От 2503
К All
Дата 01.12.2008 19:15:31
Рубрики Современность; Матчасть;

Систему пожаротушения с "Нерпы" направили на экспертизу

Программное обеспечение системы пожаротушения ЛОХ, из-за несанкционированного срабатывания которой на подлодке "Нерпа" 8 ноября погибли 20 человек, направлено на экспертизу. Об этом в понедельник сообщает РИА Новости со ссылкой на неназванного представителя Амурского судостроительного завода.

Экспертизу программного обеспечения проведет один из исследовательских институтов Москвы. По итогам исследования будет решено, можно ли в дальнейшем без доработки использовать на подлодках новый пульт общекорабельных систем "Молибден", который испытывался на "Нерпе". Ранее сообщалось, что летом 2008 года разработка "Молибдена" была на три месяца заброшена в связи со смертью главного автора проекта. Разработку возобновили и завершили лишь непосредственно перед испытаниями "Нерпы".

http://forums.airbase.ru/2008/12/t64671,13--CHP-na-APL-pr.971-~Nerpa~-9-noyabrya-200.5265.html

От VOICE
К 2503 (01.12.2008 19:15:31)
Дата 04.12.2008 10:36:15

«Нерпа»: не тот фреон

. Причиной аварии на подводной лодке «Нерпа» стала усталость или необученность экипажа. Как передает корреспондент «Росбалта», об этом сегодня на пресс-конференции, посвященной 50-летию атомного подводного флота России, заявил вице-адмирал в отставке Геннадий Полюхович, возглавляющий Общество ветеранов 3-й дивизии подлодок Северного флота.
По его словам, система пожаротушения ЛОХ – весьма надежный комплекс, который позволяет эффективно тушить пожары. На подлодках российского производства ЛОХ всегда был спроектирован так, что не мог заработать без вмешательства человека. Для того, чтобы запустить систему, нужно нажать кнопку и открыть клапан, чтобы фреон поступал в нужный отсек.
При этом ветеран атомного флота рассказал о случае, когда ЛОХ спас ему жизнь и его экипаж. В 1986 при отработке боевой задачи в Баренцевом море на лодке проекта 671 на глубине 90 метров произошел пожар в 5-м отсеке. Субмарина аварийно всплыла, но пожар обычными средствами потушить не удавалось. Тогда экипаж надел средства защиты, и лишь после этого в отсек был пущен фреон. Огонь был потушен, и через 15 минут помещение отсека было проветрено.
«Скорее всего, член экипажа, включивший систему, слишком устал или не был обучен. В любом случае, на флоте действует правило «не знаешь – не крути», — сказал Полюхович.
Отметим, что представители ОАО «Амурский судостроительный завод» сегодня обнародовали новые данные, полученные госкомиссией, расследующей причины аварии на атомной подводной лодке (АПЛ) «Нерпа». По мнению судостроителей, запуск противопожарной системы на субмарине был вызван неграмотными действиями матроса-контрактника Дмитрия Гробова, включившего сигнальный ревун, который и спровоцировал подачу в жилой отсек лодки фреона, где погибли 20 человек. Ранее эксперты не исключали возможности сбоя в электронике. Окончательные выводы комиссия сделает после завершения экспертизы главного бортового компьютера АПЛ — «Молибдена».
По данным Амурского судостроительного завода (АСЗ), входившие в состав госкомиссии специалисты выпустившего подлодку предприятия в ходе экспертиз и расшифровки блока «Ротор» (аналог авиационных черных ящиков) окончательно исключили версию сбоя в системе пожаротушения ЛОХ.
Напомним, что в ночь на 9 ноября текущего года именно из-за несанкционированного запуска ЛОХ произошел выброс фреона, в результате чего погибли 20 человек — члены экипажа и сдаточной команды субмарины, еще более 40 служащим понадобилась медпомощь.
Вскоре после ЧП военно-следственное управление по Тихоокеанскому флоту предъявило обвинение матросу Дмитрию Гробову, стоявшему во время аварии на вахте. По словам официального представителя следственного комитета при прокуратуре РФ Владимира Маркина, матрос «без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки».
Гробов признался, что включил так называемый ревун — оповещающий сигнал, чтобы позвать вахтенного из другого отсека, вместо того, чтобы вызвать его по общекорабельной связи, которая работает в каждом отсеке. Он выполнил все 8 требуемых операций, не осознавая, к чему это приведет. Матросу «не хватило знаний и квалификации», чтобы понять, что вслед за сигналом ревуна запустится газ, а именно такая последовательность технических операций и была предусмотрена конструкцией системы ЛОХ. В итоге — через семь секунд после подачи сигнала в отсек пошел фреон, но люди, услышавшие ревун, не поняли, что происходит.
К чести виновного, команду надеть портативные дыхательные аппараты первым подал именно он — Дмитрий Гробов — после того, как понял, что включил систему пожаротушения. Причем матрос принял активное участие в спасении пострадавших. Вместе с тем эксперты, признавая вину матроса, пока не исключают из числа причин катастрофы и технологический фактор, пишет «Коммерсант».
Фотография с сайта www.navy.ru
Трагедия на подводной лодке «Нерпа» породила множество самых разных версий случившегося. Однако официальные источники утверждают, что причиной гибели людей стали действия одного матроса. По мнению петербургских подводников, он мог запутаться в системе ЛОХ с инструкциями на английском языке, а используемый в установке пожаротушения фреон был дешевым и слишком токсичным.
С 8 ноября, когда на АПЛ «Нерпа» во время заводских ходовых испытаний произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения ЛОХ, прошло менее месяца, а виновный в трагедии, похоже, уже найден. Матросу Дмитрию Гробову предъявлено обвинение по статье 109 часть 3 УК РФ – причинение смерти по неосторожности двум или более лицам. Напомним, из-за выброса фреона в отсек АПЛ погибли 20 человек – члены экипажа и сдаточной команды субмарины, еще более 40 военным и гражданским лицам понадобилась медпомощь.
Ревун смерти
На днях представители ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) обнародовали новые данные, полученные госкомиссией, расследующей причины аварии на атомной подлодке. По мнению судостроителей, запуск противопожарной системы на «Нерпе» был вызван неграмотными действиями матроса, включившего сигнальный ревун, который и спровоцировал подачу в жилой отсек лодки фреона. Ранее эксперты не исключали возможности сбоя в электронике, управляющей системой ЛОХ. Окончательные выводы госкомиссия сделает после завершения экспертизы главного бортового компьютера АПЛ – «Молибдена».
По данным АСЗ, входившие в состав комиссии специалисты выпустившего подлодку предприятия в ходе экспертиз и расшифровки блока «Ротор» (аналог авиационных «черных ящиков») окончательно исключили версию сбоя в системе пожаротушения ЛОХ. А по словам официального представителя Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимира Маркина, матрос «без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки».
По данным следствия, Гробов признался, что включил так называемый ревун – оповещающий сигнал, чтобы вызвать вахтенного из другого отсека, вместо того, чтобы сделать это по общекорабельной связи, которая работает в каждом отсеке. При этом он выполнил все 8 требуемых для включения ревуна операций, не осознавая, к чему это приведет. Матросу «не хватило знаний и квалификации», чтобы понять, что вслед за сигналом ревуна запустится газ, а именно такая последовательность технических операций предусмотрена конструкцией системы ЛОХ. В итоге через семь секунд после подачи сигнала в отсек пошел фреон, но люди, услышавшие ревун, просто не успели понять, что происходит.
