О боевых действиях ВМС США в Персидском заливе, апрель 1988, операция «Прейинг М
АКЦИЯ ВОЗМЕЗДИЯ
(О боевых действиях ВМС США в Персидском заливе, апрель 1988 г.).
Капитан 1 ранга в запасе В,ОСИПОВ
В АПРЕЛЕ 1988 г., когда еще продолжалась ирано-иракская война, а до вступления в силу соглашения о прекращении огня оставалось четыре ме¬сяца, в Персидском заливе и в северной части Аравийского моря находилась зна¬чительная по составу (21 ед.) группи¬ровка кораблей ВМС США. 14 апреля один из них — фрегат УРО «Сэмюэль Роберте» — подорвался на мине и был отбуксирован в порт Дубай (Объединен¬ные Арабские Эмираты). Десять членов экипажа получили ранения. Контрольное обследование района показало, что в нем выставлено заграждением из мин иранского производства. Получив эти данные, военно-политическое руководст¬во США приняло решение силами фло¬та организовать акцию возмездия. Под¬готовка и проведение этой акции прохо¬дили в рамках операции под кодовым наименованием «Прейинг Мантис».
Разработка плана и приказа на опера¬цию в штабе командующего объединен¬ным соединением ВС США на Среднем Востоке (на борту штабного корабля «Коронадо») началась 16 апреля и за¬вершилась к исходу следующего дня. Практически одновременно проводилась перегруппировка сил в районе предсто¬ящих действий. Был отменен запланиро¬ванный заход в порт Момбаса отряда ко¬раблей из состава АУГ, находившейся в северной части Аравийского моря. Флагман АУГ — атомный авианосец «Энтерпрайз» — с двумя кораблями охранения (атомным крейсером «Тракстан» и фре¬гатом «Ризонер») вошел в Оманский за¬лив и в дальнейшем маневрировал в 100—120 милях южнее Ормузского про¬лива. Остальные корабли группы коман¬дир АУГ (он же командир 3-й крейсерско-миноносной группы) направил в юж¬ную часть Персидского залива, где были сформированы три корабельные ударные группы (КУГ).
В КУГ «Браво» вошли эсминец «Меррил» (с командиром 9-й эскадры эсмин¬цев на борту), эсминец УРО «Линд Мак-кормик», десантно-вертолетный корабль-док «Трентон» (на борту — около 400 морских пехотипцев, четыре вертолета огневой поддержки и четыре транспорте но-десантных).
КУГ «Чарли» в составе крейсера УРО «Уэйнрайт», фрегата УРО «Симпсога», фрегата «Бэгли» возглавил командир крейсера. На кораблях группы находи¬лось подразделение разведчиков-дивер¬сантов из состава сил специальных опе¬раций.
КУГ «Дельта» возглавил командир 22-й эскадры эсминцев, в нее вошли фре¬гат УРО «Джек Уильяме», эсминец «О'Брайен», эсминец УРО «Джозеф Страусс».
Большинство кораблей классов эсми¬нец — фрегат несли на борту многоцеле¬вые вертолеты SH-2F «Си Спрайт» или SH-60B «Си Хок». Планом и приказом на операцию предусматривалась авиаци¬онная поддержка КУГов самолетами 11-го авиакрыла, базировавшегося на авианосце «Энтерпрайз».
Цель акции возмездия состояла в на¬несении Ирану «соответствующего» ма¬териального ущерба в ответ на повреж¬дения, полученные американским кораб¬лем, т. е. в разрушении иранских нефтя¬ных платформ и потоплении корабля класса фрегат.
Выполнение этих задач было назначе¬но на 18 апреля. В 4.30 по местному времени на авианосце начался инструк¬таж экипажей самолетов, вошедших в состав тактических ударных и разведы¬вательно-ударных групп. В 6.30 для них была объявлена 15-минутная готовность к вылету. Первая группа в составе четы¬рех истребителей F-14 «Томкэт», двух штурмовиков А-6Е «Интрудер» и двух самолетов РЭБ ЕА-6В «Проулер» под¬нялась в воздух в 8.00 и через полчаса приступила к. патрулированию в районе й югу от Бендер-Аббас, имея целью об¬наружить выход иранских кораблей из главной базы. Плановая продолжитель¬ность вылета составляла 6,5 ч. Самоле¬ты группы неоднократно проводили до-заг равку топливом в воздухе с самолетов-заправщиков КА-6 и КА-7, которые в свою очередь получали его с самолета-заправщика ВВС типа КС-10, несущего до 45 т авиационного топлива.
