От VOICE
К All
Дата 29.10.2006 02:54:52
Рубрики Современность;

«Шведский комсомолец».- 25 лет назад

Четверть века прошло со времени самого большого морского скандала в отношениях между Москвой и Швецией
в 27/10/2006 12:39:57
http://www.cpv.ru/modules/news/article.php?storyid=4326
27 октября 1981 года вблизи шведской военно-морской базы Карлскруна села на мель шедшая в надводном положении советская дизельная подводная лодка C-363 под командованием Петра Гущина, сразу же прозванная «Шведским комсомольцем».

Если шведы были поражены, как смогла пройти незамеченной и ни разу не сбиться с секретного фарватера (ширина-то всего 12 м!) чужая субмарина, то для советских моряков сюрпризом стала вставшая на их пути преградой суша. Повредив во время подводного плавания антенну радиопеленгатора о трал рыболовного судна, и не заметив его поломки, офицеры лодки с каждым днем все более неточно рассчитывали курс корабля. А их квалификация во главе с командиром была такова, что, считая себя находящимися в открытом море, на самом деле по собственным же расчетам они должны были оказаться где-то у побережья Польши глубоко под землей. Ошибка составляла более 50 морских миль, потому всплыв вечером в сгущающемся тумане и, проигнорировав огни шведского маяка и сигналы береговой РЛС, C-363 продолжала идти собственным курсом, пока чрез полтора часа не уткнулась в шведский берег. В 10 утра у самой базы ее обнаружил местный рыбак, и лишь потом всполошились военные.
Скандал получился нешуточный: шведы обвиняли подводников в шпионаже. Замполит лодки, взявший командование в свои руки, готовил всех к отражению атаки шведского спецназа, советского посла вызвали в МИД Швеции из зала оперы, Балтийский флот отправил свои корабли к шведским берегам, а американцы подлили масла в огонь, заявив, что C-363 имеет на борту две штатные торпеды с ядерными зарядами. Инцидент разрешился 6 ноября, когда шведы сняли лодку со скалы и та на следующий день своим ходом добралась до Лиепаи, где всех ждал разбор полетов
И здесь, и там кого надо поснимали, шведы в едином национальном порыве выбили средства на укрепление своей противолодочной обороны, а командование советского флота запретило командирам лодок приближаться к чужим берегам ближе 50 км. Этот случай так и остался единственным достоверным фактом нарушения суверенных вод Шведского королевства советскими/российскими кораблями. Шведы потом выкупили списанную лодку и превратили ее в главный аттракцион парка развлечений, а бывший замполит даже побывал на ней в качестве почетного гостя.





От nick191
К VOICE (29.10.2006 02:54:52)
Дата 30.10.2006 09:33:50

Re: «Шведский комсомолец».-...

Здравствуйте.

Данная публикация - типичный пример того, как автор, услышав где-то, что-то, перевирант практически все факты.

С уважением, nick 191

От OldSalt
К nick191 (30.10.2006 09:33:50)
Дата 30.10.2006 15:26:53

Re: «Шведский комсомолец».-...

Добрый день!
>Данная публикация - типичный пример того, как автор, услышав где-то, что-то, перевирант практически все факты.
Да уж, бред полный. Гущина, кстати, зовут не Петя, а Толя, Михалыч, если память мне изменяет. После описанной истории его сослали на бмтв начальником отдела хранения. После взрывов на Севере, по всем базам покатилась волна обваловок, перегруппировок б/з и пр. Вкалывать приходилось круглые сутки. Гущин на это сказался больным и послал все подальше. Отдуваться пришлось мне, хотя я не имел к хранению никакого отношения. Деваться было некуда, я тогда один из немногих бежал за морковкой во все лопатки. Как-то раз нагрузили полную платформу узкоколейки бомбами РГБ-60, я решил ускорить процесс, толкнул ее ногой... А она возьми, да и покатись под горку, остановить мне ее не удалось. Прошла насквозь всю территорию, выбила ворота, КАМАЗ стоял на переезде - водила как газанет, мащина, не поверите, подпрыгнула как заяц на гоне, успела отскочить. К счастью, платформа далеко не ушла, застряла в Пальясаарских болотах. Эх, молодость...

