От поручик Бруммель
К Перископ
Дата 09.12.2005 11:44:11
Рубрики Администратору; WWI; WWII; Современность;

Re: Некоторые данные...

Доброго здравия.

Если Вас заинтересует, я приведу некоторую статистику по СФ в ВОВ. Плюс к этому такая же статистика по английским лодкам на том же ТВД.

Цифры по зоне ответственности советского СФ:
1941 год - в конвоях немцами проведено 1008 транспортных судов (3143478 брт) и еще 57 судов (119392 брт) - одиночно. Общие суммарные потери ОТ ВСЕХ ВИДОВ ОРУЖИЯ и НЕБОЕВЫХ ПРИЧИН - всего 18 судов, из них почти половина потоплена английскими ПЛ.
1942 г - в конвоях проведено 2338 судов (5417785 брт), потеряно от всех причин всего 23.
1943 г - данных у меня под рукой нет, но судоходство было не ниже, чем в 1942 г, потеряно от всех причин 19.
1944 г - в конвоях проведено 512 судов (1151866 брт), потеряно от всех причин 23.

Торпедные атаки ПЛ СФ и их эффективность.

1941 г - 53 торпедные атаки (выпущено 95 торпед) - только 3 потопленных судна.
1942 г - 76 торпедных атак (от 189 до 192 торпед) - только 8 потоплений (6 ТР и 2 СКР).
1943 г - 81 торпедная атака (261 торпеда) - 15 целей потоплено (7 ТР, 1 ПЛ, 1 ТЩ, 3 КПЛО, 3 СКР), еще 3 ТР повреждено.
1944 г - 50 торпедных атак (129 торпед) - 8 потоплений (2 ТР, 4 КПЛО, 2 СКР) и еще добито 2 ТР, сидевших на мели.

Потери наших ПЛ на СФ

1941 г - потерь нет.
1942 г - потеряно 9 ПЛ!
1943 г - потеряно 10 ПЛ!
1944 г - потеряно 4 ПЛ (вместе с В-1).

Английские лодки .

Решение об отправке в Советское Заполярье английских ПЛ было принято англичанами в ходе миссии контр-адмирала Майлса в штаб СФ в июле 1941 г. Всего в зоне СФ,базируясь на Полярный, действовало 4 английские ПЛ :
"Тигрис" (командир - коммандер Боун) - прибыла 04.08.1941 г, совершила из Полярного 3 похода - с 11.08 по 22.08, с 12.09 по 18.09, третий с 06.10 по 16.10 в том числе для прикрытия конвоя PQ-1, убыла в Англию 20.10.1941.
"Трайдент" (коммандер Слайден) - прибыла 10.08.1941, совершила 3 похода - с 16.08 по 03.09, второй с 16.09 по 03.10, третий с 30.10 по 09.11, ушла в Англию 15.11.1941.

На смену этой паре прибыла вторая:
"Си Лайон" (лейтенант-коммандер Колвин) -
прибыла в Полярное 06.11.1941, совершила 2 похода - с 14.11 по конец ноября, второй в начале декабря, убыла в Англию 21.12.1941, по пути приняв участие в операции "Анклет" - набеге британского флота на Лофотенские о-ва.
"Си Вулф" (лейтенант Райкес) - прибыла 10.11.1941, совершила 2 похода - с 17.11 по 26.11 и с 05.12 по 20.12.1941, убыла в Англию 05.01.1942.
На смену им 11.01.1942 в Полярное пришла "Стёрджен", но реально она на СФ так и не стала базироваться, в действиях против немецкого судоходства участия не принимала, а 20.01.1942 была развернута у Тронхейма в завесе против "Тирпица", после чего ушла в Англию.

Позиции англ. ПЛ ( собственно совпадают с нашими)

Тана-фиорд - м.Нордкап.
Лоппское море - Серей

"Тигрис" - 7 торпедных атак - потоплены 2 ТР:
17.08.1941 - ТР "Хаакон Ярл" (1492 брт, по др.данным 1840 брт).
13.09.1941 - ТР "Рихард Виз" (905 брт).

