От Gremlin
К All
Дата 12.01.2004 15:52:54
Рубрики Байки;

Продолжение баек, канувших в Лету

Миша Лифшиц.
Служба и совместная работа по испытанию новой техники, свели меня с интересным человеком, минёром дивизиона тральщиков во вторую мировую войну Михаилом Лифшицем.
Когда немцы блокировали магнитными минами кронштадский рейд и ленинградский морской канал, оказалось, что бороться с магнитными минами на Балтике мы не можем. Просто не чем. Пришлось на ходу придумывать устройства для траления. Придумали. Мусорную баржу обмотали кабелем, получился большой плавающий электромагнит. Для включения боевого канала мины нужно было воздействовать на неё шумом. Тут и возникла самая большая проблема. На вооруже-нии флота не было устройств для создания шумового поля. После не долгих поисков, на складах Кронштадта нашли два электрических отбойных молотка американского производства, но только два. Барж и кабеля было достаточно, а молотков только два.
Выход из этой ситуации был найден в духе времени. На каждую из барж, во время траления, са-жали матроса, единственной задачей которого было демонтировать отбойный молоток, после под-рыва баржи, и перебраться с отбойным молотком, на дежурившую неподалеку шлюпку.

Примерно в июне 1945-го года Михаила Лившица, вместе с группой старшин и матросов, срочно самолётом привезли в Росток. В последние дни войны, немцы основательно блокировали все под-ходные фарватеры комбинированными минными заграждениями, а Росток живёт в основном пор-том, и город задыхался. На очень высоком уровне, была поставлена задача, открыть порт для су-доходства. Получив такое задание, с указанием найти на месте средства для выполнения задания, Лифшиц мысленно попрощался с жизнью, или в лучшем случае свободой. При тралении в Фин-ском заливе, с тральщиков выделялись отдельные команды, которые собирали на берегу буйки и элементы разорванных взрывами мин тралящих частей. Наши арсеналы были пусты, и работать приходилось с тем, что сохранилось. А тут совершенно незнакомый город, порт и неизвестно что и где можно найти пригодное для траления. Буксиры и суда пригодные для траления, нашли до-вольно быстро. Дело было за малым – найти материалы, из которых можно было бы своими силами изготовить тралы. Для поиска материалов, Михаил разослал матросов своей команды по скла-дам и предприятиям города. Вскоре ему доложили, что есть интересный склад. Прибыв на обнаруженный склад, Лифшиц был буквально поражён. Перед ним лежали штабеля соленоидов и их кабельные части, сотни комплектов различных типов тралов для катерных, рейдовых и морских тральщиков, в том числе и такие в принципе действия которых ещё предстояло разбираться. Не сдержавшись, он высказал при матросах мысль, что только от вида наших складов после осмотра этого склада, Гитлер наложил бы на себя руки. Он не знал, что мы выиграем войну, используя в качестве оружия мусор.

От Gremlin
К Gremlin (12.01.2004 15:52:54)
Дата 13.01.2004 09:09:23

Re: Продолжение баек,...

