От sakhno
К All
Дата 16.01.2006 15:43:21
Рубрики 17-19 век; WWI; WWII; Курск;

катастрофы подлодок

В Питере сейчас полным ходом работа над основательным многосирийным док проектом, посвященном 100-летию подводного флота России. Помогите! Я работаю над серией посвященной, грубо говоря, катастрофам ПЛ - на самом деле там все глубже :э) Задачи рассказать о каждой катастрофе в отдельности передо мной не стоит. Но тем неменее общая статистика (из источников которым можно доверять) просто необходима. Есть ли у кого-то данные по статистике катастроф ПЛ во всем мире и у нас в частности. Сколько подводников погибло и переоблучилось. Сколько наших ПЛ погибло в ходе военных конфликтов и в мирное время.

И еще! Кто-то, где ни будь видел что из себя представляют подводные лодки Анулея вооруженные шестовыми минами (Это было во время гражданской войны в США!!!)

С уважением, Руслан.

От Илья
К sakhno (16.01.2006 15:43:21)
Дата 18.01.2006 00:49:33

Re: катастрофы подлодок

>В Питере сейчас полным ходом работа над основательным многосирийным док проектом, посвященном 100-летию подводного флота России.
А что за проект, если не секрет?

От Leo
К sakhno (16.01.2006 15:43:21)
Дата 17.01.2006 10:40:55

Re: катастрофы подлодок

Уважаемый Руслан,

зная традиционную невнимательность журналистов к деталям, большая просьба - привлечь нормального консультанта, дабы не вызывать у участников форума справедливого возмущения различными ляпами и вопиющей некомпетентности авторов и аналитиков.

Прошу понять правильно - сия претензия не к Вам лично, а просто достало смотреть неграмотные комментарии по ТВ.

С уважением, Leo

От M.Lukin
К sakhno (16.01.2006 15:43:21)
Дата 16.01.2006 18:06:24

Тема была закрыта (+)

Мною в августе 2005 года. :-)) Найдите еженедельник "Коммерсантъ-Власть" №31(634) от 08.08.2005 г. Справочник "Катастрофы под водой". В сети где-то болтается.
Если очень надо -- могу дать экземплярчик.

С уважением, МЛ

От info
К M.Lukin (16.01.2006 18:06:24)
Дата 16.01.2006 18:09:01

Re: Тема была...

А что за справочник ?

От M.Lukin
К info (16.01.2006 18:09:01)
Дата 16.01.2006 23:30:48

Re: Тема была...

>А что за справочник ?

Содержание ясно из названия. 69 российских катастроф и 210 западных. Констуктивная критика высказывалась на форуме, есть в архивах. Могу выложить итоговую, сводную часть.

Самые аварийные отечественные проекты
Всего с 1904 года отечественные судостроительные заводы передали флотам Российской империи, СССР и Российской Федерации 1065 подводных лодок 71 проекта. На этих кораблях произошло 69 аварий с гибелью личного состава, вошедших в настоящий справочник. Погибли 1316 человек, 24 лодки были безвозвратно потеряны для боевого состава. Одна лодка -- К-159 -- затонула при буксировке на утилизацию. Аварии, в которых погибли люди, произошли на лодках 40 отечественных проектов и одного иностранного. Наиболее аварийными следует признать проекты 627/627А "Кит" и 675, на которых произошло по пять аварий. По четыре аварии произошло на лодках X серии Щ ("Щука") и проектов А615 и 641. По три на лодках типа "Сом" и проекта 658. Стоит отметить, что массовость проекта не означает его повышенную аварийность. Так, например, известно лишь об одной катастрофе на самых массовых советских лодках проекта 613 (с модификациями), которых было построено 215 единиц.

