От Григорий
К All
Дата 17.05.2006 10:28:42
Рубрики Современность; Байки;

Безнадежное дело

"Безнадежное дело"

Удивительно, однако самые неожиданные открытия случаются там, где, казалось бы, все давным-давно открыто и изучено. Например, в нашем рассказе речь пойдет о трансарктической транспортной системе, к созданию которой Россия подошла вплотную на пороге ХХI века. Судоходство в российском секторе Арктики зародилось не год и не два назад. Каждую навигацию мощные атомные ледоколы проводят через бескрайние белые поля холодных северных морей караваны судов на арктическое побережье страны, Камчатку и Дальний Восток.
Но российские ученые, конструкторы и кораблестроители предложили качественно новую транспортную систему, главная особенность которой заключалась в том, что станет она подводной, а точнее - подледной. Теоретические расчеты красноречиво свидетельствовали о реальности задуманного, однако нашлись и скептики, изначально пустившие в отношении "арктической подводной трассы" славу "безнадежного дела". Но маховик реализации суперпроекта был уже запущен.
Соответствующий договор в середине 90-х подписали Санкт-Петербургское конструкторское бюро морской техники, "Севмашпредприятие" и акционерное общество, взявшее на себя снабжение Крайнего Севера продуктами и товарами. Северный флот должен был снарядить для доставки грузов на полуостров Ямал многоцелевую атомную подводную лодку второго поколения. Это год спустя, в 1996 году, этой АПЛ присвоят ныне известное многим почетное наименование "Даниил Московский". А тогда, почти десятилетие назад...
- Командира подлодки капитана 1-го ранга Петра Литвина мало заботили в те дни лавры первопроходца, - вспоминает участник того похода капитан 1-го ранга Владимир Мальцев, бывший заместитель командира по воспитательной работе, а ныне - главный редактор газеты Северного флота "На страже Заполярья". - Экипаж усиленно готовился к подледной боевой службе. Имея за плечами пять автономок, в шестую Петр Иванович собирался более чем тщательно: ведь предстояло идти в малоизученный мелководный район Карского моря, куда за всю послевоенную историю советского и российского подплава наши атомоходы не заходили.
Литвин переговорил со всеми флагманскими специалистами дивизии, командирами кораблей, хоть раз ходившими под лед. Советовался, получал консультации, даже спорил, в сотый раз выверяя "нарезанный" маршрут, проигрывая в кругу коллег ту или иную нештатную ситуацию. А тут еще "науку" (представителей акустического НИИ) с аппаратурой на борт посадили: предстояло идти под лед с полным техническим набором, чтобы ученые смогли вдоволь поэкспериментировать, используя новые акустические приемы.
Первым в череде тех, кто разделил вместе с Петром Ивановичем предавтономные тяготы, был командир БЧ-5 капитан 2-го ранга Евгений Юматов. Механиком в экипаж Литвина Евгений Николаевич пришел в начале 1995 года. К тому времени он уже прошел подледную автономку на этой же лодке, но в составе экипажа Героя Российской Федерации капитана 1-го ранга Сергея Кузьмина, был награжден орденом Мужества, в соединении атомных подводных лодок слыл специалистом, опыта которому не занимать.
Спокойный, хладнокровный, уверенный в себе Юматов денно и нощно готовил к предстоящей боевой службе и технику, и личный состав электромеханической боевой части. Проводил занятия по специальности, учения по борьбе за живучесть, приучал подчиненных думать и принимать в экстремальных ситуациях единственно верные решения. И подчиненных Юматов подбирал сам. Командир лодки и его старший помощник капитан 3-го ранга Андрей Шепеленко в "кадровую политику" механика не вмешивались. Кстати, отличительной чертой в характере Евгения Николаевича было умение спокойно работать с людьми. Он и сам не любил, когда кто-либо из начальства пытался его "построить". Считал, что лучше, когда вопросы решаются тактично, без нагнетания обстановки.
- Этим наш механик сильно поддерживал здоровый морально-психологический климат в коллективе БЧ-5, - вспоминает Владимир Мальцев. - Ведь в подледном плавании крайне важно, чтобы подводники моментально докладывали командиру о любых изменениях обстановки в отсеке и за бортом лодки, в характере работы техники. На атомоходе неоправданный риск в действиях либо чье-то ротозейство, промедление с докладом могут дорого обойтись экипажу. Командир подлодки и командир БЧ-5 должны знать о каждом нештатном звуке в отсеках, постороннем запахе.
В автономке же Юматов обходил корабль несколько раз в сутки. А всплытия АПЛ на Северном полюсе... Некоторые из них продолжались по пять-шесть часов. И здесь командир с механиком работали в одной связке.
