В России готовится самый шикарный банкет за мировую историю — на 6 миллиардов 122 миллиона долларов. Так говорят сейчас злые языки на Дальнем Востоке и в Забайкалье.
Разумеется, утрируют. Речь о подготовке к форуму стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2012 года. Его решили провести на острове Русский, бывшей учебной базе Тихоокеанского флота. Остров недоброй памяти — на нем 16 лет назад, зимой 1992 года, умерли от голода четверо матросов. Продукты разворовывали мичманы и офицеры, оставшееся съедали «деды». Для новобранцев не было ничего, кроме грязной воды. Начался кровавый понос, 200 человек попали в госпиталь с кишечными инфекциями, дистрофией, педикулёзом.
Теперь там создадут дальневосточный Давос пополам с Лас-Вегасом. Шикарный курорт для наших богачей и иностранцев. Остров свяжут с городом два циклопических моста, перекинутых через залив Петра Великого, построят здание для встречи руководителей стран, международный пресс-центр, театр оперы и балета…
И хотя губернатор Приморья уверяет, что здесь будет «туристско-рекреационная зона, которая могла бы использоваться для отдыха гражданами всей России», очевидно, что «граждане всей России» туда не поедут. Только авиабилет от Москвы до Владивостока и обратно — 45–50 тысяч рублей. За те же 50 тысяч рублей нам предлагают 13 дней отдыха на Бали и 2 дня экскурсий по Сингапуру. С дорогой, отелем, завтраками, медицинской страховкой. Да и не только в деньгах дело! Даже тот, у кого есть возможность, вряд ли променяет экзотический, сказочный индонезийский остров Бали, имеющий мировую славу «рая на Земле», на обыкновенный остров Русский. К тому же втридорога.
Значит, расчет на иностранцев. Но поедут ли они — тоже большой вопрос. Одно дело — жаркие тропики, и совсем другое — холодноватый Владивосток. Есть ли смысл в заранее проигранном состязании?
О том, что саммит АТЭС намечен во Владивостоке, известно еще с прошлого года. Но только сейчас объявили окончательную, ошеломительную сумму затрат — 150 миллиардов рублей.
Разумеется, эти деньги пойдут не только на подготовку и на прием гостей, а главным образом на общее преобразование Приморья — будут построены дороги, газопроводы, электростанции. Но сама связь с форумом АТЭС раздражает, наводит на разговоры о банкете в 6 миллиардов долларов. Потому что соседние регионы в рамках той же Федеральной целевой программы (ФЦП) получают крохи по сравнению с Владивостоком. Чукотке — 13 миллиардов рублей, Камчатской области — 20 миллиардов, столько же — Магаданской области. В то время как только на строительство стратегически важной колымской автомобильной дороги Омсукчан — Кубака — Омолон по проекту требуется 26 миллиардов рублей.
Очевидное несоответствие вызывает недовольство губернаторов Забайкалья и Дальнего Востока. На недавней встрече с премьер-министром Зубковым они камня на камне не оставили от этой самой ФЦП, разработанной в премьерство Фрадкова. Но и валить все на одного бывшего главу правительства — тоже неправильно и несправедливо. Федеральная целевая программа развития районов Забайкалья и Дальнего Востока разрабатывалась и дорабатывалась в условиях абсурдистских, если не сказать — анекдотических.
В ходе ее обсуждения тогдашний министр экономического развития Герман Греф спрашивал, не вкралась ли в президентский указ «техническая ошибка». По его мнению, программой должно заниматься министерство регионального развития, и, скорее всего, машинистка ошиблась, напечатав в указе министерство экономического развития.
«Никакой технической ошибки нет, — возразил тогда премьер Фрадков. — Это сделано осмысленно».
«Давайте на доработку ФЦП дадим не две недели, а два-три месяца!» — взмолился министр финансов Кудрин.
«Я не могу сроки продлить. Они президентские, — отвечал Фрадков. — Ни на кого не рассчитывайте… Это работа, а не бормотуха какая-то!»
Вот так, за 2,5 месяца, разрабатывалась и за 2 недели дорабатывалась программа развития Дальневосточного экономического региона, превосходящего по территории Францию в 12,4 раза. Президент дал срок — правительство сделало. «Это работа, а не бормотуха какая-то!»
Связь Дальнего Востока и Забайкалья с остальной Россией с каждым годом становится слабее и слабее. Экономика громадного региона ориентирована на Китай, Японию, Южную Корею. По мнению Виктора Ишаева, губернатора Хабаровского края, происходит мирное, экономическое отторжение Дальневосточного региона. В Хабаровском крае население уже уменьшилось до 1 миллиона 400 тысяч. А на том берегу Амура — 100 миллионов соседей-китайцев, которые заполняют все пустые места на российской стороне, не гнушаются никакой работой.
И реального выхода не видно. Губернаторы жалуются на мизерность федеральной помощи, но даже если завалить край инвестициями и начать бурное строительство, некому осваивать средства. Сам же Ишаев говорит: «Наиболее благополучный Хабаровский край потерял 200 тысяч человек. Уехали люди среднего возраста, те, которые имеют профессию и могут где-то трудоустроиться… Вот получил Хабаровский судостроительный завод заказ на изготовление кораблей на воздушной подушке. А сварщиков нужной квалификации найти не могут».
Федеральная программа переселения 3 миллионов «соотечественников» из ближнего зарубежья в Сибирь и на Дальний Восток вызывает у местных руководителей… сильные чувства, скажем так. А если прямо и грубо — смех пополам с бешенством. «Для того чтобы люди к нам приезжали, для начала необходимо остановить отток населения. Если люди здесь жили и вынуждены уезжать, как мы можем рассчитывать, что здесь останутся те, кто приехал из других, более благоустроенных регионов?» — резонно рассуждает Ишаев.
Говорить о миллионах, как это делают в министерстве регионального развития, — значит, ничего не знать и не понимать в деле, за которое деньги получаешь. Во-первых, в Россию русские люди из стран СНГ уже не переселяются. Но если даже кто и поедет, то, естественно, в центральные области. А во-вторых, для новых людей необходимы жилье, детские сады, школы — вся социальная инфраструктура. «Это (3 миллиона — С.Б.) — половина населения Дальнего Востока. Где вы их думаете хотя бы поселить?» — спросил на совещании сибирский полпред Анатолий Квашнин заместителя министра Владимира Дедюхина. На что тот ответил: «У нас уже есть наработки».
У них всегда есть «наработки» и эти, как их… «концепции»… И Квашнин, и Ишаев говорят, прекрасно зная, что о программе переселения «соотечественников» на Дальний Восток во время прямой линии с народом заявил сам президент Путин. Но, видимо, осторожность потеряли, раздражение прорвалось.
Хабаровский край, Амурская и Читинская области — дотационные регионы. Они ни в какое сравнение не идут по богатству природных ресурсов, например, с Сахалином. Но, недавно побывав там, премьер-министр Виктор Зубков сказал на заседании правительства:
- Сахалин — это регион, где есть все: газ, нефть, уголь, рыба. Но людям ничего от этого богатства не достается. Все уходит. Рыба уходит в другие страны, а корабли возвращаются, чтобы умирать.
При таком положении золотой дождь в 6 миллиардов 122 миллиона долларов, пролившийся на Владивосток, вызывает по крайней мере недоумение.