ВОЕННО-МОРСКАЯ ДОКТРИНА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РОССИИ
В настоящее время на военно-политическом уровне основополагающие взгляды на военно-морскую деятельность России и предназначение Военно-морского флота определены четырьмя основными документами: "Концепцией национальной безопасности Российской Федерации", "Военной доктриной Российской Федерации", "Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года", "Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года". Эти документы в совокупности и определяют на военно-политическом уровне основополагающие взгляды и установки на военно-морскую деятельность России. Не на применение и строительство ВМФ, а именно на военно-морскую деятельность государства в целом. Какой же тогда должна быть новая Военная доктрина (ВД) в области применения Военно-морского флота? Этому посвящена статья начальника Главного штаба ВМФ адмирала Михаила АБРАМОВА.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
АБРАМОВ Михаил Леопольдович
Михаил АБРАМОВ
Фото Леонида ЯКУТИНА
Родился 6 июля 1956 г. во Владивостоке. Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова (1978 г.), Военно-морскую академию имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова с отличием (1989 г.), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ с отличием (2001 г.). Офицерскую службу начал на Тихоокеанском флоте в должности командира батареи. Затем - командир боевой части, старший помощник и командир сторожевого корабля. На Балтийском флоте служил начальником штаба бригады десантных кораблей. С 1990 г. вновь на Тихоокеанском флоте - занимал должности заместителя командира бригады, начальника штаба и командира дивизии надводных кораблей, начальника штаба флотилии и начальника штаба Группировки войск и сил на Северо-Востоке РФ. С должности командующего флотилией Тихоокеанского флота в 2003 г. назначен начальником штаба - первым заместителем командующего Балтийским флотом. С 2004 г. - командующий Северным флотом. С 2005 г. - начальник Главного штаба ВМФ. Награжден орденом "За военные заслуги".
Военная доктрина как система официально принятых в государстве взглядов (установок) военно-политического характера, безусловно, должна включать положения, раскрывающие обеспечение военной безопасности с морских и океанских направлений. При этом имеется в виду не какой-то отдельный раздел военно-морской деятельности России, а наличие по всему содержанию документа четких и ясных установок, определяющих основы строительства и применения Военно-морского флота.
В действующей редакции ВД эти основополагающие взгляды и установки определены, на наш взгляд, недостаточно четко и емко. В частности, оценка военно-политической обстановки в действующей редакции дана без раскрытия национальных интересов, защищаемых применением Вооруженных Сил РФ, и в том числе Военно-морским флотом. Указаны только угрозы военной безопасности. Недостаточно отражены угрозы военной безопасности с морских и океанских направлений. А также роль и место ВМФ в обеспечении военной безопасности в оперативно важных океанских и морских районах. Не отражены цели, задачи и формы применения ВМФ в мирное время.
В новой Военной доктрине уместно было бы ввести отдельный раздел "Военная опасность и военная угроза" (в действующей - это "Военно-политические основы"). На наш взгляд, здесь нельзя ограничиваться только отражением вопросов военной опасности и военной угрозы.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Как представляется, национальные интересы, защищаемые применением вооруженной силы и не приведенные в действующей доктрине, по значимости и определяющей роли имеют больший приоритет над угрозами. Поэтому, считаем, национальные интересы, защищаемые применением Военно-морского флота, должны быть отражены в новой редакции ВД.
К таким национальным интересам относятся:
- обеспечение гарантированного доступа РФ к ресурсам и пространствам Мирового океана, исключение дискриминационных действий в отношении РФ или ее союзников со стороны отдельных государств или военно-политических блоков;
- недопущение доминирования каких-либо государств или военно-политических блоков в пространствах Мирового океана, имеющих важное значение для реализации национальных интересов РФ, особенно в прилегающих морях;
- урегулирование на выгодных для страны условиях имеющихся политических международно-правовых проблем использовании Мирового океана;
- консолидация усилий государств на мирном освоении и использовании Мирового океана;
- освоение и рациональное использование природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития страны;
- формирование и обеспечение эффективного функционирования морских (речных) транспортных коммуникаций;
- обеспечение выгодных для РФ условий участия в международном разделении труда на рынке товаров и услуг;
- поддержание необходимого научно-технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего военно-морскую деятельность.
