Макаров Степан Осипович [27.12.1848 (8.1.1849), Николаев,- 31.3(13.4).1904, близ Порт-Артура], русский флотоводец и учёный, вице-адмирал (1896). Окончил мор. уч-ще в Николаевске-на-Амуре (1865), в 1869 произведён в мичманы. До 1876 служил на кораблях Тихоок. эскадры и на Балт. флоте. Во время службы на броненосной лодке «Русалка» исследовал проблемы непотопляемости кораблей и предложил в этих целях разделять корабль на водонепроницаемые отсеки, устанавливать магистральные трубопроводы с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, использовать спец. пластырь для заделки пробоин. М. явился основоположником теории непотопляемости корабля. В 1876, после перевода на Черномор, флот, предложил оборудовать пароход «Великий князь Константин» для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей пр-ка для их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров. Настойчиво проводя в жизнь эту идею, во время рус.-тур. войны 1877-78 осуществил успешные атаки тур. кораблей шестовыми минами. Здесь же впервые в рус. флоте применил самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда. В 1881, командуя пароходом-стационаром «Тамань», по собственной инициативе исследовал прол. Босфор и, открыв в нём глубинное течение, написал труд «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей» (Спб., 1885), удостоенный премии Российской АН. В 1882-86 служил на Балт. флоте. В 1886- 1889, командуя корветом «Витязь», совершил кругосветное плавание, во время к-рого проводились систематич. океаногр. работы, особенно детальные в сев. части Тихого ок. Эти работы были обобщены в труде «Витязь» и Тихий океан» (Т. 1-2. Спб., 1894), принёсшем М. мировую славу учёного-океанографа. М. получил премию от Петербургской АН и золотую медаль рус. геогр. об-ва. В 1890 назначен мл. флагманом Балт. флота, а в 1891 гл. инспектором мор. арт-и. В 90-х гг. изобрёл бронебойные наконечники (т. н. «наконечники Макарова») к арт. снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. С конца 1894 команд, эскадрой Средиземного м. В 1894-96 совершил второе кругосветное путешествие: в 1894 из Петербурга прибыл на Средиземное м., в 1895 перешёл с эскадрой, к-рой он командовал, из Средиземного м. через Суэцкий канал на Д. Восток, а затем в 1896 через Тихий ок. в Сев. Америку и через Атлантический ок. вернулся в Россию. В 1897 опубликовал капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики» (Спб., 1897), посвящённый основам ведения эскадренного боя кораблями броненосного флота. Много внимания в нём уделено влиянию морального фактора на победу в морском бою. Этот труд был переведён на ряд иностр. языков, получил широкую известность и оказал существ, влияние на развитие военно-мор. иск-ва. М. предложил исследования Арктики производить мощными ледоколами. Участвовал в постройке ледокола «Ермак», на к-ром в марте 1899 перешёл из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского зал., затем совершил поход в Ревель. В 1899 и 1901 совершил на «Ермаке» арктич. рейсы к Шпицбергену, Земле Франца-Иосифа и к сев.-зап. берегу Новой Земли. С 1899 гл. ком-р Кронштадтского порта. При спасении броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» у о. Гогланд по предложению М. использовалось радио. 24 янв. 1900 получены первые радиограммы на станциях, связывавших материк с Гогландом. В труде «Без парусов» (Спб., 1903) М. разработал вопросы воспитания и обучения лич. состава флота в мирное время. Зная дальневост. театр и вероятного пр-ка, М. реально оценивал обстановку, предупреждал о надвигавшейся войне и даже предсказал возможность япон. удара по рус. кораблям на внешнем рейде Порт-Артура. Настаивал на срочном усилении рус. флота на Д. Востоке. В начале русско-япон. войны 1904-05 М. назначен команд. Тихоок. эскадрой. Успешно управлял действиями кораблей при обороне Порт-Артура. Организовал дозорную службу, руководил отражением ночных атак япон. миноносцев, широко использовал минное оружие. Погиб 31 марта 1904 на броненосце «Петропавловск», подор вавшемся на мине. М.- автор св. 50 научных работ по различ. отраслям военно-мор. дела: тактике, арт-и, кораблестроению, минному делу, океанологии и т. п. В 1913 в Кронштадте и Николаеве М. сооружены памятники.
Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 5.
