От kregl
К All
Дата 22.06.2003 10:11:57
Рубрики Современность; Матчасть;

ПЛ КЧФ, 90-е(+)

Здр!
-------------------

Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.

В.В.Костриченко

Предлагаемый читателю материал рассказывает о судьбе Краснознаменного Черноморского флота в период с 1990 по 1997 год. Эти годы стали тяжелейшим испытанием для некогда могучего флота. Развал СССР и последующее сокращение Вооруженных Сил оказали губительное действие на сегодняшнее состояние флота, в короткое время превратившегося из мощного оперативно-стратегического объединения в заурядную третьестепенную флотилию разношерстных и изношенных плавсредств. Не касаясь анализа причин, приведших страну и флот к такому унизительному положению, автор считает целесообразным дать хотя бы обзорную картину катастрофы, постигшей Черноморский флот.

ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ

14-я дивизия подводных лодок КЧФ

К началу 1990 года в составе Черноморского флота насчитывалось около 40 подводных лодок различных типов, входивших в 14-ю дивизию подводных лодок.

Большинство черноморских субмарин представляли собой устаревшие дизельные торпедные подводные лодки, но после восстановительного ремонта они могли бы стать вполне боеспособными единицами.

153-я бригада подводных лодок (БПЛ)

Из состава 14-й дивизии на Южную бухту Севастополя базировались лодки 153-й бригады подводных лодок (БПЛ) в количестве 13 единиц. Семь субмарин класса "Фокстрот" (проект- 641): Б-9; -36; -41; -59; -109; -326; -854 - ранее служили на Северном флоте и были переведены на юг в весьма изношенном виде. Подводная лодка "Горьковский комсомолец" (Б-380) класса "Танго" (проект 641Б) требовала капитального ремонта и вскоре была поставлена к причальной стенке Севморзавода для его проведения. Наиболее современными боевыми единицами 153-й бригады являлись "Варшавянки" - четыре подводные лодки класса "Кило" (проект 877), а намеченная к переводу с Севера дизельная четырехракетная ПЛ Б-58 класса "Джульетта" (проект 651) так и не прибыла после развала СССР.

155-я бригада подводных лодок (БПЛ)

Вторым крупным соединением 14-й дивизии являлась 155-я бригада ПЛ КЧФ, базирующаяся на Балаклаву. В состав бригады входили десять подводных лодок. Две "Джульетты" - Б-67 и Б-318 - находились в хорошем техническом состоянии и в прибрежных водах Крыма представляли из себя грозное оружие. Торпедные лодки класса "Фокстрот" (Б-10 5 и Б-435), "Ромео" (С-37 проекта 633Л), "Виски" (С-376 и С-384 проекта 613) нуждались лишь в плановом среднем ремонте. Три опытовые лодки: БС-153 (проект 619 класса "Гольф- 5" БС - 555 (проект 1840 класса "Лима"), СС-533 (проект 01710 класса "Белуга") и рейдовая зарядовая станция РЗС-63 (бывшая ПЛ С-282 класса "Виски") вполне сохранились и могли быть использованы далее.

475-й дивизион подводных лодок (ДПЛ) Феодосийский 475-й дивизион подводных лодок (ДПЛ) предназначался для обеспечения испытаний оружия и насчитывал в своем составе 12 подводных лодок. Три субмарины класса "Ромео": С-128 (проект 633КС), С-11 и С-49 (проект 633РВ) испытывали различные виды противолодочных ракетоторпед и находились в отличном состоянии. Три лодки-мишени класса "Бравое СС-226; -256; -310 (проект 690) и торпедная ПЛ Б-498 (проект 641 Б) также нуждались лишь в легком косметическом ремонте. Пять субмарин класса "Виски": С-74; -100; -197; -287; -296 - стояли у причала законсервированными. На берегу базы имелась УТС-350 (бывшая ПЛ С-350 класса "Ромео").

131-й дивизион подводных лодок (ДПЛ)

В составе Одесского дивизиона консервации (131-й ДПЛ) числились четыре подводные лодки: Б-6 (проект 641) и С-70; -96; -185 (проект 613), а также УТС-10 (бывшая ПЛ Щ-209 типа "Щука").

В качестве кораблей обеспечения числились две плавбазы. Одна из них - "Виктор Котельников" класса "Дон" (проект 31 ОМ) - только что прошла капитальный ремонт на польских верфях, а вторая - "Волга" (проект 1886 класса "Угра") - завершала капремонт в Югославии.