К 9.00 КУГи подошли к объектам удара. КУГ «Браво» сблизилась с плат¬формой «Сассан» на дистанцию 25 кб. До начала обстрела персоналу было пред¬ложено оставить ее в течение пяти ми¬нут. После того как значительная часть иранцев эвакуировалась с нее на двух буксирах, корабли группы начали обстрел
платформы из 127-мм орудий. Прямым попаданием была подавлена находящая¬ся на ней 23-мм артустановка, открыв¬шая огонь по эсминцу «Меррил». В ос¬новном стрельба с американских кораб¬лей велась снарядами с дистанционны¬ми взрывателями. Их подрыв осуществ¬лялся над южной частью платформы. Тем самым преследовалась цель вывести из строя антенны радио- и радиолокаци¬онных станций и вынудить оставшийся персонал покинуть платформу и в то же время сохранить неповрежденным ее верхний настил. Выпустив около 50 сна¬рядов, корабли временно прекратили огонь. Одному из иранских буксиров бы¬ло разрешено подойти к платформе и снять оставшийся личный состав. Затем обстрел возобновился. Высадку морских пехотинцев осуществляли транспортно-десантные вертолеты «Ирокез» и «Си Найт» при поддержке вертолетов «Си Кобра». Осмотрев платформу, подрывни¬ки из состава высадившегося подразде¬ления МП разместили на ней около 700 кг пластичного ВВ. В результате взрыва платформа была уничтожена.
Аналогичный порядок действий наме¬чался и для КУГ «Чарли», направленной к платформе «Сирри». Однако уже в начале обстрела на ней взорвалась цистер¬на со сжатым газом, и пламя помешало высадке пехотинцев. Выполнив основную задачу, КУГ продолжила патрулирование в заданном районе. Через несколько ча¬сов вертолетом был обнаружен иранский ракетный катер «Джошан». Получив от командующего объединенным соединени¬ем разрешение на применение оружия, командир КУГ предложил иранскому экипажу застопорить ход и покинуть ка¬тер. Однако, иранцы с дистанции 13 миль выпустили ракету «Гарпун», которая прошла на некотором удалении от крей¬сера «Уэйнрайт», так как корабли КУГ выполнили маневр уклонения и выстави¬ли ложные цели. Ответом был пуск пя¬ти ракет «Стандарт» SM-1. Все они по¬пали в цель, и только дополнительно пу¬щенная ракета «Гарпун» прошла мимо. Промах объясняли тем, что поврежден¬ный катер начал тонуть и высота над¬водного борта резко уменьшилась. После обстрела из 127- и 76-мм артустановок он окончательно затонул. В другом бое¬вом столкновении крейсер «Уэйнрайт» выпустил две ракеты «Стандарт» SM-2 по иранскому истребителю F-4 и повре¬дил его, однако летчику удалось сесть в районе Бендер-Аббас.