МАКАРОВ Степан Осипович (27.12. 1848-9.02. 1904), выдающийся русский флотоводец, государственный и научный деятель. Родился в Николаеве-на-Буге в семье младшего морского офицера, выслужившегося из рядовых. Наследство Макарова богато и разнообразно. Участник двух войн, командовавший кораблями и эскадрами, изобретатель и судостроитель, создатель первого в России ледокола, ученый, удостоенный Макарьевской премии Академии наук, автор многих книг и статей — вот далеко не полный перечень его деяний. Был истинно православным человеком, преданным слугой Государю, заботливым к подчиненным начальником, добрым семьянином, обаятельным и остроумным человеком. Но главное, что нечасто бывает у русских, обладал практической сметкой и деловитостью, настойчивостью в достижении цели, умением без робости возобновить дело после первой неудачи. Наконец, он был единственным из русских флотоводцев, которому довелось послужить на всех четырех театрах нашего флота: Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном, который он, по сути, и создал. Погиб на командирском мостике флагманского броненосца “Петропавловск” во время Русско-японской войны под Порт-Артуром.
Вице-адмирал
Степан Осипович Макаров 1848-1904. Трагическая гибель вице-адмирала Макарова в начале русско-японской войны 1904 - 1905 гг. стала невосполнимой потерей для российского военного флота, которому он самозабвенно служил более сорока лет. Степан Осипович прославился не только как флотоводец: он был и видным ученым, исследователем, изобретателем, путешественником. Выходец из народа, одаренный ясным и практичным умом, Макаров выделялся среди морских начальников смелостью идей и умением воплощать их в жизнь, мужеством, необыкновенной работоспособностью, пониманием нужд моряков.
Родился Степан Макаров в 1848 г. в семье выслужившегося из нижних чинов флота прапорщика Осипа Федоровича, женатого на дочери отставного унтер-офицера. Раннее детство мальчик провел в Николаеве, девяти лет переехал с семьей в Николаевск-на-Амуре. Там он поступил в морское училище, готовившее штурманов; благодаря своим способностям был замечен главным командиром порта контр-адмиралом Козакевичем и назначен на тихоокеанскую эскадру. Плавал на различных кораблях, осваивая морское дело, успешно выдержал выпускные экзамены в училище. По ходатайству Козакевича перед высшими инстанциями в Петербурге Макаров в 1867 г. был произведен в гардемарины с зачислением в воспитанники Морского кадетского корпуса. После двухлетних учебных плаваний в Атлантическом океане Степан Осипович заслужил производство в первый офицерский чин - мичмана. Уже в 1867 г. он напечатал в "Морском сборнике" свою первую научную статью - "Инструмент Аткинса для определения девиации в море".
В первом же офицерском плавании на броненосной лодке "Русалка" в 1869 г. Макаров начал исследовать проблему непотопляемости корабля (толчком к этому послужила авария "Русалки", севшей на мель и едва не затонувшей). Молодой офицер предложил новаторские идеи: о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки, об установлении магистральных трубопроводов с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, использовании специальных пластырей для заделывания пробоин. В дальнейшем Макаров много раз обращался к исследованию проблемы непотопляемости корабля и опубликовал на эту тему несколько трудов.
В 1876 г. Степан Осипович был переведен на Черноморский флот. В это время на Балканах зрела война, и Макаров выдвинул проект, в котором предложил переоборудовать быстроходные паровые корабли для перевозки минных катеров в район стоянки судов противника с целью производства атак. Получив в свое командование пароход "Великий князь Константин", лейтенант Макаров за четыре месяца кропотливой инженерной работы переоборудовал его в соответствии со своим проектом, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров. К началу русско-турецкой войны в апреле 1877 г. пароход встал в боевой строй и вскоре начал крейсерские действия у турецких Анатолийских берегов. Макаров осуществил несколько успешных атак турецких кораблей спускаемыми на воду катерами, использовал шестовые мины, впервые в русском флоте применил самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда. Менее чем за год он получил шесть наград: золотое оружие, ордена святого Владимира 4-й степени и святого Георгия 4-й степени, чин капитан-лейтенанта, капитана 2-го ранга, звание флигель-адъютанта. Успехи Степана Осиповича выдвинули его в число лучших молодых офицеров флота.
После окончания войны Макаров занимался эвакуацией войск, а в 1880 - 1881 гг. был привлечен генералом М.Скобелевым к участию в среднеазиатской Ахалтекинской экспедиции. На новом театре военных действий он организовывал водную доставку грузов и припасов из Астрахани в Красноводск. Знаменитый Скобелев был чрезвычайно доволен своим помощником по морской части, и в знак взаимного расположения они обменялись Георгиевскими крестами (со скобелевским Георгием Макаров не будет расставаться до последнего дня своей жизни).
