От Перископ
К All
Дата 10.12.2005 21:52:41
Рубрики Администратору; WWI; WWII; Современность;

Некоторые данные по участию наших ПЛ ПЛ в ВОВ ( выпуск № 4)

Северный флот
1944 год
В составе бригады: М- 104, 105, 107, 108, 119, 171, 200, 201, Щ-402, 404,
С- 14, 15, 51, 54, 56, 101, 102, 103, 104, Л- 15, 20,22, К-21
Прибыли: В- 2, 3 , 4, С-16, 19

Погибли: М-108,Щ-402, С-54

Потопили: М-104: 1; М-105: 1; С-51: 1; С-15: 1; М-201: 3; М-108: 1;
С-103: 5; С-104: 6; В-2: 2; С-14: 3; В-4: 3

К началу 1944 г. На 23 подводные лодки поставили «ВАН-ПЗ», на 9 установили «Дракон -129» или «Аздик». На вооружение поступили торпеды ЭТ-80, 53-39 с неконтактными взрывателями. На некоторые подводные лодки были установлены приборы торпедной стрельбы типа «Торпедо-директор» (английские), торпедные аппараты были снабжены приборами безпузырной стрельбы, стали ставить стабилизаторы глубины погружения.
Во второй половине 1944г. В счет репараций с Италии СФ союзники временно передали четыре английские подводные лодки, три из них («Анброкен», «Юнайтед» и «Урсула») получили советские названия В-2, В-3, В-4. В августе они прибыли в Полярный и в конце компании начали боевую деятельность в составе флота. Четвертая лодка В-1 (командир Герой Советского Союза капитан 2 ранга И.И. Фисанович) по пути следования из Англии погибла (вероятно, подорвалась на мине).
В 1944 г. Применялась «нависающая завеса» совместно с разведывательной авиацией.
11.10.1944 г. – были последние боевые действия подводных лодок СФ.
ИТОГ:
Подводные лодки потопили 146 судов (460423 т.), 50 кораблей (42800т.):
МЗГ, 1-ПЛ, 3-ЭМ, 23- СКР, 21- ТЩ
Повреждено 18 судов (57600 т.) и 6 кораблей
Подорвались на минах, которые поставили лодки, 12 судов (43200 т.)
Для потопления одной единицы противника пришлось провести 1,85 похода
и использовать 3 торпеды.
За 1941 – 1944 годы подводные лодки пересекали минные заграждения не менее 1190 раз. Минная опасность для подводных лодок являлась главной угрозой на протяжении всей войны. Предположительно на минах погибло 10 подводных лодок.
Щ-402: 21.09.1944 г. Была потоплена нашим самолётом. ПЛ была без хода в позиционном положении, в светлое время суток. Штаб северного флота дал указание не атаковывать лодки, а командование ВВС это не довело до экипажей самолётов. Щ-402 была одной из наиболее успешно действовавших лодок и имела отлично подготовленный личный состав, прошедший суровую школу войны.
Бригада подводных лодок награждена орденом Красного Знамени и орденом Ушакова 1 степени.
Герои Советского Союза:
1. Колышкин Иван Александрович - командир 3 дивизиона, 1943 г.
2. Лунин Николай Александрович -Щ-421, 1942 г.
3. Стариков Валентин Георгиевич - М-171, 1942 г.
4. Фисанович Израиль Ильич - М-172, 1943 г.
5. Гаджиев Магомет Имадутинович -командир 1 дивизиона, 1942 г.
6. Иоселиани Ярослав Константинович - В-4, 1944 г.
7. Щедрин Григорий Иванович - С- 56 , 1944 г.
8. Кучеренко Иван Фомич – командир 2 дивизиона, 1945 г.


От Simm
К Перископ (10.12.2005 21:52:41)
Дата 10.12.2005 22:41:50

Re: Некоторые данные...

Кстати,лодку Фисановича на переходе утопили англичане по ошибке.Вроде наши зашли не в тот квадрат на переходе и их потопили ,приняв за немцев...

От Stalker137
К Simm (10.12.2005 22:41:50)
Дата 11.12.2005 00:25:12

Re: Некоторые данные...

>Кстати,лодку Фисановича на переходе утопили англичане по ошибке.Вроде наши зашли не в тот квадрат на переходе и их потопили ,приняв за немцев...
Эту версию я слышал не раз от живых подводников-участников ВОВ, в том числе лично от в.а. В.Т.Проценко (хоть он и не подводник, но о боевых действиях знал очень много).
И в подтверждение:
http://www.mvestnik.ru/shwpg.asp?id=278

С уважением- Stalker137

От Илья
К Stalker137 (11.12.2005 00:25:12)
Дата 11.12.2005 01:46:33

Re: Некоторые данные...


>Эту версию я слышал не раз от живых подводников-участников ВОВ, в том числе лично от в.а. В.Т.Проценко (хоть он и не подводник, но о боевых действиях знал очень много).
>И в подтверждение:
>
http://www.mvestnik.ru/shwpg.asp?id=278

тут уже ничего тайного не осталось.
Фисанович действительно вышел за границы прохода и его утопил британский самолет, поскольку B-1 стала погружаться.
вышел за границы тоже можно понять почему.
Еще в Англии к ним подошел один тащ в штатском и на чистом русском стал рассказывать, что ему известны время выхода, границы прохода. Хотя все было очень засекречено. Возможно предположить, что Фисанович во избежании попасть в немецкую засаду вышел за границы. С печальным итогом...
Илья.