"Трайдент" - 11 торпедных и 2 артиллерийские атаки - 5 судов потоплены и 1 повреждено:
19.08.1941 - артиллерией поврежден ТР "Левант" (4769 брт), но смог уйти к берегу.
22.08.1941 - ТР "Остпройссен" (3030 брт).
30.08.1941 - одним залпом потоплены ТР "Донау II" (2931 брт) и "Байя Лаура" (8561 брт).
26.09.1941 - корабль ПЛО Uj-1201 (527 брт).
03.11.1941 - корабль ПЛО Uj-1213.

"Си Лайон" - 3 торпедные и 1 артиллерийская атаки - потоплено 2 судна:
18.11.1941 - артиллерией потоплен бензиновоз "Веско" (331 брт).
05.12.1941 - ТР "Исланд" (638 брт).

"Си Вульф" - 4 торпедные и 1 артиллерийская атака - 1 судно повреждено:
24.11.1941 - артиллерией поврежден ТР "Байя" (4117 брт), был сочтен потопленным, но не затонул, а сдрейфовал, и позже был отбуксирован немцами в порт.


Сравнения результатов наших ПЛ и английских за 1941 год

У англичан было на советском Севере 4 ПЛ - совершено 10 боевых походов - произведено 25 торпедных и 4 артиллерийские атаки - потоплено 9 судов и еще 2 повреждены.
ПЛ СФ - было 22 ед - совершен 81 поход, из них 69 на коммуникации противника - произведено 52 торпедные и 6 артиллерийских атак - потоплено торпедами 3 ТР, артиллерией потоплены 1 КПЛО и повреждены 2 КПЛО (это все результат известного боя К-3 03.12.1941), также артогнем потоплены 3 дрифтербота и поврежден 1 ТР.

Разница в результатах убийственная - и это было ясно даже тогда, в 1941 г, когда результативность наших ПЛ сильно завышалась. Поэтому для командиров советских ПЛ были срочно в начале сентября организованы недельные лекции командира "Трайдента" коммодора Слайдена по тактике.

С уважением, поручик.

От Перископ
К поручик Бруммель (09.12.2005 11:44:11)
Дата 09.12.2005 12:37:57

Re: Некоторые данные...

Здравствуйте!
Большое спасибо за уточнения. Если можно, то, пожалуйста, дайте источники Вашей
информации. Желательно по Северному флоту и за период с 22 июня по 31 декабря 1941 г.
Я в своем посте привёл краткий конспект 3-х томника (ранее имевшего гриф сов.секретно)
"Боевые действия подводных лодок в ВОВ". С уважением, Берзин

От поручик Бруммель
К Перископ (09.12.2005 12:37:57)
Дата 09.12.2005 13:00:18

Re: Некоторые данные...

Пожалуйста.

http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/0/co/68861.htm

Отмечу, что ряд данных тут дан ув. Эксетером.

От Repulse
К поручик Бруммель (09.12.2005 11:44:11)
Дата 09.12.2005 12:24:17

Еще по ПЛ СФ в ВОВ

Приветствую!
Добавлю.
Так же порочной окразась система нарезки квадратов патрулирования, которые были слишком вытянуты перпендикулярно берегу, но очень узки для патрулирования побережья. Посылать в 1 квадрат 2 и более ПЛ боялись, т.к. опасались, что могут атаковать друг друга. Хотя выход был просто - просто ЗАПРЕТИТЬ АТАКОВАТЬ ЛЮБЫЕ ПЛ, и уклоняться от встреч с ПЛ погружением. А функции ПЛО возложить на ЭМ и СКР с МО, а так же на авиацию.
С уважением

От serg
К Repulse (09.12.2005 12:24:17)
Дата 09.12.2005 16:21:29

Re: Еще по...

Доброго времени суток!

>Так же порочной окразась система нарезки квадратов патрулирования, которые были слишком вытянуты перпендикулярно берегу, но очень узки для патрулирования побережья.

Всегда ли было ТАК?
Какую цель это преследовало?