С наилучшими пожеланиями

От nick191
К OldSalt (30.10.2006 15:26:53)
Дата 31.10.2006 09:31:36

Re: «Шведский комсомолец».-...

Здравствуйте.
>Добрый день!
>>Данная публикация - типичный пример того, как автор, услышав где-то, что-то, перевирант практически все факты.
>Да уж, бред полный. Гущина, кстати, зовут не Петя, а Толя, Михалыч, если память мне изменяет. После описанной истории его сослали на бмтв начальником отдела хранения.

А старшим на борту был НШ 157 брпл к1р Аврукевич. Он был уволен в запас. Впоследствии трудился, кажется, капитаном-наставником в ТМП.

С уважением, nick 191

От vladre
К nick191 (31.10.2006 09:31:36)
Дата 31.10.2006 09:54:50

Re: «Шведский комсомолец».-...

Здравствуйте!

>А старшим на борту был НШ 157 брпл к1р Аврукевич. Он был уволен в запас. Впоследствии трудился, кажется, капитаном-наставником в ТМП.

А не подскажете, кто был комбригом?

С уважением Владимир

От nick191
К vladre (31.10.2006 09:54:50)
Дата 31.10.2006 18:32:01

Re: «Шведский комсомолец».-...

Здравствуйте.
>Здравствуйте!

>>А старшим на борту был НШ 157 брпл к1р Аврукевич. Он был уволен в запас. Впоследствии трудился, кажется, капитаном-наставником в ТМП.
>
>А не подскажете, кто был комбригом?

Капитан 1 ранга Бучака Иван Васильевич, земля ему пухом.

С уважением, nick 191

От Oleg 064
К nick191 (31.10.2006 18:32:01)
Дата 01.11.2006 13:11:18

Re: «Шведский комсомолец».-...

>>А не подскажете, кто был комбригом?
>
>Капитан 1 ранга Бучака Иван Васильевич, земля ему пухом.

>С уважением, nick 191
Кстати, а координатами Олега Ивановича не располагаете?
с Уважением

От nick191
К Oleg 064 (01.11.2006 13:11:18)
Дата 01.11.2006 13:15:13

Re: «Шведский комсомолец».-...

Здравствуйте.
>Кстати, а координатами Олега Ивановича не располагаете?

Не совсем понял, о ком Вы говорите.

С уважением, nick 191

От Oleg 064
К nick191 (01.11.2006 13:15:13)
Дата 15.11.2006 10:38:05

Re: «Шведский комсомолец».-...

>Здравствуйте.
>>Кстати, а координатами Олега Ивановича не располагаете?
>
>Не совсем понял, о ком Вы говорите.

>С уважением, nick 191
Сын Ивана Васильевича - выпускник 2 факультета ВВМУППа 1985 года. Потерялся он у нас...

От nick191
К Oleg 064 (15.11.2006 10:38:05)
Дата 16.11.2006 09:01:54

Re: «Шведский комсомолец».-...

Здравствуйте.
>>Здравствуйте.
>>>Кстати, а координатами Олега Ивановича не располагаете?
>>
>>Не совсем понял, о ком Вы говорите.
>
>>С уважением, nick 191
>Сын Ивана Васильевича - выпускник 2 факультета ВВМУППа 1985 года. Потерялся он у нас...

К сожалению, лично не знаком и даже никогда не видел.

С уважением, nick 191

От vladre
К nick191 (31.10.2006 18:32:01)
Дата 01.11.2006 03:08:26

Спасибо! (-)


От V3AY3
К OldSalt (30.10.2006 15:26:53)
Дата 30.10.2006 16:36:50

Re: «Шведский комсомолец».-...