458-я береговая база

Базирование субмарин в Севастополе и Балаклаве обеспечивалось средствами 458-й береговой базы. Кроме плавучих складов, пирсов и береговой инфраструктуры в составе береговой базы числились: УТС-247 (бывшая ПЛ С-247 проекта 613), корабль химической разведки КРХ-69, РВК-429 (проект 319В), зарядовая станция РЗС-61, четыре рейдовых катера: РК-663; -876; -1108 (все - проекта 376У), РК-410 (проект 371У).

В целом боевой состав субмарин 14-й дивизии ПЛ КЧФ обеспечивал полное превосходство над любым противником в Черном море, но к концу 1996 года произошло следующее: в составе флота осталась одна (!) боеспособная подводная лодка. Дизельная торпедная подводная лодка с экспериментальным водомерным двигателем Б-871 смогла только в 1996 году получить долгожданные аккумуляторы и начать практические выходы в море. Вторая торпедная лодка - Б-435 стоит у плавпирса и в лучшем случае может быть использована для учебных целей из-за невозможности погружаться и отсутствия аккумуляторов. Третья лодка - Б- 380 стоит в долговременном ремонте и предназначена к передаче Украине. Остатки подводных сил Черноморского флота представляют три субмарины (СС-533, СС-226, СС-310) и переоборудованная в плавучую зарядовую станцию ПЗС-50 подводная лодка С-49, призванная заменить списываемую ПЗС-63.

Судьба остальных лодок Черноморья вкратце прослеживается следующим образом. "Варшавянки" (Б-177; -459; -471; -300) и "Ташта" (Б-437, Б-498) были переведены к 1991 году на Север, а отправленная на ремонт в Ленинград БС-555 к 1996 году разбирается на металл из-за отсутствия средств на ее модернизацию. В 1991 году на слом в Турцию или Инкерманскую судоразделочную базу в Севастополе отправились субмарины: С-76; -96; -100; -172; -197; -230; -234; -296; -339; -344; -383 (пр. 613), Б-59 (пр. 641). Из состава флота вывели ракетную ПЛ Б-318. Часть вышеназванных лодок класса "Виски" была списана до 1990 года и не указана в перечне. В 1991 году на слом пошли С-74; -287; -379 (пр. 613) и выведена из состава флота большая специальная лодка БС-153, на которой проводились испытания баллистических ракет РСМ- 5 2 комплекса Д-19. На следующий год были разобраны ПЛ Б-6 и Б-105 (пр. 641), С-11 и С-37 класса "Ромео", С-70 и С-243 (пр. 613). В 1993 году флот потерял С-384 (пр. 613) и Б-36 (пр. 641), а в 1994 году сданы для разборки на металл Б-109; -326; -854 (пр. 641), С-128 (пр.бЗЗКС) и С-376 (пр. 513). В 1995 году была списана Б-67 (пр. 651) и разобрана ПЛ Б-9, предназначенная для ВМС Украины (ВМСУ). Лодка-мишень СС-256 также предназначалась для Украины и была основательно разграблена. Две ремонтирующиеся в Болгарии на заводе "Арсенал" (порт Варна) субмарины класса "Фокстрот" Б-41 и Б-326 из-за отсутствия финансирования были проданы на металл за долги.

После всего вышеописанного состояние черноморского подводного флота, противостоящего полутора десяткам турецких лодок, а также флоту Румынии и Болгарии, внушает' большие опасения. И даже предполагающаяся передача нескольких субмарин класса "Танго" из состава Северного флота вряд ли исправит катастрофическое положение российских подводных сил на Черном море.
-------------------------------

С уважением, kregl

От Igor
К kregl (22.06.2003 10:11:57)
Дата 22.06.2003 18:52:12

Re: ПЛ КЧФ,...

Здравствуйте.
Статью эту читал где-то год назад, но кто-такой В.В. Костриченко не знаю (а в газету не напишешь - лень), поэтому испавлю здесь, что знаю и что было на моих глазах

>Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.

>В.В.Костриченко



>475-й дивизион подводных лодок (ДПЛ) Феодосийский 475-й дивизион подводных лодок (ДПЛ) предназначался для обеспечения испытаний оружия и насчитывал в своем составе 12 подводных лодок. Три субмарины класса "Ромео": С-128 (проект 633КС), С-11 и С-49 (проект 633РВ) испытывали различные виды противолодочных ракетоторпед и находились в отличном состоянии.

