От ЛАА
К All
Дата 07.07.2018 09:37:13
Рубрики Современность;

На каждую хитрую «Тошибу»: как японская жадность помогла СССР

источник
http://warhead.su/2018/07/06/na-kazhduyu-hitruyu-toshibu-kak-yaponskaya-zhadnost-pomogla-sssr

Самат Кудайбергенов 6 июля, 10:15

Карл Маркс заметил, что нет преступления, на которое не пошёл бы капиталист ради трёхсот процентов прибыли — даже под страхом виселицы. В Советском Союзе Ленину приписывали ядовитое замечание (точнее, апокриф), будто капиталисты сами продадут веревку, на которой большевики их же и повесят. Страницы этой прекраснейшей истории времен угара Холодной войны послужат отличной иллюстрацией к мыслям великих классиков.

Давай сделаем это по-тихому

Советский Союз отставал от США по уровню шума подлодок. Когда в 1970-е годы началось проектирование атомоходов III поколения (проектов 971, 949, 945, 941), потребовалось радикально снизить акустическую заметность. Мер предприняли много, причём весьма дельных: и резиновые покрытия корпуса, и новые системы амортизации механизмов… Но один источник шума всё портил.

В конце 1970-х годов сотрудник Центра связи ВМС США Джон Уолкер, ключевой советский агент на Западе, передал тревожную информацию. В составе акустических сигнатур, по которым американцы опознают советские лодки, особо выделялся гул винтов. Из-за кавитации при рассечении воды грубо обработанными лопастями образуются пустоты-пузырьки, которые схлопываются и шумят.

Для снижения шума надо было точить сложные поверхности винтов очень гладко и точно, с минимальными допусками, а это требовало совершенно иного оборудования — многокоординатных металлообрабатывающих центров с автоматическим управлением. Таких СССР не делал, но их выпускали на Западе и в Японии. И, естественно, не продавали коммунистам: работал комитет КоКом (COCOM, Coordinating Committee for Multilateral Export Controls) — система экспортного контроля, которая строго преследовала ввоз деликатных технологий свободного мира в тоталитарный GULAG к пьяным медведям.

В октябре 1979 года в Москве одетые в штатское сотрудники советской фирмы «Техмашимпорт» подошли к японцу Хитори Кумагаи (он же Кадзуо Кумагаи), сотруднику московского филиала торговой компании «Вако Коеки».

Её почему-то регулярно обходят вниманием, а меж тем в истории этой шарашки и скрываются истинные масштабы бессовестной японской мафиозности. «Вако Коеки» создали в начале 1950-х годов. Она была типичной «политической прокладкой» для работы в коммунистическом блоке (сначала в Китае, потом в СССР). За «Вакой» стоял «Марубени» — один из так называемых «сого сёся» (гигантских японских концернов-трейдеров, торгующих всем подряд: от носков и стирального порошка до радиоаппаратуры и станков).

«Техмашимпортовцы» в одинаковых пиджаках вола вертеть не стали. «Скажи нам, Хитори, любимец Аматэрасу, богини-солнца, а нельзя ли как-нибудь купить вот эту железяку?» — и ткнули в каталог компании «Тошиба Машин», прямиком в девятикоординатный металлообрабатывающий центр MBP-110. «Вообще никак нельзя, — весело ответил Кумагаи, — и только поэтому персонально вам, видимо, можно».

Железяки оказались, конечно, те ещё: 220-тонные махины высотой с трёхэтажный дом. На них можно было обрабатывать заготовки до 11 метров в диаметре.

«Ваковцы», почуяв бакшиш, помчались в «Тошибу» и потребовали себе комиссионные за посредничество с «уважаемыми людьми» в Москве. Там согласились, да ещё и подписали на брокерское обслуживание сделки второй «сого сёся» — «Иточу». Ну, чтобы никто не догадался, а то мало ли.

Известное дело: чем больше в заговоре состоит людей, тем он надёжнее.

Кроме того в сделку затащили норвежскую госкомпанию «Конгсберг Вапенфабрик» — те должны были поставлять сложные устройства NC2000 с числовым программным управлением (контроллеры для станков).

Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам
Тут можно заметить, что для «Конгсберга» это была не первая сделка, нарушающая правила КоКом: в общей сложности в 1974-86 годах прослеживается не менее девяти сделок с советскими адресатами при участии норвежской компании.

Контроллеры (CNC300 и NC2000) совместно со станками британского, западногерманского, французского, итальянского и японского производства поставлялись на предприятия минсредмаша и минсудпрома.


В пять контрактов включили: четыре центра MBP110 за 17,4 миллионов долларов (48 миллионов по нынешним ценам), ещё четыре пятикоординатных центра серии MF за 10,72 миллионов долларов, норвежские контроллеры и пять лет сервисного обслуживания, а кроме того — «ваковские» комиссионные.

Нельзя просто так взять и вывезти палевные станки в СССР, поэтому международные аферисты бодро подделали бумаги: написали, что продают на гражданское электротехническое производство в Ленинграде токарно-карусельные станки TDP 70/110 с двумя независимыми осями — а такие через сито КоКом пропускали. Норвежские контроллеры вообще обозвали «запчастями».

Чиновники регулирующих ведомств лихо подмахнули бумаги, не сверяя (почему, кто знает? — да всегда так делаем!), и в декабре 1983 года на территории ленинградского Балтийского завода собрали первые два центра. К концу 1984 года весь комплекс заработал как надо.

Поставки прямые, никакого реэкспорта, всё открытое. Чиновникам показывают один контракт (подложный), а у самих в работе второй — со всеми спецификациями. Специалисты обеих фирм приезжают на наладку оборудования в Союз как на работу, советские инженеры — за консультациями — на заводы «Тошиба». Детства чистые глазёнки.

Месть ронина

Так бы, наверное, никто ничего бы и не узнал, если бы не эта самая «Вако Коеки», а точнее — вышеупомянутый гражданин Кумагаи.

Гражданин Кумагаи четыре года как папа Карло мотался туда-сюда, сопровождая сделку века, и уже предвкушал крутые личные ништяки. Но в начале 1985 года он внезапно узнал, что собственное руководство прокинуло его с обещанным повышением по службе, а потом вообще расторгло контракт.

