ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПАРНЫЙ ДОННЫЙ СЕТЕВОЙ ТРАЛ
Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте.
Козьма Прутков
До тех пор, пока на вооружении флотов будут находиться якорные мины, будут востребованы и контактные тралы для их уничтожения. Представляют они собой тросовые систе¬мы с резаками для механического разрушения минрепов всех типов якор¬ных мин. Б 1881 году лейтенантом Беклемишевым были разработаны два образца парных тралов (тяжелый и облегченный). В 1882 году был со¬здан сетевой трал для очистки фарватеров от всплывавших якорных мин. В 1883 году генерал Заботкин предложил индивидуальный охранитель кораблей от якорных мин. Наконец, в 1898 году для пробития проходов в минных заграждениях стали применяться контрмины, которые стави¬лись друг от друга на определенное расстояние и взрывались одновремен¬но, проводя подрыв вражеских мин.
Таким образом, за одно десятилетие были определены основные типы контактных тралов и способы борьбы с якорными минами. При¬шел черед их усовершенствования. В том же 1898 году лейтенант русско¬го флота Шульц К.О. изобрел трал, у которого тралящая часть могла удер¬живаться на определенном углублении от поверхности. Трал Шульца служил флоту полвека. Он продолжал совершенствоваться, пока весь диапазон глубин от придонной до заданной не был перекрыт его резака¬ми. Оставалась еще, правда, мертвая зона. И об этом наш рассказ. I На дворе был 1962 год. Начальник лаборатории минной испыта¬тельной партии капитан-лейтенант Махов Владимир Никитич вернулся из командировки. Заглянув в свой письменный стол, куда обычно складывали поступающую в его отсутствие прессу, он обнаружил, что в ящике, где обычно на кипе бумаг лежала книга Альтшулера "Как оформить заявку на предполагаемое изобретение", ее на месте не оказалось. Нельзя сказать, что Володя с утра до вечера только тем и занимался, что оформлял заявки, но книга вполне удовлетворительно работала на его научный ав¬торитет, тем более, что имеемый авторитет приобретался в основном по хозяйственной части. Он лично обеспечивал реализацию директив¬ных указаний из Центра об обеспечении работы многочисленных научно-испытательных комиссий расходными материалами, среди которых спирт-ректификат был не на последнем месте. Даже убывая в командировку, Володя не перепоручал эту заботу о научных работниках кому-то другому. Подождут, считал он, и слыл совершенно незаменимым человеком в дан¬ном вопросе. Вот и сейчас стайка ученых терпеливо поджидает, когда он обратит на них свое августейшее внимание. Но "они" сейчас заняты. Во¬шел начальник минной испытательной станции Иванов Владимир Григо¬рьевич. Поздоровались, и Махов доложил о результатах контрольного осмотра аппаратуры мин, заложенных на длительное хранение по специ¬альной программе на минной базе на Камчатке. В конце не удержался:
- Пока ездил, Владимир Григорьевич, кто-то спер у меня книгу авто¬ра Альтшулера о правилах оформления заявок на изобретения.
- Книгу старого шулера мог позаимствовать наш Зайцев Валерий Пав¬лович, начинающий изобретатель, автор совершенно нового чудо-трала. Вы не мешайте ему и не предъявляйте судебных исков, а займитесь лучше изучением иностранного языка. Помните, что Министр обороны начал требовать, чтобы каждый офицер умел водить любую машину на любое расстояние и знал хотя бы один иностранный язык. Вынужден буду отме¬чать это в аттестации в конце года.
Иванов, конечно, шутил, но шутка была вполне руководящей.
- Кстати, а где сам изобретатель?
- Направил его на кафедру рыболовства Дальневосточного государ¬ственного университета. Пусть пообщается с учеными. "Экономична муд¬рость бытия: все новое в нем шьется из старья." Шекспир.
- А почему такая срочность?
