От 142
К 142
Дата 29.01.2009 10:52:26
Рубрики Современность; Матчасть;

Re: Окончание

>Ж-л «Морская радиоэлектроника» №2 за 2008 год.

Картинки в копилке


■ наведение НПА на причальный конус;
■ стыковка НПА с причальным конусом, посадка аппарата на ложемент и его фиксация;
■ перевод НПА, закрепленного на ложементе, в вертикальное положение;
■ втягивание подъемно-мачтового устройства (вместе с НПА) внутрь ракетной шахты (т. е. в модуль 11В1.М);
■ закрытие крышки люка ракетной шахты.
При выполнении этих операций подводная лодка без хода должна находиться на глубине не менее 50 м (т. н. «безопасная глубина») и удерживать ее с точностью ± 0,7 м с помощью стабилизатора глубины. Проектная проработка показала, что в одном модуле URLM

(рис. 9)

может быть размещен только один «большой» аппарат класса LD UUV. Практическая отработка старта автономного НПА класса LD UUV с подводной лодки «Floridaа» проводилась в январе 2003 г. в рамках учения «Giant Shadov».
В качестве действующего макета автономного НПА класса LD UUV , выпущенного из ракетной шахты, был
использован модифицированный автономный НПА типа «Seahorse». После старта аппарат прошел 200 миль и ставил полезный груз в заданной точке. Во время своей миссии аппарат записывал данные от гидролокаторабокового обзора и других датчиков. Его характеристики: длина 8,5 м, диаметр 0,97 м, масса 4,5 т, глубина погружения 300 м. С учетом результатов данного успешного старта были уточнены предельные характеристики НПА класса LD UUV. которые могут использоваться с переоборудованных ПЛАРБ (масса 9 т, диаметр 1,82 м, длина 9 м), что в 2 раза превышает массу аппарата «Sеа Ноrsе» [9-11].
Конструкция модуля URLM для обеспечения НПА типа «Bluefin 21» 21» отличается тем, что внутри него находятся 6 аппаратов. НПА «Bluefin 21» имеет следующие технические характеристики: водоизмещение 360 кг; длина 3,05 м; диаметр 0,533 м (21 дюйм); скорость хода 3 уз.; автономность 15 ч; глубина погружения 270 м.
Конструкция модуля URLM для обеспечения НПА типа «Sеа Glider» отличается размещением уже 18 аппаратов. НПА «Sеа Glider» имеет следующие технические характеристики: массу 52 кг; длина 1,8 м; скорость хода 0,7 уз.; дальность хода 4500 км; глубина погружения 1000 м.
Поскольку НПА-планеры, входящие в группировку сети «PLUSnet», не имеют собственных механических движителей (они свободно планируют под воздействием сил положительной или отрицательной плавучести), задача обеспечения их старта и возвращения несколько затрудняется. Специалисты компании «Electric Boat» предлагают Bиспользовать для этого управляемый по кабелю НПА, который штатно входит в оборудование подводной лодки и размещается в специальной нише «мокрым» способом. Предлагается следующий порядок взаимодействия подводных аппаратов и оборудования пл.
1. Управляемый по кабелю НПА приводится в рабочее состояние и выводится из своей ниши (в пространстве между легким и прочным корпусами пл).
2. Управляемый по кабелю НПА обеспечивает старт автономного НПА – планера, находящегося на лажементе выдвинутого подьемно-мачтового устройства.
3. Управляемый по кабелю НПА подходит к НПА-планеру (миссия которого завершена), захватывает его и
доставляет к ложементу.
4. Управляемый по кабелю НПА укладывает НПА планеры на ложемент (по очереди) для их последующей доставки внутрь модуля URLM (5-7)
Для реализации потенциальных возможностей оптоволоконных линий связи применительно к подводным лодкам и автономным НПА в США фирмой SSC (San Diego) в рамках программы ONR «Blue Sky Program» разработана система «Flying Plug», включающая НПА, управляемый по оптоволоконному кабелю

(рис. 12).


