Уважаемый Oldsalt! Я просто не успел написать огромную статью, о том, что звука взрава Курска НЕ БЫЛО, с подробнейшими доказательствами, как возникла эта - новая дискуссия. Но ваше предположение о взрыве торпед на Комсомольце от удара о дно - ошибочно.
Ну не позволяет вставить мне еще одну картинку!
1.03.2001
ПРЕЛЮДИЯ К ВЗРЫВУ "КУРСКА"
ВЗРЫВ АПЛ "КОМСОМОЛЕЦ"
Автор - Олег Тесленко
Всем хорошо известна трагедия советской атомной подвод-
ной лодки "Комсомолец", погибшей в апреле 1989 г. Об этой
катастрофе в свое время очень много сообщали все средства
массовой информации. Не представляет особой загадки и причи-
на ее гибели. Дело было в следующем: как принято в совет-
ском флоте, на этой подводной лодке (также как и на всех ос-
тальных в то время) - атмосфера внутри отсеков была нес-
колько отличной от обычного воздуха, которым дышат все люди
Земли. То есть, там было более высокое содержание кислорода:
вместо обычных 22,5%, - внутри "Комсомольца" содержание кис-
лорода было порядка 24-25%. Это достигалось простейшим спо-
собом - регулировкой системы регенерации воздуха. Такая ме-
ра принимается подводниками на случай возможной аварии, ког-
да людям придется дышать тем воздухом, что останется в отсе-
ках, и тогда важен будет каждый грам кислорода. Но вот имен-
но этот лишний кислород и погубил "Комсомолец". Хотя многим
кажется, что процентное различие кислорода слишком мало -
всего какие-то два процента по сравнению с обычным, но по
законам химии это дает очень существенный эффект. Дело в
том, что вступление веществ в самопроизвольную реакцию: нап-
ример возгорание, зависит в ЧЕТВЕРТОЙ степени от их процен-
тного содержания. Отсюда ясно, что увеличив содержание кис-
лорода всего лишь на два процента, вероятность самовоспламе-
нения возрастает раз в десять.
Есть и еще один параметр, так же сильно влияющий на хи-
мические реакции - это температура. Даже при небольшом уве-
личении температуры, вероятность самопроизвольной реакции
также возрастает в четвертой степени. Это значит, что если
температура реагирующих веществ возрастет всего на нес-
колько градусов, то вероятность возгорания возрастает в де-
сятки раз. Причем, вот эти два фактора: процентное содержа-
ние кислорода и температура - они действуют не врозь, а сов-
местно - взаимно усиливая друг друга.
На подводной лодке "Комсомолец" произошло следуюшее:
вероятно лопнула небольшая трубочка подачи масла к подшипни-
кам, и под давлением машинное масло стало бить струей из
этой трубки. Струи масла попали на горячие механизмы паро-
вой турбины, и под совместным воздействием температуры и по-
вышенного содержания кислорода - они вспыхнули. А потом на-
чался большой пожар, который просто не смогли потушить.
Отчасти это потому, что человек, находящийся в том отсеке,
задохнулся почти сразу, и тушить было просто некому, а из
трубки масло било струей, и остановить его поток не было
возможности - ведь в отсеке бушевал сильнейший огонь. Пожар
не смогли локализовать, и он распространился в другие отсе-
ки. От воздействия пламени корпус субмарины в кормовых отсе-
ках потерял герметичность - выгорели прокладки, и постепен-
но корма заполнилась водой. Все это длилось целых пять ча-
сов. В конце концов лодка утонула. Но, несмотря на пожар,
всем достоверно известно, что никакого взрыва на АПЛ "Комсо-
молец" - не было!