Отметим, что трагедия на «Нерпе» случилась в канун 50-летнего юбилея советского атомного подводного флота. 9 сентября 1952 года Иосиф Сталин подписал указ «О строительстве объекта 627», именно так в секретных документах называлась первая советская атомная подлодка. А 9 августа 1957 года на этой лодке состоялся пуск реактора, ходовые испытания закончились в декабре 1958 года. С тех пор за годы противостояния с НАТО советские субмарины совершили 3 тыс. 800 походов, а моряки провели в морях и океанах в общей сложности 950 лет. Не обходилось без потерь и тогда. За годы «холодной войны» СССР потерял 12 подводных лодок – 7 дизельных и 5 атомных. И еще одну АПЛ – «Курск» – потеряла уже Россия. Но кроме гибели «Курска», на российском ВМФ в последние годы произошло несколько не столь фатальных, но все же трагических происшествий.
«Человеческий фактор»
Несмотря на то, что непосредственный виновник трагедии нашелся быстро, возможные причины его более чем странного поступка продолжают искать подводники, эксперты и все, кто связан с российским атомным флотом. Пресловутый «человеческий фактор», без которого не обходятся ни летчики, ни моряки, слишком часто упоминается в сводках серьезных происшествий.
По мнению вице-адмирала в отставке Геннадия Полюховича, возглавляющего Общество ветеранов 3-й дивизии подлодок Северного флота, причиной аварии на подлодке «Нерпа» стала усталость или неграмотность экипажа. По словам Полюховича, система пожаротушения ЛОХ – весьма надежный комплекс, который позволяет эффективно тушить пожары на борту. На подлодках российского производства ЛОХ всегда был спроектирован так, что не мог заработать без вмешательства человека. Для того чтобы запустить систему, необходимо нажать кнопку и открыть клапан, чтобы фреон поступал в нужный отсек.
При этом ветеран атомного флота рассказал о случае, когда система ЛОХ спасла ему жизнь и экипаж. В 1986 г. при отработке боевой задачи в Баренцевом море на лодке проекта 671 на глубине 90 метров произошел пожар в 5-м отсеке. Субмарина аварийно всплыла, но пожар обычными средствами потушить не удавалось. Тогда экипаж надел средства защиты, и лишь после этого в отсек был пущен фреон. Огонь был потушен, и через 15 минут помещение отсека было проветрено.
«Скорее всего, член экипажа, включивший систему (на «Нерпе», – прим.), слишком устал или не был обучен. В любом случае, на флоте действует правило «не знаешь – не крути», – отметил Полюхович.
Однако с этим правилом, видимо, знакомы не все нынешние военные моряки. Пресс-атташе Международной ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ, капитан I ранга Валерий Лавров уверен, что подготовка кадров для подводного флота России ощутимо страдает из-за того, что в военные училища приходят поступать молодые люди с очень слабой базой знаний, а уж матросу-срочнику на современной подлодке делать нечего в принципе. Кроме того, к ухудшению выучки личного состава ведет сокращение количества выходов в море и сроков несения боевой службы.
Не стоит забывать о том, подчеркнул эксперт, что построить подлодку можно быстрее, чем подготовить для нее профессиональный экипаж. Именно поэтому серийное строительство новых боевых кораблей, планируемое высшим руководством России, проблему их безопасной эксплуатации не снимает.
Лучшее – враг хорошего
Отметим, что обвиняемый в «пожаротушении» на «Нерпе» срочником не был. Матрос Гробов на флоте с 2003 года, и уж новичком назвать его никак нельзя. Впрочем, именно на этой лодке, проходившей ходовые испытания, матрос был впервые. Некоторые эксперты полагают, что именно это обстоятельство сыграло ключевую роль в цепи обстоятельств, приведших к трагедии.
«Матрос был достойным и опытным подводником, но он никогда раньше не ходил на подлодке этой модификации. На «Нерпе» было много доработанного оборудования. Флагман этого проекта был заложен в начале 80-х годов, и с тех пор лодки этой серии неоднократно модернизировались. По сути, «Нерпа» – это боевой корабль 4-го поколения, если говорить о его возможностях и вооружении», – говорит председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин.
Как и коллеги, он отмечает, что система ЛОХ используется на подлодках много лет и доказала свою эффективность. Однако в первые годы ее эксплуатации при подаче фреона в аварийные отсеки бывали смертельные случаи, потому что моряки не знали о токсичном действии этого газа. На «Нерпе» была внедрена новая система управления, и в этом конструкторы немного перемудрили. Если ранее управление системой ЛОХ осуществлялось с помощью ручных клапанов и манипуляторов, то сейчас это сделано в виде электронного пульта.
«Мало того, что для активации этой системы нужно ввести пятизначный код на сенсорной панели, так еще инструкции на самой панели написаны на английском языке! (ранее предполагалось, что после ввода в строй АПЛ «Нерпа» будет временно передана в лизинг Индии для обучения экипажей индийских подводников, — прим.ред.) Это-то, скорее всего, и смутило матроса, который активировал систему. Я вообще не понимаю, зачем ее нужно было усложнять», – недоумевает Курдин.
И цитирует бывшего Главнокомандующего ВМФ СССР, Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова: «Нет аварийности оправданной и неизбежной. Аварии и условия их возникновения создают люди своей неорганизованностью, безответственностью и безграмотностью». Эта фраза, знакомая многим военным морякам, отчасти проливает свет на причины ноябрьской трагедии.
Сэкономили на фреоне?
Но причиной многочисленных жертв может быть не только не знакомый с доработанной системой ЛОХ матрос. По словам того же Курдина, на подлодке применялся токсичный тип фреона 114 В 2. Недавно главе клуба моряков-подводников позвонил сотрудник «Газпрома» и с удивлением спросил, почему на АПЛ в системе пожаротушения использовался фреон 114 В 2, а не фреон 227 ЕА? Последний стоит дороже, но он в 5 раз менее токсичен, и именно его применяют в «Газпроме».
Если бы его использовали и на «Нерпе», то жертв могло быть значительно меньше. Не исключено, что экономия на фреоне стоила жизни тем, кто задохнулся не сразу и еще пытался выбраться из отсека, но не смог этого сделать, надышавшись токсичным газом.
Курдин предложил «Газпрому» выступить спонсором атомного флота России и обеспечить подлодки необходимым количеством менее опасного фреона. В таком случае, хотя бы с одной проблемой военные могут справиться.
Но на повестке дня останется вопрос профессиональной подготовки экипажей. По словам заместителя главкома ВМФ России адмирала Александра Татаринова, флот получит восемь атомных подводных лодок нового поколения к 2015 году. А значит этим субмаринам понадобятся новые экипажи, состоящие из контрактников, знакомых с тонкостями работы сложной «начинки» современной подлодки, в том числе – противопожарной системы.
Филипп Мостоцкий
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 декабря
http://www.rosbalt.ru/2008/12/04/547375.html

