От kregl
К Mopnex
Дата 27.04.2006 18:22:21
Рубрики Современность;

CСН у Шквала с колом(+).

Здр!
>
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2006.131.articles.history_02
---------------------------
ДОЛГОЕ РОЖДЕНИЕ "ШКВАЛА"

СКОРОСТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТЫ СОЗДАВАЛИСЬ ПОЧТИ 20 ЛЕТ



В начале апреля информационные агентства наперебой сообщали, что во время учений иранских ВМС была испытана скоростная торпеда, способная двигаться под водой со скоростью до 100 м/с. Основные цели этих торпед, как заявляли иранские военные, - "большие подводные лодки" противника. Есть предположение, что иранская торпеда создана с использованием технологий советской подводной ракеты "Шквал".
Если раньше "Шквалы" считались исключительно нашим национальным оружием, то сейчас работы в этом направлении идут и в других странах. Поэтому очень важно знать, как создавался "Шквал":

В начале 1950-х гг. в НИИ ВМФ родилась идея создания скоростного подводного снаряда, в основу которого должно быть положено движение в режиме развитой кавитации. Вскоре к реализации этого предложения подключилась гидродинамическая лаборатория ЦАГИ. Институтами ВМФ и промышленности были проведены научные исследования по темам "Белка" и "Колонок". При их выполнении проводились пуски специальных снарядов на полигоне на Ладожском озере: в 1956 г. - на канатной дороге, а в 1957 г. - в свободном движении. В ходе этих экспериментов устойчивое движение наблюдалось на дистанции 500-600 м.

РЕАКТИВНАЯ КАВИТИРУЮЩАЯ...

И вскоре была задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45, которой предполагалось оснастить торпедные катера. Дальнейшее продолжение тема РКТ-45 нашла в работах НИИ-1 Минсельхозмаша (сегодня МИТ) в отделе Н.П. Мазурова. Был создан подводный снаряд с РДТТ и с диском-кавитатором в головной части. В дальнейшем к работам были привлечены СНИЛ-1 ЦНИИ-45 им. академика А.Н. Крылова и ОКБ-182 в г. Каспийске. В результате был создан действующий макет торпеды с гидромотором на твердом топливе. Испытания проводились на канатной дороге на озере Иссык-Куль.

Практически параллельно в НИИ-1 проводились научные исследования по совмещению работы реактивного двигателя с акустической головкой самонаведения (она создавалась под руководством А.В. Минаева). Для испытаний были изготовлены реактивные двигатели на базе узлов и агрегатов реактивной авиационной торпеды РАТ-52, находившейся на вооружении торпедоносцев ВМФ. Испытания "изделия" проводились в Феодосии. Они показали, что уровень шума двигателя не превышает 0,1-0,2 бара.

Схема боевого применения "Шквала".
Рисунок из книги "Подводные силы России. 1906-2006"

Попытки создать гидромоторный двигатель предпринимались и в НИИ-24, однако вскоре было принято решение перейти на гидрореактивный двигатель на гидрореагирующем топливе. Со второй половины 1950-х гг. в НИИ-24 проводились исследования по созданию активно-реактивных снарядов с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. В этих снарядах использовалось твердое высокометаллизированное топливо СН-1 на основе магния, в качестве окислителя применяли кислород. Затем проверялось использование в качестве окислителя морской воды. НИИ прикладной химии (НИИПХ) для исследований отработал технологию и создал твердотопливные заряды на гидрореагирующем топливе. Было изготовлено несколько вариантов шашек с наружным диаметром в 40, 140 и 196 мм.

Все это и создало предпосылки к началу опытно-конструкторских работ, которые в конечном итоге и привели к созданию скоростной подводной противолодочной ракеты для подводных лодок "Шквал".

ОТ М-1 ДО М-5

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР головной организацией по скоростным противолодочным ракетам в 1960 г. было определено НИИ-24 (главный конструктор М.С. Меркулов), а тема получила название "Шквал". Сам НИИ-24 опыта подобных работ не имел, до этого он занимался разработкой артиллерийских боеприпасов. Из НИИ-1 были переданы результаты исследований и документация по экспериментальному подводному снаряду РКТ-45.

