От Igor
К kregl
Дата 22.06.2003 18:52:12
Рубрики Современность; Матчасть;

Re: ПЛ КЧФ,...

Здравствуйте.
Статью эту читал где-то год назад, но кто-такой В.В. Костриченко не знаю (а в газету не напишешь - лень), поэтому испавлю здесь, что знаю и что было на моих глазах

>Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.

>В.В.Костриченко



>475-й дивизион подводных лодок (ДПЛ) Феодосийский 475-й дивизион подводных лодок (ДПЛ) предназначался для обеспечения испытаний оружия и насчитывал в своем составе 12 подводных лодок. Три субмарины класса "Ромео": С-128 (проект 633КС), С-11 и С-49 (проект 633РВ) испытывали различные виды противолодочных ракетоторпед и находились в отличном состоянии.

Насчет отличного состояния ПЛ постройки начала 60-х это конечно громко сказано. Пример: При стоянке в заводе ПЛ С-37 в 1988 г. в районе футштоков ЦКЗ, ТЗЦ, МЗЦ как в носу так и в корме (и не только там) выявлена корозия прочного корпуса. Остаток металла состовлял порядка 8-10 мм из положенных 18-20 мм (как до этого на глубокое ходили :-)), как вспоминали так в пот бросало).
А как работает ПКК я думаю подводникам объяснять не надо.
С-49 (или С-11 сейчас точно не помню какая из них) действительно в году 89-91 пришла из среднего ремонта проведенного в СРЗ им. Орджиникидзе (Севастополь), но коплекс у ней (для стрельбы ПЛР) так и не был доделан, а так как тема уже была закрыта (или не финансировалась) никто им всерьез и не занимался.
Хотя по всем лодкам по основным механизмам остаток моторесурса оставался.

> Три лодки-мишени класса "Бравое СС-226; -256; -310 (проект 690)

Эти были. СС-226 только в 1992 г. вышла из среднегно ремонта проведенного в СРЗ-13

> и торпедная ПЛ Б-498 (проект 641 Б) также нуждались лишь в легком косметическом ремонте.

Про такую в составе 475 дивизиона вообще не слышал. Может имеется в виду периодически приходящая в Феодосию Б-380??

> Пять субмарин класса "Виски": С-74; -100; -197; -287; -296 - стояли у причала законсервированными. На берегу базы имелась УТС-350 (бывшая ПЛ С-350 класса "Ромео").

Из 613 пр. в Феодосии с 1988 г. (мы туда пришли на С-37) была только С-100. УТС на базе ПЛ в Феодосии тоже не было.


>В целом боевой состав субмарин 14-й дивизии ПЛ КЧФ обеспечивал полное превосходство над любым противником в Черном море.

Тут тоже вопрос спорный. Количественно да, качественно??
Всего две современные ПЛ Б-871 (877 пр.), Б-380 (641Б).
Опять же пример: году так в 1988-89 на контрольном поиске в районе Феодосии ( на С-37 - 633 пр.) обнаруживаем цель (первичная классификация - ПЛ, а может они с нами "баловались" и специально обнаружились - хотя это вряд ли, в районе Феодосии перед ними наверно другие задачи ставились), всплываем под перископ - горизонт чист, передаем радио, после 10-15 минут контакта цель плавно увеличивает ход до 10-15 узлов и спокойно отрывается. Мы с такой скоростью под водой во-первых долго идти не можем, во вторых - ничего не слышим. Всплываем в НП, получаем радио освободить район. Авиация контакт не подтвердила, но после разных комиссий (командир потом сказал, что даже если еще раз обнаружит ПЛ доносить не будет :-)) и прослушивание записей флагманские пришли к выводу что лодка всета-ки была и дали кэпу и акустику часы от Командующего.

>Вторая торпедная лодка - Б-435 стоит у плавпирса и в лучшем случае может быть использована для учебных целей из-за невозможности погружаться и отсутствия аккумуляторов.

В 1997 году передана ВМСУ и названа "Запорижье" (вообщем "Запорожье)

>Третья лодка - Б- 380 стоит в долговременном ремонте и предназначена к передаче Украине.

Долго стояла в СРЗ им. Орджоникидзе (в 1996 г. я на СС-256 после сокращения 475 ДнПЛ перешел в Севастополь), сейчас по моему перетащена в бригаду и идет ее ремонт, обещают ввести в строй (газета КЧФ "Флаг Родины", сам я из Севастополя ушел в 1998 г.)

> Остатки подводных сил Черноморского флота представляют три субмарины (СС-533, СС-226, СС-310) и переоборудованная в плавучую зарядовую станцию ПЗС-50 подводная лодка С-49, призванная заменить списываемую ПЗС-63.

Они в принципе никогда "силами" и не были СС-533 ТА-нет, СС-226, 310 - как говорили 1,5 ТА (533-мм без УПМ и 40-см), стелаж на 4 40-см торпеды (средства ГПД), приборов упраления торпедной стрельбой нет. Отрабатывали только задачи Л-1, Л-2.