От VOICE
К 2503 (01.12.2008 19:15:31)
Дата 02.12.2008 09:49:14

включив сигнальный ревун

Матрос пустил ядовитый газ на подлодке "Нерпа",

Аварию и гибель 20 человек на атомной подводной лодке "Нерпа" спровоцировал матрос-контрактник Дмитрий Гробов, который включил сигнальный ревун и тем самым вызвал подачу в жилой отсек субмарины ядовитого газа, установила госкомиссия, расследующая причины трагедии.

После расшифровки блока "Ротор" (аналога авиационных "черных ящиков") специалисты Амурского судостроительного завода окончательно исключили версию сбоя в системе пожаротушения, из-за которого мог быть пущен фреон. Однако окончательные выводы комиссия сделает лишь после завершения экспертизы главного бортового компьютера подлодки — "Молибдена", сообщает газета "Коммерсант".

Ранее эксперты говорили о возможной сбоя электроники. В частности, и.о. гендиректора Амурского судостроительного завода Геннадий Васильев сообщал, что у госкомиссии "есть предположения об ошибке в проекте, в частности, в программировании системы противопожарной защиты".

Но вскоре после ЧП военно-следственное управление по Тихоокеанскому флоту предъявило обвинение матросу Дмитрию Гробову, стоявшему во время аварии на вахте. Матрос "без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки", заявил официальный представитель следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин. Чуть позже появилась информация о втором задержанном, однако следствие ее опровергло.

Теперь комиссия обнародовала уточненную версию случившегося. "Матрос признался, что включил так называемый ревун — оповещающий сигнал, чтобы позвать вахтенного из другого отсека, вместо того чтобы вызвать его по общекорабельной связи, — рассказала начальник пресс-службы Амурского судостроительного завода Марина Радаева. — Он выполнил все восемь требуемых операций, не осознавая, к чему это приведет".

По ее словам, матросу Гробову "не хватило знаний и квалификации", чтобы понять, что вслед за сигналом ревуна запустится газ. В итоге через семь секунд после подачи сигнала в отсек пошел фреон, но люди, услышавшие ревун, не поняли, что происходит. По словам свидетелей ЧП, первым свою ошибку осознал сам Гробов: он дал команду надеть портативные дыхательные аппараты и принял активное участие в спасении пострадавших.

Сослуживцы Гробова сразу после задержания заявили, что не верят в его вину. Один из офицеров подлодки отметил, что матрос - опытный подводник с многолетним стажем. "Мы не верим, что он виноват, и опасаемся, что признание он мог дать под давлением", - указал тогда офицер. Общественная палата РФ также выразила беспокойство по поводу столь быстро сделанных следствием выводов.

