От 2503 Ответить на сообщение
К serg Ответить по почте
Дата 23.09.2008 18:28:35 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

ПДСТ. еще одна "потеряная глава" из Гусева

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПАРНЫЙ ДОННЫЙ СЕТЕВОЙ ТРАЛ
Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте.
Козьма Прутков
До тех пор, пока на вооружении флотов будут находиться якорные мины, будут востребованы и контактные тралы для их уничтожения. Представляют они собой тросовые систе¬мы с резаками для механического разрушения минрепов всех типов якор¬ных мин. Б 1881 году лейтенантом Беклемишевым были разработаны два образца парных тралов (тяжелый и облегченный). В 1882 году был со¬здан сетевой трал для очистки фарватеров от всплывавших якорных мин. В 1883 году генерал Заботкин предложил индивидуальный охранитель кораблей от якорных мин. Наконец, в 1898 году для пробития проходов в минных заграждениях стали применяться контрмины, которые стави¬лись друг от друга на определенное расстояние и взрывались одновремен¬но, проводя подрыв вражеских мин.
Таким образом, за одно десятилетие были определены основные типы контактных тралов и способы борьбы с якорными минами. При¬шел черед их усовершенствования. В том же 1898 году лейтенант русско¬го флота Шульц К.О. изобрел трал, у которого тралящая часть могла удер¬живаться на определенном углублении от поверхности. Трал Шульца служил флоту полвека. Он продолжал совершенствоваться, пока весь диапазон глубин от придонной до заданной не был перекрыт его резака¬ми. Оставалась еще, правда, мертвая зона. И об этом наш рассказ. I На дворе был 1962 год. Начальник лаборатории минной испыта¬тельной партии капитан-лейтенант Махов Владимир Никитич вернулся из командировки. Заглянув в свой письменный стол, куда обычно складывали поступающую в его отсутствие прессу, он обнаружил, что в ящике, где обычно на кипе бумаг лежала книга Альтшулера "Как оформить заявку на предполагаемое изобретение", ее на месте не оказалось. Нельзя сказать, что Володя с утра до вечера только тем и занимался, что оформлял заявки, но книга вполне удовлетворительно работала на его научный ав¬торитет, тем более, что имеемый авторитет приобретался в основном по хозяйственной части. Он лично обеспечивал реализацию директив¬ных указаний из Центра об обеспечении работы многочисленных научно-испытательных комиссий расходными материалами, среди которых спирт-ректификат был не на последнем месте. Даже убывая в командировку, Володя не перепоручал эту заботу о научных работниках кому-то другому. Подождут, считал он, и слыл совершенно незаменимым человеком в дан¬ном вопросе. Вот и сейчас стайка ученых терпеливо поджидает, когда он обратит на них свое августейшее внимание. Но "они" сейчас заняты. Во¬шел начальник минной испытательной станции Иванов Владимир Григо¬рьевич. Поздоровались, и Махов доложил о результатах контрольного осмотра аппаратуры мин, заложенных на длительное хранение по специ¬альной программе на минной базе на Камчатке. В конце не удержался:
- Пока ездил, Владимир Григорьевич, кто-то спер у меня книгу авто¬ра Альтшулера о правилах оформления заявок на изобретения.
- Книгу старого шулера мог позаимствовать наш Зайцев Валерий Пав¬лович, начинающий изобретатель, автор совершенно нового чудо-трала. Вы не мешайте ему и не предъявляйте судебных исков, а займитесь лучше изучением иностранного языка. Помните, что Министр обороны начал требовать, чтобы каждый офицер умел водить любую машину на любое расстояние и знал хотя бы один иностранный язык. Вынужден буду отме¬чать это в аттестации в конце года.
Иванов, конечно, шутил, но шутка была вполне руководящей.
- Кстати, а где сам изобретатель?
- Направил его на кафедру рыболовства Дальневосточного государ¬ственного университета. Пусть пообщается с учеными. "Экономична муд¬рость бытия: все новое в нем шьется из старья." Шекспир.
- А почему такая срочность?