С уважением, serg

От Repulse
К serg (09.12.2005 16:21:29)
Дата 10.12.2005 15:25:21

Re: Еще по...

Приветствую!
>Доброго времени суток!

>>Так же порочной окразась система нарезки квадратов патрулирования, которые были слишком вытянуты перпендикулярно берегу, но очень узки для патрулирования побережья.
>
>Всегда ли было ТАК?
Нет. Под конец войны ситуация изменилась.
>Какую цель это преследовало?
Я уже упоминал - один квадрат - одна лодка. Чтобы точно знать, что любая встреченная лодка - чужая.
>С уважением, serg
С уважением

От serg
К Repulse (10.12.2005 15:25:21)
Дата 12.12.2005 13:17:39

Re: Еще по...

Доброго времени суток!

>>>Так же порочной окразась система нарезки квадратов патрулирования, которые были слишком вытянуты перпендикулярно берегу, но очень узки для патрулирования побережья.
>>
>>Всегда ли было ТАК?
>Нет. Под конец войны ситуация изменилась.

Связано это не с концом войны, как таковым, а с завоеванием превосходства в воздухе, позволившим организовать нормальную авиаразведку норвежских шхерных коммуникаций. И тогда (внимание!) наши начали использовать лодки методом нависающей завесы. Да-да, тот самый "немецкий опыт" использования пл, трансформированный для прибрежной полосы. И это сразу принесло плоды.

Так что не от глупости эти первоначальные районы были, а в силу невозможности иного.

>>Какую цель это преследовало?
>Я уже упоминал - один квадрат - одна лодка. Чтобы точно знать, что любая встреченная лодка - чужая.

1. При чём тут конфигурация районов? Ни при чём. На самом деле она была обусловлена несколькими факторами:
- господством немцев в воздухе в прибрежных районах;
- природными условиями Заполярья (полярный день).
Лодки вынуждены были часто всплывать на подзарядку АБ. Если это происходило вблизи побережья тем более полярным днём, то в абсолютном большинстве случаев их обнаруживали и часто топили. Даже если не топили, то они теряли основное своё преимущество - скрытность. Поэтому командование в пределах одного "большого вытянутого района" назначало каждой лодке два поменьше: ближе к побережью - район поиска и дальше от него, где ослабевало наблюдение немцев - район зарядки АБ. Отсюда и кажущаяся "вытянутость" районов.

2. Учитывая численность кораблей в конвоях, проводимых немцами по норвежским шхерам, и стеснённость маневрирования в них (обусловленная не только географией, но и минными постановками), атаковать эти конвои одновременно несколькими пл совершенно нецелесообразно. Поэтому наше командование пошлО по другому пути: организовало непрерывное боевое воздействие на конвои на всём участке побережья, "передавая" конвой от одной пл к другой.

Так что тактика пл СФ как раз соответствовала обстановке на этом театре.

С уважением, serg

От поручик Бруммель
К Repulse (09.12.2005 12:24:17)
Дата 09.12.2005 12:33:47

Re: Еще по...

>Приветствую!
>Добавлю.
>Так же порочной окразась система нарезки квадратов патрулирования, которые были слишком вытянуты перпендикулярно берегу, но очень узки для патрулирования побережья. Посылать в 1 квадрат 2 и более ПЛ боялись, т.к. опасались, что могут атаковать друг друга. Хотя выход был просто - просто ЗАПРЕТИТЬ АТАКОВАТЬ ЛЮБЫЕ ПЛ, и уклоняться от встреч с ПЛ погружением. А функции ПЛО возложить на ЭМ и СКР с МО, а так же на авиацию.

Если не ошибаюсь, то Сергеев в своей книге в первых главах говорит об этом. Правда он там каленным железом прошелся по нашим ПЛ в начале войны, чем вызвал несогласие с такой позицией М. Морозова.
>С уважением

От info
К поручик Бруммель (09.12.2005 11:44:11)
Дата 09.12.2005 11:55:06

Некоторые данные...

Здравствуйте!

А какие были границы зон ответственности СФ ?

