От 2503
К All
Дата 15.11.2009 21:11:40
Рубрики Современность; Матчасть;

к "квакерам". Контр-адмирал Наумов В.В. -

"Совсем другое отношение проявляло руководство США к поиску, разведке и организации слежения за стратегическими ракетными подводными крейсерами Советского Союза, как за надежным оружием возмездия агрессору.
Противолодочные атомные пл ВМС США постоянно дежурили при выходе из баз советских подводных лодок, принимали «участие» во всех учениях ВМФ СССР в разведывательных целях, сопровождали каждую обнаруженную подводную лодку стреляющую ракетами в стрельбовых полигонах, записывая гидроакустический портрет пл, шумы предстартовой подготовки и старта ракет с пл, В Баренцевом море пла ВМС США стремились установить слежение за каждым РПК СН, следующим на боевую службу в Атлантику, Норвежское море или подо льды Северного Ледовитого океана.
Проверка отсутствия слежения за РПКСН, следующими в Атлантику, не всегда давала положительные результаты, прежде всего в связи с недостаточно продуманным способом и выбором средств, осуществляющих эту проверку. Например, проверка отсутствия слежения за РПК СН «К-182» в 1977 году проводила пл 633 проекта на линии Нордкап - Медвежий, длительное время находящаяся с этой целью на своей позиции, периодически заряжая АБ дизелями, что легко позволяло многоцелевой ПЛА ВМС США в это время ее найти и расположиться рядом.
Для «К-182» предписывалось лечь на курс 270, дать ход 8 узлов на глубине 50 м и следовать около 6 часов, чтобы пл 633 проекта могла легко ее обнаружить, следуя курсом 0° южнее движения «К-182», Следует сказать, что до этого «К-182» маневрировала на скорости 3,5 - 5 узлов в акватории Баренцева моря на оптимальных для скрытности глубинах в течение нескольких суток и обнаружить ее было непросто.
После того как пл 633 проекта обнаружила «К-182», пересекающую ее курс справа налево и подходила к линии курса «К-182» она неожиданно обнаружила возникший шум турбины на левом курсовом 120°, в дальнейшем удалившийся по пеленгу на ушедшую «К-182», Закономерно предположить, что пл ВМС США находилась в позиции ожидания западнее пл 633 проекта, в режиме электродвижения, поэтому и не пересекала курс средней пл, а, обнаружив «К-182», дала ход турбинами и последовала за ней. Так обнаруживать РПК СН для пла ВМС США было надежнее и проще, чем искать по всему Баренцеву морю. На высказанное мною это предположение в отделе ПЛС СФ мне ответили, что данных о слежении пла ВМС США за дизельными пл не имеют."
"Не лучшим средством проверки отсутствия слежения за «К-182» при её возвращении с Атлантики, организованным штабом СФ в Норвежском море, оказалась пла 627 проекта. Положительно то, что для «К-182» не назначалась повышенная скорость и глубина следования, а сообщался только заданный курс и характер маневрирования проверяющей пла.
В результате «К-182» обнаружила пла 627 проекта за 16 миль, маневрирующую на 8 миль севернее заданного «К-182» курса, нанесла на планшете все элементы ее маневра и прошла незамеченной мимо ее позиции.
Смещаться в центр маневра пла 627 проекта не имело смысла, так как в случае наличия следящей за «К-182» пла ВМС США, последняя обнаружила бы ее значительно дальше 16 миль и спокойно бы обошла район маневрирования пла 627 проекта.
Легко представить, как нелепо выглядел предписанный для РПК СН 667А, 667Б и 667БД проекта маневр самостоятельной проверки отсутствия слежения, для экипажа следящей пла ВМС США типа «Лос-Анжелес», имеющей значительное превосходство в дальности взаимного обнаружения наших пл.
Практика убеждает, что подводная лодка, значительно, в разы уступающая во взаимной дальности обнаружения другой подводной лодке оторваться от слежения за собой может только одним способом. Следует постепенно нарастить ход до полного, что вынудит преследователя увеличивать ход и за счет роста собственных помех потерять контакт. С потерей контакта преследователь вынужден будет периодически сбавлять ход, отставая от преследуемого и не имея понятия, когда тот остановится или отвернет в сторону, делать эти прослушивания чаще и чаще. Через 3-6 часов преследующая пл в произвольный момент резко сбросив ход до минимально-малошумного, маскируясь приповерхностным волнением моря от системы «СОСУС» медленно «отползая» в сторону имеет почти 100% вероятности прослушать шумы проносящегося мимо преследователя. Кстати, такой маневр целесообразно профилактически проводить для отрыва от возможного слежения в особых условиях (угрожаемый войной период и т.п.).
Трудно утверждать, что за всеми без исключения РПК СН вели слежение пла ВМС США, но вряд ли найдется подводник с РПК СН, да и других проектов пл, которому незнакомы источники искусственных излучений (ИИС), получившие прозвище «квакеры».
Практически в каждом походе в Атлантику акустики всех РПК СН слышали в различных районах Атлантики непонятные шумы, некоторые считали, что шум похож на прыгающий на чугунной плитке шарик. Мне, например, при первом прослушивании эти шумы напомнили беспорядочные стуки и скрипы, похожие на шум работающей землечерпалки в Северодвинском канале в ночное время. Акустики кораблей записывали эти шумы, отдавали в разведку и «науке», но классификаторы, находя среди этих шумов и звуки, издаваемые рыбами и морскими животными, основную массу шумов относили к неизвестным ИИС. Никаких рекомендаций командирам РПК СН по действиям при обнаружении квакеров не было, и в большинстве случаев, все сводилось к записям в вахтенные журналы: «Вошли в поле квакеров», «Вышли из поля квакеров».
К 1980 году у некоторых подводников появилось мнение, что «квакеры» вероятно, какая-то стационарная система наблюдения за подводными лодками. Многие этого мнения придерживаются до сих пор.
Опыт боевых служб РПК СН ««К-182»» позволил мне сделать другое предположение. При этом учитывалось, что «К-182» не встречала «квакеры», ни в Баренцевом, ни в Северном море, ни в Северной части Норвежского моря, то есть там, где отсутствовали гидрофоны системы «СОСУС». Кроме того, практически «К-182» не встретила «квакеры» в зимний поход в Атлантику при штормовой погоде и при большом скоплении рыболовных судов вдоль западного побережья Англии и Ирландии, в условиях, когда работа системы «СОСУС» крайне затруднена. Кратковременное прослушивание работы одной группы «квакеров» при подходе к Фареро-Исландскому рубежу, работающей в направлении Норвежского побережья, в связи с беспорядочными механическими стуками и скрипами предположительно классифицировалась как работы на нефтяной платформе. Первое обнаружение работы «квакеров» летом 1980 года зафиксировано после прохода через Фареро-Исландский рубеж в Северной части Атлантики. Они появились примерно через полтора часа после кратковременного повышения хода РПК СН «К-182» до 8 узлов на перископной глубине. Однако сопровождения «К-182» группами «квакеров» не последовало. Следующий эпизод возник через час-полтора после постановки антенны «Параван». Впоследствии я выяснил, что работа лебедки антенны «Параван» не соответствовала нормам шумности на всех подводных лодках в те времена и демаскировала подводников. Начавшееся сопровождение «К-182» вдоль ее курса группами «квакеров» и имеемый запас времени относительно расчетной подвижной точки позволили «К-182» лечь на обратный курс на какое-то время. Этот маневр вызвал резкое увеличение количества выставляемых групп «квакеров» в том числе и перегородивших ширину полосы движения «К-182». Когда запас времени истек, «К-182» вынужденно, продолжая маршрут, пошла через полосу «квакеров», перегораживающих курс. В момент пересечения этой полосы акустики обнаружили по правому борту и показали мне на выносном индикаторе работу самолетного радиогидроакустического буя. «К-182» выставила имитационный патрон и в дальнейшем действовала из предположения, что «квакеры» не что иное, как самолетные активные РГАБ, выставляемые авиацией во взаимодействии с системой «СОСУС».
В результате действия «К-182» сильно отличались от остальных РПК СН, что вызывало неподдельный интерес и внимание к ней. За время боевой службы «К-182» «квакеры» появлялись 72 раза и 72 раза «К-182» прерывала с ними контакт."
"Этот значительный опыт и специально предпринимаемые «К-182» маневры позволяют сделать следующие выводы, касательно характера объекта «квакеры» и тактики их использования.