- Вы, товарищ Махов, как с луны свалились. У нас 20 мая ЧП произош¬ло мирового масштаба, а вы на Камчатке скрываетесь. Сейнер ловил кам¬балу в заливе Петра Великого недалеко от Владивостока и вместе с рыбой поднял в сети со дна морского старую мину. Капитан, к сожалению, ока¬зался "очень опытным" и потому знал, что если действовать строго по инструкции, то можно оказаться без плана, без премии и прочей благо¬дати. И потому приказал: рыбу в трюм, мину за борт. После этого от сей¬нера, "очень опытного" капитана и экипажа ничего не осталось. Одного матросика спасли. Теперь минный отдел МТУ работает по архивам, а его начальник, небезызвестный Зураб Алиевич Ашуров, не вылезает из штаба флота, сочиняя объяснения и изобретая предложения.
- Понятно. Схожу к Зурабу, узнаю все из первых уст.
Стоило Володе войти в лабораторию, которую ему предстояло ми¬новать, как он мигом был окружен жаждущей спирта прикладной и фунда¬ментальной "наукой". Володя их остановил:
- Ждать. Все будет. Несколько позже.
Зураб Ашуров сидел в своем кабинете и листал дело, привезенное из архива, и делал какие - то выписки. Они поздоровались и Махов, про¬демонстрировав свою общую осведомленность, стал интересоваться де¬талями дела.
- О чем пишешь очередной доклад?
- Сейчас, Володя, главное отбить обвинения Министерства рыболов¬ного хозяйства. Ничего лучше они не придумали, как подать в суд на Главко¬ма с требованием возместить нанесенный ущерб от потери сейнера и гибе¬ли экипажа. Виноват во всем капитан: мину на место, где взял, не положил, не обвеховал, оперативному не сообщил... Матросик, которого спасли, слышал его команду: "Рыбу - в трюм, мину - в море!"
- Этого, наверное, хватит для снятия обвинений. А откуда там мина?
- С миной все ясно. В период 1941-1942 гг. весь залив Петра Великого был на выходе перегорожен минными полями. В два яруса. Установили тогда около 10 тысяч мин, и почти все они были снабжены автономными приборами потопления для самозаливаемости при обрыве минрепа. Пос¬ле войны вытралили около 90 %. Значит остальные, самозатопленные, лежат на грунте. Вот одну такую и зацепил сетевым тралом сейнер.
- Каким же тралом тралить эти смертоносные шарики? Иванов гово¬рит, что Валера Зайцев взялся сделать сетевой донный трал. Сейчас обща¬ется с учеными в ДВГУ.
- У меня у самого идей достаточно, но вот пока все пишу справки. Октай Тагиев с Юрой Бородиным тоже заняты. Изучают в архиве доку¬менты по приготовлению мин в тот период.
- А что предложила Москва?
- Прислали телеграмму: "Используйте парный придонный трал с навеской грузов на тралчасть". Этот трал был предназначен для борьбы с немецкими противолодочными придонными минами с коротки- ми минрепами. Мне приходилось с ним работать еще на Балтике. Тогда нашему шестнадцатому дивизиону было приказано тралом ППТ уничтожить противо¬лодочные мины на Нарген - Поркала -Удской позиции, выставленной фашиста¬ми на выходе из Финского залива. Но здесь он не эффективен. Ни одной вытра¬ленной мины. Такие вот, Володя, дела.
- Понятно. Ясно, что тралить нужно тем, чем затралили - сетевым тра¬лом, но нужно над его конструкцией поработать.. А я, Зураб, с Камчатки. По¬мощь моя нужна дружественному отделу?
- Да нет, разве что с Зайцевым поработай.
- С Зайцевым - нет. Он у нас самостоятельный и обидчивый. Впрочем, я уже внес свой вклад. Научил его оформлять заявки на предполагаемые изобретения. Свел его с одним Альтшулером. Не слышал о таком?
- Не приходилось.
- Скоро выучите наизусть.
Далее Махов рассказал Ашурову о проделанной работе на Камчатке, состоянии подконтрольной партии мин и вернулся в лабораторию, где уже был взят учеными в плотное кольцо...Отпустим Володю. Мавр сделал свое дело. Мавр может уходить. Общая обстановка нам ясна. Зураб Ашуров на¬правился в Штаб флота к Филону Николаю Александровичу, своему нынеш¬нему куратору....
