От КЭНГЪ
К serg
Дата 09.09.2004 23:54:12
Рубрики 17-19 век;

Re: Штурмана и...

Дорогой serg!

>Напомните, о чём там, ибо мы все занятия, проводимые на штурманском факультете называли "кораблевождением". :-) Не запомнились названия предметов.

Имеется в виду спецманеврирование (тактическое), а дисциплина называлась "кораблевождение при ведении боевых действий".

>>а что касается теории гироскопии
>
>На кафедре торпедного оружия эта дисциплина преподавалась не хуже. :-)

Может быть, может быть... Но торпедные гироскопы - это немножко другое... Там, наверное, астатические применялись? Я вот даже не в курсе...
У нас два года подряд были сначала ГИНСы (гироскопические и инерциальные навигационные системы), потом и того круче - ИНСы (инерциальные навигационные системы) - гольная математика... Ужасы нашего городка...
Вот это и закладывало основу получения первичной информации в навигационных комплексах. А там - понеслась... Но опять же, дальше СЛС работы абсолютного лага или ещё чего-нибудь не рыли - сплошная электроника, но почему-то потактово изучали работу центрального процессора ЦВМ. Трудно сказать, как мне это помогло...

С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К КЭНГЪ (09.09.2004 23:54:12)
Дата 10.09.2004 12:01:46

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>Имеется в виду спецманеврирование (тактическое)

Это о КРП, КОПе, КО, БК и прочем подобном?

>Может быть, может быть... Но торпедные гироскопы - это немножко другое... Там, наверное, астатические применялись? Я вот даже не в курсе...

Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).

С уважением, serg

От КЭНГЪ
К serg (10.09.2004 12:01:46)
Дата 11.09.2004 14:34:06

Re: Штурмана и...

Здравствуй, коллега!

>Это о КРП, КОПе, КО, БК и прочем подобном?

КО - не помню, что такое. А остальное вроде оттуда, но суть не в этом, а в том, как ведёт себя корабль в оредере, как лодка уклоняется от вертолёто с ОГАС, и всё это - на фактической карте в разрезе работы штурмана, потому как всё остальное - на кафедре ТФ учат. Грубо говоря, приходится вести прокладку на плоском планшете Ш-10 (по-моему) или на карте за все цели. Ненавидел эти прокладки, просто башка трескалась! Но, наверное, если бы побольше тренировался бы, то привык бы потом...

А КРУ (курс, равный пеленгу) и КОП (курс одержания пеленга) - это, по моему, как раз работа по пределению ЭДЦ цели без использования активных посылок ГАС (то есть по вееру пеленгов в режише ШП), мы отрабатывали три способа, один из которых включал в себя два разворота на эти курсы для определения дистанции до цели. Блин, уже плохо что-либо помню... на переподготовку пора! ;)))

>Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).

Акселераторы - это что? Акселерометры?
Не знаю даже, для чего гироскопы используются в оружии, но могу предположить, что для удержания горизонта - это раз, и для удержания направления - два. Это как раз астатические, у которых центр масс точно совпадает с осью симметрии (она же ось вращения), и тогда прецессия у такого гироскопа отсутствует, а остальные гироскопы, у которых центр масс смещён, по одному из свойст гироскопа, приходят в меридиан, и ось их вращения становиться параллельно оси вращения Земли. Такие, навреное, в БЧ БР применяются, потому как у них даже астрокоррекция есть, пока она в космосе летит... Но я не знаю даже приблизительно, двоешник я, надо у минёров и ракетчиков спрашивать. Но уверен, что торпеда уж точно не определяет широту своего места, слишком мало времени, да и не нужно ей это.
Кстати, гироскопы успешно применяются и в танкостроении для стабилизации прицеливания, и даже в военной медицине, когда на пародоже в качку операционная дердится на платворме, управляемой гирогоризонтом. Удивительная вещь - гироскоп, всегда меня восхищала!...

С уважением - КЭНГЪ.

От serg
К КЭНГЪ (11.09.2004 14:34:06)
Дата 13.09.2004 12:02:24

Re: Штурмана и...

Доброго времени суток!

>КО - не помню, что такое.

Курс отхода(для увеличения ВИП, если она на КРП меньше допустимого значения).

>но суть не в этом, а в том, как ведёт себя корабль в оредере, как лодка уклоняется от вертолёто с ОГАС, и всё это - на фактической карте в разрезе работы штурмана, потому как всё остальное - на кафедре ТФ учат.