>Судьба остальных лодок Черноморья вкратце прослеживается следующим образом. "Варшавянки" (Б-177; -459; -471; -300) и "Ташта" (Б-437, Б-498) были переведены к 1991 году на Север,

Что такое "Ташта" вообще не слышал (может имеется в виду "Танго", 437 - это 641Б), а большое количество "Варшав" объяснятся тем, что на ЧФ была сдаточная база завода "Красное Сормово", они там доводились, проходили испытания и уходили на Север (нелюбили наверно горьковчане на Севера ездить) и в состав КЧФ входили лишь времено.

>Инкерманскую судоразделочную базу в Севастополе

Организация называется "Вторчермет"

>выведена из состава флота большая специальная лодка БС-153, на которой проводились испытания баллистических ракет РСМ- 5 2 комплекса Д-19.

Она списана по мойму еще до перестройки, старая была да и комплекс уже на вооружении стоял, модернизация ПЛ я думаю была нецелесообразно. (здесь конечно последнее слово за ракетчиками).

> С-37 класса "Ромео"

3 июля 1993 года ПЛ С-37 Директивой ГШ ВМФ выведена из состава ВМФ для передачи в ОФИ и реализации. Экипажем ПЛ были приложены все усилия для создания действующего музея подводных сил ЧФ на базе ПЛ С-37. ПЛ была реализована и передана фирме «Интеро» в соответствии с Директивой Штаба ЧФ от 30 декабря 1993 года №. 5/245 через Фонд социальной помощи военнослужащим. В результате противозаконных действий директора фирмы «Интеро», связанных с угоном списанного ПКР «Москва» за границу, ПЛ С-37 была конфискована флотом и продана Севастопольскому предприятию «Вторчермет», где была порезана на лом в октябре 1994 года.


>разобрана ПЛ Б-9, предназначенная для ВМС Украины (ВМСУ). Лодка-мишень СС-256 также предназначалась для Украины и была основательно разграблена.

Б-9 и СС-256 для ВМСУ не предназначались (хотя может быть когда только начали делить флот такие задумки были и автору о них из "компетентных" источников стало известно).
Насчет основательно разграбленной СС-256. Не скрою, обидно, был на ней СПК до последнего дня. Закрыли лодку на замок за четре-пять месяцев до 1.12.1997 (дата вывода из состава флота). До этого на ней несли вахту пока не уволились в запас (вернее жили)три моряка (большое им спасибо), с которыми проводилась определенная работа и которые докладывали мне о всех случаях несанкционированного снятия механизмов своими (тут же следовал разбор и возвращение на место), а уж чужих вообще не пускали. Хотя в Севастополе в то время расцвел "прием" военного имущества и цветных металлов.
Шины от АБ все сданы на склад, лодка списана без коньяков в отделах с чистыми лицевыми счетами (кто понимает:-))).
Может опять же из "компетентных" источников поводом для такого вывода ("основательно разграблена") послужил следующий случай: когда лодка была закрыта 3 моряка с Б-871 вскрыв съемный лист проникли внутрь и повыкусывали из ответчика определенные микросхемы и платы (больше брать было нечего - все остальное старье, а с трубопроводами и кабельтрасами долго возится), но были задержаны дежурным по живучести, возбуждено уголовное дело и каждому присуждено возместить причиненный ущерб (если память не изменяет - мы считали около 6 000 у.е. на троих, они больше покурочали чем взяли). Тогда еще удивился как всетаки ВПК оценивает свою продукцию, например шильдик на котором написано "Пеленг" на рынке можно купить за рубль (цены условные), а по справке из РТО он стоит 10 рублей, еще из этой опреы меня всегда удивляло - почему в военторге цены выше чем за забором???


>После всего вышеописанного состояние черноморского подводного флота, противостоящего полутора десяткам турецких лодок, а также флоту Румынии и Болгарии,

Насчет Румынии не знаю - туда при мне была продана 1 ПЛ 877 пр., а в Болгарии в Варне был - стояло 4 633 пр. - тоже ведь старые.


>И даже предполагающаяся передача нескольких субмарин класса "Танго" из состава Северного флота

Да слухи такие ходили, Кравченко добивался.

>катастрофическое положение российских подводных сил на Черном море.

А положение действительно катострофическое, с этим согласен. Нет не только лодок, но уже командиры выросли которые сами в торпедную атаку не выходили, не говоря уже про командиров БЧ у которых вообще опыта плавания почти нет (собирают на каждый выход 871 как можно больше людей).

С уважением, Igor

От Virus
К Igor (22.06.2003 18:52:12)
Дата 23.06.2003 10:06:37

Re: ПЛ КЧФ,...

добавлю что знаю
СС-310 - передана ветеранам Украины для переделки в музей
Б-380 - до сих пор в так называемом среднем ремонте, когда выйдет неизвестно, т.к. большая часть оборудования разварована в заводе
СС-533 - списана
СС-226 - в консервации, был проект переделки в плавающую УТС
Б-871 - на ходу, но требуется замена АБ
данные на осень 2001 года
С уважением Михаил

От KM
К Igor (22.06.2003 18:52:12)
Дата 22.06.2003 23:32:28

Re: ПЛ КЧФ,...

