От mk
К All
Дата 28.10.2003 12:14:26
Рубрики Современность;

"ЦКБ "Лазурит" - 50 лет

http://www.ntann.ru/?id=196215

27 Октября 2003 16:02 [28] Юбилеи и праздники

"ЦКБ "Лазурит" - 50 лет, но по-прежнему его проекты отличает смелость и простота технических решений - Николай
Кваша

(НТА - Марина Лайд) ОАО "Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) "Лазурит" 22-23 октября праздновало свое
50-летие.

Поздравляя коллектив ЦКБ с юбилеем, его генеральный директор и генеральный конструктор, Герой России Николай
Кваша подчеркнул, что каждый сотрудник бюро вне зависимости от специальности и должности прошел большой путь
творческого роста и совершенствования профессионального мастерства.

За 50-летнюю историю "Лазурита" по чертежам, калькодержателем которых выступает ЦКБ, в стране и за рубежом
построено более 400 подводных лодок и подводных аппаратов.
На вопросы корреспондента Нижегородского телеграфного агентства ответил генеральный директор ОАО "ЦКБ
"Лазурит" Николай Кваша. - Николай Иосифович, как бы Вы обозначили основные вехи в 50-летней истории развития
ОАО "ЦКБ "Лазурит"?

- Наше конструкторское бюро было создано 50 лет назад для проектирования, прежде всего, подводных лодок с
различной энергетикой - дизель-электрических, атомных, с электрохимическими генераторами, а также подводных
сооружений и средств. Все вышеперечисленные виды лодок были построены и испытаны. Наше КБ также спроектировало
подводную лодку "Барракуда", которую Президент России Борис Ельцин назвал лучшей лодкой ХХ века. Все заказы на
проектирование и создание подводных лодок и глубоководных аппаратов были получены ЦКБ "Лазурит" в результате
жестких конкурсов среди родственных предприятий Советского Союза и России, ни один из которых мы не проиграли.

Когда количество оборонных заказов резко сократилось, ОАО "ЦКБ "Лазурит" приступило к созданию наукоемких,
высокотехнологичных образцов техники гражданского назначения. Это сказать легко - приступили, на самом деле,
ситуация была непростой - у нас есть два конкурента - КБ "Малахит" и "Рубин" в Санкт-Петербурге, которые, к
слову, являются государственными и подчинены Россудостроению. Мы же подчинены этой организации лишь по идее,
а, по сути, мы - самостоятельные, потому и ищем заказы сами.

Поначалу было очень тяжело, потому что у нас даже не было службы маркетинга, мы не знали, как искать
заказчиков. Перед нами стояла задача максимально использовать свои знания и умения и попытаться сохранить
кадры. И постепенно все встало на свои места.

Одним из новых направлений явилось создание судов технического флота для добычи нефти и газа, причем,
преимущественно работающих под водой, - изыскательско-водолазного судна, земснаряда - судна, предназначенного
для рытья каналов под водой с целью прокладки труб. В настоящее время мы разрабатываем комплекс по добыче
нефти и газа под водой независимо от состояния моря. Это будет уникальный подводный буровой комплекс для
круглогодичного бурения скважин при освоении нефтегазовых месторождений, расположенных на шельфе замерзающих
арктических морей.

Кроме того, создана газотурбинная электростанция мощностью 9.5 МВт, медицинские барокамеры, разработаны и
продолжают разрабатываться проекты рыбопромысловых судов.

- Я слышала, что у "Лазурита" есть любопытные проекты туристических подводных судов и подводно-надводных
ресторанов. Кто-нибудь из заказчиков заинтересовался ими всерьез?

- Да, эти проекты вызывают неизменный интерес, но до конкретных заказов дело пока не дошло. Однажды мы
разговаривали с руководителем одного из административных центров Египта по поводу идеи подводного ресторана -
она ему очень понравилась. В туристическом бизнесе есть такая аксиома - туристы должны уезжать домой без
денег, так вот мой собеседник жаловался, что туристы, приезжающие в Египет, не всегда оставляют там все свои
сбережения. Однако нашим заказчиком он пока так и не стал. И зря - этот проект окупился бы уже через год!

- Что бы Вы пожелали своему КБ по случаю его 50-летия?

- Выжить, остаться в строю. Нам 50 лет - за это время сменилось два поколения конструкторов и пять названий
нашей организации, но по-прежнему проекты сормовских конструкторов-подводников отличает оригинальность,
смелость и простота технических решений. Так держать!

Copyright © 1999-2003 НТА. При перепечатке ссылка на НТА обязательна


От mk
К mk (28.10.2003 12:14:26)
Дата 28.10.2003 12:34:02

Ещё

http://www.sci-nnov.ru/massmedia/papers/nnpapers/sormovich/16.10.2003/2.html

К 50-ЛЕТИЮ ЦКБ "ЛАЗУРИТ"

СОРМОВСКИЕ КОНСТРУКТОРЫ-ПОДВОДНИКИ

К созданию подводных лодок на заводе "Красное Сормово" приступили в 1929 году, а уже 23 февраля 1930 года была
заложена первая подводная лодка "Щ-304" "Комсомолец". С самого начала строительство обеспечивалось лучшими
конструкторами (первые из них И.Игнатьев, А.Бойцов, А.Овчинников, В.Беляев и др.). А первый коллектив
конструкторов - подводников в КБ завода был организован в 1935 году (сектор И.Д.Игнатьева).