От поручик Бруммель
К info (09.12.2005 11:55:06)
Дата 09.12.2005 12:27:21

У ПЛ они менялись с течением времени.

Доброго здравия.

Посмотрите эту карту .


>А какие были границы зон ответственности СФ ?

Или Вы имеете в виду проводку английских конвоев?

От info
К поручик Бруммель (09.12.2005 12:27:21)
Дата 09.12.2005 12:34:48

У ПЛ они...

Собственно это северная Норвегия.
А кто обслуживал районы центральной и южной Норвегии ?
р-н Бергена и Осло-фьорда ?
Ведь были попытки ходить через север Англии...

От поручик Бруммель
К info (09.12.2005 12:34:48)
Дата 09.12.2005 12:37:28

Re: У ПЛ

>Собственно это северная Норвегия.
>А кто обслуживал районы центральной и южной Норвегии ?
>р-н Бергена и Осло-фьорда ?

Английские ПЛ.

>Ведь были попытки ходить через север Англии...

К сожалению я не слышал об этом.

От info
К поручик Бруммель (09.12.2005 12:37:28)
Дата 09.12.2005 13:03:15

У ПЛ

Скапа-флоу места отстоя конвоев

От Repulse
К info (09.12.2005 13:03:15)
Дата 09.12.2005 13:08:26

Чьих?

Приветствую!
>Скапа-флоу места отстоя конвоев
Вроде как эти конвои ЗАЩИЩАТЬ надо было..))
С уважением

От info
К Repulse (09.12.2005 13:08:26)
Дата 09.12.2005 13:16:22

Re: Чьих?

Так я же и говорю,что плавали севером Англии, раз попадали в Скапа-флоу

От поручик Бруммель
К info (09.12.2005 13:03:15)
Дата 09.12.2005 13:08:14

Re: У ПЛ

>Скапа-флоу места отстоя конвоев

Нет.

Лох-Ю или Хваль-Фиорд.

От info
К поручик Бруммель (09.12.2005 13:08:14)
Дата 09.12.2005 13:20:08

Re: У ПЛ

Первый конвой с грузами для России, операция «Дервиш», вышел из Ливерпуля в направлении залива Скапа-Флоу 12 августа 1941 г. В его составе шесть британских торговых судов Ланкастриан Принц, Нью Вестминстер Сити, Олдерсдейл, Эзне, Хланстефан Касл и Трехата, и один голландский, Альчиба. После короткой остановки для заправки топливом в Исландии он, избежав потерь, прибыл в Архангельск 31 августа, доставив 10000 тонн каучука, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», 1500 тонн форменных ботинок и множество другого необходимого оборудования

От info
К info (09.12.2005 13:20:08)
Дата 09.12.2005 13:20:58

Re: У ПЛ

Маршрут, которым следовали конвои, в летнее время проходил от Скапа-Флоу на Оркнейских островах в Исландию, где осуществлялась заправка топливом, далее на север к широте 75o и, наконец, в южном направлении до Архангельска. Зимой для разгрузки приходилось использовать Мурманск, как единственный незамерзающий из северных портов, несмотря на его чрезвычайную близость к линии фронта и на то, что это заставляло конвои идти маршрутом, проходящим вблизи оккупированного немцами норвежского побережья. Кроме постоянной угрозы со стороны Люфтваффе, германского надводного флота и подводных лодок, конвоям приходилось преодолевать проблемы, которые представляли собой полярный день летом и полярная ночь зимой, туман, паковый лед, а также ориентирование по компасу – из-за высоких широт и страшных штормов.


От поручик Бруммель
К info (09.12.2005 13:20:58)
Дата 09.12.2005 13:30:46

Re: У ПЛ

Маршрутом русских конвоев на самом деле считается Исландия - СССР. Скапа флоу, сначала, а затем Лох-Ю -это точки сбора судов для СССР из Галифакских ковоев.


От info
К поручик Бруммель (09.12.2005 13:08:14)
Дата 09.12.2005 13:17:37

Re: У ПЛ

Мне чего-то казалось,что PQ-17 там был....

