От mk
К All
Дата 12.01.2004 13:58:07
Рубрики Современность;

Красная Звезда: С ним было не страшно

http://www.redstar.ru/2002/03/19_03/1_02.html

---
С уважением, Михаил
---


С ним было не страшно
Так говорили о своем командире
моряки после похода на Северный полюс
Сергей Васильев.

Атомоход всплыл в полынье посреди бескрайних ледяных полей. Всплыл шумно, с пронзительным свистом воздуха
высокого давления, гнавшего стылую воду из лодочных цистерн главного балласта. Тюлень удивленно посматривал на
него из-за торосов.
На сигнальном мостике атомохода, за полусферой его стеклянного козырька, трое: старший на борту вице-адмирал
Анатолий Шевченко, командир соединения контр-адмирал Михаил Кузнецов и командир атомной подводной лодки
капитан 1 ранга Сергей Кузьмин. Легкий морозец щипал лица подводников. В ограждении рубки экипаж субмарины
посменно перекуривал, с интересом рассматривая белоснежный мир.
До Северного полюса Земли им оставалось пройти всего пятьдесят миль...
Идти проторенными путями всегда легче. Если у первооткрывателей подледных трасс прямо по курсу была лишь
неизвестность, то в помощь вторым достался богатейший опыт пионеров арктических походов. Опыт, сведенный в
десятки томов руководств, рекомендаций, наставлений с одной единственной целью: обеспечить тем, кто пойдет за
первыми, безопасное плавание во льдах. Но от этого задача, стоявшая перед экипажем капитана 1 ранга Сергея
Кузьмина, не была легче. Перерыв в первой половине 90-х годов в подледном плавании отечественных субмарин
крайне отрицательно сказался на преемственности поколений подводников Северного флота. На тот момент в
экипажах соединения контр-адмирала Михаила Кузнецова практически не оставалось опытных "подледников". А без
практики теория, образно говоря, черствеет: географические координаты превращаются в наборы бездушных цифр;
графики, диаграммы, прямые курсов становятся просто элементами плоскостной геометрии. И все это, по словам
Михаила Юрьевича, привело к тому, что наши арктические "стежки-дорожки" неумолимо покрывались налетом
забвения, а в подледных просторах Северного полюса все активнее и увереннее обживались иностранные атомарины.
Российским подводникам пришлось заново прорубать "окно" в Арктику. И решено это было начать с акции, носившей
(помимо задач боевой службы) еще и чисто политический характер: в преддверии 300-летия отечественного флота
всплыть на географическом Северном полюсе и водрузить над ним Российский государственный и Андреевский
военно-морской флаги.
Когда перед командованием соединения атомоходов встал вопрос, кто же пойдет "под лед", решение, по словам
контр-адмирала Кузнецова, пришло сразу: экипаж капитана 1 ранга Сергея Кузьмина. Коллектив сплаванный, с
успехом прошедший не одну автономку. Опыту и мастерству его офицеров, мичманов другие могут лишь завидовать.
Из тридцати матросов двадцать - контрактники. И еще немаловажный, как говорится, плюс: по сравнению с другими
атомная подводная лодка этого проекта наиболее приспособлена для действий в арктическом бассейне.
На контрольном выходе в море "под лед" экипаж и атомоход капитана 1 ранга Кузьмина еще раз подтвердили, что
командование соединения и флота в выборе не ошиблось...
Всплытие, по словам ветеранов-подводников, - это всегда сильнейшее напряжение душевных сил экипажа. Всплытие
во льдах - напряжение, возрастающее вдвое, втрое.
Всплыть в полынье - значит сжать нервы в кулак, обратиться в зрение, слух. Долгими часами, затаив дыхание,
ожидать: когда же архимедленно всплывающий атомоход наконец-то вырвется из преисподней арктических глубин.
Один из поэтов-североморцев написал: "И на войне, и в годы мира седеют рано командиры". Не берусь судить, что
оставил капитану 1 ранга Кузьмину поход в Арктику "на память" о себе.
Скорее всего, это тайна за семью печатями. Здесь известно лишь, что, пробиваясь к полюсу, атомоход Сергея
Викторовича всплывал четырнадцать раз: девять всплытий в полыньях (разных по площади и конфигурации), пять - в
разводьях.
Старший мичман Виталий Алексеев был в походе старшиной команды радиометристов. В центральном посту находился
на расстоянии вытянутой руки от капитана
1 ранга Сергея Кузьмина. "За двенадцать лет службы в подплаве, - рассказывал мне Виталий Анатольевич, - ходил
со многими командирами. Но такого профессионала, как Сергей Викторович, честно, вижу впервые. С ним было не
страшно..."
Кто знает, может, в этом и есть наивысшая оценка ратного мастерства командира? Вот так просто, без заискивания
и лицемерия, однако с твердой убежденностью: "Мне с командиром не страшно". Значит, без колебания пойдут с
Кузьминым подводники и в бой, и "под лед".
- А еще, как выяснилось, есть у Сергея Викторовича удивительная способность, я даже сказал бы, природное
дарование - отыскивать полыньи, - это уже говорил контр-адмирал Михаил Кузнецов. - Ведь они, как грибы:
находятся не везде, а лишь в определенных местах, где для их образования есть необходимые
гидрометеорологические факторы. В поисках полыньи центральный пост атомохода под руководством капитана 1 ранга
Кузьмина действовал высокопрофессионально. Всплывали мы только на чистой воде.
