От harden
К All
Дата 24.12.2008 10:45:03
Рубрики Современность; Матчасть;

Новости Российского военного судостроения

Какие есть еще новости ?

1. СЕВЕРОДВИНСК, 19 ноя - РИА Новости. Новейшая многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск" будет сдана Военно-морскому флоту в 2010 году, сообщил РИА Новости в среду генеральный директор "Севмашпредприятия" (Северодвинск) Николай Калистратов.

"Северодвинск" (проект 885 "Ясень", по классификации НАТО GRANAY) будет иметь водоизмещение 8600/13800 тонн. Размеры 119х13,5х9,4м. Максимальная глубина погружения - 600 метров. Скорость 16/31 узел. Экипаж - 90 человек (32 офицера).

"Никаких проблем со строительством лодки на "Севмаше" нет, идет финансирование. Лодка будет сдана Военно-морскому флоту в 2010 году", - сказал Калистратов.

По его словам, на подлодке нужно смонтировать еще очень много электронного оборудования, которое ставится в последнюю очередь. "Это головной корабль - он быстро не делается", - сказал генеральный директор.

Бывший начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны вице-адмирал Анатолий Шлемов заявил РИА Новости, что это первая лодка в истории ВМФ России, которая может по праву называться многоцелевой. "Она решает все задачи, которые государство ставит перед морскими силами общего назначения: нанесение ударов по различным целям под водой, на воде и на суше", - заявил Шлемов.

Длительный срок строительства корабля он объяснил тем, что в нем используются абсолютно новые и самые современные материалы.

Шлемов также напомнил, что подлодка была заложена в 1993 году - "в самые тяжелые времена с точки зрения финансирования".

2. МОСКВА, 19 ноя - РИА Новости. Финансирование строящейся на "Севмаше" новейшей многоцелевой атомной подводной лодки "Северодвинск" увеличено с 2008 года, заявил РИА Новости в среду руководитель направления гособоронзаказа ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) Анатолий Шлемов.

До 2008 года вице-адмирал Шлемов занимал должность начальника управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны РФ.

"Утверждена новая цена строящейся подводной лодки. Исходя из новой цены, увеличено финансирование строительства лодки, которое составило в 2008 году около четырех миллиардов рублей", - сказал Шлемов.

По его словам, соответственно будет увеличено и финансирование строительства и испытаний лодки в 2009-2010 годах.

3. СЕВЕРОДВИНСК, 20 ноя - РИА Новости. Новейшая стратегическая атомная подводная лодка "Юрий Долгорукий" до конца года выйдет в море, в ноябре на ней будет запущен реактор, сообщил РИА Новости генеральный директор "Севмашпредприятия" (Северодвинск) Николай Калистратов.

АПЛ "Юрий Долгорукий" (проект 955, шифр "Борей") была заложена на "Севмаше" в 1996 году. Лодка имеет водоизмещение 14720/24000 тонн, максимальная глубина погружения - 450 метров, экипаж - 107 подводников (55 офицеров), скорость 15/29 узлов. Продолжительность автономного плавания, когда субмарина не выходит на поверхность, может достигать 100 дней.

"Реактор будет запущен до конца ноября. Швартовые испытания в принципе уже закончены. Выход в море на ходовые испытания состоится уже в этом году", - сказал гендиректор.

Калистратов сообщил, что строительство двух других лодок этого проекта "Александр Невский" и "Владимир Мономах" идет в соответствии с графиком. "Все идет по плану", - сказал он.

В настоящий момент на "Севмаше" завершается строительство головного стратегического ракетоносца четвертого поколения "Юрий Долгорукий". Подводный крейсер был выведен из стапельного цеха для достройки в апреле 2007 года и в настоящий момент готовится к ходовым испытаниям в море. Еще два однотипных ракетных крейсера "Александр Невский" и "Владимир Мономах" были заложены на заводском стапеле в 2004 и 2006 годах. Эти атомные субмарины относятся к классу "Борей" (проект 955).

На официальной церемонии спуска корабля занимавший должность замминистра обороны РФ Алексей Московский заявил, что до 2015 года будут построены и войдут в боевой состав российского флота семь атомных подводных ракетоносцев типа "Борей". Стоимость создания "Юрия Долгорукого" составила 23 миллиарда рублей (890 миллионов долларов).

