От mk
К OldSalt
Дата 13.07.2005 11:31:10
Рубрики Прочее;

Есть, что забыть невозможно

Не в тему, коенчно, а так, в качестве байки.

> Каждый день выруливая на улицу Саморы Машела, мучительно пытаюсь вспомнить, кто это такой.

Вам повезло. Примерно год назад дочь замучила вопросом, чьим именем названа улица, на которой мы живём. Я
примерно знал:
http://www.hist.nnov.ru/persons/Suslova.html
http://www.extra-n.ru/comm/photo.phtml?id=1656
но малая огорошила вопросом: "А почему в названии улицы указано имя?"

Пришлось поискать и ....
http://www.pokrovka7.nnov.ru/8/1151_1.php

Как жить на улице, названной именем одной из первых русских феминисток? Она в поведении почти не в чём не
уступала сестре, как мне недавно расказал за рюмкой чая одноклассник-историк, в своё время покопавшийся в
архивах. Заодно - про исторю её отчисления в Цюрихе.

--
С уважением, Михаил


От kregl
К mk (13.07.2005 11:31:10)
Дата 13.07.2005 18:36:34

Вы - УЗУ с НВ!!!!(-)


От mk
К kregl (13.07.2005 18:36:34)
Дата 14.07.2005 08:57:54

Всё - молчу, молчу ... (-)



От VOICE
К mk (13.07.2005 11:31:10)
Дата 13.07.2005 18:25:44

Re: «За землю за волю за лучшую долю...»


>Как жить на улице, названной именем одной из первых русских феминисток? Она в поведении почти не в чём не
>уступала сестре, как мне недавно расказал за рюмкой чая одноклассник-историк, в своё время покопавшийся в
>архивах. Заодно - про исторю её отчисления в Цюрихе.

А где можно прочитать об этом периоде?

Недавно известная актриса Джейн Фонда написала
в своей книге, что она участвовала в групповом сексе
который организовывал ее муж -Роже Вадим.
Это та Джейн,
которая в молодые годы
боролась против войны во Вьетнаме,
в свои 54 года в очередной раз вышла замуж - на этот раз за телемагната Тэда Тернера.
Она умная женщина и знает как сейчас можно привлечь
внимание современной публики.
Так что эти обнародованные факты
привлекли бы внимание к движению
народовольцев в 18 веке.

И еще интересно,
если в 18 веке у истоков русского феминизма
были мужчины.
Фраза Писарева "женщина ни в чем не виновата" стала крылатой, а Чернышевский заявил о праве женщин не только получать образование и работать, но и о праве на свободную любовь

То сейчас отношение к женщине поменялось.

На пути к обретению силы (Надежда Ажгихина,
сопредседатель ассоциации журналисток),
http://www.owl.ru/win/info/we_my/2000_sp/05.htm

Рынок — точнее, его первые шаги — принес в Россию представление о ЖЕНСКОЙ ВНЕШНОСТИ КАК ТОВАРЕ (картинки с изображениями полуодетых девушек появились не только в бульварных, но и в, казалось бы, довольно уважаемых изданиях), и новые образы героев и героинь. Герой России должен был быть "супермен, с деньгами, бабами, оружием и машинами" (определение известного автора Александра Кабакова, большого демократа), а также то, что лучшие женщины — жены бизнесменов и фотомодели. Трудящиеся женщины были показаны скучными неудачницами, а первые предпринимательницы — как отчаявшиеся устроить личную жизнь.
Результатом стало то трагическое положение, которое отличает современную Россию: обнищание населения, резкое сокращение сроков жизни, эпидемии, социальное сиротство, голодная старость и беспризорность на уровне гражданской войны.
Начался этот процесс с резкого ухудшения положения женщин. Первая же официальная перепись безработных обнаружила, что более 74 ПРОЦЕНТОВ ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА СОСТАВЛЯЮТ ЖЕНЩИНЫ, преимущественно квалифицированные, и что им намного труднее, чем мужчинам, найти новую работу или начать бизнес — начинает работать уже сложившийся СТЕРЕОТИП ДИКОГО РОССИЙСКОГО РЫНКА, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ЖЕНЩИНА НЕГЛАСНО СЧИТАЛАСЬ ЧЕЛОВЕКОМ ВТОРОГО СОРТА. По экспертным оценкам женская зарплата, в советское время составлявшая около 70 процентов от мужской, в среднем по России теперь не более 45 процентов. Лишь 12 процентов женщин теперь в состоянии регулярно следить за своим здоровьем — разрушена система доступного медицинского обслуживания. Детские сады и ясли также перестали быть доступными и чересчур малочисленны — многие женщины, имеющие детей, просто не в состоянии оплачивать дорогие услуги и вынуждены сидеть дома. Детские пособия (достаточные на покупку килограмма сыра в месяц) не выплачивают годами, в стране 42 ПРОЦЕНТА ДЕТЕЙ ЖИВЕТ ЗА ЧЕРТОЙ БЕДНОСТИ. Страшную статистику можно продолжать.
Растет жестокость в семьях — БОЛЕЕ 14 ТЫСЯЧ ЖЕНЩИН ЕЖЕГОДНО ПОГИБАЮТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ, а соответственный закон до сих пор не принят. После некоторого спада вновь растет число абортов, не снижается ПРОБЛЕМА СЕКСУАЛЬНЫХ ДОМОГАТЕЛЬСТВ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ.
Все эти события, начавшиеся в 1991-м и продолжающиеся посейчас, позволяют сделать вывод о том, что во всех постсоветских государствах продолжала работать старая традиция, согласно которой трудности очередного переходного периода — теперь перехода к рыночной экономике и национальной независимости — во многом преодолевались за счет женского населения. Так было в годы строек первых пятилеток, так было в годы восстановления народного хозяйства СССР после Великой отечественной войны. Так происходит и при переходе к демократии.

