От 2503
К All
Дата 15.05.2009 11:12:19
Рубрики Современность; Матчасть;

«Действия сил флота по нарушению морской коммуникации Америка - Европа»

Летом 1974 года в Севастополе состоялась научно-исследовательская военная игра по теме: «Действия сил флота по нарушению морской коммуникации Америка - Европа». Игрой руководил Главнокомандующий ВМФ. По директиве Главного штаба ВМФ от Северного флота на игру выделялась оперативная группа во главе с Командующим флотом адмиралом Егоровым Г.М. Его помощником по игре был назначен я. Вместе со мной в Севастополь убыли часть офицеров Оперативного управления, а также офицеры разведки флота, Ракетно-артиллерийского и Минно-торпедного управлений флота. Вооруженцев возглавлял мой однокашник начальник 1-го отдела штаба Тыла флота капитан I ранга Гашков Юрий Николаевич. Основной частью игры была выработка эффективных мер по нарушению ком¬муникации Америка — Европа в случае начала военных действий. Эта коммуникация была постоянной головной болью Генерального штаба и он возлагал большие надежды по ее пресечению на Северный флот.
Главными целями, подлежащими уничтожению на коммуникации, представлялись, прежде всего, суда с войсками и военной техникой и только затем танкеры с нефтепродуктами и суда со стратегическим сырьем. Вообще, предлагаемая тема игры и ее цели были не новы для нашего оперативного искусства. Еще в 1956 году адмиралы Юмашев И.С. и Трибуц В.Ф., рассматривая вопросы борьбы на коммуникации США — Европа, считали, что для достижения 30% ущерба судоходству необходимо одновременно иметь в районах боевых действий от 60-ти до 100 и даже 200 подводных лодок. Перед выездом на игру мною была создана группа операторов — вычислителей в составе капитана 2 ранга Тимонякина В.Д., майора Дробиза И.С. и капитана 3 ранга Шкапина В.А. Группа произвела формализованный анализ боевых действий подводных лодок на коммуникациях по опыту 2-й мировой войны. Расчет был сделан по методике англичанина Р. Куэнна, изложенный в его книге «Торпедные подводные лодки», Воениздат 1970 год. Этот анализ показал, что для достижения того же самого ущерба, о котором говорили Юмашев и Трибуц, требовалось одновременно держать в районах боевых дей¬ствий 123 атомные подводные лодки или 191 дизельную подводную лодку. Но такое число действующих только на коммуникациях подводных лодок северный флот содержать не мог. Главнокомандующий ВМФ лично проверил эти расчеты в Севастополе, и они подтвердили еще давние выводы 50-х годов. Тем не менее задачу по нарушению коммуникаций нужно было решать. На игре предполагался комплекс действий: удары по конвоям, одиночным судам, по портам погрузки и выгрузки, нефтегазовым комплексам и стратегическим нефтепроводам. Но во всем этом комплексе ударов все же основную роль должен был играть флот. Выделяемая Северным флотом реальная группировка подводных лодок могла уничтожить только 2,56% от общего числа судов осуществляющих воинские и экономические перевозки, то есть в 10 раз меньше, чем требуемый ущерб для затруднения морских перевозок. Этот низкий процент можно было увеличить путем быстрой перезаряд¬ки подводных лодок. В ходе игры рассматривались перезарядки в двух вариантах- в Конакри и в Луанде или с транспортов, загруженных оружием, непосредственно в море. Оба эти варианта скорее были мифическими, чем практическими.
Главкома, эта игра, видимо, не удовлетворила. Нужно было искать какие-то еще другие подходы к решению этой важнейшей стратегической задачи. Игра уже закончилась, но Сергей Георгиевич никак не мог успокоиться. Он вызвал адмирала Егорова Г.М. и потребовал от него повторить доклад по вариантам загрузки транспортов оружием. Я присутствовал при этом докладе, держа схему загрузки типового транспорта перед Главкомом. Но Горшкову, и без того расстроенному игрой, что-то опять не понравилось, и он потребовал вызвать непосредственного исполнителя этого документа. Непосредственный исполнитель Юра Гашков по случаю окончания игры пил пиво в ларьке вблизи штаба флота. Оттуда его и выдернули в кабинет Главкома.
— Это вы рассчитывали? — спросил у него Главнокомандующий.
— Так точно, товарищ Главнокомандующий!
— Ну, этот ваш расчет сделан по принципу «палец — пол — потолок».
— Почему же так, — удивился Гашков, — Тогда возьмите и сами посчитайте! Стоявший у окна адмирал Гришанов В.М. резко обернулся, а Сергей Георгие¬вич просто оторопел от такой дерзости.
— Это не я буду считать, а вы, товарищ Егоров, будете считать! — и вслед за этим выгнал меня и Гашкова из кабинета.
Что там было дальше, мы не знаем, но минут через 20 Георгий Михайлович вышел от Главкома очень расстроенный.

Через 33 года бывший Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Чернавин В.Н. опубликовал книгу «Борьба на коммуникациях: уроки войн и современность». Много цифр он представил в своей книге, но так и не сделал выводов из уроков войн. Ни слова, какими силами можно хотя бы затруднить коммуникации противника и где взять оружие для этого. Более того, рассматривая вопросы комплексного поражения коммуникаций, он так и остался на уровне середины 70-х годов прошлого столетия. Похоже, по собственному выражению Владимира Николаевича, военно-морская мысль по борьбе на коммуникациях с тех пор «остолбенела».

