От Перископ
К All
Дата 12.12.2008 17:55:05
Рубрики WWI; WWII; Современность; Курск;

Хождение за три моря

Представляю Вам книгу бывшего командира К-43 капитана 1 ранга Теренова Александра Ивановича

Хождение за три моря.
Лебединая песня крейсерской подводной лодки «К-43»



Издание второе, исправленное и дополненноеАвтор благодарен своим друзьям Семенюку Ю. И Масягину за представленные фотографии

Дорогой читатель!

Для меня большая честь и привилегия написать несколько строк о легендарном командире атомной подводной лодки и моряке с большой буквы. Ничего в своих эпитетах я не преувеличил и стараюсь в своей жизни придавать значение сказанным словам. С Александром Ивановичем Тереновым мы командовали атомными подводными лодками одного проекта, я – чуть раньше, он – чуть позже. Вместе служили в 11-й дивизии подводных лодок Северного флота, совершали походы в центральную часть Арктики, Атлантику и Средиземное море и вот теперь занимаемся военно-техническим сотрудничеством с зарубежными странами. «К-43» – легендарная подводная лодка, и автор с любовью, как положено ее командиру, пишет о всех ее ипостасях. Она прошла самую долгую, трудную, рискованную жизнь среди кораблей этого класса и показала высокую надежность советской техники. Помню, при погружении на рабочую глубину, после моего поздравления молодых матросов, получил доклад о поступлении забортной воды в отсек. Справились, всплыли, победили! Таких ситуаций было у Александра Ивановича с индийским экипажем множество, советская техника хоть и надежна, но она – техника. Безусловно, иностранный опыт сгодится и нашим подводникам. Меня всегда восхищала их прилежность в учебе, въедливость и, казалось бы, наивная любознательность. Бывало, простые, на первый взгляд, вопросы таили глубокий профессиональный смысл, во всяком случае, глубже, чем нам казалось! Судьба уготовила Александру Ивановичу суровые испытания и широкий круг удивительных знакомств в Военно-морском флоте России и флоте Индии. Не каждому подводнику посчастливилось служить под флагами разных государств, побывать во всех океанах, практически во всех морях и обо всем этом написать. Обратите внимание, пишет он просто, и удивительно легко читается.

Талантливый человек талантлив во всем! Командиры атомных подводных лодок – это штучные специалисты. Вот таким уникальным, толковым человеком является Александр Иванович. Он и по жизни открытый, без второго дна, его приятно читать, с ним приятно и просто общаться. Неожиданно он раскрыл в себе талант флотского писателя. Прочитайте, и вы согласитесь со мной.

Желаю тебе, глубокоуважаемый Александр Иванович, дальнейших творческих успехов и флотской удачи.




Адмирал Налетов И. И.

Начальник штаба Северного флота 1992 – 1996 гг.


Предисловие

Почти пятьсот лет назад русский купец Афанасий Никитин первым из европейцев, еще до Васко да Гаммы, побывав в Индии, описал увиденное в своих воспоминаниях под названием «Хождение за три моря». Путешествовал Афанасий по великой русской реке Волге, Каспийскому морю, через Персию и Аравийское море, а возвращался через несколько лет Черным морем. Мы шли в Индию совсем другим маршрутом, пересекли значительно больше морей, а свой рассказ я назвал «Хождение за три моря. Лебединая песня крейсерской подводной лодки «К-43», потому как ее участие в обучении индийских подводников, а затем и «хождение в Индию» явилось ярким заключительным этапом, как подводной лодки, так и 670 проекта в целом, ведь для любого русского человека название книги ассоциируется с Индией, и только с ней.

Сам факт сдачи в аренду Советским Союзом атомной подлодки, еще никем в мире не повторенный, давно стал достоянием гласности через средства массовой информации у нас и за рубежом, и я не раскрою большого секрета, тем более что все это было много лет назад и совсем в другой стране. История знаменательна еще и тем, что «К-43», головная подводная лодка второго поколения, как никакая другая, много лет провела во всех океанах нашей планеты, прослужив в конечном итоге больше других подводных лодок этого проекта под флагами СССР, Индии и России. Я горжусь тем, что пришлось не просто служить на этом легендарном корабле, но и командовать им в этот период его жизни, может быть на одном из самых ярких в истории подводных лодок мирного времени.