НАДЕЖДА ПРОКОФЬЕВНА СУСЛОВА
http://www.a-z.ru/women/texts/pavll1r-11.htm
(1843 - 1918 гг.)
"Почтенным первенцем нового женского русского мира" величал Н. П. Суслову известный публицист Григорий Елисеев. На ее долю действительно выпала нелегкая роль первооткрывателя. Ее имя стало символом, а жизнь примером для подражания многим русским женщинам, стремившимся к образованию, к служению общественным идеалам.
Суслова родилась в с. Панине Нижегородской губернии в семье вольноотпущенного крепостного графа Шереметева. В 1854 г. семья переехала в Москву. Отец - человек передовых взглядов - считал необходимым дать детям образование, для чего был избран частный пансион, не перегружавший девичью голову знаниями. Умственные запросы Надежды Прокофьевны удовлетворялись, главным образом, самообразованием. Знание языков, французского и немецкого, дал, наверное, пансион, но латынь и естественные науки, усвоенные в юности, не входили в курс обучения.
С 1860 г. семья Сусловых жила в Петербурге. Круг общения Н. П. Сусловой здесь - передовые женщины, стремившиеся к серьезному образованию: М. А. Обручева, сестры Корсини... Вместе с ними в числе первых Надежда Прокофьевна стала посещать лекции в университете, а затем и в Медико-хирургической академии. И. М. Сеченов вспоминал о знакомстве осенью 1861 г. с двумя "представительницами нового течения, серьезно и крепко заряженными на подвиг служения женскому вопросу"30. Утром они бывали в академии, где слушали лекции нескольких профессоров, в том числе И. М. Сеченова и В. Л. Грубера, вечерами готовились держать экзамен за мужской гимназический курс. Обе уехали в Цюрих, где получили докторские дипломы. Одна из них - Н. П. Суслова, другая - М. А. Обручева, ставшая Сеченову женой и "неизменным другом до смерти".
В 1862 г. Суслова опубликовала первую научную работу, став пионеркой и в этой области. Все воспоминания о Надежде Прокофьевне тех лет отличаются редкостным единодушием: современники запомнили ее серьезность, целеустремленность, отсутствие бравады, свойственное многим нигилисткам.
Авдотья Панаева, наблюдавшая ее в кругу "Современника", свидетельствовала: "Она резко отличалась от других тогдашних барышень, которые тоже посещали лекции в университете и в медицинской академии. В ее манерах и разговоре не было кичливого хвастовства своими знаниями и того смешного презрения, с каким относились они к другим женщинам, не посещавшим лекций. Видно было по энергичному и умному выражению лица молодой Сусловой, что она не из пустого тщеславия прослыть современной передовой барышней занялась медициной, а с разумной целью, и серьезно относилась к своим занятиям". Нигилистка Е. Ценина (Жуковская) отмечала у Сусловой "аскетизм как нравственный, так и физический": она "ходила в каком-то черном шерстяном балахоне, перепоясанном ремневым кушаком", с обстриженными волосами31.
В 1864 г. Н. П. Суслова уехала в Цюрихский университет. Все такая же скромная и застенчивая, она проявила необычайное упорство и, конечно, талант, занимаясь наукой и тем самым, утверждая равноправие с мужчинами. В 1867 г., после блестяще сданного экзамена, с дипломом доктора Надежда Прокофьевна вернулась на родину. Все русские газеты заговорили об этом выдающемся и беспрецедентном событии. То был триумф!
В числе первых поздравителей был А. И. Герцен, который внимательно следил за женским движением в России, а Суслову знал с 1865 г., когда она приехала к нему "на поклон" в Женеву. "Эта девушка очень умная - жаль, что ты ее не увидишь",- писал он тогда дочери32. Еще раньше Герцен познакомился со старшей сестрой Надежды Прокофьевны, также замечательной в своем роде женщиной.
Аполлинария Прокофьевна Суслова-Розанова (1840-- 1918 гг.), писательница и мемуаристка, получила наибольшую известность как автор книги воспоминаний "Годы близости с Достоевским". Как и младшая сестра, она слушала лекции в Петербургском университете, вращалась в радикальных молодежных кругах. Захваченная общим движением, она участвовала в работе воскресных школ. В 1865 г. у Аполлинарии Сусловой как неблагонадежной произвели обыск, нашли прокламации и вследствие этого за ней учредили полицейский надзор. В 1868 г. А. П. Суслова сделала попытку открыть школу в с. Иваново-Вознесенском, которая, однако, уже на следующий год была закрыта властями.