Однако, в процессе глубоководных погружений, которые
выполняли 2 батискафа "Мир" с судна-носителя подводных аппа-
ратов "Академик Мстислав Келдыш" к затонувшему
"Комсомольцу", появились новые - необычные факты. Вот цита-
та из статьи заместителя руководителя экспедиции научно-ис-
следовательского судна "Академик Мстислав Келдыш" - адмира-
ла запаса В. Самойлова, и технического руководителя этой эк-
спедиции Н. Носова в статье "Глубина 1700 м. У борта "Комсо-
мольца"... Выдержка из журнала "Морской сборник" N4 1992 г
стр 35-36:
"Весьма важным и, надо прямо сказать, неожиданными для
нас оказались результаты обследования корпуса подводной лод-
ки. По материалам обследования в 1989 г. считалось, что
прочный корпус если и мог получить какие-то повреждения, то
только в кормовой части, где много часов бушевал пожар. Тог-
да не было получено данных о его повреждениях в носовой час-
ти АПЛ.
При обследовании в 1991 г. один из аппаратов "Мир" был
дополнительно оснащен малогабаритной телекамерой, установ-
ленной на манипуляторе, и с ее помощью удалось заглянуть в
некоторые отверстия и разрывы легкого корпуса. При этом бы-
ло обнаружено, что прочный корпус в районе носовых отсеков
имеет некоторые разрушения в верхней его части. Кроме того,
предполагалось, что передние крышки торпедных аппаратов
прочно закрыты и аппараты сохранили герметичность. Нес-
колько сдвинув в сторону манипулятором волнорезные щиты и
просунув туда телекамеру, удалось зафиксировать на видеоп-
ленке, что крышки торпедных аппаратов в различной степени
приоткрыты...
Характер разрушений прочного корпуса в 1-м отсеке, а
также состав и вид поднятых поврежденных предметов свиде-
тельствуют о том, что в носовой части лодки, очевидно, прои-
зошел взрыв.
Расположение предметов на дне и на палубе ПЛ указывает
на то, что взрыв произошел, когда лодка уже лежала на грун-
те или ударилась об него. Причиной взрыва, по заключению
специалистов, явилась, вероятно, детонация газовоздушной
смеси, образовавшейся в 1-м отсеке при взаимодействии акку-
муляторных батарей с морской водой, заполнившей АПЛ при ее
затоплении"...
Не представляет никакой сложности описание истинной
картины взрыва на АПЛ "Комсомолец". Ее корпус был рассчитан
на погружение до 1000 метров. Однако глубина моря в месте ее
аварии составила 1700 м. Во время падения на грунт корпус
этой субмарины выдержал глубину порядка 1500 метров, и это
вместо тысячи, поскольку во всех расчетах прочности заклады-
вается коэффициент запаса прочности равный 1,5. Но потом на-
чали мгновенно одна за другой лопаться все поперечные пере-
борки, и вода залила последний - носовой отсек. А в нем кро-
ме торпед находилась еще и огромная лодочная аккумуляторная
батарея. Она всегда заряжена, на случай внезапной остановки
ядерного реактора и необходимости прокачки его водой в тече-
ние многих суток. Но как только вода залила аккумуляторную
яму, тотчас произошло короткое замыкание всех контактов АБ
соленой морской водой. И под действием мощного электротока
из воды выделилось большое количество водорода и хлора. Хлор
не оказал никакого действия, а водород смешался с остатками
воздуха в этом отсеке, и образовал "гремучий газ".
Однако, маленькая загадка состоит в поиске причины вос-
пламенения этого взрывоопасного газа. Дело в том, что смесь
воздуха и водорода сама по себе - без всякой причины не
взрывается. И если не будет источника огня, то она может
храниться столетиями без всякого взрыва. А в мертвой подвод-
ной лодке "Комсомолец", полностью залитой водой и безостано-
вочно падавшей на дно океана, просто не могло быть никакого
источника огня!
Разгадка состоит в том, что воздух внутри 1-го отсека
все-таки был. Лодка погружалась кормой вперед, и весь воз-
дух из ее корпуса поднимался вверх - в первый отсек. Однов-
ременно с этим воздух сжимался: давление на глубине 1700 м
равно 170 атмосфер, значит воздух сжался ровно в сто семьде-
сят раз. Но при этом - в точном соответствии с законом
Гей-Люссака этот сжатый воздух чрезвычайно сильно нагрелся -
вплоть до того, что самовоспламенилась смесь воздуха с водо-
родом. Дело в том, что от сжатия любой газ сильно нагревает-
ся. Вспомните, что в самом обычном типе двигателей - дизеле,
совсем нет никакой системы зажигания, но из-за того, что
давление сжатия у него достигает 17 атмосфер, то воздух наг-
ревается до 400 градусов, и тоже происходит самовоспламене-
ние топлива, температура вспышки солярки всего 300 градусов
Цельсия. А ведь в подводной лодке давление повысилось не на
40, а на 170 атмосфер. Ясно, что там, несмотря на охлажде-
ние морской водой, температура была очень высока. За те ко-
роткие секунды падения холодная морская вода просто не успе-
ла охладить воздух.