Насчет отличного состояния ПЛ постройки начала 60-х это конечно громко сказано. Пример: При стоянке в заводе ПЛ С-37 в 1988 г. в районе футштоков ЦКЗ, ТЗЦ, МЗЦ как в носу так и в корме (и не только там) выявлена корозия прочного корпуса. Остаток металла состовлял порядка 8-10 мм из положенных 18-20 мм (как до этого на глубокое ходили :-)), как вспоминали так в пот бросало).
А как работает ПКК я думаю подводникам объяснять не надо.
С-49 (или С-11 сейчас точно не помню какая из них) действительно в году 89-91 пришла из среднего ремонта проведенного в СРЗ им. Орджиникидзе (Севастополь), но коплекс у ней (для стрельбы ПЛР) так и не был доделан, а так как тема уже была закрыта (или не финансировалась) никто им всерьез и не занимался.
Хотя по всем лодкам по основным механизмам остаток моторесурса оставался.

> Три лодки-мишени класса "Бравое СС-226; -256; -310 (проект 690)

Эти были. СС-226 только в 1992 г. вышла из среднегно ремонта проведенного в СРЗ-13

> и торпедная ПЛ Б-498 (проект 641 Б) также нуждались лишь в легком косметическом ремонте.

Про такую в составе 475 дивизиона вообще не слышал. Может имеется в виду периодически приходящая в Феодосию Б-380??

> Пять субмарин класса "Виски": С-74; -100; -197; -287; -296 - стояли у причала законсервированными. На берегу базы имелась УТС-350 (бывшая ПЛ С-350 класса "Ромео").

Из 613 пр. в Феодосии с 1988 г. (мы туда пришли на С-37) была только С-100. УТС на базе ПЛ в Феодосии тоже не было.


>В целом боевой состав субмарин 14-й дивизии ПЛ КЧФ обеспечивал полное превосходство над любым противником в Черном море.

Тут тоже вопрос спорный. Количественно да, качественно??
Всего две современные ПЛ Б-871 (877 пр.), Б-380 (641Б).
Опять же пример: году так в 1988-89 на контрольном поиске в районе Феодосии ( на С-37 - 633 пр.) обнаруживаем цель (первичная классификация - ПЛ, а может они с нами "баловались" и специально обнаружились - хотя это вряд ли, в районе Феодосии перед ними наверно другие задачи ставились), всплываем под перископ - горизонт чист, передаем радио, после 10-15 минут контакта цель плавно увеличивает ход до 10-15 узлов и спокойно отрывается. Мы с такой скоростью под водой во-первых долго идти не можем, во вторых - ничего не слышим. Всплываем в НП, получаем радио освободить район. Авиация контакт не подтвердила, но после разных комиссий (командир потом сказал, что даже если еще раз обнаружит ПЛ доносить не будет :-)) и прослушивание записей флагманские пришли к выводу что лодка всета-ки была и дали кэпу и акустику часы от Командующего.

>Вторая торпедная лодка - Б-435 стоит у плавпирса и в лучшем случае может быть использована для учебных целей из-за невозможности погружаться и отсутствия аккумуляторов.

В 1997 году передана ВМСУ и названа "Запорижье" (вообщем "Запорожье)

>Третья лодка - Б- 380 стоит в долговременном ремонте и предназначена к передаче Украине.

Долго стояла в СРЗ им. Орджоникидзе (в 1996 г. я на СС-256 после сокращения 475 ДнПЛ перешел в Севастополь), сейчас по моему перетащена в бригаду и идет ее ремонт, обещают ввести в строй (газета КЧФ "Флаг Родины", сам я из Севастополя ушел в 1998 г.)

> Остатки подводных сил Черноморского флота представляют три субмарины (СС-533, СС-226, СС-310) и переоборудованная в плавучую зарядовую станцию ПЗС-50 подводная лодка С-49, призванная заменить списываемую ПЗС-63.

Они в принципе никогда "силами" и не были СС-533 ТА-нет, СС-226, 310 - как говорили 1,5 ТА (533-мм без УПМ и 40-см), стелаж на 4 40-см торпеды (средства ГПД), приборов упраления торпедной стрельбой нет. Отрабатывали только задачи Л-1, Л-2.

>Судьба остальных лодок Черноморья вкратце прослеживается следующим образом. "Варшавянки" (Б-177; -459; -471; -300) и "Ташта" (Б-437, Б-498) были переведены к 1991 году на Север,

Что такое "Ташта" вообще не слышал (может имеется в виду "Танго", 437 - это 641Б), а большое количество "Варшав" объяснятся тем, что на ЧФ была сдаточная база завода "Красное Сормово", они там доводились, проходили испытания и уходили на Север (нелюбили наверно горьковчане на Севера ездить) и в состав КЧФ входили лишь времено.

>Инкерманскую судоразделочную базу в Севастополе

Организация называется "Вторчермет"

>выведена из состава флота большая специальная лодка БС-153, на которой проводились испытания баллистических ракет РСМ- 5 2 комплекса Д-19.

