От Alexander
К Alexander
Дата 14.12.2005 00:28:39
Рубрики Прочее; WWII;

Re: Война в...

Ну да, танкер "Азербайджан" там был



От Alexander
К Alexander (14.12.2005 00:28:39)
Дата 14.12.2005 01:20:27

Re: Война в...

Точно, они оба там были




Книжка Дэвида Ирвинга "Конвой PQ-17" тут
http://webpages.charter.net/abacus/news/PQ-17/cont.htm

В детстве читал. В конце книги был список всех судов конвоя и их судьба. В электронной версии этого нет.

Был ещё х/ф "Семнадцатый трансатлантический" с А.Лазаревым в роли капитана советского парохода.

А версия Пикуля мне не понравилась почему-то.


От Alexander
К Alexander (14.12.2005 01:20:27)
Дата 14.12.2005 08:10:07

п/х "Донбасс"

http://militera.lib.ru/h/mmf/01.html
Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989. - Печ. л. 7,0. Тираж 4600 экз.

«ДОНБАСС»
тн, 7925 брт, ДГМП. Капитан - В. Э. Цильке (попал в плен).
Цата и, место гибели - 07.11.42, сев. часть Баренцева моря, 76°24' с.ш., 41о30' в.д.
Совершал одиночное плавание от о-ва Новая Земля в Исландию. В ходе неравного боя потоплен артиллерией и торпедами немецкого эскадренного миноносца «Z-27» из состава эскадры немецких кораблей, включавшей тяжелый КР «Адмирал Хиппер» и 4 эсминца. 16 членов экипажа были взяты в плен. Погибло 49 чел.
Боевая летопись [4], с. 85; ДВМП [9], с. 215; Пузырев В.П. [26], с. 105-106; Руднев Г.А. [30], с. 143-147; Marine Rundschau, 1962, № 6, S. 374.

Best regards,
Alexander Petrunev

От info
К Alexander (14.12.2005 08:10:07)
Дата 14.12.2005 12:30:27

п/х "Донбасс"

Здр!

Кстати, здесь упоминается пх Тбилиси, погибший в Енисейском заливе.
Это о нем была книга, название кажется Хроника парохода Тбилиси,
это его сварили из двух половинок (разных судов) и он продолжал плавать ? Может что-то путаю, но то,что был сварен -
это точно... Кажется на нем плавал будущий начальник ММП Качарава (известный северный капитан)

Ув

С Б


От Dimas
К info (14.12.2005 12:30:27)
Дата 15.12.2005 08:05:18

"Тбилиси"

В копилке скан статьи о "Тбилиси" и список погибших судов ММП в годы войны.

От Alexander
К Dimas (15.12.2005 08:05:18)
Дата 15.12.2005 19:35:12

Re: "Тбилиси"

>В копилке скан статьи о "Тбилиси" и список погибших судов ММП в годы войны.

Надо же, 15(!) лет две половинки у стенки простояли. Интересно, машина и другие механизмы в каком состоянии сохранились ?

Эти "Либерти" во всём мире долго ещё после войны эксплуатировались. Амеры их сотнями клепали в расчёте на одноразовое использование. В книжке Дональда Робинсона (DONALD ROBINSON) "The 100 most important people in the world today", Cardinal Edition, 1952, New York, упоминается некто HENRY J.KAISER, который реализовал треть судостроительной программы для военных нужд США во время ВМВ. Так, в мае 1942 средний срок постройки нового парохода был 150 дней. На верфях Кайзера их стали строить за 72 дня. В августе того же года срок постройки был сокращён до 46-ти дней, а в сентябре - до 27-ми. Вскоре суда типа "Либерти" собирались за 4,5 дня из prefabricated parts (не знаю, как это правильно перевести на русский язык). В течение войны на его верфях было построено 1490 кораблей и судов (преимущественно типа Liberty и Victory), в т.ч.50 авианосцев "baby flattops".

Best regards,
Alexander Petrunev

От ЛАА
К Alexander (15.12.2005 19:35:12)
Дата 19.12.2005 07:08:02

Re: "Тбилиси"

> Вскоре суда типа "Либерти" собирались за 4,5 дня из prefabricated parts (не знаю, как это правильно перевести на русский язык).

Полуфабрикат.