Причины аварий
В отечественном подводном флоте наиболее частой причиной аварий с гибелью личного состава следует признать пожар на борту. Из представленных в справочнике 69 катастроф в 16 (около 23,2%) случаях причиной аварии было возгорание. Сопоставимой с пожаром причиной является взрыв на борту -- 14 случаев (20,3%). Прочие технические неисправности приводили к гибели людей 12 раз (17,4%). По 11 раз (15,9%) причинами катастроф становились столкновения или поступления воды в прочный корпус. В двух случаях (2,9%) причиной гибели людей стали аварии реактора. Причины трех аварий (4,3%) отечественных субмарин не установлены.
Среди причин катастроф на подлодках всего мира, включая Россию, на первое место выходят столкновения -- 88 случаев (31,5%). Второй причиной являются взрывы на борту -- 57 случаев (20,4%). В общемировой практике неизвестна причина 15,8% катастроф (44 случая) -- это существенное отличие от российской статистики. Поступление воды в прочный корпус явилось причиной гибели подводников в 32 представленных в справочнике случаев (11,5%), различные технические неисправности -- 22 (7,9%), пожары -- 21 (7,5%), навигационные аварии -- 6 (2,2%), ошибки экипажа -- 4 (1,4%), в двух случаях моряки погибли из-за плохих погодных условий (0,7%). Радиационные аварии на подлодках в мире не так часты, как на отечественном флоте. Если в России и СССР из 69 аварий две были связаны с радиационным заражением, то среди 210 иностранных была только одна такая авария. Всего же за время существования атомного подводного флота аварии реакторных установок приводили к гибели личного состава только трижды, что составляет чуть более 1% от всего числа катастроф.

Самые крупные катастрофы подводных лодок


Дата Принадлежность лодки Название лодки Число погибших
1 18 февраля 1942 года Франция Surcouf 159
2 10 апреля 1963 года США SSN-593 Thresher 129
3 11 января 1962 года СССР Б-37 и С-350 122
4 12 августа 2000 года Россия К-141 "Курск" 118
5 31 января 1918 года Великобритания K4, К17, К14, К22, К6 115
6 3 октября 1943 года США SS-197 Seawolf 110
7-8 1 июня 1939 года Великобритания Thetis 99
7-8 22 мая 1968 года США SSN-589 Scorpion 99
9 8 марта 1968 года СССР К-129 98
10 13 июня 1944 года Япония I-33 91

Государства, потерявшие наибольшее число подводников


Страна Число катастроф Число погибших
1 СССР и Россия 69 1316
2 Германия 68 1308
3 США 44 1131
4 Великобритания 36 958
5 Франция 24 676
6 Япония 13 618
7 Италия 6 192
8 Турция 2 113
9 Китай 3 не менее 87
10 Пакистан 1 82

Крупнейшие катастрофы подводных лодок СССР и России


Дата Название лодки Число погибших Номер в справочнике
1 11 января 1962 года Б-37 и С-350 122 37
2 12 августа 2000 года К-141 "Курск" 118 67
3 8 марта 1968 года К-129 98 41
4 27 января 1961 года С-80 68 35
5 25 июля 1935 года Б-3 55 15
6 13 ноября 1940 года Д-1 "Декабрист" 55 18
7 15-16 декабря 1952 года С-117 52 30
8 11 апреля 1970 года К-8 52 43
9 22 мая 1931 года #9 "Рабочий" 46 11
10 7 апреля 1989 года К-278 "Комсомолец" 42 63

Крупнейшие катастрофы иностранных подводных лодок


Дата Название лодки Принадлежность лодки Число погибших Номер в справочнике
1 18 февраля 1942 года Surcouf Франция 159 117
2 10 апреля 1963 года SSN-593 Thresher США 129 183
3 31 января 1918 года K4, К6, К14, К17, К22 Великобритания 115 59
4 3 октября 1943 года SS-197 Seawolf США 110 142
5-6 1 июня 1939 года Thetis Великобритания 99 97
5-6 22 мая 1968 года SSN-589 Scorpion США 99 188
7 13 июня 1944 года I-33 Япония 91 153
8 21 августа 1923 года #70 Япония 88 75
9 29 августа 1940 года I-67 Япония 87 103
10 4 мая 1943 года U-439 и U-659 Германия 84 131


С уважением, МЛ

От K-444
К M.Lukin (16.01.2006 23:30:48)
Дата 17.01.2006 17:37:29

Re: Тема была...