Эксперты, признавая вину матроса, пока не исключают из числа причин катастрофы и технологический фактор. Так, директор завода "Восток" Геннадий Багин заявил, что инцидент на подлодке, вероятно, можно расценивать как "ЧП техногенного характера, к которому примешался человеческий фактор".

Специалисты считают, что главный бортовой компьютер подлодки "не дает центральному посту полного понимания картины происходящего во всей подлодке". В данный момент элементы компьютера "Молибден" проходят независимую экспертизу в одном из научно-исследовательских учреждений Москвы.

http://www.newsru.ru/russia/02dec2008/revun.html

От Miner K 276
К VOICE (02.12.2008 09:49:14)
Дата 03.12.2008 03:00:12

Супер(+)

Отличные новости: ЛОХ в отсек подается ревуном. Хвост виляет собакой

От VOICE
К VOICE (02.12.2008 09:49:14)
Дата 02.12.2008 17:33:36

дав сигнал опасности

Гробов погубил "Нерпу",
02.12.2008 11:46:19
Эксперты пришли к выводу, что из-за конструктивных особенностей противопожарной системы ЛОХ запуск сигнализации «ревун» матросом Дмитрием Гробовым спровоцировал подачу смертельного газа фреон в жилой отсек подлодки «Нерпа». Система восприняла сигнал с пульта о включении сигнализации «ревуна» как сигнал о пожаре и сама подала газ в отсек.
На Амурском судостроительном заводе рассказали Life.ru, что, по последним данным госкомиссии, именно эти действия матроса Гробова спровоцировали подачу газа во второй отсек подводной лодки.

- Матрос Дмитрий Гробов стал своеобразным спусковым крючком, который запустил фатальную цепочку, - говорит Марина Радаева. - Лодка была модернизированная, и при ее постройке установили более 15 новых элементов и комплексов, в том числе новую систему управления противопожарной системы ЛОХ и общекорабельной системы управления «Молибден». В новой системе ЛОХ запуск ревуна автоматически влечет подачу газа фреон. Матрос Гробов должен был об этом знать. Весь экипаж подводников с 2006 года жил в Комсомольске-на-Амуре и проходил обучение на АПЛ «Нерпа». Не менее раз в месяц на корабле отрабатывали пожарную тревогу, все действия экипажа должны были быть отработаны до автоматизма.

Причина

- Я допускаю возможность, что Гробов почему-то хотел позвать вахтенного из другого отсека не по внутренней связи, а воспользовавшись пожарной сигнализацией, - продолжает Радаева. - Сигнал пошел от пульта второго отсека. Все пульты работали в автономном режиме, и командир просто не мог знать, что происходит во втором отсеке. Да и вообще, мало кто понял, что произошло. Это и породило множество версий - кто-то начал считать Дмитрия Гробова виновным, кто-то, наоборот, считает, что виновата техника. Но первым все понял сам Гробов - он бросился спасать людей. Можно так сказать, к трагедии привели и несовершенство комплексов, которые были внедрены на субмарине, и действия матроса.

Клапан

По другой версии, Дмитрий Гробов подал сигнал опасности «ревун», почувствовав запах фреона в отсеке. Эксперты допускают, что был негерметичным один из клапанов.

- Вполне вероятно, что Дмитрий Гробов, ощутив запах газа, пытался предупредить всех членов экипажа и сдаточную команду о неисправности в системе пожаротушения, - рассказал Life.ru представитель госкомиссии. - Может быть, от давления был пробит клапан, из которого поступал фреон, и матрос почувствовал его запах или легкое недомогание, которое вызывает фреон, и решил предупредить всех об опасности, включив ревун. Забыв, что этим самым действием "врубается" и пожарная система. И она тут же сработала, ЛОХ подала газ в жилой отсек атомного крейсера. Сам же Гробов первым бросился спасать погибающих людей.
http://www.life.ru/news/48469

От 2-80-21
К VOICE (02.12.2008 17:33:36)
Дата 02.12.2008 19:02:10

Re: дав сигнал...

>Гробов погубил "Нерпу",
>02.12.2008 11:46:19
> Эксперты пришли к выводу, что из-за конструктивных особенностей противопожарной системы ЛОХ запуск сигнализации «ревун» матросом Дмитрием Гробовым спровоцировал подачу смертельного газа фреон в жилой отсек подлодки «Нерпа». Система восприняла сигнал с пульта о включении сигнализации «ревуна» как сигнал о пожаре и сама подала газ в отсек.
>На Амурском судостроительном заводе рассказали Life.ru, что, по последним данным госкомиссии, именно эти действия матроса Гробова спровоцировали подачу газа во второй отсек подводной лодки.

> - Матрос Дмитрий Гробов стал своеобразным спусковым крючком, который запустил фатальную цепочку, - говорит Марина Радаева. - Лодка была модернизированная, и при ее постройке установили более 15 новых элементов и комплексов, в том числе новую систему управления противопожарной системы ЛОХ и общекорабельной системы управления «Молибден». В новой системе ЛОХ запуск ревуна автоматически влечет подачу газа фреон. Матрос Гробов должен был об этом знать. Весь экипаж подводников с 2006 года жил в Комсомольске-на-Амуре и проходил обучение на АПЛ «Нерпа». Не менее раз в месяц на корабле отрабатывали пожарную тревогу, все действия экипажа должны были быть отработаны до автоматизма.

>Причина

> - Я допускаю возможность, что Гробов почему-то хотел позвать вахтенного из другого отсека не по внутренней связи, а воспользовавшись пожарной сигнализацией, - продолжает Радаева. - Сигнал пошел от пульта второго отсека. Все пульты работали в автономном режиме, и командир просто не мог знать, что происходит во втором отсеке. Да и вообще, мало кто понял, что произошло. Это и породило множество версий - кто-то начал считать Дмитрия Гробова виновным, кто-то, наоборот, считает, что виновата техника. Но первым все понял сам Гробов - он бросился спасать людей. Можно так сказать, к трагедии привели и несовершенство комплексов, которые были внедрены на субмарине, и действия матроса.

