От kregl
К Forger
Дата 03.07.2003 22:45:10
Рубрики Современность; Курск; Матчасть;

Что там делал Кашалот? Делал что-то(+МНОГО)

Здр!

>Все молчат, как рыбы об лед, в т.ч. и на форуме.... И даже предположений нет?
---------------------------------------
Почему же нет?
Вы в первый раз за три года заинтересовались?
Есть даже много слов об этом.
Все ли слова верны - вот вопрос...
----------------------------------
13 АВГУСТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ

00.55. Оперативный дежурный Северного флота дал разрешение на выход спасательного судна "Михаил Рудницкий" по плану.
00.37. Базовый тральщик БТ-111 начал движение в район.
01.04. "Михаил Рудницкий" отошел от причала и начал движение в район поиска. При установленной готовности к выходу в четыре часа экипаж спасательного судна управился всего за три часа тридцать минут, перекрыв все установленные нормативы.
Спасатель шел в район аварии самым полным ходом, какой только мог выжать. На его борту находилось два подводных аппарата (сами спасатели предпочитают именовать их снарядами): АС-32 и
АС-34. Первый предназначался для обследования затонувших объектов, второй - для спасения подводников с затонувших подводных лодок. Не теряя времени, аппараты готовили к работе. Помимо этих двух аппаратов на Северном флоте имелось еще два: АС-15, предназначенный для обследования, и АС-36 в спасательном варианте. Эту пару аппаратов также спешно готовили к переброске в район аварии. В качестве старшего на борту "Михаила Рудницкого" находился начальник УПАСР СФ капитан 1-го ранга А. Тесленко.
На флотах ежегодно должны проводиться учения по спасению подводников с участием подводных лодок. Правда, в последние годы из-за отсутствия топлива и средств эти учения стали менее регулярными. Однако за год до трагических событий впервые после долгого перерыва на Северном флоте были проведены учения с фактически лежащей на грунте подводной лодкой. В ходе учений в подошедший и присосавшийся к подводной лодке спасательный аппарат перешли восемь подводников. После окончания учений спасатели построили в одной из бухт специальный полигон со стенд-макет-понтоном, оборудованным комингс-площадкой, для постоянных тренировок экипажей подводных аппаратов. Буквально в июле на этом полигоне удалось полностью отработать три аппарата. Так что в профессионализме своих подчиненных начальник УПАСР СФ был уверен.
01.35. Отправлено оповещение: "ПЛ К-141 проекта 949 в определенное БП время не вышла на связь. Для проведения поисковых действий приказываю:
1. Сформировать отряд поиска № 2 в составе базового тральщика БТ-111 "Коломна", гидрографа ГС-356, спасательного судна "Михаил Рудницкий" для поиска необозначенной подводной лодки, лежащей на грунте. Командир отряда поиска НУПАСР СФ капитан 1-го ранга А. Тесленко, вместе с ним командир бригады спасательных судов капитан 1 -го ранга И. Андреев. Общее руководство силами поиска в районе осуществляет начальник управления БП вице-адмирал Ю. Бояркин.
2. Отряду поиска № 2 произвести поиск необозначенной подводной лодки, лежащей на грунте в районе с координатами Ш=... Д=...
3. Командиру отряда поиска № 2 принять решение на поиск до 04.00 13.08. Решение донести на КП и руководителю спасательных работ в районе. Командующий СФ".
02.22. ТАРКР "Петр Великий" доложил, что в точке с координатами Ш=69 градусов 37,9 минуты северная, Д=37 градусов 38,5 минуты восточная, по пеленгу 281 градус гидроакустики после посылки в режиме подводной связи наблюдали стук. Приступили к обследованию точки стука. Так был установлен первый контакт с затонувшей подводной лодкой. Теоретически поиск "Курска" мог производиться в течение нескольких суток. Экипаж "Петра Великого" управился за каких-то четыре часа, исключительно благодаря высочайшему профессионализму моряков, сумевших ради спасения своих товарищей совершить поистине невозможное.
Едва стало известно о том, что "Курск" не вышел на связь, в штурманской рубке атомного крейсера собрались заместитель командира 43-й дивизии капитан 1-го ранга Сергей Васильев, заместитель главного штурмана Северного флота и штурман "Петра Великого" капитан 3-го ранга Евгений Голоденко. Проанализировав план учений, сверив все пеленги и обсудив все варианты, они рассчитали наиболее вероятную точку нахождения "Курска". А едва "Петр Великий", заняв позицию, начал в ней поиск, на ГКП крейсера раздалось радостное: - Есть контакт!