>Крупнейшие катастрофы подводных лодок СССР и России


> Дата Название лодки Число погибших Номер в справочнике
>1 11 января 1962 года Б-37 и С-350 122 37
>2 12 августа 2000 года К-141 "Курск" 118 67
>3 8 марта 1968 года К-129 98 41
>4 27 января 1961 года С-80 68 35
>5 25 июля 1935 года Б-3 55 15
>6 13 ноября 1940 года Д-1 "Декабрист" 55 18
>7 15-16 декабря 1952 года С-117 52 30
>8 11 апреля 1970 года К-8 52 43
>9 22 мая 1931 года #9 "Рабочий" 46 11
>10 7 апреля 1989 года К-278 "Комсомолец" 42 63

А 1986 - К-219?

От M.Lukin
К K-444 (17.01.2006 17:37:29)
Дата 17.01.2006 19:11:21

Конечно же, вошла в справочник

>А 1986 - К-219?

В "топ-10" не вошла, естественно, поскольку там критерием было число погибших. На К-219, по моим данным, погибли четверо -- трое отравились плюс Сергей Преминин в реакторном отсеке.

С уважением, МЛ

От K-444
К M.Lukin (17.01.2006 19:11:21)
Дата 18.01.2006 17:43:48

Re: Конечно же,...

>>А 1986 - К-219?
>
>В "топ-10" не вошла, естественно, поскольку там критерием было число погибших. На К-219, по моим данным, погибли четверо -- трое отравились плюс Сергей Преминин в реакторном отсеке.

>С уважением, МЛ
Этого мало?

От M.Lukin
К K-444 (18.01.2006 17:43:48)
Дата 18.01.2006 18:13:07

Re: Конечно же,...

>Этого мало?

В смысле -- мало? Я не понимаю, что такое "мало" жертв или "много". Чесслово. То есть могу: 1 жертва -- это много. По моим представлениям.
Если Вы спрашиваете, почему катастрофа на лодке К-219 не вошла в список "10 крупнейших катастроф ПЛ СССР\России", то я уже говорил, что список ранжировался по числу жертв. В справочник К-219, естественно, вошла. Могу разместить кусок про эту аварию.

С уважением, МЛ

От K-444
К M.Lukin (18.01.2006 18:13:07)
Дата 19.01.2006 02:12:16

Re: Конечно же,...

>>Этого мало?
>
>В смысле -- мало? Я не понимаю, что такое "мало" жертв или "много". Чесслово. То есть могу: 1 жертва -- это много. По моим представлениям.
>Если Вы спрашиваете, почему катастрофа на лодке К-219 не вошла в список "10 крупнейших катастроф ПЛ СССР\России", то я уже говорил, что список ранжировался по числу жертв. В справочник К-219, естественно, вошла. Могу разместить кусок про эту аварию.

>С уважением, МЛ
Да я знаю, служил во втором экипаже, когда произошла авария и ребята с Британовского у нас дослуживали.
А вообще интересно, что там написали. Разместите, если не затруднит.

От M.Lukin
К K-444 (19.01.2006 02:12:16)
Дата 19.01.2006 12:41:12

Ловите

59. К-219, 3 октября 1986 года, Атлантический океан, 600 миль северо-восточнее Бермудских островов.