4. МОСКВА, 21 окт - РИА Новости. Дизель-электрическая подводная лодка, которую будут строить совместно Россия и Италия, будет иметь водоизмещение более одной тысячи тонн, сообщил во вторник журналистам в Москве первый заместитель генерального директора Рособоронэкспорта Иван Гончаренко.

Россия и Италия выполняют контрактные обязательства по проекту создания малой подводной лодки. Строительство подводной лодки начнется еще не скоро, однако специалисты-корабелы двух стран определились, что водоизмещение будущего корабля составит более одной тысячи тонн", - заявил Гончаренко.

По его словам, со стороны России в проекте участвуют специалисты ЦКБ морской техники "Рубин".

Презентация совместного проекта строительства малой подводной лодки состоялась на морском салоне "Евронаваль-2006" в Париже.

5. МОСКВА, 25 июл - РИА Новости. Приоритетом в развитии Военном-морского флота России является строительство атомных многоцелевых и стратегических подводных лодок четвертого поколения, заявил РИА Новости в пятницу главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий.

"В настоящее время обеспечивается приоритетное и достаточное финансирование создания группировки ракетных подводных лодок стратегического назначения нового поколения", - сказал главком.

Он сообщил, что в скором времени планируется ввести в боевой состав Северного флота головной атомный подводный крейсер проекта 955 "Юрий Долгорукий", оснащаемый новыми баллистическими ракетами "Булава-М".

"Ведется строительство серийных кораблей данного проекта", - сказал адмирал.

Кроме того, планируется ввод в состав флота головного многоцелевого атомного подводного крейсера проекта 885 "Северодвинск", сообщил Высоцкий.

"Проходит государственные испытания подводная лодка нового проекта 677 ("Санкт-Петербург", проект "Лада"), оснащаемая новым ракетным и торпедным вооружением", - сказал он.

Атомная подводная лодка "Юрий Долгорукий" проекта 955, типа "Борей", строилась на "Севмаше" с 1996 года. Планируется, что корабль будет оснащен стратегическим ракетным комплексом "Булава-М" с ядерными блоками индивидуального наведения, способными поражать цели на расстоянии до восьми тысяч километров. Длина корпуса лодки составляет 170 метров, ширина - 13,5 метров. Подводная лодка будет оснащена торпедными аппаратами. Ядерная силовая установка, приводящая в движение один гребной винт, позволит лодке развивать скорость в надводном положении до 15 узлов, а в подводном положении до 29 узлов.

"Юрий Долгорукий" уже спущен на воду и после проведения испытаний будет передан флоту в 2008 году. Сейчас на "Севмаше" ведется строительство еще двух подлодок этого класса "Владимир Мономах" и "Александр Невский".

Эти подлодки заменят находящиеся на вооружении ВМФ РФ субмарины третьего поколения проекта 941 типа "Акула" (по классификации НАТО "Тайфун") и проекта 667 типа БДР и БДРМ "Мурена" и "Кальмар"(по классификации НАТО - "Дельта-IV").

Сейчас проходят испытания ракетного комплекса для этой подлодки "Булава-М".

Новейшая многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск" войдет в боевой состав Военно-морского флота РФ в 2009 году, сообщил ранее РИА Новости начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны вице-адмирал Анатолий Шлемов.

По его словам, после сдачи "Юрия Долгорукого" центр тяжести перенесен на завершение строительства "Северодвинска". Согласно программе вооружений сдача корабля Военно-морскому флоту состоится в 2009 году, спуск на воду - в четвертом квартале 2008 года или в первом квартале 2009 года.

Шлемов также сообщил, что в отличие от "Юрия Долгорукого" для "Северодвинска" оружие уже готово.

"Это оружие мы уже испытали и еще испытываем. Оно еще не принято на вооружение, но будет приниматься вместе с кораблем. То есть на сегодня некоторые образцы уже прошли государственные испытания, другие только проходят. В первую очередь это крылатые ракеты", - сказал ранее вице-адмирал.

Он подчеркнул, что "это первая лодка в истории ВМФ России, которая может по праву называться многоцелевой. Она решает все задачи, которые государство ставит перед морскими силами общего назначения: нанесение ударов по различным целям под водой, на воде и на суше".

Длительное время строительства корабля, закладка которого состоялась в 1993 году, Шлемов объяснил тем, что в нем используются абсолютно новые и самые современные материалы.