Закончив славную эпопею своего корабля, не мог вовремя остановиться, возомнил себя писателем, как тот чукча в известном анекдоте, и написал немного об истории Индии, ее флоте, чтобы дополнить предыдущую главу. Считал тогда, да и сейчас уверен, что хотя мы и учили всегда индийцев военному делу, но и нам есть, чему научится у них.

Заключительная глава о подготовке командиров подводных лодок Соединенного Королевства несколько выпадает из общего контекста и рассчитана на специалистов, но я не мог не написать об этом. Понимаю, что у нас уже никогда не будет подобной школы, тем не менее, втайне надеюсь на то, что кое-что из чужого опыта мы обязаны использовать, пока у нас еще есть подводные лодки. Этот опыт тоже написан кровью, только эта кровь британских подводников и она по цвету не отличается от нашей.

В своем повествовании я частенько использовал не совсем нормативную лексику, надеясь, что читатель простит мои прегрешения, потому как владею могучим русским языком со словарем, а командно-матерным – в совершенстве. Тут уж, как известно, кто как мыслит, тот так и излагает. Старался о серьезном говорить несерьезно, избегая языка плаката, боевого листка, или рапорта о выполнении боевого задания. Когда читаю книги, или смотрю фильмы о подводниках, где они, стуча себя в грудь, доказывают мужественность и опасность профессии, мне становится смешно и грустно. Нельзя эксплуатировать этот штамп всю жизнь, он годился лишь для девчонок, которые ахали и восхищались. Мы добровольно занялись этим мужским ремеслом. Сегодня самыми мужественными и опасными профессиями являются профессии водителя и пешехода, ведь именно на дорогах объявлена настоящая война. Вспоминаю старинную байку, когда потомственного британского моряка, у которого отец, дед и прадед закончили свой жизненный путь в море, спрашивают: не боится ли он после этого выходить в море? На что моряк задает встречный вопрос: не боится ли тот каждый день ложиться в постель, ведь все его предки тихо почили в этой самой постели у себя дома?

Прошло всего лишь чуть больше года, как вышло в свет первое издание книги на русском языке, когда под напором обстоятельств и друзей я вынужден был взяться за перо, хотя ранее ничего длиннее объяснительной записки никогда не писал. Удивительно лично для меня то, что книга оказалась востребована не только моряками, но и далекими от военной службы людьми. Повинуясь их многочисленным отзывам я добавил из нашего житья-бытия в Индии, исправил ошибки и неточности. В январе 2008 года отметили новый юбилей – 20 лет с момента подъема индийского флага на корабле и начала аренды, присвоение ему замечательного имени «Чакра» - овеянному легендами и эпическими поэмами оружию бога Кришны. Стало известно, что это имя будет по наследству передано другой индийской атомной подводной лодке. История продолжается, и вскоре мы будем свидетелями, как «Чакра» - яркий символ дружбы и доверия России и Индии снова будет бороздить просторы Индийского океана…

Отправляясь в путешествие по прошлому, обнаружил, что изложить на бумаге несколько эпизодов службы на море не так легко, как кажется, особенно если пишешь не для себя, а для широкой публики. Это тебе не кораблем командовать, тут думать нужно! Никогда не думал я следовать примеру других отставных офицеров заниматься сочинительством, не вел дневников, да и сейчас не понял до конца, что именно создал: мемуары (что очень не хотелось бы, да и рановато), роман о южных морях (что хотелось бы, да кишка тонка) или лоцию, понятную узкому кругу людей? Пусть рассудит читатель. Бояться нечего, никто пути пройденного у меня уже не отберет.



Содержание

Лебединая песня крейсерской подводной лодки «К-43»

• Начало пути

• Медвежья услуга

• В бухте Улисс

• В заливе Петра Великого

• Подготовка к аренде

• В сказочной и загадочной Индии

- Славный город Визакхапатнам

- Попка – не всегда дурак

- Первое боевое крещение

- Все изменилось под нашим Зодиаком

- Вышел Пупкин на крыльцо

- Сингапур

• Вредные привычки

Индия и ее флот

• Немного истории

• Организация флота

• Корабельная служба

• Как служится на флоте офицерам?

Плюсы и минусы службы в индийском флоте

• Религия и национальность на флоте

Перишер

Если есть желание прочитать всю книгу, то сообщите, я продолжу её публикацию с согласия автора.
С уважением, Берзин А.С.



Link Leave a comment


От 142
К Перископ (12.12.2008 17:55:05)
Дата 15.12.2008 12:08:08

Re: Хождение за...