к-а Лебедько «Верность долгу»

От mk
К 2503 (15.05.2009 11:12:19)
Дата 15.05.2009 13:21:06

Интересно

А МРА там рассматривалась?

Теперь понятно, что читал Клэнси перед написание Red Storm, чтобы не выдать полной чепухи ...

--
С уважением, Михаил


От 2503
К mk (15.05.2009 13:21:06)
Дата 15.05.2009 13:38:05

Re: Интересно

>А МРА там рассматривалась?
>Теперь понятно, что читал Клэнси перед написание Red Storm, чтобы не выдать полной чепухи ...

Сценарий близкий Red Storm реально проигрывался на ряде НАТОвских учений в 80х

С уважением, 2503


От mk
К 2503 (15.05.2009 13:38:05)
Дата 15.05.2009 14:34:53

Re: Интересно

> Сценарий близкий Red Storm реально проигрывался на ряде НАТОвских учений в 80х

Так сам Клэнси в предисловии пишет, что книга сделана по результатам компьютерной игрушки.

--
С уважением, Михаил


От 2503
К mk (15.05.2009 14:34:53)
Дата 15.05.2009 14:40:08

по моему как раз игрушка по мотивам книги

>> Сценарий близкий Red Storm реально проигрывался на ряде НАТОвских учений в 80х
>Так сам Клэнси в предисловии пишет, что книга сделана по результатам компьютерной игрушки.

по моему как раз игрушка по мотивам книги

сам в нее рубился курсе на 2-3

С уважением, 2503


От mk
К 2503 (15.05.2009 14:40:08)
Дата 15.05.2009 14:58:32

Цитата из предисловия

"Некоторое время назад я увидел имя Лэрри Бонда, когда, прочитав объявление в <Записках> Военно морского
института США, купил его военную игру <Гарпун>. Игра оказалась поразительно интересной и послужила основным
источником при работе над книгой "Охота за <Красным Октябрем>. Я был настолько заинтригован, что тем же летом
поехал на встречу любителей военных игр, познакомился с Лэрри и мы стали близкими друзьями.
Когда <Красный Октябрь> находился в своей заключительной стадии, мы с Лэрри заговорили об одном из его
замыслов - <Конвой 84> - макровоенной игре, или игре о военной кампании, которая, основываясь на принципе игры
<Гарпун>, посвящалась битве за Северную Атлантику. Эта тема увлекла меня, и мы начали говорить об
использовании этой идеи для книги, поскольку, по нашему мнению, никто, за исключением министерства обороны, не
рассматривал детально проблемы, связанные с ведением такой кампании с применением современного вооружения. Чем
больше мы говорили об этом, тем интереснее нам казалось эта тема. Скоро мы начали делать наброски основного
направления книги, пытаясь найти способ ограничить ее размеры разумными рамками, но при этом не устраняя
важные подробности (это оказалось нелегким делом, несмотря на бесконечные дискуссии и кое какие серьезные
разногласия!).

Хотя фамилия Лэрри, как одного из авторов книги отсутствует на переплете, эта книга является его в такой же
степени, как и моей. Мы никогда не задумывались о разделении труда, но сумели закончить книгу как соавторы,
хотя нашим единственным контрактом было рукопожатие. Кроме того, мы получили огромное удовольствие от работы
над ней. Пусть читатель решает, насколько успешным оказалось наше сотрудничество."


От 2503
К mk (15.05.2009 14:58:32)
Дата 15.05.2009 15:06:21

а, так мы о разных играх говорим

>института США, купил его военную игру <Гарпун>. Игра оказалась поразительно интересной и послужила основным

я имел в виду "РедСторм", а "Гарпун" - очень и очень классная игрушка (фактически оперативно-тактический тренажер)
- в т.ч. редактор сценариев

С увжением, 2503

От M.Lukin
К 2503 (15.05.2009 15:06:21)
Дата 15.05.2009 18:36:14

Особенно 1-я, еще досовская версия "Гарпуна". Потом ее стали ухудшать :-) (-)


От 2503
К M.Lukin (15.05.2009 18:36:14)
Дата 17.05.2009 14:38:57

неа, 2я, с редактором сценариев

в свое время хорошо "порезвился" в отражении ударов КР (штук так 300) и аналогичных авиации

С уважением, 2503

От Last~Elf
К M.Lukin (15.05.2009 18:36:14)
Дата 15.05.2009 22:30:20

Re: Особенно 1-я,...

Где по мнению уважаемого сообщества по десятибальной шкале находятся эти игрушки, а также Silent Hunter и Dangerous Waters.

От M.Lukin
К Last~Elf (15.05.2009 22:30:20)
Дата 15.05.2009 22:54:39

Вы бы еще уточнили версию Silent Hunter :-)) (-)


От 2503
К mk (15.05.2009 13:21:06)
Дата 15.05.2009 13:25:19

в корешах у него водились товарищи типа Лемана (-)