Вообще это наверно из разряда военной хитрости - не включать время сборки секций в сроки сборки судна: три месяца собираем секции, потом привозим все в верфь, закладываем киль, запускаем секундомер, и за неделю даем рекорд!

Шутка, конечно. При массовом производстве блочно-поточный метод - самый экономный, да и вполне очевидный. Сложность, мне кажется, в другом - суметь его реализовать. Это ж сколько инфраструктуры надо создать, коммуникаций, управления, - да ту же производственную дисциплину наладить...

С уважением.

От info
К Alexander (15.12.2005 19:35:12)
Дата 16.12.2005 16:17:29

Re: "Тбилиси"

Рекорд скорости строительства судна и количества судов в серии принадлежит военно-транспортным пароходам проекта EC2, получившего наименование "Liberty" (Либерти). В период с 1941 по 1947 гг. было построено 2751 судов этого типа. Первый пароход серии "Патрик Генри" (SS Patrick Henry) был заложен 27 сентября 1941 г. и строился 70 дней. Спустя несколько лет сборка парохода "Роберт Е. Пери" (SS Robert E. Peary) заняла четыре с половиной дня, а через семь дней после закладки киля судно прошло швартовые испытания и, приняв груз, вышло в рейс.

Военно-транспортный пароход проекта "Liberty"
(10000 т, 2500 л.с., 11 узлов)
Строительство "Либерти" было организовано по конвеерному принципу, при котором все 250000 деталей, входящих в спецификацию судна, собирались в стандартизованных 250-тонных секциях, перемещаемых между заводами в соответствии с технологией монтажа судового оборудования. После комплектации секции доставлялись на верфи, где и происходила окончательная сборка судна. Строительная стоимость парохода составляла $ 2,000,000.
Характеристики парохода: длина - 441 ft (134 м), ширина 56 ft (17 м), средняя скорость - 11 узлов. В 5 трюмах пароход перевозил до 9000 тонн груза, а на палубе - самолеты, танки или локомотивы.
В состав энергетической установки входил паровой двигатель мощностью 2500 л.с. с тройным расширением пара (трехцилиндровый) и два паровых котла, работающие на жидком топливе (топочном мазуте).
За время Второй мировой войны "Либерти" перевезли 2840 самолетов, 440 танков и 230 миллионов ящиков боеприпасов. В команду парохода входили 44 члена экипажа и от 12 до 25 военных моряков сопровождения и охраны судна. После войны ВМС США продали почти все суда данной серии, а последние "Либерти" эксплуатировались до начала 70-х годов, т.е. в течение 25 лет после окончания войны.

От info
К Alexander (15.12.2005 19:35:12)
Дата 16.12.2005 10:35:59

"Тбилиси"

Здравствуйте!

Я еще застал суда типа Либети. У нас в пароходстве их было четыре (получили из БМП) это был 1972 год. Один из них Иван Ползунов стоял у стенки и давал пар на судоремонтный завод потом и его почикали.
Один затопили в Баренцевом море под основание буровой (так говорили)
назывался Севастополь. А Кубань и Псков еще и перепродали куда-то в Южную Америку. Корпуса у них были уже не очень,а машина была в отличном состоянии. Всеп на судне сохранилось в первозданном виде. Никакой отделки, бонированный мостик над ходовым мостиком, основания под орудия и т п. При ежегодном освидетельствовании регистра, уговаривали снять разрешение на плавание, а из-за хорошего состояния МО им продляли.
Кажется где-то году 74 я встретил еще один в Испании,в Бильбао, его пригнали с Дальнег востока на металл, но пришел с грузом. Кажется название Генерал Багратион или что-то в этом роде.
Кгда эти суда отдавали на разделку, а укомплектованы они были и посудой амеиканской и пр красивыми безделушками,народ просил на память, но в присутствии комиссии все бросали в трюм и били.
---
Метод постройки,который применяли американцы - секционный метод сборки.
Отделно строятся и насыщаются секции, потом все это сваривается вкл трубопроводы и кабельные трассы.
-----
Суда были очень хорошие. При грузоподьемности около 10000 тн и ГД 2500 лс (паровая машина) судно развивало скорость 10-11 узлов.
Конечно же они проходили и ремонты и подкрепление корпуса было.
Настил палубы был весь деревянный, полубака небыло (брашпиль стоял на палубе) что очень необычно для архитектуры наших дней.
Один старый капитан рассказывал, что нуждаясь в свежем мясе, они купили поросенка и каждый его выгуливал по палубе, один раз не досмотрели и поросенок выпал в носовой клюз. В Индийском океане, судно остановили,пытались поймать,но к сожалению не успели...
Некоторые источники до сих порт считают, что суда Либерти - это шедевр судостроения в отношении экономичности...