>С уважением- Stalker137

От Shtefanov
К Илья (11.12.2005 01:46:33)
Дата 11.12.2005 16:55:48

Re: Некоторые данные...


>>Эту версию я слышал не раз от живых подводников-участников ВОВ, в том числе лично от в.а. В.Т.Проценко (хоть он и не подводник, но о боевых действиях знал очень много).
>>И в подтверждение:
>>
http://www.mvestnik.ru/shwpg.asp?id=278
>
>тут уже ничего тайного не осталось.
>Фисанович действительно вышел за границы прохода и его утопил британский самолет, поскольку B-1 стала погружаться.
>вышел за границы тоже можно понять почему.
>Еще в Англии к ним подошел один тащ в штатском и на чистом русском стал рассказывать, что ему известны время выхода, границы прохода. Хотя все было очень засекречено. Возможно предположить, что Фисанович во избежании попасть в немецкую засаду вышел за границы. С печальным итогом...
>Илья.

>>С уважением- Stalker137
Эта версия (выход В-1 из назначенной полосы перехода)наиболее правдоподобна. Источник, к сожалению, не запомнил, но года два назад мне попалась статья о косвенном признании англичанами факта потопления В-1 на переходе английским самолетом. Известны и номер самолета и фамилия его командира. Лодка находилась в надводном положении вне полосы с удалением от ее границы на 60 миль.
Причин выхода ее из полосы много, но мне, как штурману, который к тому же занимался немного изучением биографии дивизионного штурмана Фисановича, понятнее всего две:
- потеря места в океане, что даже в наше время не кажется чем-то необычным;
- инициатива самого Фисановича, который в силу молодости отличался военной дерзостью и бесстрашием (взять хотя бы его первый прорыв в Линахамари (Петсамо)) и мог решиться на такой маневр, считая его более неожиданным для противника, а значит - более безопасным.

С уважением,
Дмитрий

От Stalker137
К Shtefanov (11.12.2005 16:55:48)
Дата 11.12.2005 18:52:10

Re: Некоторые данные...

Здравствуйте Дмитрий!
>Эта версия (выход В-1 из назначенной полосы перехода)наиболее правдоподобна. Источник, к сожалению, не запомнил, но года два назад мне попалась статья о косвенном признании англичанами факта потопления В-1 на переходе английским самолетом. Известны и номер самолета и фамилия его командира. Лодка находилась в надводном положении вне полосы с удалением от ее границы на 60 миль.
>Причин выхода ее из полосы много, но мне, как штурману, который к тому же занимался немного изучением биографии дивизионного штурмана Фисановича, понятнее всего две:
>- потеря места в океане, что даже в наше время не кажется чем-то необычным;
>- инициатива самого Фисановича, который в силу молодости отличался военной дерзостью и бесстрашием (взять хотя бы его первый прорыв в Линахамари (Петсамо)) и мог решиться на такой маневр, считая его более неожиданным для противника, а значит - более безопасным.
Согласен с Вами. Кроме того, у меня есть очень веские основания доверять В.Т.Проценко и другим участникам ВОВ, которые озвучили именно эту версию, потому что это были особого склада люди-необычайно честные и порядочные. А кроме того, аргументировали "замалчивание" этой версии, хотя, по их утверждениям в архивах все есть.
Одно оставило неприятный осадок-человек, который был главой военной миссии в Лондоне-адмирал Н.М.Харламов, как оказалось, в своих мемуарах ("Трудная миссия") исказил некоторые факты, а про Фисановича (он был лично ответственным за организацию перегона лодок) написал, мол, ничего неизвестно, хотя все прекрасно знал.
С уважением,Stalker137


От Илья
К Stalker137 (11.12.2005 18:52:10)
Дата 11.12.2005 19:15:30

Re: Некоторые данные...


>Одно оставило неприятный осадок-человек, который был главой военной миссии в Лондоне-адмирал Н.М.Харламов, как оказалось, в своих мемуарах ("Трудная миссия") исказил некоторые факты, а про Фисановича (он был лично ответственным за организацию перегона лодок) написал, мол, ничего неизвестно, хотя все прекрасно знал.
Скорее всего политическая цензура так заставила написать.

>С уважением,Stalker137


От Stalker137
К Илья (11.12.2005 19:15:30)
Дата 11.12.2005 20:35:31

Re: Некоторые данные...

>Скорее всего политическая цензура так заставила написать.
А вот я так не думаю. Впервые эти мемуары были изданы в открытом варианте, если не ошибаюсь, в 1972г, периздавались в 1983. О какой цензуре в эпизоде, где явно просматривается вина Британского адмиралтейства может идити речь? Если там были личные просчеты кого-то из нашего окружения-это другой вопрос. Но кого лично? Ответ достаточно прост-видимо Харламова!
С уважением,Stalker137


От Shtefanov
К Stalker137 (11.12.2005 20:35:31)
Дата 12.12.2005 20:47:57

Re: Некоторые данные...

>>Скорее всего политическая цензура так заставила написать.
>А вот я так не думаю. Впервые эти мемуары были изданы в открытом варианте, если не ошибаюсь, в 1972г, периздавались в 1983. О какой цензуре в эпизоде, где явно просматривается вина Британского адмиралтейства может идити речь? Если там были личные просчеты кого-то из нашего окружения-это другой вопрос. Но кого лично? Ответ достаточно прост-видимо Харламова!
>С уважением,Stalker137
Да, история эта темная и до сих пор не рассекречена.
так что остается только гадать.

С уважением,
Дмитрий