От VOICE Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 30.05.2007 20:27:14 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Подлодка, ставшая легендой



Вот уже не один год она занимает место у своего последнего причала. К этой набережной вблизи цеха 42 и сегодня приходят люди. Приходят ветераны, построившие подлодку проекта 661, и представители нынешнего поколения корабелов, наслышанные о рекордах корабля с заводским номером 501 и сказочным именем "Золотая рыбка". И конечно, легендарная подлодка по-прежнему занимает умы исследователей и летописцев. Среди них - специалист управления ремонта, модернизации, гарантий и утилизации Юрий Сергеевич Анциферов. Ему слово.

Не перестаю удивляться фактам, связанным с ее непростой судьбой. Широкой публике они не известны. Оказывается, для организации проектирования и строительства АПЛ пр. 661 в стране вышло три (!) Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В основном такие документы готовились и выпускались в рамках целых отраслей народного хозяйства, отечественной науки или производства. В данном же случае - для отдельно взятого корабля!

Но обо всем по порядку. 28 августа 1958 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О создании новой скоростной подводной лодки и развитии научно- исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ в целях ее создания". Этим документом предусматривалось решение следующих задач: увеличение скорости АПЛ в два, а глубины погружения в полтора раза; создание атомной установки нового типа со снижением удельного веса реакторной и турбинной установок в 1,5-2 раза; создание новейшей техники - приборов, аппаратуры и оборудования, имеющих в 1,5-2 раза меньшие размеры, чем у существующих образцов; создание для АПЛ нового комплекса ракетного оружия со стартом из-под воды; создание и внедрение в производство новых материалов. Не прошло и полгода, как 1 апреля 1959 года появляется следующее Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О разработке для АПЛ пр. 661 первой в мире противокорабельной крылатой ракеты "Аметист" с подводным стартом". Следом, в том же 1959 году, выходит уже третье Постановление "О проведении работ по созданию титановых сплавов для изготовления из них листового и профильного проката, штамповок, поковок, отливок и труб для отечественных АПЛ". (Известно, что АПЛ пр. 661 является мировым титановым первенцем и послужила импульсом в становлении титанового производства в нашей стране).

Проектантам АПЛ пр. 661 ставилась задача, для выполнения которой в стране предстояло развить широкий спектр научно-технических работ. Не просто воспользоваться последними научными достижениями, а еще и,с учетом проведения на их базе дополнительных исследований.

На флоте об этом могли только мечтать. Судите сами, если улучшать, то не менее чем в два раза, если создавать и внедрять, то принципиально новое.

Вспомним, какая стояла "на дворе" политическая погода. Пик холодной войны требовал мощного научного рывка, колоссального промышленного прорыва. Не случайно в 1959 году наш спутник первым стартовал в космос, вскоре первым в космос полетел наш Гагарин. Именно тогда была задумана и АПЛ пр. 661. Исторически это были ровесники!

Вместе с разработкой новых корабельных систем и иного вооружения мучительно проходило освоение титана. Срочно был нужен поиск принципиально новых технических и технологических решений. Все было впервые, проблемы росли, как снежный ком.

Долгое время не удавалось приблизиться даже к пониманию схемы организации и координации работ по проектированию и строительству такого корабля. На его создание были нацелены многочисленные научно-исследовательские, опытно- конструкторские организации, а также крупнейшие отечественные заводы, в том числе Ижорский, Кировский, Балтийский, Харьковский, Московский и другие. Финансовых проблем, естественно, никто не поднимал. Их просто не было. Основная трудность проектирования заключалась в том, что в соответствии с Постановлением применять на этой АПЛ ранее освоенные технические средства, оборудование, материалы, приборную технику и системы автоматики не разрешалось. Все это требовалось создавать только заново и исключительно на базе последних достижений науки и техники.

В этой обстановке на правительственном уровне была впервые принята новая по тем временам организационная форма решения вопросов. Приказом председателя государственного комитета по судостроению Б.Е. Бутомы для координации работ по АПЛ пр. 661 был создан совет директоров, в который входили шестнадцать директоров ряда ведущих НИИ и предприятий.

Позже такую форму организации в решении наиболее важных вопросов приняли государственные комитеты других отраслей промышленности. За все время проектирования и строительства АПЛ пр. 661 заседание совета директоров состоялось 22 раза!

Еще один интересный факт. Выяснилось, что для создания атомной лодки с принципиально новым комплексом приборов и оружия требуются дополнительные производственные мощности для их отработки и практических испытаний. Оказалось, что имеющаяся в стране база стендов и лабораторий для этих целей является недостаточной.

В этих условиях руководство ВМФ принимает исключительно важное решение. Временно выводятся из состава пять (!) действующих подводных лодок для использования их в качестве опытных стендов и лабораторий для АПЛ пр. 661. Из них три дизельные и две атомные. Все на ходу.

Для понимания серьезности ситуации опять же вспомним, какое было время. Страна в тисках НАТО, железный занавес, открытые военные угрозы. СССР и США еще не разжали "кулаки" после Карибского кризиса. Зыбкий мир под мушкой прицела. Мир в напряжении. И в этих условиях ВМФ практически снимает с боевого дежурства целых пять подводных лодок!

Согласитесь, факт сам по себе весьма рискованный. Очевидным остается одно - в планах повышения обороноспособности СССР, а также усиления отечественного судостроения и, прежде всего, подводного кораблестроения, работы по АПЛ пр. 661 расценивались как приоритетные и первоочередные. Цена задачи была чрезвычайно высокой.
(Окончание следует).


Корабел
29 мая 2007 (39)
Юрий АНЦИФЕРОВ.



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100