Но из-за того, что подводная лодка "Комсомолец" все
время падала на дно кормой вперед, то вода очень долго не
могла достать до самого верха вертикального корпуса - до ак-
кумуляторной батареи первого отсека. Поэтому водород и не
выделялся, и взрывоопасной смеси не было. И лишь когда лод-
ка упала на дно, то она легла в горизонтальном положении. И
только в этот момент вода залила батарею, и началось выделе-
ние водорода. Но на это все равно потребовалось несколько
секунд: процесс электролиза не может произойти слишком быс-
тро. Как только содержание водорода в воздухе достигло 4% -
минимально возможное для воспламенения этой смеси, так сра-
зу грянул несильный взрыв. Сильным он быть не мог, потому,
что водорода было мало - 4% это крайний минимум. А сразу
после взрыва в обшивке корпуса образовались небольшие трещи-
ны, и хотя водород и впоследствии выделялся несколько суток
из аккумуляторной батареи, но весь он утекал наверх - через
трещины в обшивке.
Здравствуйте !
>То есть, там было более высокое содержание кислорода:
>вместо обычных 22,5%, - внутри "Комсомольца" содержание кис-
>лорода было порядка 24-25%. Это достигалось простейшим спо-
>собом - регулировкой системы регенерации воздуха. Такая ме-
>ра принимается подводниками на случай возможной аварии, ког-
>да людям придется дышать тем воздухом, что останется в отсе-
>ках, и тогда важен будет каждый грам кислорода. Но вот имен-
>но этот лишний кислород и погубил "Комсомолец".
Уважаемый, Вы что, бредите?
При 25%кислорода весь экипаж уже по тревоге разбегается, а химика гоняют как вшивого по бане....
Кому рассказать, не поверят :) Подводники специально повышают содержание кислорода в отсеках до 25%. Это чтобы пожар невозможно было потушить?
Уважаемый, я видел как при 23% горел толстенный прибор. Хорошо горел с искрами. ЖЕЛЕЗО ГОРЕЛО. И никак не удавалось его потушить. А ВЫ 25%.
>Здравствуйте !
>>То есть, там было более высокое содержание кислорода:
>>вместо обычных 22,5%, - внутри "Комсомольца" содержание кис-
>>лорода было порядка 24-25%. Это достигалось простейшим спо-
>>собом - регулировкой системы регенерации воздуха. Такая ме-
>>ра принимается подводниками на случай возможной аварии, ког-
>>да людям придется дышать тем воздухом, что останется в отсе-
>>ках, и тогда важен будет каждый грам кислорода. Но вот имен-
>>но этот лишний кислород и погубил "Комсомолец".
>
>Уважаемый, Вы что, бредите?
>При 25%кислорода весь экипаж уже по тревоге разбегается, а химика гоняют как вшивого по бане....
>Кому рассказать, не поверят :) Подводники специально повышают содержание кислорода в отсеках до 25%. Это чтобы пожар невозможно было потушить?
>Уважаемый, я видел как при 23% горел толстенный прибор. Хорошо горел с искрами. ЖЕЛЕЗО ГОРЕЛО. И никак не удавалось его потушить. А ВЫ 25%.
>С уважением, Boris.
СОДЕРЖАНИЕ КИСЛОРОДА В ОТСЕКАХ
20.09.03
Уважаемый Boris!
Во-первых Ваы не правы, что сталь горит в атмосфере с
повышенным содержанием кислорода. Таке возможно только при
условиии, если стальное изделие перед этим нагрето докрасна.
