Александр Емельяненков
"Российская газета" - Центральный выпуск №4790 от 12 ноября 2008 г.
Версия для печати
Авария произошла во время ходовых испытаний подводной лодки в российских водах Японского моря. Фото: "РГ"
Человеческие слабости или ненадежность техники - что привело к гибели 20 человек на испытаниях новой подлодки? Этот вопрос по-прежнему не дает покоя всем, кто так или иначе связан с флотом и кораблестроением.
Как и ожидалось, новый день не принес принципиально новой информации о причинах и обстоятельствах трагического ЧП на подводной лодке "Нерпа". Но одна из версий случившегося, по нашей информации, отпала.
Система пожаротушения на подводных лодках этого проекта сконструирована и управляется таким образом, что она НЕ МОГЛА включиться САМОПРОИЗВОЛЬНО, без участия человека. Даже если по каким-то причинам (например, курили там, где не положено) сработали датчики задымления. Об этом заявил на условиях анонимности один из ведущих сотрудников санкт-петербургского КБ "Малахит", где проектировалась несчастливая подлодка. Начальник и генеральный конструктор "Малахита" Владимир Пялов и генеральный конструктор подлодок проекта 971 Юрий Фарафонтов третий день недоступны по рабочим телефонам в Санкт-Петербурге. Они улетели на Дальний Восток и дают объяснения для прокуратуры и специальной комиссии. Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Владимира Пялова, официально об итогах расследования ЧП на подводной лодке К-152 "Нерпа" эта комиссия объявит 14 ноября.
Тем временем корреспондент "РГ" связался в городе на Неве с другим опытным в подобных делах специалистом - бывшим заместителем генерального конструктора ЦКБ "Рубин" Дмитрием Романовым, чье имя хорошо известно и кораблестроителям, и военным морякам. С его слов, Руководство по борьбе за живучесть (РБЖ, как называют его для краткости) жестко предписывает порядок применения химической системы пожаротушения. Она может быть приведена в действие дистанционно - не "автоматически", как часто путают, а дистанционно - с центрального поста. И только по приказанию.
- Этот огнегаситель можно подать и вручную - на свой отсек и на два смежных с ним, - уточнил наш собеседник. - Но это тоже делается по команде. Без приказания ЛОХ может быть подан только в одном случае - на себя. То есть когда связь с командованием корабля прервана, а в отсеке пожар. Тогда переборки задраиваются и подается фреон. Жестоко, но так требует РБЖ.
На "Нерпе", судя по всему, кем-то из сдаточной команды была допущена роковая ошибка. Не исключено, что ее могли допустить раньше - на стадии монтажа внутрикорабельных систем. А в море это аукнулось.
Более того, по словам одного из инженеров дальневосточного завода "Звезда" (их приводит "Интерфакс"), нынешним летом во время подготовки лодки к ходовым испытаниям уже была нештатная ситуация с этой системой пожаротушения. Но тогда, к счастью, обошлось без жертв, а специалисты сдаточной команды якобы своими силами устранили неполадки.
Насколько исчерпывающей и адекватной была такая "скорая помощь", еще предстоит разобраться. В этой связи бывший командующий Северным флотом, а ныне заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности адмирал Вячеслав Попов предостерег от поспешных и безадресных обвинений. Одновременно он высказал надежду, что тяжелое происшествие с гибелью людей не затормозит строительство современных подводных лодок для ВМФ.
свидетельства очевидца
Трагический случай, связанный с ошибочной подачей ЛОХ не в тот отсек, произошел 20 марта 1976 года при возгорании на атомной подводной лодке Северного флота К-77.
По признанию капитана 1 ранга Виталия Козаря, который был в то время командиром дивизии АПЛ с крылатыми ракетами (базировались в Видяево), лодка выполняла задачи в районе Бискайского залива, когда из пятого отсека поступил доклад: "Горит ППС!" (станция параллельно-последовательного включения групп аккумуляторной батареи). Сработали колокола громкого боя, и по корабельной трансляции прозвучало: "Пожар в пятом отсеке!"
По приказанию командира корабля трюмный матрос Лиховид приготовил к действию станцию ЛОХ в восьмом отсеке и подал огнегаситель "Фреон-114-В2" в аварийный пятый. Но оказалось, что газ вместо пятого пошел в седьмой отсек. Когда лодка всплыла и была отдраена переборка, в седьмом отсеке в различных позах лежали десять моряков. Еще двоих в бессознательном состоянии вытащили из трюма. Из всех, находившихся в отсеке, двое - капитан-лейтенант Анатолий Кочнев и старшина 1 статьи Пауль Тоос - были в аппаратах ИДА-59. Остальные - без всяких средств индивидуального спасения. Под руководством начальника медицинской службы офицеры оказывали первую медицинскую помощь пострадавшим, в первую очередь - тем, кто был без средств спасения.
