От Belomor Ответить на сообщение
К Сергей Ответить по почте
Дата 13.08.2008 10:05:24 Найти в дереве
Рубрики Современность; Матчасть; Версия для печати

Я в отпуске, времени - навалом!

Мой курсив в скобках
Россия передала индийской стороне субмарину, оснащенную противокорабельным ракетным комплексом. Этого события ждали с мая 2007 года: (согласованный срок сдачи - конец 2007 года. Май 2007 был установлен первоначальным сроком, по мере адаптации индийских систем срок согласованно сдвигался сторонами) перенос сроков был связан с тем, что индийские системы управления «не понимали» российских противокорабельных ракет ( Просто необоснованная фантазия). «Непонимание» едва не закончилось скандалом и разрывом торговых отношений между странами. ( А что же не дипломатических-то сразу? Ничего подобного и в помине не было. Пусть автор даст хоть одну официальную цитату индийского ли, российского ли чиновника, которая свидетельствовала бы о такой напряженности. Напротив, все вещали про то, что «к возникшим проблемам стороны относятся с пониманием».) Впрочем, Индия не вполне довольна и сейчас. Скорее всего, контракты с ней РФ потеряет.( На контрактах «Звездочки» с индийскими ВМС задержка 317-го заказа никак не сказалась. То, что завод получит пятую Варшавянку в ремонт было сомнительно и раньше, но «Синдукирти» уже ремонтируется, а «Синдуракшак» будет ремонтироваться под супервайзингом «Звездочки» в Визакхапатнаме. Контракты на поставку ЗИП тоже совсем в "неугрожаемом положении")

Акт о завершении ремонта и модернизации субмарины S62 Sindhuvijay («Морская победа») проекта 877ЭКМ, оснащенной ракетным комплексом Club-S, планировалось подписать к вечеру 5 августа, однако по неизвестным причинам документ был подписан в ночь с 5 на 6-е. (Планировалось подписать вообще в обед, а не к вечеру. Впрочем, так и быть, озвучу причину. Устраняли шум одного из мачтовых редукторов. Вернее, меняли сам редуктор, а затем долго и муторно его выставляли. «Долго и муторно» потому, что эта операция выполняется на твердом основании, а не на волне. Косяк, конечно, чисто заводской, но в принципе задержка сдачи на 12 часов при трехлетнем ремонте – это не фиг чего.)

«Индийский «мозг» оказался не очень умным, что едва не вызвало скандал, способный нанести непоправимый ущерб внешним торговым связям» ( No comment!)
С индийской стороны подпись под актом поставил командир дизель-электрической подводной лодки Sindhuvijay Гопал Сури, с российской – руководитель представительства Рособоронэкспорта Вадим Пашин.


Как отмечают в пресс-службе ФГУП «Центр судоремонта «Звездочка», в силу позднего времени все торжественные мероприятия, за исключением самой церемонии подписания, были отменены, и сразу же после обмена документами экипаж корабля начал готовить субмарину к отходу. Ранним утром 6 августа лодка покинула причал предприятия.

Как ожидается, переход к месту постоянного базирования (предположительно – Мумбаи) займет около трех месяцев. Вместе с экипажем корабля в Индию отправилась и гарантийная команда, состоящая из специалистов ягринской верфи и ряда предприятий-контрагентов. ( Это без купюр (за исключением Мумбаи, что есть правда – корабль идет туда) с www.star.ru, поэтому оставляем как есть. )


Казалось бы, передача очередной лодки индийским ВМФ – довольно заурядное событие для отечественного ВПК. (Вот, к примеру, Олимпиада. Тоже заурядное событие.:) А для спортсмена попасть туда – великая честь.) Напомним, работы по модернизации первой индийской ДЭПЛ Sindhuvir («Морской воин») завершились еще в 1999 году. На второй – Sinduratna («Морская жемчужина») – в 2002-м, на третьей – Sindhugosh («Морская душа») – в 2005-м. Все корабли постройки 1990-х годов относятся к проекту 877 ЭКМ(аббревиатура «ЭКМ» толкуется по разному: «экспортная, коммерческая/капиталистическая, модернизированная), по классификации НАТО – Klio. Но четвертая субмарина имеет ряд отличий.