"Северодвинск" (проект 855 "Ясень", по классификации НАТО - Granay) будет иметь водоизмещение надводное - 9 500 тонн, подводное - 11 800 тонн. Длина лодки - 120 м, ширина - 15 м, осадка - 10 м. Скорость хода под водой - 31 узел. Экипаж - 85 человек. Автономность - 100 суток, глубина погружения - 600 метров.

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 "Санкт-Петербург" была спущена на воду в октябре 2004 года на ФГУП "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге. На этой лодке будет установлено более 100 головных образцов оборудования. Кроме того, она будет оснащаться новейшими комплексами оружия, гидроакустических систем и систем радиоэлектронного вооружения.

По программе управления кораблестроения ВМФ РФ до 2010 года должно быть построено три подводных лодки этого типа. Всего же ВМФ РФ необходимо до 40 не атомных подлодок.

Проект 677 водоизмещением 1765 кубометров разработан ФГУП "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург). Принципиальной особенностью этой подводной лодки является ее способность наносить залповые ракетные удары по кораблям и судам, причем интервал между залпами не превышает несколько минут. На ее вооружении находятся крылатые ракеты, торпеды и мины. Количество торпедных аппаратов калибра 533 мм - 6 единиц, суммарный боезапас ракет, торпед и мин - 18 единиц. Длина лодки - 66,8 м, ширина - 7,1 м, осадка - 6,7 м. Скорость под водой - более 20 узлов, дальность подводного плавания с экономической скоростью три узла - 650 миль, максимальная глубина погружения - 300 м, продолжительность автономного плавания - 45 суток. Экипаж этой лодки состоит из 35 человек.

6. СЕВЕРОМОРСК, 11 окт - РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил министерству обороны разработать программу строительства авианесущих крейсеров, чтобы приступить к созданию таких кораблей в ближайшие два года.

"Думаю, что в ближайшее время мы подготовим программу - считайте, что это поручение министерству обороны - по возрождению авианесущей компоненты (ВМФ) и определению мест, где будут строиться новые авианесущие крейсеры", - заявил Медведев в ходе встречи в субботу с личным составом единственного в России тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", с борта которого Верховный главнокомандующий наблюдал за ходом тренировки сил Северного флота.

"Нам нужно будет строить новые авианесущие крейсеры, это очень важное направление развития военно-морских сил", - подчеркнул Медведев. Он добавил, что "так развиваются все крупные государства, имеющие мощный военно-морской флот".

Президент выразил надежду на то, что "в ближайшее время мы выйдем на первые решения, а на конкретное создание кораблей выйдем в ближайшие один-два года".

Напомнив, что авианесущий крейсер строится в среднем около пяти лет, глава государства высказал мнение, что "к 2013-2015 году мы сможем получить первые результаты, если отсчитать пять лет от принятия решения".

При этом он отметил, что "если делать, то многое делать по-другому". "Энергетические установки должны быть атомными. Это создает другие возможности. Электронная начинка и вооружения также должны меняться", - считает Верховный главнокомандующий. Вместе с тем, он подчеркнул, что "этого не сделать за один год, поскольку не все к этому готовы".

"Мы в 90-е годы много потеряли, не строили ничего. Нужно восстанавливать саму базу создания авианесущих крейсеров и, по сути, всего Военно-морского флота", - сказал он.

Президент напомнил, что новые подводные лодки уже создаются. В ближайшее время будут введены в строй две новые подлодки, "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский".

"Юрий Долгорукий" будет введен в следующем году. Уже ходовые испытания идут", - сообщил президент.

Авианесущую компоненту нужно восстанавливать параллельно, поскольку без нее "подводный флот не может выполнять те задачи, которые должен выполнять с учетом того, что у нас огромная страна и мы должны охранять все ее рубежи".

Верховный главнокомандующий подчеркнул, что "чем быстрее мы определимся с местом производства (новых авианесущих крейсеров), тем быстрее приступим к их созданию". "Для нас сейчас важен не столько вопрос денег, несмотря на определенные кризисные явления на мировом финансовом рынке, сколько вопрос, где делать. Страна после распада СССР стала меньше, и стало меньше мест, где строить", - пояснил глава государства.

Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Высоцкий ранее сообщал, что пять-шесть авианосных групп будут созданы в перспективе на Северном и Тихоокеанских флотах. По его словам, командование ВМФ приняло решение строить не просто авианосцы для этих флотов, а морские авианосные системы. "Все должно работать в системе, в том числе и авианосцы. Мы назвали это морской авианосной системой (МАС), которая будет базироваться на Северном и Тихоокеанском флотах", - сказал Высоцкий. По его словам, строительство таких систем начнется после 2012 года.