В конце 1881 г. Степан Осипович был назначен командиром парохода "Тамань", стоявшего стационаром в Константинополе. Корабль почти не двигался, что побудило Макарова 'заняться исследованием течений в проливе Босфор. Написанный в результате этих исследований труд "06 обмене вод Черного и Средиземного морей" был удостоен премии Российской Академии наук. С 1882 г. капитан 1-го ранга Макаров служил на Балтийском флоте, постоянно выдвигал новые идеи по улучшению оборудования кораблей и их боевого использования. В 1886 - 1889 гг., командуя парусно-винтовым корветом "Витязь", он совершил кругосветное плавание из Кронштадта - через Магелланов пролив, Иокагаму, Сингапур, Суэцкий канал, Гибралтар. Степан Осипович провел многие гидрологические и метеорологические наблюдения, которые затем изложил в двухтомной работе «"Витязь" и Тихий океан». Плавание получило широкую известность и принесло исследователю новые награды от Академии наук.
В 1890 г. Макаров, произведенный в контр-адмиралы, стал младшим флагманом на Балтийском флоте, в следующем году - главным инспектором морской артиллерии. Сочетая инспекторскую работу с исследованиями, он изобрел бронебойные наконечники к артиллерийским снарядам, которые впоследствии успешно использовались в русско-японской войне. С 1894 г. Степан Осипович командовал эскадрой в Средиземном море, держа флаг на броненосце "Николай 1", затем с эскадрой перешел в Тихий океан. В связи с агрессией Японии против Китая (1894 - 1895 гг.) он предложил командующему тихоокеанской эскадрой адмиралу Тыртову ряд мер по укреплению флота на случай войны. В отличие от многих высших петербургских сановников и военно-морских чинов Макаров предвидел возможность столкновения с Японией и отчетливо представлял трудности этой войны. Результатом раздумий флотоводца-ученого над проблемой боевой готовности русского флота стал его капитальный труд "Рассуждения по вопросам морской тактики" (1897 г.). В труде с эпиграфом "Помни войну" он изложил основы ведения эскадренного боя кораблями броненосного флота, большое внимание было уделено также анализу роли морального фактора в морских сражениях. Свои мысли о подготовке к войне вице-адмирал (этот чин Макаров получил в 1896 г.) отстаивал в комиссиях по обсуждению судостроительной программы и вооружению приморских крепостей. Он настаивал на разработке плана ведения возможной войны на Дальнем Востоке, на скорейшем укреплении Порт-Артура и Владивостока, но Военное и Морское министерства действовали очень медленно, не поручая энергичному адмиралу ни новых дел, ни новых постов.
В конце 90-х гг. Макаров переключил свою энергию на арктические исследования, и плодом его деятельности стал первый в России ледокол "Ермак". Самый мощный в мире ледокол строился в Ньюкасле по его инициативе, под его наблюдением и приличном участии Степана Осиповича в конструировании многих узлов. В марте 1899 г. он перешел на построенном ледоколе из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель (Таллин). После этих испытаний Макаров водил "Ермак" в арктические экспедиции к Шпицбергену, Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли. В 1899 г. Степан Осипович был назначен главным командиром Кронштадтского порта. При спасении в 1900 г. броненосца "Генерал-адмирал Апраксин" у острова Гогланд по предложению Макарова использовалась радиосвязь - изобретение А.С.Попова.
Помня о надвигающейся войне с Японией, Степан Осипович сожалел, что ему не поручают дальневосточных дел. "Меня не пошлют, - писал он осенью 1903 г. своему другу моряку Ф.Врангелю, - пока не случится там несчастия; а наше положение там крайне невыгодно". Макаров по-прежнему много писал, в 1903 г. издал труд "Без парусов", в котором он изложил свои взгляды на обучение и воспитание личного состава парового военного флота.
В конце января 1904 г. грянула война с Японией, и сразу же Макаров обратился к морскому министру с письмом, где высказал свои опасения по поводу судьбы тихоокеанской эскадры и Порт-Артура. Первые дни войны подтвердили опасения мудрого моряка: русский флот был атакован японцами, понес ощутимые потери и, отступив в Порт-Артурскую гавань, оказался в сложном положении. В феврале высочайшим повелением Макаров был назначен командующим флотом на Тихом океане, и ему пришлось своей жизнью заплатить за те ошибки, которые он тщетно пытался предотвратить с Кронштадта.
