по корме советского атомохода, дабы отрубить антенну. Только с приходом на помощь советского судна "Алдан" обстановка разрядилась - американцы, видимо, поняли, что вернуть свое им не удастся, а начинать третью мировую из-за этого как-то несерьезно. В результате американские эсминцы ушли на базу, К-324 отбуксировали на Кубу для ремонта, а "подарок от дяди Сэма" отправился в Советский Союз для исследования.

Надо отметить, что собственное гидроакустическое вооружение 671-х для того времени было также весьма совершенным и позволяло практически в полном объеме решать любые поставленные перед экипажем корабля задачи. Будь то обнаружение ПЛ вероятного противника или слежение за авианосными армадами американского флота. Наиболее ярко возможности "Викторов", как обозначили наши АПЛ семейства "671" американские и натовские специалисты (в оригинале - Victor I, II и III), характеризует такой вот пример.

В 1973 г. АПЛ К-367 (принадлежащая к проекту 671) выполняла в районе Средиземного моря задачи в рамках 90-суточной боевой службы. Лодка вела скрытное слежение за американскими авианосцами. По воспоминаниям капитана 1 ранга Александра Шпортько, служившего тогда на этой лодке, в вахтенном журнале корабля его штурман сделал такую уникальную запись: "В порту Неаполь ошвартовался американский авианосец. Определили место корабля по отдаче якоря на авианосце Nimitz". А ведь в 1973 г. на этой АПЛ стоял еще гидроакустический комплекс "Рубин", а не более совершенный ГАК "Рубикон", установленный на корабле в ходе ремонта и модернизации в период с февраля 1979 по февраль 1982-го.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что у командования советского ВМФ родилась идея проведения другой, еще более дерзкой, операции в водах Атлантического океана, ставшего одним из ристалищ "холодной войны".

Через два года, в марте - июне 1987 г., под руководством недавно назначенного нового главнокомандующего адмирала Владимира Чернавина ВМФ СССР провел операцию по вскрытию районов патрулирования ракетных и многоцелевых АПЛ ВМС стран НАТО, а также выявлению тактических приемов сил ПЛО вероятного противника. Проверялись, кроме того, и система развертывания наших многоцелевых АПЛ в условиях угрожаемого периода, и способность отечественных атомоходов отрываться от сил противолодочной обороны противника, в том числе и с использованием новейших средств гидроакустического противодействия. (Последний акт драмы был припасен нашими подводниками под самый ее занавес, и эффект получился, надо сказать, просто ошеломляющий, поскольку американцы даже и не предполагали о наличии в массовом количестве таких систем на советских ПЛ.) Новая операция получила кодовое наименование "Атрина". На этот раз районом операции было определено Саргассово море в Атлантическом океане. В операции приняли участие пять атомных ПЛ "671-го" семейства: К-524, К-244, К-255, К-298 и К-299 (все они принадлежали к проектам 671РТМ и 671РТМК).

Наши подлодки едва ли не демонстративно, не особо прячась от натовской военно-морской разведки, одна за другой покинули свою базу на побережье Баренцева моря и направились в Атлантику. На этот раз действия субмарин обеспечивали самолеты морской авиации и два разведывательных корабля типа "Колгуев", оснащенных гидроакустическими комплексами с протяженными буксируемыми антеннами.

Американская разведка первоначально плотно отслеживала передвижение советских атомоходов, но после прохода одного из противолодочных рубежей НАТО лодки буквально растворились в океане. Сначала американское командование не придало этому особого значения - ну пропали и пропали, все равно через пару дней найдутся - никуда им не деться - вся Атлантика принадлежит им, американцам.

Однако шел день за днем, а лодки так и не удавалось обнаружить. Вот тогда-то в ВМС США и занервничали - ведь в их зоне ответственности незаметно "шныряет" целое соединение советских атомных ПЛ. И каковы их задачи - никому неизвестно. На поиски советских кораблей были брошены практически все противолодочные силы Атлантического флота США - самолеты, противолодочные АПЛ (в дополнение к уже развернутым), три корабельные поисковые группы и три новейших корабля гидроакустического наблюдения. К поисковой операции присоединились также и корабли ВМС Великобритании. Тем не менее, только через восемь суток уже в районе Саргассова моря американцам удалось установить первые контакты с советскими подлодками.

Но это были только цветочки. Возвращаясь на базу, советские подлодки применили вышеописанные средства гидроакустического противодействия, так называемые ловушки, и... за считанные минуты оторвались от своих преследователей, которые их до входа на базу так и не обнаружили! Вот так благодаря умелым действиям, великолепным кораблям и совершенным техническим средствам советские моряки "сделали" военно-морские силы НАТО!

А в заключение хотелось бы вкратце описать один из уникальных походов не только для нашего ВМФ. Он может претендовать на запись в Книгу рекордов Гиннесса.

В конце 1985 г. АПЛ К-524 (командир - капитан 1 ранга Владимир Протопопов), одна из героинь операции "Атрина", совершила сложнейшее подледное плавание. Разработанный маршрут перехода предполагал, что она пройдет из Северного Ледовитого океана в Атлантический, обойдя Гренландию вдоль ее северо-западного побережья и миновав, таким образом, противолодочные рубежи НАТО. Впервые в истории мореплавания лодка прошла проливы Земли Франца Иосифа в подводном положении и подо льдами!

Войдя в море Линкольна, АПЛ прошла узкие и мелководные проливы Робсон и Кеннеди, отделяющие Гренландию от Земли Гранта и Земли Гриннела, миновала бассейн Кейна и через пролив Смита вышла в Баффинов залив и далее - в Северную Атлантику.

Сказать, что маршрут был сложным и опасным - значит ничего не сказать. Это был просто фантастический поход, связанный с серьезной опасностью для жизни подводников. Переход изобиловал мелями, наличием айсбергов и другими навигационными опасностями. По воспоминаниям командира корабля, "безопасных глубин в море Баффина не было. Мы определяли их гидролокаторами, работая в режиме миноискания, ориентировались на доклады гидроакустиков".

Осталось только добавить, что никем не замеченная советская лодка вышла на просторы Атлантики, где вскоре обнаружила американский авианосец "Америка" и вышла на него в условную атаку. За этот поход командир лодки капитан 1 ранга Владимир Протопопов был удостоен звания Героя Советского Союза.


Владимир ЩЕРБАКОВ