С 60-х годов началась литературная деятельность А. П. Сусловой. В 1861 г. была опубликована ее повесть "Покуда", в связи с чем состоялось знакомство и сближение с Ф. М. Достоевским, оставившее в жизни писателя драматический след33.
В наши дни, если и вспоминают об А. П. Сусловой, то главным образом в связи с Достоевским или ее мужем - известным писателем и философом В. В. Розановым. Однако литературное творчество Аполлинарии Прокофьевны интересно и само по себе, в нем отражены проблемы женской эмансипации в России, освещенные к тому же человеком, причастным к этому движению. Ее героини наделены характерными чертами передовых женщин 60-х годов, которым были свойственны идейность и стремление к деятельности на пользу общества, максимализм в вопросах этики и личной жизни. Многие из этих качеств, и в первую очередь целеустремленность, твердость и стойкость в борьбе с препятствиями на пути к поставленной цели, были присущи и сестре писательницы - Надежде Прокофьевне.
И. М. Сеченов, поздравивший Н. П. Суслову с окончанием университета, но уже предвидевший будущие осложнения, так писал в статье, опубликованной в "Санкт-Петербургских ведомостях" (1867 г., № 226):
"Грустно было бы думать, что даже подобные усилия, столь явно искренние по отношению к цели, могут быть потрачены даром; а это возможно, если они встретят равнодушие в нашем обществе".
Опасения Сеченова оказались не напрасными: по возвращении на родину Н. П. Суслова должна была, как уже отмечалось, сдать повторный экзамен перед специальной комиссией. Первая женщина-врач с честью выдержала и это испытание. В начале 1868 г. русские газеты сообщали о том, что Сусловой "разрешено будет практиковать в России на правах медиков, кончивших курс в иностранных университетах"34.
А. И. Герцен в свойственной ему остроумно-саркастической манере отозвался на это сообщение. "Женщина и священник, за которыми признали права человека" - так назвал он заметку, опубликованную в № 9 французского "Колокола" (15 июня 1868 г.). "Мадемуазель Суслова,- говорилось в ней,- блестящим образом завершившая в Цюрихе свое медицинское образование и получившая диплом доктора, недавно закончила сдачу экзаменов в Петербурге.
В успехе сомнения не было. Внушала страх другая опасность - пол мадемуазель Сусловой. Факультет вышел на этого положения довольно хитроумным способом. Он подошел к Сусловой как к доктору, получившему диплом в иностранном университете. А поскольку обладатели иностранных дипломов после сдачи экзамена пользуются правом на получение докторской степени и в России, профессора признали мадемуазель Суслову доктором медицины". Не скрывая восторга. Герцен информировал свою дочь Тату о публикации в Петербурге в 1868 г. докторской диссертации Сусловой "Прибавление к физиологии лимфатических сердец"35. Он ошибался только, называя ее "мадемуазель". В 1865 г. Суслова познакомилась в Цюрихе с Ф. Ф. Эрисманом, который в 1868 г. стал ее мужем и вместе с нею переехал в Россию, где приобрел известность как общественный деятель и крупный ученый, основоположник научной гигиены в России. Их брак распался в 1874 г.
Итак, Надежда Прокофьевна Суслова ценой больших усилий, напряженного труда и мужества добилась своей цели: получила высшее медицинское образование, была признана в России, получила врачебную практику, почет и уважение в своей стране*. Личным примером она доказала равноправие мужчины и женщины, показала, что женщина не хуже, чем мужчина, может учиться и стать специалистом в своей области.
Врачебный диплом Н. П. Сусловой дал мощный толчок стремлению русских женщин обучаться в заграничных университетах (за неимением доступа в отечественные). Среди ее последовательниц - всемирно известные Софья Ковалевская и Вера Фигнер. Имя Сусловой часто встречается в переписке С. В. Ковалевской. Еще из Петербурга, до отъезда в Германию, она пересказывала в письме к сестре Анне свой сон, в котором фигурировала Надежда Прокофьевна.
