Из-за начавшегося финансового кризиса у государства нет средств на переоборудование первой советской атомной подводной лодки «Ленинский Комсомол» в плавучий музей. Для этого требуется порядка 500 миллионов рублей. Потому, поговаривают, К-3 в ближайшее время утилизируют…
Эта информация, появившаяся как раз в канун юбилейной даты, взбудоражила снежногорцев. Ровно пятьдесят лет назад, 12 марта, легендарная субмарина была включена в состав 206-й отдельной бригады Северного флота. «Как можно резать свою историю?! Неужели ничего больше нельзя сделать?» - возмущаются работники снежногорского судоремонтного завода «Нерпа».
«Ленинский Комсомол» был выведен из боевого состава Северного флота в 1991 году. После этого подлодку не раз пытались отправить на металлолом. Против выступали ветераны-подводники, корабелы «Севмаша», на верфи которого была заложена субмарина, судоремонтники «Нерпы», где сейчас находится АПЛ. Да и общественность тоже негодовала: резать К-3 на иголки - преступление!
В феврале 2004 года на правительственном уровне было решено переоборудовать К-3 в плавучий музей. Планировалось установить «Ленинский Комсомол» на вечную стоянку рядом с «Авророй» в Санкт-Петербурге. Но воз и ныне там. Точнее, в Снежногорске.
Правда, само «атомное сердце» АПЛ находится на полигоне длительного хранения в Сайда-губе, а вот корпус подлодки - уже четвертый год в цехе верфи «Нерпы». Сюда его перевели, чтобы не мешал работе на акватории завода.
На наш вопрос о скорой утилизации субмарины в пресс-службе ВМФ ответили, что такой информацией не владеют. Мол, подлодка выведена из боевого состава флота и за ее будущее теперь отвечают другие структуры. Пока К-3 обслуживают моряки отдельного дивизиона Кольской флотилии разнородных сил СФ. Но на балансе Северного флота этот «объект», как теперь называют «Ленинский Комсомол», уже не стоит. Он - в ведении Министерства обороны. Правда, как пояснил представитель военного ведомства, если решение о переоборудовании подлодки в плавучий музей не будет подтверждено, то ее утилизируют. Другого выхода силовики не видят.
Правда, как нам удалось выяснить, в госзаказе на нынешний год никаких средств на утилизацию не выделено. Похоже, что информация, так взбудоражившая снежногорцев, - очередной слух. Однако, руководство «Нерпы» не может добиться от военного ведомства конкретного ответа, что делать с подлодкой. Отправить АПЛ на металлолом у судоремонтников рука не поднимается. Да и для этого необходимо решение ее владельца. Пока такого указания из Москвы не приходило.
А пока корабелам «Нерпы» приходится мириться с тем, что корпус К-3 занимает довольно значительную часть площади самого крупного производственного участка предприятия. Конечно, руководство завода пытается решить вопрос о финансировании работ по созданию музея первой атомной подлодки. Но… ни на оборудование экспозиции, ни на подготовку согласованного с мэрией Санкт-Петербурга места вечной стоянки у Литейного моста средств нет.
Вот и стоит в забвении легендарный корабль в ожидании судьбоносного решения - быть или не быть.
Татьяна АБРАМОВА
Опубликовано: "Мурманский вестник" от 12.03.2009
51 год назад была спущена со стапелей Северодвинского завода «Севмаш» первая атомная субмарина К-3. Она получила имя «Ленинский Комсомол». Эта легендарная подводная лодка стала предметом зависти всех морских держав.
Такой современной боевой техники на тот момент кроме как у Советского Союза не было ни у кого. Но даже у легенды, есть срок годности. «Ленинский комсомол» давно выведена из состава флота. А вот где она стоит и каково ее будущее узнали наши корреспонденты Наталья Соловьева, Сергей Романец и Сергей Пашков.
Это последний экипаж легендарной К-3. Каждое утро они приходят к своей лодке на судоремонтный завод «Нерпа».
Этот угол называют «паучьим». Здесь пыльно, темно, и кроме моряков сюда давно никто не заглядывает. Три года «Ленинский Комсомол» стоит в эллинге. Топливо выгружено, реакторный отсек вырезан, все самое секретное скручено. Все остальное - мало кого интересует.
- Есть чувство горечи и обиды за то, что мы оставляем такой корабль, - говорит командир экипажа К-3 Андрей Тищенко. - Его судьба дальше не известна.
Зато легендарное прошлое этой лодки знают и помнят. Ее историческая значимость не меньше, чем у «Авроры», или, например, у космического корабля «Восток». К-3 заложили на заводе «Севмаш» в Северодвинске в 1954 году. Спустили на воду в 1957. Доселе невиданные темпы строительства. Это был первый советский атомоход, рождавшийся под покровом строжайшей секретности.
Разработанная сталь, позволяла лодке погружаться на немыслимую для того времени глубину 300 м, реакторы изготовили в Горьком, в Обнинске на специальном стенде стажировался экипаж. Всего 350 предприятий и организаций «по кирпичикам» соорудили чудо-корабль. Даже сейчас глядя на все, что осталось от этого «гидрокосмического» челнока - нельзя не удивиться новаторству инженеров. Они разрабатывали новые обтекаемые формы.
Подводники говорят - у каждой лодки свой неповторимый силуэт. К-3 знаменита своей округлой рубкой именно она вошла в исторические хроники. Под ледяным панцирем «Ленинский Комсомол» стала первой советской атомной субмариной достигшей Северного полюса
Это произошло 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут и 10 секунд. Подводная лодка К-3 прошла точку Северного полюса Земли. А потом всплыла. Экипаж водружал флаг на снежных торосах. Попутно подводниками были сделаны и научные открытия. Была обновлена карта океанического дна.
Капитан Андрей Тищенко и экипаж, служат на списанной лодке уже много лет. С 1991 года «Ленинский комсомол» стояла в Гремихе. Три года назад, ее решено было отбуксировать на судоремонтный завод «Нерпа». И 8 человек отправились в последнее плавание вместе с К-3. На понтонах уже нежизнеспособную лодку заводили в эллинг.