От VOICE
К All
Дата 05.07.2005 00:41:26
Рубрики Прочее; Современность;

«Черной дыре» в океане» исполнилось 25 лет

«Черной дыре» в океане» исполнилось 25 лет
01/07/2005 17:25
Что в подводном мире создает меньше всего шума? Это вовсе не молчаливые рыбы – любой специалист по гидроакустике скажет вам, что рыбы – это самые шумные существа в море. А российским специалистам удалось создать аппарат, реклама которого звучала так: «единственное бесшумное создание в море».Ровно 25 лет назад на Амурском судостроительном заводе была спущена на воду неатомная подводная лодка третьего поколения проекта 877 (натовское обозначение – класс "Kilo"). Четвертьвековой юбилей совпал со спуском на воду 50-й лодки этого класса, а также со строительство 25-й подводной лодки на экспорт. Этот тройной праздник и отметили на Втором международном военно-морском салоне, который в эти дни проходит в Петербурге.Подводная лодка третьего послевоенного поколения была спроектирована в петербургском ЦКБ морской техники «Рубин». Главный конструктор бюро, академик РАН Игорь Спасский рассказал, что начать проектировать дизель-электрическую подводную лодку было непросто. Руководство Советского Союза решило, что «Рубину» будет достаточно атомных подводных лодок, а неатомные будет разрабатывать горьковский «Лазурит». В результате всех этих политических разногласий строительство новых неатомных лодок вообще оказалось под вопросом, так как предприятия, выпускавшие комплектующие, перестали развивать их производство. Но Спасский был уверен – нельзя сосредоточивать внимание только на атомных подлодках: ведь их можно эксплуатировать далеко не во всех акваториях, а где-то они просто не нужны.Необходимость создания нового подводного судна была очевидна: развитие гидроакустики шло семимильными шагами, и лодки предыдущего поколения стали «заметны» под водой так же хорошо, как и в надводном положении. Поэтому перед специалистами ЦКБ «Рубин» стояла задача сделать самую бесшумную лодку в мире. Разработки начались в 1975 году, когда генеральным конструктором проекта был назначен Юрий Кормилицин.И разработчики достигли своей цели: разведки иностранных государств только через 5 лет после спуска на воду этой подводной лодки, когда ее стали продавать на экспорт, узнали, что советский флот оснащен гораздо более современными, чем они думали, подводными кораблями. Об уникальности этих лодок говорит тот факт, что некоторые из них участвовали в учениях НАТО (естественно, несанкционированно) и ни разу при этом не были обнаружены. За то, что лодки практически не обнаруживались противниками, их прозвали «черными дырами» в океане. Сами же специалисты называли проект «Варшавянка», так как лодки предназначались и для продажи странам, входившим в Варшавский договор.За 25 лет с момента постройки первой лодки российские судостроительные предприятия спустили на воду 50 лодок класса "Kilo", еще 3 сейчас находятся в постройке. Строительство серии велось на трех заводах: «Красное Сормово», «Амурском судостроительном заводе» и «Адмиралтейских верфях». 29 лодок проданы за рубеж: 12 – в Китай, 10 – в Индию, 3 – в Иран, 2 – в Алжир, и по одной в Польшу и Румынию. Ведущим предприятием по постройке лодок этого класса является петербургское ФГУП «Адмиралтейские верфи», со стапелей которого сошли 15 лодок, а еще 3 – строятся в настоящее время.Подводные лодки этого класса практически универсальны: они могут решать задачи борьбы с другими подводными лодками и надводными кораблями как в открытом океане, так и во фьордах, у рифов и других ограниченных акваториях. Лодка может находиться в автономном режиме до 45 суток. Техническая оснащенность позволяет эксплуатировать ее в любых климатических условиях. На лодке, кстати, созданы все условия для комфорта личного состава – удобные каюты с персональными спальными местами, душевая, кают-компания.Несмотря на то, что субмарина была создана четверть века назад, она по-прежнему остается конкурентоспособной. И даже создание в ЦКБ «Рубин» лодки четвертого поколения (проект «Лада») не сделают их менее популярными. Дело в том, что оборудование четвертого поколения вполне может быть установлено и на лодках третьего поколения. В ЦКБ МТ «Рубин» выполнены работы по модернизации подводных лодок класса «Kilo», направленные на значительное повышение их боевой эффективности. В первую очередь, это установка ракетного комплекса «Club-S», внедрение которого позволило подводным лодкам этого класса получить новое тактическое качество. Три составляющих делают лодку класса "Kilo" мировым лидером: это боевая мощь, акустическая скрытность и живучесть.Мария Мокейчева,Фонтанка.ру

От Илья
К VOICE (05.07.2005 00:41:26)
Дата 05.07.2005 21:00:14

Re: «Черной дыре»...


>Ровно 25 лет назад на Амурском судостроительном заводе была спущена на воду неатомная подводная лодка третьего поколения проекта 877 (натовское обозначение – класс "Kilo"). Четвертьвековой юбилей совпал со спуском на воду 50-й лодки этого класса, а также со строительство 25-й подводной лодки на экспорт.

