Спуск на воду первой в мире подводной лодки с механическим двигателем (1866г. 19.6)
Проект лодки, разработанный изобретателем И. Ф. Александровским в 1861, был одобрен Морским ученым комитетом 18.6 1863. Лодка была построена в Санкт-Петербурге к началу навигации 1866. Она имела длину 36,6 м, ширину 4 м, надводное водоизмещение 352 т, подводное- 363 т. Двигатели лодки запускались с помощью сжатого воздуха, поступающего из баллонов, и работали на нем. Для пополнения баллонов воздухом использовался компрессор. Движителями служили два гребных винта. Погружение подводной лодки производилось заполнением балластной цистерны, а всплытие - продуванием ее сжатым воздухом. Управление лодкой осуществлялось двумя парами горизонтальных рулей и вертикальным рулем. Снаружи к корпусу лодки крепились две мины, которые подводились под вражеский корабль. 2.10 1869 во время смотра на Большом Кронштадтском рейде лодка с экипажем из 28 человек погрузилась на глубину 11м. и прошла 2,6 мили со скоростью 1,5 уз. Испытания прошли успешно.