Он подчеркнул, что новые морские авианосные системы будут сильно отличаться от сегодняшних авианосцев и авианосных групп. Они будут действовать в тесном взаимодействии с космической группировкой. Кроме того, авианосные системы будут действовать в тесном контакте с военно-воздушными силами и системами противовоздушной обороны.

В настоящее время уже идут научно-исследовательские работы по первому кораблю, затем начнется опытно-конструкторский этап, сказал адмирал.

По словам Московского, в 2009 году будет построена другая подводная лодка этого проекта "Александр Невский", а в 2011 году - "Владимир Мономах". Однако не исключено, что эти сроки будут корректироваться.

7. МОСКВА, 25 июл - РИА Новости. Российский Военно-морской флот будет иметь в своем боевом составе авианосцы, заявил РИА Новости в пятницу главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий.

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ находится единственный авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов".

"В перспективе флот увидит и более мощные корабли: современные многоцелевые эскадренные миноносцы и авианосцы, корабли других классов. Соответствующие работы уже начаты", - сказал главком.

Он подчеркнул, что для кораблей такого класса, как авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов", предусмотрено цикличное использование в период его эксплуатации. "В настоящее время корабль восстанавливает свою техническую готовность на Северном флоте", - сказал Высоцкий.

Он подчеркнул, что в последние годы существенно активизировался процесс строительства новых кораблей и подводных лодок. "Военно-морской флот продолжает строительство, новых подводных ракетных крейсеров стратегического назначения, многоцелевых подводных лодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей, тральщиков, боевых катеров и судов обеспечения", - заявил главком.

В частности, отметил он, ведется строительство основных перспективных надводных кораблей ВМФ - корвета проекта 20380 и корвета проекта 20380. "Головной корвет "Стерегущий" вошел в состав ВМФ в 2007 году, головной фрегат ("Адмирал Горшков") заложен в 2006 году", - заявил главком.

Корвет "Стерегущий", получил свое имя в честь легендарного миноносца русско-японской войны. Корвет спроектирован с использованием технологий "Стелс". Его заметность для радаров снижена в несколько раз за счет использования поглощающих материалов и надстройки особой формы.

Водоизмещение корабля - 2 тысячи тонн, длина - 100 метров. Он вооружен противокорабельными ракетами "Яхонт", зенитно-ракетным комплексом "Кинжал", противолодочным ракетным комплексом "Медведка". Артиллерийское вооружение включает в себя 100-миллиметровую универсальную установку и несколько 30-миллиметровых зенитных установок АК-630. Максимальная скорость "Стерегущего" составит 28-30 узлов. На корвете базируется вертолет.

Планируется строительство до 40 кораблей этого класса для всех флотов ВМФ России.

Торжественная закладка головного фрегата новейшего проекта 22350 "Адмирал флота Горшков" состоялась 1 февраля 2006 года на петербургском судостроительном заводе "Северная верфь". Корабль будет вооружен крылатыми ракетами, способными наносить удар как по береговой зоне, так и по кораблям противника. Фрегат проекта 22350, предназначенный для выполнения противолодочных и ударных задач, был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро.

Водоизмещение корабля - 8 тысяч тонн, основным оружием являются восемь противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 "Оникс", 130-миллиметровая артиллерийская установка А-192, противолодочный ракетный комплекс "Медведка-2", зенитный ракетный комплекс средней дальности "Ураган".

После 17-летнего перерыва это первый российский корабль дальней морской зоны, заложенный на российских верфях. В состав флота фрегат вступит в 2009 году.

Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" был построен в 1985 году. На нем размещается свыше 50 единиц авиационной техники. Помимо типовых многоцелевых истребителей морского базирования СУ-33 "Адмирал Кузнецов" несет вертолеты Ка-27/28/29/32 и их модификации.

Площадь его летной палубы составляет 14 тысяч 700 квадратных метров, она оснащена расположенной под углом 12 градусов взлетно-посадочной полосой и оборудована аэрофинишерами. Два подъемника доставляют авиатехнику из ангара на палубу.

Водоизмещение корабля составляет 55 тысяч тонн, запас хода - 8 тысяч миль, экипаж - 1586 и 656 летный состав, скорость 29 узлов. На вооружении находятся противокорабельные комплексы "Гранит", зенитные установки "Кортик", "Клинок", противолодочные комплексы "Удав".