Ув

С Б



От info
К info (16.12.2005 10:35:59)
Дата 16.12.2005 16:27:03

"Тбилиси"

Либерти»: долгая жизнь судов,
построенных на один рейс

В. ГОРИЦКИЙ, заведующий отделом УкрНИИМФа


Прошло немногим более 20 лет, как из списка судов Азовского морского пароходства были исключены
последние на Украине универсальные сухогрузные суда типа «Либерти»: пароходы «Тбилиси» и
«Александр Суворов». Суда прожили славную жизнь, которая началась в 1943 году на судостроительной
верфи «Орегон Шипбилдинг Корпорейшн», расположенной в американском городе Портланде. Отходить
морями и океанами более чем по 33 года суждено не многим сухогрузам, при том, что первоначально они
строились на один переход через Атлантический или Тихий океаны.

Суда этого типа строились из-за острой нехватки тоннажа, появившейся в ходе второй мировой
войны у стран антигитлеровской коалиции.

Фашистская Германия вывела свой военно-морской флот, в том числе и подводный, на транспортные
судоходные пути Атлантического океана. Там немецкие корабли наносили значительные потери
транспортному флоту коалиции, в первую очередь Великобритании.

С 1 сентября 1939-го по декабрь 1940 года Великобритания лишилась 20% своего тоннажа (585 судов
тоннажем 4,5 млн тонн), а к лету 1941 года он сократился на треть. Потери флота других государств
составили по дедвейту 1,5 млн тонн. На это же время приходится увеличение военной помощи
европейским и азиатским странам по ленд-лизу Соединенными Штатами Америки.

Основную нагрузку по восполнению и наращиванию тоннажа, в том числе и сухогрузного
универсального флота, взяли на себя США. Именно тогда на базе британского стандартного грузового
судна дедвейтом 10 тыс. тонн был спроектирован и запущен в серийное производство универсальный
сухогрузный пароход типа «Либерти» (проект ЕС2-С-ЦИМК). Киль головного судна заложили в городе
Балтиморе 30 апреля, а спуск на воду состоялся 27 сентября 1941 года.

Суда этого типа были сварными, двухпалубными, с пятью грузовыми отсеками, с надстройкой и
машинным отделением в средней части, с семью водонепроницаемыми переборками, которые
обеспечивали непотопляемость судна при затоплении любого отсека. Они были рассчитаны на работу в
неограниченном районе плавания.

Судовые электростанции, насосы, грузовые лебедки, рулевая машина, брашпиль, швартовная лебедка
имели привод от соответствующих паровых машин. Отопление — паровое.

Спасательные средства — две моторные шлюпки вместимостью по 20 человек, две гребные шлюпки
по 30 человек, два плота и шестьдесят нагрудников. Якорное устройство состояло из двух цепей длиной
по 250 м калибром 57 мм.

Для охлаждения провизионной кладовой имелась одна рефрижераторная установка. Температурный
режим поддерживался автоматически от –9,5 до +5,0°С.

Суда серии незначительно отличались по размерам и весовым характеристикам, но разнились в
грузовых устройствах. Все суда вооружались десятью легкими стрелами грузоподъемностью по 3, 4 или 5
тонн. Тяжеловесных стрел было по одной (обычно 50 т) или две, грузоподъемность их варьировалась.

Предусматривалась установка двух орудий (до 6 дюймов), 6—8 зенитных автоматов (20—40 мм),
пулеметов, глубинных бомб. Однако в первые годы войны не все суда полностью укомплектовывались
вооружением из-за его отсутствия. Корпуса оборудовались размагничивающими устройствами, а рулевые
и штурманские рубки защищались железобетонными плитами. На некоторых судах устанавливались
устройства для крепления противоторпедных сетей.

Строительство было организовано на судоверфях Тихоокеанского и Атлантического побережья США.

Суда серии собирались конвейерным методом с использованием электросварки, в том числе
автоматической. Применение этих новшеств в судостроении позволило довести производительный цикл
сборки судна до двух месяцев, а абсолютный рекорд продолжительности постройки «Либерти» составил
111 часов 30 минут (верфь в городе Ричмонде).