>Добрый день!
>>Данная публикация - типичный пример того, как автор, услышав где-то, что-то, перевирант практически все факты.
>Да уж, бред полный. Гущина, кстати, зовут не Петя, а Толя, Михалыч, если память мне изменяет. После описанной истории его сослали на бмтв начальником отдела хранения. После взрывов на Севере, по всем базам покатилась волна обваловок, перегруппировок б/з и пр. Вкалывать приходилось круглые сутки. Гущин на это сказался больным и послал все подальше. Отдуваться пришлось мне, хотя я не имел к хранению никакого отношения. Деваться было некуда, я тогда один из немногих бежал за морковкой во все лопатки. Как-то раз нагрузили полную платформу узкоколейки бомбами РГБ-60, я решил ускорить процесс, толкнул ее ногой... А она возьми, да и покатись под горку, остановить мне ее не удалось. Прошла насквозь всю территорию, выбила ворота, КАМАЗ стоял на переезде - водила как газанет, мащина, не поверите, подпрыгнула как заяц на гоне, успела отскочить. К счастью, платформа далеко не ушла, застряла в Пальясаарских болотах. Эх, молодость...

>С наилучшими пожеланиями
ЗДР!
С 7-ки платформочку пинали?:)
Щас например гидрогавнь представляет собой печальное зрелище, к тому же сами ангары опасны для жизни :)
Завод 7 сейчас принадлежит судостроительному холдингу - там сейчас новострой корпусной варят, все остальное раздербанили, правда следы пребывания ВМФ еще пока заметны. если присмотреться :) в башне - бункерная крмпания :)
Я вообще то Таллин плохо знаю - это так то что на поверхности :)

с Ув
v3ay3

От Пиранья
К V3AY3 (30.10.2006 16:36:50)
Дата 31.10.2006 15:22:39

Причем тут Таллин? Гущин в Лиепае базировался.

А ещё после этого случая долго в Северное море не ходили на БС и боны, следовательно, не выдавали. С лодки, кстати, поснимали всех, кроме дока и меха.
Шума действительно было много, напугали мы шведов здорово!

От nick191
К Пиранья (31.10.2006 15:22:39)
Дата 31.10.2006 18:37:11

Re: Причем тут...

Здравствуйте.
Гущин, может, в Лиепае когда-то и базировался, а "С-363" входила в состав палдиской 157 брпл.
С уважением, nick 191

От nick191
К Пиранья (31.10.2006 15:22:39)
Дата 31.10.2006 18:34:53

Re: Причем тут...

Здравствуйте.
>А ещё после этого случая долго в Северное море не ходили на БС и боны, следовательно, не выдавали. С лодки, кстати, поснимали всех, кроме дока и меха.
>Шума действительно было много, напугали мы шведов здорово!

Не совсем так.
НШ - уволен в запас.
К-р пл снят с должности, назначен с понижением.
К-р БЧ 1-4 снят с должности, назначен с понижением.
ЗКПЧ снят с должности, назначен с понижением.
Остальные - "при своих".
С уважением, nick 191

От nick191
К nick191 (31.10.2006 18:34:53)
Дата 31.10.2006 18:54:34

Re: Причем тут...

Здравствуйте.

>Не совсем так.
>НШ - уволен в запас.
>К-р пл снят с должности, назначен с понижением.
>К-р БЧ 1-4 снят с должности, назначен с понижением.
>ЗКПЧ снят с должности, назначен с понижением.
>Остальные - "при своих".

И еще, конечно, снят с должности и назначен с понижением Ф-1 157 брпл к3р Рыков.

С уважением, nick 191

От V3AY3
К Пиранья (31.10.2006 15:22:39)
Дата 31.10.2006 18:05:28

Re: Причем тут...

>А ещё после этого случая долго в Северное море не ходили на БС и боны, следовательно, не выдавали. С лодки, кстати, поснимали всех, кроме дока и меха.
>Шума действительно было много, напугали мы шведов здорово!
Здр!
Вопрос был к OldSalt - он про Паллисаарские болота начал :)Или Паллисааре это не в Таллине? А где тогда?:)
С ув v3ay3

От OldSalt
К V3AY3 (31.10.2006 18:05:28)
Дата 01.11.2006 14:41:37

Re: Причем тут...