Первоначально в НИИ-24 и институтах ВМФ были выполнены исследования, показывающие, что для борьбы с АПЛ противника можно создать подводную сверхскоростную противолодочную ракету, скорость движения под водой у нее должна была быть в 4-5 раз выше, чем у обычной торпеды. По предложению М.С. Меркулова для ракеты создавался прямоточно-гидрореактивный двигатель с использованием твердого гидрореагирующего топлива, которое разрабатывалось в НИИПХ. Стендовые испытания двигателей проводились на о. Коневец. Вскоре была создана первая экспериментальная модификация подводной ракеты М-1, ее образцы изготовлялись на заводе в Алма-Ате. Доведение "Шквала" до нужных характеристик потребовало непрерывно совершенствовать конструкцию ракеты. В дальнейшем было создано еще несколько ее модификаций (М-3, М3-М, М-4, М4-В1, М4-1М, М-5 и др.). Тогда же для подводных ракет стали подбирать носители.

С 1961 г. комплекс "Шквал" прорабатывался для установки на малогабаритную АПЛ проекта 705 (проектант СКБ-143 - СПМБМ "Малахит") с корпусом из титанового сплава и реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Но разработка и строительство этого атомохода сильно затянулись, поэтому многие системы оружия были установлены на других типах подводных кораблей.

Работы по "Шквалу" шли своим чередом. При испытании ракеты М-3 в 1963 г. встал вопрос о необходимости создания двигателя, обеспечивающего жесткие требования при переходе от разгонного участка движения к маршевому без временного разрыва, что не обеспечивалось автономным разгонным двигателем. Появившийся вскоре комбинированный двигатель привел к изменению конструкции ракеты и, понятно, к задержке ее отработки.

По теме "Шквал" возникали не только технические проблемы - она стала полем "политических битв". Возникло противостояние некоторых министерств и предприятий, в основном вызванных неудачами при первых испытаниях. Так, Минсудпром и его НИИ предпринимали попытки закрыть тему, а вот ВМФ, Минмаш и ЦАГИ стояли за продолжение работ. В итоге вышло новое Постановление Совмина СССР №1111-463 от 13 октября 1963 г., которое корректировало сроки проведения работ и испытаний "Шквала". Кстати, эскизный проект ракеты был выполнен именно в 1963 г. Подводная реактивная торпеда должна была иметь дальность стрельбы 15-20 км при скорости хода в 200 узлов, в качестве системы управления предполагалось применить автономную систему, а для боевой части задавался тактический специальный заряд. Для целеуказания использовались данные штатной гидроакустической станции подводной лодки.

Согласно проекту того времени, "Шквал" стартовал из торпедного аппарата ПЛ с глубины 30 метров, после выхода из ТА он поднимался к поверхности воды по пологой траектории и совершал движение на малой глубине вблизи водной поверхности, а на заданной дальности ракета резко меняла траекторию движения и резко уходила на глубину, где осуществлялся подрыв боевой части.

Одновременно СКБ-143 было поручено обеспечить решение вопросов по внедрению "Шквала" на АПЛ проекта 705 и разработать проект 613-РВ (дооборудование ПЛ проекта 613) для проведения испытаний комплекса в корабельных условиях. Переоборудование лодки С-65 под комплекс "Шквал" поручалось главному конструктору Р.А. Шмакову (эскизный проект корабля был закончен в мае 1964 г.). Проектные проработки показали возможность осуществления пусков с ПЛ проекта 613-РВ как ракет комплекса "Вьюга" (наш аналог американской системы "Саброк"), так и ракет "Шквал" без существенных переделок самой лодки.

Переоборудование корабля началось в апреле 1965 г. Эта работа была завершена уже к июню силами Черноморского судостроительного завода и предприятия "Эра" в Севастополе (в ней также принимали участие специалисты завода "Красное Сормово", ЦКБ-18, НИИ-24 и СКБ-143). После этого с ПЛ проводились испытания РК "Вьюга". В декабре 1965 г. дополнительное переоборудование ПЛ проекта 613-РВ было продолжено на Морском заводе с участием специалистов СКБ-143 и НИИПХ (главный конструктор Е.Д. Раков).

