>Я не ставлю никому ничего в вину. Просто мне не понятно его поведение. Не знаю может это действительно нормальная практика? Но в свете того что знаю, мне так не кажется.
>И вот схемка.
Схемка наглядная, но не достаточная для окончательных выводов. Хорошо бы еще взглянуть на карту всего полигона.
Выводы, тем не менее рискну сделать такие: Непосредственная причина - проспали поворот. Все, и командир 2-го экипажа, и вахтенный офицер, обязанный контролировать место, и особенно штурман, обязанный докладывать за 5 минут, за минуту и время поворота.
Основная, фундаментальная причина - плохая организация ГКП и безответственность должностных лиц. Это беда нашего флота - везде надсмотрщики, проверяющие, обеспечивающие, поддерживающие штаны. Действительно, порой легче и безопаснее самому выполнить какой-то маневр, чем научить этому подчиненного. Какой процент вахтенных офицеров выполняли маневр срочного погружения? а дифферентовались самостоятельно? а сколько старпомов швартовались? Единицы, имхо. И стоит ли после этого удивляться его безответственности и беспомощности, когда остается без широкой спины впереди.
И только как факторы, косвенно способствующие аварии я бы назвал неудачную схему маневрирования (тут еще надо на карту взглянуть) и отсутствие командира в ЦП в момент поворота.
Еще раз повторяю - обстановка была довольно простая. 2.5 мили (5 верст!) до отдельной навигационной опасности - не узкость. А 20 узлов - скорость высокая, но не сверхзвуковая.
И к тому же, скорее всего, всей правды о ситуации в ЦП перед аварией мы не знаем и не узнаем.
С уважением, КМ
И не путайте подводную лодку с подледной водкой (с)