В этом же разделе должны быть обязательно отражены и угрозы военной безопасности с морских и океанских направлений. А они таковы:
- активизация военно-морской деятельности ведущих морских держав, изменение соотношения военно-морских сил не в пользу РФ;
- повышение боевых возможностей группировок военно-морских сил ведущих зарубежных государств, в том числе по поражению объектов на всей территории РФ со всех стратегических направлений, размещение на носителях ВМС до 80% высокоточных СВН (крылатых ракет морского и воздушного базирования);
- ограничение возможности выхода РФ к ресурсам и пространствам Мирового океана, международным магистральным морским коммуникациям, особенно в Балтийском и Черном морях, путем экономического, политического, международно-правового давления;
- расширение масштабов несанкционированной добычи природных морских ресурсов страны, резкое возрастание иностранного влияния на морскую деятельность РФ;
- неурегулированность целого ряда сложных международно-правовых вопросов, касающихся в первую очередь правового статуса Каспийского, Азовского, Черного, Баренцева, Берингова и Охотского морей, наличие территориальных претензий к РФ со стороны ряда сопредельных государств.
Часть этих угроз учтена в действующей редакции Военной доктрины. Очевидно, также нельзя упустить охват и всех остальных угроз морского типа. Мы полагаем, что при оценке военно-политической обстановки в новой редакции ВД будет отражено, что изменение геополитической ситуации вокруг России будет сопровождаться борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам. При этом представляется необходимым показать, что одним из ключевых процессов формирования новой системы глобальной и региональной безопасности на долгосрочную перспективу является прогрессирующая глобализация.
В разделе "Военная опасность и военная угроза" новой редакции ВД при оценке военно-политической обстановки необходимо отразить основные характеристики глобализации (с точки зрения определения возможных условий вооруженного противоборства в океанских и морских районах). Глобализация с этой точки зрения характеризуется:
- наибольшим развертыванием глобализационных процессов, прежде всего в промышленно развитых странах;
- формированием глобальной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, определяющей усиливающуюся зависимость потенциальных противников от состояния и функционирования не только национальной экономики, но и от большинства сопряженных элементов указанной инфраструктуры в других странах;
- взаимозависимостью национальных экономик на мировом уровне, позволяющей за счет воздействия на экономику одной или нескольких стран вызывать неприемлемые экономические колебания или кризисы во всей коалиции стран потенциальных противников;
- концентрацией экономического потенциала промышленно развитых стран в ограниченном числе центров, повышающей уязвимость их экономики от прямых, косвенных и неявных воздействий по ключевым элементам этих центров;
- высокой зависимостью экономики промышленно развитых стран от бесперебойного функционирования систем энергообеспечения и транспорта, позволяющей рассматривать элементы этих систем, как ключевые объекты для воздействия на экономику потенциальных противников.
Из этих характеристик видно, что для достижения целей политического и вооруженного противоборства в условиях усиливающихся процессов глобализации многократно возрастает возможность воздействия на агрессора.
ЗАДАЧИ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
В разделе "Военно-стратегические основы" новой редакции ВД необходимо отразить цели применения Военно-морского флота в составе Вооруженных Сил. Представляется, что как раз существенным недостатком действующей редакции Военной доктрины является отсутствие положений, определяющих цели применения ВМФ в составе Вооруженных Сил в мирное время. Что это за цели?
Боевая служба - одна из самых сложных форм применения ВМФ в мирное время.
Фото Георгия ДАНИЛОВА
Стратегическая цель применения Военно-морского флота в мирное время заключается в создании и поддержании в океанских районах, морских зонах и прилегающих к ним континентальных районах благоприятной обстановки, надежно обеспечивающей национальную безопасность и защиту национальных интересов России во всех сферах.
В мирное время при возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода целью применения ВМФ будет участие в проведении эффективного комплекса сдерживающих действий военного характера по снижению возникшей напряженности и предотвращению агрессии против России и ее союзников, проводимых наряду с комплексом мер политико-дипломатического и экономического характера; в военное время - внесение максимального вклада в действия Вооруженных Сил по скорейшему пресечению агрессии против РФ и ее союзников на наиболее выгодных для России условиях. Цели, задачи и формы применения ВМФ в составе Вооруженных Сил в данном разделе ВД, по нашему мнению, целесообразно структурировать по указанным периодам применения, а для военных конфликтов различного масштаба привести отдельные уточнения.
В разделе "Военно-стратегические основы" целесообразно отразить задачи и формы применения ВМФ в составе Вооруженных Сил в мирное время. А в мирное время ВМФ, напомним, выполняет следующие оперативно-стратегические задачи:
- участие в составе Вооруженных Сил в стратегическом сдерживании на глобальном и региональном уровне для обеспечения военной безопасности России;
- противодействие угрозам и защита военными методами национальных интересов в оперативно важных районах Мирового океана и прилегающих к ним континентальных районах, находящихся за пределами национальной юрисдикции;
- обеспечение благоприятного оперативного режима и безопасной морской деятельности Российской Федерации в территориальном море, экономической зоне и на континентальном шельфе.