>Клапан

>По другой версии, Дмитрий Гробов подал сигнал опасности «ревун», почувствовав запах фреона в отсеке. Эксперты допускают, что был негерметичным один из клапанов.

> - Вполне вероятно, что Дмитрий Гробов, ощутив запах газа, пытался предупредить всех членов экипажа и сдаточную команду о неисправности в системе пожаротушения, - рассказал Life.ru представитель госкомиссии. - Может быть, от давления был пробит клапан, из которого поступал фреон, и матрос почувствовал его запах или легкое недомогание, которое вызывает фреон, и решил предупредить всех об опасности, включив ревун. Забыв, что этим самым действием "врубается" и пожарная система. И она тут же сработала, ЛОХ подала газ в жилой отсек атомного крейсера. Сам же Гробов первым бросился спасать погибающих людей.
>
http://www.life.ru/news/48469

А если бы он дал 2-а сигнала ревуном то реактор самолеквидировался!!!

От 2-80-21
К VOICE (02.12.2008 17:33:36)
Дата 02.12.2008 18:56:36

Re: дав сигнал...

>Гробов погубил "Нерпу",
>02.12.2008 11:46:19
> Эксперты пришли к выводу, что из-за конструктивных особенностей противопожарной системы ЛОХ запуск сигнализации «ревун» матросом Дмитрием Гробовым спровоцировал подачу смертельного газа фреон в жилой отсек подлодки «Нерпа». Система восприняла сигнал с пульта о включении сигнализации «ревуна» как сигнал о пожаре и сама подала газ в отсек.
>На Амурском судостроительном заводе рассказали Life.ru, что, по последним данным госкомиссии, именно эти действия матроса Гробова спровоцировали подачу газа во второй отсек подводной лодки.

> - Матрос Дмитрий Гробов стал своеобразным спусковым крючком, который запустил фатальную цепочку, - говорит Марина Радаева. - Лодка была модернизированная, и при ее постройке установили более 15 новых элементов и комплексов, в том числе новую систему управления противопожарной системы ЛОХ и общекорабельной системы управления «Молибден». В новой системе ЛОХ запуск ревуна автоматически влечет подачу газа фреон. Матрос Гробов должен был об этом знать. Весь экипаж подводников с 2006 года жил в Комсомольске-на-Амуре и проходил обучение на АПЛ «Нерпа». Не менее раз в месяц на корабле отрабатывали пожарную тревогу, все действия экипажа должны были быть отработаны до автоматизма.

>Причина

> - Я допускаю возможность, что Гробов почему-то хотел позвать вахтенного из другого отсека не по внутренней связи, а воспользовавшись пожарной сигнализацией, - продолжает Радаева. - Сигнал пошел от пульта второго отсека. Все пульты работали в автономном режиме, и командир просто не мог знать, что происходит во втором отсеке. Да и вообще, мало кто понял, что произошло. Это и породило множество версий - кто-то начал считать Дмитрия Гробова виновным, кто-то, наоборот, считает, что виновата техника. Но первым все понял сам Гробов - он бросился спасать людей. Можно так сказать, к трагедии привели и несовершенство комплексов, которые были внедрены на субмарине, и действия матроса.

>Клапан

>По другой версии, Дмитрий Гробов подал сигнал опасности «ревун», почувствовав запах фреона в отсеке. Эксперты допускают, что был негерметичным один из клапанов.

> - Вполне вероятно, что Дмитрий Гробов, ощутив запах газа, пытался предупредить всех членов экипажа и сдаточную команду о неисправности в системе пожаротушения, - рассказал Life.ru представитель госкомиссии. - Может быть, от давления был пробит клапан, из которого поступал фреон, и матрос почувствовал его запах или легкое недомогание, которое вызывает фреон, и решил предупредить всех об опасности, включив ревун. Забыв, что этим самым действием "врубается" и пожарная система. И она тут же сработала, ЛОХ подала газ в жилой отсек атомного крейсера. Сам же Гробов первым бросился спасать погибающих людей.
>
http://www.life.ru/news/48469

Маразм крепчает...., лапша свисает. 2-80-21

От Steps
К 2-80-21 (02.12.2008 18:56:36)
Дата 02.12.2008 19:28:38

Re: дав сигнал...

По этой логике,дав два сигнала ревуном, должна сработать АЗ двух бортов,а при нажатии на педаль смыва в гальюне самопроизвольно отстыковывается ВСК.Бред

От nick191
К Steps (02.12.2008 19:28:38)
Дата 02.12.2008 21:03:33

Re: дав сигнал...

Здравствуйте.
>По этой логике,дав два сигнала ревуном, должна сработать АЗ двух бортов,а при нажатии на педаль смыва в гальюне самопроизвольно отстыковывается ВСК.Бред
Почему "двух бортов"? Там же вроде один реактор?
Или Вы имели в виду "у себя и на соседнем корпусе"? :о)
С уважением, nick191.

От Steps
К nick191 (02.12.2008 21:03:33)
Дата 03.12.2008 09:52:31

Re: дав сигнал...

Если это действительно один из реальных выводов следственной комиссии,то мой последний волос становиться дыбом по трем причинам.
1.Если такое возможно технически(замкнул чепь подачи сигнала ревуном-пошел фреон), то разработчиков нужно подвесить за причинные места.
2.Что это за организация корабельной службы,когда любой трюмный может спокойно подавать сигналы колоколо-ревунной сигнализацией (пусть даже относящейся к системе пожаротушения)в отсеках по своему усмотрению:"И хде ты ,разлюбезный зема Вася.Давай с тобой по 3,14 здим"
3.И последнее если это высосано из пальца,ради сенсации,то к автору статьи надо применять пункт первый.Вообще это напоминает фразу:"Для безопасного расхождения левыми бортами,с внезапно появившимся из тумана встречным судном ,было подано два зеленых свистка тифоном"

От nick191
К Steps (03.12.2008 09:52:31)
Дата 03.12.2008 16:37:10

Re: дав сигнал...

