От VOICE
К All
Дата 13.01.2005 13:27:08
Рубрики Современность; Матчасть;

Крейсер "Минск" превратился в "Minsk-World"

Крейсер "Минск" превратился в "Minsk-World"
Российская газета. 13.01.2005 № 1 ( 197 )
Дмитрий Иванов
КОРАБЛИ, как и люди, имеют свою биографию. И нередко корабль входит в жизнь моряка так, что они становятся неотделимы друг от друга. Такова судьба боевого корабля, авианесущего крейсера "Минск".
Как сообщили корреспонденту "СОЮЗа" в Центральном морском архиве в Санкт-Петербурге, крейсер "Минск" теперь стоит на рейде в Китайской Народной Республике. На противолодочном крейсере "Минск" с 70-х годов прошлого века до распада СССР несли службу в основном выходцы из городов и сел Беларуси. Контр-адмирал в отставке, который в те годы бывал на борту "Минска", минчанин Григорий Асанович ЕНГАЛЫЧЕВ рассказал: "Минск" называли вертолетоносцем - он был способен нести на себе до 94 винтокрылых машин.
Предназначено судно было для борьбы с подводными лодками противника. По словам Григория Енгалычева, корабль был оснащен современной гидроакустической системой "Керчь", позволяющей обнаруживать и распознавать объекты. Кроме вертолетов, посменно поднимающихся в небо, в воде его окружали боевые подлодки - для обороны. А для защиты от воздушного неприятеля "Минск" был оборудован зенитными комплексами и радиолокационными системами ближнего и дальнего обнаружения. В общей сложности экипаж (вместе с летным составом) приближался к тысяче человек.
Дальность плавания зависела только от количества топлива. Крейсер был способен развить скорость до 30 узлов, ему не страшен был даже 12-балльный шторм.
По словам главного конструктора авианесущих кораблей, Героя Социалистического Труда Аркадия МАРИНИЧА, участвовавшего в создании и строительстве всех наших авианосцев и тяжелых авианесущих кораблей, в том числе и "Минска", они проектировались в Невском проектно-конструкторском бюро в Ленинграде. Последний поход "Минска" состоялся летом 1990 года.
Затем крейсер поставили на ремонт, но из-за недостаточного финансирования 30 июня 1993 года он был исключен из состава ВМФ и разоружен.
Всего крейсер "Минск" прошел 240 850 миль, с его палубы самолеты совершили 4258 боевых полетов, вертолеты - 9154. За время службы на боевом крейсере прошли службу десятки тысяч старшин и офицеров флота, в основном выходцы из Беларуси. Командовал кораблем контр-адмирал Владимир ЗВАДА. 28 августа 1992 года после торжественного спуска Военно-Морского флага команда "Минска" была расформирована, он был переведен на Тихоокеанский флот.
Многих читателей, очевидно, интересует судьба моряков, списанных в те годы с авианосца "Минск". Многие матросы окончили военно-морские академии и продолжают служить на Северном флоте, где когда-то нес боевую службу несущий авианосец крейсер "Минск".
А сегодня авианосец "Минск", которым раньше гордилась вся Беларусь, стал луна-парком и приносит китайцам до миллиона долларов в неделю, рассказал мне капитан дальнего плавания Александр МАЛЬЦЕВ, который недавно побывал на экскурсии на списанном советском авианосце. Для того чтобы посетить "Минск", который стал достопримечательностью Шэньчжэна, местные жители и гости города занимают очередь ранним утром. Ежедневная прибыль, которую получают нынешние владельцы "Минска", превышает 200 000 долларов.
В эту сумму входят прибыль от продажи билетов, доходы от ресторанов и сувенирных лавок. Любопытно, если туристический бум не спадет, с такой прибыли вполне можно построить новый авианосец...
Реконструкция корабля продолжалась три месяца в доках Гуанчжоу. По словам официального представителя компании Чен Жонгги, в переоборудование "Минска" его компания вложила 28 миллионов долларов. После реконструкции 18 августа 2004 года начата пробная эксплуатация корабля-музея и развлекательного центра на плаву "Minsk-World". Заплатив 12 долларов за входной билет, посетители культурно-развлекательного комплекса первым делом попадают в огромный кинозал. Экскурсия начинается с истории авианосцев. В фильме подробно рассказывается о возникновении авианосного флота, авианосцах разных стран.
Далее экскурсия продолжается на верхней палубе авианосца. Здесь вниманию посетителей представлены макеты вооружения крейсера – реактивная бомбометательная установка, торпедные аппараты, зенитные комплексы. В экспозиции есть и два самолета МиГ-23, несколько макетов боевых вертолетов. За отдельную плату желающие могут побывать в кабине советского геликоптера или сфотографироваться на крыле истребителя. Здесь, понятно, выставлены лишь макеты ракетного вооружения, базировавшегося когда-то на "Минске". Однако мощь и сила советского оружия, как говорят экскурсанты, и ныне поражает воображение.
Далее в сопровождении гидов, одетых в костюмы, стилизованные под советскую униформу, посетители попадают во флагманский салон "Минска".
Здесь в разное время, когда авианосец еще бороздил под советским флагом моря и океаны, побывало все военное и политическое руководство СССР, здесь они обедали и отдыхали. Теперь во флагманском салоне, могут перекусить все желающие. Большинство посетителей предпочитают обедать в расположенном в бывшей кают-компании "Минска" ресторане белорусской кухни. На верхней палубе выступают белорусские фольклорные танцевальные группы.
Как к этому относиться? Автор этих строк, сам бывший моряк, считает: относиться можно по-разному. Можно в ура-патриотическом порыве рвать на себе рубаху, обвиняя власти в разбазаривании национального достояния.
Можно, наоборот, сказать "спасибо" китайцам, сохранившим российский авианосец, не позволившим отправить гордость и красу флота на металлолом.
А можно и пожалеть о том, что мысль извлекать сверхприбыль из списанного крейсера "Минск" пришла не в российские, а в китайские головы...