На первом этапе боевой службы атомная подводная лодка Петра Литвина провела поисковую операцию, отработала множество других задач как в Баренцевом море, так и в дальней - океанской - зоне. Груза, который предназначался для полуострова Ямал, на борту тогда еще не было. За ним североморцы возвращались в базу.
На осуществление "трансарктического проекта" подлодка уходила поздно вечером, загрузив в первый отсек (по соседству с торпедами) тонн по пять сахара и муки. Курс - на Северный полюс. В расчетной точке АПЛ погрузилась на рабочую глубину. Старший на борту, командир дивизии атомоходов контр-адмирал Михаил Кузнецов, поставил перед экипажем, каждой боевой частью общую и персональные задачи, а после этого зачитали приказ о присвоении очередных воинских званий, и Михаил Юрьевич вручил десяти офицерам и мичманам "Даниила Московского" новые погоны.
В общем, в экспериментальную автономку подводники уходили в приподнятом настроении. За несколько суток "добежали" до кромки льда, по дороге установили контакт с иностранной субмариной (задачи поиска и слежения для экипажа АПЛ никто не отменял). Но только атомоход вошел под лед, как случилось непредвиденное: острый приступ аппендицита свалил начальника медицинской службы лодки старшего лейтенанта медслужбы Дмитрия Дахнова.
Командующий Северным флотом приказал немедленно возвращаться в базу.
За двое суток примчались в Североморск. Передали начмеда на берег, взяли другого врача и вновь - в море.
13 августа 1995 года "Даниил Московский" всплыл в полынье в приполюсном районе. Выбравшись на перекур в ограждение рубки, подводники увидели у ближайших торосов двух огромных белых медведей, внимательно наблюдавших за диковинной черной "рыбиной".
- Ничего себе туши! - удивлялись североморцы. - Килограммов эдак на пятьсот-шестьсот потянут.
Взрыв хохота раскатился в царившем над торосами безмолвии. Медведи решили, видимо, от греха подальше убраться.
- Эх, потопал "шашлык", - сокрушенно вздохнул кто-то...
И вновь погружение, затем всплытие, погружение, всплытие - по два, три, пять часов длительностью. И вперед - под многометровым льдом к намеченной цели.
А вскоре о боевом походе "Даниила Московского" (случай беспрецедентный!) узнали вся страна, весь мир. Когда в назначенное время лодка всплыла в Карском море, над рубкой атомохода завис вертолет, на борту которого находились съемочная группа ОРТ и заместитель командира дивизии АПЛ по воспитательной работе капитан 1-го ранга Иван Нидзиев. В тот же вечер телевидение передало россиянам ошеломляющую весть: трансарктический эксперимент по доставке грузов в подводном положении к берегам Крайнего Севера увенчался успехом. И выполнил поставленную задачу экипаж атомной подводной лодки "Даниил Московский" под командованием капитана 1-го ранга Петра Литвина.
Прибытие в ямальский порт Харасавэй атомохода Северного флота местные жители встретили, понятное дело, с особым восторгом. Кстати сказать, последними подлодками, которые видели в своей жизни харасавэйцы-старожилы, были... немецкие. В годы Великой Отечественной войны.
За время, что "Даниил Московский" стоял на рейде Харасавэя, на его борту побывало множество гостей. Посетили атомоход вице-президент газодобывающей компании Никита Дворец, конструктор и руководитель проекта от ЦКБМТ "Рубин" Михаил Дегтярев - родственник известного оружейника, сочинивший, кстати, в Харасавэе песню "Ямальская подводная": "То, что не под силу транспортным судам, сделают подводники, доложу я вам!". А летчик-космонавт Герой Советского Союза генерал-майор авиации Андриан Николаев и представитель Центра подготовки космонавтов Михаил Бурдаев, совершая экскурсию по АПЛ, сравнивали подводников с космонавтами, а океан - с безграничным космосом...
Быстро пролетели дни пребывания АПЛ "Даниил Московский" у берегов Ямала. Настал час, и атомоход вновь погрузился в глубины Северного Ледовитого океана и ушел на поисковую операцию. Боевая служба продолжалась...
В целом подводники выполнили на Северном полюсе одиннадцать всплытий и погружений в полыньях и разводьях. Накопили опыт подледного плавания в малоизученных в гидрографическом отношении и айсбергоопасных районах, а также в условиях мелководья южной части Карского моря. Капитан 1-го ранга Петр Литвин лично разработал и опробовал практические рекомендации для командиров других АПЛ при плавании и ведении боевых действий в арктических широтах. Но кроме этого североморцы доказали: освоить подводный трансарктический транспортный путь вполне реально. Вот так с их легкой руки "безнадежное дело" превратилось в "автономку XXI-го века". К сожалению, на сегодняшний день пока единственную.
Сергей Васильев.