ФОТО: WWW.SUBMARINA.RU

Лодка класса 667АУ "Налим" атомная, с баллистическими ракетами; разработчик -- ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир -- капитан второго ранга Игорь Британов.
Лодка находилась на боевой службе. В подводном положении при проведении маневра произошел взрыв в ракетной шахте #6. Причиной считается неисправность клапана и попытки командира БЧ-2 устранить поступление воды в шахту нештатными способами, что привело к утечке ракетного топлива. По другой версии, причиной взрыва могло стать столкновение с АПЛ ВМС США SSN-710 Augusta. Крышку шахты сорвало, в отсеке возник пожар. Лодка всплыла, огонь был потушен. Трое подводников погибли, отравившись парами топлива и продуктами горения. Кроме того, из-за короткого замыкания сработала аварийная защита реактора правого борта. Компенсирующие решетки не дошли до нижнего положения. Вручную их опустил матрос Сергей Преминин, однако из-за разницы давлений он не смог выйти из отсека и погиб. Потеряв плавучесть из-за поступления воды через разрушенную шахту, лодка через трое суток затонула на глубине 5500 м. Экипаж был эвакуирован на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан".
Всего погибли 4 человека, спаслись 115.
Причинами катастрофы названы "сокрытие аварийной ситуации, проведение нештатных операций с РК, слабое знание личным составом материальной части, неисполнительность и низкая подготовка по борьбе за живучесть корабля". Командир лодки капитан второго ранга Игорь Британов, командир электромеханической боевой части капитан второго ранга Игорь Красильников и замполит экипажа капитан третьего ранга Юрий Сергеенко уволены по статье "служебное несоответствие". Уголовное дело против командира ПЛ прекратили с учетом "полного раскаяния". Погибший матрос Преминин в 1997 году был удостоен звания Героя России. Лодка не была поднята.

С уважением, МЛ

От Илья
К M.Lukin (19.01.2006 12:41:12)
Дата 21.01.2006 22:13:26

че мычишь, поймал, чтоли? :)


> Лодка находилась на боевой службе. В подводном положении при проведении маневра произошел взрыв в ракетной шахте #6. Причиной считается неисправность клапана и попытки командира БЧ-2 устранить поступление воды в шахту нештатными способами, что привело к утечке ракетного топлива. По другой версии, причиной взрыва могло стать столкновение с АПЛ ВМС США SSN-710 Augusta.
Только не Агоста, это байки про белого бычка. Агоста была рядом, да, но не более.

>Потеряв плавучесть из-за поступления воды через разрушенную шахту, лодка через трое суток затонула на глубине 5500 м. Экипаж был эвакуирован на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан".
Вода не через шахту поступала, на фото видно, что верхний срез шахты значительно выше ДВЛ.
Клапан там один аварийная партия не закрыла. Это давно ясно.


От M.Lukin
К Илья (21.01.2006 22:13:26)
Дата 22.01.2006 23:54:58

Про Агоста написано же "версия". Насчет шахты не знаю, могло захлестывать (-)


От K-444
К M.Lukin (22.01.2006 23:54:58)
Дата 23.01.2006 17:30:34

Re: Про Агоста...

На сколько я знаю - сидел в центральном, на следственном эксперементе,в 1986м - версию столкновения даже не отрабатывали. Может потом привавили в дело. А на счет от чего затонула были СЛУХИ, что Британов сам затопил, предварительно отбуксировав где поглубже, чтоб супостаты не подняли. Это никто и никогда не узнает и не проверит.

От Илья
К M.Lukin (22.01.2006 23:54:58)
Дата 23.01.2006 02:41:27

поправте, что "версия" неверна (-)


От info
К M.Lukin (16.01.2006 23:30:48)
Дата 17.01.2006 10:22:03

Тема была...

Где можно приобрести ?

От KM
К M.Lukin (16.01.2006 23:30:48)
Дата 16.01.2006 23:52:25

Re: Тема была...

Добрый день!

> Так, например, известно лишь об одной катастрофе на самых массовых советских лодках проекта 613 (с модификациями), которых было построено 215 единиц.

Вроде бы две было - С-80 и С-178. Или как-то по другому считали?

С уважением, КМ

От 142
К KM (16.01.2006 23:52:25)
Дата 17.01.2006 09:40:31

Re: Тема была...

>Добрый день!