Что касается форм применения ВМФ, то ими являются военно-морское присутствие в оперативно важных районах для выполнения задач в области военно-морской деятельности России; боевая служба; боевое дежурство; поддержание благоприятного оперативного режима; специальные действия и операции. В мирное время при возникновении кризисной ситуации, угрожаемого периода флот будет выполнять следующие оперативно-стратегические задачи:
- участие в составе Стратегических ядерных сил в стратегическом сдерживании, подготовка к эффективному применению при внезапном начале агрессии;
- подготовка ударных сил МСОН к эффективному применению в военное время и их участие в составе Вооруженных Сил в нестратегическом сдерживании;
- обеспечение благоприятного оперативного режима и безопасной морской деятельности России, противодействие угрозам и защита военными методами национальных интересов в Мировом океане и прилегающих к нему континентальных районах, преимущественно в пределах национальной юрисдикции;
- заблаговременная подготовка к переводу с мирного на военное время, наращивание боевой и мобилизационной готовности ВМФ, а при дальнейшей эскалации кризисной ситуации - приведение в высшую степень боевой готовности и мобилизационное развертывание.
Формами применения ВМФ будут формы применения мирного времени, а также демонстрационные действия и участие в боевых действиях Вооруженных Сил по разрешению международных (приграничных) вооруженных конфликтов.
Особый разговор о военном времени. В военное время ВМФ будет выполнять такие оперативно-стратегические задачи:
- участие в составе Стратегических ядерных сил в стратегическом сдерживании противника в ходе начального периода войны и нанесении заданного поражения противнику;
- участие МСОН в составе Вооруженных Сил в сдерживании дальнейшей эскалации агрессии и принуждении противника к ее прекращению;
- поражение группировок ВМС противника в дальней и ближней морской зоне, содействие другим видам Вооруженных Сил, действующим на приморских направлениях;
- обеспечение благоприятного оперативного режима и защита морской деятельности России в ближней морской зоне.
Таким образом, внесение в текст новой редакции Военной доктрины указанных выше положений, определяющих применение Военно-морского флота в составе Вооруженных Сил, в целом определит роль и место ВМФ в обеспечении военной безопасности в оперативно важных океанских и морских районах. При этом в разделе "Основы военной политики" представляется целесообразным непосредственно определить, что ВМФ как вид Вооруженных Сил играет ведущую роль в вопросах обеспечения военной безопасности государства в океанских и морских районах.
Особого внимания при подготовке новой редакции, на наш взгляд, потребуют также статьи этого раздела, касающиеся основного предназначения управлений главнокомандующих видами Вооруженных Сил, в частности ВМФ. Основные задачи и функции Главного командования ВМФ по руководству флотами и управлению Военно-морским флотом в целом должны быть сохранены. По нашему мнению, заменить Главкомат ВМФ в этом некем.
ГОТОВЫ К ОБСУЖДЕНИЮ
Считаем правильным, что в новой редакции ВД предполагается наряду с военными округами определить и общее предназначение флотов (этого нет в действующей редакции). Очевидно, во время детальной работы над текстом новой редакции документа возникнут и другие вопросы, в том числе по разделам "Военно-экономические основы" и "Международное военное сотрудничество". Хотелось бы, чтобы эти вопросы решались конструктивно. На наш взгляд, для этого необходимо, чтобы Главкомат ВМФ участвовал в работе над всеми разделами новой редакции Военной доктрины и возможно на более ранних стадиях подготовки документа.
Внесение в новую редакцию ВД изложенных предложений в совокупности с другими действующими основополагающими документами, на наш взгляд, завершит определение роли и места Военно-морского флота в обеспечении военной безопасности государства. Это позволит реализовать новые концептуальные положения применения ВМФ в многоступенчатом сдерживании военными методами угроз национальной безопасности и защите национальных интересов Российской Федерации с морских и океанских направлений.
Утвержденная министром обороны Российской Федерации 18 января 2007 г. Концепция применения ВМФ и ее последующее развитие - Концепция строительства ВМФ полностью завершат формирование системы руководящих теоретических и политических принципов, определяющих цели и задачи ведения государством вооруженной борьбы на море, формы и способы достижения этих целей и выполнения задач.