Похитители Cухогруза Arctic Sea, доставленные в Москву накануне, находятся в СИЗО Лефортово
АрестСледователи ведут допросы. Само судно, по одним данным, направляется в Новороссийск для проведения следственных действий, по другим - все еще находится в районе Кабо Верде. Что будет с грузом неизвестно, как неизвестен и заказчик в Алжире - кто он, чем занимается. Более того -грузополучатель ни разу не заявил о себе.
Сухогруз Arctic Sea должен был отправиться в Новороссийск для следственных мероприятий. По крайней мере, это президенту Дмитрию Медведеву доложил глава Минобороны Анатолий Сердюков. В то же время в СКП заявляют, что сейчас судно находится в районе Кабо-Верде. Известно, что до захвата, Arctic Sea вез груз из Финляндии в порт Беджайа в Алжире. Кто заказчик груза - не известно. Странно, что он ни разу не заявлял о себе. Говорит генеральный директор Бэдфорд Групп, компании, которая занимается грузоперевозками Владимир Ворошилов: "Должны учитываться интересы владельцев груза и судна. В данном случае груз продан алжирскому покупателю. О нем, о его интересах никто и нигде не говорит, не поднимают этот вопрос. Хотя груз стоит, как минимум, 1,5 млн. долларов, не доставлен в должное время покупателю, что является нарушением контракта. Самое главное, не видно перспектив: а собственно, когда оно там окажется, кто будет закрывать финансовые потери, связанные с задержкой доставки".
По идее, груз должны доставить в Алжир по пути в Новороссийск, но этого может не случиться - считает главный редактор электронного издательства "Морской Бюллетень - "Совфрахт" Михаил Войтенко: "Почему они в Новороссийск планируют пароход вести? Попутно зайдут и в Беджайю, и в Алжир. Или нет, я уже ничего не знаю. Они сами ничего не знают! А вот вы говорите, ребята, которые все это устроили. Что с лесом - непонятно. Груз должен быть доставлен. Грузополучатель не виноват, грузоотправитель не виноват. Если не доставят - то уже будет вообще анекдот. Да там все анекдот!".
Глава финской компании-судовладельца "Solchart Management" Виктор Матвеев не отвечает на звонки, он также отказывается от общения с финской прессой. Официальный представитель владельца груза - финской компании Стора Энсо Лаури Пелтола тоже не доступен для журналистов. Ранее он заявил в интервью Business FM, что свою часть груза - а это только 25 процентов от всего, что вез сухогруз - компания застраховала и потому не понесет убытков: "На судне находилось примерно две тысячи кубических метров леса, стоимость груза составляет приблизительно 300 тысяч евро, не 1,3 миллиона евро, как это сообщали вчера некоторые средства массовой информации. 1,3 миллиона евро - это полная стоимость груза, находившегося на судне. Доля нашей компании занимала там 20-25 процентов от общего груза. Груз был полностью застрахован".
На борту сухогруза сейчас находятся 4 члена экипажа, включая капитана. Имена моряков не раскрываются. В расследовании дела сухогруза принимают участие уже более 20 стран. Распутывать историю взялась еврокомиссия, которая пока не верит российской версии произошедшего. Инцидент может быть рассмотрен также в рамках Совета Россия-НАТО.
.......................................................................
Столичные следователи закончили первые допросы предполагаемых захватчиков Arctic Sea. Пираты сейчас в московском СИЗО «Лефортово» и утверждают, что они к нападению на судно непричастны. По некоторым данным, в том же изоляторе находятся и сами освобожденные моряки. Их родственники опасаются, что ради сохранения информации о том, что в действительности перевозил таинственно пропавший 30 июля сухогруз, членов экипажа также могут привлечь к уголовной ответственности.
В Москве допрошены пираты, 24 июля захватившие сухогруз Arctic Sea. Накануне три самолета Ил-76 ВВС РФ с 11 моряками и 8 их бывшими захватчиками приземлились на подмосковном аэродроме Чкаловский. В Кабо-Верде, где, по официальной версии российских военных, был найден сухогруз, остались четверо моряков, которые отгонят судно в Россию. Доставленных в Москву пиратов и моряков, сообщил «Газете.Ru» источник в столичных правоохранительных органах, по приземлению рассадили по трем черным фургонам Volkswagen с тонированными стеклами и в сопровождении нескольких аналогичных автомобилей с охраной повезли в Москву. Около 13.40 машины въехали на территорию СИЗО «Лефортово», где с ними «должны были провести следственные действия». В течение двух суток, отведенных законом до избрания предполагаемым пиратам меры пресечения, следователям предстоит выяснить их национальность и, возможно, выдать соответствующей стране – по предварительным данным, в преступную группу входили граждане не только России, но также Эстонии и Латвии.