Нет, а что такого, подумаешь — человек 22 года работал по линии нелегального экспорта по всему красному блоку, из них 10 лет непосредственно в Союзе…

Много знает деликатного про всех нас? Может обидеться? Да ну, бред какой-то…

«Я обычный японский бизнесмен, не Рэмбо какой, — вспоминал потом Кумагаи. — Я задрался вести дела в России и просто хотел уйти с этого направления. А они со мной как с прислугой обошлись».

Тогда Кумагаи попробовал договориться «по-плохому»: потребовал жирное выходное пособие, пообещав в противном случае заложить всю воровскую малину в КоКом. Думаете, он что-то получил? Или уже начали понимать, как японцы ведут дела?

В апреле 1985 года Кумагаи выставили на мороз.

Дальше начался форменный Кафка. Кумагаи подал заявление в полицию Токио. Его приняли и… забыли. «Ах, та-ак?!» — взъярился уволенный, и в декабре 1985 года накатал гигантскую телегу в Париж, в штаб-квартиру КоКом, где изложил основные обстоятельства дела (имена, юрлица, даты, спецификации), а заодно приоткрыл глаза на темы, которыми рулил в Союзе.

Бумагу отфутболили в Токио, в их японский Минпромторг. Те позвонили в «Тошиба» и в «Иточу», а дальше было как в анекдоте: «— Вы свою вину признаете? — Нет. — На нет и суда нет». Что? Допросить Кумагаи? Да ну, мало ли каких подмётных листков понапишут…

«Ну, хорошо!» — подумал Кумагаи и пошёл с бумагами в американское посольство. В середине 1986 года в Японию обратились из администрации президента США. «Ну, и?» — кротко поинтересовались из-за океана. «Ничего не знаем,» — с деревянным лицом ответили в Токио. Таких обращений из США было более сорока. На всё пришёл один и тот же ответ: кругом ложь и провокация.

В январе 1987 года Вашингтон зашёл с другой стороны: через Норвегию. Там всё получилось несколько проще: правительство тряхнуло казённый «Конгсберг», нашло бумаги и, поседев от ужаса, заложило весь колхоз американцам. 24 марта замгоссекретаря США Эд Дервинский встретился с японскими дипломатами, выразил им глубочайшую озабоченность и намекнул на тяжесть последствий для двусторонних отношений.

На дипломатическом языке это значило: дальше вас будут бить и, возможно, сразу ногами.

Госдеп закатил глаза и пошёл к президенту Рейгану. В ответ папа Ронни закатил глаза ещё сильнее. С японцами у него были хорошие отношения, а с их премьером Накасоне так и вообще приятельские. Но 27 марта Рейган объявил о грядущем введении санкций на поставки в США японской электроники.

Только после этого в дело включился премьер Накасоне, и благородные воители в Токио резко перестали тупить. 30 апреля японские силовики провели изъятие документов в головном офисе «Тошиба» и внезапно обнаружили следы аферы со станками. «Доверху завалили две комнаты бумагами по делу», — комментировали они потом.

А поутру они проснулись

Результат: в отставку ушли два тошибовских мегатопа — президент всей группы Сугиитиро Ватари и глава совета директоров Сеити Саба, а также несколько руководителей подразделения «Тошиба Машин». Двух зазевавшихся стрелочников посадили. Всего под уголовному делу проходило девять человек, но большинство отмазали.

Что характерно: когда руководитель одного из тошибовских заводов получал в начале 1980-х заказ на MBP-110 для СССР, он обратил внимание руководства на ограничения КоКом. Старшие товарищи из корпорации по-доброму порекомендовали коллеге заткнуться и делать своё дело «как можно быстрее и качественнее».

«Тошиба Машин» запретили торговать с коммунистическими странами на год и наложили штраф в сто миллионов долларов (это двенадцать процентов всех годовых продаж подразделения). «Иточу» отделался трёхмесячным запретом торговать с коммунистами.

Проще всего поступили норвежцы: они перетряхнули группу «Конгсберг», оставили себе чисто военное производство, а всё прочее распродали частникам. Американцы приняли закон «О скотской сущности всех тупящих без команды», по которому ввели трёхлетние санкции на импорт продукции «Тошиба Машин» и «Конгсберг» в США. «Тошиба» перед этим потратила ещё сто миллионов долларов на лоббирование и отмывку своего имиджа в США, но не слишком преуспела: санкции всё равно ввели (хотя грозились сделать их пятилетними и закрыть импорт всех товаров группы, а не только машиностроительной компании).

СССР и Япония сурово обменялись несколькими сериями высланных «по обвинению в шпионаже» дипломатов и торговых представителей. Американцы в 1988 году потратили 113 миллионов долларов на «углублённые разработки в области подводной техники, необходимые в контексте вскрывшегося скандала «Тошиба — Конгсберг».

Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам
Это было первой ласточкой. Американцам пришлось радикально совершенствовать основную «рабочую лошадь» своей гидроакустики — комплекс AN/BQQ-5, повышая его способность обнаруживать малошумные лодки, в том силе — с уровнем шумов ниже фонового шума океана.

Было ясно, что лобовое совершенствование прежними методами — с разработкой принципиально новых ГАК — не приведет ни к чему, кроме ускоренного разорения даже американского военного бюджета. Флот в итоге породил программу ARCI — Acoustics-Rapid COTS Insertion — позволившую нарастить возможности ГАК совершенствованием их вычислительного оборудования, не затрагивая сами антенны — дорогостоящие и габаритные.


Расследования показали, что аналогичными аферами в те годы баловались и другие японские компании (в частности «Коника» и «Олимпус»), а также производители промышленной автоматики и полупроводников. Ситуация среди фирм Франции, Италии и ФРГ была ничуть не лучше. КоКом серьёзно перестроил свою работу, западные страны увеличили уголовные сроки за нарушения экспортного контроля.

Информацию о «драматическом» сниженим шумности советских лодок III поколения, построенных во второй половине 1980-х годов и позже, легко можно обнаружить в специальной литературе.


