От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 23.10.2007 00:02:12 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Экипаж "Ярославля": "Первый среди равных!"

Издание «На страже Заполярья»
Выпуск N 84 от 20 октября 2007
Из блокнота журналиста

Недавно из длительного плавания возвратилась дизельная подводная лодка Северного флота "Ярославль", которой командует капитан 3 ранга Борис Виноградов. За время дальнего похода она прошла около трёх тысяч миль. Бороздила глубины Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Основной целью плавания стал первый неофициальный визит российских подводников в главную военно-морскую базу ВМС Норвегии Хоконсверн. С поставленной задачей североморцы справились достойно, тем самым вписана яркая строка в золотую историю Российской Федерации и Северного флота. Её вписал экипаж "Ярославля", чей девиз: "Первый среди равных!" Вместе с подводниками в дальний поход ходил военный журналист капитан 2 ранга Сергей ВАСИЛЬЕВ. Сегодня мы начинаем публиковать его заметки о событиях, происходивших во время визита и в длительном плавании.

"Мы вышли в открытое море..."

Старпом капитан 3 ранга Альберт Ниндаков, выполняя указание командира, негромко, но четко подал команду:

- Все вниз!

Максимально быстро "ярославцы" спускаются в прочный корпус подводной лодки. Диаметр верхнего рубочного люка, отделяющего подводников от солнца и неба, - ровно 855 миллиметров. Длина шахты - около пяти метров, состоящих из трех пар поручней и девятнадцати ступеней вертикального трапа. Еще шаг. Нога коснулась палубы - значит, ты во втором отсеке "Ярославля", на глубине полутора метров от поверхности Екатерининской гавани.

Отданы швартовы, подводная лодка отходит от причала. За двадцать минут пересечена "Катькина гавань". Затем пройден Кольский залив. И вот уже перед "Ярославлем" свои необъятные просторы распахнуло студёное Баренцево море.

- Подготовка экипажа к походу прошла достаточно интенсивно, - рассказывает командир подводной лодки "Ярославль" капитан 3 ранга Борис Виноградов. - Экипаж с хорошими оценками выполнил все учебные задачи, поставленные командованием соединения.

Корабль к дальнему плаванию начали готовить, как только узнали, что российская субмарина пойдет с ответным визитом в Норвегию. Командование Краснознаменной ордена Ушакова I степени бригады дизельных подлодок Северного флота определило, что наиболее подготовленный в техническом аспекте корабль для подобного мероприятия - "Ярославль".

Основной этап плавания - переход в норвежский Хоконсверн - проходил в мерзопакостных метеорологических условиях. Волнение моря достигало 6 -7 баллов, скорость ветра в порывах -до 26 м/сек. Однако "ярославцы" не только без замечаний несли вахты, но и рьяно готовили лодку к заходу в натовскую базу: драили до "пламени" корабельную медь, маклачили большие приборки по давно заведенному старпомовскому алгоритму: "сверху -вниз, из носа - в корму". Словом, дружно наводили флотские шик и лоск.

Экипаж подводной лодки "Ярославль" полностью контрактный. Из 29 старшин и матросов личного состава, проходящего службу по призыву, нет. Но парням, которые в первый раз заключили контракт, была необходима учеба, сопряженная с тяжелым ратным трудом подводника. Знания, как говорится, приходят с опытом.

- Несколько моряков заключили контракт уже после полугода службы по призыву, - рассказывает заместитель командира подлодки по воспитательной работе капитан 3 ранга Павел Стежко. - Конечно, всех тонкостей специальности пока не постигли, поэтому обучаются в море, дальнем походе. Это хорошая школа!

Действительно, экипаж "Ярославля" достаточно молод - средний возраст подводников 25-26 лет. Но с полным основанием можно утверждать: ярославский" пример - яркое опровержение русской поговорки. Да, молодо, но не зелено.

Кстати, капитан 3 ранга Виноградов впервые идёт в дальний поход командиром подлодки. Борис Игоревич -выпускник легендарного Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола -принял "Ярославль" под свое начало в декабре 2006 года.

Один из ветеранов подплава как-то сказал, что первая командирская боевая служба - это пик счастья офицера, ставшего однажды к лодочному перископу. Чувствует ли себя по-настоящему счастливым человеком командир "Ярославля"?

- Я был неимоверно горд дважды, - отвечает капитан 3 ранга Борис Виноградов. - Когда меня назначили на лодку, и когда стало известно, что она пойдет на боевую службу с заходом в иностранный порт. Счастьем стало уже то, что мне доверили управлять таким замечательным кораблем, а тем более выйти на нем в дальний поход. Я считаю, для любого командира это - наибольшее счастье, какое только может быть в его служебной деятельности, офицерской карьере: демонстрация Андреевского флага и мощи отечественной военной техники за рубежом. О таком можно только мечтать!

Почему все-таки решили, что в Норвегию с ответным визитом пойдёт "Ярославль", а не однопроектный "Магнитогорск", который в прошлом году выступил в роли корабля-хозяина во время визита норвежской подводной лодки "Утстейн" (типа "Ула") в Североморск?

Начальник штаба бригады подлодок, старший на походе "Ярославля" капитан 2 ранга Александр Горбунов отвечает на это обстоятельно:

- По техническому состоянию в такой дальний путь "Магнитогорск" никто не выпустил бы. Планировали, что проведём полномасштабный доковый ремонт этой ПЛ. Но денежные средства на постановку корабля в док техническое управление Северного флота не выделило. Поэтому решили направить с визитом "Ярославль". Во-первых, рабль вовремя прошел средний ремонт. Во-вторых, высокая профессиональная подготовка экипажа. Что же касается смены части коллектива (в основном командного звена), то всё равно костяк "ярославцев" (процентов на 90) остался прежним.