На первом же галсе командир гидроакустической группы старший лейтенант Андрей Лавренюк услышал стуки и металлический скрежет. В бешеной какофонии моря он почти интуитивно уловил то, что было сейчас так необходимо всем услышать. Где-то там, в стылой глубине находились сейчас его друзья - одно-
кашники Алексей Коробков и Андрей Коровяков, и он сделал все возможное, чтобы их спасти...
03.05. Доклад сигнальной вахты "Петра Великого": якобы наблюдали притопленный буй. Произведен поиск. Буй не обнаружен.
03.15. Сообщение с ТАРКР "Петр Великий" о том, что в точке с координатами 111=69 градусов 38 минут северная, Д=37 градусов 33,5 минуты восточная после посылки гидроакустических сигналов в режиме кодовой связи отчетливо прослушивались стуки - 3 серии по 8 - 9 ударов.
03.20. Прослушивается стук из 5 ударов продолжительностью 8 секунд. Не изменяя посылки кодовой связи, в опознавании МГС-30 производится ответ. "Петр Великий" на циркуляции обследует точку стука и ответных сигналов.
03.30. По УКВ передано указание "Михаилу Рудницкому" следовать в точку с координатами Ш=69 градусов 35,8 минуты северная, Д=37 градусов 38 минут восточная. По прибытии установить связь с ТАРКР "Петр Великий".
03.50. В течение 15 минут "Петр Великий" подавал посылки в режиме кодовой связи. После передачи посылок слышны автоматические стуки.
04.13. Баркасом "Петра Великого" поднята из воды перчатка оранжевого цвета.
04.30. Гидроакустики "Петра Великого" в точке с координатами Ш=69 градусов 37,89 минуты северная, Д-37 градусов 37,43 минуты восточная наблюдали стуки, похожие на SOS.
04.10. Начальник штаба СФ приказал экстренно готовить к выходу в море спасательный буксир "Алтай" и килектор КИЛ-143.
. 04.56. Командующий СФ назначил район поисковых и спасательных работ.
05.07. Гидроакустики "Петра Великого" наблюдали звуки, похожие на завывание и скрежет.
05.30. После посылки станций звукоподводной связи на "Петре Великом" прослушивали сигнал, похожий на SOS. Глубина предполагаемой затонувшей подводной лодки в точке с координатами Ш=69 градусов 37,7 минуты северная, Д=37 градусов 33, 4 минуты восточная равна 108 метрам. Грунт: ил, песок.
05.46. Гидрограф ГС-526 начал движение в район
поиска.
06.24. "Петр Великий" обнаружил масляное пятно. 07.20. Находящемуся на подходе к району "Михаилу Рудницкому" дано указание следовать в точку с координатами Ш=69 градусов 36,6 минуты северная, Д=37 градусов 38 минут восточная.
07.37. Приказано БПК "Адмирал Харламов" и "Адмирал Чабаненко" обследовать район в строю фронта, начав движение с юго-западной кромки района.
07.45. "Адмирал Харламов" и "Адмирал Чабаненко" начали поиск.
08.00. Килектор КИЛ-143 начал приготовление к выходу в море.
08.09 Сигнальщик "Петра Великого" обнаружил буй красно-белого цвета. Поднять буй не удалось.
08.31. С "Петра Великого" наблюдали буй на глубине 3 метра диаметром 70 сантиметров, окрашенный в светлый цвет. Эхолот "Петра Великого" показал уменьшение глубины под килем с 104 метров до 84- 86 метров.
08.59. Спасательное судно "Михаил Рудницкий" пересекло границу района. Командир "Рудницкого" капитан 2-го ранга Ю. Костин установил связь с руководителем поиска на "Петре Великом". Передано приказание "Рудницкому" следовать в точку с координатами Ш=69 градусов 37,05 минуты северная, Д=37 градусов 33,62 минуты восточная. Походным штабом спасательного отряда принято решение по допоиску аварийной подводной лодки и оказанию помощи личному составу, выводу его из аварийной лодки. Следовало:
1. С прибытием в назначенную точку произвести поисковые действия по обнаружению работающего аварийного гидроакустического излучателя МГС-30 подводной лодки путем запуска его на связь с использованием режима "Речь" излучающей гидроакустической станции;
2. По результатам показаний станции уточнить координаты затонувшей подводной лодки, прослушать возможные сигналы с подводной лодки, определить наличие жизнедеятельности на подводной лодке;
3. Параллельно готовить автономный снаряд АС-34 для проведения допоиска, обнаружения, посадки на комингс-площадку, присоса к подводной лодке, открытию крышек спасательного люка и вывода личного состава.