8. ГЕЛЕНДЖИК, 6 сен - РИА Новости. Новые палубные истребители для авианосца "Адмирал Кузнецов" Северного флота придут на смену действующему самолету Су-33 после 2016 года, заявил РИА Новости в субботу на "Гидроавиасалон-2008" заместитель командующего морской авиацией ВМФ России генерал-майор Николай Куклев.

"Принятие на вооружение новых самолетов палубной авиации состоится после 2016 года. Сейчас стоит вопрос о модернизации, продления ресурса действующего палубника Су-33. До 2015 года он будет летать однозначно. Потом будем потихоньку перевооружаться", - сказал Куклев.

Он сообщил, что после 2010 года будет проведен конкурс на новый палубный самолет для ВМФ России.

"На конкурсе будут представлены Су-27КУБ и МиГ-29К", - сказал генерал.

По его словам, у каждого из этих самолетов есть свои преимущества и недостатки. Например, Су-27КУБ более тяжелый самолет, но имеет большую дальность полета. Миг-29К более легкий самолет, однако у него небольшая дальность действия. "Поэтому будем выбирать золотую середину", - заявил Куклев.

9.

От harden
К harden (24.12.2008 10:45:03)
Дата 24.12.2008 11:00:04

Унифицированные проекты ПЛПЛ

>Какие есть еще новости ?

ВМФ России необходимы унифицированные проекты атомных подлодок, считает вице-адмирал Шлемов

http://www.militarynews.ru/raz_def.asp?rid=74

Как найти и прочитать?

От Miner K 276
К harden (24.12.2008 11:00:04)
Дата 25.12.2008 01:52:13

Ну они у нас, вобщем то и так имеют унификацию (+)

по оборудованию в пределах лодок одного поколения. Коенчно же, все равно есть, над чем поработать

От Last~Elf
К Miner K 276 (25.12.2008 01:52:13)
Дата 25.12.2008 15:53:22

Re: Ну они...

>по оборудованию в пределах лодок одного поколения. Коенчно же, все равно есть, над чем поработать

Может быть под унификацией имеется ввиду принцип "базовой модели", о которой в т.ч. говорил и Спасский?
Т.е. Лодка как модульный носитель некого промежуточного размера. Поменял боевые модули и сделал из ПЛАТ либо ПЛАРК, либо ПЛАРБ, либо корабль-матку для спецопераций, либо разведединицу...
Американцы на "Вирджинии" так и поступают начиная с блоков 3 и 4, а SSBN-X по планам будет фактически удлиненной "Вирджинией" с ракетным отсеком под БР

От ТК 202
К harden (24.12.2008 11:00:04)
Дата 24.12.2008 21:19:18

Re: Унифицированные проекты...

>>Какие есть еще новости ?
>
>ВМФ России необходимы унифицированные проекты атомных подлодок, считает вице-адмирал Шлемов

>
http://www.militarynews.ru/raz_def.asp?rid=74

>Как найти и прочитать?
Не знаю, как читать. Похоже надо регистрироваться. Анатолий Федорович уже уволен. Но кто против единой модели и унифицированной ПЛ, хотя бы по основным элементам. Но где они и кто против. Хорошо говорить, когда ущли!!!

От harden
К harden (24.12.2008 10:45:03)
Дата 24.12.2008 10:57:09

К вопросу строительства авианосцев

>Какие есть еще новости ?

http://www.rian.ru/defense_safety/20080924/151565070.html

МОСКВА, 24 сен - РИА Новости. Россия может предложить Украине задействовать ее судостроительные мощности для строительства авианосцев для ВМФ РФ, заявил РИА Новости в среду руководитель комиссии Совета Федерации по морской политике, бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов.

Так он прокомментировал заявление министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, который сказал во вторник журналистам, что Россия может представить украинской стороне комплекс взаимовыгодных предложений, которые позволили бы Черноморскому флоту (ЧФ) остаться в Севастополе после 2017 года. Одно из этих предложений касалось сотрудничества в сфере оборонно-промышленного комплекса, и, в частности, судостроения. По двустороннему договору Россия арендует базу для ЧФ в Севастополе до 2017 года.

Единственный в ВМФ РФ авианосец "Адмирал Кузнецов" построен на Николаевском судостроительном заводе (Украина).