Поскольку лодки строились в СССР/России на Адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга, вполне естественно, что на них были установлены агрегаты и системы российского производства. Однако Дели активно (хотя пока и не очень успешно) развивает национальную программу подводного судостроения.


В процессе НИОКР индийским специалистам удалось создать ряд собственных систем, предназначенных для перспективных субмарин, включая и атомные, которые по ряду заявленных параметров превосходят российские разработки. Желание отработать их в процессе реальной эксплуатации вполне естественно. Поэтому в ходе модернизации часть российских систем заменялась на индийские. Так, достоверно известно, что по крайней мере Sindhuvir и Sindhugosh получили гидроакустические станции индийского производства; кроме того, на всех кораблях было установлено индийское связное оборудование.


Следующим логическим шагом стало оснащение субмарин боевой информационно-управляющей системой (БИУС) собственной разработки. Фактически БИУС – это электронный «мозг» корабля, согласно определению – комплекс электронно-вычислительной и прочей аппаратуры на боевом корабле, предназначенный для автоматизированной выработки рекомендаций по управлению оружием и маневрированию в целях наиболее эффективного использования боевых и технических возможностей. ( Увы, дорогой автор. До БИУС на «Клаб» индусы еще не дотянулись. Возможно, в проекте «Брамос» разработка БИУС и отдана индусам, но «Новатор» своими системами занимается без прародителей ариев.)


Однако индийский «мозг» оказался поначалу не очень умным, что чуть было не вызвало скандал, способный нанести непоправимый ущерб внешним торговым связям с этой страной, по крайней мере, в сфере морских вооружений.



Лодка Sindhuvijay прибыла в Россию в июне 2005 года, передача корабля заказчику планировалась на май 2007, для чего в апреле на предприятие прибыл индийский экипаж. Однако на совместных ходовых испытаниях выяснилось, что противокорабельные крылатые ракеты 3М54Э и предназначенные для стрельбы по береговым объектам 3М14 «не дружат» с индийской системой управления (В ходе испытаний выяснилось лишь то, что ракеты не летят в цель. Выяснение причин неудачных пусков продолжалось не один месяц после пусков. 54-ми ракетами на этих испытаниях вообще ЕМНИП не стреляли. Во всяком случае, все разговоры велись лишь о том, что «не попали в берег»): в ходе испытательных стрельб ни одна из шести последовательно выпущенных ракет не поразила назначенную цель.


Командование ВМС Индии даже отозвало с завода посланный для приемки субмарины экипаж корабля (по слухам, начавший баловаться «шилом» – так на морском жаргоне называется спирт-ректификат, которого в достатке на любом корабле). (Каждый день в 17.00 экипаж в автобусе ПАЗ покидает территорию завода, разъезжаясь по местам проживания, где в окрУге в достатке магазинов, предлагающих более изысканный выбор алкогольных напитков. Это про «шило». Теперь про отзыв экипажа. Почему-то никого не удивил тот факт, что по приходу корабля в ремонт в 2005 году экипаж тоже был «отозван» в Индию. Ремонтом занимается не экипаж, а группа наблюдения. Экипажу во время ремонта в России просто нечего делать. Никаких демаршей никто не совершал. Это – обычная практика. )


Со слов участников, посыпались взаимные обвинения: российская сторона валила все шишки на индийский БИУС, который упорно отказывался видеть ракеты, как обычный компьютер, не распознающий принтер; а индийцы, естественно, обвиняли во всех грехах российскую сторону, создавшую ракеты «не той системы». (Интересно было бы услышать хоть одну фамилию «участника», с чьих слов.... Взаимных индо-российских обвинений быть не могло по той простой причине, что на «разбор полетов» индусов даже не привлекали. Все возникшие траблы разруливались в треугольнике «Звездочка», «Новатор», «Рубин». На это обстоятельство прошу обратить особое внимание! Лучшее свидетельство беспочвенности сказок "про индийский БИУС и российский Клаб".)