09.20. Спасательный буксир СБ-523 прибыл в точку поиска, начал поиск подводной лодки визуально и с использованием радиолокационной станции судна.
09.32. "Михаил Рудницкий" в составе отряда поиска прибыл в район поиска.
09.16. "Петр Великий" обнаружил буй №2 в точке с координатами Ш=69 градусов 39,1 минуты северная, Д=37 градусов 43,86 минуты восточная. В точке обнаружения наблюдается уменьшение глубины с 105 метров до 83 метров.
09.50. Начальником штаба СФ отправлена телеграмма: "С прибытием в район СС "Михаил Рудницкий" произвести поиск ПЛ К-141 и установить связь с использованием режима "Речь"... Вероятная точка нахождения ПЛ на грунте Ш=69 градусов 35,9 минуты северная, Д=37 градусов 38,5 минуты восточная, глубина 108 метров. С обнаружением работы МГС-30 уточнить местонахождение ПЛ. Доложить предложения по организации использования погружающихся аппаратов".
10.30. Командующий СФ объявил боевую тревогу автономному снаряду АС-15. Приказано следовать в район поиска подводной лодки К-141.
10.33. ТАВКР "Адмирал Кузнецов" снялся с якоря и вышел в район спасательных работ.
10.35. "Петр Великий" находится в точке с координатами Ш-69 градусов 37,7 минуты северная, Д=37 градусов 33,22 минуты восточная, наблюдается резкое уменьшение глубины до 77-83 метров. Именно в этот момент "Петр Великий" обнаружит наличие на грунте полигона двух аномалий, расположенных примерно в километре друг от друга. Что это за аномалии, было неясно. Однако то, что одна из них, скорее всего, является затонувшей подводной лодкой, ни у кого сомнений не вызывало. Полигон боевой подготовки почти досконально изучен многими поколениями североморцев, но никогда такого перепада глубин в этом районе еще никто не обнаруживал.
10.36. Спасательное судно "Алтай" начало движение в район аварии подводной лодки.
11.20. БПК "Адмирал Чабаненко" дано задание с подходом на дистанцию 30 кабельтовых произвести поиск. "Михаил Рудницкий" начал поиск в назначенном районе.
11.25. Руководивший силами поиска вице-адмирал Ю. Бояркин приказал закрыть район для всех судов, кроме АСС. В закрытом районе разрешено находиться "Михаилу Рудницкому", "Петру Великому", БТ-111, СБ-523.
11.30. Начальник штаба СФ приказал готовить к выходу в район плавкран ПК-7500 с автономным снарядом АС-36 на борту и морской буксир МБ-100.
11.40. ТАВКР "Адмирал Кузнецов" с командующим СФ на борту вышел из района Териберки в район поиска подводной лодки.
12.08. СБ-523 наблюдал пакеты, бутылки, мусор. Начал их подъем.
12.10. "Адмирал Харламов" и "Адмирал Чабаненко" маневрируют курсом 0-180 градусов. Обследуют район ГАС в режиме ШП.
12.30. "Михаил Рудницкий" стал на якорь. Начал подготовку к выгрузке в воду АС-32.
12.40. "Михаил Рудницкий" доложил начальнику штаба СФ: "В районе зеленого буя наблюдается бело-красный буй, ведем его обследование". Впоследствии, говоря об увиденном зеленом буе, капитан 1-го ранга А. Тесленко выскажет предположение, что это была, скорее всего, большая медуза.
12.50. Спасательное судно "Алтай" вышло из Кольского залива.
13.13. "Михаил Рудницкий" произвел запрос МГС-30 К- 141. Дистанция не получена, работа МГС-30 не обнаружена. Доложено: "На запросы в режиме "Речь" ПЛ К- 141 не отвечает".
13.20. "Адмирал Харламов" обнаружил два рыболовных буя.