Прибыв в Порт-Артур 24 февраля и на месте ознакомившись с ситуацией, Макаров начал энергично действовать. Вслед за инструкциями для боя, организации сигнальной связи, перекидной стрельбы, разведения котлов, разосланными по эскадре, он приступил к практическому обучению экипажей. Командующий организовал регулярные выходы эскадры в море для производства маневрирования и стрельб, ведение тщательной разведки противника, постановку минных и других заграждений в Порт-Артурской гавани, траление мин противника на внешнем рейде. Макаров запросил в Морском министерстве переброски по железной дороге из Балтики в Порт-Артур в разобранном виде восьми миноносцев и неразобранных сорока двадцатитонных миноносок, но эта просьба так и осталась без внимания. Все же благодаря усилиям командующего Тихоокеанский флот оживал, в нем появился дух бодрости и инициативы. Дважды Макарову активными действиями своих кораблей удалось предотвратить попытки японского флота адмирала Того запереть русскую тихоокеанскую эскадру на внешнем рейде и заблокировать Порт-Артур. В этих боевых действиях командующий принимал личное участие.
30 марта 1904 г. Степан Осипович выслал отряд миноносцев в разведывательный рейд, а на следующее утро, узнав, что один из миноносцев ("Страшный") расстреливается японцами в море, выслал ему на выручку крейсер "Баян", затем и сам вышел в море, держа флаг на броненосце "Петропавловск". Отогнав неприятеля и преследуя его, Макаров встретил главные силы японского флота и повернул назад, в Порт-Артурскую гавань. В 2,5 милях от берега "Петропавловск" подорвался На японской якорной мине, от взрыва мины произошла детонация боезапаса в носовом артиллерийском погребе, и в результате нового мощного взрыва корабль быстро затонул. Так погиб вице-адмирал Макаров.
С гибелью любимого командующего офицеры и матросы поняли, что утеряна последняя надежда на улучшение положения. И в действительности, узнав о Гибели Макарова, японцы резко активизировали свои действия на море и суше; в декабре они овладели Порт-Артуром, затем разбили русские эскадры, пришедшие с Балтики, в Цусимском сражении. Поражение России в войне стало неизбежным.
Степан Осипович Макаров погиб на 56-м году жизни, честно исполняя свой долг по защите родины. Перед светлой памятью русского флотоводца и ученого-новатора склонили голову друзья в России и люди далеко за ее пределами. В честь его был назван броненосный крейсер, в Кронштадте и Николаеве сооружены памятники. Славный моряк оставил потомкам свыше пятидесяти научных работ.
Использованы материалы кн.: Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.
1848 27 декабря (1849 9 января) Макаров родился в г. Николаеве.
1858 сентябрь Переезд семьи Макаровых в Николаевск-на-Амуре и поступление С. О. Макарова в Николаевское морское училище.
1863 июль - 1864 май Плавание Макарова на клипере "Абрек", а затем на флагманском корвете "Богатырь" в Сан-Франциско. Начало ведения дневника.
1864 август Возвращение Макарова в Николаевск.
1865 Макаров оканчивает Николаевское морское училище и назначается в плавание на пароходе "Америка".
1865 Макарова переводят в Тихоокеанскую эскадру на корвет "Варяг".
1866 11 ноября Назначение Макарова на флагманский корабль "Аскольд", отправляющийся в Кронштадт.
1867 14 июля Производство Макарова в гардемарины.
1867 - 1869 Плавание Макарова на фрегате "Дмитрий Донской".
1869 24 мая Производство Макарова в мичманы и назначение его вахтенным начальником на броненосную лодку "Русалка".
1870 март Появление в журнале "Морской Сборник" первого печатного труда Макарова "Броненосная лодка "Русалка".
1870 ноябрь Назначение Макарова на паровую шхуну "Тунгус", отправляющуюся на Дальний Восток.
1871 1 января Макарова производят в лейтенанты.
1871 14 июня "Тунгус" прибывает во Владивосток. Конец кампании. Макарова спешно вызывают в Петербург (декабрь).
1875 март Появление на страницах журнала "Морской Сборник" исследований мичмана Макарова "О непотопляемости судов".
1876 13 декабря Назначение Макарова командиром парохода "Великий князь Константин".
1877 28 мая Минными катерами с парохода "Константин" подорван у Сулина турецкий броненосец "Иджалие".
1877 июль Сожжение пароходом "Константин" в Босфоре трех турецких кораблей.