Стоимость постройки судов на различных верфях значительно колебалась. На судоверфях штата
Калифорния первое судно стоило 1178 тысяч долларов, а 124-е — 692 тысячи.

В целом увеличение судостроительного потенциала по «Либерти» было достигнуто за счет развития
материально-технической базы судостроения, упрощения обводов корпуса, максимального упрощения и
унификации судового оборудования, применения новой технологии сборки и быстрой подготовки
судостроительных кадров, особенно сварщиков. В шутку говорили, что «Либерти» варили парикмахеры.
Упрощение конструкций, снижение требований к материалам и качеству выполнения работ явились
причиной ослабления корпуса, что приводило при продольной качке к трещинам палубы, а в худших
случаях (их было 8) — к разрушению корпуса.

В связи с этим проект совершенствовался, а у построенных судов укреплялся корпус.

Суда много работали в условиях военного времени, доставляя технику, стратегические материалы и
продовольствие в Великобританию, Китай, СССР и другие страны коалиции. А часть из них продолжила
трудиться и в послевоенные годы.

Поступление «Либерти» в СССР по ленд-лизу и закупкам началось с января 1943 года. Для их приема
из Союза отправлялись укомплектованные экипажи. Там же, в Америке, суда загружались, в основном
военной техникой, оружием, боеприпасами, военным снаряжением, продовольствием, после чего
следовали в порты Союза. На Дальнем Востоке основным портом выгрузки был Владивосток. На
европейском Севере — порты Мурманск, Архангельск, Северодвинск.

На «Либерти» Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) перевозились грузы из Австралии,
Новой Зеландии, Индии, Индонезии.

Судами этого типа обеспечивали снабжение войск Карельского фронта во время военных действий,
связанных с ликвидацией очагов второй мировой на Тихом океане, а также осуществляли перевозки
народнохозяйственных грузов.

30 декабря 1944 года на переходе Мурманск — Лиинахомари был торпедирован немецкой подводной
лодкой пароход «Тбилиси». Разорванная взрывом носовая часть парохода затонула, кормовая осталась на
плаву. 14 человек погибли, остальные были спасены. Когда шторм утих, корму «Тбилиси» сняли с мели в
районе острова Кильдин, куда ее прибило ветром и течением, и отбуксировали в порт на разгрузку.

Уже после войны на Архангельском судоремонтном заводе «Красная кузница» к кормовой части
присоединили носовую однотипного судна. Таким образом второй раз родился пароход «Тбилиси»,
капитаном которого был назначен А. Качарава.

В военные годы на «Либерти» («Жан Жорес») работала первая в мире женщина — капитан дальнего
плавания Анна Ивановна Щетинина.

Всего за военные годы построено 2770 судов типа «Либерти» различной модификации, из них
погибло 200 единиц. Воздавая должное судостроителям и морякам за огромный вклад в общую победу, в
США ежегодно 27 сентября отмечают День «Либерти».

После окончания второй мировой войны потребность в перевозках военных грузов резко сократилась,
и, естественно, уменьшилась потребность в судах типа «Либерти». Они распродавались, ставились на
прикол, а находящиеся в других странах по ленд-лизу возвращались в пенаты, где их ждала разделка.

В Советском Союзе эти суда с окончанием войны сразу включились в работу по восстановлению
народного хозяйства, по обеспечению внешнеторговых перевозок. Они были крупнейшими по размерам
в составе универсального сухогрузного флота. Паспортная грузоподъемность «Либерти» составляла 8,3
тысячи тонн, а средняя грузоподъемность судна транспортного морского флота Союза на начало 1946
года — 3,1 тысячи.

Все суда были переоборудованы, переоснащены, все они получили новое навигационное
отечественное оборудование (магнитные компасы, гирокомпасы, радиопеленгаторы, радиолокаторы,
эхолоты, лаги), на некоторых появились установки кондиционирования воздуха в служебных и жилых
помещениях («Бештау», «Саяны»). Твиндеки нескольких судов («Брянск», «Витебск»,
«Каменец-Подольский») переоборудовали для перевозки пассажиров (до 568 взрослых и до 100 детей на
судно).