Чистая вода... Скольких бессонных часов, нервов, тревожных сомнений стоила она командиру и его экипажу.
На протяжении всего плавания подо льдом радиотехническая боевая часть капитан-лейтенанта Игоря Михайлова
трудилась в двухсменном режиме. Ведь, кроме обычной для акустиков и радиометристов работы по поиску
иностранных субмарин, подчиненные офицера вели так называемую ледовую разведку. Специальной аппаратуры было
достаточно (телекамеры, эхоледомеры...) - народу мало. Напряжение сильное. Вахтенные на перископе докладывали:
мол, темно в окулярах - значит, многометровый паковый лед, если светлее - значит, не многометровый, но все
равно лед. Где же полынья? "Бывало, искали несколько дней, - рассказывал командир БЧ-7 капитан-лейтенант
Михайлов. - От сознания того, что над головой ледяная "крыша", порою становилось не по себе. Но нервозности в
работе боевой части не было. Почему-то стопроцентно уверились, что, если есть полынья, мы ее обязательно
найдем".
"Найдем..." Это слово как заклинание повторял про себя и старшина команды радиометристов старший мичман
Виталий Алексеев, сидевший на вахте у системы телевизионного обзора в верхней полусфере АПЛ. Перед его глазами
на экране монитора в какой-то даже торжественной немоте плыла изнанка ледяного поля: острозубые каверны,
вспучины, подсовы - огромные выступы, нависшие над атомоходом. Эхоледомеры показывали над головой
многометровый пак. Самописцы чертили на ленте подводный "рельеф" льда. Вдруг Алексеев заприметил: грифель
самописца, скользнув вниз, двумя росчерками лихо изобразил пикообразный подсов двадцатиметровой длины. "Ничего
себе, дамоклов меч", - поеживаясь, подумал Виталий Анатольевич.
Лодка шла на безопасной для данного района высоких широт глубине, но глухая кровля со зловещим оскалом ледяных
сталактитов давила своей тяжестью на души всех, кто вершил под ней опасный путь. И намного серьезнее и
собраннее становились в ЦП подводники. Нет, на их лицах не было страха. Вместе с ними в прочном корпусе шли
многоопытные вице-адмирал Анатолий Шевченко, контр-адмирал Михаил Кузнецов, командир, которому верили как себе
и даже больше. Но, не дай Бог, случись что - не всплывешь в мгновение-то ока, не отдраишь входные люки к небу:
сверху многометровый панцирь...
И вот, наконец, долгожданная команда капитана 1 ранга Сергея Кузьмина: "По местам стоять, к всплытию!"
Электромеханическая боевая часть капитана 2 ранга Виктора Загребина начала медленно, осторожно, со скоростью
полметра в минуту поднимать тысячетонное "тело" стометровой субмарины к поверхности чистой воды...
В пяти милях от географического Северного полюса атомоход всплыл в 18.00 по московскому времени. Ближе, как
показывали приборы ледовой разведки, полыньи не было. Ярким солнцем, прозрачной голубизной неба, штилем
встретила макушка Земли отважных североморцев.
Так, ну а где же пресловутые "минус тридцать", косматые тучи, пурга, непролазные торосы, белые медведи? Все
то, что знакомо подводникам по фильмам и книгам с раннего детства? Вокруг атомохода, насколько хватало глаз,
были лишь солнце, вода, бескрайняя снежная целина. И... привычный, сродни видяевскому ранней весной, морозец.
Прозвучала команда на построение. Шеренги подводников замерли на надстройке субмарины. Долгожданный и
волнующий миг.
- Товарищи! Наша подводная лодка находится в чистой полынье на Северном полюсе, - обратился вице-адмирал
Анатолий Иванович Шевченко к североморцам. - Мы выполнили приказ главнокомандующего ВМФ, тем самым доказав
высокую профессиональную выучку моряков-подводников Российского флота. Благодаря вашему мужеству и героизму мы
достигли наивысшей точки планеты. Приказываю в ознаменование 300-летия отечественного флота поднять
Государственный флаг нашей Родины - России и Андреевский флаг Военно-морского флота на Северном полюсе!
Под торжественные аккорды Государственного гимна флаги по фалам устремились ввысь. Казалось, еще мгновение - и
быстрокрылыми птицами они взовьются в поднебесье, высоко над планетой, чтобы весь мир увидел: русские снова на
полюсе!..
Домой возвращались победителями. Подо льдами совершили "малую кругосветку": сделали пару кругов вокруг земной
оси. Удивительно было слышать в ЦП доклады командира БЧ-1 капитан-лейтенанта Павла Лаврова: "Проходим долготу
Лас-Вегаса... Проходим долготу..."
В базу Видяево везли "трофеи" с полюса: воду из полыньи, а также свидетельства о посещении Северного полюса,
врученные каждому члену экипажа. Ну и еще - воспоминания о тревожных вахтах, долгих всплытиях, дрейфующих
льдах...
Однако главное, с чем возвращались моряки-подводники домой, - это вновь приобретенный опыт действий в
арктическом бассейне. Словно в подтверждение этому, акустики на обратном пути "зацепили" иностранную атомарину
и на протяжении долгого времени держали с ней устойчивый контакт. Лишь по приказанию штаба СФ "работу" с
лодкой прекратили. Все вместе: и трудный поход на Северный полюс, и всплытие на макушке Земли, и подъем
флагов, и достойное возвращение в базу - стало триумфом российских подводников, отличного экипажа атомной
подводной лодки Сергея Викторовича Кузьмина, ныне уже контр-адмирала, удостоенного за тот полярный поход
звания Героя Российской Федерации.