Прежде всего, 90% записанных на магнитофон «К-182» шумов ИИС, на берегу классифицировали в лаборатории как «квакеры». В то же время то, что применялось против «К-182» были авиационными активными РГАБ, доказывается нижеследующим:
1. Когда «К-182» легла курсом на одиночный «квакер» и подошла на дистанцию 60 каб, этот объект превратился в 3 активных РГАБ с расстоянием между ними 15 каб. и 25 каб. С расстояния 15-16 миль работа этих буев сливалась в один беспорядочный шум с плавающим пеленгом между тремя буями, и прослушивалась как «квакер».
2. Обнаружив слой скачка в Атлантике «К-182» при движении на другой одиночный «квакер» установила, что 2 буя лучше прослушивались над слоем скачка, а 1-й буй под слоем скачка.
3. После одного из скоростных отрывов вне зоны действия гидрофонов «СОСУС», наблюдая массовую постановку буев, «К-182» 32 часа находилась в целях исключения сближения с ними на пологой циркуляции, в ходе которой буи («квакеры») через 24 часа стали постепенно, ослабевая по интенсивности, затухать, а через 32 часа все до единого исчезли.
4. В зонах действия системы «СОСУС» с увеличением хода РПК СН до величины, обеспечивающей надежное слежение за ней гидрофонами «СОСУС», «квакеры» исчезали. Когда РПК СН давал минимально малошумный ход, постановка "квакеров" возобновлялась через 1,5-2 часа, что соответствовало подлетному времени с аэродромов НАТО.
Можно сделать определенный вывод о тактике действий ПЛС ВМС США. Хорошо просматриваются два способа использования РГАБ самолетами, в зависимости от нахождения РПК СН в зоне действия системы «СОСУС» или вне ее.
В зоне действия системы «СОСУС» с получением кратковременного контакта с гидрофонами в район контакта прилетает самолет ПЛО и при отсутствии надводной цели начинает поиск подводной цели с помощью РГАБ, прежде всего активных, что не исключает применение и пассивных буев. В случае подтверждения контакта буями и определения ЭДЦ подводной лодки, не меняющей режимы движения, продолжается слежение с помощью гидрофонов, а при слабом прерывистом контакте с периодическим подтверждением контакта с помощью авиационных РГАБ («квакеров»).
В случае потери контакта с подводной целью системой «СОСУС» и неудачного поиска с помощью авиационных РГАБ в походе «К-182» наблюдались два эпизода, когда появилась работа корабельных гидролокаторов со стороны пролива Ла-Манш в первом эпизоде, и со стороны Гибралтара - во втором. В обеих эпизодах «К-182» вынужденно увеличивала ход для выхода из полосы поиска, система «СОСУС» устанавливала надежное слежение, а после перехода РПК СН на минимально-малошумную скорость, начиналась массовая постановка буев в районе прекращения контакта.
Действия, способствующие повышению скрытности РПК СН от гидрофонов системы «СОСУС»:
1. Выбор режима работы механизмов, сообразуясь с результатами предпоходового замера шумности на ГКС.
2. Без крайней необходимости не превышать скорость 4-5 узлов.
3. Избегать использования механизмов, по которым есть данные или предположения, что они демаскируют корабль за счет превышения норм шумности в период работы. На «К-182» таким механизмом была, как оказалось лебедка антенны «Параван», поэтому в районе низкого судоходства сеансы связи принимались на другую антенну «Рамка» на глубине 25 метров (при перископной 19 метров).
4. При наличии слоя скачка следует патрулировать над ним, и лучше всего, в приповерхностном слое 35-40 м, особенно при свежей погоде, которая за счет шумов волнения моря полностью маскирует корабль от системы «СОСУС». Следует помнить, что погружение под слой скачка с любой целью резко увеличивает эффективность действий системы «СОСУС».
5. В случае обнаружения работы «квакеров» и установления факта начавшегося сопровождения корабля систематической постановкой их вдоль курса, следует попытаться уклониться от слежения «квакерами» с помощью средств ГПД. При нецелесообразности или невозможности применения средств ГПД, следует увеличить скорость до обеспечивающей надежное сопровождение корабля гидрофонами, а спустя 1-2 часа после прекращения работы «квакеров» перейти на минимально-малошумную скорость и начать уклонение в расчете на то, что новое массированное применения «квакеров» для поиска и восстановления контакта с кораблем будет для них неудачным."
"Когда «К-182» вышла из зоны действия гидрофонов «СОСУС», тактика использования «квакеров» резко изменилась. Увеличение хода до 19 узлов не только не способствовало их исчезновению, а наоборот, они на этом ходу хорошо прослушивались вблизи корпуса корабля в количестве, напоминающем лягушачье болото. Снижение скорости приводило к более экономному, но все же довольно плотному использованию буев. Так что, тактический прием авиации ПЛО при действии против уже обнаруженной подводной цели и отсутствии взаимодействия с системой "СОСУС" заключался в массированном применении РГБ с разумной экономией в зависимости от скорости цели и ее маневрирования.
В случае потери контакта с подводной целью прежде всего выставлялся отсекающий барьер по направлению генерального курса цели на расстоянии, равном отрезку возможного пути цели при ее максимальной скорости за время после потери контакта. Затем на обширной акватории, где предполагалось возможное местонахождение потерянной цели, выставлялись поисковые достаточно редкие барьеры в виде широтных и меридиональных линий с расстояниями между ними 30-50 миль.
В случае продолжения движения подводной цели в любую сторону вероятность ее сближения с буями на дистанцию обнаружения подводной лодки становилась достаточно большой.
«К-182» в этом походе средства ГПД не использовала, прежде всего, потому, что тождество «квакеров» и работающих групп РГБ предстояло еще доказывать. Впрочем, и сейчас далеко не все подводники считают это истиной.
Опыт похода "К-182" показал, что без применения средств ГПД слежение за РПК СН, осуществляемое только с помощью буев противолодочной авиации ("квакеров") можно прервать следующими способами:
1. Временный уход с маршрута патрулирования под транспортом, пересекающим курс РПК СН на ходу 12-14 узлов. При этом следует двигаться непосредственно под его кормой, когда акустики уже не наблюдают шум винтов, а корректура курса и скорости РПК СН ведется с помощью наблюдения работающих винтов транспорта по подледному телевизору с глубины 50-60 метров. Этот маневр требует особого внимания и непрерывного личного присутствия командира корабля в центральном посту.
2. Длительное движение на полных ходах приводит к повышенному расходу авиационных РГБ. В связи с вероятностью того, что слежение за РПК СН ведется одиночным самолетом или парным патрулем, имеющим назначенное время для передачи контакта сменщику, повышенный расход буев, как правило, приводит к их израсходованию и потере контакта до времени смены самолетов. С прибытием сменщиков начинается поиск с постановкой отсекающего барьера на продолжение генерального курса РПК СН на дистанции от точки потери контакта, равной величине пути РПК СН за прошедший промежуток времени на максимально возможной скорости. Затем в обширной акватории возможного нахождения РПК СН при движении другими курсами и скоростями выставляются барьеры авиационных РГАБ большими расстояниями между ними (30-50 миль). Это дает возможность маневрировать, не сближаясь с буями, на пологой циркуляции или находиться на стабилизаторе без хода. Через 24-32 часа по истечении ресурса работы буи утонут ("квакеры" исчезнут), и РПК СН получит возможность продолжить скрытное патрулирование.
Разведслужба ВМФ тщательно и достаточно долго изучала документацию боевой службы «К-182» и, несомненно, докладывала об ее особенностях руководству ВМФ СССР. Тем не менее, разбор боевой службы «К-182» в соединении не проводился, ни один начальник по поводу неоднократных отклонений «К-182» от маршрута патрулирования никаких замечаний не сделал. Все это вызывает предположение, что ничего нового в природе «квакеров» в результате похода «К-182» для руководства ВМФ не было, просто широкая публикация этой «новизны» были политически нецелесообразна."

http://flot.com/blog/historyofNVMU/927.php

От kregl
К 2503 (15.11.2009 21:11:40)
Дата 17.11.2009 10:52:46

Re: к "квакерам"....