Она списана по мойму еще до перестройки, старая была да и комплекс уже на вооружении стоял, модернизация ПЛ я думаю была нецелесообразно. (здесь конечно последнее слово за ракетчиками).

> С-37 класса "Ромео"

3 июля 1993 года ПЛ С-37 Директивой ГШ ВМФ выведена из состава ВМФ для передачи в ОФИ и реализации. Экипажем ПЛ были приложены все усилия для создания действующего музея подводных сил ЧФ на базе ПЛ С-37. ПЛ была реализована и передана фирме «Интеро» в соответствии с Директивой Штаба ЧФ от 30 декабря 1993 года №. 5/245 через Фонд социальной помощи военнослужащим. В результате противозаконных действий директора фирмы «Интеро», связанных с угоном списанного ПКР «Москва» за границу, ПЛ С-37 была конфискована флотом и продана Севастопольскому предприятию «Вторчермет», где была порезана на лом в октябре 1994 года.


>разобрана ПЛ Б-9, предназначенная для ВМС Украины (ВМСУ). Лодка-мишень СС-256 также предназначалась для Украины и была основательно разграблена.

Б-9 и СС-256 для ВМСУ не предназначались (хотя может быть когда только начали делить флот такие задумки были и автору о них из "компетентных" источников стало известно).
Насчет основательно разграбленной СС-256. Не скрою, обидно, был на ней СПК до последнего дня. Закрыли лодку на замок за четре-пять месяцев до 1.12.1997 (дата вывода из состава флота). До этого на ней несли вахту пока не уволились в запас (вернее жили)три моряка (большое им спасибо), с которыми проводилась определенная работа и которые докладывали мне о всех случаях несанкционированного снятия механизмов своими (тут же следовал разбор и возвращение на место), а уж чужих вообще не пускали. Хотя в Севастополе в то время расцвел "прием" военного имущества и цветных металлов.
Шины от АБ все сданы на склад, лодка списана без коньяков в отделах с чистыми лицевыми счетами (кто понимает:-))).
Может опять же из "компетентных" источников поводом для такого вывода ("основательно разграблена") послужил следующий случай: когда лодка была закрыта 3 моряка с Б-871 вскрыв съемный лист проникли внутрь и повыкусывали из ответчика определенные микросхемы и платы (больше брать было нечего - все остальное старье, а с трубопроводами и кабельтрасами долго возится), но были задержаны дежурным по живучести, возбуждено уголовное дело и каждому присуждено возместить причиненный ущерб (если память не изменяет - мы считали около 6 000 у.е. на троих, они больше покурочали чем взяли). Тогда еще удивился как всетаки ВПК оценивает свою продукцию, например шильдик на котором написано "Пеленг" на рынке можно купить за рубль (цены условные), а по справке из РТО он стоит 10 рублей, еще из этой опреы меня всегда удивляло - почему в военторге цены выше чем за забором???


>После всего вышеописанного состояние черноморского подводного флота, противостоящего полутора десяткам турецких лодок, а также флоту Румынии и Болгарии,

Насчет Румынии не знаю - туда при мне была продана 1 ПЛ 877 пр., а в Болгарии в Варне был - стояло 4 633 пр. - тоже ведь старые.


>И даже предполагающаяся передача нескольких субмарин класса "Танго" из состава Северного флота

Да слухи такие ходили, Кравченко добивался.

>катастрофическое положение российских подводных сил на Черном море.

А положение действительно катострофическое, с этим согласен. Нет не только лодок, но уже командиры выросли которые сами в торпедную атаку не выходили, не говоря уже про командиров БЧ у которых вообще опыта плавания почти нет (собирают на каждый выход 871 как можно больше людей).

С уважением, Igor

От Virus
К Igor (22.06.2003 18:52:12)
Дата 23.06.2003 10:06:37

Re: ПЛ КЧФ,...

добавлю что знаю
СС-310 - передана ветеранам Украины для переделки в музей
Б-380 - до сих пор в так называемом среднем ремонте, когда выйдет неизвестно, т.к. большая часть оборудования разварована в заводе
СС-533 - списана
СС-226 - в консервации, был проект переделки в плавающую УТС
Б-871 - на ходу, но требуется замена АБ
данные на осень 2001 года
С уважением Михаил

От KM
К Igor (22.06.2003 18:52:12)
Дата 22.06.2003 23:32:28

Re: ПЛ КЧФ,...

Добрый день!
А Вы не подскажете, когда на ЧФ 613 пр. последний раз ходил на БС?
С уважением, КМ

От Igor
К KM (22.06.2003 23:32:28)
Дата 22.06.2003 23:42:00

Re: ПЛ КЧФ,...