- Вы, товарищ Махов, как с луны свалились. У нас 20 мая ЧП произош¬ло мирового масштаба, а вы на Камчатке скрываетесь. Сейнер ловил кам¬балу в заливе Петра Великого недалеко от Владивостока и вместе с рыбой поднял в сети со дна морского старую мину. Капитан, к сожалению, ока¬зался "очень опытным" и потому знал, что если действовать строго по инструкции, то можно оказаться без плана, без премии и прочей благо¬дати. И потому приказал: рыбу в трюм, мину за борт. После этого от сей¬нера, "очень опытного" капитана и экипажа ничего не осталось. Одного матросика спасли. Теперь минный отдел МТУ работает по архивам, а его начальник, небезызвестный Зураб Алиевич Ашуров, не вылезает из штаба флота, сочиняя объяснения и изобретая предложения.
- Понятно. Схожу к Зурабу, узнаю все из первых уст.
Стоило Володе войти в лабораторию, которую ему предстояло ми¬новать, как он мигом был окружен жаждущей спирта прикладной и фунда¬ментальной "наукой". Володя их остановил:
- Ждать. Все будет. Несколько позже.
Зураб Ашуров сидел в своем кабинете и листал дело, привезенное из архива, и делал какие - то выписки. Они поздоровались и Махов, про¬демонстрировав свою общую осведомленность, стал интересоваться де¬талями дела.
- О чем пишешь очередной доклад?
- Сейчас, Володя, главное отбить обвинения Министерства рыболов¬ного хозяйства. Ничего лучше они не придумали, как подать в суд на Главко¬ма с требованием возместить нанесенный ущерб от потери сейнера и гибе¬ли экипажа. Виноват во всем капитан: мину на место, где взял, не положил, не обвеховал, оперативному не сообщил... Матросик, которого спасли, слышал его команду: "Рыбу - в трюм, мину - в море!"
- Этого, наверное, хватит для снятия обвинений. А откуда там мина?
- С миной все ясно. В период 1941-1942 гг. весь залив Петра Великого был на выходе перегорожен минными полями. В два яруса. Установили тогда около 10 тысяч мин, и почти все они были снабжены автономными приборами потопления для самозаливаемости при обрыве минрепа. Пос¬ле войны вытралили около 90 %. Значит остальные, самозатопленные, лежат на грунте. Вот одну такую и зацепил сетевым тралом сейнер.
- Каким же тралом тралить эти смертоносные шарики? Иванов гово¬рит, что Валера Зайцев взялся сделать сетевой донный трал. Сейчас обща¬ется с учеными в ДВГУ.
- У меня у самого идей достаточно, но вот пока все пишу справки. Октай Тагиев с Юрой Бородиным тоже заняты. Изучают в архиве доку¬менты по приготовлению мин в тот период.
- А что предложила Москва?
- Прислали телеграмму: "Используйте парный придонный трал с навеской грузов на тралчасть". Этот трал был предназначен для борьбы с немецкими противолодочными придонными минами с коротки- ми минрепами. Мне приходилось с ним работать еще на Балтике. Тогда нашему шестнадцатому дивизиону было приказано тралом ППТ уничтожить противо¬лодочные мины на Нарген - Поркала -Удской позиции, выставленной фашиста¬ми на выходе из Финского залива. Но здесь он не эффективен. Ни одной вытра¬ленной мины. Такие вот, Володя, дела.
- Понятно. Ясно, что тралить нужно тем, чем затралили - сетевым тра¬лом, но нужно над его конструкцией поработать.. А я, Зураб, с Камчатки. По¬мощь моя нужна дружественному отделу?
- Да нет, разве что с Зайцевым поработай.
- С Зайцевым - нет. Он у нас самостоятельный и обидчивый. Впрочем, я уже внес свой вклад. Научил его оформлять заявки на предполагаемые изобретения. Свел его с одним Альтшулером. Не слышал о таком?
- Не приходилось.
- Скоро выучите наизусть.
Далее Махов рассказал Ашурову о проделанной работе на Камчатке, состоянии подконтрольной партии мин и вернулся в лабораторию, где уже был взят учеными в плотное кольцо...Отпустим Володю. Мавр сделал свое дело. Мавр может уходить. Общая обстановка нам ясна. Зураб Ашуров на¬правился в Штаб флота к Филону Николаю Александровичу, своему нынеш¬нему куратору....