Здр!

Какая форма у огибающей пакета каждого "квака"?
Что предстваляет собой "несущая"?

Если это вообще некий импульсный пакет...

На осциллограф кто-то смотрел, или только слушали?

С уважением, kregl

От 2503
К kregl (17.11.2009 10:52:46)
Дата 17.11.2009 12:25:26

Re:

>Какая форма у огибающей пакета каждого "квака"?
>Что предстваляет собой "несущая"?
>Если это вообще некий импульсный пакет...

к автору

>На осциллограф кто-то смотрел, или только слушали?

А что покажет осцилограф?

С уважением, 2503

От kregl
К 2503 (17.11.2009 12:25:26)
Дата 17.11.2009 12:40:23

Re: Re:

Здр!
>>Какая форма у огибающей пакета каждого "квака"?
>>Что предстваляет собой "несущая"?
>>Если это вообще некий импульсный пакет...
>
>к автору

>>На осциллограф кто-то смотрел, или только слушали?
>
>А что покажет осцилограф?
-----------------------
Даст ответы на первые два моих вопроса.
Т.е., регулярный ли характер, "машинный ли" так сказать. Естественно, это условно, но хоть что-то.

С уважением, kregl

От georg
К kregl (17.11.2009 12:40:23)
Дата 18.11.2009 00:48:47

Re: Re:

>Здр!
>>>Какая форма у огибающей пакета каждого "квака"?
>>>Что предстваляет собой "несущая"?
>>>Если это вообще некий импульсный пакет...
>>
>>к автору
>
>>>На осциллограф кто-то смотрел, или только слушали?
>>
>>А что покажет осцилограф?
>-----------------------
>Даст ответы на первые два моих вопроса.
>Т.е., регулярный ли характер, "машинный ли" так сказать. Естественно, это условно, но хоть что-то.

>С уважением, kregl

А какой ГАК стоял на этом РПК СН?
Непонятно, как акустики РПК СН пеленговали "квакеры"? Мне это на "РУБИКОНЕ" это не удавалось. То, что это БИО-шумы -маловероятно, но и на буи, сброшенные с самолёта БПА, тоже не очень похоже. Странно, прошло столько времени, а я так нигде и не услышал внятного ответа, что же это такое. Может кто скинет ссылочку?
Об осциллографе, это конечно круто. Хотел бы спросить, а что, собственно, им измерять? Амплитуду, длительность импульса? На ПЛ? Происхождение импульсов это достоверно не объяснит, полученные параметры импульсов для акустиков и командира никакой полезной информации не несут. Тем более, что интервал между импульсами имеет различную длительность. Это говорит о том, что "квакеры" работали независимо друг от друга и находились на разных КУ ПЛ. Гоняться за ними дело не благодарное. Это могли позволить себе только командиры АПЛ, т.к. им энергию некуда было девать. Эти импульсы даже спектроанализатором бесполезно исследовать.
Когда "ОРИОН" пытался обнаружить и отследить нашу ДПЛ Пр 641Б на БС и использовал активные буи, то никаких квакеров не было ни в начале, ни в конце. А конец был через сутки и никаких "ОРИОНОВ" рядом.

С уважением.

От 2503
К georg (18.11.2009 00:48:47)
Дата 19.11.2009 08:55:42

скорее всего МГК-100

>Когда "ОРИОН" пытался обнаружить и отследить нашу ДПЛ Пр 641Б на БС и использовал активные буи, то никаких квакеров не было ни в начале, ни в конце. А конец был через сутки и никаких "ОРИОНОВ" рядом.

ну так - повезло с гидрологией и то что не война и не торпеда в борту минут через 10 после работы активного РГАБ

против современных буев типа EAS гидрология уже не поможет

С уважением, 2503

От georg
К 2503 (19.11.2009 08:55:42)
Дата 20.11.2009 00:59:01

Re: скорее всего...


>против современных буев типа EAS гидрология уже не поможет

>С уважением, 2503

Значит они могут, а мы что? Гранатомёты да стрелковое оружие? С этим мнить себя сверхдержавой?

А вообще всё значительно хуже, чем даже Медведев с Путиным себе представляют. Организационно и законодательно мы прочно сидим в 70-х, т.е. отстаём от развитых стран, где-то, лет на 40. И дело даже не в передовых технологиях...
Пошёл я недавно в нашу поликлинику военную на Садовой. О том как она выглядит повторяться не буду. И о положенной бесплатности тоже. Я о другом. Прихожу к врачу, народу никого. Выходит из кабинета дядя в белом халате с толстой тетрадкой и говорит, что надо записаться на приём и назначает мне время и день, когда снова прийти. Я от неожиданности такой опешил и пошёл уже в гардероб, но там злость взяла верх(я час добирался до поликлиники). Прихожу в кабинет к врачу и говорю командирским голосом:"Вы что, совсем тут...., вы в каком веке живёте? Ведь есть телефоны, компьютеры, интернет и т.д. и т.п. А вы всё в тетрадочки записываете, как сто лет назад. Президент, понимаешь, с телевизора не слезает, рассказывает как жить надо, а у вас каменный век. Неужели нельзя организовать запись на приём так, что бы не приезжать в поликлинику лично?". Глядят они на меня чистыми и изумлёнными глазами и не совсем понимают, о чём это я. И к сожалению в нашей стране, куда ни плюнь, всё так. А ведь от скорости принятия обоснованных решений зависит прогресс, прямо пропорциональная зависимость. И ещё, уровень развития страны определяет средний уровень развития её граждан. А наши чиновники своими дурацкими правилами такие тропы в мозгах людей протоптали, что они не скоро сравняются. Вы спросите, а причём здесь гидроакустика? Так ведь она часть целого. Какое целое, такая и часть.

С уважением.