Капитан-лейтенант Зайцев Валерий Павлович, отец троих детей, был склонен к научной работе. В письменном столе у него для этого дела лежала логарифмическая линейка, на которой он бойко умножал и делил. До извлече¬ния корней в его научной деятельности дело как-то не доходило, а возведение в степень он производил последовательным умножением. Практик тральных работ, он постоянно совершенствовал тральные части и другие тральные деталюхи, добиваясь высоких результатов на учениях и состязательных тралениях. В Бюро по рационализации и изобретениям его фамилия была известна, а в денежные ведомости Бюро почти ежемесячно вносилась его фамилия.
Сейчас он с шумом вошел в кабинет к Иванову:
- Спасибо, товарищ командир, за "наводку" на кафедру. Все упростилось. На сетевой придонный трал для ловли камбалы у них есть авторское свиде¬тельство. Тогда вся формула моего изобретения сводится к следующему: трал по заявке номер такой-то, отличающийся тем, и далее поехало: первое, вто¬рое, третье...
- Что-то у тебя все просто, Валерий Павлович. Тралить-то будете не формулой изобретения. Сначала нужно трал сделать, испытать, а потом по¬смотреть, чем он там отличается от рыболовной сети.
- У меня уже все давно продумано. Во-первых, он будет отличаться шириной полосы. У них он десятки метров, у нас более сотни. У них он прыгает у грунта, как стрекоза, у нас будет стелиться. Мне ясно, как удер¬жать трал постоянно на грунте, как удержать сеть в раскрытом положении при буксировке ее в воде...
Таким образом, пока Зураб Ашуров присутствовал на совещаниях, док¬ладывал и вновь рылся в архивах, Зайцевым конструкция трала была безуп¬речно отработана. Приступили к ее изготовлению, и здесь выяснилось, что без Зураба ему было не обойтись. У Зайцева, кроме логарифмической ли¬нейки в столе, никакой материальной части нет. А у Зураба в подчинении минный арсенал и не один. А там и троса, и пластмассовые ролики от сня¬тых с вооружения параван-охранителей и цепей, и пенопластовые плавчасти и буи, и... Так что Зураб по железной необходимости становился у Зайцева соавтором. Тем более, и предложения по улучшению конструк¬ции с его стороны тоже последовали незамедлительно: нужен дополни¬тельно трос с роликами, промежуточный канат и цепочки, и еще, и еще. Началось их творческое содружество...
Изготовленный трал проходил испытания непосредственно на быв¬шем минном поле. Создатели его, конечно, хотели бы провести испыта¬ния на полигоне, специально оборудованном макетами мин, но встрети¬ли громовое возражение в Штабе флота:
- Какой Вам полигон! Мы уже две недели тралим Вашим ППТ и еще ни одной мины не вытралили. Что мы будем докладывать Главкому? Вот идите на минное поле и проводите свои эксперименты и испытания.
Испытания начали проводить чуть южнее Аскольда. Зураб на правом, Валерий на левом тральщике. Шли, пока натяжение на динамометре не уве¬личилось на пару тонн. Осторожно стали выбирать сеть на правом траль¬щике. Стоп! Вот она - черная круглая смерть! Уменьшили ход до самого малого, со шлюпки зацепили гаком крана мину за кольцо на корпусе. Слава богу, на море штиль. Постелили на корме тральщика два матраса, осто¬рожно положили и закрепили мину. От радости за содеянное изобретате¬ли забыли, что мину надо было немедленно уничтожить. Но им хотелось показать ее всем: "Смотрите! Наш трал работает!"
Помчались в бухту Стрелок доложить-показать начальнику штаба базы контр-адмиралу Касьянову В.П. результаты траления, но в ответ услыша¬ли такой мат, что сразу опустились из заоблачных научных высот на ре¬альную грешную землю:
- ...Мину немедленно уничтожить, а не возить по бухтам, напоказ!..
Отошли на пару миль от берега, прикрепили к мине два буя и опусти¬ли за борт. Отошли от мины кабельтова на три и расстреляли ее из пушки. Взрыв потряс воздух. Огромный столб воды поднялся вверх. - По местам стоять, рыбу выбирать!.
Это командир принял правильное решение. Море первым вознагра¬дило моряков за трудную и опасную работу. Снова вернулись в залив Стре¬лок и услышали теперь уже слова благодарности от Комфлота в сопровож¬дении ласкового мата.
