От Repulse
К KM
Дата 21.12.2005 13:09:30
Рубрики WWII;

Вот к примеру тот же Розе пишет

Приветствую!
>Добрый день!
>>>> За всю учебу ПЛ производила не менее 96 торпедных стрельб боевыми и учебными торпедами.
>>Подготовка ПЕРВЫХ ВОЛКОВ обычно длилась полтора года,
>
>Даже за 1,5 года 96 торпедных стрельб выглядят ... хм, избыточно.
>При стоимости 1 торпеды 20 тыс. марок - это почти 2 миллиона, даже если речь идет об одноторпедных залпах.

что по учебному плану 1938 года на одну ПЛ полагалось 4-5 пусков боевых торпед.
Ганс Розе - командир U-53 - очень знаменитый подводник ПМВ - привлекался к разработке Руководств для учебных флотилий.
С уважением

От KM
К Repulse (21.12.2005 13:09:30)
Дата 21.12.2005 13:36:12

Путаница боевые-учебные

Добрый день!

>что по учебному плану 1938 года на одну ПЛ полагалось 4-5 пусков боевых торпед.

Вот это похоже на правду. Только это речь идет о практических торпедах. Боевыми торпедами по учебному плану не стреляют вообще. То, что названо учебными торпедами, - это имитация выхода в атаку без выпуска торпед. Тогда все сходится. И не сильно отличается от советских курсов боевой подготовки.

С уважением, КМ

От serg
К KM (21.12.2005 13:36:12)
Дата 21.12.2005 16:58:28

Re: Путаница боевые-учебные

Доброго времени суток!

Кстати, по поводу практических стрельб... Самая большая головная боль на них была не сама атака, а сохранение практической торпеды. И, помнится, достаточно часто они тонули, или всплывали на дистанции, или просто неправильно шли. При чём в большинстве случаев - по вине готовившей их ТТБ.

Поэтому ещё тогда стали терзать сомнения по поводу надёжности нашего оружия. Ведь боевые торпеды будет готовить та же самая ТТБ, что и практику... М-да...

Так вот, хотел спросить у тех, кто в курсе нюансов приготовления оружия: насколько подготовка практического изделия на ТТБ сложнее подготовки боевого? Много ли чего можно сделать "не так" при подготовке боевого изделия?

С уважением, serg

От mk
К serg (21.12.2005 16:58:28)
Дата 21.12.2005 17:50:07

Re: Путаница боевые-учебные

> Много ли чего можно сделать "не так" при подготовке боевого изделия?

Много!

У того же Пензина
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/2/archive/56/56721.htm описан случай, когда матрос с ТТБ
устанавливал один из приборов управления торпедой вверх ногами.

А вообще в копилке лежит хорошая книжка по этому поводу
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/files/Vladre/Takova_torpednaya_zhizn_.rar

--
С уважением, Михаил


От mk
К mk (21.12.2005 17:50:07)
Дата 22.12.2005 08:41:24

Вот ещё отрывок

--
С уважением, Михаил
---
Серия "На службе Отечеству" - выпуск No 2
Краснознамённое
ордена Ушакова 1-й степени
соединение ПЛ СФ
Спецвыпуск альманаха "Тайфун"
2003

О СЛУЖБЕ В ПОЛЯРНОМ
капитан 1 ранга Е.К.Пензин

Пора на пенсию, Виктор Михайлович?
Командиру 4-й эскадры ПЛ
контр-адмиралу Льву Давыдовичу
Чернавину посвящается.