Сравнительный уровень шумов американских и советских подлодок (фото: Polmar N., Moore. K. Cold War Submarines)

Хотя лодки всё ещё уступали американским, разрыв в характеристиках существенно сократился. Естественно, дело было не только в винтах, выточенных на контрабандных станках, но и в научно обоснованном комплексе мероприятий по обеспечению малошумности на новых атомоходах.

Мораль первая: чужой порок — своя прибыль. Мораль вторая: не надо экономить на ключевых сотрудниках. Чуть большее участие в судьбе Кумагаи решило бы проблему и об афере, возможно, никто бы не узнал. Вместо этого получился топовый кейс для учебников: как попасть на большие деньги и дать всему миру бесплатный мастер-класс по божьей росе и новым воротам.

Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам
Технологический скачок 1980-х не остался бесследным, даже не смотря на распад СССР. Его промежуточным итогом стало создание в Россиии АПЛ проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень», не уступающих своим американским ровесникам по уровню шумов. А станки «Тошиба» и другие с контроллерами «Конгсберг» работают до сих пор.



От Elizar
К ЛАА (07.07.2018 09:37:13)
Дата 10.07.2018 22:13:00

Re: На каждую...

>источник
http://warhead.su/2018/07/06/na-kazhduyu-hitruyu-toshibu-kak-yaponskaya-zhadnost-pomogla-sssr

>Самат Кудайбергенов 6 июля, 10:15

>Карл Маркс заметил, что нет преступления, на которое не пошёл бы капиталист ради трёхсот процентов прибыли — даже под страхом виселицы. В Советском Союзе Ленину приписывали ядовитое замечание (точнее, апокриф), будто капиталисты сами продадут веревку, на которой большевики их же и повесят. Страницы этой прекраснейшей истории времен угара Холодной войны послужат отличной иллюстрацией к мыслям великих классиков.

>Давай сделаем это по-тихому

>Советский Союз отставал от США по уровню шума подлодок. Когда в 1970-е годы началось проектирование атомоходов III поколения (проектов 971, 949, 945, 941), потребовалось радикально снизить акустическую заметность. Мер предприняли много, причём весьма дельных: и резиновые покрытия корпуса, и новые системы амортизации механизмов… Но один источник шума всё портил.

>В конце 1970-х годов сотрудник Центра связи ВМС США Джон Уолкер, ключевой советский агент на Западе, передал тревожную информацию. В составе акустических сигнатур, по которым американцы опознают советские лодки, особо выделялся гул винтов. Из-за кавитации при рассечении воды грубо обработанными лопастями образуются пустоты-пузырьки, которые схлопываются и шумят.

>Для снижения шума надо было точить сложные поверхности винтов очень гладко и точно, с минимальными допусками, а это требовало совершенно иного оборудования — многокоординатных металлообрабатывающих центров с автоматическим управлением. Таких СССР не делал, но их выпускали на Западе и в Японии. И, естественно, не продавали коммунистам: работал комитет КоКом (COCOM, Coordinating Committee for Multilateral Export Controls) — система экспортного контроля, которая строго преследовала ввоз деликатных технологий свободного мира в тоталитарный GULAG к пьяным медведям.

>В октябре 1979 года в Москве одетые в штатское сотрудники советской фирмы «Техмашимпорт» подошли к японцу Хитори Кумагаи (он же Кадзуо Кумагаи), сотруднику московского филиала торговой компании «Вако Коеки».

>Её почему-то регулярно обходят вниманием, а меж тем в истории этой шарашки и скрываются истинные масштабы бессовестной японской мафиозности. «Вако Коеки» создали в начале 1950-х годов. Она была типичной «политической прокладкой» для работы в коммунистическом блоке (сначала в Китае, потом в СССР). За «Вакой» стоял «Марубени» — один из так называемых «сого сёся» (гигантских японских концернов-трейдеров, торгующих всем подряд: от носков и стирального порошка до радиоаппаратуры и станков).

>«Техмашимпортовцы» в одинаковых пиджаках вола вертеть не стали. «Скажи нам, Хитори, любимец Аматэрасу, богини-солнца, а нельзя ли как-нибудь купить вот эту железяку?» — и ткнули в каталог компании «Тошиба Машин», прямиком в девятикоординатный металлообрабатывающий центр MBP-110. «Вообще никак нельзя, — весело ответил Кумагаи, — и только поэтому персонально вам, видимо, можно».

>Железяки оказались, конечно, те ещё: 220-тонные махины высотой с трёхэтажный дом. На них можно было обрабатывать заготовки до 11 метров в диаметре.

>«Ваковцы», почуяв бакшиш, помчались в «Тошибу» и потребовали себе комиссионные за посредничество с «уважаемыми людьми» в Москве. Там согласились, да ещё и подписали на брокерское обслуживание сделки второй «сого сёся» — «Иточу». Ну, чтобы никто не догадался, а то мало ли.

>Известное дело: чем больше в заговоре состоит людей, тем он надёжнее.

>Кроме того в сделку затащили норвежскую госкомпанию «Конгсберг Вапенфабрик» — те должны были поставлять сложные устройства NC2000 с числовым программным управлением (контроллеры для станков).

>Евгений Башин-Разумовский
>Эксперт по историческим вопросам
>Тут можно заметить, что для «Конгсберга» это была не первая сделка, нарушающая правила КоКом: в общей сложности в 1974-86 годах прослеживается не менее девяти сделок с советскими адресатами при участии норвежской компании.

>Контроллеры (CNC300 и NC2000) совместно со станками британского, западногерманского, французского, итальянского и японского производства поставлялись на предприятия минсредмаша и минсудпрома.
>


>В пять контрактов включили: четыре центра MBP110 за 17,4 миллионов долларов (48 миллионов по нынешним ценам), ещё четыре пятикоординатных центра серии MF за 10,72 миллионов долларов, норвежские контроллеры и пять лет сервисного обслуживания, а кроме того — «ваковские» комиссионные.