На снимках: контр-адмирал Сергей КУЗЬМИН; подводная лодка Б-414 на Северном полюсе.


От Elizar
К mk (12.01.2004 13:58:07)
Дата 12.01.2004 15:29:38

Re: Красная Звезда:...




>С ним было не страшно
>

Добрый день.
По мне, так если тебе в море идти страшо со своим командиром, в том море тебе делать нечего. По разному оценивая своих командиров тогда и сейчас, однозначно могу сказать. Мне ни когда не было страшно идти в море, со всеми командирами, у которых Я служил. Ведь он тебе верит, тогда как, если ты с ним боишся.
Статья спорная в этой части. Про подлёдное плавание сказать не могу, не пришлось.

Всегда убивала при полном штатном составе боевой части, переход на духсменку. Ведь в ТКРе всё предусмотренно, что и когда надо делать. Это получается неверие свой БЧ-7. можно сказать опыта у них нет, не отработаны. Так если его нет, то трёх, двух и односменка ни к чему не приведёт. В бытность детства, параходы всплывали на сеанс связи по БГ№2. БГ№1 объявлялась для БЧ-1,4 и 7. С другим кэпом БГ№1 объявлялась за 40 минут до сеанса (всему экипажу).
А тут вес период подводного плавания двухсменка.
Ну Я думаю, если ходили бы под лёд раза 2 в году, тогда.
Ну а про подлёдное плавание, Я думаю можно спросить у Валерича, он в этом разбирается.

с уважением
Elizar

От Валерич
К Elizar (12.01.2004 15:29:38)
Дата 13.01.2004 10:27:34

Re: Красная Звезда:...

Добрый день
Приветствую всех форумчан. Давно не был здесь - не получалось.
>А тут вес период подводного плавания двухсменка.
Для наших пароходов плавание во льдах норма. Двусменки не было. Мы и так справлялись.
Для РТМа наличие полыньи или разводья, наверное, очень важно. А для нас лишь бы не очень толстый лед.