"<:> стр. 101 - 102

Однако, основная моя "головная боль" была связана с освоением комп-лекса телеуправления КТУ-68. Разуме-ется,
работу бортовых приборов подвод-ной лодки я изучил по описанию, пора-ботал на посту оператора, но ощущения
уверенности в собственной подготовке не было.
Пользуясь дружескими связями, я на-писал письмо начальнику отдела эксп-луатации торпед НИИ-28 капитану 2 ранга
Рудольфу Александровичу Гусеву с просьбой оказать мне помощь специа-листом по телеуправлению. Гусев не просто
курировал это направление, но был одним из авторов основного доку-мента по боевому использованию КТУ, кстати,
одного из немногих толково и грамотно написанных, и с инженерной точки зрения обосновывающих каждое его
положение.
Рудольф Александрович приехал сам. Тут уж я его проэксплуатировал по пол-ной схеме: он провел не только
занятие с командирами боевых частей и флаг-манскими минёрами, операторами КТУ, но и с командирами ПЛ. А по
завершен нии этих сверхплановых сборов принял зачёт у командиров и флагманов. Этих знаний мне хватило на всю
оставшуюся жизнь. В дальнейшем я мог работать с приборами "с закрытыми глазами".
Первые стрельбы противолодочны-ми торпедами ТЭСТ-68 выпали на долю "2-й бригады". Её флагманским минё-ром был
капитан-лейтенант Виктор Ива-нович Егоркин. Он как-то сразу выде-лился своей деловитостью, ровным,
не-суетливым характером. В работе с ко-мандирами боевых частей глотку не рвал, но давил настойчиво, требуя
доб-росовестности и пунктуальности в вы-полнении приказаний. Я пошёл в море на лодке с командиром бригады
контр--адмиралом Альбертом Васильевичем Акатовым - руководителем боевых уп-ражнений, а Егоркин на другой
лодке - с начальником штаба бригады Альбер-том Викторовичем Пакконеном.
Мы стреляли первыми. Наша торпе-да всплыла в точке залпа, прибор управ-ления торпедой высветил табло "Обрыв
линии связи". В практическом варианте ТЭСТ-68 конструкторы предусмотрели такую логику: при нарушении
провод-ной линии связи в торпеде отключается контактор минусовой электроцепи акку-муляторной батареи, что
приводит к ос-тановке электродвигателя, и торпеда, имея положительную плавучесть, всплывает с включением
средств обозна-чения ("стукачей" и светового прибора). Торпедолов поднял торпеду, лодки заня-ли исходные
позиции для второй стрель-бы. Вторая торпеда прошла 24 секунды, включились "стукачи", а они срабатыва-ют
одновременно с АУН (аварийное ус-тройство непотопляемости), после чего она зарылась в грунт. Мы всплыли,
за-цепили отпорным крюком провод линии связи и, пользуясь указаниями акусти-ков и сверяя их с направлением
прово-да, медленно подошли к точке потопле-ния торпеды. Замерили глубину места - 128 м. Доложили оперативному
дежур-ному флота, получили указание стоять у торпеды, что мы и проделывали в те-чение суток. Затем получили
"Добро" возвращаться в базу.
Там нас ждала комиссия минно-торпедного управления и управления бое-вой подготовки штаба флота. Акт был
составлен обтекаемо, поскольку прямых ошибок ни руководителя торпедных стрельб, ни расчёта приготовления
торпедно-техничеекой базы выявлено не было. Но меня "глодал" один вопрос: почему АУН сработал, а торпеда все
рав-но оказалась на грунте? Все нормы по разносу глубины были выполнены стро-го по "Инструкции по практическим
тор-педным стрельбам": глубина погружения нашей подводной лодки составляла 30 м, лодка "противника" находилась
на глубине 60 м, глубина хода торпеды была установлена 90 м. В полигоне были глу-бины от 120 м и более.
Значит, этого за-паса глубины в тридцать метров торпе-де не хватило.
Не помню, что мне высказал Черна-вин по поводу потери торпеды, но явно что-то нелицеприятное. Я не
оправды-вался, но попросил командира эскадры о выделении нам для очередных стрельб глубоководного полигона.
Набравшись наглости, так ему и заявил, что если в полигоне глубины будут менее 300 м, то я в море не пойду.
План боевой подго-товки стоял под угрозой, штаб флота предоставлял глубоководные полигоны только АЛЛ. Я уже
дважды был на "ков-ре" у Чернавина, но стоял на своём:
- Если мы хотим разобраться с ТЭСТ-68, нам нужны большие глубины. В противном случае лучше топить их у
причала - дешевле обойдётся.
Было ясно, что терпение командира эскадры не бесконечно. Но бывает в жизни счастье - штаб флота выделил нам
глубоководный полигон.
Вышли в том же составе, с тем же на-бором торпед на борту: две - на лодке, где размещался командир бригады, и
одна - на лодке с начальником штаба бригады. Мы, как и в прошлый раз, про-изводили стрельбу первыми. Ход
торпе-ды прослушивался 24-25 секунд, затем заработали "стукачи". Мы всплыли, торпеду обнаружили сразу. Комбриг
подо-звал торпедолов, который благополучно поднял изделие на борт и подошёл к лод-ке. Я пересел на ТЛ,
опечатал горлови-ны торпеды своей печатью и вернулся в Полярный. Там сразу же дал теле-грамму ЗАС о
случившемся в УПВ и НИИ-28, попросив выслать специалис-тов промышленности.
Дня через три приехала бригада с за-вода "Двигатель", производителя тор-пед, из Ленинграда во главе с
опытней-шим специалистом Виктором Епифано-вичем Осиновым и заместитель началь-ника отдела эксплуатации НИИ-28