>Нельзя просто так взять и вывезти палевные станки в СССР, поэтому международные аферисты бодро подделали бумаги: написали, что продают на гражданское электротехническое производство в Ленинграде токарно-карусельные станки TDP 70/110 с двумя независимыми осями — а такие через сито КоКом пропускали. Норвежские контроллеры вообще обозвали «запчастями».

>Чиновники регулирующих ведомств лихо подмахнули бумаги, не сверяя (почему, кто знает? — да всегда так делаем!), и в декабре 1983 года на территории ленинградского Балтийского завода собрали первые два центра. К концу 1984 года весь комплекс заработал как надо.

>Поставки прямые, никакого реэкспорта, всё открытое. Чиновникам показывают один контракт (подложный), а у самих в работе второй — со всеми спецификациями. Специалисты обеих фирм приезжают на наладку оборудования в Союз как на работу, советские инженеры — за консультациями — на заводы «Тошиба». Детства чистые глазёнки.

>Месть ронина

>Так бы, наверное, никто ничего бы и не узнал, если бы не эта самая «Вако Коеки», а точнее — вышеупомянутый гражданин Кумагаи.

>Гражданин Кумагаи четыре года как папа Карло мотался туда-сюда, сопровождая сделку века, и уже предвкушал крутые личные ништяки. Но в начале 1985 года он внезапно узнал, что собственное руководство прокинуло его с обещанным повышением по службе, а потом вообще расторгло контракт.

>Нет, а что такого, подумаешь — человек 22 года работал по линии нелегального экспорта по всему красному блоку, из них 10 лет непосредственно в Союзе…

>Много знает деликатного про всех нас? Может обидеться? Да ну, бред какой-то…

>«Я обычный японский бизнесмен, не Рэмбо какой, — вспоминал потом Кумагаи. — Я задрался вести дела в России и просто хотел уйти с этого направления. А они со мной как с прислугой обошлись».

>Тогда Кумагаи попробовал договориться «по-плохому»: потребовал жирное выходное пособие, пообещав в противном случае заложить всю воровскую малину в КоКом. Думаете, он что-то получил? Или уже начали понимать, как японцы ведут дела?

>В апреле 1985 года Кумагаи выставили на мороз.

>Дальше начался форменный Кафка. Кумагаи подал заявление в полицию Токио. Его приняли и… забыли. «Ах, та-ак?!» — взъярился уволенный, и в декабре 1985 года накатал гигантскую телегу в Париж, в штаб-квартиру КоКом, где изложил основные обстоятельства дела (имена, юрлица, даты, спецификации), а заодно приоткрыл глаза на темы, которыми рулил в Союзе.

>Бумагу отфутболили в Токио, в их японский Минпромторг. Те позвонили в «Тошиба» и в «Иточу», а дальше было как в анекдоте: «— Вы свою вину признаете? — Нет. — На нет и суда нет». Что? Допросить Кумагаи? Да ну, мало ли каких подмётных листков понапишут…

>«Ну, хорошо!» — подумал Кумагаи и пошёл с бумагами в американское посольство. В середине 1986 года в Японию обратились из администрации президента США. «Ну, и?» — кротко поинтересовались из-за океана. «Ничего не знаем,» — с деревянным лицом ответили в Токио. Таких обращений из США было более сорока. На всё пришёл один и тот же ответ: кругом ложь и провокация.

>В январе 1987 года Вашингтон зашёл с другой стороны: через Норвегию. Там всё получилось несколько проще: правительство тряхнуло казённый «Конгсберг», нашло бумаги и, поседев от ужаса, заложило весь колхоз американцам. 24 марта замгоссекретаря США Эд Дервинский встретился с японскими дипломатами, выразил им глубочайшую озабоченность и намекнул на тяжесть последствий для двусторонних отношений.

>На дипломатическом языке это значило: дальше вас будут бить и, возможно, сразу ногами.

>Госдеп закатил глаза и пошёл к президенту Рейгану. В ответ папа Ронни закатил глаза ещё сильнее. С японцами у него были хорошие отношения, а с их премьером Накасоне так и вообще приятельские. Но 27 марта Рейган объявил о грядущем введении санкций на поставки в США японской электроники.

>Только после этого в дело включился премьер Накасоне, и благородные воители в Токио резко перестали тупить. 30 апреля японские силовики провели изъятие документов в головном офисе «Тошиба» и внезапно обнаружили следы аферы со станками. «Доверху завалили две комнаты бумагами по делу», — комментировали они потом.

>А поутру они проснулись

>Результат: в отставку ушли два тошибовских мегатопа — президент всей группы Сугиитиро Ватари и глава совета директоров Сеити Саба, а также несколько руководителей подразделения «Тошиба Машин». Двух зазевавшихся стрелочников посадили. Всего под уголовному делу проходило девять человек, но большинство отмазали.

>Что характерно: когда руководитель одного из тошибовских заводов получал в начале 1980-х заказ на MBP-110 для СССР, он обратил внимание руководства на ограничения КоКом. Старшие товарищи из корпорации по-доброму порекомендовали коллеге заткнуться и делать своё дело «как можно быстрее и качественнее».

>«Тошиба Машин» запретили торговать с коммунистическими странами на год и наложили штраф в сто миллионов долларов (это двенадцать процентов всех годовых продаж подразделения). «Иточу» отделался трёхмесячным запретом торговать с коммунистами.

>Проще всего поступили норвежцы: они перетряхнули группу «Конгсберг», оставили себе чисто военное производство, а всё прочее распродали частникам. Американцы приняли закон «О скотской сущности всех тупящих без команды», по которому ввели трёхлетние санкции на импорт продукции «Тошиба Машин» и «Конгсберг» в США. «Тошиба» перед этим потратила ещё сто миллионов долларов на лоббирование и отмывку своего имиджа в США, но не слишком преуспела: санкции всё равно ввели (хотя грозились сделать их пятилетними и закрыть импорт всех товаров группы, а не только машиностроительной компании).

>СССР и Япония сурово обменялись несколькими сериями высланных «по обвинению в шпионаже» дипломатов и торговых представителей. Американцы в 1988 году потратили 113 миллионов долларов на «углублённые разработки в области подводной техники, необходимые в контексте вскрывшегося скандала «Тошиба — Конгсберг».