Нас учили "рисовать" такие штуки (уклонение от ОГАС), но только не на карте, а на Ш-26 и, да, на кафедре Тактики ВМФ. Понимаю, что это не есть прокладка в точном понимании этого слова, но принцип, согласитесь, тот же.

>Акселераторы - это что? Акселерометры?

Ну да. Вертелась на языке ещё определённая ассоциация с "нутацией", но убоялся ЛАА и не рискнул. :-))

>Но уверен, что торпеда уж точно не определяет широту своего места

Ну, Вы хотели, чтобы торпеда ещё и с собакой гулять умела! :-))

>Кстати, гироскопы успешно применяются и в танкостроении для стабилизации прицеливания, и даже в военной медицине,

Я бы с детского волчка начал. :-)))

С уважением, serg

От Igor
К serg (10.09.2004 12:01:46)
Дата 11.09.2004 14:13:57

Re: Штурмана и...

Здравствуйте.


>>Может быть, может быть... Но торпедные гироскопы - это немножко другое... Там, наверное, астатические применялись? Я вот даже не в курсе...
>
>Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).

Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))

С уважекнием
Игорь

От kregl
К Igor (11.09.2004 14:13:57)
Дата 11.09.2004 16:43:39

Re: Штурмана и...

Здр!

>>Честно говоря, за давностию лет в памяти остались только умные словечки типа "прецессия" и "нутация". :-)) Но теория гироскопов и инерциальных систем, думаю, и штурманам, и оружейникам давалась примерно в одинаковом объёме, поскольку гироскопы и акселераторы там разные используются как в НК корабля, так и в системе управления торпеды и ракеты (они ведь тоже своё место, курс, скорость и глубину/высоту знать должны).
>
>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
------------------------------
А по самому большому, в торпеде - автомат курса.

С уважением, kregl

От OldSalt
К kregl (11.09.2004 16:43:39)
Дата 13.09.2004 11:04:08

Обижаете!

Добрый день!
>>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
>------------------------------
>А по самому большому, в торпеде - автомат курса.

А как тогда по - Вашему, определяется угол дифферента при изменении глубины хода? А выравнивание крена? Нет, господа, почтенные, торпедный гироскоп - прибор для наведения во всех 3-х плоскостях, как на порядочной ракете!
С наилучшими пожеланиями

От kregl
К OldSalt (13.09.2004 11:04:08)
Дата 13.09.2004 15:15:49

Re: Обижаете!

Здр!
>Добрый день!
>>>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
>>------------------------------
>>А по самому большому, в торпеде - автомат курса.
>
>А как тогда по - Вашему, определяется угол дифферента при изменении глубины хода? А выравнивание крена? Нет, господа, почтенные, торпедный гироскоп - прибор для наведения во всех 3-х плоскостях, как на порядочной ракете!
-------------------
А тут АЗИМУТ-то тут вообще, собственно, при чём?
Гироазимут - азимутами занимается. Но не в торпеде. В торпеде азимутами, т.е, точнее, курсами - исключительно автомат курса. С подсказками от ССН.

С уважением, kregl

От kregl
К OldSalt (13.09.2004 11:04:08)
Дата 13.09.2004 11:33:35

Re: Обижаете!

Здр!
>Добрый день!
>>>Примерно так-же, но все-таки в торпеде по большому счету - гироазимут :-)))
>>------------------------------
>>А по самому большому, в торпеде - автомат курса.
>
>А как тогда по - Вашему, определяется угол дифферента при изменении глубины хода? А выравнивание крена? Нет, господа, почтенные, торпедный гироскоп - прибор для наведения во всех 3-х плоскостях, как на порядочной ракете!
------------------------------
По кр. мере в тех изделиях, что рыл руками, автомат курса это - автомат курса. Самый большой гироскопический прибор в торпеде.
Автомат глубины - здоровенный маятник и гидростат. Дифференты - глубИны отслеживает.
А кренами ведает отдельная система (тоже гироскопическая), связанная с элеронами.

Ну и сигналы от ССН, само собой, во всё это дело вмешиваются...

С уважением, kregl

От КЭНГЪ
К OldSalt (13.09.2004 11:04:08)
Дата 13.09.2004 11:20:48

Даже и не думали!

Дорогой OldSalt, я с Вами согласен, кроме того, что гироскопическая сисема (или один единственный, я не знаю, т.к. может быть и то и другое) в оружии предназначена для наведения. Она нужна для удержания на боевом курме и коррекции отклонения от БК. А свистки этой системе может подавать акустическая станция наведения (мне как штурману, такое можно ляпнуть - она ещё резиновая сверху... ;))) )...
С уважением - КЭНГЪ.