>> Так, например, известно лишь об одной катастрофе на самых массовых советских лодках проекта 613 (с модификациями), которых было построено 215 единиц.
>
>Вроде бы две было - С-80 и С-178. Или как-то по другому считали?

>С уважением, КМ

ЗДР.
Сережа С-80 вроде не 613 пр.,это как 665 пр. из 613.
С уваж. Виталик

От vladre
К 142 (17.01.2006 09:40:31)
Дата 17.01.2006 12:45:20

Re: Тема была...

Здравствуйте!
>>> Так, например, известно лишь об одной катастрофе на самых массовых советских лодках проекта 613 (с модификациями), >>
>>Вроде бы две было - С-80 и С-178. Или как-то по другому считали?

>Сережа С-80 вроде не 613 пр.,это как 665 пр. из 613.

644, но в тексте указано, что с модификациями. Тем более что первоначально все равно чистый 613 был.

С уважением Владимир

От Esq
К sakhno (16.01.2006 15:43:21)
Дата 16.01.2006 17:17:15

Rе: катастрофы подлодок (фото 150К)

>И еще! Кто-то, где ни будь видел что из себя представляют подводные лодки Анулея вооруженные шестовыми минами (Это было во время гражданской войны в США!!!)



Это?

От kregl
К Esq (16.01.2006 17:17:15)
Дата 16.01.2006 18:01:26

Re:

Здр!

>Это?
--------------
Нет.
Это - "Тортила" некоего Бушнела.
А шестовые мины были у "Дэвидов" в войне США против Англии, по-моему, т.е., не в гражданскую войну север-юг, а несколько ране-еее.
Или я вообще всё перепутал?

С уважением, kregl

От info
К sakhno (16.01.2006 15:43:21)
Дата 16.01.2006 16:38:29

катастрофы подлодок

Тайны подводных катастроф - автор контрадмирал Мормуль

От Канарис
К info (16.01.2006 16:38:29)
Дата 16.01.2006 19:02:12

Re: катастрофы подлодок

>Тайны подводных катастроф - автор контрадмирал Мормуль
Еще раз о томже. В 1979 году он уже был рядовым помоему. Если книга написана тогда то - рядовым Мормулем. А потом ему помнится все срок скидывали и в конце , сделав больным на голову выпустили на свободу.
Если книга написана в то время и все чины и регалии ему вернули, то правильнее было бы написать :"Книга написана больным на голову, звания уточнять не буду, если его вернули, Мормулем. Извините за жесткость но гремихская поговорка : "Человек - человеку Мормуль" както засела в памяти.
Могу понять реабилитированных жертв политических репрессий, но понять реабилитированных воров никак. Это что они награбленное вернули и все,чистенькие стали. Или сидеть за содеянное так они больные на голову, а книги писать годятся. А ведь литература техническая и мозги к ней нужны о-го-го какие. Читал про то что посадили, и про то что звания лишили и ордена Ленина полученного за экономию ЗИПа тоже лишили. Как отмазывался от срока сославшись невменяемым ,тоже слышал от сослуживцев.А вот что он уже опять адмирал и беленький и пушистый не читал. А интересно было бы.
С уваженикм (не к Мормулю) Василий.

От info
К Канарис (16.01.2006 19:02:12)
Дата 17.01.2006 10:36:00

катастрофы подлодок

Здравствуйте!

В своих книгах Мормуль описывает этот период как незаконно обвиненный, причем пишет,что прокурор,участвующий в расследовании и процессы позже застрелился (фамилию не помню,могу посмотреть) пишет,что из лагеря обращался к Горбачеву и предлагал помощь в ликвидации чернобольской аварии. Пишет,что прошел в тюрьме все и в том числе псих.больницы.
Но выстоял. Сейчас живет кажется в Питере. Участвует в общественных международных организациях. На всех фото в форме и наградами.
Инфо взято из его книг.
Спрашивал у североморцев за что сидел, сказали за воровство какого-то спирта. Какой срок дали - нигде не упоминает. Судя по датам лет 5 отсидел

Ув

С Б


От M.Lukin
К Канарис (16.01.2006 19:02:12)
Дата 16.01.2006 23:33:04

А что,Мормуль сидел за хищения? "А из зала все кричат - давай подробности!" ( -) (-)


От Канарис
К M.Lukin (16.01.2006 23:33:04)
Дата 17.01.2006 02:10:00

Re: А что,Мормуль...