Благодаря усилиям врача и его помощников удалось вернуть в сознание десять подводников. Затем бросились к находившимся в аппаратах ИДА-59. Сняли с них маски, но оба не подавали признаков жизни. Первая медицинская помощь, искусственное дыхание не дали положительных результатов. Тогда врач В. Кублицкий решился на крайнюю меру - шприцом ввести адреналин в сердца пострадавших. С разрешения командира корабля была выполнена и эта процедура. Но и она не дала ожидаемого эффекта. Командир моторной группы капитан-лейтенант Анатолий Кочнев и командир отделения мотористов старшина 1 статьи Пауль Тоос скончались от острого ингаляционного отравления "Фреоном-114-В2" и от кислородного голодания. Оба подводника, надев маски и включившись в аппарат, не смогли открыть вентили кислородных баллонов, так как потеряли сознание.
Между тем, дополняет сам себя Виталий Козарь, перед выходом в море каждому из подводников было выдано портативное дыхательное устройство, которое находилось при них постоянно. Простые и надежные в работе, ПДУ тогда еще не успели завоевать доверия у моряков. Действовали по старинке, изученными приемами - как можно скорее включиться в громоздкий аппарат ИДА-59. А жаль! При поступлении огнегасителя в отсек никто из моряков не пострадал бы, если бы вовремя использовали ПДУ, заключает бывалый подводник.
Как утверждает Виталий Козарь, ошибочная подача огнегасителя вместо пятого в седьмой отсек произошла по вине заводских ремонтников. При сборке системы ЛОХ была перепутана маркировка. После этого осмотрели систему ЛОХ на других кораблях соединения и обнаружили, что на подводных лодках К-67 и К-304, только прибывших из ремонта, аналогичным образом перепутана маркировка на клапанах. Были вскрыты тогда и серьезные упущения в руководящих документах по эксплуатации системы ЛОХ.
Фреон на "Нерпе" оказался с примесью ядовитого газа
10:12, 19.11.2008 | Дальний Восток
Возможно, создатели системы пожаротушения просто хотели сэкономить
Как сообщает газета "Комсомольская правда", один из специалистов, который должен был участвовать в испытаниях "Нерпы", но отказался в последний момент, рассказал о проблемах, существовавших на подлодке.
- С самого начала было нехорошее предчувствие. Лодку должны были сдать еще в августе 2007-го. Так что достраивали ее на ходу. И когда отправили в Большой Камень, полностью не были готовы элементы корпуса. Еще и систему ЛОХ перевели с ручного управления на автоматическое. Мы были против. Я и многие члены экипажа уверены: произошел программный сбой. А матроса, возможно, заставили признаться, что виноват он. Если сейчас признают, что виновата автоматическая система ЛОХ, придется оформлять море документов, признавать ненужность нового изобретения, а за него уже гранты розданы и деньги. Придется и переделывать ее на лодке. В лучшем случае все это займет 1,5 года...
К тому же, при возникновении внештатной ситуации члены экипажа были готовы надеть ПДА (Персональный дыхательный аппарат) за 3 - 4 секунды. Строгий командир корабля наказывал всех, кто не укладывался по времени. Он был помешан на безопасности. И при этом - 20 погибших, среди которых начальник химслужбы. Не кажется ли это странным? По моим данным, фреон пошел не чистый, а с примесью ядовитого трифтортрихлорэтана. Он дешевле, чем чистый. Возможно, просто хотели сэкономить. На заводе уже обсуждают, что после анализа фреона выявлено несоответствие норме, правда, пока официально эта версия не подтверждается. Но все признаки есть: люди падали мгновенно, как подкошенные, а сейчас у многих наших ребят повылезали побочные болячки. Вместо 21 пострадавшего в госпиталях уже 46 человек. И это, похоже, не предел. http://deita.ru/?news,,,,118395
> По моим данным, фреон пошел не чистый, а с примесью ядовитого трифтортрихлорэтана. Он дешевле, чем чистый. Возможно, просто хотели сэкономить. На заводе уже обсуждают, что после анализа фреона выявлено несоответствие норме, правда, пока официально эта версия не подтверждается. Но все признаки есть: люди падали мгновенно, как подкошенные, а сейчас у многих наших ребят повылезали побочные болячки. Вместо 21 пострадавшего в госпиталях уже 46 человек. И это, похоже, не предел.
Трифтортрихлорэтан это в общем тоже фреон (Фреон 113, Хладон 113) и в нормальных условиях малотоксичен.