>Антон Железняк
>Эксперт по техническим и инженерным вопросам
>Это было первой ласточкой. Американцам пришлось радикально совершенствовать основную «рабочую лошадь» своей гидроакустики — комплекс AN/BQQ-5, повышая его способность обнаруживать малошумные лодки, в том силе — с уровнем шумов ниже фонового шума океана.

>Было ясно, что лобовое совершенствование прежними методами — с разработкой принципиально новых ГАК — не приведет ни к чему, кроме ускоренного разорения даже американского военного бюджета. Флот в итоге породил программу ARCI — Acoustics-Rapid COTS Insertion — позволившую нарастить возможности ГАК совершенствованием их вычислительного оборудования, не затрагивая сами антенны — дорогостоящие и габаритные.


>Расследования показали, что аналогичными аферами в те годы баловались и другие японские компании (в частности «Коника» и «Олимпус»), а также производители промышленной автоматики и полупроводников. Ситуация среди фирм Франции, Италии и ФРГ была ничуть не лучше. КоКом серьёзно перестроил свою работу, западные страны увеличили уголовные сроки за нарушения экспортного контроля.

>Информацию о «драматическом» сниженим шумности советских лодок III поколения, построенных во второй половине 1980-х годов и позже, легко можно обнаружить в специальной литературе.

>
>Сравнительный уровень шумов американских и советских подлодок (фото: Polmar N., Moore. K. Cold War Submarines)

>Хотя лодки всё ещё уступали американским, разрыв в характеристиках существенно сократился. Естественно, дело было не только в винтах, выточенных на контрабандных станках, но и в научно обоснованном комплексе мероприятий по обеспечению малошумности на новых атомоходах.

>Мораль первая: чужой порок — своя прибыль. Мораль вторая: не надо экономить на ключевых сотрудниках. Чуть большее участие в судьбе Кумагаи решило бы проблему и об афере, возможно, никто бы не узнал. Вместо этого получился топовый кейс для учебников: как попасть на большие деньги и дать всему миру бесплатный мастер-класс по божьей росе и новым воротам.

>Антон Железняк
>Эксперт по техническим и инженерным вопросам
>Технологический скачок 1980-х не остался бесследным, даже не смотря на распад СССР. Его промежуточным итогом стало создание в Россиии АПЛ проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень», не уступающих своим американским ровесникам по уровню шумов. А станки «Тошиба» и другие с контроллерами «Конгсберг» работают до сих пор.



Эту историю, но без таких подробностей мы уже знали в 1986-88 году, учась в училище))) Очень похожий детектив, был про аппаратуру СА Брюль-анд-Къер.)

От alexku69
К ЛАА (07.07.2018 09:37:13)
Дата 09.07.2018 20:20:26

Re: На каждую...

Добрый день!

Самый ламерский вопрос. Неужели винты кавитацией дают больший шум нежели, например, гтза?

От georg
К alexku69 (09.07.2018 20:20:26)
Дата 09.07.2018 23:51:13

Re: На каждую...

>Добрый день!

>Самый ламерский вопрос. Неужели винты кавитацией дают больший шум нежели, например, гтза?
Да.

От alexku69
К georg (09.07.2018 23:51:13)
Дата 10.07.2018 19:04:38

Re: На каждую...

Добрый день!

Спасибо за ответ. А как объяснить тогда такое вот фото -
?

Торпеда ведь аккустическая?

От georg
К alexku69 (10.07.2018 19:04:38)
Дата 11.07.2018 00:47:55

Re: На каждую...

>Добрый день!

>Спасибо за ответ. А как объяснить тогда такое вот фото -

>Торпеда ведь аккустическая?

А что Вы понимаете под термином "акустическая торпеда"?


С уважением.

От alexku69
К georg (11.07.2018 00:47:55)
Дата 11.07.2018 13:33:30

Re: На каждую...

Добрый день!

>А что Вы понимаете под термином "акустическая торпеда"?

Торпеда с ГСН построенной на аккустическом способе наведения на цель.


С уважением.

От georg
К alexku69 (11.07.2018 13:33:30)
Дата 11.07.2018 23:09:23

Re: На каждую...

>Добрый день!

>>А что Вы понимаете под термином "акустическая торпеда"?
>
>Торпеда с ГСН построенной на аккустическом способе наведения на цель.
А что есть другой способ в воде наведения торпеды на цель? Для начала цель надо обнаружить, что делают акустики с помощью ГАК ПЛ. Затем утвердить классификацию, что делает командир. Принять решение на атаку и выбрать тип торпеды для атаки. Отработать элементы движения цели и запустить торпеду в упреждённое место цели, либо по проводам наводить её по пеленгу, либо запустить ракету с торпедой в упреждённое место цели, при этом периодически включается активный тракт ГСН торпеды для обнаружения ПЛ. И только тогда, когда ПЛ окажется в зоне обнаружения активной системы наведения торпеды, происходит захват цели и наведение на неё торпеды. При чём здесь шум винта ПЛ? При чём здесь кильватерный след? Тут скорее нужна ЭПР цели, чем её шум. А ЭПР это характеристика корпуса и его покрытия.


С уважением.


>С уважением.

От serg
К georg (11.07.2018 23:09:23)
Дата 12.07.2018 11:39:45

Re: На каждую...

Доброго времени суток!

>...запустить торпеду в упреждённое место цели, либо по проводам наводить её по пеленгу, либо запустить ракету с торпедой в упреждённое место цели, при этом периодически включается активный тракт ГСН торпеды для обнаружения ПЛ. И только тогда, когда ПЛ окажется в зоне обнаружения активной системы наведения торпеды, происходит захват цели и наведение на неё торпеды. При чём здесь шум винта ПЛ? При чём здесь кильватерный след? Тут скорее нужна ЭПР цели, чем её шум...

О Рице у Вас получается значительно лучше. :-)

С уважением, serg

От georg
К serg (12.07.2018 11:39:45)
Дата 13.07.2018 00:10:35

Re: На каждую...