Капитан-лейтенант Зайцев Валерий Павлович, отец троих детей, был склонен к научной работе. В письменном столе у него для этого дела лежала логарифмическая линейка, на которой он бойко умножал и делил. До извлече¬ния корней в его научной деятельности дело как-то не доходило, а возведение в степень он производил последовательным умножением. Практик тральных работ, он постоянно совершенствовал тральные части и другие тральные деталюхи, добиваясь высоких результатов на учениях и состязательных тралениях. В Бюро по рационализации и изобретениям его фамилия была известна, а в денежные ведомости Бюро почти ежемесячно вносилась его фамилия.
Сейчас он с шумом вошел в кабинет к Иванову:
- Спасибо, товарищ командир, за "наводку" на кафедру. Все упростилось. На сетевой придонный трал для ловли камбалы у них есть авторское свиде¬тельство. Тогда вся формула моего изобретения сводится к следующему: трал по заявке номер такой-то, отличающийся тем, и далее поехало: первое, вто¬рое, третье...
- Что-то у тебя все просто, Валерий Павлович. Тралить-то будете не формулой изобретения. Сначала нужно трал сделать, испытать, а потом по¬смотреть, чем он там отличается от рыболовной сети.
- У меня уже все давно продумано. Во-первых, он будет отличаться шириной полосы. У них он десятки метров, у нас более сотни. У них он прыгает у грунта, как стрекоза, у нас будет стелиться. Мне ясно, как удер¬жать трал постоянно на грунте, как удержать сеть в раскрытом положении при буксировке ее в воде...
Таким образом, пока Зураб Ашуров присутствовал на совещаниях, док¬ладывал и вновь рылся в архивах, Зайцевым конструкция трала была безуп¬речно отработана. Приступили к ее изготовлению, и здесь выяснилось, что без Зураба ему было не обойтись. У Зайцева, кроме логарифмической ли¬нейки в столе, никакой материальной части нет. А у Зураба в подчинении минный арсенал и не один. А там и троса, и пластмассовые ролики от сня¬тых с вооружения параван-охранителей и цепей, и пенопластовые плавчасти и буи, и... Так что Зураб по железной необходимости становился у Зайцева соавтором. Тем более, и предложения по улучшению конструк¬ции с его стороны тоже последовали незамедлительно: нужен дополни¬тельно трос с роликами, промежуточный канат и цепочки, и еще, и еще. Началось их творческое содружество...
Изготовленный трал проходил испытания непосредственно на быв¬шем минном поле. Создатели его, конечно, хотели бы провести испыта¬ния на полигоне, специально оборудованном макетами мин, но встрети¬ли громовое возражение в Штабе флота:
- Какой Вам полигон! Мы уже две недели тралим Вашим ППТ и еще ни одной мины не вытралили. Что мы будем докладывать Главкому? Вот идите на минное поле и проводите свои эксперименты и испытания.
Испытания начали проводить чуть южнее Аскольда. Зураб на правом, Валерий на левом тральщике. Шли, пока натяжение на динамометре не уве¬личилось на пару тонн. Осторожно стали выбирать сеть на правом траль¬щике. Стоп! Вот она - черная круглая смерть! Уменьшили ход до самого малого, со шлюпки зацепили гаком крана мину за кольцо на корпусе. Слава богу, на море штиль. Постелили на корме тральщика два матраса, осто¬рожно положили и закрепили мину. От радости за содеянное изобретате¬ли забыли, что мину надо было немедленно уничтожить. Но им хотелось показать ее всем: "Смотрите! Наш трал работает!"
Помчались в бухту Стрелок доложить-показать начальнику штаба базы контр-адмиралу Касьянову В.П. результаты траления, но в ответ услыша¬ли такой мат, что сразу опустились из заоблачных научных высот на ре¬альную грешную землю:
- ...Мину немедленно уничтожить, а не возить по бухтам, напоказ!..
Отошли на пару миль от берега, прикрепили к мине два буя и опусти¬ли за борт. Отошли от мины кабельтова на три и расстреляли ее из пушки. Взрыв потряс воздух. Огромный столб воды поднялся вверх. - По местам стоять, рыбу выбирать!.
Это командир принял правильное решение. Море первым вознагра¬дило моряков за трудную и опасную работу. Снова вернулись в залив Стре¬лок и услышали теперь уже слова благодарности от Комфлота в сопровож¬дении ласкового мата.