При строительстве ПЛ пр.613 в КБ завода была выделена еще большая группа конструкторов. Расширился и круг
вопросов, самостоятельно решаемых конструкторами. В соответствии с Постановлениями Совета Министров СССР,
министр тяжелого и транспортного машиностроения В.Малышев своим приказом от 30 апреля 1953 г реорганизовал СКБ
завода "Красное Сормово" в специальное конструкторское бюро СКБ-112. Его начальником назначили главного
инженера ЦКБ-118 - главного конструктора ПЛ пр.613 З.Дерибина, главным инженером - заместителя главного
инженера завода по подводному судостроению В.Воробьева. Вновь созданному бюро поручалось проектирование и
модернизация лодок среднего водоизмещения и обслуживание строительства на четырех заводах страны подводных
лодок проекта 613.

Для усиления творческого потенциала в бюро из Ленинграда были командированы, кроме З.Дерибина, около тридцати
человек. Некоторые из них остались в Горьком на постоянную работу. Кроме того, к разработке проекта были
привлечены известные конструкторы-подводники М.Русанов (в будущем - гл.конструктор АПЛ пр.705) и М.Светаев (в
дальнейшем - начальник проектного отдела СПМБМ "Малахит").

Первый проект подводной лодки, разработанный СКБ-112 под руководством З.Дерибина удался. Бюро не только
защитило технический проект, но и предложило свой инициативный вариант "633И". По проекту за четыре года завод
построил 20 кораблей, которые были лучшими дизель-электрическими подводными лодками того времени. Спустя
полтора года, СКБ-112 подготовило и передало техническую документацию Китаю, и лодки большими сериями
строились в КНР и КНДР.

В 1956 году СКБ-112 полностью выделилось из состава завода и стало называться ЦКБ-112 (начальник и главный
конструктор В.Воробьев, главный инженер - Ф.Малышев). Бюро активно участвовало в освоении ракетного оружия. В
то же время велась большая работа по совершенствованию спасательной техники для подводных лодок -
разрабатывался проект модернизации 613С, первая рабочая подводная камера РК-680, первые в мире подводный
спасательный аппарат УПС и спасательная подводная лодка пр.666.

В 1963 году за активное участие в создании ракетного подводного флота ЦКБ-112 награждено орденом Трудового
Красного Знамени. В.Воробьев был удостоен звания Героя Социалистического труда, 39 сотрудников получили
правительственные награды. В 1966 г бюро получило новое название СКБ "Судопроект".

В 70-е годы началась разработка проектов АПЛ пр.670М и первого в мире подводного спасательного комплекса на
базе подводной лодки пр.940 с двумя подводными аппаратами, блоком декомпрессионных камер и центром
жизнеобеспечения спасаемых и водолазов (главный конструктор Б.Леонтьев). Его создание отмечено Государственной
премией СССР.

В 1974 году бюро опять получило новое название - ЦКБ "Лазурит" и в этом же году был утвержден технический
проект АПЛ п.945 "Барракуда". Через 10 лет головная атомная многоцелевая подводная лодка третьего поколения
вступила в строй. Проект отмечен Государственной премией РФ (ее были удостоены Б.Григорьев, Н.Жарков,
В.Китаев, С.Лавковский, А.Постнов, Ю.Хесин)

Подводная тематика бюро не ограничивалась проектированием обычных подводных кораблей. Бюро разработало проекты
экспериментальных подлодок 613Э и 651Э (главные конструкторы Е.Крылов и Н.Кваша), целый ряд подводных
аппаратов для ВМФ и для Министерства рыбного хозяйства (главные конструкторы С.Якимовский, Б.Леонтьев,
С.Молотов, Е.Крылов, А.Лещев, В.Садовников, В.Пермяков, Р.Лафер, Б.Голдовский). Все подъемно-мачтовые
устройства отечественных подводных лодок 2 и 3 поколений спроектированы ЦКБ "Лазурит" (главные конструкторы
А.Туманов, К.Шустиков).

По Постановлению комиссии Президиума Совета Министров СССР бюро было назначено головным предприятием по
созданию и внедрению в системы гидравлики подводных лодок пожаробезопасных рабочих жидкостей. Такие жидкости
были созданы совместно с химиками и внедрены на всех отечеств субмаринах (главный конструктор К.Знаменский).
Наряду с этими работами ЦКБ осуществило координацию и специализированное проектирование устройств и систем АСС
(главные конструкторы А.Туманов, Б.Булгаков), разработало корпусно-механические части стационарных
гидроакустических станций (главный конструктор Ю.Дружинин, ведущие инженеры В.Земсков, А.Успенский и
Г.Витюгов) и многое другое.

В 1993 году ЦКБ "Лазурит" стало открытым акционерным обществом, большая часть акций которого принадлежит
сотрудникам бюро. И все это время его возглавляет Генеральный директор - Генеральный конструктор, Герой
России, Почетный гражданин Нижегородской области, лауреат Премии Правительства, действительный член Академии
транспорта РФ, почетный доктор НГТУ Николай Иосифович Кваша. Среди работающих в ЦКБ два лауреата
Государственной премии Российской Федерации и 16 лауреатов Премии Правительства Российской Федерации, 35
Заслуженных конструкторов, машиностроителей и технологов Российской Федерации.

В связи с сокращением оборонных заказов ЦКБ "Лазурит" приступило к созданию высокотехнологичных образцов
техники гражданского назначения, в основном, по заказам ОАО "Газпром". Особое место занимают работы, связанные
с освоением месторождений углеводородов на шельфе арктических морей и энергообеспечением промышленных зон.
Прошло 50 лет со времени организации ЦКБ "Лазурит". Сменилось два поколения конструкторов. По чертежам,
калькодержателем которых является ЦКБ, в стране и за рубежом построено более 400 подводных лодок. По-прежнему
их отличает оригинальность, смелость и простота технических решений.

А.Постнов.