От 2503
К georg (20.11.2009 00:59:01)
Дата 20.11.2009 06:37:46

к отношению к противолодочной подготовке в ВМФ СССР

Думаю, читателю знать подробности событий того дня из истории Тихоокеанского флота, который противолодочники назвали черным, будет небезынтересно.
Этот день начался с того, что командир 11-го дивизиона МПК капитан-лейтенант Николай Григорьевич Зуев со своими кораблями вышел в море отрабатывать учебно-боевую задачу С-1. Во время отработки задачи неожиданно был установлен гидроакустический контакт с неизвестной ПЛ. Согласно боевой подготовке флота в этот день в районе проведения учений никаких подводных лодок не должно было быть. Зуев на всякий случай связался с оперативной службой и получил подтверждение, что это так, и о наших подводных лодках в этом районе не может быть и речи, а гидроакустический контакт возможен только с иностранной ПЛ. Получив подтверждение, Зуев начал преследование обнаруженной ПЛ. Надёжно удерживая гидроакустический контакт с ней четырьмя МПК, продолжал слежение, периодически взрывая гранаты и приказывая всплыть иностранной субмарине. Командир иностранной ПЛ не мог не понимать, что следом будет применено всё противолодочное оружие в полном объеме. Тем не менее он стал применять различные приёмы уклонения от преследующих кораблей, пуская в ход имитаторы и помехи, чтобы выйти из территориальных вод.
Иностранная ПЛ оказалась дизельной лодкой, так как подводную скорость более 5-6 узлов не развивала. За пределами наших территориальных вод ИПЛ несколько раз всплывала под перископ, видимо, таким приемом пытаясь оторваться от преследования. Все действия командира говорили о том, что наши моряки столкнулись с опытным подводником-асом. Нашим МПК приходилось стопорить машины, дабы не столкнуться с корпусом ИПЛ, которая была на дистанции поддержания контакта в пределах 2,5-3,5 кабельтовых. В это время дежурная ПУГ в составе трёх эсминцев под командованием контр-адмирала Чулкова Л.Г. вышла по приказанию первого заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Васильева из залива Стрелок и полным ходом направилась в район, где наши корабли держали на контакте ИПЛ. Узнав, что в район контакта с ИПЛ идут эсминцы, капитан-лейтенант Зуев связался с оперативным дежурным базы и высказал свою отрицательную точку зрения на своеобразную подмогу, да еще в составе эсминцев, которые будут только помехой для эхоконтакта с ИПЛ, где гидрология и так была неважной. К тому же МПК имеют преимущества перед эсминцами в поворотливости и меньшую инерцию на циркуляции, так как по размерам значительно уступают эсминцам. В связи с этим он попросил, чтобы корабли контр-адмирала Чулкова не мешали ему самостоятельно провести операцию. Но контр-адмирал Чулков по-своему оценил деловое предложение младшего офицера и в ответ проявил адмиральский нрав, круто настоял на своём и приказал всем кораблям подчиниться его команде и лечь на курс, какой он рекомендует.
- В таком случае, пусть один из эсминцев примет у меня контакт с ИПЛ, - предложил Чулкову по связи капитан-лейтенант Зуев, - и как только эсминец установит контакт, я уступлю след, отведу МПК.
Однако опять деловое и, главное, грамотное предложение младшего офицера было игнорировано. Контр-адмирал Чулков в грубой форме оборвал Зуева и велел тому «отойти немедленно на след». Зуеву ничего не оставалось, кроме как подчиниться старшему по званию и должности командиру. В результате контакт с ИПЛ был утерян. Тогда Зуев, испросив разрешения у старшего района, повёл самостоятельный поиск исчезнувшей было ИПЛ, которую через два часа поиска вновь обнаружили, а ещё через полчаса контакт с ИПЛ установили и три других из его группы МПК. Контактудерживался на том же расстоянии -2-3,5 кабельтовых. Когда Зуев доложил, что контакт надёжно установлен, всё повторилось вновь. Ему опять приказали отойти на след, не установив контакт с ИПЛ кораблями ПУГ из эсминцев. К этому времени по тревоге в район обнаружения ИПЛ были высланы ещё три СКРа, которые, как и ПУГ Зуева, никаких приказаний и заданий от старшего в районе не получили. Чулков, полагаясь на ПУГ эсминцев, так увлекся, что ИПЛ, махнув хвостиком, опять оставила всех, как говорят, с носом. В эфире творилась какофония, Чулков выходил из себя, так и не наладив общего руководства ПУГами.
Так продолжалось весь день, до самой ночи, но контакт с ИПЛ так и не установили. На следующий день разбор плачевного результата производился под руководством вице-адмирала Васильева Г. К. И, естественно, первым вопросом, который ставился при разборе, был вопрос: «А была ли подводная лодка?». Я практически всю ту ночь, когда корабли вернулись в Парис, разбирался со всеми командирами кораблей, старшинами и матросами, которые в разнос время находились на мостике и воочию могли засвидетельствовать, что подводная лодка всё же была. Выслушивал объяснения гидроакустиков-операторов, сверял записи приборов и брал с них объяснительные, которые писались в отдельности так, чтобы никакой согласованности в них не было. Каждый писал свое, избегая в объяснительной услышанного от другого. Каждый излагал то, что видел, и то, что слышал. Из объяснительных получалась картина убедительная: комдив, офицеры, личный состав в один голос утверждали, что дважды наблюдали перископ неизвестной ПЛ, а не швабру, как позднее будет утверждать контр-адмирал Чулков. Гидроакустики свои доклады о наличии эхоконтакта подтвердили записью на ленте и твёрдой уверенностью, что и в первый и во второй раз держали контакт с дизельной подводной лодкой, имевшей одну и ту же классификацию шумов работы винта.
О том, что в наших территориальных водах, в Тихоокеанском бассейне была обнаружена ИПЛ, было доложено в Москву Главкому ВМФ. Центральный командный пункт ВМФ в свою очередь на доклад отреагировал приказом штабу ТОФ постоянно докладывать об обстановке. Но все доклады в Москву поступают с подачи контр-адмирала Чулкова, который все донесения о контакте с ИПЛ ПУГ капитан-лейтенанта Зуева выставляет в путанном свете, утверждая, что Зуев и командиры его МПК выброшенную боцманом за борт швабру с торгового судна приняли за перископ ПЛ, а личный состав поддакивает по приказу командиров МПК. И тут, чтобы выкрутиться перед московским начальством, началось противостояние двух далеко не равных весовых категорий. С одной стороны контр-адмирал Чулков с командирами эсминцев, с другой - капитан-лейтенант Зуев с командирами МПК. Чулков и его офицеры в званиях не ниже капитана 2-го ранга обвиняют ПУГ Зуева в необоснованном, даже провокационном, донесении, Зуев же со своими лейтенантами твёрдо стоят на том, что Чулков со своими эсминцами помешал им задержать, а то и уничтожить «супостата», вторгшегося в терводы СССР. Сторону Чулкова вынужден защищать и вице-адмирал Васильев, который в интересах собственного служебного положения иной позиции и не мог занимать.
- Захожу в кабинет первого зама комфлота Васильева, - рассказывал позже Зуев, — там кроме него присутствуют контр-адмирал Чулков, начальник разведуправления и два старших офицера.
И гут Зуев попадает под разнос. Ссылаясь на данные разведки, которой, якобы, доподлинно известно, что на момент обнаружения Зуевым «швабры» никаких иностранных ПЛ в Японском море не было, Васильев обвиняет Зуева в провокационном донесении, которое повлекло за собой огромные материальные затраты оперативной эскадры.
- Хорошо, что туман в районе аэродромов самолётов ПЛО не позволил подняться им в воздух, а то бы затраты были ещё большими, - упрекал Зуева вице-адмирал Васильев. - Докладывают и объясняют путанно, в их показаниях нет уверенности, что они действительно видели перископ. У них. нет той информации о подводных лодках, какая имеется у нас по всем каналам разведки.
Далее Васильев стал обкатывать Зуева с другой стороны.
- Мы понимаем, - за всех рассуждал Васильев, покровительственно поглядывая то на Зуева, то на офицеров в кабинете, которые, судя по виду, готовы были проглотить любое слово первого замкомфлота, - вы сутки находились на мостике, устали, служба на малых кораблях тяжелее и ответственнее, поэтому отдохните хорошенько и ещё раз подумайте, видели вы или нет иностранную ПЛ. С этими напутствиями капитан-лейтенант Зуев вышел из кабинета замкомфлота Васильева. В содержание этого разговора и посвятил меня Зуев, когда пришёл в мой кабинет за советом.
- Я же не какой-нибудь идиот, - отстаивал он свою правоту передо мной, - чтобы перепутать трамвай с верблюдом, а тем более не отличить перископ от ручки швабры. Что мне теперь, застрелиться или с якорем на шее утопиться?!
Я как мог успокоил этого прямого и честно выполнившего долг офицера. Я понимал, что тягаться с такими китами, как Васильев и Чулков, ни Зуеву, ни мне не под силу, и поэтому, кривя совестью, порекомендовал ему видимый перископ выдать за мираж:
- Иначе вас так разукрасят, что вы сами себя не узнаете, - выложил я Зуеву печальную истину, зная, что в таких случаях виновников всегда назначают сверху. -Ваше соглашение вопреки правде установит мир в бедламе. Начальство любит, когда подчинённые его слушают и поступают так, как оно желает.
Я спасал карьеру молодому, подающему надежды офицеру, поэтому не постеснялся его настроить именно так, ведь недаром говорят: где шуба льва коротка, надо подшить лисьей. На следующий день капитан-лейтенанта Зуева из штаба флота доставили на катере комфлота. Встретив меня, Зуев сказал:
- Спасибо, товарищ капитан второго ранга, иногда и кривда сходит за правду.
Сказав это, он горько усмехнулся и ушёл к себе на корабль.

Юлий Гераськин
Книга воспоминаний «КОРАБЛИ И ГОДЫ»
о.Русский
Владивосток
2004г.
http://www.47br-ovra.com/news/kontr-admiral-v-otstavke-geraskin-yun

А Вы приставки, приставки ...
корень зла сидел в отношении к противолодочной подготовке в ВМФ СССР, а то что получилось у Вашей группы (как достижения так и неудачи) - это уже частности

С уважением, 2503

От M.Lukin
К 2503 (20.11.2009 06:37:46)
Дата 20.11.2009 15:39:42

По-моему, ситуация типичная и для ВС РФ (-)


От КЭВГ
К M.Lukin (20.11.2009 15:39:42)
Дата 20.11.2009 15:52:00

Ну, дык, ежели типичная,...