1877 август Пароход "Константин" оказывает помощь отряду полковника Шелковникова у Гагринского ущелья.
1877 l2 августа В Сухуми поврежден турецкий броненосец "Шевкет".
1877 16 декабря В Батуми Макаров впервые Применил самодвижущиеся мины.
1878 14 января Потоплен в Батуми турецкий корабль "Интибах" в 700 тонн водоизмещением.
1878 Смерть отца Макарова в г. Николаеве.
1879 ноябрь Женитьба Макарова на Капитолине Николаевне Якимовской
1880 Назначение Макарова в Ахал-Текинскую экспедицию.
1881 Назначение Макарова командиром стационара "Тамань" в Константинополе.
1882 лето Назначение Макарова флаг-офицером начальника отряда Балтийского моря контр-адмирала Шмидта.
1882 Рождение дочери Ольги. 1885 март Выступление в Географическом обществе с докладом о течениях в Босфоре.
1885 Макаров вносит в морское министерство проект о мобили зации кораблей.
1885 март Назначение Макарова командиром броненосного фрегата "Князь Пожарский".
1885 17 сентября Назначение Макарова команди ром корвета "Витязь".
1886 февраль и март. Опубликование в журнале "Морской Сборник" труда Макарова "В защиту старых броненосцев и новых усовершенствований".
1886 31 августа "Витязь" отправляется из Кронштадта в крутосветное плавание.
1886 Рождение второй дочери, Александры (впоследствии Голубевой).
1887 Присуждение Академией наук премии за труд "Об обмене вод Черного и Средиземного морей".
1888 Смерть дочери Ольги.
1889 20 мая Окончание кругосветного плавания на "Витязе".
1890 1 января В возрасте 41 года (21 1/2 года службы в офицерских чинах) Макаров произведен за отличие по службе в контрадмиралы, с назначением младшим флагманом Балтийского моря.
1890 зима Выступление на Всероссийском съезде естествоиспытателей и врачей с докладом "О разности уровней морей, омывающих берега Европы".
1890 Назначение председателем комиссии по испытанию артиллерии на броненосце "Император Александр II".
1891 8 октября Назначение исполняющим должность главного инспектора морской артиллерии.
1892 май Макаров передает в Академию наук свой труд "Витязь" и Тихий океан".
1892 Рождение сына Вадима.
1893 Академия наук присуждает Макарову полную премию за труд ""Витязь" и Тихий океан".
1893 Поездка за границу для осмотра заводов, изготовляющих орудия и броню.
1894 июнь Опубликование в "Морском Сборнике" работы "Разбор элементов, составляющих боевую силу судов".
1894 2 декабря Назначение командующим эскадрой Средиземного моря. (В этой должности Макаров состоял до конца января 1895 г.)
1896 1 января Назначение старшим флагманом I флотской дивизии, находящейся в Кронштадте.
1896 декабрь Чтение лекций в Кронштадтском морском собрании на тему: "Рассуждения по вопросам морской тактики".
1897 Опубликование в "Морском Сборнике" работы Макарова "Рассуждения по вопросам морской, тактики".
1897 12 марта Выступление в Академии наук с докладом об исследовании Северного Ледовитого океана при помощи ледоколов.
1897 29 июня Макаров отправляется через Стокгольм в плавание на Шпицберген в далее к берегам Сибири.
1897 19 сентября Возвращение из путешествия в Петербург.
1897 24 декабря Подписание договора на строительство ледокола "Ермак" в Ньюкастле.
1898 17 октября Спуск "Ермака".
1899 20 февраля Окончание постройки "Ермака" и его приемка.
1899 4 марта Прибытие "Ермака" в Кронштадт.
1899 1 апреля Избрание Макарова членом-корреспондентом Главной Физической Обсерватории.
1899 29 мая "Ермак" выходит из Ньюкастля в первое полярное плавание.
1899 6 декабря Назначение Макарова главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором г. Кронштадта.
1901 февраль Выход в свет труда Макарова ""Ермак" во льдах".
1901 16 мая "Ермак" вторично отправляется в полярное плавание из Кронштадта.
1901 13 октября Макаров освобождается от руководства "Ермаком".
1904 1 февраля Назначение Макарова командующим флотом на Тихом океане.
1904 31 марта (13 апреля) Гибель Макарова на броненосце "Петропавловск".
Макаров Степан Осипович широко известен как кораблестроитель, океанолог, изобретатель, боевой моряк и флотоводец. Всю свою деятельность он подчинял одному делу - повышению боеготовности отечественного флота.