На момент завершения войны суда типа «Либерти» находились на Дальнем Востоке (ДВМП) и на
европейском Севере (ММП). С целью решения общегосударственных транспортных задач и возможного
максимального технического использования они из ДВМП и ММП передавались в Черноморское,
Азовское и Балтийское морские пароходства.

В начале 1967 года наличие судов «Либерти» по пароходствам ММФ было следующим: ДВМП — 23
ед., ЧМП — 13 ед., БМП — 7 ед., АМП — 2 ед., ММП — 1 ед.

Суда ДВМП работали большей частью в каботажном плавании, обеспечивая грузами побережья
Японского и Охотского морей, Тихоокеанское побережье Камчатки, Чукотки, Северных морей, островов
Курильской гряды и острова Сахалин, а также выполняли внешнеторговые перевозки грузов, как
правило, в страны Азии и Австралии.

«Либерти» ЧМП в основном работали на порты Средиземноморья, Индии, ходили в дальневосточные
порты Союза.

БМП направляло свои суда в порты Великобритании и Северной Европы, делало рейсы в большом
каботаже на северные и дальневосточные порты Союза.

Азовчане ходили на порты Средиземноморья. В начале 1974 года в составе ММФ было 19 судов
«Либерти» из них 7 ед. в украинских пароходствах (ЧМП — 4 судна, АМП — 3).

Следовательно, суда типа «Либерти» военных лет постройки продолжали работать, когда
Минморфлот СССР (с шестидесятых годов) начал качественно новый этап развития морского
транспорта, включавший крупномасштабное пополнение транспортного флота. В этот период
практически каждую неделю вступало в эксплуатацию два-три новых судна, среднегодовые темпы
пополнения тоннажа составляли 1 млн тонн. В состав только универсального сухогрузного флота стали
поступать суда отечественной постройки типа: «Ленинский Комсомол», «Полтава», «Бежица»;
зарубежной постройки — «Омск» (Япония), «Муром» (Польша), «Симферополь» (Польша), «Андижан»
(ГДР), «Новый Донбасс» (СРР) и другие. С конца шестидесятых годов флот продолжал пополняться
судами отечественной и зарубежной постройки типа «Капитан Кушнаренко», «Славянск»,
«Пятидесятилетие комсомола», «Дубровник», «Иркутск», «Коммунист» и другими.

При таком разнообразии типоразмеров новых судов в составе универсального сухогрузного флота
ММФ Союза оставалось место и скромным труженикам моря — «Либерти». Они находили свою нишу и
работали, работали, работали... до последнего. Такими были на Украине суда «Александр Суворов» и
«Тбилиси».

С судьбой каждого судна связана судьба его экипажа, а от экипажа во многом зависит судьба судна.
Трудно судну, трудно людям...

Вспоминая о судах-тружениках, отдадим честь и морякам, которые прошли трудные военные и
послевоенные мили.

От Alexander
К info (14.12.2005 12:30:27)
Дата 14.12.2005 19:51:10

Re: п/х "Донбасс"

>Здр!

>Кстати, здесь упоминается пх Тбилиси, погибший в Енисейском заливе.
>Это о нем была книга, название кажется Хроника парохода Тбилиси,
>это его сварили из двух половинок (разных судов) и он продолжал плавать ? Может что-то путаю, но то,что был сварен -
>это точно... Кажется на нем плавал будущий начальник ММП Качарава (известный северный капитан)

http://militera.lib.ru/h/mmf/01.html
Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989. - Печ. л. 7,0. Тираж 4600 экз.

«АЛЕКСАНДР СИБИРЯКОВ»
лед. п/х, 1384 брт, ГУСМП. Командир — А. А. Качарава, ст. лейтенант (тяжело ранен, попал в плен).

Дата и место гибели — 25.08.42, Карское море, в 10 милях к зап. о-ва Белуха, 76°12' с.ш., 91°30' в.д.

Следовал к Северной Земле для смены зимовщиков. Погиб в неравном бою с немецким тяжелым КР «Адмирал Шеер». В течение 20 мин экипаж ледокольного парохода, имевшего па вооружении две 76-миллиметро'вые и две 45-миллиметровые пушки, вел беспримерную артиллерийскую дуэль с крупным военным кораблем, вооруженным 28 орудиями, в числе которых было шесть орудий 280-миллиметрового и восемь 150-миллиметрового калибра. Радиограммы парохода о появлении в Карском море надводного рейдера и бое с ним дали возможность штабу морских операций Главсевморпути оповестить суда о грозящей опасности. Погибло 79 чел., кочегар П. И. Вавилов спасся на о. Белуха. 19 чел. были захвачены в плен. 6 из них умерло в фашистских застенках.