Более 10 лет специалисты ВМС США работали над созданием прочного и недорогого оптоволоконного микрокабеля одноразового применения. Такой микрокабель может быть развернут под водой от автономной катушки (в том числе и на высоких скоростях хода) и служит для установления надежного, двустороннего канала связи большой производительности. Для развертывания под водой оптоволоконного микрокабеля используется малогабаритный, самоходный НПА «Flying Plug», в носовой части которого находится заполняемый водой оптически и акустически прозрачный обтекатель, под которым находятся приемо-излучатель акустической системы самонаведения и оптический датчик, обеспечивающий стыковку аппарата с подводным причальным сооружением. В средней цилиндрической части НПА находится источник питания, блоки РЭА и катушка с оптоволоконным микро-кабелем длиной 1,5 км. В кормовой части, заполняемой водой, расположены электроприводы (гребного винта и рулей), гребной винт и крестообразное габаритное оперение. В нижней части аппарата находится ввод оптоволоконного кабеля от внешней катушки, содержащей 20 км кабеля. Внешняя катушка выталкивается из пускового устройства подводной лодки вместе с НПА «Flying Plug» и находится вблизи лодки (ниже киля), обеспечивая непрерывную подачу кабеля.
Аппарат стартует с подводной лодки и двигается по заданному маршруту, разматывая микрокабель. Цель миссии аппарата - поиск подводного причального сооружения и стыковка с ним, для установления скрытного и высокопроизводительного канала связи по оптоволоконному кабелю. Подводное причальное сооружение (рис. 13) имеет «гнездо», куда должен войти аппарат; оно оборудовано гидроакустическим маяком-ответчиком, на который производится наведение НПА в супервизорном режиме. После того как аппарат входит в «гнездо», происходит процесс стыковки, состоящий из этапов фиксации аппарата в «гнезде» и подключения разъема (специального соединителя) оптоволоконного кабеля к линии.
Таким образом, ВМС США стоят на пороге практического использования огромного потенциала, разветвленной сети подводных оптоволоконных (и обычных) кабелей (рис. 14 и 15). Скрытное подключение подводной лодки к кабелю стационарной ГАС, например, к кабелю одного из региональных звеньев системы 5О5115 (при условии создания специальных адаптеров), позволяет ей на порядки увеличивать свой поисковый потенциал и обнаруживать цели на дистанциях в сотни километров. Скрытное подключение подводной лодки к кабелям связи (через специальные адаптеры) позволят ей получать сигналы боевого управления и неограниченный объем информации.
В итоге можно сделать следующие выводы, характеризующие состояние и основные тенденции развития системы «подводная лодка - НПА» и технологий базирования НПА на подводных лодках.
1. Высказанная еще в 70 гг. XX века идея оснащения подводных лодок автономными и управляемыми по кабелю НПА различных классов и типов стала реальностью. Можно считать уже стабильной тенденцией разработку во многих развитых странах средств базирования НПА на подводных лодках, что существенно повышает их боевые возможности. Ведущие страны разрабатывают подводные лодки специального назначения или модернизируют существующие для обеспечения базирования НПА.
2. Существующие в настоящее время подводные лодки имеют крайне ограниченные возможности по размещению НПА. Возможны два пути оснащения подводных лодок подводными аппаратами:
■ глубокая модернизация существующих подводных лодок;
■ создание подводных лодок новых проектов. Идея базирования НПА на подводных лодках существенным образом повлияла на их архитектуру. В настоящее время реализуются две концепции базирования:
а) концепция «сухого базирования», когда НПА хранится и обслуживается внутри прочного корпуса лодки или внутри специальных прочных контейнеров (например, модернизированных пусковых ракетных шахт ПЛАРБ);
б) концепция «мокрого базирования», когда НПА в течение всего срока автономности подводной лодки хранится вне прочного корпуса в специально отведенном месте, заполненном забортной водой.
Каждая из этих концепций имеет свои достоинства и недостатки.
3. Идея базирования НПА на подводных лодках дала импульс для развития следующих технических и радио
электронных средств, наличие которых позволяет говорить о появлении единой новой суперсистемы - «подводная лодка - НПА». В состав такой системы могут входить:
■ гидроакустические системы приведения НПА к подводной лодке;
■ гидроакустические навигационные системы с ультракороткой базой;
■ гидроакустические системы связи между НПА и подводной лодкой;
■ различные механизмы (манипуляторы и захваты) и обслуживающие их системы для обеспечения старта НПА и его возвращения на подводную лодку;
■ средства передачи энергии для заряда аккумуляторной батареи НПА (контактные и индукционные);
■ средства заправки компонентами топлива для НПА с ЭХГ и тепловыми двигателями, а также системы хранения этих компонентов на борту подводной лодки;
■ средства обеспечения информационного обмена между НПА и подводной лодкой (когда аппарат на ходится на борту);
■ средства обеспечения информационного обмена между НПА и подводной лодкой (когда аппарат находится в воде вблизи подводной лодки). Здесь имеются в виду высокочастотные гидроакустические, электромагнитные и оптоэлектронные (лазерные) модемы;
■ средства обеспечения приема на борт подводной лодки аварийного аппарата.