Да, а они не уточнили, что головная (и не только головная) пл этого проекта уже давно списана?
И кто может дать развернутую картину по импортным заказам пр. 877/636 (завод,заказ, тактический, заложен/спущен и т.п.)?

От val46
К VOICE (05.07.2005 00:41:26)
Дата 05.07.2005 18:34:36

Re: Поздравляю с юбилеем Альма-Матер! (-)


От Serge
К VOICE (05.07.2005 00:41:26)
Дата 05.07.2005 01:18:15

Re: «Черной дыре»...


>«Черной дыре» в океане» исполнилось 25 лет
> 01/07/2005 17:25
> На лодке, кстати, созданы все условия для комфорта личного состава – удобные каюты с персональными спальными местами, душевая, кают-компания.

Как то во время Кумжи, на батон на экскурсию зашли ребята с Варшавянки. Самые выдержанные дошли до будки киномеханика в 4 отсеке, потом, чтоб не расстраиваться вернулись. Сказали, что у нас слишком просторно, и у них началась боязнь открытого пространства.:) Представляю, что было бы если бы они погуляли по 941 пр. :)

От Leo
К Serge (05.07.2005 01:18:15)
Дата 05.07.2005 13:00:46

Re: «Черной дыре»...


>Как то во время Кумжи, на батон на экскурсию зашли ребята с Варшавянки. Самые выдержанные дошли до будки киномеханика в 4 отсеке, потом, чтоб не расстраиваться вернулись. Сказали, что у нас слишком просторно, и у них началась боязнь открытого пространства.:) Представляю, что было бы если бы они погуляли по 941 пр. :)

Да ладно, по сравнению с флагманскими дизелями нашего флота - 613 и 645-м проектом это НЕВЕРОЯТНО ПРОСТОРНЫЙ корабль. Другое дело, что о людях там опять слабо подумали - ни вентиляции в каютах, ни воды в достаточном количестве. Даже мой РТМ при полной тождественности арматуры, техники и т.п. казался крейсером (как-то в соседних доках стояли). Но батон, действительно, должен был ребят ошеломить. Да что там говорить - на дизельях надо было больше денег людям платить, чем на атамоходах. Действительно каторжная служба!

От Uzel
К Leo (05.07.2005 13:00:46)
Дата 05.07.2005 22:24:12

Re: «Черной дыре»...


>
>Да ладно, по сравнению с флагманскими дизелями нашего флота - 613 и 645-м проектом это НЕВЕРОЯТНО ПРОСТОРНЫЙ корабль. Другое дело, что о людях там опять слабо подумали - ни вентиляции в каютах, ни воды в достаточном количестве.

знаем такого,может 641 имелся ввиду?Так 641-е вполне просторные корабли,по сравнению с 613,там действительно тесновато.А вот по обитаемости в базе ситуация ухудшалась,от 641 к 641Би 877.На 641Ж - паровое отопление и если в базе был пар,то там зимой просто сказка.На 641Б штатные электрогрелки кругом,по каютам и т.д.,но ЦП,к примеру,прогреть сложно и дежурить там хреновато,в валенках и ватнике - самое то.И опять,фидеры питания с берега дохлые,даже судовые вентиляторы на них пустить нельзя было,только освещение тянули плюс неск.грелок,много не включишь - вышибает.Но дежурить как-то можно было,а вот на 877 - полный кердык.Отопление и охлаждение там было поручено одному большому отсечному кондиционеру,к-рый в базе,с учетом дохлости фидеров никто никогда не включал,а штатных электрогрелок не было.Таскали нештатные,получали за них в бубен периодически,да и вообще часто оставались без какого-либо отопления.Очень здорово и,наверное,полезно провести сутки в бидоне при температуре равной температуре забортной воды,особенно учитывая количество этих суток - через два на третий - норма.В море,конечно,более-менее,если в холодных водах,а в теплых один хрен плохо,особенно в моторных отсеках в нп там вообще труба,матросы по полчаса-часу вахты стояли.Так что,обитаемость,безусловно,улучшилась,но не радикально.
Вентиляция в каютах,к стати,присутствует и работает без вопросов.Из вентиляшек регулярно сыплются крысиные блохи,на тех кораблях,где крысы есть.Так что,верхние койки были непопулярны.На счет питьевой воды -да,немного чего-то отсыпали,тонн 5 всего,на 877,на 641Б побольше,но не радикально.Хотя там был опреснитель,к-рый,правда,никто никогда не включал(уметь же надо),и сносили обычно,в первом же ремонте.
По-поводу простора...В ЦП,конечно,места поболее,с 641Б начиная,но вот в остальном..А откуда оно там возьмется?Да и зачем?В общем,осмотр пл с посещением трюмов,например,при вступлении в дежурство,требовал изрядной ловкости и гибкости в членах.И 877 тут.к стати,за счет более продуманой и,видимо вследствие этого,более плотной копоновки,отличался не в лучшую сторону.