...аналогичные случаи - в студию...

От M.Lukin
К КЭВГ (20.11.2009 15:52:00)
Дата 20.11.2009 19:04:27

Re: Ну, дык,

>...аналогичные случаи - в студию...

Вы мне всерьез предлагаете привести примеры того, как инициативного и неглупого офицера "сжирало" командование, поскольку стремилось только к одному: пустить пыль в глаза вышестоящему начальству и усидеть на своем месте? :-))))) То есть Вам такие случаи неизвестны? А контр-адмирал Чулков -- не типичный идиот-перестраховщик с большими звездами, а редкость и его хорошо бы зоосад? :-)) Так по-Вашему?
Ну, знаете...

С уважением, МЛ

От georg
К M.Lukin (20.11.2009 19:04:27)
Дата 24.11.2009 00:49:48

Re: Ну, дык,

>>...аналогичные случаи - в студию...
>
>Вы мне всерьез предлагаете привести примеры того, как инициативного и неглупого офицера "сжирало" командование, поскольку стремилось только к одному: пустить пыль в глаза вышестоящему начальству и усидеть на своем месте? :-))))) То есть Вам такие случаи неизвестны? А контр-адмирал Чулков -- не типичный идиот-перестраховщик с большими звездами, а редкость и его хорошо бы зоосад? :-)) Так по-Вашему?
>Ну, знаете...

>С уважением, МЛ
Ну это Вы через чур хватили! Конечно, всякое бывало, но, как правило, толковые выживали. И командование, конечно, местами бывало туповато, но не до такой же степени! Да и бестолковых командиры с кораблей старались сбагрить куда нибудь. В общем шёл нормальный естественный отбор. И в целом командование толковые инициативы старалось поддерживать. Во всяком случае на СФ.

С уважением.

От vladre
К georg (24.11.2009 00:49:48)
Дата 24.11.2009 07:54:32

Re: Ну, дык,

Здравствуйте!

>Ну это Вы через чур хватили! Конечно, всякое бывало, но, как правило, толковые выживали. И командование, конечно, местами бывало туповато, но не до такой же степени! Да и бестолковых командиры с кораблей старались сбагрить куда нибудь. В общем шёл нормальный естественный отбор. И в целом командование толковые инициативы старалось поддерживать. Во всяком случае на СФ.

Ну а что вы хотите? Что ни воспоминания (мемуары), то "...в штабах идиоты и приспособленцы, рукдоки писали бараны... один я весь в белом (ну или мой кореш)"
Даже здесь на форуме такое частенько проскакивает.

С уважением Владимир

От 378G
К M.Lukin (20.11.2009 19:04:27)
Дата 23.11.2009 19:41:29

Re: Ну, дык,

Я уж это...Будьте корректнее.Хотя бы потому,что контр-адмирал Д.К.Чулков трагически погиб в ТУ-104 вместе со всем командованием КТОФ в 1981 г.А по воспоминаниям сослуживцев-один из наиболее толковых тихоокеанских надводников.Боря Чулков,его сын,со мной учился в Питонии.От него знаю,что Джемс Чулков манией величия не страдал,история про г-на Зуева,боюсь,плод воображения контр-адмирала Гераськина(соперник?)...

От 2503
К 378G (23.11.2009 19:41:29)
Дата 23.11.2009 20:29:18

речь идет не о Джемсе Чулкове (-)


От 378G
К 2503 (23.11.2009 20:29:18)
Дата 23.11.2009 20:37:33

Re: речь идет...

А ну-ка.Кто однофамилец?Конкретно.

От 2503
К 378G (23.11.2009 20:37:33)
Дата 24.11.2009 04:45:13

Чулков Леонид Григорьевич

более подробно -
http://forums.airbase.ru/2006/10/t51856,5--47-br-ovra-o-russkij-tof.html

С уважением, 2503

От 378G
К 2503 (24.11.2009 04:45:13)
Дата 24.11.2009 11:19:59

Re: Чулков Леонид...

Нет,о таком военачальнике я не слышал.Предыдущую полемику предлагаю считать учебно-тренировочной :-)))


От КЭВГ
К M.Lukin (20.11.2009 19:04:27)
Дата 23.11.2009 09:41:31

Re: Ну, дык,

>>...аналогичные случаи - в студию...
>
>Вы мне всерьез предлагаете привести примеры того, как инициативного и неглупого офицера "сжирало" командование, поскольку стремилось только к одному: пустить пыль в глаза вышестоящему начальству и усидеть на своем месте? :-)))))
Ну, да, именно примеры и просил... А то привычно машете языком...
>То есть Вам такие случаи неизвестны?
Нет, но, вероятно, известны Вам. А делиться почему-то не желаете...
>А контр-адмирал Чулков -- не типичный идиот-перестраховщик с большими звездами, а редкость и его хорошо бы зоосад? :-)) Так по-Вашему?
А на каком основании Вы вешаете ярлыки? На основании мемуаров Гераськина? А вот у меня вызывает большие сомнения сказка про умного, инициативного каплея и идиота-адмирала... Да и позиция самого Гераськина не очень внятная. Не находите?
>Ну, знаете...

>С уважением, МЛ

От M.Lukin
К КЭВГ (23.11.2009 09:41:31)
Дата 23.11.2009 12:46:15

Re: Ну, дык,

>>>...аналогичные случаи - в студию...
>>
>>Вы мне всерьез предлагаете привести примеры того, как инициативного и неглупого офицера "сжирало" командование, поскольку стремилось только к одному: пустить пыль в глаза вышестоящему начальству и усидеть на своем месте? :-)))))
>Ну, да, именно примеры и просил... А то привычно машете языком...

Послушайте, я Вам не хамил и Вашего хамства выслушивать не собираюсь. Ваше любовь к начальству, без сомнения, рано или поздно будет оценена.

МЛ

От КЭВГ
К M.Lukin (23.11.2009 12:46:15)
Дата 23.11.2009 13:54:47

Re: Ну, дык,

>>>>...аналогичные случаи - в студию...
>>>
>>>Вы мне всерьез предлагаете привести примеры того, как инициативного и неглупого офицера "сжирало" командование, поскольку стремилось только к одному: пустить пыль в глаза вышестоящему начальству и усидеть на своем месте? :-)))))
>>Ну, да, именно примеры и просил... А то привычно машете языком...
>
>Послушайте, я Вам не хамил и Вашего хамства выслушивать не собираюсь. Ваше любовь к начальству, без сомнения, рано или поздно будет оценена.
А я не хамил. Факт констатировал. А ляпнуть огульно про все ВС и навесить сходу ярлык идиота - не хамство?


>МЛ

От Администрация (ЛАА)
К КЭВГ (23.11.2009 13:54:47)
Дата 23.11.2009 16:13:49

господа, брек!

Предлагаю сойтись на том, что крепкие фразы общего характера прозвучали с обеих сторон, и могли быть интерпретированы достаточно произвольно, что не есть хорошо.

С уважением.


От M.Lukin
К Администрация (ЛАА) (23.11.2009 16:13:49)
Дата 23.11.2009 18:12:56

Согласен, но я не давал характеристик действующим участникам РПФ (-)


От КЭВГ
К Администрация (ЛАА) (23.11.2009 16:13:49)
Дата 23.11.2009 16:29:06

Re: господа, брек!

>Предлагаю сойтись на том, что крепкие фразы общего характера прозвучали с обеих сторон, и могли быть интерпретированы достаточно произвольно, что не есть хорошо.
Согласен.
>С уважением.

С уважением, КЭВГ.

От 2503
К КЭВГ (23.11.2009 09:41:31)
Дата 23.11.2009 12:12:40

Чулков мог стучать "копытом в грудь" при условии

>А на каком основании Вы вешаете ярлыки? На основании мемуаров Гераськина? А вот у меня вызывает большие сомнения сказка про умного, инициативного каплея и идиота-адмирала...