Добрый день!
А Вы не подскажете, когда на ЧФ 613 пр. последний раз ходил на БС?
С уважением, КМ

От Igor
К KM (22.06.2003 23:32:28)
Дата 22.06.2003 23:42:00

Re: ПЛ КЧФ,...

>Добрый день!
>А Вы не подскажете, когда на ЧФ 613 пр. последний раз ходил на БС?
>С уважением, КМ

Пришел на ЧФ в 1985 г. 613 уже по мойму на БС не ходил.
Послядняя БС 613 по Черному морю была (опять же по мойму) зимой с 1984 на 85 г.г. В 1985 прикрыли им БС, оставили только БД.

641 ходили.

С уважением
Игорь



От KM
К Igor (22.06.2003 23:42:00)
Дата 23.06.2003 12:45:11

Re: ПЛ КЧФ,...

Добрый день!
>Послядняя БС 613 по Черному морю была (опять же по мойму) зимой с 1984 на 85 г.г. В 1985 прикрыли им БС, оставили только БД.

Спасибо за информацию.
На БФ последней ходила С-381 летом 1988 г. Из инструктажа командира пл Командующим БФ перед автономкой:
- Железо старое, главное не рискуйте. Назначаю вам рабочую глубину погружения на маршруте патрулирования 80 метров… Сколько лет, говоришь, твоей лодке?
- 32 года.
- 60 метров!!!
Тем не менее, привезли с БС контакт с немецкой пл, да какой – почти 4 часа!


С уважением, КМ

От Илья
К Igor (22.06.2003 18:52:12)
Дата 22.06.2003 22:27:45

пл КЧФ

Игорь, спасибо, очень интересное про лодки ЧФ дополнение получилось.

Виталий Костриченко живет в Севастополе. Он бывший врач-физиолог, служил на СС «Казбек». Тогда и стал интересоваться флотом. Сейчас работает участковым врачом, если не ошибаюсь. Довольно дружелюбный человек, хотя мне другие про него всяко наговаривали, но я ничего такого не увидел. У него пожалуй, самая большая фотоколлекция (причем его авторства) по кораблям и пл ЧФ. Начал он снимать примерно с серидины 70-х. Та-а-акие фотки показывал. Например на разделочном слипе Вторчермета в Севастополя пл типа Сом (не помню точно какая) постройки довореволюционной, которую в 70-х АСС поднимал. Ну и много чего еще. Еще у него есть моторный ял, на котором он рассекает воды Черного моря в погоне за интересными кадрами. Но, к сожалению, он не специалист по «железу» и не историк, допускает иногда ляпы. Например, везде упорно пишет про какой-то «косметический ремонт» у пл. Или упорствует в утверждении, что С-350 была в качестве УТС на берегу. Вот, с помощью Игоря выяснил совершенно точно.

Вот фото Виталия на его яхте. (он на веслах).



Илья.

От Igor
К Илья (22.06.2003 22:27:45)
Дата 22.06.2003 23:57:40

Re: пл КЧФ


>Виталий Костриченко живет в Севастополе. Он бывший врач-физиолог, служил на СС «Казбек». Тогда и стал интересоваться флотом. Довольно дружелюбный человек, хотя мне другие про него всяко наговаривали, но я ничего такого не увидел. У него пожалуй, самая большая фотоколлекция (причем его авторства) по кораблям и пл ЧФ.

Да я не против когда такие статьи пишутся для широкой публики в интересах показать как плачевно состояние флота, но когда "выдаются" такие "факты" становится обидно. Вспоминаю когда первый раз привел жену на ПЛ - больше любить стала (по крайней мере так говорила), когда стояли в Феодосии на день ВМФ и был "день открытых дверей" люди спустившиеся в лодку балдели и пожимали руки (даже некоторые шахтеры, хотя когда я спустился в шахту, я тоже обалдел). Когда кто-то (из знакомых) говорил что военные бездельники старался просто провести его на лодку - у большинства мнение менялось.
В общем "дух" статьи не понравился.

С уважением
Игорь

От Илья
К Igor (22.06.2003 23:57:40)
Дата 23.06.2003 00:02:17

Re: пл КЧФ

Я буду в конце лета в Севастополе, Виталию поправки и замечания передам, он будет только рад этому. Еще возможно заеду в Феодосию, там в МП ВМСУ определили служить моего двоюродного брата, так что может встретимся. За поправки еще раз спасибо, они интересны прежде всего мне.

Илья.

От kregl
К Igor (22.06.2003 18:52:12)
Дата 22.06.2003 19:35:34

Re: ПЛ КЧФ,...

Здр!

> но кто-такой В.В. Костриченко не знаю
---------------------------------
Тоже не знаю.
Впервые с его именем столкнулся в этой книжке несколько лет назад:
http://submarine.id.ru/api.php?avar

C уважением, kregl