13.27. "Михаил Рудницкий" наблюдает масляное пятно по левому борту. Предположительное травление из-под воды.
14.48. На борт ТАРКР "Петр Великий" прибыл командующий Северным флотом.
14.50. Командующий СФ вступил в общее руководство поисково-спасательными силами в районе аварийной подводной лодки.
14.53. Получен доклад с "Михаила Рудницкого": "Обнаружили работу "стукача" по пеленгу 199 градусов". "Рудницкий" наблюдает подводные удары.
15.57. "Адмирал Харламов" наблюдал 20 ударов по пеленгу 129 градусов.
15.58. "Михаил Рудницкий" готовит к спуску два аппарата.
16.14. "Михаил Рудницкий" произвел выгрузку АС-34 на воду. Окончательная готовность 20-25 минут.
16.20. На запрос ГАС "Михаила Рудницкого" получен ответный сигнал МГС-30 по пеленгу 145 градусов, дальность -- 2201 метр. Аварийная станция МГС-30 устанавливалась только на российских подводных лодках, и теперь почти с полной уверенностью можно было сказать, что по пеленгу 145 градусов от "Михаила Рудницкого" находился именно лежащий на грунте "Курск"! Технический контакт с затонувшей подводной лодкой был установлен.
16.25. Самолет Ил-38 закончил осмотр назначенного района. Ничего не обнаружил, отправлен на аэродром.
16.36. "Петр Великий" стал на якорь в 30 кабельтовых от "Михаила Рудницкого". Глубина 250 метров.
16.46. СБ-523 доложил об обнаружении полиэтиленовых и пластмассовых пакетов, резиновых перчаток. Поднял резиновые перчатки и пакеты.
16.55. Автономный снаряд АС-34 закончил окончательное приготовление и отошел от борта "Михаила Рудницкого".
17.22. АС-34 исполнил команду "Грунт". Начал до-поиск объекта.
17.27. Прилетевший в район Ил-38 доложил об обнаружении на 17.15 в точке с координатами Ш=69 градусов 42 минуты северная, Д=37 градусов 52 минуты восточная в радиусе 3 километров белых предметов: белый предмет размером 3 на 2 метра, похожий на деталь обшивки, толстый канат, скрученный полукругом, продолговатые предметы белого цвета. Оранжевая полоса на поверхности воды. Выставлен маркер. 17.38. АС-34 на курсовом угле 60 градусов правого борта дистанции 1890 метров обнаружила работу МГС-30. Командир аппарата капитан 3-го ранга А. Майсак доложил: "По курсовому углу 90 градусов в дистанции 1800 метров наблюдаю устойчивую работу МГС-30. Ложусь на курс сближения".
17.40. По докладу Ил-38 по пеленгу 35 градусов в дистанции 24 кабельтова от "Петра Великого" обнаружен продолговатый плавающий предмет красного цвета длиной 3 метра.
17.49. Ил-38 сообщил: "На 17.42 по пеленгу 35 градусов в дистанции 39 километров от "Петра Великого" обнаружены масляные пятна радиусом 150- 200 метров".
18.15. АС-34 обнаружил засветку на экране эхолокатора.
18.32. АС-34 произвел аварийное всплытие. Командир аппарата капитан 3-го ранга А. Майсак доложил: "На ходу 2 узла вошел в соприкосновение с объектом, имеющим резиновый корпус. Свалился на винт, когда обследовал кормовую часть, после чего вынужден был аварийно всплыть. Комингс-площадку кормового аварийно-спасательного люка наблюдал через перископ". Итак, "Курск" был обнаружен визуально. Теперь надо было, не теряя времени, приступать ко второму этапу операции -- спасению подводников, если они были еще живы.
Вместе с командиром аппарата под воду спускался и командир электромеханической боевой части однотипной с "Курском" К-410 капитан 2-го ранга Буцких. Он должен был подтвердить, что обнаруженная субмарина является именно "Курском", попытаться определить ее состояние и характер повреждений. Заключение Буцких было следующим: "Обнаруженная подводная лодка - это "Курск"".
