На заре атомного флота все было совсем не так.
Я, кажется, здесь уже рассказывал, как командиры той поры отрабатывали ВО. Две истории из службы моего отца.
1. Середина 60-х, 627А проект, командир - Панов. Проход узкости при входе в базу. ВО (отец) на мостике, командир - в ЦП. До пирса командир на мостик не поднимается, а поднявшись, НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ в швартовку. ВО так и привязывается самостоятельно, а ПОТОМ (не во время) - получает разбор ошибок.
2. То же время, тот проект, командир - известный всем Чернавин. Отец ВО, просит разрешения всплывать в НП. Командир - в кают-компании, смотрит фильм. "Ну так всплывайте!". ВО самостоятельно всплывает в НП, докладывает, и командир появляется в ЦП только через 30 минут.
На том же выходе - выброс аэрозолей с хорошим фоном. На доклад ВО командиру в каюту, следует команда: примите меры! И все время, пока ВО "проводит меры". т.е. всплывает, вентилирует отсеки и с химиками разбирается в причинах аварии, командир находится в каюте! Хотя понятно, что ему там... немного неуютно.
Можно по-разному оценивать такие поступки командиров, но, согласитесь, что вахтенных офицеров они готовили достойных, готовых к командованию кораблем.