С Уважением Валерич

От mk
К Валерич (13.01.2004 10:27:34)
Дата 13.01.2004 15:20:15

Типа

> А для нас лишь бы не очень толстый лед.

для Вашего парахода, если уж всплывать по нужде (когда навреху друг друга закончили дубасить), "все в белом",
то погружаться обратно не обязательно :-)?

---
С уважением, Михаил


От Валерич
К mk (13.01.2004 15:20:15)
Дата 13.01.2004 15:28:34

Re: Типа

Добрый день

>для Вашего парахода, если уж всплывать по нужде (когда навреху друг друга закончили дубасить), "все в белом",
>то погружаться обратно не обязательно :-)?

не совсем понял, а погружение причем?

С Уважением Валерич

От kregl
К Валерич (13.01.2004 15:28:34)
Дата 13.01.2004 15:34:56

Re: Типа

Здр!
>Добрый день

>>для Вашего парахода, если уж всплывать по нужде (когда навреху друг друга закончили дубасить), "все в белом",
>>то погружаться обратно не обязательно :-)?
>
>не совсем понял, а погружение причем?
----------------
Нууу, об лёд снесено ограждение вместе с ВУ, надстройка и "верхушки ЦГБ, расплющены верхушки шахт, согнуто перо верт. руля.

Но война - то окончена, супостата нет боле в природе, как, впрочем, и Родины. Нырять и скрываться от кого-либо - без надобностьев. И хрен с тем, что люд кругом, идти-то всё равно некуда. Везде, на всеё земле - лёд. Ядрёная зима...

Так зачем же ТЕПЕРЬ погружаться?

С уважением, kregl

От Валерич
К kregl (13.01.2004 15:34:56)
Дата 13.01.2004 15:48:30

Re: Типа

Добрый день
>Но война - то окончена, супостата нет боле в природе, как, впрочем, и Родины. Нырять и скрываться от кого-либо - без надобностьев. И хрен с тем, что люд кругом, идти-то всё равно некуда. Везде, на всеё земле - лёд. Ядрёная зима...

>Так зачем же ТЕПЕРЬ погружаться?
Тогда уж лучше погрузиться с открытым рубочным люком. Чтобы долго не мучиться, думая о своей погибшей семье

>С уважением, kregl
С Уважением Валерич

От serg
К Валерич (13.01.2004 10:27:34)
Дата 13.01.2004 13:02:29

Re: Красная Звезда:...

Доброго времени суток!

>Для РТМа наличие полыньи или разводья, наверное, очень важно. А для нас лишь бы не очень толстый лед.

ВСЕМ проектам пл запрещается проламывание корпусом льда, толщина которого превышает 10 см. И дело тут совсем не в водоизмещении, а в "прочности" ЛК.

С уважением, serg

От БЧ5
К serg (13.01.2004 13:02:29)
Дата 13.01.2004 23:58:11

Re: Красная Звезда:...



Вспоминая интервью с Балтиным:
Балтин очень интересно рассказывал про всплытие в Арктике, в полыньях. По его словам при нем (он был старшим на борту) 667БДР "проламывала" лед толщиной 2.7 метра. Рекорд америкосов со специально оснащенной для подледного плавания лодкой 1.5 метра. Технология была такая - на нулевой скорости "прилипали" к нижней кромке, имея нулевую плавучесть, затем создавали дифферент так, что бы давить на лед самыми прочными и малоуязвимыми частями и потом постепенно продували балласт. Лодка просто "продавливала" лед, всплывала не повреждая уязвимые части корпуса. За все годы, говорит, не погнул ни одного выдвижного. Говорит, что грохот стоял такой, словно прочный корпус рушился - это глыбы льда слетали с "горба". Говорит всплывать весной с подтаявшим льдом было труднее чем зимой. Лодка "вязла" в подледной "шуге" как в тесте.
Но самое сложное это было погружаться при обжатии льдами. Что бы не повредить винты погружались с большим диферентом на корму (буквально "проваливались вниз кормой") и потом на глубине скоростью компенсировали опасный дифферент."



От Валерич
К serg (13.01.2004 13:02:29)
Дата 13.01.2004 15:13:21

Re: Красная Звезда:...