Принято решение о подъеме АС-34 для зарядки аккумуляторных батарей и осмотра механизмов. После подхода АС-34 к борту "Михаила Рудницкого" начата его погрузка на борт. Дана команда на переход "Михаила Рудницкого" ближе к точке № 1, чтобы затем произвести допоиск К-141 АС-32. Готовность АС-34 к продолжению спасательных работ с посадкой на комингс-площадку - 22.00. Начальник УПАСР СФ предложил с учетом плохой видимости у фунта работу АС-34 произвести утром 14 августа. Командующий СФ предложение не утвердил, приказав АС-32 в 21.00 произвести осмотр и очистку комингс-площадки, а затем выгрузить АС-34 для посадки его на комингс-площадку и спасения личного состава.
19.50. Командующий СФ объявил, что обнаруженный объект является К-141 с вероятностью 0,9. Координаты подводной лодки: Ш=69 градусов 39,8 минуты северная, Д=37 градусов 33,3 минуты восточная.
20.15. АС-34 поднят на борт "Михаила Рудницкого".
20.48. "Михаил Рудницкий" встал на якорь.
21.30. АС-34 начал зарядку аккумуляторных батарей. Срок окончания зарядки 00.00 14 августа. Вообще весь цикл подготовки к очередному спуску, связанный с временноемкой зарядкой аккумуляторных батарей, занимает 13-14 часов, однако и здесь спасатели оказались на высоте: действуя форсированными режимами, они осуществили весь процесс зарядки в течение нескольких часов. Это было неимоверно сложно, так как нарушалась технология, это было весьма рискованно, так как в любой момент могла случиться авария, но на подобные мелочи внимания никто не обращал, ибо надо было спасать подводников.
21.38. Получено разрешение от ОД СФ на переход морского буксира МБ-100 в район поиска. Начат переход.
22.00. "Михаил Рудницкий" выгрузил АС-32 в воду. Погода к этому времени значительно ухудшилась. Волнение - около 3 баллов. Обычно в таких условиях погружение подводных аппаратов прекращается, однако решено работу продолжать. Командующий флотом торопит экипаж аппарата:
- Я прошу вас, ребята, побыстрее, потому что каждый час - это жизнь людей! o
22.15. Командиру спасательного судна "Алтай" капитану 2-го ранга О. Осипову передано приказание с прибытием КИЛ-143 произвести расконсервацию и подготовку к работе 80 комплектов ССП.
22.35. Получено разрешение от ОД СФ на переход КИЛ-143 из Североморска в район поиска.
22.40. АС-32 исполнил сигнал "Грунт", начал допоиск затонувшей подводной лодки.
22.46. Командир АС-32 капитан 3-го ранга П. Карапута доложил, что на глубине 45 метров слышен стук, классифицированный им предположительно как возможный сигнал SOS, сделанный кувалдой. Впоследствии будет много разговоров о том, что кто-то якобы даже слышал в наушниках позывной "Курска" - "Винтик". Однако эти факты не подтвердились. Возможно, за стуки кувалды акустики приняли грохот якорных цепей находившихся поблизости кораблей и судов, которых в тот момент в районе было уже немало. К тому же всем нам хорошо известна особенность человеческой психики: когда долго ждешь какого-то сигнала, он рано или поздно, но послышится...
Что касается сигнала SOS, то с ним все гораздо сложнее. Сигнал этот был записан на магнитофон, и уже позднее специалисты определили, что давал его не человек, а автомат. Но подобного автомата на "Курске" никогда не было...
Рассказывает командир БПК "Адмирал Чабаненко" капитан 1-го ранга Михаил Колывушко: "В дни спасательной операции напряженность у всех была предельная. Каждый шум, удар, стук воспринимался как сигнал "оттуда". Мы почти все время находились в районе и своей акустикой осуществляли связь "Петра Великого" со спускаемыми аппаратами. Кроме этого, если что-нибудь случилось бы с его связью, мы должны были дублировать флагман. Все время нам что-нибудь слышалось. Но затем ничего не подтверждалось. То вроде бы акустику показалось, что кто-то выстукивает SOS. Прислушиваемся, ничего подобного! Пришел в район новый корабль, загрохотала стравливаемая якорь-цепь, опять вроде бы послышались какие-то стуки. Затем опять разочарование".
22.48. АС-32 на глубине 80 метров приступил к поиску затонувшей подводной лодки.
23.34. Согласно докладу с "Михаила Рудницкого" АС-32 находится на глубине 80 метров, следует в точку постановки буя, где получена засветка объекта.
------------------------------------------------------------
Конец цитирования о 13 августа 2000 года.

С уважением, kregl