Григорий

От serg
К Григорий (17.05.2006 10:28:42)
Дата 17.05.2006 11:19:49

В рубрику "Байки" отнесено правильно. :-) (-)


От zas
К serg (17.05.2006 11:19:49)
Дата 17.05.2006 11:20:55

Так, как я понял, было две ходки? (-)


От serg
К zas (17.05.2006 11:20:55)
Дата 17.05.2006 11:23:57

Кстати... (+)

Доброго времени суток!

...Вы Мальцева в "На страже Захолустья" не застали случайно?

С уважением, serg

От zas
К serg (17.05.2006 11:23:57)
Дата 17.05.2006 11:29:01

При мне пришел начальником типографии (+)

Привет!
>...Вы Мальцева в "На страже Захолустья" не застали случайно?
удивил тем, что с первых дней ввел систему паролей на входе.
С уважением...

От serg
К zas (17.05.2006 11:29:01)
Дата 17.05.2006 11:37:36

Re: При мне...

Доброго времени суток!

>систему паролей на входе.

Как это?

С уважением, serg

От zas
К serg (17.05.2006 11:37:36)
Дата 17.05.2006 12:07:03

Re: При мне...

Привет!
>Доброго времени суток!

>>систему паролей на входе.
>
>Как это?
Ну так. Мальцев, как начальник, типографии отвечал за здание редакции и пропускной режим. В первые же дни его возмутил факт бесконтрольного шатания некоторых сотрудников редакции на вверенном ему объекте в выходные и праздничные дни (я например любил поработать по воскресеньям ). Раньше вохрушки не ресепшене пропускали без вопросов методом опознавания морды лица сотрудника.
Мальцев решил что так негоже и ввел систему паролей. Теперь чтобы например в субботу пройти в редакцию надо было знать пароль. Пароль держался в строгой тайне менялся каждую неделю (Мальцев его придумывал в пятницу утром и передавал редактору). Чтобы узнать пароль надо было писать рапорт с обоснованием необходимости твоего нахождения в редакции в нерабочее время. Без пароля ВОХР не пускал ни при каких обстоятельствах. Ну еще помнится он выступил инициатором ночных учений "Ракетный удар по редакции", правда, я не участвовал так как был в отпуске.

С уважением...

От serg
К zas (17.05.2006 12:07:03)
Дата 17.05.2006 12:54:52

:-))) (-)


От Stipa
К zas (17.05.2006 12:07:03)
Дата 17.05.2006 12:13:19

Re: При мне...

> Ну еще помнится он выступил инициатором ночных учений "Ракетный удар по редакции", правда, я не участвовал так как был в отпуске.