капи-тан 2 ранга Ларион Михайлович Бозин. Начали работу в цехе по проверке состо-яния торпеды.
Часа через два картина стала ясной: в процессе приготовления один из мат-росов расчёта устанавливал прибор
уп-равления креном торпеды вверх ногами. Поэтому торпеда, выйдя из аппарата, переворачивалась на "спину", а
рули глу-бины начинали работать наоборот. Это приводило к "пикированию" торпеды на грунт. Здесь можно ругать
конструкто-ров, которые не предусмотрели поправ-ки "на дурака", исключающей иную, кроме правильной, установку
прибора, тем более, что сделать это большого ума не требуется, составителей инструкции по приготовлению, где
этот МКВП (ма-логабаритный креновыравнивающий прибор) был представлен на рисунке, допускающем неправильное
толкование по его установке в торпеду, но главная вина всё равно за личным составом ТТБ.
Надо отметить высочайшую квали-фикацию прибывшей бригады. И дело даже не в том, что они достаточно быс-тро
отыскали основную причину потерь торпед. По ходу разбирательства они нашли массу микроотклонений в рабо-те
торпедного расчёта. Так в частности, при проверке торпеды на "качалке" пра-вильность перекладки элеронов
деталь-но не проверялась: реагируют они на крен - ну и хорошо.
На этом работа бригады не закончи-лась. Начали проверять боевые торпе-ды. И вот что интересно: другие
торпед-ные расчёты подобной ошибки не допус-кали, только этот, считавшийся лучшим, а потому допускавшийся к
приготовле-нию практических торпед. Такова иро-ния нашей жизни: лучшие расчёты го-товят не боевые, а
практические торпе-ды. Но ведь часть лодок с торпедами ТЭСТ-68 находилась на боевой службе в Средиземном море.
Начали поднимать документы, чтобы выяснить, на каких лодках имеются торпеды, приготовлен-ные нашими
"отличниками". К счастью, все они были в базе. Только на Б-109, где командиром был мой хороший това-рищ по
Видяево Анатолий Михайлович Толкачёв, имелись четыре торпеды это-го расчёта. Но она уже была на пути в
Полярный, и дополнительных мер по её возвращению принимать не было необ-ходимости.
Заодно бригада проверила и часть торпед САЭТ-60, где также устанавливаются МКВП. Но ни один расчёт такой
ошибки больше не допускал. В присут-ствии специалистов промышленности и непосредственным участием Бозина, были
приготовлены ещё три практичес-кие торпеды. Стрельбы прошли блестя-ще. Я впервые почувствовал, что такое
телеуправление: торпеда выполняла все команды оператора, снижала и увеличи-вала скорость, сообщала о захвате
цели аппаратурой самонаведения, о потери цели после прохождения под нею или над ней и так далее. После этого
случая потерь торпед ТЭСТ-68 не было, хотя дефектных ходов оставалось немало. Основной неприятностью являлось
всплытие практической торпеды в точ-ке залпа по причине обрыва линии свя-зи.
Ещё в процессе работы комиссии зво-нит мне главный инженер ТТБ Виктор Иванович Груша:
- Евгений Константинович, найди-те время зайти в цех противолодочных торпед. Что-то покажу интересное.
Прихожу. На стеллаже одна из прак-тических торпед ТЭСТ-68. Виктор Ива-нович демонстрирует, что в воздушных
баллонах запас воздуха полный - 200 кг/см2. Нагружает аварийное устройство непотопляемости (АУН) до глубины
сра-батывания и включает секундомер. Ког-да щёлкнул контактор, разомкнувший батарею. Груша остановил
секундомер. На нём зафиксировалось 8 секунд. Зна-чит, после прохода глубины установки АУН воздух стравливался
из баллонов 8 секунд, и всё это время двигатель про-должал работать. При скорости 40 уз она за это время
проходит 160 м. Даже если эти 160 метров направлены под поло-гим углом, запас в 30 м до грунта явно
недостаточный. При последующих стрельбах мы самостоятельно увеличи-ли его до 60 м. Спустя месяца три, эта
норма была утверждена управлением противолодочного вооружения ВМФ в виде корректуры "Инструкции по
прак-тическим торпедным стрельбам".
В сегодняшнем изложении этого большого и важного эпизода службы получилось всё как-то очень коротко и просто:
пришёл, увидел и полный поря-док. В действительности на это ушло два года. Только летом 1978 г. мы сказали
себе: торпеда ТЭСТ-68 освоена.
Как-то будучи в Полярном на ТТБ, Гусев Рудольф Александрович, разбира-ясь со случаями обрыва линии связи,
спрашивает меня:
- А какие требования по прочности штекерного разъёма между торпедной и лодочной катушкой?
- Насколько я знаю, такого требова-ния нет. В документах указана прочность проводной линии связи - не менее 5
кг на разрыв. По логике вещей, штекер дол-жен держать не меньше, иначе - про-сто абсурд.
Вызвали начальника цеха приготов-ления телеуправляемых торпед. Он ни-чего нового не добавил.
- А ну-ка, принесите динамометр, проверим, - предложил Гусев.
Принесли бытовые пружинные весы. Начали проверку и ужаснулись: штекер-ный разъём разъединялся при усилии в
полтора-два килограмма. Очень редкие экземпляры выдерживали нагрузку око-ло пяти килограммов.
- Вот вам и одна из причин обрыва линии связи в точке залпа, - подыто-жил Рудольф Александрович.
И действительно, после введения до-морощенного контроля за качеством штекерного разъёма случаев всплытия
торпед стало заметно меньше.
---