По мнению Александра Владимировича, на первом этапе автономного плавания (до захода в ВМБ Хоконсверн) экипаж действовал грамотно и уверенно. Конечно, всегда есть мелочевка, которую, по большому счету, в базе в полном объеме не отработать. Вот и набирались "ярославцы" опыта непосредственно в походе. Кроме этого, перед боевой службой экипаж в течение 35 суток отрабатывал учебные задачи в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море.

- Поэтому у меня как у старшего на борту подлодки, - резюмирует капитан 2 ранга Горбунов, - сомнений в команде "Ярославля" не было. И, оценивая переход к берегам Норвегии, искренне скажу: была полная уверенность в том, что экипаж сплочен и поставленную задачу выполнит только на отлично.

Связь трёх "корпусов"

Впервые именная подводная лодка, уходящая, скажем так, родовыми корнями в Ярославскую область, вошла в боевой состав ВМФ нашей страны в 1943 году, и история её "рождения" неразрывно связана с Великой Отечественной войной. Годом раньше в стране развернулось широкое движение по строительству "народной техники" для фронта: люди отдавали последние сбережения на создание танковых колонн, авиационных эскадрилий. Летом 1942-го на средства ярославцев построили истребительную эскадрилью, получившую почетное наименование "Ярославский комсомолец".

Движение "народного строительства" продолжилось - в массы бросили клич: надо оказать содействие Военно-Морскому Флоту. К августу 1942 года ярославцы собрали около 2,5 миллиона рублей, что позволило вложить их в строительство подводной лодки. Но сбор средств продолжили, и уже к декабрю 1942 года ярославцы собрали около 5,5 миллиона рублей. Столько стоило строительство новой лодки типа "малютка". Однако строительство подводной лодки - это не день и даже не месяц. Поэтому решили: эквивалентно собранной жителями города и области сумме ближайшей построенной подлодке класса "М" присвоить наименование "Ярославский комсомолец".

И вот 23 февраля 1943 года подводную лодку "М-104", заложенную на Горьковском судостроительном заводе "Красное Сормово", именовали "Ярославским комсомольцем". В этом же году подлодка вступила в боевой состав Северного флота. Кстати, на торжественной церемонии передачи ПЛ флоту корабль от делегации ярославцев принимал командир бригады подводных лодок СФ Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Колышкин - уроженец Ярославской области.

В составе Краснознаменного Северного флота "М-104" находилась до мая 1944 года. Совершила 6 боевых походов, потопила и повредила 4 транспорта противника. Причем первую победу "ярославцы" одержали уже в первом походе.

А ближе к лету 1944 года лодку в составе "малюточного" дивизиона по железной дороге отправили на Черное море, так как еще до войны существовало мнение, что "использовать ПЛ класса "М" на обширном Северном театре военных действий нецелесообразно".

В Крыму "Ярославский комсомолец" вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота, однако в боевых действиях уже не участвовал. После войны корабль стал плавучей зарядовой станцией, затем - учебно-тренировочной станцией. И в конце 50-х годов "комсомольскую" подводную лодку окончательно вывели из боевого состава ВМФ.

В 1963 году традиция присвоения кораблям и подлодкам почетных наименований возобновилась. Тогда первой именной субмариной стала легендарная АПЛ "К-3" - "Ленинский комсомол". Следующей - уже дизельная подлодка "Б-4", кстати, участница Карибского кризиса, единственная, как свидетельствуют историки, не обнаруженная противолодочными силами ВМС США. По возращении в базу она получила почётное наименование "Челябинский комсомолец".

Вслед за уральцами и Ярославская область обратилась к командованию Краснознаменного Северного флота с просьбой возобновить шефские связи с подводниками-североморцами. Их просьбу удовлетворили: ярославцы взяли шефство над вновь строящейся подлодкой "Б-26" проекта 641, которую в 1965 году заложили в Ленинграде на Балтийском заводе. После ввода в боевой состав Краснознаменной ордена Ушакова I степени бригады подлодок 4-й эскадры подводных сил Северного флота второй "Ярославский комсомолец" верой и правдой отслужил Отечеству свыше четверти века. За это время подлодка совершила более десяти океанских походов, она участвовала в многочисленных учениях сил Северного флота и ВМФ СССР.

Самый знаменательный поход "Ярославского комсомольца", которым в ту пору командовал капитан 2 ранга Лев Дементеев, состоялся в 1978 году -совместное плавание с подлодкой "Челябинский комсомолец" и научно-исследовательским судном "Полюс" в южные широты Атлантического и Индийского океанов.

В ходе плавания, продолжавшегося с 22 ноября 1977 года по 9 июля 1978 года, подводные лодки посетили с дружественными визитами порты Ко-накри (Гвинея), Луанда (Ангола) и Порт-Луи (остров Маврикий).

В 1992 году подлодку "Ярославский комсомолец" вывели из боевого состава ВМФ. Большую часть экипажа перевели на новейшую по тем временам дизельную подводную лодку проекта 877 типа "варшавянка", уже вошедшую 28 декабря 1988 года в состав подводных сил Северного флота. В прославленном соединении именно она успешно выполнила задачи боевых служб XXI века. Нынешний дальний поход для "ярославцев" - третий.

Кроме этого, подводная лодка проходила сдаточные испытания на Черноморском флоте, участвовала в испытаниях новых образцов вооружения. Затем совершила межфлотский переход через Средиземное море, Атлантику на Северный флот. На Крайнем Севере экипаж "Ярославля", образно говоря, из морей не вылезает. И завершившийся дальний поход с неофициальным визитом в Норвегию - лишнее тому подтверждение.

Капитан 2 ранга Сергей ВАСИЛЬЕВ. (Продолжение следует).



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100