Здравствуйте.
>3.И последнее если это высосано из пальца,ради сенсации,то к автору статьи надо применять пункт первый.
Согласен. Только большинство авторов, описывающих эту катастрофу в СМИ - точно такого же порядка
Потому по существу статьи слов нет...
С уважением, nick191.

От OldSalt
К Steps (03.12.2008 09:52:31)
Дата 03.12.2008 10:22:50

Re: дав сигнал...

Добрый день!
Ну слава всевышнему, а то я уже усомнился. Вообще-то стараюсь не влазить в обсуждение вопросов, в которых не смыслю, но тут и меня пробило - как это можно реветь когда вздумается и включать пожаротушение ревуном???
С наилучшими пожеланиями

От Serge
К OldSalt (03.12.2008 10:22:50)
Дата 04.12.2008 23:06:11

Re: дав сигнал...

Дело в том, что там стоит цифровой Молибден, и система Факел.
Проверка исправности автоматического управления системы автоматики ОКС производится с помощью кодограмм регламентного контроля ТОЛЬКО ПРИ ОТКЛЮЧЕННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ!!! А если цепи управления на арматуру не отключены - результат известен....

Зачем этой системе автоматическое управление- спросите у разработчиков.

От Кротов
К Serge (04.12.2008 23:06:11)
Дата 05.12.2008 09:48:01

ТЗ и подписи

>Зачем этой системе автоматическое управление- спросите у разработчиков.

Заблуждение.

Спрашивать сначала надо у заказчика.

А это реальные ТЗ с реальными подписями и кандидаты на допросы с пристрастием для меня очевидны.


От 2503
К Кротов (05.12.2008 09:48:01)
Дата 05.12.2008 16:45:19

в Вашей "очевидностью" цены бы Вам не было в известные годы (начиная с нач. 20х) (-)


От Кротов
К 2503 (05.12.2008 16:45:19)
Дата 05.12.2008 17:00:27

как отвечать, то виноват стрелочник (Гробов) ?

Моё мнение такое, если должостные лица наставили подписей на ТЗ и актах приёмки - должны отвечать, а то всегда бардак будет.

У Вас иное мнение ?

Кстати, что Вы так забеспокоились ?
Может Вы имеете самое прямое отношение к этой истории ?


От OldSalt
К Кротов (05.12.2008 17:00:27)
Дата 05.12.2008 18:40:06

Есть некоторая ущербность в Вашей тезе.

Добрый день!
>Моё мнение такое, если должостные лица наставили подписей на ТЗ и актах приёмки - должны отвечать, а то всегда бардак будет.
Это я к тому, что если подписей не наставят, бардак будет как минимум такой же. А может и хуже. Корень зла, по-моему, отнюдь не в подписях.
С наилучшими пожеланиями

От 2503
К Кротов (05.12.2008 17:00:27)
Дата 05.12.2008 18:20:19

Что и кого знаете ВЫ что бы трындеть?

>Моё мнение такое, если должостные лица наставили подписей на ТЗ и актах приёмки - должны отвечать, а то всегда бардак будет.
>У Вас иное мнение ?
>Кстати, что Вы так забеспокоились ?
>Может Вы имеете самое прямое отношение к этой истории ?

ВЫ владеете инфой? Я владею. В ОЧЕНЬ ограниченой степени. Но я хорошо знаю людей, и кое-что по "железу". То что я знаю сейчас, и что предполагаю - во всяком - ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ КРАЙНИХ ОЦЕНОК.

ВАШИ посты типа "при принимавших ЛОХ в клетку" - Открою "военную тайну" - во всяком случае по этому заказу, принимавшая военная приемка РАБОТАЛА ЖЕСТКО И ПРИНЦИПИАЛЬНО, знаю хотя бы потому что "господа сдающие" по некоторым вопросам ко мне обращались, "ЧД" с учетом их недоработок (в данном конкретном случае ("моем") - непринципиальных - но приемка жестко требовала).

Я не проходи подготовку по этому заказу, но с его представителями темы "железа" - принципиальных подходов, эксплуатации, БЗЖ обсуждались не раз. И порой досточно жестко в адрес разработчиков.

С другой стороны - АПЛ - весьма и весьма сложная система, и главное здесь не количество отдельных подсистем и элементов, а "перекрестные связи" межде ними. ВСЕ ПРОСЧИТАТЬ НЕЛЬЗЯ. Погибли 20 человек? ЭТО ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, что уже предопределяет известную меру риска. Может быть цинично - но это 20 погибли что бы не погибли многие кто пойдут за ними


Я не сомневаюсь что заказ и железо доведут, и доведут много достойнее чем это было в начале 80х с 3 поколением, и это, кстати очень хорошо понимали индусы, потому и требовали приемки ВОЕННОЙ ПРИЕМКОЙ и ЭКИПАЖЕМ ВМФ.

не сомневаюсь в том что швартовое удостоверение по результатам комплексных швартовных испытаний по ЛОХ было закрыто фактически по всем пунктам соотв. инструкции (кстати разработчика), вопрос в том насколько это "количество пунктов" ("объем тестирования") соответсвовал реальным требованиям, и насколько эти РЕАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ можно было оценить при разработке системы и документации

Вопрос еще в том сколько они (индусы) "накочевряжятся" собственной АПЛ (и главное здесь - "перекрестные связи"!)