>Доброго времени суток!

>>...запустить торпеду в упреждённое место цели, либо по проводам наводить её по пеленгу, либо запустить ракету с торпедой в упреждённое место цели, при этом периодически включается активный тракт ГСН торпеды для обнаружения ПЛ. И только тогда, когда ПЛ окажется в зоне обнаружения активной системы наведения торпеды, происходит захват цели и наведение на неё торпеды. При чём здесь шум винта ПЛ? При чём здесь кильватерный след? Тут скорее нужна ЭПР цели, чем её шум...
>
>О Рице у Вас получается значительно лучше. :-)
Возможно. Только объясните мне, как пассивный канал приёма и обработки в "голове" торпеды может переплюнуть ГАК ПЛ с его антенной и обработкой. Это физически невозможно по современным теориям приёма и обработки. Для этого нужна весьма специфическая обработка сигналов, которой, не то что в торпеде, нет в лодочных ГАК. А с тем, что имеется обнаружение ПЛ в пассивном режиме возможно на весьма небольших дистанциях, сравнимых с дистанцией активного режима. Но, в общем-то, я на эту проблему смотрю со своей колокольни, возможно в чём-то не прав с Вашей точки зрения, пожалуйста, поправьте. Интересно выслушать мнение специалиста.

>С уважением, serg


Взаимно.

От serg
К georg (13.07.2018 00:10:35)
Дата 13.07.2018 11:43:27

Re: На каждую...

Доброго времени суток!

>Интересно выслушать мнение специалиста.

Первые акустические торпеды имели вообще только пассивный режим поиска. Современные противолодочные торпеды (и многие мины, кстати, тоже) имеют активно-пассивную акустическую ССН. Работа активного и пассивного канала чередуется по установленному алгоритму. И да, действительно, геометрия акустической антенны торпеды несопоставима с антенной ГАК. Не хотелось бы на форуме уходить в эту тему глубже. :-)

С уважением, serg

От georg
К serg (13.07.2018 11:43:27)
Дата 14.07.2018 00:03:12

Re: На каждую...

>Доброго времени суток!

>>Интересно выслушать мнение специалиста.
>
>Первые акустические торпеды имели вообще только пассивный режим поиска. Современные противолодочные торпеды (и многие мины, кстати, тоже) имеют активно-пассивную акустическую ССН. Работа активного и пассивного канала чередуется по установленному алгоритму. И да, действительно, геометрия акустической антенны торпеды несопоставима с антенной ГАК. Не хотелось бы на форуме уходить в эту тему глубже. :-)
Вот-вот, и я о том же, насчёт не заходить глубже. Поэтому мои рассуждения в этих вопросах чисто схематические. Конечно, у торпед есть канал пассивного приёма, это ежу понятно. Вопрос в том, что эффективность этого канала по современным ПЛ ниже, чем активного. Вопрос изначально, если Вы не забыли, стоял так, почему торпеда воткнулась в борт, а не в винты? Ведь по мнению alexku69 ПЛ под водой ходят на скоростях, на которых наступает кавитация винтов и этот шум, по его мнению, должен быть меньшим, чем шум ГТЗА. Если бы это было так, то ПЛ шумела бы сильнее НК и пассивный канал торпеды был бы эффективен. А сейчас, увы, ПЛ тихие и обработка сигнала в пассивном канале торпеды такая, что делает этот канал не эффективным. Во всяком случае, не пассивный канал торпеды стал причиной её втыкания в корпус ПЛ.

>С уважением, serg


Взаимно.

От serg
К alexku69 (10.07.2018 19:04:38)
Дата 10.07.2018 23:23:52

Re: На каждую...

Доброго времени суток!

>Спасибо за ответ. А как объяснить тогда такое вот фото - ?
>Торпеда ведь аккустическая?

Уважаемый georg абсолютно прав: винты на кавитации шумят сильнее всего остального.

Что Вас смущает в фото? Что торпеда воткнулась не в винт, а в корпус?
Во-первых, очень вряд ли эта лодка-цель шла таким ходом, чтобы у неё на винтах появилась кавитация. А во-вторых, торпеда следует к источнику шума не по прямой, а по более сложной траектории (по змейке или по коробочке), причём радиусы поворота торпеды на этой траектории составляют несколько десятков метров. Вполне достаточно, чтобы при наведении на винты воткнуться гораздо носовее.

Если же в фото Вас смущает сам факт того, что торпеда воткнулась в лодку, то это следствие грубого нарушения правил разнесения торпеды и цели по глубине на учениях.

С уважением, serg

От alexku69
К serg (10.07.2018 23:23:52)
Дата 11.07.2018 13:31:24

Re: На каждую...

Добрый день!

Да, я как раз размышлял именно в таком направлении. Что торпеда с аккустической ГСН воткнулась в район наибольшего источника шума. Спасибо за пояснение.




От georg
К serg (10.07.2018 23:23:52)
Дата 11.07.2018 00:34:26

Re: На каждую...

>Доброго времени суток!

>>Спасибо за ответ. А как объяснить тогда такое вот фото - ?
>>Торпеда ведь аккустическая?
>
>Уважаемый georg абсолютно прав: винты на кавитации шумят сильнее всего остального.

>Что Вас смущает в фото? Что торпеда воткнулась не в винт, а в корпус?
>Во-первых, очень вряд ли эта лодка-цель шла таким ходом, чтобы у неё на винтах появилась кавитация. А во-вторых, торпеда следует к источнику шума не по прямой, а по более сложной траектории (по змейке или по коробочке), причём радиусы поворота торпеды на этой траектории составляют несколько десятков метров. Вполне достаточно, чтобы при наведении на винты воткнуться гораздо носовее.

>Если же в фото Вас смущает сам факт того, что торпеда воткнулась в лодку, то это следствие грубого нарушения правил разнесения торпеды и цели по глубине на учениях.
В этом есть и положительные моменты, во-первых, не надо торпеду искать после учений. Во-вторых, тем, кто стрелял не надо ничего анализировать по результатам учений, всё и так ясно, попали.
>С уважением, serg


Взаимно.