"У нас есть продуктивное поле для сотрудничества с Украиной в области судостроения. Там находятся Николаевские верфи, которые во времена СССР строили авианесущие крейсеры. Сейчас заводы "павшие". При обоюдном желании сторон их можно поднять с колен, восстановить технологии", - заявил Попов.

При этом адмирал напомнил об успешном сотрудничестве с Украиной в области "оборонки". "Думаю, что доведем наше сотрудничество и до строительства авианосцев", - сказал адмирал, добавив, что в конце XIX века Россия строила крейсеры, в частности, "Аврора" и броненосцы, например, на верфях Филадельфии (США).

Он отметил, что в России пока нет таких верфей, на которых можно было бы строить корабли класса "авианосец".

"У нас есть мощности, на которых можно было бы организовать строительство авианосцев. Это и "Северная верфь", и "Севмаш", и "Балтийский завод", и "Янтарь", - сказал Попов.

Вместе с тем, он заявил, что при решении такого важного вопроса как строительство авианосцев Россия не может "зависеть от иностранного государства".

От harden
К harden (24.12.2008 10:45:03)
Дата 24.12.2008 10:53:50

Почему у России нет авианосцев?

>Какие есть еще новости ?

http://www.rian.ru/analytics/20080715/150039894.html
15/07/2008

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

Ответ на этот вопрос надо искать в военной политике СССР, который упрямо не хотел рассматривать концепцию авианесущих кораблей как полноценных морских аэродромов, использующих широкий спектр боевой авиации. В результате новое тысячелетие мы встретили даже без четко оформленной программы создания настоящих авианосцев.

Правда, в день независимости США 4 июля бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко призвал к скорейшему созданию отечественного авианесущего флота. Однако призыв этот прозвучал как комментарий на сообщение о строительстве очередных двух авианосцев для ВМС Великобритании. Как и прежде, наши действия в области военного флота являются весьма запоздалой реакцией на успехи западных ВМС.

Но вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок материала. В начале 70-х годов у СССР появилась реальная возможность построить настоящий авианосец, и тем самым положить реальное начало соответствующей программе. Отметим, что новый проект, получивший обозначение 1160, отвечал реально сложившемуся к тому времени военно-техническому соотношению флотов СССР и Соединенных Штатов, которые имели явное преимущество в надводных кораблях и многолетний опыт применения авианосцев.

Советский проект предусматривал постройку до 1986 г. трех атомных авианосца с самолетами катапультного взлета Су-27 К. Главной задачей этих кораблей являлось максимально возможное сдерживание развертывания ударных авианесущих групп противника при тесном взаимодействии с морской ракетоносной авиацией и ударными подводными лодками.

Но в дело создания советских авианосцев вмешался их извечный оппонент - тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР). Надо сказать, что программа ТАВКРов широко поддерживалась в СССР, в частности, Дмитрием Устиновым, в начале 70-х годов секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам. Между тем гибрид крейсера и авианосца, нежизнеспособный сам по себе, породил к тому же ущербную по своей сути авиационную программу создания самолетов с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой.

Создать такую удачную модель удалось лишь одной компании в мире - британской British Aerospace с машиной Harrier.

В СССР программа «вертикальных» самолетов потерпела полное фиаско. Осенью 1991 г. во время испытаний самолет Як-41 М рухнул на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и сгорел. К счастью программу таких «яков» в 1992 г. свернули.

Но в середине 70-х проект настоящего авианосца 1160 заменили все теми же ТАВКРами, отбросив назад не только создание самих авианосцев, но и самолетов к нему. Между тем, превратить обычный истребитель в палубный за счет лишь небольшой модернизации невозможно. Машину приходится проектировать заново, т.к. конструкция палубного самолета испытывает при посадке нагрузки в 2-3 раза большие, чем у его «наземных собратьев».

Тем не менее, Устинов прекратил работы по проекту 1160, и на свет вместо этого в конечном итоге появился уже четвертый ТАВКР «Адмирал Горшков». История этого корабля, который, в конечном счете, пришлось-таки переделывать под настоящий авианосец, но только для Индии, - законный и бесславный итог существования ТАВКРов. Никому в мире и ни за какие деньги такие корабли не нужны.