А еще в 1964 г. начались опытные пуски на озере Иссык-Куль с самоходного испытательного стенда с глубин до 30 метров. На модификации опытной ракеты "Шквал" в 1965 г. впервые получено устойчивое движение в кавитационном режиме. А в конце 1965 г. на полигоне в Феодосии завершилось строительство технической позиции для подготовки ракет, была определена трасса стрельбы. Испытания должны были подтвердить заложенные в проекте тактико-технические характеристики ракеты (скорость, дальность, точность и глубину хода по заданному направлению).

В 1969 г. грянула новая реорганизация. На базе подразделений НИИ-24 и ГСКБ-47 создается НИИ прикладной гидромеханики (НИИПГМ), который стал (и является до сих пор) головным разработчиком отечественных подводных ракет. Выходит новое постановление Совмина. Заново перерабатывается техническая документация по "Шквалу". В дальнейшем (до 1972 г.) проводились испытания модификации ракеты М-4, председателем межведомственной комиссии был Ю.В. Панкратов. На первом этапе испытаний выявили ряд неполадок в ракете, затем уже проводились пуски доработанной ракеты с самоходного стенда и с ПЛ проекта 613-РВ.

После доработки ракета получила индекс М-5. С 27 января 1972 г. по 28 мая 1976 г. проведено 43 пуска ракеты с испытательного стенда на озере Иссык-Куль в рамках государственных испытаний. С июня по декабрь 1976 г. госиспытания проводились с лодки проекта 613-РВ (семь пусков М-5). Успешное их завершение дало основание для межведомственной комиссии считать программу испытаний полностью выполненной и рекомендовать комплекс "Шквал" к принятию на вооружение. Дальнейшие испытания проводились на Северном флоте с АПЛ проекта 671-РТ (заводской №625). Всего в процессе создания и испытаний "Шквала" было проведено свыше 300 пусков (выполнено 95% на озере Иссык-Куль с плавучих испытательных стендов и 5% - с подводных лодок на Черноморском и Северном флотах). Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 29 ноября 1977 г. ракета была принята на вооружение ВМФ под обозначением ВА-111 (длина - 8,2 м, вес - 2,7 т), а в 1978 г. началось ее серийное производство. Этим оружием стали оснащаться практически все отечественные подводные атомоходы второго и третьего поколений.

Ракета "Шквал" состоит из следующих основных частей: боевой; бортовой системы управления и блоков питания; турбоводометного маршевого двигателя на твердом гидрореагирующем топливе с большой тягой; твердотопливного стартового двигателя на твердом гидрореагирующем топливе; отклоняемых поверхностей управления с приводами.

Основным исполнителем по теме "Шквал", как уже говорилoсь, был НИИПГМ. Также большой вклад в создание ракеты внесли гидродинамическая лаборатория ЦАГИ (научный руководитель Г.В. Логвинович), КБ Киевского завода №308 им. Петровского (главный конструктор системы управления И.М. Сафонов), НИИ прикладной химии, Пермское НПО им. Кирова, завод им. Кирова в Алма-Ате, НИИ "Геодезия", завод им. 50-летия Октября (производство бортовой автоматики), Казанское бюро штепсельных разъемов, Институт автоматики и телемеханики, НИИ гидродинамики Сибирского отделения АН, СКБ-143 - СПМБМ "Малахит", ЦКБ-18 - ЛПМБ "Рубин", СКБ-203 - Государственное КБ компрессорного машиностроения (комплекс наземного оборудования), киевское КБ "Луч" (станция контроля), МВТУ, МАИ и другие.