Добрый день!
>>Шума действительно было много, напугали мы шведов здорово!
>Здр!
>Вопрос был к OldSalt - он про Паллисаарские болота начал :)Или Паллисааре это не в Таллине? А где тогда?:)
Конечно в Таллине. Штаб, ремонтные цеха и учебный центр для иностранцев 2754 бмтв располагались на территории Минной гавани, а склады и цеха по ремонту б/з - на самой оконечности полуострова Пальясаар. 7-й СРЗ располагался южнее, на берегу одноименного залива. С восточной стороны к складам примыкала акватория, где отстаивались иностранные суда перед таможенным досмотром. Приедет, бывало, к нам пожарная инспекция - 2 балла по результатам проверки - у вас - де вся территория кустами заросла, непорядок. Ну тут аврал, все на вырубку, валят день и ночь все, что выросло. А через неделю - проверка от особого отдела - 2 балла по результатам проверки, у вас тут под носом инстранцы стоят, а вы всю маскировку уничтожили, восстановить немедля. Так вот и жили.
Кстати, в годы войны на этом месте был уникальный аэродром - ВПП была в 10 см под водой, истребители на воду садились. Трудно поверить, но за что купил...
С наилучшими пожеланиями

От V3AY3
К OldSalt (01.11.2006 14:41:37)
Дата 01.11.2006 17:07:17

Re: Причем тут...

>Добрый день!
>>>Шума действительно было много, напугали мы шведов здорово!
>>Здр!
>>Вопрос был к OldSalt - он про Паллисаарские болота начал :)Или Паллисааре это не в Таллине? А где тогда?:)
>Конечно в Таллине. Штаб, ремонтные цеха и учебный центр для иностранцев 2754 бмтв располагались на территории Минной гавани, а склады и цеха по ремонту б/з - на самой оконечности полуострова Пальясаар. 7-й СРЗ располагался южнее, на берегу одноименного залива. С восточной стороны к складам примыкала акватория, где отстаивались иностранные суда перед таможенным досмотром. Приедет, бывало, к нам пожарная инспекция - 2 балла по результатам проверки - у вас - де вся территория кустами заросла, непорядок. Ну тут аврал, все на вырубку, валят день и ночь все, что выросло. А через неделю - проверка от особого отдела - 2 балла по результатам проверки, у вас тут под носом инстранцы стоят, а вы всю маскировку уничтожили, восстановить немедля. Так вот и жили.
>Кстати, в годы войны на этом месте был уникальный аэродром - ВПП была в 10 см под водой, истребители на воду садились. Трудно поверить, но за что купил...
>С наилучшими пожеланиями
Здр!
Чудные места...:)
А если строго говорить то историко-героические
к сожалению многое сейчас забыто ...
С уважением,
v3ay3

От КЭВГ
К Пиранья (31.10.2006 15:22:39)
Дата 31.10.2006 16:05:00

Re: Причем тут...

>А ещё после этого случая долго в Северное море не ходили на БС и боны, следовательно, не выдавали. С лодки, кстати, поснимали всех, кроме дока и меха.
Командира, зама, штурмана, НРТС - понятно... А минера-то за что???
>Шума действительно было много, напугали мы шведов здорово!

От Igor
К КЭВГ (31.10.2006 16:05:00)
Дата 31.10.2006 16:56:10

А как вахтенного офицера например(+)

День добрый.
>>А ещё после этого случая долго в Северное море не ходили на БС и боны, следовательно, не выдавали. С лодки, кстати, поснимали всех, кроме дока и меха.
>Командира, зама, штурмана, НРТС - понятно... А минера-то за что???

ст. 840 Вахтенный офицер обязан:
....
б) контролировать точность и безопасность следования корабля назначенным маршрутом, периодически определяя место корабля и нанося его на карту;

ст. 844.
... Вахтенный офицер, заступающий на вахту, обязан лично проверить (определить) место, курс, скорость и положение корабля в ордере, измерить глубину эхолотом (на подводной лодке с разрешения командира пл), изучить обстановку по маршруту плавания в течение предстоящей вахты.