КУГ «Дельта» маневрировала в Ормузском проливе, ожидая выхода из базы иранских фрегатов, с получением сообщения о том, что у побережья ОАЭ отряд иранских катеров типа «Богхэммер» (водоизмещение 6,4 т, длина 13 м, шири¬на 2,7 м. наибольшая скорость 46 уз, во¬оружение: 12,7-мм пулемет, ручной грана¬томет, или безоткатное орудие, или 12-стврльная 107-мм реактивная установка. 35 катеров этого типа построены в 1984-1985 гг ) обстрелял американскую нефтя¬ную платформу, корабли группы осуще¬ствили наведение на них двух штурмови¬ков А-6Е «Интрудер», сопровождаемых истребителем F-14 «Томкэт». Штурмови¬ки сбросили на головной катер кассеты «Рокай». Его потеря деморализовала экипажи остальных четырех катеров, и они повернули к пункту базирования на Абу-Муса, где выбросились на берег. Позднее самолеты 11-го авиакрыла об¬наружили в районе о. Ларак иранский фрегат «Саханд», следовавший в юго-западном направлении со скоростью 25 уз. Первоначальное опознавание ко¬рабля выполнялось с помощью ИК-станции обзора передней полусферы (само¬лет А-6) и телевизионной камеры (само¬лет F-14). Затем штурмовик А-6 «Интрудер» на малой высоте вышел на визу¬альный контакт и был обстрелян зенит¬ным огнем и ракетами. Выполнив ма¬невр уклонения и применив средства ин¬дивидуальной защиты, самолет атаковал корабль, используя ПКР «Гарпун», уп¬равляемые авиабомбы «Скиппер» и «LGB» (с лазерным наведением). На фрегате возник пожар, и он потерял ход. Через некоторое время в район подошли корабли КУГ «Дельта» и прибыла под¬нятая в воздух с авианосца ударная группа в составе шести штурмовиков А-7Е «Корсар» и одного А-6 «Интру¬дер». Впервые в боевых условиях эсми¬нец УРО «Джозеф Страусе» и один из этих самолетов нанесли скоординирован¬ный удар ракетами «Гарпун». В резуль¬тате прямого попадания трех ПКР «Гар¬пун», трех УАБ «Скиппер», одной «Уоллай» и нескольких бомб калибра 1000 фунтов фрегат был полностью выведен из строя и спустя несколько часов зато¬нул.
Группа самолетов (два А-6, один F-14), выполнивших успешную атаку отряда быстроходных катеров, осуществила до¬заправку топливом с самолета КС-10 и вернулась в район патрулирования над Ормузским проливом. Вскоре в связи с обнаружением еще одного иранского ко¬рабля командиру группы с самолета Е-2С «Хокай» было передано приказа¬ние связаться с кораблями КУГ «Дель¬та» и получить данные целеуказания. Это оказался фрегат «Сабалан», полу¬чивший, как сообщает зарубежная пе¬чать, известность своими действиями в заливе против торговых судов и рассмат¬риваемый в качестве основного объекта удара. Штурмовик А-6 сбросил на него бомбу калибра 500 фунтов, которая взор¬валась в машинном отделении. Выпущенные с фрегата три зенитные ракеты с инфракрасными ГСН прошли мимо цели. Неудачным оказался и пуск ракеты «Гарпун» по кораблям американской КУГ «Дельта». На потерявший ход ко¬рабль с авианосца была направлена ударная авиагруппа, но к этому времени высшее руководство, посчитавшее, что цели операции достигнуты, приняло ре¬шение не топить фрегат и прекратить боевые действия.
Анализируя ход и результаты опера¬ции, американские военные специалисты отмечают, что достигнутый успех объяс¬няется не только количественным пре¬восходством американской группировки во всех боевых эпизодах, но и рядом других обстоятельств.
К ним относятся следующие.
Боевому применению АУГ предшест¬вовала шестимесячная интенсивная под¬готовка, в ходе которой экипажи кораб¬лей и самолетов на десятках учений и тренировок отрабатывали способы борь¬бы с малоразмерными скоростными над¬водными целями, низколетящими само¬летами и противокорабельными ракета¬ми. Неоднократно проводились учебно-боевые стрельбы ПКР, артиллерийские стрельбы, бомбометание с использовани¬ем УАБ, кассетных свободнопадающих бомб.
При планировании и непосредственно в ходе операции большое внимание было уделено вопросам организации разведки, выдачи целеуказания, взаимодействия кораблей и авиации. Подтверждено значение самолетов ДРЛО и РЭБ для обеспечения действий АУГ и КУГ.
Успех операции зависел также от при¬менения различных видов высокоточного корабельного и авиационного оружия. Так, экипажи штурмовиков стремились использовать оружие в следующей по¬следовательности: сначала с безопасного расстояния ПКР «Гарпун» и УАБ «Уоллай», для того чтобы подавить средства ПВО и лишить корабль хода, затем с более близкого расстояния УАБ «Скип¬пер», авиабомбы с лазерным наведением и свободнопадающие бомбы для оконча¬тельного уничтожения цели. Единствен¬ная потеря американской стороны за время боевых действий — это вертолет «Си Кобра», который при невыясненных обстоятельствах не вернулся с боевого вылета.