От serg
К serg (10.07.2018 23:23:52)
Дата 10.07.2018 23:31:23

Re: На каждую...

Доброго времени суток!

>Что Вас смущает в фото? Что торпеда воткнулась не в винт, а в корпус?

Да, и в-третьих, я не вижу, что за торпеда на фото, но более или менее современные торпеды на конечном участке переходят на активное наведение, т.е. наводятся на эхо от своих гидроакустических посылок, а не на шум. А максимальное эхо исходит как раз от корпуса, а не от винтов.

С уважением, serg

От nick191
К serg (10.07.2018 23:31:23)
Дата 11.07.2018 21:14:37

Re: На каждую...

Здравствуйте.

>>Что Вас смущает в фото? Что торпеда воткнулась не в винт, а в корпус?
>
>Да, и в-третьих, я не вижу, что за торпеда на фото, но более или менее современные торпеды на конечном участке переходят на активное наведение, т.е. наводятся на эхо от своих гидроакустических посылок, а не на шум. А максимальное эхо исходит как раз от корпуса, а не от винтов.

Судя по раскраске торпеды и "блеску" ее винтов, предполагаю СЭТ-53м, у которой ССН была пассивной. При этом у практических торпед "вертикальный тракт" ССН на стрельбах отключен для предупреждения ситуации, наглядно показанной на фотографии.
И, таки, что за проект пл на фото?
С уважением, nick191.

От Elizar
К nick191 (11.07.2018 21:14:37)
Дата 12.07.2018 08:28:45

Re: На каждую...


>И, таки, что за проект пл на фото?
>С уважением, nick191.

День добрый.
К-178, 658-ой.

От Diligent-59
К serg (10.07.2018 23:31:23)
Дата 11.07.2018 19:03:27

Re: На каждую...

Здравствуйте.

>... я не вижу, что за торпеда на фото, ....

ТЭСТ-71М. Активная ССН.

От nick191
К Diligent-59 (11.07.2018 19:03:27)
Дата 11.07.2018 21:16:05

Re: На каждую...

Здравствуйте.

>ТЭСТ-71М. Активная ССН.

Как опознали, позвольте полюбопытствовать?
С уважением, nick191.

От Diligent-59
К nick191 (11.07.2018 21:16:05)
Дата 12.07.2018 11:21:13

Re: На каждую...

>Как опознали, позвольте полюбопытствовать?
>С уважением, nick191.

Этот случай многократно обсуждался в различных публикациях.
Например:
http://otvaga2004.ru/armiya-i-vpk/armiya-i-vpk-vzglyad/antikvarnyj-boezapas/
С уважением,
Diligent-59

От nick191
К Diligent-59 (12.07.2018 11:21:13)
Дата 14.07.2018 12:15:49

Re: На каждую...

Здравствуйте.
Интересна дата снимка.
С уважением, nick191.

От Diligent-59
К nick191 (14.07.2018 12:15:49)
Дата 14.07.2018 15:20:31

Re: На каждую...

>Интересна дата снимка.
>С уважением, nick191.

Добрый день.
По сайту «Штурм глубины» (
http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/658/k178/k178.htm ) - октябрь 1989.
По книге Р. Гусева «Такова торпедная жизнь» (2003 г., гл 16) более неопределенно: «… Фотографии, которую вы видите на обложке книги, более десяти лет. Прислал мне ее Ларион. Телеуправляемая торпеда торчит в борту подводной лодки "К–178". Стреляла дизельная подводная лодка "Б–454". В девяностые годы, когда был сделан снимок, такие фотографии никого не интересовали. …».
( https://www.e-reading.by/bookreader.php/1013242/Gusev_-_Takova_torpednaya_zhizn.html )

С уважеинем,
Diligent-59


От nick191
К Diligent-59 (14.07.2018 15:20:31)
Дата 14.07.2018 19:12:39

Re: На каждую...

Здравствуйте.
>>Интересна дата снимка.

>По сайту «Штурм глубины» (
http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/658/k178/k178.htm ) - октябрь 1989.
>По книге Р. Гусева «Такова торпедная жизнь» (2003 г., гл 16) более неопределенно: «… Фотографии, которую вы видите на обложке книги, более десяти лет. Прислал мне ее Ларион. Телеуправляемая торпеда торчит в борту подводной лодки "К–178". Стреляла дизельная подводная лодка "Б–454". В девяностые годы, когда был сделан снимок, такие фотографии никого не интересовали. …».
>( https://www.e-reading.by/bookreader.php/1013242/Gusev_-_Takova_torpednaya_zhizn.html )

В таком случае, есть расхождение у Гусева и Климова в вопросе "хтожестрелял". Климов (видимо, тоже прочел на ШГ) пишет про пла 2-го поколения, а Гусев про дпл.
Дьявол кроется в деталях. "Правда жизни" до конца не ясна.

С уважением, nick191.

От Diligent-59
К nick191 (14.07.2018 19:12:39)
Дата 14.07.2018 19:50:36

Re: На каждую...

>В таком случае, есть расхождение у Гусева и Климова в вопросе "хтожестрелял". Климов (видимо, тоже прочел на ШГ) пишет про пла 2-го поколения, а Гусев про дпл.
>Дьявол кроется в деталях. "Правда жизни" до конца не ясна.

Вот тут обсуждалось:
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/archive/66/66437.htm
«Стреляла атомная подводная лодка 671"В" проекта К-469 с экипажем Атомной подводной лодки К-454. Командир Ануфриев, минер - снятый помощник с этой же лодки Маратка Фарвазов. А сама 454 в этот момент находилась в ремонте в Чажме с экипажем 469. Путаница вызвана обзыванием "Буками" многоцелевых атомных лодок».

С уважением,
Diligent-59


От 378G
К Diligent-59 (14.07.2018 19:50:36)
Дата 15.07.2018 09:54:09

Re: На каждую...

Здравствуйте.
А как потом сложилась судьба г-на Фарвазова?Был старшиной на их курсе в училище.Выпуск 1989.
С ув.