В подробности вдаваться не буду. Прошло уже не мало лет с тех пор. Просто вспоминаю о том что читал в прессе, и слышал от товарищей, служивших в Штабе тыла, в Росте. Что посадили на 15 лет, читал, что разжаловали до рядового, читал, что что орден Ленина, полученный за экономию ЗИПа отобрали тоже читал. А о том что потом по пару лет скидывали периодически и в конце- концов сделали свихнувшимся и выпустили на волю, слышал от коллег, такая информация в прессе не проходила. Официальной информации о реабилитации и восстановлении в прежнем звании тоже не встречал.Может ктото и знает его историю лучше. Но пока он за последние годы раза три упоминался на форуме, и каждый раз я напоминал что это вор,
опровержений пока не слышал. А интересно было бы.
С уважением, Василий.
P.S. Воруют у Флота, значит воруют у нас, а я воров не люблю.


От M.Lukin
К Канарис (17.01.2006 02:10:00)
Дата 17.01.2006 17:00:01

Вот еще одна, более подробная версия событий

Независимая газета, Москва, 13 мая 1998
СЛОВО И ДЕЛО

...

Еще один эксперт "Беллуны", работавший с докладом, Николай Григорьевич Мормуль. Контр-адмирал. Человек, как свои пять пальцев, знавший первую нашу атомную подводную лодку, дослужившийся потом до начальника технического управления Северного флота. Всей морской братии известен как руководитель межведомственной комиссии, созданной в 70-х годах для определения технического состояния флота и изыскания путей оптимально дешевого ремонта.

Справка. В "народе", среди офицеров и на предприятиях именно тогда появился термин - "мормулизация". Он жив до сих пор. Слово это не несло негативного значения. А ремонт на флоте и сейчас проводится по принципам, которые были заложены тогда.

До 1983 года его карьере можно было только позавидовать. Блестящий молодой офицер, успел написать и защитить кандидатскую диссертацию, представлен к Государственной премии. И вдруг!.. Ох, неосторожный человек Николай Григорьевич, ох, неосторожный. Отказался подписывать документы на повышение одному малосимпатичному офицеру. Очередную звезду и высокую должность тот все равно получил, а Николай Григорьевич за свою неосведомленность заплатил очень дорого. У несимпатичного человечка оказались влиятельные родственники.

На Мормуля были возведены довольно странные, на сегодняшний взгляд, обвинения. Что-то по поводу спирта, который на старые корабли выдавался сверх нормы. Его обвинили в превышении должностных полномочий и злоупотреблении служебным положением. Это кажется несколько неожиданным, если вспомнить, что во время работы межведомственной комиссии Мормуль курировал 800 судостроительных предприятий страны и как-то этим доверием не злоупотребил...

За свою неосторожность он расплачивался с 1983 по 1989 год. Пять лет четыре месяца пять дней. Побывал в пяти тюрьмах, психушке и даже в камере сифилитиков. Ничего не подписывал, ничего не подтверждал. Вышел на свободу несломленным. Решил написать книгу о флоте, хотя, несмотря на опыт, интересную фактуру, никто особенно не стремился иметь дело с человеком, вернувшимся из "тюряги". Нашел старых товарищей. Первая из книг - "Атомная подводная эпопея. Подвиги. Неудачи. Катастрофы" написана в соавторстве с Леонидом Осипенко и Львом Жильцовым, издана во Франции, Испании. Только потом - в России. Оттого, что ни в одном отечественном издательстве, куда приходил, не оказалось денег, чтобы напечатать это.