От nick191
К Uzel (05.07.2005 22:24:12)
Дата 06.07.2005 20:01:28

Re: «Черной дыре»...

Добрый вечер.

> 641Ж - паровое отопление и если в базе был пар,то там зимой просто сказка.

ЦП и на 613-м, и на 641-м зимой в базе не прогреешь, т.к. ВРЛ и НРЛ открыты. Так что ватник и валенки в ЦП – наша «национальная зимняя одежда».

> Таскали нештатные,получали за них в бубен периодически,да и вообще часто оставались без какого-либо отопления.

Установка «штатных» электрогрелок в жилых помещениях пл – элементарная задача при стоянке в доковом ремонте даже для старшины команды электриков. Было бы желание…


> Вентиляция в каютах,к стати,присутствует и работает без вопросов.Из вентиляшек регулярно сыплются крысиные блохи,на тех кораблях,где крысы есть.Так что,верхние койки были непопулярны.

На 613-м были «популярны» даже «места» в трюме ЦП, и АЯ, а в ПП – и на дизелях. Четыре офицера штатно размещались на «ночлег» в кают-компании, причем командир БЧ-3 – на столе, что имело и свою положительную сторону – на завтрак обязательно поднимут. Больше всего «доставалось комфорта» командиру пл, который практически жил в ЦП, для чего ему «вили гнездо» из спасательных жилетов и меховой шубы между БП-33 и БП-37. А в каюте командира, обняв «любимую» шкатулку, «жировал» СПС.

> На счет питьевой воды -да,немного чего-то отсыпали,тонн 5 всего,на 877,

Не совсем так. Запас пресной воды на 877-м 15 тонн на 60 человек на 45 суток. Из них: 13,5 т. в семи ЦПВ и 1,5 т. в ЦМВ + опреснитель «Эхо», производительностью 1 тонна в сутки. Запускался на пополнение запасов пресной воды во время каждого всплытия на заряд АБ. Хотя, действительно, несколько капризен. В результате достигалась обеспеченность экипажа пресной водой из расчета 6,5 литра на человека в сутки. Сравните с 613-м: 10 тонн на 60 человек на 30 суток, что обеспечивало 5,5 литра на человека в сутки. И то, если перед БС дополнительно принимали пресную воду в ЦБП и во время надводного перехода в район БС расходовали ее. Расходные клапана ЦПВ командир БЧ-5 пломбировал, и выдача пресной воды производилась только с его разрешения лично старшиной команды машинистов-трюмных. Об остатке пресной воды в походе командир БЧ-5 ежедневно докладывал командиру пл.

> В общем,осмотр пл с посещением трюмов,например,при вступлении в дежурство,требовал изрядной ловкости и гибкости в членах.И 877 тут.к стати,за счет более продуманой и,видимо вследствие этого,более плотной копоновки,отличался не в лучшую сторону.

Это Вам не привелось заползать в трюма на 613-м, потому и ропщет. А вообще, с точки зрения обитаемости и «простора», из «боевых дизелей» лучшим был 629-й проект.

nick 191

От Uzel
К nick191 (06.07.2005 20:01:28)
Дата 07.07.2005 12:46:49

Re: «Черной дыре»...





>> Вентиляция в каютах,к стати,присутствует и работает без вопросов.Из вентиляшек регулярно сыплются крысиные блохи,на тех кораблях,где крысы есть.Так что,верхние койки были непопулярны.
>
>На 613-м были «популярны» даже «места» в трюме ЦП, и АЯ, а в ПП – и на дизелях.

Лихая им досталась доля...


>> На счет питьевой воды -да,немного чего-то отсыпали,тонн 5 всего,на 877,
>
>Не совсем так. Запас пресной воды на 877-м 15 тонн на 60 человек на 45 суток. Из них: 13,5 т. в семи ЦПВ и 1,5 т. в ЦМВ + опреснитель «Эхо», производительностью 1 тонна в сутки.

Точно так,ошибся малость:))Но вот на счет "эха" на 877...По крайней мере на Б-808 я его не встречал,может просто провал в памяти,черт его знает,бывает.А где именно оно там живет?
А на Б-30 и Б-146(это 641Б) - его снесли во время среднего ремонта,да и на Б-515,что в Гамбурге нынче музеем работает,его так же не наблюдается.Видимо постигла та же участь.



>> В общем,осмотр пл с посещением трюмов,например,при вступлении в дежурство,требовал изрядной ловкости и гибкости в членах.И 877 тут.к стати,за счет более продуманой и,видимо вследствие этого,более плотной копоновки,отличался не в лучшую сторону.
>
>Это Вам не привелось заползать в трюма на 613-м, потому и ропщет. А вообще, с точки зрения обитаемости и «простора», из «боевых дизелей» лучшим был 629-й проект.

Вполне может быть,не бывал.Еще,к стати,651 хвалили,те кто служил.

>nick 191