Женщина на корабле - беда для противника
Илья Стулов (Калининград), Ирина Тумакова (Санкт-Петербург)
Военно-морские вузы России впервые принимают девушек. В 18 учебных заведений ВМФ России прибыли абитуриентки. Перед вступительными экзаменами корреспонденты "Известий" провели с ними "собеседование" и выяснили, что потянуло их в море, как они представляют себе будущую службу.
- Вы к курсисткам? - с ехидцей спрашивает курсант-старшекурсник дежурный по КПП Балтийского военно-морского института имени Федора Ушакова. Здесь к первому "женскому" набору относятся неоднозначно.
- Ну, куда это годится? - возмущается бывалый капитан третьего ранга, отказавшийся представиться. - Флот сокращают, а теперь набирают девиц. Ведь женщина на корабле к несчастью. Прощай, система...
- Женщина на корабле к несчастью? - усмехнулся замначальника института Руслан Шанько. - К несчастью для корабля или для его противников? На старейшем британском флоте сегодня плавсостав - на четверть из представительниц прекрасного пола. И по уровню школьной подготовки абитуриентки существенно превосходят ребят. К нам поступать приехали шесть медалисток!
Офицеры Военно-морского института радиоэлектроники имени Попова в Петербурге тоже по-разному отнеслись к женскому пополнению.
- Мы не можем быть довольны или недовольны, - сухо объясняет Андрей Хорунжий, замкомандира по воспитательной работе. - Есть приказ Министерства обороны - мы выполняем, а не обсуждаем.
Другой офицер на условиях анонимности согласился "обсудить приказ" с "Известиями". "Пока они не заключили контракт - их статус неизвестен!" - горячится офицер. - Эти курсантки никому не нужны. И нам тут они тоже не нужны". В Поповке на 20 мест претендуют 147 абитуриенток. Поступившие будут учиться на психологов.
В калининградском вузе учиться на военно-морского связиста захотели 34 девушки. У каждой абитуриентки своя мотивация.
- Меня мама привезла в Калининград, - честно признается Аня Степанова из Якутска.
- А я сама так решила, - гордится ее подружка-конкурентка Аня Якубович из Брянска. - Родители сначала отговаривали, потом рукой махнули.
В представлении о службе у большинства абитуриенток доминируют романтические мотивы. Суровые шторма, дальние страны, золотые погоны на плечах и кортики на талии. Прагматичнее на свою карьеру смотрят девушки из флотских династий.
- Немного на корабле послужить, - перечисляет будущие жизненные вехи Надя Коломиец, - затем в штаб перевестись. Надеюсь, что до капитана третьего ранга дослужусь.
- Корабль - вещь необходимая, надо себя на прочность испытать, - соглашается с Надей сестра-близнец Даша, - а потом в академию. Я, как папа, хочу дослужиться до капитана первого ранга. А может быть...
В том, что Надя и Даша станут курсантками Балтийского института, мало кто сомневается. Ведь обе близняшки окончили школу с золотыми медалями.
- Девушкам необходимо пройти медкомиссию, предъявить результаты ЕГЭ по русскому и математике, - рассказывает о правилах приема Руслан Шанько. - Сдать экзамены по физике и физической подготовке. Нормативы по физкультуре не всякому парню по силе. Например, на "хорошо" нужно отжаться не менее 30 раз, а километр пробежать за четыре минуты с хвостиком.
Катя, которая приехала поступать в Питер, тряхнув челкой, гордо сообщает, что может отжаться аж 23 раза. Не знает еще, что этого недостаточно.
Испытания абитуриенток начались с профессионально-психологического отбора, череды мудреных тестов, дающих ответ на вопрос: способна ли ты со временем стать настоящей морской волчицей?
- "Отстрелялась" на "пять", - с облегчением выдохнула Юля Колтунова, приехавшая в Калининград из Севастополя. Там Юля два года была председателем общественного молодежного совета Черноморского флота. Ухаживала за воинскими захоронениями, оказывала помощь детским домам.
- Отучусь - вернусь в Севастополь, это наш город, и мы его никому не отдадим.
И в Петербург приехали многие девушки из "морских" семей". У Олеси Охримовской из Видяево папа мичман. Она хочет стать не столько военным моряком, сколько психологом. Просто в поселке у них поиск работы - настоящая беда, а после такого вуза вроде бы гарантировано трудоустройство.
Не все абитуриентки дотянули в училищах до экзаменов. Из Поповки некоторые из них уже потянулись в сторону гражданских вузов. Жизнь по 30 человек в "кубрике" и наряды на мытье туалетов не выдержали, не захотели ходить в камуфляже. "Каждый день выходят с чемоданами, все в слезах", - презрительно рассказал дежурный на КПП.
На самом деле все не так страшно. Анна, дочь мичмана, так вообще рада: ей не хочется "глупых" нарядов! А форма будет такая, какая положена женщинам в армии, - с юбкой. Пользоваться косметикой разрешат. Но категорически запрещены проколотые языки и губы. Пирсинг в носу пока обсуждается. Серьгу на пупке носить бессмысленно, все равно никто не увидит: обнаженный живот - грубое нарушение устава. http://www.izvestia.ru/armia2/article3118266/