От КЭНГЪ
К VOICE (13.01.2005 13:27:08)
Дата 24.01.2005 10:43:43

Re: Крейсер "Минск"...

Весьма, весьма интересная статья, хоть есть некоторые неточности.
Мне повезло: я три недели в совокупности прослужил на этом "крокодиле", как называли его моряки-срочники за зелёную бронировнную полётную палубу.
На корабельной практике. Был левым заряжающим носовой артиллерийкой башни.
Тогда, в 1986-м, ТАКР (тяжёлым авианесушим крейсером) "Минск" командовал капитан 2 ранга Поляков.
Что сразу бросилось в глаза?
В отличие от ТАКР "Новороссийск", на котором мы проторчали до появления на "Минске" неделю (командовал им тогда капитан 1 ранга Е.Я. Литвиненко), была суровая годковщина. Утром просто вымыть морду было невозможно. Куча крыс и тараканов, на вот на "Новороссийске" была такой ГАК хитрый... более свежий, чем на "Минске"... в режиме миноискания, рассказывали, на ходовых испытаниях после завода, все крысы просто прыгали за борт с 15-метровой высоты. И всё. А на "Минске" жили слоны.
>Крейсер был способен развить скорость до 30 узлов, ему не страшен был даже 12-балльный шторм.
Никогда, даже в самые свои лучшие годы. А когда мы шли группой кораблей в северокорейский порт Вонсан, наш первый класс был на "Минске", так рассказывали, что на скорости в 20 узлов казалось, что пароход сейчас просто развалится от тряски.
У него КВНы стояли, котлы мазутные, и при даче реверса выходила (прогорала) из строя добрая половина паропроводов, поэтому бедный "Минск" постоянно стоял в Дальзаводе.

В принципе, многое ещё можно рассказывать, в том числе и о разворовывании бедного корабля. Так что слава Поднебесной и её народу, и спасибо им, что пусть хоть в таком виде, но сохранили наш кораболь, тем более что опытные офицеры говорили, что ни на что другое он не годится.
С уважением - КЭНГЪ.

От zas
К КЭНГЪ (24.01.2005 10:43:43)
Дата 24.01.2005 12:41:29

Re: Согласен. Нормальная заметка (+)

Привет!

Без всяких там воплей и сОплей.
С уважением...