Добрый день

>ВСЕМ проектам пл запрещается проламывание корпусом льда, толщина которого превышает 10 см. И дело тут совсем не в водоизмещении, а в "прочности" ЛК.
Насчет 10 см. Полынья - это пространство среди льдов, которое свободно от льда или покрыто тонким льдом. Тонкий лед - 10-20 см.
>С уважением, serg
С Уважением Валерич

От Валерич
К serg (13.01.2004 13:02:29)
Дата 13.01.2004 14:11:00

Re: Красная Звезда:...

Добрый день

>ВСЕМ проектам пл запрещается проламывание корпусом льда, толщина которого превышает 10 см. И дело тут совсем не в водоизмещении, а в "прочности" ЛК.
Вы ошибаетесь
>С уважением, serg
С Уважением Валерич

От serg
К Валерич (13.01.2004 14:11:00)
Дата 13.01.2004 16:42:55

Re: Красная Звезда:...

Доброго времени суток!

>Вы ошибаетесь

К сожалению, проверить это у меня возможности нет.
Остается надеяться только на помощь уважаемых Анжина и Вервольфа, если они сочтут это возможным. Кажется нужный документ называется "Инструкция по плаванию подо льдами" или что-то похожее. Упоминание процесса, если мне не изменяет память, есть и в Инструкции по управлению атомной подводной лодкой.

С уважением, serg

От Валерич
К serg (13.01.2004 16:42:55)
Дата 13.01.2004 16:59:13

Re: Красная Звезда:...

Добрый день
>К сожалению, проверить это у меня возможности нет.
>Остается надеяться только на помощь уважаемых Анжина и Вервольфа, если они сочтут это возможным. Кажется нужный документ называется "Инструкция по плаванию подо льдами" или что-то похожее. Упоминание процесса, если мне не изменяет память, есть и в Инструкции по управлению атомной подводной лодкой.

Есть лодки с усиленным ограждением рубки, легким корпусом, специально подготовленным для плавания в ледовых условиях. К примеру пр.941. С легкостью ломает 1м, без затруднений 2м, чуть поднатужившись.......и т.д., но не до бесконечности. Хотя при наличии разводья или полыньи с удовольствием пользуется этим. Кому же нравится башкой биться:)))
Так разрабатывалось.

С Уважением Валерич

От serg
К Elizar (12.01.2004 15:29:38)
Дата 12.01.2004 15:44:21

Re: Красная Звезда:...

Доброго времени суток!

>По мне, так если тебе в море идти страшо со своим командиром, в том море тебе делать нечего.

Ну, не знаю уж... А как Вам, если на задаче Л-2 перед всплытием командир, прячась от НШ дивизии за перископом, достает и на глазах экипажа начинает лихорадочно читать шпаргалку по всплытию? Мне с ним очччень неуютно в море было после этого.

>Всегда убивала при полном штатном составе боевой части, переход на духсменку.

Могу сказать только, что в походе под лед следующей лодки дивизии вахта неслась уже штатно (3 смены).

>В бытность детства, параходы всплывали на сеанс связи по БГ№2. БГ№1 объявлялась для БЧ-1,4 и 7. С другим кэпом БГ№1 объявлялась за 40 минут до сеанса (всему экипажу).

Было такое (всплытие по БГ-2), но с тех пор изменились руководящие документы. На те самые 40 минут. Видимо, командование флота перестало доверять командирам лодок и их экипажам. :-( Хорошо это или плохо (всплытие по УТ) - не знаю, но мне на всплытии ни разу не приходилось встречаться с ситуацией, которая бы оправдывала объявление УТ.

С уважением, serg

От Elizar
К serg (12.01.2004 15:44:21)
Дата 12.01.2004 17:34:24

Re: Красная Звезда:...

>>Ну, не знаю уж... А как Вам, если на задаче Л-2 перед всплытием командир, прячась от НШ дивизии за перископом, достает и на глазах экипажа начинает лихорадочно читать шпаргалку по всплытию? Мне с ним очччень неуютно в море было после этого.

Ну очень хорошо, что мне не пришлось ходить с такими командирами

Elizar

От serg
К Elizar (12.01.2004 17:34:24)
Дата 13.01.2004 13:05:11

Re: Красная Звезда:...

Доброго времени суток!

>Ну очень хорошо, что мне не пришлось ходить с такими командирами

К счастью, и мне не долго пришлось. :-)
Во избежании домыслов, скажу сразу, что этим командиром был не П.И.Литвин.