Доброго!
Хорошо, что об этом не узнал супостат, а то бы заинтересовался таким важным обьктом - мало ли что Советы скрывают под видом редакции.
У меня был командиром крендель, так тот во время тревог заставлял всех одевать белые халаты. Танкисты в белых халатах - это тоже тема. :)

От zas
К Stipa (17.05.2006 12:13:19)
Дата 17.05.2006 12:22:41

Re: При мне...

Привет!

>Хорошо, что об этом не узнал супостат, а то бы заинтересовался таким важным обьктом - мало ли что Советы скрывают под видом редакции.

Во-во. Если бы еще штаты узнал...Три капраза, 5-ть капдва, штук 10ть майоров.

С уважением...

От КЭВГ
К zas (17.05.2006 12:22:41)
Дата 17.05.2006 14:15:29

Re: При мне...

>Привет!

> Во-во. Если бы еще штаты узнал...Три капраза, 5-ть капдва, штук 10ть майоров.
Три капраза - кем они служили? Недавно прочитал статью о бывшем гл.редакторе RedStar - генерал-лейтенанте. Он в газете это звание получил?
У нас во флотилийской газете, помнится, капитан-лейтенант заправлял...
>С уважением...

От zas
К КЭВГ (17.05.2006 14:15:29)
Дата 17.05.2006 14:33:44

Re: При мне...

Привет!
>>Привет!
>
>> Во-во. Если бы еще штаты узнал...Три капраза, 5-ть капдва, штук 10ть майоров.
>Три капраза - кем они служили? Недавно прочитал статью о бывшем гл.редакторе RedStar - генерал-лейтенанте. Он в газете это звание получил?
редактор, зам и ответственный секретарь (но года с 2000го одного оставили). В КЗ два генерала в советские времена было. Ген лейтенант и ген майор
>У нас во флотилийской газете, помнится, капитан-лейтенант заправлял...
По штатам это была "базовая газета" приравненная к армейским дивизионкам.
>>С уважением...
С уважением...

От serg
К zas (17.05.2006 11:20:55)
Дата 17.05.2006 11:22:07

Куда? (-)


От zas
К serg (17.05.2006 11:22:07)
Дата 17.05.2006 11:25:45

На харасавэй (+)

Штой -то я запутался. Или вы на данииле служили?

От serg
К zas (17.05.2006 11:25:45)
Дата 17.05.2006 11:35:37

Re: На харасавэй

Доброго времени суток!

>Штой -то я запутался. Или вы на данииле служили?

Я служил тогда на втором экипаже РТМов 7-й дивизии. Данил там не было, если память не врёт. :-)

На Ямал всё, что хотели, перевезли за один раз, никаких вторых ходок не было к счастью. С чего Вы взяли?

С уважением, serg

От zas
К serg (17.05.2006 11:35:37)
Дата 17.05.2006 12:10:28

Так на какой лодке и с кем вы туда ходили? :))(+)

Вы участвовали в событиях, описанных в корневом посте?
С уважением...

От mk
К zas (17.05.2006 12:10:28)
Дата 17.05.2006 13:26:52

Вадим! Что советовал

Мюллер бросить и что начать пить своему старому боевому товарищу?

Особенно данный пост Уважаемого Serg'а (да и вся Ваша дальнейшая полемика) хорошо читается после корневого:
"В общем, в экспериментальную автономку подводники уходили в приподнятом настроении".

Эх, жаль, смайлики Уважаемый Kregl подвергает жестокой обструкции ...

http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/2/archive/38/38044.htm


--
С уважением, Михаил


От zas
К mk (17.05.2006 13:26:52)
Дата 17.05.2006 13:36:37

Мда..Годы берут своё...:(( (-)


От serg
К zas (17.05.2006 12:10:28)
Дата 17.05.2006 12:54:21

На двухвесельной с Дедом Мазаем.

Доброго времени суток!

>Вы участвовали в событиях, описанных в корневом посте?

Да.

С уважением, serg

От zas
К serg (17.05.2006 12:54:21)
Дата 17.05.2006 13:00:42

Меня тогда глюкануло (+)

Привет!
Казалось, что вы на 945 от и до служили.
С уважением...

От info
К serg (17.05.2006 11:35:37)
Дата 17.05.2006 11:52:05

На харасавэй

Здр!