А в холодном состоянии сталь не горит даже в атмосфере
состоящей на 100% из одного только кислорода. Доказательство
этого вам всем хорошо известно: сжатый кислород может годами
храниться в холодных стальных баллонах, и ни один еще
стальной баллон от этого не сгорел. Но конечно, если ее
нагреть - то и сталь будет гореть в кислородной атмосфере.
**************
Второе: та статья у меня очень старая, и каюсь, что я
ее давно не поправлял. И там действительно не совсем верная
цифра содержания кислорода в концевом отсеке "Комсомольца".
На самом деле в седьмом его было не 25%, а гораздо больше -
30-35%. Об этом Вы можете прочитать в самой достоверной
книге об этой аварии - расследовании вице-адмирала Евгения
Чернова "Тайны подводный катастроф")"изд-во "ОЛМА-ПРЕСС",
2002 г) на страницах 98-99:
"Термодинамические расчеты показывают, что если бы в 7
отсеке до возникновения первичного возгорания объемное
содержание кислорода было нормальным (21%), то при
воспламенении турбинного масла, разлитого на площади о
полутора метров, горение прекратилось бы через 6-8 минут
из-за "выгорания" кислорода до его содержания в воздухе 12%.
Различного рода металлические конструкции, в т.ч. арматура,
от такого пожара прогрелись бы в поверхностном слое примерно
о 100С, а давление в отсеке за счет температурного
расширения воздуха приблизилось бы к одной избыточной
атмосфере.
Объективные данные и расчеты показывают, что пожар в
7-ом отсеке до начала поступления в него свежего воздуха из
разгерметизированной арматуры ВВД продолжался не менее 15
минут. За счет чего же происходило горение в отсеке?
Расчеты убеждают: для того, чтобы горение
поддерживалось в течение 15 минут ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОСТУПЛЕНИЯ
СВЕЖЕГО ВОЗДУХА, в 7-ом отсеке еще до возгорания должно было
присутствовать НЕ МЕНЕЕ 30% КИСЛОРОДА. Тогда температура в
отсеке могла достичь и превысить +500С, давление могло
подняться почти до двух атмосфер, а арматура системы ВВд -
прогреться более чем до +200С.
В этих условиях синтетические прокладки арматуры
некоторых систем ВВд теряют рабочие качества, и в отсек
начинает поступать свежий воздух, поддерживающий пожар..."
**********
Страница 102:
"Невнимание к концентрации кислорода в воздухе уже
неоднократно становилось причиной возгораний, переходивших в
пожары высокой интенсивности, которые унесли немало жизней
подводников." (это слова Героя Советского Союза
вице-адмирала Евгения Дмитриевича Чернова).
"Следствие Главное военной прокуратуры установило, что
превышение концентрации кислорода в 7-ом отсеке было
замечено уже НА КОНТРОЛЬНОМ ВЫХОДЕ корабля перед началом
похода.
******************
Страница 103:
"Учитывая изложенное, нет никаких оснований утверждать,
что первичное возгорание имело электрическое происхождение.
При концентрации кислорода в 7-ом отсеке 30-35%
первичное возгорание могло произойти от самовозгорания
промасленной ветоши, от работы на электрозаточном станке,
или от случайной искры любого происхождения.
Важно другое: из-за НЕМЫСЛИМО ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
КИСЛОРОДА в отсеке это возгорание в течение 15-20 минут
переросло в пожар такой силы, что разгерметизировалась
арматура ВВД, и в отсек стал интенсивно поступать свежий
воздух из баллонов всех групп ВВД...
***************
Страница 155:
Эксперты, произодившие расследование доказали, что на
"Комсомольце" К-278:
"Установлено, что первичный пожар в 7-ом отсеке мог
перерасти в пожар, температура и продолжительность которого
стали достаточными, чтобы повредить (разгерметизировать)
находящуюся в отсеке арматуру ВВД, не отключенную от
трубопроводов, подающих воздух из носовых отсеков корабля,
только в том случае, если содержание кислорода в атмосфере
отсека ко времени начала пожара достигало 30-35% (при норме
21%).
Только эти обстоятельства послужили причиной
перерастания первичного пожара в пожар ПРЕДЕЛЬНЫХ ДЛЯ АПЛ
ПАРАМЕТРОВ..."