Началось почти двухлетнее боевое траление. Было вытралено и унич¬тожено более сотни мин, а также много мин учебных и практических тор¬пед. Опыт траления показал, что трал может использоваться для очист¬ки фарватеров и от донных мин с неизвестными характеристиками неконтактных взрывателей путем отбуксировки за пределы фарватеров всего, что попало в сеть. Если, конечно, дно не засорено крупными кам¬нями и валунами, как, например, Баренцево море, - там трал не всегда ра¬ботал. Рискованная работа экипажей тральщиков вознаграждалась морем рыбой, крупными крабами, которые попадали в сеть. После обследова¬ния всех опасных районов, весь залив Петра Великого был открыт для рыбной ловли.
Трал получил наименование парного донного сетевого (ПДСТ) и по указанию УПВ ВМФ серийно изготавливался в мастерских МТУ ТОФ. Применялся на БФ и ЧФ. Этим тралом были подняты и фрагменты южно¬корейского лайнера "Боинг-747", сбитого 20 апреля 1978 года нашим ис¬требителем при нарушении им воздушного пространства СССР. Глубины, на которых затонул самолет, превышали возможности трала, и минер от¬дела МТУ капитан 2 ранга Владимир Писаревский сумел модернизировать трал и выполнить поставленную задачу.
Этим тралом, как вспоминает заместитель начальника УПВ ВМФ ка¬питан 1 ранга Семененков В.Г., он в период службы на тральщике на Бал¬тийском флоте в восьмидесятые годы также участвовал в поиске потер¬певшего аварию самолета. Отдельные фрагменты были подняты. Аналогичные работы проводились на Черноморском флоте. Большое дело сделали капитан-лейтенант Зайцев и капитан 3 ранга Ашуров. Спору нет, государственное дело. В 1964 г. они получили авторс¬кое свидетельство № 31234, а в 1972 году после многолетней опытовой эксплуатации трал был принят на вооружение ВМФ. В минную историю трал войдет, скорее всего, как Дальневосточный. Где родился, там боль¬ше и пригодился.
Благодарное УПВ ВМФ взяло на себя организацию поощрения без¬вестных доселе изобретателей. С небольшими административными "зат¬ратами", но со вкусом. Зайцеву В.П. был разрешен перевод на Запад пре¬подавателем в Киевское политическое училище, откуда он ранее организовал запрос. Ашуров З.А. тоже был переведен на Запад. Обещали в Москву, в УПВ, но в нужный момент вакантных должностей там не оказалось. Ему предложили перевод осуществить поэтапно, через мин¬ный завод в Казахстане. Зураб решился и Москву в конце концов покорил. С тех прошло много лет. Следы Зайцева В.П. затерялись в Киеве, а Ашуров З.А. живет в Москве и вот уже более 20 лет работает в ЦНИИ "Курс", способствуя дальнейшему развитию минного и противоминного оружия, связи с УПВ не прерывает и по первому приглашению прибывает на встречи ветеранов.
Прослушав соответствующие месту и времени доклады и поздравле¬ния, Зураб Алиевич просит слова и читает собравшимся стихи своей мо¬лодости минера - балтийца Льва Васина о послевоенном тралении: "Когда она всплыла за тралом, Проткнув волну рогатым лбом, К ней был подвешен с борта яла Патрон с бикфордовым шнуром. Могучий гул ударил в уши, Как будто стали нам слышны Раскаты дней войны минувшей, Тяжелой, яростной войны..." А потом Зураб Алиевич читает и стихи собственного сочинения.... В квартире у Зураба Алиевича на видном месте стоит макет морского тральщика проекта 254К, на котором испытывался парный донный сете¬вой трал. Дела нашей молодости в нашей памяти. И памяти флота.
Так почему же сюжет о Дальневосточном сетевом трале появился сре¬ди сюжетов о торпедах? Ведь не в благодарность о десятке поднятых с грун¬та древних торпед. Все очень просто. При анализе причин катастроф ко¬раблей почти всегда выдвигается версия соударения их с миной времен второй Мировой войны. И это правильно. Эхо войны всегда долгое. Вер¬сия соударения с миной особенно вероятна для катастроф с подводными лодками. И проверять ее нужно не словесным спором, а контрольным тралением Дальневосточным парным донным сетевым тралом района катастрофы.
Он есть. Он служит флоту.



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100