И если память не изменяет при плавании вблизи навигационных опасностей - не менее чем раз в час (хотя там формула есть).

С уважением
Игорь

От nick191
К Igor (31.10.2006 16:56:10)
Дата 31.10.2006 18:44:58

Re: А как...

Здравствуйте.
>День добрый.
>>>А ещё после этого случая долго в Северное море не ходили на БС и боны, следовательно, не выдавали. С лодки, кстати, поснимали всех, кроме дока и меха.
>>Командира, зама, штурмана, НРТС - понятно... А минера-то за что???
>
>ст. 840 Вахтенный офицер обязан:
>....
>б) контролировать точность и безопасность следования корабля назначенным маршрутом, периодически определяя место корабля и нанося его на карту;

>ст. 844.
>... Вахтенный офицер, заступающий на вахту, обязан лично проверить (определить) место, курс, скорость и положение корабля в ордере, измерить глубину эхолотом (на подводной лодке с разрешения командира пл), изучить обстановку по маршруту плавания в течение предстоящей вахты.

>И если память не изменяет при плавании вблизи навигационных опасностей - не менее чем раз в час (хотя там формула есть).

На этой пл НРТСа как такового не было. Начальник всех служб (кроме медицинской) -СПК.
А вахтенным офицером как раз стоял PRGX/

После этого происшествия на БС начали прикомандировывать 2-го штурмана и еще одного в/офицера.

С уважением, nick 191

От КЭВГ
К nick191 (31.10.2006 18:44:58)
Дата 01.11.2006 11:34:06

Re: А как...

Здравствуйте!

>
>На этой пл НРТСа как такового не было. Начальник всех служб (кроме медицинской) -СПК.
>А вахтенным офицером как раз стоял PRGX/
А кто является вахтенными офицерами? ЗКПЧ, СПК (вероятно)... Кто еще? Штурманскую вахту кто несет?

>После этого происшествия на БС начали прикомандировывать 2-го штурмана и еще одного в/офицера.

>С уважением, nick 191
С уважением, КЭВГ.

От nick191
К КЭВГ (01.11.2006 11:34:06)
Дата 01.11.2006 11:53:24

Re: А как...

Здравствуйте.
>Здравствуйте!

>>
>>На этой пл НРТСа как такового не было. Начальник всех служб (кроме медицинской) -СПК.
>>А вахтенным офицером как раз стоял PRGX/
>А кто является вахтенными офицерами? ЗКПЧ, СПК (вероятно)... Кто еще? Штурманскую вахту кто несет?

>>После этого происшествия на БС начали прикомандировывать 2-го штурмана и еще одного в/офицера.
В/офицеры:
- 1 смена - минер,
- 2 смена - СПК,
- 3смена - ЗКПЧ (на некоторых пл с несколько иным РТВ или на 613В проекте был НРТС. Но таких пл в лиепайской эскадре было всего одна или две).
В/штурман - к-р БЧ-1,4, его мог (точнее был обязан мочь) заменить любой в/офицер. Т.е. в/о обязан был быть допущен и как в/штурман.

С уважением, nick 191

От КЭВГ
К nick191 (01.11.2006 11:53:24)
Дата 01.11.2006 12:23:12

Re: Не совсем понял...

>Здравствуйте.
>>Здравствуйте!
>
>>>

>>>На этой пл НРТСа как такового не было. Начальник всех служб (кроме медицинской) -СПК.
СПК и БЧ-3 командовал, или минер, все же, существовал?
>>>А вахтенным офицером как раз стоял PRGX/
>>А кто является вахтенными офицерами? ЗКПЧ, СПК (вероятно)... Кто еще? Штурманскую вахту кто несет?
>
>>>После этого происшествия на БС начали прикомандировывать 2-го штурмана и еще одного в/офицера.
>В/офицеры:
>- 1 смена - минер,
см. выше...
>- 2 смена - СПК,
>- 3смена - ЗКПЧ (на некоторых пл с несколько иным РТВ или на 613В проекте был НРТС. Но таких пл в лиепайской эскадре было всего одна или две).
>В/штурман - к-р БЧ-1,4, его мог (точнее был обязан мочь) заменить любой в/офицер. Т.е. в/о обязан был быть допущен и как в/штурман.