**************
Страница 209:
8. Контрольный выход в море.
Контроль содержания кислорода в отсеках корабля.
На контрольном выходе К-278 со вторым экипажем перед
боевой службой из-за повышения содержания кислорода в
атмосфере 7-гт отсека (не менее 30%) была создана
пожароопасная обстановка. Данное обстоятельство
подтверждается показаниями свидетелей А.Д. Улитовского, В.Т.
Тарасенко, и В.А. Грегулева.
В.Т. ТАРАСЕНКО:
Из показаний свидетеля В.Т. Тарасенко следует, что в
феврале 1989 г. в составе второго экипажа на К-278 он
выходил на контрольный выход в качестве трюмного
специалиста, и нес вахту в 7-ом отсеке.
Во время одной из вахт он обнаружил, что в отсеке
повышено процентное содержание кислорода. При замере
содержания кислорода в атмосфере отсека с помощью
переносного газоанализатора, он обнаружил, что кислорода в
отсеке больше положенной нормы.
Ручка реохорда не позволяла точно определить содержание
кислорода в отсеке, так как с помощью переносного
анализатора возможно произвести замер кислорода только до
30%, А В ДАННОМ СЛУЧАЕ ОНО ПРЕВЫШАЛО 30%.
Он сначала не поверил этим показаниям прибора и решил
произвести проверочный замер в смежном 6-ом отсеке.
Произведя замер, убедился, что прибор исправен и процентное
содержание кислорода в 6-ом отсеке в норме. Тогда он
вернулся в 7 отсек и еще раз произвел замер. Газоанализатор
опять показывал повышенное содержание кислорода БОЛЕЕ 30%.
Свидетель А.Д. Улитовский показал, что на контрольном
выходе в течение трех суток из четырех ОН ЛИЧНО ДОКЛАДЫВАЛ
НА ПОДВЕДЕНИИ ИТОГОВ в ЦП капитану 1-го ранга Ванину о
повышеном содержании кислорода в 7-ом отсеке, доходившем до
29-30%.
ТАКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КИСЛОРОДА В КОРМОВОМ ОТСЕКЕ БЫЛО
ПРАКТИЧЕСКИ ПОСТОЯННО.
**************
Лейтенант А.В. Зайцев:
Свидетель А.В. Зайцев заявил, что на контрольном выходе
в море перед боевой службой вахтенными 7-го отсека
отмечалось повышение содержания кислорода в этом отсеке до
30%. Он помнит, как при нем на контрольном выходе капитан
2-го ранга Бабенко возмущенно говорил, что Грегулев
"накачал" кислорода в 7-1 отсек больше нормы.
В.А. Грегулев:
Свидетель В.А. Грегулев сообщил, что причина большого
процентного содержания кислорода в 7-ом отсеке состояла в
том, что на К-278 раздача кислорода по отсекам производилась
путем открывания клапана на коллекторе раздачи кислорода,
расположенном во 2-ом отсеке.
Конкретно по этому вопросу свидетель пояснил: во время
контрольного выхода ему лично пришлось возиться с системой
автоматики "Сорбент" и потому на то, что было с кислородом в
7-ом отсеке он тогда не обратил внимания. На контрольном
выходе в феврале 1989 г. он был просто задерган
командованием и пропустил повышение кислорода в 7-ом отсеке.
Для того, чтобы в дальнейшем избежать перенасыщения
7-го отсека кислородом, он составил график подачи туда
кислорода. Как только вахтенные 6-го отсека докладывали ему
или в ЦП о том, что в отсеке ПРЕВЫШЕНИЕ кислорода, иногда
доходившее до 30% (и более), он немедленно отключал подачу
кислорода в 7-й отсек и принимал меры по нормализации
газового состава воздуха в кормовых отсеках (путем его
перемешивания в отсеках) (Прим. О.Т. Правда ничего не
говорится о том, что будет, если пожар возникнет как раз
именно в этот период - когда еще не успели уменьшить
количество кислорода методом "перемешивания" с другими
отсеками).