От Elizar
К 378G (15.07.2018 09:54:09)
Дата 15.07.2018 22:34:21

Re: На каждую...

>Здравствуйте.
>А как потом сложилась судьба г-на Фарвазова?Был старшиной на их курсе в училище.Выпуск 1989.
> С ув.
Нормально сложилась, я его застал как СПК 85-го экипажа, потом командиром 85-экипажа, потом, как мне известно, преподаватель на цикле в УЦ Обнинске и ДМБ.

От Diligent-59
К 378G (15.07.2018 09:54:09)
Дата 15.07.2018 16:41:16

Re: На каждую...

>Здравствуйте.
>А как потом сложилась судьба г-на Фарвазова?Был старшиной на их курсе в училище.Выпуск 1989.

Здравствуйте!
С чужих слов:
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/arhprint/73226
С ув.
Diligent-59


От 378G
К Diligent-59 (15.07.2018 16:41:16)
Дата 15.07.2018 20:21:01

Re: На каждую...

Cпасибо,не тот.В 1986 он разоружать ничего не мог,т.к. был на 3 курсе.
С ув.

От nick191
К Diligent-59 (14.07.2018 19:50:36)
Дата 14.07.2018 20:56:32

Re: На каждую...

Здравствуйте.

>«Стреляла атомная подводная лодка 671"В" проекта К-469 с экипажем Атомной подводной лодки К-454. Командир Ануфриев, минер - снятый помощник с этой же лодки Маратка Фарвазов. А сама 454 в этот момент находилась в ремонте в Чажме с экипажем 469. Путаница вызвана обзыванием "Буками" многоцелевых атомных лодок».

Большое спасибо.

С уважением, nick191.

От nick191
К Diligent-59 (12.07.2018 11:21:13)
Дата 12.07.2018 20:56:33

Re: На каждую...

Здравствуйте.

>Этот случай многократно обсуждался в различных публикациях.
>Например:
http://otvaga2004.ru/armiya-i-vpk/armiya-i-vpk-vzglyad/antikvarnyj-boezapas/

Спасибо, вспомнил.
С уважением, nick191.

От alexku69
К serg (10.07.2018 23:31:23)
Дата 11.07.2018 13:46:20

Re: На каждую...

>Доброго времени суток!

>>Что Вас смущает в фото? Что торпеда воткнулась не в винт, а в корпус?
>
>Да, и в-третьих, я не вижу, что за торпеда на фото, но более или менее современные торпеды на конечном участке переходят на активное наведение, т.е. наводятся на эхо от своих гидроакустических посылок, а не на шум. А максимальное эхо исходит как раз от корпуса, а не от винтов.

>С уважением, serg

Наверняка вы правы. Я имел дело только с одной торпедой. УМГТ-1. Служил в части занимающейся приготовлением противолодочных ракет. УМГТ-1 была и в Раструбе и в надводном водопаде( по крайней мере подавали 83РНК и 84РНК на Калинин ) Перед началом работ с ней, нас заставляли изучать мелочи и сдавать зачеты. Приезжал даже капраз-подводник, который вроде бы внедрял Водопад на ПЛ. Так вот. УМГТ-1 только после приводнения при левой циркуляции включала активный режим и после получения эха тут же включала пассивный, и вновь включала активный только при потере цели. По крайне мере нас учили так отвечать гидрополковнику-подводнику :)

Хотя... может оно все и не так

От serg
К alexku69 (11.07.2018 13:46:20)
Дата 11.07.2018 13:54:08

Re: На каждую...

Доброго времени суток!

>УМГТ-1 только после приводнения при левой циркуляции включала активный режим и после получения эха тут же включала пассивный, и вновь включала активный только при потере цели.

Мне не очень хочется обсуждать на форуме тонкости наведения конкретных образцов оружия, до сих пор стоящих на вооружении флота. :-)

Скажу только, что в обсуждаемой теме имеет значение не сама торпеда, а система самонаведения, которая на ней установлена.

С уважением, serg

От alexku69
К serg (11.07.2018 13:54:08)
Дата 11.07.2018 19:06:51

Re: На каждую...

>Доброго времени суток!

>>УМГТ-1 только после приводнения при левой циркуляции включала активный режим и после получения эха тут же включала пассивный, и вновь включала активный только при потере цели.
>
>Мне не очень хочется обсуждать на форуме тонкости наведения конкретных образцов оружия, до сих пор стоящих на вооружении флота. :-)

>Скажу только, что в обсуждаемой теме имеет значение не сама торпеда, а система самонаведения, которая на ней установлена.

Согласен. Мой экскурс в память скорее дань ностальгии, нежели аргумент в полемике :)

>С уважением, serg

От gugol
К ЛАА (07.07.2018 09:37:13)
Дата 07.07.2018 15:23:06

Re: На каждую...

>источник
http://warhead.su/2018/07/06/na-kazhduyu-hitruyu-toshibu-kak-yaponskaya-zhadnost-pomogla-sssr

>Самат Кудайбергенов 6 июля, 10:15

>Карл Маркс заметил, что нет преступления, на которое не пошёл бы капиталист ради трёхсот процентов прибыли — даже под страхом виселицы.

Из истории заблуждений. Цитируем классиков
https://dzeso.livejournal.com/140286.html
Оказывается широко известно высказывание на счет того, что "нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради прибыли в 300%" принадлежит вовсе и не Марксу. Он сам это высказывание использовал в первом томе Капитала для иллюстрации ужасов первоначального накопления капитала. В общем, полностью цитата выглядит так:
"«Капитал», — говорит «Quarterly Reviewer», — «избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами» (T. J. Dunning, цит. соч., стр. 35, 36)."

От KM
К ЛАА (07.07.2018 09:37:13)
Дата 07.07.2018 11:42:11

Re: На каждую...

Добрый день!

> А станки «Тошиба» и другие с контроллерами «Конгсберг»...

Если честно, ожидал продолжения "... в 90-х сдали на металлолом.


>работают до сих пор.

Но что-то пошло не так. Российские капиталисты не стали продавать такую ценную верёвку.

С уважением, КМ
И не путайте подводную лодку с подледной водкой (с)