Иду на Вы
Наш дивизионный механик, некто Моносов, ранее служил командиром БЧ-5 на десантном корабле. Корабль базировался в губе Пала, что у Полярного.
Однажды летом, когда из всех офицеров корабля на борту остался один механик, на корабль позвонил оперативный флота и приказал к определённому времени кораблю быть в Североморске.
Моносов попытался ему объяснить, что он механик и больше на корабле нет офицеров, но ОД объяснил ему, что механики тоже офицеры ВМФ и обещал ведро неприятностей, если корабль в срок не будет в Североморске.
Пошёл Моносов в штурманскую рубку, с тоской посмотрел на полку с лоциями и пособиями по навигации и созвал синклит из рулевых и сигнальщиков с вопросом «как доковылять до Североморска?».
Погода была хорошая, лето, солнце светило, видимость прекрасная и они снялись со швартовых. Правда, при отходе снесли пару леерных стоек у соседа гидрографа и помяли ему фальшборт, за что Моносов искренне извинился в мегафон перед вахтенным с гидрографа и клятвенно обещал устранить повреждения после возвращения. Из губы Пала вышли без приключений, а в Кольском заливе начались загадки. Нужно было рассчитать компасный курс, однако те скудные сведения по навигации, которые были даны Моносову в училище, давно испарились. Рулевые вынесли на мостик карту Кольского залива и вместе с сигнальщиками весь синклит начал гадать, как и куда идти и не загубить корабль. Северное колено прошли ориентируясь по приметным местам береговой линии и в кильватер за рыбаком. Однако траулер зашёл в губу Тюва и дальше, в Североморск проводника не оказалось.
На входе в среднее колено Кольского залива есть остров Сальный, в районе которого установлено одностороннее движение. Корабли, идущие с моря, оставляют остров Сальный слева. Так же поступают корабли выходящие в море.
На подходе к среднему колену, Моносов заметил, что встречных судов нет, и порадовался этому. А дело было в том, что в море собирался выходить крейсер, и движение по заливу было временно закрыто. Подойдя к Сальному, он прикинул, что по левому проходу путь до Североморска короче и вошел в него. В это время к острову Сальному, со стороны Североморска подходил крейсер.
Командир крейсера, увидев десантный корабль, у себя на курсе, решил не связываться с идиотом, застопорил ход и на всю катушку разрядился на оперативного дежурного флота, рассказав ему, что он думает о порядке в Кольском заливе.
Моносов благополучно разошёлся с крейсером и зашёл на рейд Североморска, отдал якорь и дал семафор дежурному по рейду «согласно приказанию ОД флота прибыл в Ваенгу. Для швартовки прошу прислать строевого офицера, подпись командир БЧ-5 Моносов».
Ни каких последствий для Моносова этот поход не имел и вскоре он был назначен дивизионным механиком на дивизион сторожевых катеров.

От Gremlin
К Gremlin (13.01.2004 09:09:23)
Дата 14.01.2004 09:17:29

Делай как вчера!

Арутюн Авовадзович Саноян или в шутку Авто Автозаводович а для повседневного обращения Сано, только что возвратился из отпуска. Глубинка Армении под Лениноканом, масса родни, вино, невеста, и всё это в разгар лета. Ещё заходя по трапу на борт плавбазы, Сано отметил знакомую суету, которая предшествует выходу катеров в море. На шкафуте плавбазы он столкнулся с командиром дивизиона, лицо которого выразило не поддельную радость при виде Санояна. Дело было в том, что в море нужно было отправить 4 катера, а только на 3-х были командиры. Летние отпуска и дежурства убавили количество годных для плавания командиров.
Через 10 минут радость комдива материализовалась на мостике чужого катера в виде одетого в походное обмундирование Сано.
Работа в море была знакомая. Между островом Кильдин и мысом Териберский по полигону бегал эскадренный миноносец, изображая конвой, а через низкую плотную облачность на него падали с высотных бомбардировщиков торпеды. 4 торпедных катера и 2 торпедолова обязаны были эти свалившиеся с неба торпеды выловить из воды. Торпедоловы брали их на свою палубу, а в задачу ТКА входило поймать торпеду после её продувки и всплытия, не дать ей потеряться или утонуть. Работа закончилась, попутно удалось выловить одну парашютную систему торпеды из шести парашютов и массы капроновых строп. Ей было положено утонуть, но она не очень спешила и была выхвачена из воды боцманом катера. Это был трофей, на который авиаторы претендовать не могли. Погода хорошая, работа выполнена, побежали в базу, настроение прекрасное.
Здесь надо отметить некоторые особенности торпедных катеров того времени. У них было 4 машины по 1200 лошадиных сил, 4 винта, 4 маленьких руля в потоке от винта и минимальный ход на 800 оборотах в 12 узлов. Инструкция не разрешала длительный ход на двух машинах, при этом скорость была примерно 8-9 узлов. Такие скорости мечта для многих рыбаков и купцов.
Швартоваться нужно было во вторую группу у левого борта плавбазы. Сано описал в бухте дугу, прицелился на место швартовки, и мурлыкая привязавшийся мотивчик, пошёл к месту швартовки. (На ТКА рулём управляет командир, а машинами старшина команды мотористов, который находится на мостике правее командира).
Пора было сбавлять ход, и он дал команду «две машины стоп».
Ни что не изменилось, и катер ходом 12 узлов шёл на группу стоящих впереди катеров.
Сано дал команду «четыре машины стоп».
Всё осталось без изменений, только старшина команды мотористов смотрит на Сано собачьими глазами и говорит «Товарищ командир, я не понимаю!».
До Санояна дошло, что он отдавал команды на армянском языке и русский уже вспомнить нет времени, и тогда он закричал так, что, не смотря на шум от дизелей, его услышали даже на борту плавбазы «делай как вчера!!!».
Старшина команды понял, в чём дело и буквально бросил все четыре машины на задний ход.
Дело кончилось погнутыми леерными стойками, помятой дымовой аппаратурой, разбитым привальным брусом, и…… большим всеобщим хохотом.