Чулков мог стучать "копытом в грудь" при условии проведения хотя бы классификационной стрельбы из РБУ

а так - с высоко

От 2503
К 2503 (23.11.2009 12:12:40)
Дата 23.11.2009 12:15:33

...

а так - с высокой степенью вероятности ИПЛ в терводах присутствовала, и ее фактически отпустили

"защитники голубых рубежей" блинннн


От Ben
К M.Lukin (20.11.2009 19:04:27)
Дата 21.11.2009 16:23:05

Вас, пишущую братию со времен соцреализма мучают штампы

Доброго времени суток

А если лодки небыло на самом деле?
Или в этот момент отрабатывалась пл с легководолазами рпСн?
да мало ли что еще?
Конечно тема людоеда - адмирала Зингельшухера и непризнаного гения Зуева - перспективнее. Пипл захавает.

С уважением

От M.Lukin
К Ben (21.11.2009 16:23:05)
Дата 21.11.2009 22:49:01

То есть ты считаешь поведение адмирала правильным? По всем пунктам? (-)


От 2503
К Ben (21.11.2009 16:23:05)
Дата 21.11.2009 18:55:24

пипл может и схавает ...

>А если лодки небыло на самом деле?
>Конечно тема людоеда - адмирала Зингельшухера и непризнаного гения Зуева - перспективнее. Пипл захавает.

пипл может и схавает, толко вот я подобные истории читал не только в открытом виде, причем не в виде "мемуара" а вполне официальных докладов, причем ряд случаев вообще из котегории "под дыхло" (например выход на связь с ИПЛ по таблице "Г...")

так что "пиплу хавать" что все у нас в порядке ...



С уважением

От 2503
К 2503 (21.11.2009 18:55:24)
Дата 21.11.2009 19:04:37

"все у нас в порядке" (-)


От Ben
К 2503 (20.11.2009 06:37:46)
Дата 20.11.2009 13:55:13

Re: к отношению...

Доброго времени суток
Фамилии судя по всему поменяли
С уважением

От Ben
К Ben (20.11.2009 13:55:13)
Дата 20.11.2009 17:50:40

Re: к отношению...

Доброго времени суток
Не, мне все-таки интересно - кто это такой талантливый комдив 11 дивизиона. Про Чирковых - Васильевых все более менее понятно. Вот только не понятно где были 101 (44) брплк где в противолодочном деле люди уж всяко покрепче овры да и возможностей поболее. ИМХО - брехня.
С уважением

От vladre
К Ben (20.11.2009 17:50:40)
Дата 24.11.2009 08:07:07

Re: к отношению...

Здравствуйте!

Зуев был командиром 11-го дивизиона 1966-1968
44-й тогда не существовало. На ее месте была 201-я.
Помоему и них возможности похуже были.

С уважением Владимир

От 2503
К Ben (20.11.2009 17:50:40)
Дата 20.11.2009 21:38:03

предполагаю что это 60е максимум 70е и было (-)


От 2503
К 2503 (20.11.2009 21:38:03)
Дата 20.11.2009 21:44:47

что тогда стояло из ГАС на вооружении 101 (44) брплк - "Титан" и "Вычегда"?

кроме того с учетом дистанции поддержания контакта большое значение имел радиус циркуляции и минимальная скорость хода, а тут большой корабль не есть гуд

В "дополиномовскою эпоху" ОГАС "Шелонь" ОВРы далала все остальные ГАС (хотя в данном конкретном случае не "Шелонь", разумеется, а что-то типа того же "титана")

От Ben
К 2503 (20.11.2009 21:44:47)
Дата 21.11.2009 16:19:43

Если это 60-е то какая Шелонь?

Доброго времени суток
первый 1124 сдан в 70 году
Геркулесы или Тамиры, Титаны и Вычегды - все одно и тоже.
Если 70-е тогда повторяю вопрос.

С уважением

От 2503
К Ben (21.11.2009 16:19:43)
Дата 21.11.2009 19:02:45

это к Вашему посту

>Геркулесы или Тамиры, Титаны и Вычегды - все одно и тоже.

точно так

>Если 70-е тогда повторяю вопрос.

это к Вашему посту
>101 (44) брплк где в противолодочном деле люди уж всяко покрепче овры да и возможностей поболее.
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/0/co/114600.htm

при условии грамотного использования возможности "Шелони" в Японском море на уровне "Полинома"

другой вопрос что в благоприятных условиях низкая частота "Полинома" и мощность свою роль играли, но в океане "Шелонь" показывала дистанции под полсотни км не раз и не два

С уважением

От Ben
К 2503 (20.11.2009 21:44:47)
Дата 21.11.2009 16:13:46

Re: что тогда... (-)


От M.Lukin
К Ben (20.11.2009 17:50:40)
Дата 20.11.2009 19:06:02

На брплк мог быть парко-хозяйственный день :-))) (-)


От georg
К 2503 (20.11.2009 06:37:46)
Дата 20.11.2009 09:58:41

Re: к отношению...