От поручик Бруммель
К info (09.12.2005 13:17:37)
Дата 09.12.2005 13:22:19

Re: У ПЛ

>Мне чего-то казалось,что PQ-17 там был....
Путь русских конвоев:

Галифакс -Лох Ю(Шотландия) - Хваль-фиорд (Исландия) - Мурманск или Архангельск.

От info
К поручик Бруммель (09.12.2005 13:22:19)
Дата 09.12.2005 13:29:57

У ПЛ

А в Галифакс чего заходили ? Пополнение запасов ? Это же Канада

От поручик Бруммель
К info (09.12.2005 13:29:57)
Дата 09.12.2005 13:38:19

Re: У ПЛ

>А в Галифакс чего заходили ? Пополнение запасов ? Это же Канада

:)

Галифакс -это точка формирования североатлантических конвоев. Суда собирались в Галифаксе , конвои НХ или "быстроходные" и порт Сидни на острове Кеп-Бретон(Канада) - конвои SC или "тихоходные". От туда они шли через Атлантику в Англию. Суда предназанченые для СССР собирались сначала в Скапа, а затем на западном побережье Шотландии в Лох-Ю. Оттуда под эскортом шли в Хваль-фьиорд(Исландия) и только выходившие от туда конвои уже именовались, как PQ.

НХ и SC это самые основные конвои в Битве за Атлантику и снабжению Англии.

От Repulse
К info (09.12.2005 13:29:57)
Дата 09.12.2005 13:33:03

Там конвои фомировались (-)


От Repulse
К info (09.12.2005 11:55:06)
Дата 09.12.2005 12:08:09

По меридиану острова Медвежий

Приветствую!
>Здравствуйте!

>А какие были границы зон ответственности СФ ?
А Пл нарезались зоны примерно до Киркинесса.
С уважением

От info
К Repulse (09.12.2005 12:08:09)
Дата 09.12.2005 12:36:30

По меридиану острова...

А работали ли наши лодки в Скагерраке,Датских проливах и южной части Северного моря ?

От поручик Бруммель
К info (09.12.2005 12:36:30)
Дата 09.12.2005 12:47:07

Re: По меридиану

>А работали ли наши лодки в Скагерраке,Датских проливах и южной части Северного моря ?

В Скагерраке наврядли, тоже самое юж. часть Северного моря.
В этом просто нет смысла. Там ниаболее благоприятная зона для действий англ. ПЛ по причине знакомости ТВД и близости баз. К тому же не думаю, что англичане поделились с нами картами минных постановок и прочей прелестью. По мимо этого какой смысл совершать такие походы нашим ПЛ, когда руда изначально грузится в Нарвике?
Про Датский пролив думаю, что там нашим однозначно делать нечего. Немецкого судоходства там не было. Если только немецкие ЛК и ЛКР, ТКР и панцершифтами ловить. :)
Представляете себе ситуацию если наша ПЛ по ошибке всадит в борт англичанину торпеду или английское ПЛО потопит нашу ПЛ? Это сугубо английская зона действий.

От info
К поручик Бруммель (09.12.2005 12:47:07)
Дата 09.12.2005 13:05:26

По меридиану

Я имед ввиду Датские проливы - Скагеррак, Каттегат, Зунд, Большой и Малый Бельт

От поручик Бруммель
К info (09.12.2005 13:05:26)
Дата 09.12.2005 13:24:54

Re: По меридиану

>Я имед ввиду Датские проливы - Скагеррак, Каттегат, Зунд, Большой и Малый Бельт

А..

Минные заграждения , как с немецкой, так и с английской стороны. Контроль района немецкой авиацией. Большое количество сил ПЛО. Там даже англичанам было очень тяжко.

От Repulse
К info (09.12.2005 12:36:30)
Дата 09.12.2005 12:42:42

Re: По меридиану

Приветствую!
>А работали ли наши лодки в Скагерраке,Датских проливах и южной части Северного моря ?
Нет. Был один переход из Англии - это лодки ТОФ шедшие в состав СФ - С-55, С-56, Л-ки. Но этот переход ничего общего с патрулированием не имел.
С уважением