Арсенал, использованный затем спецслужбами для воздействия на Мормуля, не блистал новизной. Зато старые приемы были много раз испытаны. Зная, что человек не в состоянии забыть, как пахнет воздух в тюремной камере, на Мормуля завели уголовное дело. Не особенно даже заботясь о правдоподобности обвинений. Ему было объявлено во время обыска, что при пересечении границы задержан человек с чемоданом секретных документов, который утверждает, что этот чемодан получен им от Мормуля. Изъяли рукопись новой книги - "Атомные уникальные стратегические". Видеозапись, сделанную во Франции во время презентации предыдущей книги. Требовали драгоценности. Все. Потом, через год, наполненный допросами, обысками и размышлениями о том, кого же это задержали на границе, Мормулю все это вернули и выдали справку, согласно которой уголовное дело, заведенное на него, прекращено за отсутствием состава преступления.

В апреле 97-го у него случился инсульт. Однако контр-адмирал не оставляет надежды закончить третью книгу. Она тоже будет об атомном подводном флоте, на этот раз не только отечественном. Рабочее название - "Гибель подводных лодок в эпоху холодной войны".

Да, а тот человек, чьи документы Мормуль так неосторожно отказался подписывать и кто после ареста в 1983-м в результате нескольких перемещений занял его же должность, оказался родным братом начальника управления КГБ Северного флота по внешнеполитическим связям.
КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Странная должность -- "начальник управления КГБ Северного флота по внешнеполитическим связям". Это что еще за управление и какие-такие внешнеполитические связи были у СФ??

С уважением, МЛ

От Илья
К M.Lukin (17.01.2006 17:00:01)
Дата 21.01.2006 22:09:25

плавали, знаем... (с)

>Независимая газета, Москва, 13 мая 1998
>СЛОВО И ДЕЛО

>...

>Еще один эксперт "Беллуны", работавший с докладом, Николай Григорьевич Мормуль. Контр-адмирал. Человек, как свои пять пальцев, знавший первую нашу атомную подводную лодку, дослужившийся потом до начальника технического управления Северного флота. Всей морской братии известен как руководитель межведомственной комиссии, созданной в 70-х годах для определения технического состояния флота и изыскания путей оптимально дешевого ремонта.

Очевидно из тона повествования, даже не разбирая деталей - фальш.
Беллуновцы на это мастера.

От info
К M.Lukin (17.01.2006 17:00:01)
Дата 17.01.2006 17:09:22

Вот еще одна,...

А все же интересно было бы узнать правду !

От M.Lukin
К Канарис (17.01.2006 02:10:00)
Дата 17.01.2006 16:55:44

А вот тут Мормуль, оказывается, был арестован за диссиденство и шпионаж (+)

"Оренбуржье", 9 апреля 2002
"БЫВАЮТ СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНЬЯ..."
Вильям САВЕЛЬЗОН
...
И еще одно сближенье, правда, нерадостное. После того как статьи и книги контр-адмирала, начальника технического управления Северного флота Н.Г. Мормуля были напечатаны за рубежом, он был арестован и осужден по лживому обвинению в разглашении тайны. Прокурор Северного флота Катусев возбудил еще 120 уголовных дел против офицеров-моряков. Тот самый Катусев, который, будучи отправленным в отставку, занялся бизнесом и трудился в скандально известной фирме "НОСТА" Металлханделье", которая, в свою очередь, немало сделала для развала Орско-Халиловского металлургического комбината - "НОСТА".
КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Во как...

С уважением, МЛ

От info
К M.Lukin (17.01.2006 16:55:44)
Дата 17.01.2006 17:04:36

А вот тут...

Да, точно Катусев. Он потом застрелился... Что-то было связано с большим бизнесом.

От KM
К Канарис (17.01.2006 02:10:00)
Дата 17.01.2006 09:54:48

Re: А что,Мормуль...