>Думаю, читателю знать подробности событий того дня из истории Тихоокеанского флота, который противолодочники назвали черным, будет небезынтересно.
>Этот день начался с того, что командир 11-го дивизиона МПК капитан-лейтенант Николай Григорьевич Зуев со своими кораблями вышел в море отрабатывать учебно-боевую задачу С-1. Во время отработки задачи неожиданно был установлен гидроакустический контакт с неизвестной ПЛ. Согласно боевой подготовке флота в этот день в районе проведения учений никаких подводных лодок не должно было быть. Зуев на всякий случай связался с оперативной службой и получил подтверждение, что это так, и о наших подводных лодках в этом районе не может быть и речи, а гидроакустический контакт возможен только с иностранной ПЛ. Получив подтверждение, Зуев начал преследование обнаруженной ПЛ. Надёжно удерживая гидроакустический контакт с ней четырьмя МПК, продолжал слежение, периодически взрывая гранаты и приказывая всплыть иностранной субмарине. Командир иностранной ПЛ не мог не понимать, что следом будет применено всё противолодочное оружие в полном объеме. Тем не менее он стал применять различные приёмы уклонения от преследующих кораблей, пуская в ход имитаторы и помехи, чтобы выйти из территориальных вод.
>Иностранная ПЛ оказалась дизельной лодкой, так как подводную скорость более 5-6 узлов не развивала. За пределами наших территориальных вод ИПЛ несколько раз всплывала под перископ, видимо, таким приемом пытаясь оторваться от преследования. Все действия командира говорили о том, что наши моряки столкнулись с опытным подводником-асом. Нашим МПК приходилось стопорить машины, дабы не столкнуться с корпусом ИПЛ, которая была на дистанции поддержания контакта в пределах 2,5-3,5 кабельтовых. В это время дежурная ПУГ в составе трёх эсминцев под командованием контр-адмирала Чулкова Л.Г. вышла по приказанию первого заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Васильева из залива Стрелок и полным ходом направилась в район, где наши корабли держали на контакте ИПЛ. Узнав, что в район контакта с ИПЛ идут эсминцы, капитан-лейтенант Зуев связался с оперативным дежурным базы и высказал свою отрицательную точку зрения на своеобразную подмогу, да еще в составе эсминцев, которые будут только помехой для эхоконтакта с ИПЛ, где гидрология и так была неважной. К тому же МПК имеют преимущества перед эсминцами в поворотливости и меньшую инерцию на циркуляции, так как по размерам значительно уступают эсминцам. В связи с этим он попросил, чтобы корабли контр-адмирала Чулкова не мешали ему самостоятельно провести операцию. Но контр-адмирал Чулков по-своему оценил деловое предложение младшего офицера и в ответ проявил адмиральский нрав, круто настоял на своём и приказал всем кораблям подчиниться его команде и лечь на курс, какой он рекомендует.
>- В таком случае, пусть один из эсминцев примет у меня контакт с ИПЛ, - предложил Чулкову по связи капитан-лейтенант Зуев, - и как только эсминец установит контакт, я уступлю след, отведу МПК.
>Однако опять деловое и, главное, грамотное предложение младшего офицера было игнорировано. Контр-адмирал Чулков в грубой форме оборвал Зуева и велел тому «отойти немедленно на след». Зуеву ничего не оставалось, кроме как подчиниться старшему по званию и должности командиру. В результате контакт с ИПЛ был утерян. Тогда Зуев, испросив разрешения у старшего района, повёл самостоятельный поиск исчезнувшей было ИПЛ, которую через два часа поиска вновь обнаружили, а ещё через полчаса контакт с ИПЛ установили и три других из его группы МПК. Контактудерживался на том же расстоянии -2-3,5 кабельтовых. Когда Зуев доложил, что контакт надёжно установлен, всё повторилось вновь. Ему опять приказали отойти на след, не установив контакт с ИПЛ кораблями ПУГ из эсминцев. К этому времени по тревоге в район обнаружения ИПЛ были высланы ещё три СКРа, которые, как и ПУГ Зуева, никаких приказаний и заданий от старшего в районе не получили. Чулков, полагаясь на ПУГ эсминцев, так увлекся, что ИПЛ, махнув хвостиком, опять оставила всех, как говорят, с носом. В эфире творилась какофония, Чулков выходил из себя, так и не наладив общего руководства ПУГами.
>Так продолжалось весь день, до самой ночи, но контакт с ИПЛ так и не установили. На следующий день разбор плачевного результата производился под руководством вице-адмирала Васильева Г. К. И, естественно, первым вопросом, который ставился при разборе, был вопрос: «А была ли подводная лодка?». Я практически всю ту ночь, когда корабли вернулись в Парис, разбирался со всеми командирами кораблей, старшинами и матросами, которые в разнос время находились на мостике и воочию могли засвидетельствовать, что подводная лодка всё же была. Выслушивал объяснения гидроакустиков-операторов, сверял записи приборов и брал с них объяснительные, которые писались в отдельности так, чтобы никакой согласованности в них не было. Каждый писал свое, избегая в объяснительной услышанного от другого. Каждый излагал то, что видел, и то, что слышал. Из объяснительных получалась картина убедительная: комдив, офицеры, личный состав в один голос утверждали, что дважды наблюдали перископ неизвестной ПЛ, а не швабру, как позднее будет утверждать контр-адмирал Чулков. Гидроакустики свои доклады о наличии эхоконтакта подтвердили записью на ленте и твёрдой уверенностью, что и в первый и во второй раз держали контакт с дизельной подводной лодкой, имевшей одну и ту же классификацию шумов работы винта.
>О том, что в наших территориальных водах, в Тихоокеанском бассейне была обнаружена ИПЛ, было доложено в Москву Главкому ВМФ. Центральный командный пункт ВМФ в свою очередь на доклад отреагировал приказом штабу ТОФ постоянно докладывать об обстановке. Но все доклады в Москву поступают с подачи контр-адмирала Чулкова, который все донесения о контакте с ИПЛ ПУГ капитан-лейтенанта Зуева выставляет в путанном свете, утверждая, что Зуев и командиры его МПК выброшенную боцманом за борт швабру с торгового судна приняли за перископ ПЛ, а личный состав поддакивает по приказу командиров МПК. И тут, чтобы выкрутиться перед московским начальством, началось противостояние двух далеко не равных весовых категорий. С одной стороны контр-адмирал Чулков с командирами эсминцев, с другой - капитан-лейтенант Зуев с командирами МПК. Чулков и его офицеры в званиях не ниже капитана 2-го ранга обвиняют ПУГ Зуева в необоснованном, даже провокационном, донесении, Зуев же со своими лейтенантами твёрдо стоят на том, что Чулков со своими эсминцами помешал им задержать, а то и уничтожить «супостата», вторгшегося в терводы СССР. Сторону Чулкова вынужден защищать и вице-адмирал Васильев, который в интересах собственного служебного положения иной позиции и не мог занимать.
>- Захожу в кабинет первого зама комфлота Васильева, - рассказывал позже Зуев, — там кроме него присутствуют контр-адмирал Чулков, начальник разведуправления и два старших офицера.
>И гут Зуев попадает под разнос. Ссылаясь на данные разведки, которой, якобы, доподлинно известно, что на момент обнаружения Зуевым «швабры» никаких иностранных ПЛ в Японском море не было, Васильев обвиняет Зуева в провокационном донесении, которое повлекло за собой огромные материальные затраты оперативной эскадры.
>- Хорошо, что туман в районе аэродромов самолётов ПЛО не позволил подняться им в воздух, а то бы затраты были ещё большими, - упрекал Зуева вице-адмирал Васильев. - Докладывают и объясняют путанно, в их показаниях нет уверенности, что они действительно видели перископ. У них. нет той информации о подводных лодках, какая имеется у нас по всем каналам разведки.
>Далее Васильев стал обкатывать Зуева с другой стороны.
>- Мы понимаем, - за всех рассуждал Васильев, покровительственно поглядывая то на Зуева, то на офицеров в кабинете, которые, судя по виду, готовы были проглотить любое слово первого замкомфлота, - вы сутки находились на мостике, устали, служба на малых кораблях тяжелее и ответственнее, поэтому отдохните хорошенько и ещё раз подумайте, видели вы или нет иностранную ПЛ. С этими напутствиями капитан-лейтенант Зуев вышел из кабинета замкомфлота Васильева. В содержание этого разговора и посвятил меня Зуев, когда пришёл в мой кабинет за советом.
>- Я же не какой-нибудь идиот, - отстаивал он свою правоту передо мной, - чтобы перепутать трамвай с верблюдом, а тем более не отличить перископ от ручки швабры. Что мне теперь, застрелиться или с якорем на шее утопиться?!
>Я как мог успокоил этого прямого и честно выполнившего долг офицера. Я понимал, что тягаться с такими китами, как Васильев и Чулков, ни Зуеву, ни мне не под силу, и поэтому, кривя совестью, порекомендовал ему видимый перископ выдать за мираж:
>- Иначе вас так разукрасят, что вы сами себя не узнаете, - выложил я Зуеву печальную истину, зная, что в таких случаях виновников всегда назначают сверху. -Ваше соглашение вопреки правде установит мир в бедламе. Начальство любит, когда подчинённые его слушают и поступают так, как оно желает.
>Я спасал карьеру молодому, подающему надежды офицеру, поэтому не постеснялся его настроить именно так, ведь недаром говорят: где шуба льва коротка, надо подшить лисьей. На следующий день капитан-лейтенанта Зуева из штаба флота доставили на катере комфлота. Встретив меня, Зуев сказал:
>- Спасибо, товарищ капитан второго ранга, иногда и кривда сходит за правду.
>Сказав это, он горько усмехнулся и ушёл к себе на корабль.
>…
>Юлий Гераськин
>Книга воспоминаний «КОРАБЛИ И ГОДЫ»
>о.Русский
>Владивосток
>2004г.
>
http://www.47br-ovra.com/news/kontr-admiral-v-otstavke-geraskin-yun

>А Вы приставки, приставки ...
>корень зла сидел в отношении к противолодочной подготовке в ВМФ СССР, а то что получилось у Вашей группы (как достижения так и неудачи) - это уже частности
А где системы регистрации? Такие надёжные, высокого качества, например, магнитофоны, самописцы или ещё что нибудь? Вопрос не к Вам, вопрос риторический. Это тоже показатель отношения к БП в мирное время. Изучение накопленного материала после подобных практических манёвров- ключ к качеству и мастерству. Т.С. прямая и обратная связь. На этом принципе стоит эволюция всего, ну и противолодочной борьбы в частности. Непонимание этого, это не понимание основ и законов природы. А их игнорирование приводит к неприятностям различного характера. А какие системы регистрации у нас были в то время у подводников и НК-противолодочников, кроме глаз, ушей, журналов и собственных воспоминаний? Вот именно, никаких!

>С уважением, 2503
Взаимно.