Началось почти двухлетнее боевое траление. Было вытралено и унич¬тожено более сотни мин, а также много мин учебных и практических тор¬пед. Опыт траления показал, что трал может использоваться для очист¬ки фарватеров и от донных мин с неизвестными характеристиками неконтактных взрывателей путем отбуксировки за пределы фарватеров всего, что попало в сеть. Если, конечно, дно не засорено крупными кам¬нями и валунами, как, например, Баренцево море, - там трал не всегда ра¬ботал. Рискованная работа экипажей тральщиков вознаграждалась морем рыбой, крупными крабами, которые попадали в сеть. После обследова¬ния всех опасных районов, весь залив Петра Великого был открыт для рыбной ловли.
Трал получил наименование парного донного сетевого (ПДСТ) и по указанию УПВ ВМФ серийно изготавливался в мастерских МТУ ТОФ. Применялся на БФ и ЧФ. Этим тралом были подняты и фрагменты южно¬корейского лайнера "Боинг-747", сбитого 20 апреля 1978 года нашим ис¬требителем при нарушении им воздушного пространства СССР. Глубины, на которых затонул самолет, превышали возможности трала, и минер от¬дела МТУ капитан 2 ранга Владимир Писаревский сумел модернизировать трал и выполнить поставленную задачу.
Этим тралом, как вспоминает заместитель начальника УПВ ВМФ ка¬питан 1 ранга Семененков В.Г., он в период службы на тральщике на Бал¬тийском флоте в восьмидесятые годы также участвовал в поиске потер¬певшего аварию самолета. Отдельные фрагменты были подняты. Аналогичные работы проводились на Черноморском флоте. Большое дело сделали капитан-лейтенант Зайцев и капитан 3 ранга Ашуров. Спору нет, государственное дело. В 1964 г. они получили авторс¬кое свидетельство № 31234, а в 1972 году после многолетней опытовой эксплуатации трал был принят на вооружение ВМФ. В минную историю трал войдет, скорее всего, как Дальневосточный. Где родился, там боль¬ше и пригодился.
Благодарное УПВ ВМФ взяло на себя организацию поощрения без¬вестных доселе изобретателей. С небольшими административными "зат¬ратами", но со вкусом. Зайцеву В.П. был разрешен перевод на Запад пре¬подавателем в Киевское политическое училище, откуда он ранее организовал запрос. Ашуров З.А. тоже был переведен на Запад. Обещали в Москву, в УПВ, но в нужный момент вакантных должностей там не оказалось. Ему предложили перевод осуществить поэтапно, через мин¬ный завод в Казахстане. Зураб решился и Москву в конце концов покорил. С тех прошло много лет. Следы Зайцева В.П. затерялись в Киеве, а Ашуров З.А. живет в Москве и вот уже более 20 лет работает в ЦНИИ "Курс", способствуя дальнейшему развитию минного и противоминного оружия, связи с УПВ не прерывает и по первому приглашению прибывает на встречи ветеранов.
Прослушав соответствующие месту и времени доклады и поздравле¬ния, Зураб Алиевич просит слова и читает собравшимся стихи своей мо¬лодости минера - балтийца Льва Васина о послевоенном тралении: "Когда она всплыла за тралом, Проткнув волну рогатым лбом, К ней был подвешен с борта яла Патрон с бикфордовым шнуром. Могучий гул ударил в уши, Как будто стали нам слышны Раскаты дней войны минувшей, Тяжелой, яростной войны..." А потом Зураб Алиевич читает и стихи собственного сочинения.... В квартире у Зураба Алиевича на видном месте стоит макет морского тральщика проекта 254К, на котором испытывался парный донный сете¬вой трал. Дела нашей молодости в нашей памяти. И памяти флота.
Так почему же сюжет о Дальневосточном сетевом трале появился сре¬ди сюжетов о торпедах? Ведь не в благодарность о десятке поднятых с грун¬та древних торпед. Все очень просто. При анализе причин катастроф ко¬раблей почти всегда выдвигается версия соударения их с миной времен второй Мировой войны. И это правильно. Эхо войны всегда долгое. Вер¬сия соударения с миной особенно вероятна для катастроф с подводными лодками. И проверять ее нужно не словесным спором, а контрольным тралением Дальневосточным парным донным сетевым тралом района катастрофы.
Он есть. Он служит флоту.