Следствием установлено, что вахтенными 7-го отсека
второго экипажа допускалось НЕБРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ к замерам
газового состава воздуха в отсеке. Так, несмотря на
превышение процентного содержания кислорода в 7-ом отсеке во
время контрольного выхода, вахтенными Бухникашвили и
Козловым ДАННЫЙ ФАКТ ОБНАРУЖЕН НЕ БЫЛ. Подтверждением этому
служат показания самого Козлова. (то есть, если вахтенные
из-за их халатности не замечали содержание кислорода в
отсеке сверх всякой меры, то они соответственно и не
докладывали об этом, и офицер не производил попыток
уменьшения кислорода даже убогим методом "перемешивания".)
******************
Страница 211:
8.2. Автоматический ГАЗОАНАЛИЗАТОР-ДОЗАТОР кислорода
7-го отсека.
Произведенный по акту N 510.46 от 18 октября 1988 г.
ремонт газоанализатора по объему не соответстовал его
фактическому дефекту, и ГАЗОАНАЛИЗАТОР БЫЛ ОТКЛЮЧЕН
лейтенантом А.В. Зайцевым перед боевой службой.
Представленная в Правительственную комиссию химслужбой
Северного флота "выписка из журнала проверочных работ", в
которой значится, что газоанализаторы К-278 прошли проверку
5 мая 1988 г., является ПОДЛОЖНОЙ, т.к. количество и
заводские номера указанных в ней газоанализаторов не
соответствуют количеству и заводским номерам
газоанализаторов, установленных заводом-строителем."
Попросту говоря, химслужба флота совершила
преступление, поскольку все газоанализаторы "Комсомольца"
были изношены. Прим. О.Т.
****************
****************
Уважаемый Boris утверждает, что при превышении
содержания кислорода свыше 25% объявляется тревога, и весь
экипаж занимает места по штатному расписанию. Однако мы
видим из показаний оставшихся в живых, что на "Комсомольце"
не только не объявлялось тревоги при содержании кислорода
свыше 30-35%, но несмотря на то, что командиру этой
подводной лодки - капитану 1-ранга Ванину в течение ТРЕХ
СУТОК сообщалось о таком превышении содержания кислорода -
НИ РАЗУ НИКАКОЙ ТРЕВОГИ ОБЪЯВЛЕНО НЕ БЫЛО... Да честно
говоря, имеется слух, что в день гибели "Комсомольца" его
командир - Ванин был просто пьян, и слабо реагировал на
сложившуюся обстановку.
А вот еще выдержка из книги вице-адмирала Чернавина.
Стр. 208:
В связи со слабой подготовкой второго экипажа и его
недобросовестным отношением к материальной части от выхода
на боевую службу с этим экипажем по разным причинам
уклонились мичман Бобровников, капитан 3-го ранга Боровский,
майор медицинской службы А.Д. Улитовский. Еще до выхода они
имели мнение, что на боевую службу НЕ ПОЙДУТ, и приняли все
меры чтобы не пойти. Мичман Ткач идти на боевую службу в
этот поход также не желал...
Свидетель В.В. Геращенко по этому вопросу дал
показания, что еще до выхода он слышал от майора медицинской
службы Улитовского, что многие просто боятся идти на боевую
службу с их экипажем. Сам Улитовский говорил, что он ни под
каким предлогом не пойдет на боевую службу. Мичман
Бобровников так и сказал: "Только самоубийцы могут идти с
вами на боевую службу. Я с вами не пойду".
Свидетель А.Д. Улитовский, начальник медицинской службы
ПЕРВОГО ЭКИПАЖА К-278, показал, что такая взаимная
неуверенность друг в друге явилась главной причиной
многочисленных отказов офицеров и мичманов второго экипажа
идти на боевую службу. Искали всякие причины. Например,
капитан 3-го ранга Боровский просто уперся, сказав что болен
и по состоянию здоровья не может идти в море, и не пошел на
боевую службу..."
******************
"ТОЛЬКО САМОУБИЙЦЫ МОГУТ ИДТИ С ВАМИ НА БОЕВУЮ СЛУЖБУ.
Я С ВАМИ НЕ ПОЙДУ"