Справедливости ради, отметим, что в России существует один авианосец - заложенный в 1982 г. на украинских верфях в Николаеве корабль «Рига». Он же - «Леонид Брежнев», он же - «Тбилиси», а с осени 1990-го - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Но можно ли считать этот корабль настоящим современным авианосцем? Вряд ли. Во-первых, он с котлотурбинной силовой установкой, которая, в отличие от ядерной, существенно снижает масштабы использования корабля. Далее, вместо паровых катапульт, применяемых для взлета палубных истребителей, используется носовой трамплин. Но только катапульта, согласно данным многочисленных экспериментов, гарантирует безопасный взлет самолетов в любых условиях и уменьшает зависимость от взлетной массы машины. Кроме того, число пригодных для этого корабля самолетов сегодня - единицы, а тренированных летчиков не наберется и двух десятков.

В этом году США введут в состав действующего флота десятый атомный авианосец типа «Нимиц», а к 2013 г. планируют спустить на воду авианосец следующего поколения CVN-78 уже с электромагнитными катапультами, способным нести около ста самолетов, включая и беспилотные летательные аппараты.

«В российской госпрограмме вооружений до 2016 г. авианосцы не прописаны, и никаких средств на их строительство не выделено», - отметил Кравченко. Можно лишь надеяться, что при утверждении в 2009 г. концепции развития Военно-морского флота на период до 2050 г. программа создания российских авианосцев прочно займет свое место.

От harden
К harden (24.12.2008 10:45:03)
Дата 24.12.2008 10:47:16

Повесть о российском авианосце

>Какие есть еще новости ?

http://www.rian.ru/analytics/20080805/150109519.html
05/08/2008
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Итак, решено: у России будут авианосцы. Это - одна из самых обсуждаемых «военных» тем последних нескольких лет. Командование ВМФ, и, судя по всему, руководство страны сегодня сходятся во мнении о необходимости наличия в составе флота авианесущих кораблей, однако так было не всегда. Для того, чтобы оценить значение происходящего, следует обратить внимание на историю создания авианосцев в нашей стране.


Первые авианесущие корабли – гидроавиатранспорты в составе русского флота появились еще во времена Первой Мировой войны. Черноморские гидросамолеты активно использовались для бомбардировки неприятельских портов.


О возможности строительства настоящих авианосцев задумались уже советские военно-морские начальники, после окончания гражданской войны. Появились первые более-менее детально проработанные проекты перестройки в авианосцы ряда кораблей – учебного судна «Комсомолец», линейного корабля «Полтава», недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил».Однако состояние экономики и промышленной базы заставило отложить эти программы до лучших времен.


Следующий шаг на пути к обзаведению авианосцами был предпринят в конце 30-х годов, когда советские кораблестроители разработали два проекта новых кораблей: проект 71 – легкий авианосец на 45 самолетов, и проект 72 – тяжелый АВ на 62 машины.


Реализация этих проектов была остановлена Великой Отечественной войной. После войны руководство ВМФ вновь вышло «наверх» с предложением строить авианосцы, однако высшее руководство СССР не разделяло восторженного мнения командования флотом о кораблях этого класса. Принятая программа кораблестроения на 50-е годы, тем не менее, предусматривала постройку двух легких авианосцев для получения опыта эксплуатации этих кораблей и изучения их возможностей.


После смерти Сталина, однако, строительство крупных надводных кораблей практически прекратилось – новое руководство страны не верило в потенциал традиционных видов вооруженных сил, сделав главную ставку на развитие ракетно-ядерного оружия. В результате вопрос об авианесущих кораблях был вновь поднят лишь 10 лет спустя.


В конце 60-х флот получил первые противолодочные крейсера-вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», однако данные корабли узкоцелевого назначения не могли быть заменой нормальным авианосцам. К этому времени в Невском ПКБ велась проработка проекта авианосца водоизмещением в 45-50 тысяч тонн на 35-40 летательных аппаратов. По проекту, корабль должен был нести палубные истребители созданные на основе МиГ-23, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и вертолеты. Собственное вооружение ограничивалось средствами противовоздушной и противолодочной обороны. Главной целью корабля виделось обеспечение ПВО соединений надводных кораблей и подлодок.


Однако, вместо полноценного авианосца, флот вновь получил эрзац – в Николаеве началось строительство серии кораблей по проекту 1143. На тяжелых авианесущих крейсерах – так они классифицировались – должны были базироваться противолодочные вертолеты и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Кроме того, ТАВКРы несли противокорабельные ракеты «Базальт».