>Добрый день!
>А Вы не подскажете, когда на ЧФ 613 пр. последний раз ходил на БС?
>С уважением, КМ

Пришел на ЧФ в 1985 г. 613 уже по мойму на БС не ходил.
Послядняя БС 613 по Черному морю была (опять же по мойму) зимой с 1984 на 85 г.г. В 1985 прикрыли им БС, оставили только БД.

641 ходили.

С уважением
Игорь



От KM
К Igor (22.06.2003 23:42:00)
Дата 23.06.2003 12:45:11

Re: ПЛ КЧФ,...

Добрый день!
>Послядняя БС 613 по Черному морю была (опять же по мойму) зимой с 1984 на 85 г.г. В 1985 прикрыли им БС, оставили только БД.

Спасибо за информацию.
На БФ последней ходила С-381 летом 1988 г. Из инструктажа командира пл Командующим БФ перед автономкой:
- Железо старое, главное не рискуйте. Назначаю вам рабочую глубину погружения на маршруте патрулирования 80 метров… Сколько лет, говоришь, твоей лодке?
- 32 года.
- 60 метров!!!
Тем не менее, привезли с БС контакт с немецкой пл, да какой – почти 4 часа!


С уважением, КМ

От Илья
К Igor (22.06.2003 18:52:12)
Дата 22.06.2003 22:27:45

пл КЧФ

Игорь, спасибо, очень интересное про лодки ЧФ дополнение получилось.

Виталий Костриченко живет в Севастополе. Он бывший врач-физиолог, служил на СС «Казбек». Тогда и стал интересоваться флотом. Сейчас работает участковым врачом, если не ошибаюсь. Довольно дружелюбный человек, хотя мне другие про него всяко наговаривали, но я ничего такого не увидел. У него пожалуй, самая большая фотоколлекция (причем его авторства) по кораблям и пл ЧФ. Начал он снимать примерно с серидины 70-х. Та-а-акие фотки показывал. Например на разделочном слипе Вторчермета в Севастополя пл типа Сом (не помню точно какая) постройки довореволюционной, которую в 70-х АСС поднимал. Ну и много чего еще. Еще у него есть моторный ял, на котором он рассекает воды Черного моря в погоне за интересными кадрами. Но, к сожалению, он не специалист по «железу» и не историк, допускает иногда ляпы. Например, везде упорно пишет про какой-то «косметический ремонт» у пл. Или упорствует в утверждении, что С-350 была в качестве УТС на берегу. Вот, с помощью Игоря выяснил совершенно точно.

Вот фото Виталия на его яхте. (он на веслах).



Илья.

От Igor
К Илья (22.06.2003 22:27:45)
Дата 22.06.2003 23:57:40

Re: пл КЧФ


>Виталий Костриченко живет в Севастополе. Он бывший врач-физиолог, служил на СС «Казбек». Тогда и стал интересоваться флотом. Довольно дружелюбный человек, хотя мне другие про него всяко наговаривали, но я ничего такого не увидел. У него пожалуй, самая большая фотоколлекция (причем его авторства) по кораблям и пл ЧФ.

Да я не против когда такие статьи пишутся для широкой публики в интересах показать как плачевно состояние флота, но когда "выдаются" такие "факты" становится обидно. Вспоминаю когда первый раз привел жену на ПЛ - больше любить стала (по крайней мере так говорила), когда стояли в Феодосии на день ВМФ и был "день открытых дверей" люди спустившиеся в лодку балдели и пожимали руки (даже некоторые шахтеры, хотя когда я спустился в шахту, я тоже обалдел). Когда кто-то (из знакомых) говорил что военные бездельники старался просто провести его на лодку - у большинства мнение менялось.
В общем "дух" статьи не понравился.

С уважением
Игорь

От Илья
К Igor (22.06.2003 23:57:40)
Дата 23.06.2003 00:02:17

Re: пл КЧФ

Я буду в конце лета в Севастополе, Виталию поправки и замечания передам, он будет только рад этому. Еще возможно заеду в Феодосию, там в МП ВМСУ определили служить моего двоюродного брата, так что может встретимся. За поправки еще раз спасибо, они интересны прежде всего мне.

Илья.

От kregl
К Igor (22.06.2003 18:52:12)
Дата 22.06.2003 19:35:34

Re: ПЛ КЧФ,...

Здр!

> но кто-такой В.В. Костриченко не знаю
---------------------------------
Тоже не знаю.
Впервые с его именем столкнулся в этой книжке несколько лет назад:
http://submarine.id.ru/api.php?avar

C уважением, kregl