От 2503
К georg (20.11.2009 09:58:41)
Дата 20.11.2009 10:46:16

была там "системная регистрация", была

>А где системы регистрации? Такие надёжные, высокого качества, например, магнитофоны, самописцы или ещё что нибудь? Вопрос не к Вам, вопрос риторический. Это тоже показатель отношения к БП в мирное время. Изучение накопленного материала после подобных практических манёвров- ключ к качеству и мастерству. Т.С. прямая и обратная связь. На этом принципе стоит эволюция всего, ну и противолодочной борьбы в частности. Непонимание этого, это не понимание основ и законов природы. А их игнорирование приводит к неприятностям различного характера. А какие системы регистрации у нас были в то время у подводников и НК-противолодочников, кроме глаз, ушей, журналов и собственных воспоминаний? Вот именно, никаких!

и рекордеры были, а самое главное наличие ВИРа и ВИПа у цели, причем тактически обоснованного ВИО и ВИП (ну и прокладки курса цели соотв.). У надводников с этим делом все намного проще

С уважением, 2503

От georg
К 2503 (20.11.2009 10:46:16)
Дата 20.11.2009 22:22:20

Re: была там...

>>А где системы регистрации? Такие надёжные, высокого качества, например, магнитофоны, самописцы или ещё что нибудь? Вопрос не к Вам, вопрос риторический. Это тоже показатель отношения к БП в мирное время. Изучение накопленного материала после подобных практических манёвров- ключ к качеству и мастерству. Т.С. прямая и обратная связь. На этом принципе стоит эволюция всего, ну и противолодочной борьбы в частности. Непонимание этого, это не понимание основ и законов природы. А их игнорирование приводит к неприятностям различного характера. А какие системы регистрации у нас были в то время у подводников и НК-противолодочников, кроме глаз, ушей, журналов и собственных воспоминаний? Вот именно, никаких!
>
>и рекордеры были, а самое главное наличие ВИРа и ВИПа у цели, причем тактически обоснованного ВИО и ВИП (ну и прокладки курса цели соотв.). У надводников с этим делом все намного проще
При всём моём к Вам уважении, хочу обратить внимание на отсутствие качественной и объективной системы регистрации на ПЛ и НК в то время. Сам от этого страдал и не понимал непонимания вышестоящих столь элементарных вещей. Кстати, приведённый Вами случай доказывает, что объективной информации не хватило, чтобы доказать правоту кап-лея. Была, в основном, субъективная информация, основанная на воспоминаниях очевидцев и записях в журналы. Надёжного инструментального анализа по факту и по техническим записям не было т.к. не было самих записей, я думаю. Ну и этот факт косвенно объясняет неэффективность "Рицы", если у высокой комиссии есть желание (указание) эту неэффективность показать. Было бы желание, а аргументы найдутся, тем более, если их хорошо поискать заинтересованным лицам. Интересная тема. Я думаю мы её продолжим обсуждать.
>С уважением, 2503
Взаимно.

От 2503
К georg (20.11.2009 22:22:20)
Дата 21.11.2009 09:26:39

вряд ли это было возможно тогда в принципе (для НК)

>При всём моём к Вам уважении, хочу обратить внимание на отсутствие качественной и объективной системы регистрации на ПЛ и НК в то время. Сам от этого страдал и не понимал непонимания вышестоящих столь элементарных вещей. Кстати, приведённый Вами случай доказывает, что объективной информации не хватило, чтобы доказать правоту кап-лея. Была, в основном, субъективная информация, основанная на воспоминаниях очевидцев и записях в журналы. Надёжного инструментального анализа по факту и по техническим записям не было т.к. не было самих записей, я думаю.

вряд ли это было возможно тогда в принципе (для НК)
слишком малая частотная полоса активного гидролокатора техлет делала "технический анализ" малоперспективным

>Ну и этот факт косвенно объясняет неэффективность "Рицы", если у высокой комиссии есть желание (указание) эту неэффективность показать. Было бы желание, а аргументы найдутся, тем более, если их хорошо поискать заинтересованным лицам. Интересная тема. Я думаю мы её продолжим обсуждать.

Разумеется.
Т.е. Вы хотите сказать что несколько неудачных испытаний "Рицы" (официальных) были связаны с "желаниями комиссиий"?

С уважением, 2503

От georg
К 2503 (21.11.2009 09:26:39)
Дата 22.11.2009 21:17:56

Re: вряд ли...

>>При всём моём к Вам уважении, хочу обратить внимание на отсутствие качественной и объективной системы регистрации на ПЛ и НК в то время. Сам от этого страдал и не понимал непонимания вышестоящих столь элементарных вещей. Кстати, приведённый Вами случай доказывает, что объективной информации не хватило, чтобы доказать правоту кап-лея. Была, в основном, субъективная информация, основанная на воспоминаниях очевидцев и записях в журналы. Надёжного инструментального анализа по факту и по техническим записям не было т.к. не было самих записей, я думаю.
>
>вряд ли это было возможно тогда в принципе (для НК)
>слишком малая частотная полоса активного гидролокатора техлет делала "технический анализ" малоперспективным
Я не о каких то конкретных г/а средствах активных или пассивных, а о подходе к этому вопросу в принципе. Кому задать вопрос, почему у нас на кораблях Флота не было качественной системы регистрации шумов и сигналов? Ответственного не найдёшь.
>>Ну и этот факт косвенно объясняет неэффективность "Рицы", если у высокой комиссии есть желание (указание) эту неэффективность показать. Было бы желание, а аргументы найдутся, тем более, если их хорошо поискать заинтересованным лицам. Интересная тема. Я думаю мы её продолжим обсуждать.
>
>Разумеется.
>Т.е. Вы хотите сказать что несколько неудачных испытаний "Рицы" (официальных) были связаны с "желаниями комиссиий"?
Во всяком случае большей её части. А что бы оценить "удачность" испытаний, необходимо обратиться к официальным документам и изучить не только выводы, но и особые мнения, о которых все почему то забывают.
>С уважением, 2503
Взаимно.

От 2503
К georg (22.11.2009 21:17:56)
Дата 23.11.2009 14:55:32

зер гуд. Есть предложение разобраться с меньшей ...

>>Т.е. Вы хотите сказать что несколько неудачных испытаний "Рицы" (официальных) были связаны с "желаниями комиссиий"?
>Во всяком случае большей её части.

зер гуд. Есть предложение разобраться с меньшей ...

С уважением, 2503

От georg
К 2503 (23.11.2009 14:55:32)
Дата 24.11.2009 00:04:31

Re: зер гуд.

>>>Т.е. Вы хотите сказать что несколько неудачных испытаний "Рицы" (официальных) были связаны с "желаниями комиссиий"?
>>Во всяком случае большей её части.
>
>зер гуд. Есть предложение разобраться с меньшей ...
Ну что ж. Предложение принято. Готовится ответ на последнее заявление Сугробова. Там будет информация о "Рице".
>С уважением, 2503
Взаимно.

От harden
К kregl (17.11.2009 12:40:23)
Дата 17.11.2009 22:16:02

Re: Re:

>Здр!
>>>Какая форма у огибающей пакета каждого "квака"?
>>>Что предстваляет собой "несущая"?
>>>Если это вообще некий импульсный пакет...
>>
>>к автору
>
>>>На осциллограф кто-то смотрел, или только слушали?
>>
>>А что покажет осцилограф?
>-----------------------
>Даст ответы на первые два моих вопроса.
>Т.е., регулярный ли характер, "машинный ли" так сказать. Естественно, это условно, но хоть что-то.

>С уважением, kregl

Сколько моральных и духовных сил было потрачено. И слушали, и записывали. И на самописцы писали. И маневрировали. И "затихали" и ... излучали...
:-)

Соответсвующие органы давали заключение: искусственное происхождение...

И тишина в ответ (сверху, т. е. с боку начальства)...

От mk
К kregl (17.11.2009 12:40:23)
Дата 17.11.2009 13:08:26

Re: Re:

> Т.е., регулярный ли характер, "машинный ли" так сказать. Естественно, это условно, но хоть что-то.

Там из общих соображений должно быть хитрО. ВЧ составляющая - апериодическая. Главная энергетика (и смысл) - в
НЧ. Могли ли её записать?

Ещё излучатели этих буёв (если это именно их группа, а не стационарные источники, например) должны были быть
синхронизированы.

Ещё один вариант - такой буй, опускаемый с вертолёта. Только понятно, как такой квакер делал 100 узлов ...
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/2/archive/56/56758.htm

--
С уважением, Михаил