От Olga
К Gremlin (12.01.2004 15:52:54)
Дата 13.01.2004 07:45:49

Re: Продолжение баек,...

Здравствуйте!
>Он не знал, что мы выиграем войну, используя в качестве оружия мусор.

Тральщики тоже из мусора делали.

Ю.Ф.Ралль вместе с корабелами лазили по кладбищу кораблей. Выбирали из этого мусора менее проржавевщие. Эти посудины немного восстанавливали и пускали тралить.

А в начальный период войны, танкистов например, заставляли после выстрелов гильзы собирать, те которые в поле валяются.

Так что мусор использовался наверное во всех видах вооруженных сил.

С уважением,
Ольга


От Dyakov
К Olga (13.01.2004 07:45:49)
Дата 13.01.2004 18:54:16

Re: Продолжение баек,...

Добрый день!
>А в начальный период войны, танкистов например, заставляли после выстрелов гильзы собирать, те которые в поле валяются.
Гильзы артиллерийские всегда собираются и сдаются.
Особливо цветметные...
Dyakov.

От OldSalt
К Dyakov (13.01.2004 18:54:16)
Дата 14.01.2004 10:02:12

Re: Продолжение баек,...

Добрый день!
>>Гильзы артиллерийские всегда собираются и сдаются.
>Особливо цветметные...
В наше время не сдавались. Мало того, бывало АК-230 на пр. стр. из 20 снарядов закусит где-нибудь на 7-8-м, так прямо со звеньями, снарядами и гильзами туды ее, за борт. Для гладкой отчетности.
С наилучшими пожеланиями

От Olga
К Dyakov (13.01.2004 18:54:16)
Дата 14.01.2004 07:55:46

Гильзы были не свои

Здравствуйте!

>Гильзы артиллерийские всегда собираются и сдаются.
>Особливо цветметные...

Одно дело когда сдаются гильзы после выстрелов с собственного танка. И совсем другое-когда командование вручает саночки и велит под обстрелом ползать по полю и их собирать.

С уважением,
Ольга

От Anjin
К Olga (14.01.2004 07:55:46)
Дата 16.01.2004 23:51:31

Re: Гильзы были...

>Здравствуйте!
>Одно дело когда сдаются гильзы после выстрелов с собственного танка. И совсем другое-когда командование вручает саночки и велит под обстрелом ползать по полю и их собирать.
Ужасно!
Особенно "саночки".

В поле по Понырями Курской области есть памятник сапёрам - не шедевр, да и от дорог далеко. Я ещё пацаном был, когда нам его показали и рассказали, что поставлен он бойцам ПОЗов (передвижных отрядов заграждения) за Курскую битву.
Представьте себе - перед танковой лавой на поле выезжает бортовая "полуторка" - один боец в кабине и два в кузове, и едет под шквальным огнём вдоль фронта. В кузове противотанковые мины, которые бойцы разбрасывают перед атакующими танками немцев. На вопрос - остался ли кто-нибудь в живых? Нам отвечали - неизвестно. Время было такое.


>С уважением,
>Ольга
С уважением,
Anjin

От AKULA
К Gremlin (12.01.2004 15:52:54)
Дата 12.01.2004 18:43:57

Ре: Продолжение баек,...

Откуда отрывок ? Где можно в инете всю версию зачесть? Буду признателен...