А сколько в общей сложности груза было доставлено ? Сколько тонн

Ув
С Б

От serg
К info (17.05.2006 11:52:05)
Дата 17.05.2006 12:51:55

Re: На харасавэй

Доброго времени суток!

То ли три, то ли пять, не помню уже точно. Но не больше.

С уважением, serg

От info
К serg (17.05.2006 12:51:55)
Дата 17.05.2006 13:01:21

На харасавэй

3 тн груза... ужас!
Причем суда типа Пионер Москвы сециально работали на Харасавэй, выгружались на припай и за раз доставляли 4-5 тыс тн груза.
Я понимаю прогнать ПЛ с полным грузом от Мурманска до Владика или Чукотки - можно понять (имею ввиду проект переоборудования Акул)
Но без риска, выгрузить на рейде или в случае подводного танкера, соединиться в море с буем и выкачать все на берег.
А здесь.... слов нет

Ув

С б

От zas
К info (17.05.2006 13:01:21)
Дата 17.05.2006 13:15:31

Re: На харасавэй

Привет!
>3 тн груза... ужас!
Может там не мука, а кокаин был.

С уважением...

От info
К zas (17.05.2006 13:15:31)
Дата 17.05.2006 13:23:34

На харасавэй

Местному населению кокаин - выброшенные деньги !
Они от вида пивной бутылки уже падают пьяными...

Ув
С Б

От Esq
К zas (17.05.2006 13:15:31)
Дата 17.05.2006 13:22:08

Rе: На харасавэй

>>3 тн груза... ужас!
> Может там не мука, а кокаин был.

Кокаин быстро портится при низкой температуре.
Кололись, знаем.

От info
К Esq (17.05.2006 13:22:08)
Дата 17.05.2006 13:24:18

На харасавэй

Можно по подробней.... (о какоине)

Ув
С б

От Uzel
К info (17.05.2006 13:24:18)
Дата 17.05.2006 15:10:34

Re: На харасавэй

>Можно по подробней.... (о какоине)

кАкоин,в основном,нюхают...
>Ув
>С б

От info
К Uzel (17.05.2006 15:10:34)
Дата 17.05.2006 15:33:40

Re: На харасавэй

Ну тем людям и нюхать ничего не нужно, они пребывают постоянно в состоянии близкому как полной эйфории...

Ув

СБ

От info
К Григорий (17.05.2006 10:28:42)
Дата 17.05.2006 10:41:30

Безнадежное дело

Можно даже сказать - Безнадежно глупое дело!
На форуме была полемика по этому вопросу.
Риск совершенно не оправдан. Ради чего рисковать дорогой техникой и людьми. Прекрасно все можно доставить надводным флотом,что делается уже много лет. Ну самое срочное и необходимое - транспортная авиация....

Ув

С б

От Esq
К Григорий (17.05.2006 10:28:42)
Дата 17.05.2006 10:41:18

Rе: Безнадежное дело

>За время, что "Даниил Московский" стоял на рейде Харасавэя, на его борту побывало множество гостей. Посетили атомоход вице-президент газодобывающей компании Никита Дворец, конструктор и руководитель проекта от ЦКБМТ "Рубин" Михаил Дегтярев - родственник известного оружейника, сочинивший, кстати, в Харасавэе песню "Ямальская подводная": "То, что не под силу транспортным судам, сделают подводники, доложу я вам!". А летчик-космонавт Герой Советского Союза генерал-майор авиации Андриан Николаев и представитель Центра подготовки космонавтов Михаил Бурдаев, совершая экскурсию по АПЛ, сравнивали подводников с космонавтами, а океан - с безграничным космосом...

А что делали в Харасавэе все эти люди?

От zas
К Esq (17.05.2006 10:41:18)
Дата 17.05.2006 11:18:56

Re: Rе: Безнадежное...


>А что делали в Харасавэе все эти люди?
Видимо, прорабатывали вопрос доставки на Ямал муки и сахара из космоса.
С уважением...

От info
К Esq (17.05.2006 10:41:18)
Дата 17.05.2006 10:42:27

Re: Rе: Безнадежное...

Принимали сахар!