4. ВМС США значительно ближе других стран подошли к реализации концепции использования НПА на подводных лодках. В январе 2006 г. состоялись успешные испытания противоминного автономного НПА лодочного базирования АМ/ВИЭ-11 на борту подводной лодки «ЗсгапЮп» типа «1о5 Апде1ез».
5. Нетрадиционная (т. е. отличающаяся от тела вращения) форма корпуса НПА «Mantra» обусловлена тем, что многоцелевые ПЛА ВМС США имеют однокорпусную архитектуру. У них нет развитого междукорпусного
пространства, поэтому базирование НПА большого водоизмещения (т. е. большего, чем позволяют штатные
калибры пусковых устройств подводного оружия) на однокорпусных подводных лодках представляет серьезную проблему. В связи с этим специалисты США отказались от наиболее рациональной формы корпуса в виде тела вращения и применили форму ската, так как она (по их мнению) лучше всего соответствует принципу базирования на однокорпусных ПЛА. Подводные лодки ВМФ РФ, наоборот, имеют двухкорпусную архитектуру, следовательно, их потенциал по модернизации для размещения автономных НПА «мокрого базирования» значительно выше.

От 2503
К 142 (29.01.2009 10:52:26)
Дата 30.01.2009 13:48:38

в статье нет ГЛАВНОГО - UUV ASW эффективен только как часть СИСТЕМЫ ASW

в статье нет ГЛАВНОГО - UUV ASW (БПА ПЛО) эффективен только как часть системы ASW - сеиецентрической многопозиционной системы обнаружения ПЛ

куцых размеры антенн ГАС UUV практически исключают эффективный поиск современных ПЛ на скрытных режимах двиижения самостоятельно

однако в условиях "подсвета" СИСТЕМЫ, притом не только "подсвета" но и передачи в "подсвете" информации (типа - об буя - "я обнаружил и веду ПЛ") UUV ASW становятся исключительно эффективными



особенно если над этим хорошо работают -

От 142
К 2503 (30.01.2009 13:48:38)
Дата 30.01.2009 14:36:12

Читаем...

Название статьи - "Подводная лодка и автономный необитаемый подводный аппарат."
Но я им передам Ваше...))

От 2503
К 142 (30.01.2009 14:36:12)
Дата 30.01.2009 15:19:38

хохма в том что я знаком с нею месяцев за 6 до публикации ... и не только знаком (-)


От 142
К 2503 (30.01.2009 15:19:38)
Дата 30.01.2009 22:50:35

Re: хохма в...

но и ...
И что, авторы не вняли?))))

От 2503
К 142 (30.01.2009 22:50:35)
Дата 31.01.2009 01:24:39

сопоставьте количество и качество публикаций по "сетевой ASW" у нас и у них (-)


От 2503
К 2503 (31.01.2009 01:24:39)
Дата 31.01.2009 01:27:07

хотя бы то как данная тема освещается "МРЭ" - изданием 1 ЦНИИ (-)


От 2503
К 2503 (31.01.2009 01:27:07)
Дата 31.01.2009 01:33:32

а Илларионову (и ИПМТ ДВО РАН) большое человеческое спасибо("по совокупности") (-)


От 2503
К 2503 (30.01.2009 13:48:38)
Дата 30.01.2009 14:00:02

ГПБА для "малышей"

Compact Towed Sonar Array
Navy SBIR FY2005.2

Sol No.: Navy SBIR FY2005.2
Topic No.: N05-125
Topic Title: Compact Towed Sonar Array
Proposal No.: N052-125-0073
Firm: Chesapeake Sciences Corporation
1127B Benfield Blvd.
Millersville, Maryland 21108-2540
Contact: David Kimball
Phone: (410) 923-1300
Web Site: csciences.com
Abstract: A major challenge facing the U.S. Navy's Anti-Submarine Warfare (ASW) mission area is the ability to effectively detect, classify, localize and neutralize quiet modern submarines in shallow water. To address this challenge requires deployment of distributed network centric sensor systems that provide the search rate needed to leverage the full complement of US Navy war fighting capability. Unmanned Surface Vessels (USV) and Unmanned Underwater Vehicles (UUV) outfitted with compact towed array sensors have the potential to deliver the transformational capability needed to meet operational objectives in the littorals. Current towed array sensors, including TB-23, TB-29A, TB-16 and MFTA, provide desired acoustic performance but are not optimal for deployment from an unmanned vehicle. Compatibility with these platforms requires significant reductions in sensor power, diameter, bend radius and production cost. Maintaining performance comparable to existing Navy tactical towed arrays requires reduced susceptibility to mechanical/vibrational noise and incorporation of directional sensors for left-right contact resolution. Development of next generation reliable compact towed arrays that can be stowed and deployed from unmanned vehicles, surface ships and submarines supports the Sea Shield Pillar of Sea Power 21 while achieving substantial fleet life cycle cost savings.
Benefits: Successful implementation of the Compact Towed Array SBIR provides the Navy with major technological advancements in towed array capabilities. Our approach proposes to develop a common ultra-thinline towed array for use across a broad range of unmanned platforms (USV/UUV/UUG). The use of directional vector sensors provides significant performance advantages including instantaneous left/right ambiguity resolution, ability to null own ship noise, immunity to multi-path signal fading, and improved sensor DI which allows for shorter arrays with equivalent performance to longer arrays.