От Канарис
К mk (21.12.2005 17:50:07)
Дата 21.12.2005 18:16:48

Re: Путаница боевые-учебные

>> Много ли чего можно сделать "не так" при подготовке боевого изделия?
>
>Много!

>У того же Пензина
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/2/archive/56/56721.htm описан случай, когда матрос с ТТБ
>устанавливал один из приборов управления торпедой вверх ногами.
Скажем так матрос перепутал по неопытности, виноват быстрее всего
тот кто его туда поставил.Не проверил вовремя, сэкономил свое время
а потом атомоход, сутки которого в море ой как недешево обходятся, плюс торпедолов, плюс СКР или лодка по которой стреляли неделю бороздят просторы полигона.Но это рядовой случай.В свое время в 80-х
прошло немало пусков практических ракет (что подороже торпеды),
пока разобрались что на заводе ктото умышленно неправильно закладывает
заряды при помощи которых отстреливаются отработанные ступени и последствий было куча всяких но стрельбы срывались, и ракете каюк.
А у нас в 81 при выходе из ремонта обнаружили что не открываются крышки нескольких ракетных шахт.Оказалось механизмы умышленно выведены из строя.Между шестернями набита куча электродов, все это загнуто и расклепано. Или мичман (старый опытный) специально вводит неисправности в ракетный комплекс чтобы насолить молодому но ретивому лейтенанту, или тот же матросик вырезает куски проводов с плат
в томже ракетном комплексе.Или раскладуха простояв два года в ремонте
на звездочке,при выходе на ходовые испытания начинается пожар и два
отсека выгорает, ктото в ГРЩ на тросике подвесил гаечный ключ
размером так с руку , при качке он попал на шины и вот результат.
Не буду расказывать про орденоносца помощника который у старпома
ворует секретный документ и запмхывает в гальюн пятого отсека
(старпомом назначили не его).С етим как быть.
Василий.
>А вообще в копилке лежит хорошая книжка по этому поводу
> http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/files/Vladre/Takova_torpednaya_zhizn_.rar

>--
>С уважением, Михаил


От Repulse
К KM (21.12.2005 13:36:12)
Дата 21.12.2005 13:52:43

По 40-му году - отличалось сильно

Приветствую!
>Добрый день!

>>что по учебному плану 1938 года на одну ПЛ полагалось 4-5 пусков боевых торпед.
>
>Вот это похоже на правду. Только это речь идет о практических торпедах. Боевыми торпедами по учебному плану не стреляют вообще. То, что названо учебными торпедами, - это имитация выхода в атаку без выпуска торпед. Тогда все сходится. И не сильно отличается от советских курсов боевой подготовки.

Если немцы на учебные стрельбы в 40-м истратили порядка 250 боевых торпед, то наши ПЛ - ни одной. Выводы делайте сами.
>С уважением, КМ
С уважением

От KM
К Repulse (21.12.2005 13:52:43)
Дата 21.12.2005 14:36:10

Re: По 40-му...

Добрый день!

>Если немцы на учебные стрельбы в 40-м истратили порядка 250 боевых торпед, то наши ПЛ - ни одной. Выводы делайте сами.

Это, увы, беда с исполнением курса боевой подготовки. Сам документ не при чем.

С уважением, КМ