Добрый день!
>орден Ленина, полученный за экономию ЗИПа

Так-таки конкретно за экономию ЗИПа и наградили?
Наверное, все-таки формулировка была, как обычно, развернутой, типа: за мужество и героизм...освоение новой техники...успехи в боевой подготовке...обучение личного состава. И, может быть, в конце где-то: за экономию горюче-смазочных, технических средств и ЗИП.
Не надо бы вырванный из контекста бюрократический оборот возводить в такую степень важности.

Все вышесказанное не имеет отношение к оценке самого Мормуля.

С уважением, КМ

От Канарис
К KM (17.01.2006 09:54:48)
Дата 19.01.2006 13:18:09

Re: А что,Мормуль...

>Добрый день!
>>орден Ленина, полученный за экономию ЗИПа
>
>Так-таки конкретно за экономию ЗИПа и наградили?
>Наверное, все-таки формулировка была, как обычно, развернутой, типа: за мужество и героизм...освоение новой техники...успехи в боевой подготовке...обучение личного состава. И, может быть, в конце где-то: за экономию горюче-смазочных, технических средств и ЗИП.
>Не надо бы вырванный из контекста бюрократический оборот возводить в такую степень важности.

>Все вышесказанное не имеет отношение к оценке самого Мормуля.

>С уважением, КМ
Прошу прощения что на два дня выпал из форума. Вчера на минуту заскакивал посмотреть ссылки по данной теме. Порылся в указанных источниках и ничего конкретного не нашел.
Первую информацию по этой теме я читал в официальных источниках. А официального сообщения о реабилитации нигде не встретил. А красивые эпитеты типа : Адмирал Мормуль, как обветренная морская скала, "историк советского подводного флота", "мемуарист","член-корреспондент международной академии информации","крупнейший практик в области корабельной ядерной энергетики", "кандидат технических наук".
Причем публикации у кого угодно начиная от М.Калашникова. А самое интересное что все новые публикации привязывают события к 1983 году,
До этого времени и цветущий и перспективный и т.д. А ведь события начались гораздо раньше ,если мне не изменяет память с 1979 года.
Просматривается желание отнести все к периоду "Андроповщины".
У меня в городе живут моя однокласница и её муж, в свое время их пути и по его службе и по её работе переплетались с Мормулем. Не знаю захотят ли они разговаривать на эту тему, но при случае попробую.
А цистерны со спиртом - вагонами , фокусы с темным и светлым временем суток при получении и отправке - это к Северодвинску к "Звездочке" , имел ли к этому отношение Мормуль не знаю. По публикациям тех времен у него и своих грехов хватало.
А честно сказать задела меня эта тема конкретно по одной причине, у нас в Украине уже второй год пытаются точно такогоже "отмазанного" в свое время, тем более известно с чьей помощью, "товарища" сделать президентом.
Я никогда не был сторонником Ющенка и не буду однозначно, по многим причинам, но видеть своим президентом уголовника - извините.
По словам небезызвестного Вам киногероя: "Вор должен сидеть в тюрьме", а по выходу доказывать окружающим что он теперь честный человек и опасности для окружающих не представляет. Хорошо если поверят.
А проводить парралели между Мормулем и Сахаровым дело не благодарное,политические и воры я думаю редко находили общий язык.
Так что останемся каждый при своем мнении. Для меня - вор, а для когото просто хороший знакомый.
С уважением Василий.

От zas
К KM (17.01.2006 09:54:48)
Дата 17.01.2006 10:41:32

Re: А что,Мормуль...

Обрывки памяти говорят о каких-то дизель-генераторах из флотского нз, на торговле которыми он и попался

От КЭВГ
К zas (17.01.2006 10:41:32)
Дата 18.01.2006 09:31:10

Re: А что,Мормуль...

>Обрывки памяти говорят о каких-то дизель-генераторах из флотского нз, на торговле которыми он и попался

Что-то такое проскакивало... Говорили, что списывал новые ДГ и отправлял их в родную деревеньку, якобы, всем желающим... Еще толковали о цистерне спирта, зарытой на даче в средней полосе... Но, мне кажется, все это - досужие разговоры.