И эти проблемы, жертвы, объективно (хотя звучить быть может цинично) работают на то что железо доведут и ДЕЛО БУДЕТ СДЕЛАНО

как правило, чем проблемнее и мучительнее идет сдача техники ВС (флоту) тем спокойфнее и надежнее с этой техникой потом.

Испытания "как по маслу" - готовься к неожиданностям на этапе эксплуатации (и боевого применения)!


Вопрос -
Что и кого знаете ВЫ что бы трындеть?





От Кротов
К 2503 (05.12.2008 18:20:19)
Дата 05.12.2008 18:48:51

по делу

>Что и кого знаете ВЫ что бы трындеть?

Я и ранее подозревал, что Вы имеете отношение к этой лодке. Теперь это подтвердилось...

Насчёт "трындеть" - Вы бы помолчали, ибо 20 человек погибли, возможно, частично, из-за Вас ?

Как бывший разработчик, я знаю, что есть человек или бригада, который курировал разработчиков с "Авроры". Мои основные претензии к нему и его кваллификации. То, что она хреновая - это очевидно по факту аварии.

Какие испытания были запланированны ?
Их объём и глубина ?
Кто проводил эти испытания ? Подписи есть ?

А потом, виноваты все прочие начальники наставившие подписи на актах...

Ясное дело, значительно проще всё свалить на Гробова, вместо того, чтобы сначала спросить с подписантов актов...







От 2503
К Кротов (05.12.2008 18:48:51)
Дата 05.12.2008 20:04:40

слыш, сЯнсей, та что ты там в ВПК разрабатывал? похоже ручки подносил ... (-)


От kott
К Кротов (05.12.2008 18:48:51)
Дата 05.12.2008 19:22:35

Вы же статью пишете и некогда вам.

Добрый день

>Как бывший разработчик, я знаю, что есть человек или бригада, который курировал разработчиков с "Авроры".
Ответтье же наконец, что Вы разрабатывали, чего Вы стесняетесь. В чётвёртый или пятый раз уже Вас просят. А то всё болтовня одна "Я знаю", "Я видел", "Я разрабатывал", "Я в танке сидел".
Котт.

От Кротов
К kott (05.12.2008 19:22:35)
Дата 06.12.2008 14:02:58

про работу

>Ответтье же наконец, что Вы разрабатывали, чего Вы стесняетесь. В чётвёртый или пятый раз уже Вас просят.

Вы херню гоните, ребята.

Ни один уважающий себя разработчик не будет трындеть про изделия, которыми он занимался. Ибо это до сих пор тайна.

Инженер с серийного завода может себе позволить некоторую открытость...

От kott
К Кротов (06.12.2008 14:02:58)
Дата 06.12.2008 21:20:16

Херню гоните вы

>Ни один уважающий себя разработчик не будет трындеть про изделия, которыми он занимался. Ибо это до сих пор тайна.
>Инженер с серийного завода может себе позволить некоторую открытость...
Продолжим.
Так разработчик или инженер с завода?
Что вы видели, когда писали, что видели что ракета самоликвидируется подрывом? Какая ракета на каком полигоне? Что в этом секретного?
Вы разработчик морской техники? На фига вы в танке ездили? Что в этом секретного?
Я так думаю, что сказать вам поросту нечего. Ну работали в КБ каком-нибудь или на заводе. В этом что секретного? Теперь не у дел, видимо. Ну знаком я со многими людьми, кто занимался многими-многими производственными вопросами ВПК. Один из них - это мой отец. Эти люди знают военную службу достаточно глубоко, так как по роду своей деятельности очень тесно соприкасаются с военными людьми и их знания о службе достаточно объективны . По крайней мере такую ахинею не несёт никто по различным вопросам. Щёки вы надули тут, а теперь сознаться стыдно. Вот и всё.Скучно.
Котт.

От Esq
К kott (06.12.2008 21:20:16)
Дата 07.12.2008 12:05:49

Ре: Херню гоните...

>>Ни один уважающий себя разработчик не будет трындеть про изделия, которыми он занимался. Ибо это до сих пор тайна.
>>Инженер с серийного завода может себе позволить некоторую открытость...
>Продолжим.
>Так разработчик или инженер с завода?
>Что вы видели, когда писали, что видели что ракета самоликвидируется подрывом? Какая ракета на каком полигоне? Что в этом секретного?
>Вы разработчик морской техники? На фига вы в танке ездили? Что в этом секретного?
>Я так думаю, что сказать вам поросту нечего. Ну работали в КБ каком-нибудь или на заводе. В этом что секретного? Теперь не у дел, видимо. Ну знаком я со многими людьми, кто занимался многими-многими производственными вопросами ВПК. Один из них - это мой отец. Эти люди знают военную службу достаточно глубоко, так как по роду своей деятельности очень тесно соприкасаются с военными людьми и их знания о службе достаточно объективны . По крайней мере такую ахинею не несёт никто по различным вопросам. Щёки вы надули тут, а теперь сознаться стыдно. Вот и всё.Скучно.


Я смотрю, MI-6 по тем же учебникам работает.
Конкуренты чертовы!

От kott
К Esq (07.12.2008 12:05:49)
Дата 07.12.2008 16:07:17

Почему Ми-6? Дефензива! :)

- Сигуранца проклятая! - закричал Остап, поднимая босую ногу. - Паразиты!
Офицер медленно вытащил пистолет и оттянул назад ствол. Великий комбинатор понял, что интервью окончилось. Сгибаясь, он заковылял назад, к советскому берегу...

От 2503
К Кротов (06.12.2008 14:02:58)
Дата 06.12.2008 16:03:20

наконец-то! с таким жутким режимом г. Кротов изобретал КРАСНУЮ КНОПКУ (-)


От Кротов
К 2503 (06.12.2008 16:03:20)
Дата 06.12.2008 16:44:26

про режим

Да, за 20 лет работы в оборонных КБ я привык уважать режим секретности.