ЦАМО, ф. 363, оп. 6208, д. 126, л. 155; ЦВМА, ф. 2, д. 16907, л. 1-4; Вайнер Б.А. [6], с. 188-193; Белов М. И. [3], с. 495- 497; Боевая летопись [4], с. 66; Руднев Г.А. [30], с. 97-104; Морской атлас, описания [22], с. 234.

Слышал я, будто Качарава в 60-х или 70-х годах был начальником Грузинского Морского Пароходства (Батуми, Адж.АССР, Груз.ССР)

Best regards,
Alexander Petrunev



От Repulse
К Alexander (14.12.2005 19:51:10)
Дата 15.12.2005 11:47:01

Re: п/х "Донбасс"

Приветствую!
В течение 20 мин экипаж ледокольного парохода, имевшего па вооружении две 76-миллиметро'вые и две 45-миллиметровые пушки, вел беспримерную артиллерийскую дуэль с крупным военным кораблем, вооруженным 28 орудиями, в числе которых было шесть орудий 280-миллиметрового и восемь 150-миллиметрового калибра.

Не было это дуэлью. Скорее просто избиением гораздо более слабого противника. Тем не менее команда Сибирякова заслуживает уважения. Успели сделать только 3 выстрела, но флаг не спустили.
С уважением

От info
К Repulse (15.12.2005 11:47:01)
Дата 15.12.2005 12:06:30

п/х "Донбасс"

Здр!

А вот литературу по истории морского торгового флота не встречали ?

krgds

s b


От Repulse
К info (15.12.2005 12:06:30)
Дата 15.12.2005 12:28:07

Нет. (-)


От info
К Alexander (14.12.2005 19:51:10)
Дата 14.12.2005 20:49:40

п/х "Донбасс"

Ge!

да это так, был начальником ГМП, потом был парализован от инсульта и умер
не так давно (относительно)

Ув

С Б\

От Dimas
К info (14.12.2005 12:30:27)
Дата 14.12.2005 13:11:46

две части корабля

читал буквально на днях, если найду , завтра выложу.

От info
К Dimas (14.12.2005 13:11:46)
Дата 14.12.2005 14:04:09

две части корабля

Значит это он ?

От Alexander
К info (14.12.2005 14:04:09)
Дата 14.12.2005 19:35:22

Re: две части...

>Значит это он ?

Он первый раз на мине подорвался в сентябре 43-го,
а во второй раз его У-950 торпедировала в 44-м накануне Нового Года (если повар нам не врёт)
Капитан был один и тот же - Субботин В.К.

http://militera.lib.ru/h/mmf/01.html
Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989. - Печ. л. 7,0. Тираж 4600 экз.

«ТБИЛИСИ»
груз. п/х, 7169 брт, ДГМП. Капитан — В. К. Субботин.
Дата и место гибели — 06.09.43, Карское море, Енисейский зал., 72°25' с.ш., 80°36' в.д.
Шел из Дудинки в Архангельск с грузом угля. При выходе из устья Енисея подорвался на донных минах, выставленных немецкой ПЛ «У-636». Погибло 2 чел.
ЦГАНХ ф. 8045, оп. 3, д. 1362 с. 266-267; ДВМП [9], с. 232; Пузырев В.П. [26], с. 170; Руднев Г.А. [30], с. 120-121; [31], с. 31.


«ТБИЛИСИ»
груз. п/х, 11800т (двт), СГМП. Капитан — В. К. Субботин (погиб).
Дата и место гибели — 30.12.44, Баренцево море, в р-не Печенги.
Был торпедирован немецкой ПЛ «У-950» па переходе из Мурманска в Печенгу с военным грузом. Носовая часть судна оторвалась и затонула, оставшаяся на плаву часть была прибуксирована в Териберку. Погибло 57 чел.
ЦГАНХ. ф. 8045, оп. 3, д. 1592, л. 45; Вайнер Б.А. [6] , с. 374; Руднев Г.А. [30], с. 121- 122; В конвоях [7], с. 221, 224; Морской флот, 1984, № 10, с. 21.

Best regards,
Alexander Petrunev