Тем не менее авианосец медленно, но верно прокладывал себе дорогу. У него появились высокопоставленные покровители – министр судостроения Борис Бутома, заинтересованный в «крупнотоннажных» заказах со стороны ВМФ и министр обороны Андрей Гречко, без всякой дипломатии потребовавший создания авианосца с авиапарком как у «Нимитца». Было решено, что после постройки двух ТАВКР проекта 1143 – «Киева» и «Минска» будет заложен первый авианосец проекта 1160, водоизмещением 80.000 тонн.


Однако мнение противников авианосцев перевесило, и в итоге вместо первого авианосца был заложен третий корабль проекта 1143 – «Новороссийск». Проектирование АВ тем не менее не прекращалось – к 1978 году невское ПКБ представило проект 1153, который по сравнению с предыдущим – 1160 - отличался несколько меньшими размерами и ядерной энергетической установкой. Но смерть Гречко и Бутомы лишила проект покровителя. После спуска на воду «Новороссийска» в 1978 году в Николаеве началось строительство четвертого ТАВКР проекта 1143. Новый корабль, получивший имя «Баку», строился под несуществующие на тот момент истребители Як-141.


Тем не менее, несостоятельность концепции ТАВКР была ясна – вдвое превосходя по размерам английские легкие авианосцы типа «Инвинсибл», несущие самолеты «Си Харриер», ТАВКР проекта 1143 не слишком отличались от них по боевым возможностям. Ракетное вооружение, добавляя весомую долю к водоизмещению и стоимости ТАВКР, не спасало положения – корабли получились слишком большими и слабовооруженными как для ракетных крейсеров, так и для легких авианосцев. Размещение же на проекте 1143 самолетов нормальной схемы требовало капитальной перестройки кораблей.


В итоге в 1982 году, после спуска на воду «Баку» в Николаеве был, наконец, заложен корабль, предназначенный для размещения на нем полноценного авиакрыла из самолетов МиГ-29 и Су-27. Тем не менее, корабль, получивший при закладке имя «Рига», был во многом компромиссным – вместо катапульты для запуска самолетов предназначался трамплин, а помимо самолетов на борту имелось ударное ракетное вооружение – 12 ПКР «Гранит» в вертикальных пусковых установках.
Еще до спуска на воду первый полноценный советский авианосец сменил имя – вместо «Риги» появился «Леонид Брежнев». В 1987 году он был переименован в «Тбилиси», а в 1990 – в «Адмирала Кузнецова».


«Кузнецов» так и остался единственным построенным советским авианосцем. Заложенный вслед за ним аналогичный «Варяг» был спущен на воду, но остался недостроенным, а «Ульяновск», который отличался большими размерами, был оснащен катапультами и имел ядерную энергетическую установку, разрезали на стапеле.


Судьба ТАВКР также сложилась печально. В 1993 году были списаны «Киев», «Минск» и «Новороссийск», впоследствии проданные в Китай в качестве плавучих развлекательных центров, а «Баку», переименованный в «Адмирала Горшкова», в итоге проданный Индии, проходит переделку в нормальный авианосец в Северодвинске.


В 90-е годы об авианосцах речи не заходило, разве что в «кухонных разговорах». Вновь эта тема поднялась уже в середине 2000-х годов, когда было объявлено о необходимости для России иметь несколько авианесущих кораблей на северном и тихоокеанском флотах.


Число этих кораблей в разных заявлениях колебалось от 2-3 до 6-8 единиц. В настоящее время озвучиваются планы постройки 5-6 авианосцев в течение ближайших 20 лет. Строительство кораблей, как сообщатся, планируется начать после 2012 года.


При всем желании поверить в осуществимость этих планов, остается ряд вопросов, равно важных для понимания реалистичности задачи. Какие задачи будут стоять перед авианосцами и созданными вокруг них соединениями? Когда и какими силами планируется реконструировать (создавать заново) инфраструктуру военно-морских баз для новых кораблей? Какие летательные аппараты будут базироваться на них? Как планируется решать проблему кадрового обеспечения? Наконец, сколько времени займет постройка этих кораблей и эскорта для них, учитывая кадровые проблемы судостроительной промышленности?


Хочется верить, что командование ВМФ и руководство страны имеет ответы на эти вопросы. В противном случае мы получим в лучшем случае пару ничем не обеспеченных кораблей, который придется продавать после 10-15 лет службы, если не раньше. А в худшем – не получим ничего.