Кстати, на этом форуме некоторые себе позволяют слишком много трепаться по вопросам, по которым лучше помолчать.

От nick191
К 2503 (06.12.2008 16:03:20)
Дата 06.12.2008 16:32:22

Нет. Он секретный физик...

Здравствуйте.
Он "секретный физик!"
Про закон Кулона слыхали? Его работа!
С уважением, nick191.

От 2503
К kott (05.12.2008 19:22:35)
Дата 05.12.2008 20:17:19

Тсс! Мьесье "Програмьест" "тему прохавал". Про что пИесы надо писать. Ждите ново

Тсс! Мьесье "Програмьест" "тему прохавал". Про что пИесы надо писать. Ждите нового экспеХта

От Steps
К Кротов (05.12.2008 09:48:01)
Дата 05.12.2008 10:54:07

Re: ТЗ и...

Приведите пожалуйста пример конкретного образца техники,чтобы он соответствовал заданным заказчиком ТТЗ?Не под славную ли нашу промышленность НИИ стандартизации понижал неоднократно требования разрабатываемых стандартов,а Министром обороны долгое время был главнейший представитель и защитник интересов ВПК?Какое "Г.." ваяете ,нак том и воюем,другого нет.Причем воюем вполне достойно.


От Кротов
К Steps (05.12.2008 10:54:07)
Дата 05.12.2008 15:12:40

ТЗ - это реально

>...под славную ли нашу промышленность НИИ стандартизации понижал неоднократно требования разрабатываемых стандартов,а Министром обороны долгое время был главнейший представитель и защитник интересов ВПК ?

Не было МО защитником интересов ВПК, по одной простой причине: ВПК всегда грамотно военным руки выкручивал.

Классический пример: военным нужно было 3 основных танка ?
Нет ! Это нужно было харьковской, уральской и ленинградской группировкам. Не более того...

Тем не менее ТЗ и постановления всегда писались и на них всегда было куча подписей. Видел я эти бумаги...

А при авариях подписанты вроде как непричём ?


От OldSalt
К Кротов (05.12.2008 15:12:40)
Дата 05.12.2008 18:44:55

Re: ТЗ -...

Добрый день!
>Не было МО защитником интересов ВПК, по одной простой причине: ВПК всегда грамотно военным руки выкручивал.
Мне кажется, Вы не правы. Причина была скорее субьективной - просто шкурные интересы конкретных представителей заказчика удивительным образом совпадали со шкурными интересами некоторых представителей ВПК. Ленинские премии, очереди на автомашины и пр. блага после принятия на вооружение очередного образца делились между ними поровну.
С наилучшими пожеланиями

От Кротов
К OldSalt (05.12.2008 18:44:55)
Дата 06.12.2008 14:49:18

ВПК

>Мне кажется, Вы не правы. Причина была скорее субьективной - просто шкурные интересы конкретных представителей заказчика удивительным образом совпадали со шкурными интересами некоторых представителей ВПК. Ленинские премии, очереди на автомашины и пр. блага после принятия на вооружение очередного образца делились между ними поровну.

Верно.
Особенно это касалось рпспредиления орденов.

В жутком "многотемье" (характерным для СССР) повинна именно эта дурацкая система.

Завершение очередной разработки - это гос.премии, ордена, медали и т.п.

Вот и наплодили херову тучу типов ракет, танков и создали проблемы в эксплуатации.


От OldSalt
К Кротов (06.12.2008 14:49:18)
Дата 08.12.2008 13:32:23

Re: ВПК

Добрый день!
>Вот и наплодили херову тучу типов ракет, танков и создали проблемы в эксплуатации.
Если в Ваш перечень добавить "типов морских мин" - то я согласен.
С наилучшими пожеланиями

От nick191
К Serge (04.12.2008 23:06:11)
Дата 05.12.2008 09:29:21

Re: дав сигнал...

Здравствуйте.
>Дело в том, что там стоит цифровой Молибден, и система Факел.
Факел - это что за зверьтакой?
>Проверка исправности автоматического управления системы автоматики ОКС производится с помощью кодограмм регламентного контроля ТОЛЬКО ПРИ ОТКЛЮЧЕННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ!!! А если цепи управления на арматуру не отключены - результат известен....
Интересное название: "автоматическое управление системы автоматики".
Это что же такое? "Маслянистое масло"?
С уважением, nick191.

От Serge
К nick191 (05.12.2008 09:29:21)
Дата 12.12.2008 13:40:26

Re: дав сигнал...


>Факел - это что за зверьтакой?
Система оповещения о возникновении пожара.
Состоит из нескольких каналов: датчики на вспышку, на дым (прозрачность воздуха), температура ессно и т.п. Была установленна на Курске, там с ней впервые и столкнулся (в 2001г. в Росляках).
>>Проверка исправности КАНАЛОВ автоматического управления системы автоматики ОКС производится с помощью кодограмм регламентного контроля ТОЛЬКО ПРИ ОТКЛЮЧЕННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ!!! А если цепи управления на арматуру не отключены - результат известен....
>Интересное название: "автоматическое управление системы автоматики".
>Это что же такое? "Маслянистое масло"?
Пардон, пропустил слово "каналов" (или "трактов", или "цепей"). Есть каналы измерения, каналы АУ, каналы сигнализации и пр.пр.пр.
>С уважением, nick191.

От 2503
К 2503 (01.12.2008 19:15:31)
Дата 01.12.2008 19:31:19

ссылки

www.lenta.ru/news/2008/12/01/loh/
"графика 1 канала" вне конкуренции .... особенно ЦП

www.rian.ru/society/20081201/156205189.html