С уважением, serg

От mk
К serg (12.01.2004 15:44:21)
Дата 12.01.2004 17:12:15

Я тут очень ждал

Вашего ответа, так как вроде, с одной стороны

http://vif2ne.ru/nvs/forum/archive/33/33845.htm

"Боюсь ошибиться, но мне кажется, что однореакторные лодки под лед не пускали."

А с другой:
> Могу сказать только, что в походе под лед следующей лодки дивизии вахта
> неслась уже штатно (3 смены).

Б-414, описанная в статье, также как и Б-448, поход которой Вы описали

http://vif2ne.ru/nvs/forum/archive/38/38044.htm

принадлежали 7-ой ДиПЛ, есть пр. 671РТМК и однореакторная.

Значит, они таки ходят подо льдами?

---
С уважением, Михаил



От Anjin
К mk (12.01.2004 17:12:15)
Дата 12.01.2004 23:23:14

Re: Я тут...

Здравствуйте!


принадлежали 7-ой ДиПЛ, есть пр. 671РТМК и однореакторная.

Под лёд ходили именно РТМы - у РТМК "рога" всплывать во льду не позволяют.

С уважением.
Anjin

От Григорий
К Anjin (12.01.2004 23:23:14)
Дата 13.01.2004 10:29:10

Re: Я тут...

>Под лёд ходили именно РТМы - у РТМК "рога" всплывать во льду не позволяют.

Но Б-414 именно "рогатая"!

Григорий

От Валерич
К Григорий (13.01.2004 10:29:10)
Дата 13.01.2004 10:46:30

Re: Я тут...

Добрый день

>Но Б-414 именно "рогатая"!
Может поэтому они разводье и искали?!

С Уважением Валерич

От serg
К Валерич (13.01.2004 10:46:30)
Дата 13.01.2004 12:56:01

Re: Я тут...

Доброго времени суток!

Ой, сколько всего сразу... :-)

1. По поводу РТМ-РТМК. Как только меня перевели на этот корапь, Б-448 сразу же пошла в Полярный для МПР перед БС. Пришлось принять участие в составлении ремонтной ведомости. Никогда ранее не служив на этих проектах, я был в святой уверенности, что есть проект РТМ, а есть РТМК. Каково же было мое удивление, когда, озвучив эту свою уверенность командиру, я получил от него предложение найти какие-либо следы слова "РТМК" в документации корабля. Перерыв почти всю секретную часть, я, наконец, понял, почему при этом командир загадочно улыбался. НЕТ ТАКОГО ПРОЕКТА "671 РТМК", А ЕСТЬ ПРОЕКТ "671 РТМ". Видимо, отличия РТМа и РТМК не сочли столь значительными, чтобы добавлять еще одну букву в название проекта. Так что РТМК - название, так сказать, "народное".
2. По поводу "рогов". Тут вообще всё просто - они демонтируются перед походом под лед. Вот и все дела...

С уважением, serg

От Григорий
К mk (12.01.2004 17:12:15)
Дата 12.01.2004 18:09:00

Re: Я тут...

>принадлежали 7-ой ДиПЛ, есть пр. 671РТМК и однореакторная.

Одновальные, но двухреакторные!

>Значит, они таки ходят подо льдами?

Именно для этого их и держат наряду с 3 поколением.

Григорий

От mk
К Григорий (12.01.2004 18:09:00)
Дата 12.01.2004 18:12:35

КАЮСЬ! (-)



От zas
К mk (12.01.2004 13:58:07)
Дата 12.01.2004 14:25:14

Re: Насчет "кому идти". Ходили слухи

Привет!
Фамильев не припомню ужо, но говорили, что идти (изначально в Герои) должен был другой командир, но у командира того очень близкий родственник оказался Главкомом ВМСУ...


С уважением...

От Steps
К zas (12.01.2004 14:25:14)
Дата 13.01.2004 10:17:21

Re: Насчет "кому...

Слухи вполне обоснованные,но про другой поход.Главком ВМСУ- бывший командующий 3 ФлПЛ вице-адмирал Бескоровайный В.М.,командир-его племяник Бескоровайный А.П.,пл-рпк СН 667 бдрм К-18.Она-то и пошла на Полюс, только командиром был Юрченко,а старшим на борту, в то время контр-адмирал,Берзин А.А."Бесенка"-младшего не пустили,кстати, не из-за родственных связей, а из-за навала на СФП в Мотовском заливе при замере шумности в марте 1992 года.
С уважением.Steps.