У КОГО ЕСТЬ ТАКИЕ РАКЕТЫ

За рубежом проблемой создания подводных ракет занимаются давно, но там до сих пор нет образца, принятого на вооружение. С 1988 г. в Германии была начата программа Barracuda ("Барракуда"). Целью программы является всестороннее исследование возможностей создания подводного ракетного оружия, использующего эффект искусственной кавитации. В результате проведенных исследований сформирован облик подводных ракет для активных систем противоторпедной обороны подводных лодок и надводных кораблей. Испытания подводной ракеты проводятся на подводном полигоне в Meldorf и на полигоне Bundeswehr Technical Center 52 в Oberjettenberg (он предназначен для испытаний взрывчатых веществ и отработки специальных технологий).

В США Центр подводной войны NUWC (Naval Undersea Warfare Center) уже более 10 лет по программе SUPERCAV проводит исследования для обеспечения создания высокоскоростной (более 200 узлов) суперкавитирующей подводной ракеты. Основной задачей для нее может стать защита кораблей от атак скоростных торпед. Работы по противоторпеде ATT (Anti-Torpedo Torpedo) уже ведутся, результаты работ могут быть применены в перспективной легкой торпеде. В состав противоторпеды ATT, как предполагается, войдут система самонаведения с антенной на кавитаторе, газодинамические (в сопле двигателя) и гидродинамические откидывающиеся (в средней части) рули, твердотопливный ракетный двигатель, баллон и запасы газа для поддува каверны, конический кавитатор.

В СССР совершенствование ракеты "Шквал" было продолжено в 1980-х гг., тогда появились "Шквал-15" и "Шквал-15Б". По понятным причинам (развал СССР) разработка новых модификаций системы сильно затянулась. В 1992 г. правительство РФ приняло решение разрешить продажу ракет "Шквал" на экспорт, это, как считалось, могло помочь продолжению и завершению работ по новым вариантам этого комплекса.

Подводная ракета "Шквал" впервые была представлена на международной выставке вооружений в Абу-Даби в 1995 г., тогда ГНПП "Регион" (главный конструктор Г.В. Уваров) предложил на экспорт подводную ракету "Шквал-Э" (длина - 8,2 м, калибр - 534,4 мм, вес - 2700 кг) для поражения надводных кораблей. Эффективная дальность стрельбы - до 10 км, скорость хода "Шквал-Э" - до 200 узлов (90-100 м/с). Ракету предлагается применять с подводных лодок, надводных кораблей и береговых установок. Согласно рекламным предложениям, "Шквал-Э" не имеет аналогов, он обладает высоким поражающим действием, сочетающим нанесение ущерба как от взрыва ВВ, так и от кинетического воздействия на цель. "Шквал-Э" имеет основные части и конструкцию, аналогичные "штатному" "Шквалу". В зависимости от условий применения и технических требований, по желанию заказчика, могут быть изменены калибр, длина и масса ракеты.

Есть интерес к отечественным подводным ракетам и в других странах. В СМИ сообщалось, что более двух лет канадская разведка вела переговоры с Киргизией о продаже ей ракет "Шквал", сумма контракта оценивалась в 6-10 млн. долларов, предполагалось закупить пять ракет и документацию к ним. Сделка сорвалась по невыясненным причинам еще в 2000 г. Известно также, что с конца 1990-х гг. Китай вел переговоры с Казахстаном о закупке подводных ракет "Шквал". Сегодня есть информация, что Казахстан продал КНР до 40 таких ракет. Поэтому получается, что в настоящее время подводные ракеты "Шквал" имеются у России, Украины, Казахстана и, вероятно, Китая.

Недавние испытания иранской скоростной торпеды подтверждают, что у морских держав остается определенный интерес к подводным ракетам и с годами он не утихает. В то же время Россия обладает в этом направлении значительными успехами и достижениями. Понятно, почему иностранные разведки пытаются получить необходимую информации о наших подводных ракетах, технологии их проектирования и производства. Как известно, в Москве за это в 2000 г. даже был осужден американский гражданин Э. Поуп.

А откуда у Ирана появилась подводная ракета, похожая на "Шквал"? Это большой и интересный вопрос.


Александр КАРПЕНКО
Санкт-Петербург
--------------------------------

С уважением, kregl

От Mopnex
К kregl (27.04.2006 18:22:21)
Дата 27.04.2006 18:44:01

Re: CСН у...

Словил