* Л. Ф. Пантелеев, описывая судьбу ученых русских женщин, замечал, что "счастливее всех была Н.П.Суслова, которая по colloquim'у не только получила права, но и умела приобрести обширную практику, став любимицей своих пациенток" (Пантелеев Л.Ф. Воспоминания. М., 1958. С. 624-625.
"Представь себе, какой странный сон был у меня в самую первую ночь, как мы сюда приехали,- писала Софья Васильевна,- я видела Суслову, и она рассказывала мне, как тяжело ей было в Цюрихе и как до последнего года она вела тяжелую, одинокую жизнь, как все презирали и преследовали ее и она не имела ни минуты счастья; потом она очень презрительно посмотрела на меня и сказала: "ну, где тебе?" -неправда ли, какой странный сон?"36
Вера Николаевна Фигнер, приехавшая в Цюрих, так сказать, вторым эшелоном, в 1872 г., писала позже: "Стремление женщины к университетскому образованию было в то время еще совсем ново, но Суслова уже получила в Цюрихе диплом доктора... И золотая нить протянулась от Сусловой ко мне, а потом пошла дальше, к деревне, к ее обитателям, чтоб позже протянуться еще далее - к народу вообще, к родине и к человечеству"37.
Н. П. Суслова стимулировала борьбу за высшее образование и в самой России: в декабре 1867 г. она блестяще выдержала экзамен в Цюрихском университете, а в это время в Петербурге Е. И. Конради подготовила свою записку о необходимости высшего образования для женщин. Если даже совпадение во времени - чистая случайность, то безусловная внутренняя связь двух этих событий - вне сомнения.
Наконец, под влиянием Сусловой и при ее участии в Петербурге открылись первые Женские фельдшерские курсы при Екатерининской больнице, которые в 1872 г. преобразовались в Курсы ученых акушерок при Медико-хирургической академии, а в 1876 г. стали самостоятельными Женскими врачебными курсами.
Надежда Прокофьевна Суслова всей своей жизнью доказала преданность науке. Но не только в ней одной она видела смысл своей жизни. Вполне естественным был переход этой просвещенной женщины к участию в освободительном движении, в радикальных кружках, то есть стремление к свободе во всех отношениях, а не только в области образования.
Еще до отъезда за границу Н. П. Суслова познакомилась с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Некрасовым. В 1864 г. "Современник" опубликовал два ее первых литературных опыта: "Рассказ в письмах" (№ 8) и "Чудная" (№ 9). Общение с Чернышевским и Некрасовым, дружеские связи с братьями Серно-Соловьевичами, знакомство с Герценом, который приветствовал ее как первенца в "фаланге новых женщин", определили образ мыслей и действий Надежды Прокофьевны.
Л. Ф. Пантелеев, причастный революционному подполью 60-х годов, засвидетельствовал ее принадлежность к "Земле и воле", а научные изыскания советских исследователей подтвердили это38.
В свидетельских показаниях на следствии и в воспоминаниях приводятся факты, подкрепляющие мысль о принадлежности Н. П. Сусловой к революционной организации. "У нее,- отмечали современники,- было большое и шумное общество - вся передовая молодежь". В доме Сусловой пели "Марсельезу" и польские гимны, произносили противоправительственные речи, там же якобы хранились печать "Земли и воли", прокламация "Великорусе" и т. д.39
С 1865 г. Н. П. Суслова находилась под надзором полиции. По агентурным сведениям, она была даже членом Интернационала и состояла в сношениях с эмигрантами, за что в 1873 г. ей объявили запрет на въезд в Россию, снятый, правда, с том же году40.
Яркая и многогранная жизнь Сусловой оборвалась в 1918 г. в Крыму, где с 1892 Надежда Прокофьевна жила в имении родственников. Памятник тех лет-ее повесть "Из недавнего прошлого" ("Вестник Европы". 1900. № 6), очень слабая в художественном отношении, но интересная автобиографическими материалами. Судя по повести, Суслова до конца своих дней сохранила верность идеалам молодости, веру в знания, просвещение, необходимость служить людям, делая добро...