Впрочем, допрашивать пиратов следователи не торопились: фургон Генпрокуратуры и седан Ford, закрепленный за СКП, подъехали ко входу в следственную часть «Лефортово» только около 21.30. Избегая бесед с журналистами, следователи и прокурорские работники в сопровождении переводчика (один из пиратов эстонского происхождения не говорит по-русски) зашли в здание, где около часа спустя приступили к допросам. Свидетелем следственных мероприятий оказался и корреспондент «Газеты.Ru», наблюдавший за допросами, проходившими на четвертом этаже СИЗО, из окон соседнего дома.
Предполагаемых пиратов, закованных в наручники, по очереди вводили в три комнаты для допросов, где с ними беседовали следователи. Захватчики Arctic Sea вели себя довольно вызывающе: одетые в спортивные штаны и белые майки, они вальяжно растекались на стульях и исподлобья смотрели на сотрудников СКП.
Один из них – рослый короткостриженный мужчина с татуировкой во все плечо – дожидался следователя, положив босые ноги на стол. Беседы с пиратами длились по 40 минут: следователь составлял протокол допроса, после чего пирата забирал конвой. Допросы захватчиков сухогруза закончились только около 00.30. Как рассказал «Газете.Ru» источник в СКП РФ, не исключено, что в пятницу пиратам будет избрана мера пресечения. «Пусть пока посидят в СИЗО: туда ведь приезжали самые низшие чины, которые провели предварительную работу. Скоро с ними встретятся уже наши аналитики», – сказал он, добавив, что своей вины подозреваемые не признают.
Тем не менее новые подробности расследования уголовного дела, возбужденного в отношении пиратов по п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ (похищение человека, совершенное организованной группой), в четверг все-таки стали известны. Как сообщает пресс-служба Главного следственного управления (ГСУ) СКП РФ, в производстве которого находится уголовное дело, на жилетках захватчиков, когда в ночь на 24 июля у шведского острова Оланд они проникли на борт Arctic Sea, была надпись Policia, а не Police, как сообщалось ранее. Также, сообщили в СКП, сотрудниками шведского наркоконтроля пираты не представлялись. Причалив на надувной лодке к борту сухогруза, они сказали, что «им нужна кое-какая помощь». Оказавшись на палубе корабля, преступники захватили команду.
Впрочем, родственники освобожденных моряков официальной версии СКП не доверяют.
Где находятся 11 моряков, доставленных в Москву в сопровождении следователей, неизвестно до сих пор. Непонятно, были ли они в фургонах Volkswagen, в которые их усадили на аэродроме в тот момент, когда машины подъехали к СИЗО «Лефортово». Выяснить это журналистам, дежурившим возле изолятора, не удалось, поскольку фургоны сразу скрылись за железными воротами СИЗО. В ГСУ СКП ответили, что в их здание в Техническом переулке членов экипажа корабля не привозили. При этом сами следователи не отрицают, что им все еще необходимо допросить экипаж Arctic Sea, чем они и планируют заниматься как минимум до начала следующей недели.
Родственники моряков, по словам главреда интернет-издания «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаила Войтенко, опасаются, что «дело с сухогрузом настолько серьезное, что экипаж они могут вообще не увидеть». «И тут их можно понять: в начале недели они официально попросили СКП организовать им сеанс связи с родными, но ответа так и не получили. Моряков их родственники видели только один раз, по телевизору. Они боятся, что из них сделают крайних, потому что там явно был секретный груз. Видимо, они в «Лефортово», и им сейчас вправляют мозги, иначе бы от прессы так не прятали», – сказал Войтенко «Газете.Ru». Эксперт уверен, что такие же «воспитательные беседы» сотрудники спецслужб проводят и с теми четырьмя моряками, которые остались на борту Arctic Sea. Сухогруз, на борту которого остались капитан, боцман и два механика, сейчас направляется в Новороссийск для продолжения следственных мероприятий.