>Если есть желание прочитать всю книгу, то сообщите, я продолжу её публикацию с согласия автора.
>С уважением, Берзин А.С.



Очень желательно.
С уваж.
142

От 2503
К Перископ (12.12.2008 17:55:05)
Дата 12.12.2008 21:01:09

Альфред Семенович, спасибо, если можно с фотографиями (-)


От mk
К 2503 (12.12.2008 21:01:09)
Дата 13.12.2008 09:39:21

Есть небольшие выдержки

http://www.sport-cultura.ru/books/terenov/fragment/

--
С уважением, Михаил


От Перископ
К 2503 (12.12.2008 21:01:09)
Дата 12.12.2008 22:32:46

Re: Альфред Семенович,...

А.И.Теренов обещал прислать фотографии.

От 2503
К Перископ (12.12.2008 22:32:46)
Дата 12.12.2008 23:16:47

почему про фотографии - в книге есть великолепные, но качество полиграфии оставл

почему про фотографии - в книге есть великолепные, но качество полиграфии оставляет желать лучшего

С уважением

От Сергей
К Перископ (12.12.2008 17:55:05)
Дата 12.12.2008 20:54:06

Я эту книгу искал... (-)


От Stipa
К Сергей (12.12.2008 20:54:06)
Дата 15.12.2008 14:37:16

Re: Я эту

Зачем искать, я позвонил в редакцию, подъехал и взял нужное кол-во экз. Книга издавалась двух видов, обычная и в подарочном варианте.
Хоть и не подводник, а получил массу удовольствия от чтения.

От info
К Stipa (15.12.2008 14:37:16)
Дата 15.12.2008 15:48:31

Re: Я эту

А куду нужно ехать, чтобы купить?

От Stipa
К info (15.12.2008 15:48:31)
Дата 15.12.2008 16:01:09

Re: Я эту

>А куду нужно ехать, чтобы купить?

Адрес: Россия, Москва, 117292, ул. Кржижановского, 1/19
(вход с улицы Ивана Бабушкина)
Вход без вывески был, надо догадаться.

От info
К Stipa (15.12.2008 16:01:09)
Дата 15.12.2008 16:08:20

Re: Я эту

Готов приобрести second-hand (прочтенную) :-)

От Stipa
К info (15.12.2008 16:08:20)
Дата 15.12.2008 16:14:36

Re: Я эту

>Готов приобрести second-hand (прочтенную) :-)

Совесть есть, а? Так отдам в хорошие руки. :)))
Найти только надо. У меня дома базар уже нешуточный из-за книг. :)

От info
К Stipa (15.12.2008 16:14:36)
Дата 15.12.2008 16:20:11

Re: Я эту

Готов принять в хорошие руки все не нужное о флоте и танка !

От Stipa
К info (15.12.2008 16:20:11)
Дата 15.12.2008 16:29:33

Re: Я эту

>Готов принять в хорошие руки все не нужное о флоте и танка !

Вопрос передачи?

От info
К Stipa (15.12.2008 16:29:33)
Дата 15.12.2008 22:21:48

Re: Я эту

Решим! :-)

От info
К Stipa (15.12.2008 16:01:09)
Дата 15.12.2008 16:07:39

Re: Я эту

Лишней нет ? :-)

От mk
К Сергей (12.12.2008 20:54:06)
Дата 13.12.2008 09:34:29

Нет ничего легче

http://www.giftbooks.ru/ws/62/6168.htm
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3404606/

Я покупал в последнем.

--
С уважением, Михаил


От Перископ
К Сергей (12.12.2008 20:54:06)
Дата 13.12.2008 00:47:04

Re: Я эту

У меня книга есть с дарственной подписью и электронный вариант.

От Dimas
К Сергей (12.12.2008 20:54:06)
Дата 12.12.2008 22:11:58

Re: Я эту

http://www.morkniga.ru/p204007.html
http://www.morkniga.ru/p204006.html
http://www.morkniga.ru/p800870.html

От Pilot
К Сергей (12.12.2008 20:54:06)
Дата 12.12.2008 21:55:53

продавалась в ГШ ВМФ (-)


От 2503
К Pilot (12.12.2008 21:55:53)
Дата 12.12.2008 23:08:31

классный киоск (книги - ассортимент, цены) БЫЛ (года 2-4 назад)сейчас много хуже (-)


От Сергей
К Pilot (12.12.2008 21:55:53)
Дата 12.12.2008 22:08:37

Re: продавалась в...

не видел.