>С уважением, nick 191

От nick191
К КЭВГ (01.11.2006 12:23:12)
Дата 01.11.2006 12:25:47

Re: Не совсем

Здравствуйте.
>>>>На этой пл НРТСа как такового не было. Начальник всех служб (кроме медицинской) -СПК.

>СПК и БЧ-3 командовал, или минер, все же, существовал?

БЧ-3 не служба, а боевая часть. Командовал ею командир БЧ-3, штатная категория капитан-лейтенант.

С уважением, nick 191

От 142
К nick191 (01.11.2006 11:53:24)
Дата 01.11.2006 12:03:04

Re: А как...

>Здравствуйте.
>>Здравствуйте!
>
>>>
>>>На этой пл НРТСа как такового не было. Начальник всех служб (кроме медицинской) -СПК.
>>>А вахтенным офицером как раз стоял PRGX/
>>А кто является вахтенными офицерами? ЗКПЧ, СПК (вероятно)... Кто еще? Штурманскую вахту кто несет?
>
>>>После этого происшествия на БС начали прикомандировывать 2-го штурмана и еще одного в/офицера.
>В/офицеры:
>- 1 смена - минер,
>- 2 смена - СПК,
>- 3смена - ЗКПЧ (на некоторых пл с несколько иным РТВ или на 613В проекте был НРТС. Но таких пл в лиепайской эскадре было всего одна или две).

С -154 в Лиепае была 613В пр.Название - Ком. БЧ-4, НРТС. Стоял вахтенным офицером.
>В/штурман - к-р БЧ-1,4, его мог (точнее был обязан мочь) заменить любой в/офицер. Т.е. в/о обязан был быть допущен и как в/штурман.

>С уважением, nick 191
С уваж. 142

От nick191
К 142 (01.11.2006 12:03:04)
Дата 16.11.2006 09:17:04

Re: А как...

Здравствуйте.
>С -154 в Лиепае была 613В пр.Название - Ком. БЧ-4, НРТС. Стоял вахтенным офицером.

Еще штат к-ра БЧ-4, НРТС был на С-277. Она не была "В", но на ней стояла МГ-25 (вместо Мг-15, как у остальных 613-х). Видимо такое "усложнение" матчасти и вызвало необходимость иметь в штате еще одного офицера.

С уважением, nick 191

От nick191
К 142 (01.11.2006 12:03:04)
Дата 01.11.2006 12:04:54

Re: А как...

Здравствуйте.
>>Здравствуйте.
>>>Здравствуйте!
>>
>>>>
>>>>На этой пл НРТСа как такового не было. Начальник всех служб (кроме медицинской) -СПК.
>>>>А вахтенным офицером как раз стоял PRGX/
>>>А кто является вахтенными офицерами? ЗКПЧ, СПК (вероятно)... Кто еще? Штурманскую вахту кто несет?
>>
>>>>После этого происшествия на БС начали прикомандировывать 2-го штурмана и еще одного в/офицера.
>>В/офицеры:
>>- 1 смена - минер,
>>- 2 смена - СПК,
>>- 3смена - ЗКПЧ (на некоторых пл с несколько иным РТВ или на 613В проекте был НРТС. Но таких пл в лиепайской эскадре было всего одна или две).
>
>С -154 в Лиепае была 613В пр.Название - Ком. БЧ-4, НРТС. Стоял вахтенным офицером.

Я об этом и говорю.
С уважением, nick 191

От nick191
К nick191 (31.10.2006 18:44:58)
Дата 31.10.2006 18:46:54

Re: А как...

Здравствуйте.
>А вахтенным офицером как раз стоял PRGX/

Что-то комп глючит.
Я имел в виду ЗКПЧ
С уважением, nick 191

От 142
К Пиранья (31.10.2006 15:22:39)
Дата 31.10.2006 15:39:31

Re:Может Палдиски? (-)