От harden Ответить на сообщение
К Дмитрий Болтенков Ответить по почте
Дата 20.08.2007 10:05:27 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Забытый Декабрист


http://www.kliper2.ru/archives_b/archives_12/publish_12_1.html

В еженедельнике "Независимое военное обозрение" (№ 19 за 2006 год) опубликована статья военного журналиста, капитана 2 ранга С. А. Ковалева "Забытый "Декабрист". Привожу краткое изложение этой статьи.

Свыше 60 лет остается неразгаданной тайна гибели подводной лодки Д-1, которая 13 ноября 1940 года на виду сразу двух береговых постов совершила свое последнее погружение и исчезла. Подводная лодка Д-1 (до 21 августа 1934 года - "Декабрист") была головной в 1-й серии советского подводного кораблестроения. В 1933 году по Беломорско-Балтийскому каналу она перешла в Мурманск и стала первой подводной лодкой Северного флота.

В тот роковой для себя день Д-1 под командованием капитан-лейтенанта Федора Ельтищева заняла назначенный полигон № 6 в Мотовском заливе для проведения боевой подготовки. Экипаж произвел дифферентовку, и в 13.30 лодка погрузилась на перископную глубину в семи милях от мыса Выев-Наволок. Ее погружение контролировали береговые наблюдатели. Вскоре белый след от перископа исчез между гребнями невысоких волн. "Декабрист" ушел на заданную глубину.

Через 15 минут после начала движения Д-1 наблюдатели на мысе Шарапов (юго-восточная часть полуострова Рыбачий) обнаружили перископ подлодки, идущей к центру Мотовского залива. Как "Декабрист" смог так быстро "перелететь" в северную часть залива, и зачем Ельтищев вновь всплыл на перископную глубину? Эти вопросы до настоящего времени остались без ответа.

Вечером, когда в назначенное время Д-1 не вышла на связь и в базу не вернулась, корабли Северного флота экстренно вышли на поиски исчезнувшей подлодки. Всю ночь Мотовский залив прослушивался шумопеленгаторными станциями и освещался корабельными прожекторами. С первыми проблесками рассвета у мыса Шарапов было обнаружено большое масляное пятно, спасательный круг, мелкие деревянные обломки и куски изоляционной пробки. Так появилось первое, позже принятое за официальную версию, мнение, что подлодка затонула на большой глубине в северной части залива.

В течение последующих недель было поднято еще несколько предметов, вероятно принадлежавших подводной лодке "Декабрист". Но самой большой неожиданностью для североморцев стала находка в южной части залива. Здесь в ночь на 18 ноября один из тральщиков сначала оборвал свой придонный трос (использовавшийся при поиске), а затем корабельный металлоискатель показал наличие на грунте большого металлического объекта. В эту же ночь еще один столь же большой металлический объект был обнаружен в, двух милях от мыса Выев-Наволок. Вечером 26 ноября 1940 года поиски пропавшей подлодки прекратили.

На Север приехала комиссия под руководством второго заместителя наркома ВМФ (по судостроению) адмирала Льва Галлера. По итогам ее работы был сделан вывод: "Декабрист" погиб вследствие разрушения прочного корпуса после погружения ниже предельной глубины. Истинную причину катастрофы можно было установить только при подъеме корабля или его внешнем осмотре. Перед войной на Северном флоте погибли только две подводные лодки. Щ-424 - затонула 20 октября 1939 года на глубине 250 м у мыса Летинский. Через год ее участь разделила Д-1. Уже в апреле 1941-го, после окончания зимних штормов, на Северном флоте начались подготовительные работы к подъему затонувшей подлодки.

Уже сам факт подготовки говорит о том, что контр-адмирал Головко знал глубины в районе гибели подлодки и их доступность для длительной работы водолазов в условиях ледяной апрельской воды Баренцева моря. В те годы это означало, что глубина на месте катастрофы не превышает ста метров. То есть командующий СФ считал, что ЧП произошло или близ острова Большой Арский, или у мыса Выев-Наволок, но никак не на больших глубинах в северной части Мотовского залива. Вскоре началась Великая Отечественная война, и об исчезнувшей подлодке забыли.

После 1945 года об исчезновении североморского "первенца" старались не вспоминать даже маститые историки, а североморские ветераны в своих мемуарах уделяли давней катастрофе не более одной строки. Вновь заговорили о "Декабристе" только в 1984 году, когда в Заполярье пришло новое спасательное судно "Георгий Титов", имевшее на вооружении обитаемые глубоководные аппараты и телевизионные буксируемые искатели. Но лишь в 1990 году командующий СФ адмирал Феликс Громов решил провести подводный поиск в районе гибели Д-1. Был составлен план проведения операции, назначены силы и средства, определен порядок их действий и произведены временные расчеты каждого этапа, разработана система организации связи и мер безопасности. Начало было назначено на июнь 1990 года. Но прошел июнь, за ним - июль и информация о проведении поиска Д-1 исчезла.

К исчезнувшей недалеко от своей главной базы подлодке Северный флот вновь вернулся еще через десять лет. В июле 2000 года командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов начал подготовительные работы по осмотру предполагаемого района гибели "Декабриста". Срок проведения поисков был назначен на сентябрь 2000-го. Но катастрофа "Курска" перечеркнула все планы и остановила проведение поиска.

Очередную попытку в январе 2003 года сделал уже новый командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков. Был проведен предварительный осмотр предполагаемого района исчезновения Д-1 в Мотовском заливе. Однако этот осмотр с использованием лишь корабельной гидроакустики (без металлоискателя) не дал положительных результатов.

Не стали искать "Декабрист" и в год 65-летия его гибели - 2005 году. Выяснилось, что Северный флот опять, как и в первые послевоенные годы, не имеет технической возможности отыскать Д-1.



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100