...А в районе 20.00 12 августа на «Карелию» пришла короткая радиограмма: «Имели ли связь с «Курском»?» Кораблев написал в ответ: «Связи не имел». Со старшим на борту контр-адмиралом Вячеславом Щеголевым, заместителем командующего флотилией, провели анализ событий... ... и командир дописал: «Слышали подводный взрыв»....
С КП сразу же откликнулись: «Доложите глубину, направление, курс и скорость корабля в расчетное время подводного взрыва». На «Карелии» в центральном посту сразу записи подняли, выдали все, что в принципе знали. А вернее, слышали…
-----------------------------------------
...19.10.2000 Понедельник
"Трагедия "Курска" - не развал флота
Таково мнение командира атомной подводной лодки "Карелия" Андрея
Кораблева, с которым вчера встретился наш корреспондент
Встретив Андрея Кораблева где-нибудь на улице, вы ни за что не угадали бы
в нем человека, от действий которого в определенные моменты зависит жизнь
миллионов людей. Среднего роста, худощавый, моложавый каперанг (капитан
первого ранга) с очень флотской фамилией никак не напоминает морского
волка. И говорит о своей службе очень просто, как о вещи ему привычной:
- Меня удивляет, что после гибели "Курска" многие, в том числе
журналисты, бросились с вопросами: а вы не боитесь снова выходить в
плавание? Трагедия "Курска" - не гибель российского подводного флота. Это
большое горе, мы тоже отдали дань памяти морякам, когда участвовали в
прощании с "Курском". Одновременно это испытание нашего боевого духа и
проверка готовности к решению новых задач.
- Как вы узнали о том, что случилось с "Курском"?
- Мы вместе участвовали в учениях Северного флота и находились в 40
милях от "Курска". Наш ракетоносец находился в подводном положении -
единственный из всех кораблей флота. Отлично слышали взрыв, после чего
нашу лодку сильно тряхнуло. А уже через 20 минут, как и положено, мы
запускали свои ракеты. Учения продолжались. Затем мы участвовали в
первоначальной стадии поисков. ...
------------------------------------
... Статья ниже взята в архиве КП за 8 сентября, по адресу http://www.kp.ru/
"Комсомольская Правда", 8 сентября 2000г. Сегодня в номере
ТРАГЕДИЯ "КУРСКА": СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА
"Первого отсека у лодки не было. Как отрубили гильотиной..."
Свидетельствует капитан 3 ранга Андрей Шолохов, который на
спасательном аппарате "Приз" трижды опускался к погибшей подлод-
ке Андрей Иванович десять лет командовал "Призом". Опытнейший
спасатель. Год назад перевелся с Северного флота в Питер. Узнав о
ЧП с "Курском", позвонил в Североморск: "Готов помочь". Ему отве-
тили: "Если можешь, приезжай". Он прилетел в среду, 16-го. Через
несколько часов совершил первое свое погружение. Всего их было
три. На глубину Шолохов уходил, как встарь, командиром аппарата.
- Первый раз мы опустились в четверг, 17 августа. У меня сло-
жилось впечатление, что до этого дня управления там почти не бы-
ло или оно было очень слабым. На борту спасателя "Михаила Рудниц-
кого" находились три адмирала. Конечно, они профессионалы в своем
деле, но в нашем - понимали мало.
- В каком состоянии была наша спасательная техника?
- Наш аппарат при спуске на воду сильно лупило о борт. Сразу же
были выведены из строя гидроакустические антенны бокового обзора,
заклинены(????) гидроакустические антенны кругового обзора, вышел из
строя гирокомпас. Позже была повреждена поворотная насадка - из
строя вышел ее гидропривод. У меня механик спал два часа, не
больше, постоянно ремонтировались.
- Почему не завесили борт кранцами?
- С кранцами еще хуже: на волне аппарат отыгрывает в одну сто-
рону, судно водоизмещением 7 тысяч тонн - в другую, кранцы - в
третью... При первом погружении мы работали чуть больше четырех
часов. Восемь раз садились на коммингс лодки и последний раз "си-
дели" на нем больше двадцати минут - четко на посадочной площад-
ке. Как это происходит? Зависаем и, со всей дури работая винтами,
придавливаем аппарат к посадочной площадке.
- Что было потом?
- У нас есть специальное устройство, захватывающее обух на
крышке люка. Обух - обычный металлический выступ. Захватив его,
мы стали подтягивать аппарат. Но так называемого "присоса" не
произошло. И обух мы согнули, потом пришлось его переваривать.
- Почему не произошло "присоса"?
- Либо негерметичность стального стакана, в котором находится
люк, либо негерметичность присасываемой камеры. За неделю до ава-
рии "Курска" проверяли присасываемую камеру - все было нормально.
- Итак, вы не смогли пристыковаться в корме лодки...
- ...и получили задание: "Пройти в нос!" Я, как командир, си-
дел за перископом и видел... Эпроновские выгородки - в них клапа-
ны для продувания балластных цистерн - были сорваны и валялись
рядом с лодкой. Я думаю, они слетели при сильнейшей деформации
корпуса после взрыва.(????)
Лодка обшита резиновыми листами толщиной в 15 - 20 сантиметров,
листы подогнаны друг к другу так, что между ними не просунуть
лезвие ножа. Так вот, у меня создалось впечатление, что между
этими листами можно было просунуть два-три пальца. Они
разошлись... Проходим дальше. У нас на борту были ребята с лодки,
аналогичной "Курску": они должны были идти внутрь. Один из них
сидел и говорил: проходим такой-то отсек, такой-то... И вдруг
- лодка кончилась! Представьте пропасть под углом в 90 градусов.
Торчат какие-то трубы искореженные, загнутые листы... И парень
этот говорит: "Первого отсека не существует". Как будто его отпи-
лили или отрубили гильотиной. Мы еще походили осторожно над грун-
том, а потом нам дали команду на всплытие.
- Лодка лежала под углом?
- Видел сам: нулевой крен, нулевой дифферент. Ну, может быть, 2
- 3 градуса.
- А течение?
- Я мерил лагом скорость - 0,7 узла. Мизер.
- То есть работа была несложной?
- Абсолютно. Для нашего аппарата это рутинная работа.
- Почему вы не стали открывать люк?
- У нас не было такой задачи. Наша задача звучала так: присты-
коваться к коммингсу. Дальнейшие действия - за двумя подводника-
ми, которые должны были спуститься в камеру присоса и в стакане
коммингса открыть специальный клапан. Открыть и посмотреть: если
давление начнет повышаться, значит, в лодке вода. А поднимать люк
было бессмысленно. Если в лодке живые люди, они открыли бы люк
сами и вышли на поверхность с индивидуальными спасательными аппа-
ратами. Открыв люк, мы бы их просто утопили.
Беседовал Дмитрий СТЕШИН. ("КП" в Санкт-Петербурге")....