Справедливости ради следует отметить, что такие ракеты прекрасно показали себя и на российских, и на экспортных субмаринах, оснащенных фирменной системой управления. Кроме того, 3М54Э и вся необходимая документация на них давно имеются в распоряжении индийской стороны, и у разработчиков БИУС было достаточно времени, чтобы увязать характеристики своей системы с характеристиками оружия.


Уже по окончании испытаний в сентябре прошлого года представители «Звездочки» заявили информагентствам, что доводку комплекса можно будет продолжить только летом 2008 года, когда откроется «окно» на полигоне в Белом море. Но рассчитывать на то, что Дели выделит на это деньги, уже не приходилось. (А никто на это и не рассчитывал) Демонстративный демарш с отзывом приемной команды как раз и призван был это подчеркнуть.( Ну это уже разобрали )


Демонстративным действием следует считать и отказ индийской стороны от официальных мероприятий по поводу передачи лодки, на которых, как сообщалось ранее, должны были присутствовать руководители судоремонтного предприятия, представители конструкторских бюро «Рубин», «Малахит», «Новатор», научно-производственного объединения «Аврора», ОАО «Арктика» и работники посольства Индии в РФ. ( Собственно, отменили только митинг на пирсе, причем сделал это сам завод. И правильно, митинг в 3 часа ночи – это уже совсем ни в какие ворота. Насчет «демонстративного действия». Старшим индусом в окрУге был командир корабля, а ему не по чину митинги отменять, да и вообще «демарши совершать». Что касается приглашенных, то досидеть до полтретьего ночи – не у каждого здоровья хватит. У меня - хватило! :Р )


Сейчас невозможно установить, какая из сторон несет ответственность за срыв сроков контракта; хорошо уже то, что конфликт удалось уладить миром. (Собственно, войны никто и не ожидал.)


Несомненно, немалая доля ответственности лежит на индийских разработчиках. Но дело, конечно, не только в трудностях интеграции индийской электроники, которая по требованию заказчика всё чаще устанавливается на боевой технике, предназначенной для поставок в вооруженные силы Индии, с российским оружием. Тревожные тенденции в отечественном военном судостроении игнорировать далее невозможно: ВТС с Индией дает тому наиболее яркие примеры.


В частности, продолжается конфликт между двумя странами и из-за неспособности и неготовности другого северодвинского завода, «Севмашпредприятие», своевременно закончить переоборудование для индийских ВМС авианосца Vikramaditya (в прошлом «Адмирал флота Советского Союза Горшков»).

Завод требует на достройку корабля еще как минимум 1,5 млрд долларов, а индийские адмиралы не собираются доплачивать ни одного цента, грозя взыскать за несвоевременное выполнение и даже срыв контракта многомиллионные штрафы. (Неплохо было бы отслеживать ситуацию вокруг «Горшка». Индусы начали «подвигаться») Примерно такие же, какие они требовали за задержку сдачи трех фрегатов проекта 11356 (класс Talwar) – на них возникли проблемы с зенитно-ракетным комплексом «Штиль».


А в прошлом году Дели отказывался принимать у Москвы модернизированный противолодочный самолет Ил–38SD с комплексом разведки «Морской змей» из-за того, что тот не соответствовал тактико-техническому заданию индийских военных.


К сожалению, по свидетельству специалистов, занятых в отрасли, главная проблема состоит в том, что резко упал уровень квалификации как инженерно-технического персонала отечественных оборонных предприятий, так и рабочих. Кроме того, растеряны многие уникальные технологии, из-за чего Россия не в состоянии выполнить программу обеспечения высокотехнологичной боевой техникой.(Оффтоп, но не могу удержаться. Уровень квалификации отдельных журналистов не может конкурировать даже с упавшим уровнем квалификации работников оборонки!)





Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100